Научная статья на тему 'СЕКТОР ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ'

СЕКТОР ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
393
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / МЕДИЦИНА / ГОСУДАРСТВО / ФИНАНСИРОВАНИЕ / КВАЛИФИКАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ПАНДЕМИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Малых О.Е., Лысенко В.А.

Здравоохранение, как важный элемент экономики и социальной политики страны, должно на высоком уровне обеспечивать здоровье населения и не может финансироваться по остаточному принципу. В статье представлен анализ проблем, вследствие которых снизилась доступность профессиональной бесплатной медицины, а врачи не могут обеспечить качественный уровень оказания медицинской помощи в требуемых объемах. Описаны вопросы финансирования из государственных средств, в том числе низкая заработная плата, ненормированный рабочий график, неэффективное управление здравоохранением, отсутствие регламентированного количества сотрудников. В настоящий момент государственные расходы на здравоохранение только сокращаются, и после проведения «оптимизации» произошли критические потери мощности системы здравоохранения. Это выразилось в утрате квалифицированных сотрудников из-за низких зарплат и увеличения нагрузки на оставшихся врачей. Следствием стало то, что важные функции обеспечения медицинской помощи не подчиняются Минздраву России, что приводит к неэффективному расходованию дефицитных ресурсов и невозможности контроля профессиональных действий из единой системы. В статье предложены варианты восстановления кадрового потенциала медицинских работников, доведения финансирования до уровня развитых стран, повышения качества медицинской помощи, восстановления инфраструктуры медицинских организаций, создания и разработки систематизированной нормативной базы, формирования и реализации целевых программ по приоритетным направлениям здравоохранения. Применение данных программ и методов поднимет уровень качества оказания медицинской помощи, приведет к доступной бесплатной медицине, поднимет престиж медицинских работников, даст возможность выйти на экономический рынок отечественным производителям лекарственных средств, тем самым устранив их дефицит. Преобразования помогут оживить социальную экономику и будут содействовать достижению национальных целей, таких как увеличение продолжительности жизни и повышение уровня рождаемости. Ключевым моментом устранения проблем, перечисленных в статье, будет поддержание социальной стабильности и благополучия граждан страны, рост доверия населения социально-ориентированному государству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH SECTOR AS AN ELEMENT OF SOCIAL ECONOMY

Health care, as an important element of the country's economy and social policy, must ensure the health of the population at a high level and cannot be financed on a leftover basis. The article presents an analysis of the problems on the basis of which the availability of professional free medicine has decreased, and doctors cannot provide a high-quality level of medical care in the required volumes. Issues of financing from public funds are described, including low wages, irregular working hours, ineffective healthcare management, and the lack of a regulated number of employees. At the moment, government spending on health care is only decreasing, and after the "optimization" there have been critical losses in the capacity of the health care system. This resulted in the loss of qualified staff due to low salaries and an increased burden on the remaining doctors. It so happened that the important functions of providing medical care are not subordinate to the Ministry of Health of Russia, and this leads to ineffective spending of scarce resources and the impossibility of monitoring professional actions from a single system. The article proposes options for restoring the human resources of medical workers, bringing funding to the level of developed countries, improving the quality of medical care, restoring the infrastructure of medical organizations, creating and developing a systematic regulatory framework, forming and implementing targeted programs in priority areas of health care. The use of these programs and methods will raise the level of quality of medical care, lead to affordable free medicine, raise the prestige of medical workers, and provide an opportunity for domestic drug manufacturers to enter the economic market, thereby eliminating their shortage. The transformations will help revitalize the social economy and contribute to the achievement of national goals such as increased life expectancy and higher fertility rates. The key point in eliminating the problems listed in the article will be the maintenance of social stability and well-being of the country's citizens and the growth of public confidence in a socially-oriented state

Текст научной работы на тему «СЕКТОР ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ»

EcONOMiCS AND MANAGEMENT iN THE iNDUSTRiES AND AREAS OF ACTiViTY

iA

Малых О.Е. Malykh O.E.

доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и стратегическое развитие», ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа, Российская Федерация

Лысенко В.А. Lysenko У.Л.

магистрант кафедры «Экономика и стратегическое развитие », ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 338.012

DOI: 10.17122/2541-8904-2021-1-35-24-29

СЕКТОР ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Здравоохранение, как важный элемент экономики и социальной политики страны, должно на высоком уровне обеспечивать здоровье населения и не может финансироваться по остаточному принципу. В статье представлен анализ проблем, вследствие которых снизилась доступность профессиональной бесплатной медицины, а врачи не могут обеспечить качественный уровень оказания медицинской помощи в требуемых объемах. Описаны вопросы финансирования из государственных средств, в том числе низкая заработная плата, ненормированный рабочий график, неэффективное управление здравоохранением, отсутствие регламентированного количества сотрудников. В настоящий момент государственные расходы на здравоохранение только сокращаются, и после проведения «оптимизации» произошли критические потери мощности системы здравоохранения. Это выразилось в утрате квалифицированных сотрудников из-за низких зарплат и увеличения нагрузки на оставшихся врачей. Следствием стало то, что важные функции обеспечения медицинской помощи не подчиняются Минздраву России, что приводит к неэффективному расходованию дефицитных ресурсов и невозможности контроля профессиональных действий из единой системы.

В статье предложены варианты восстановления кадрового потенциала медицинских работников, доведения финансирования до уровня развитых стран, повышения качества медицинской помощи, восстановления инфраструктуры медицинских организаций, создания и разработки систематизированной нормативной базы, формирования и реализации целевых программ по приоритетным направлениям здравоохранения. Применение данных программ и методов поднимет уровень качества оказания медицинской помощи, приведет к доступной бесплатной медицине, поднимет престиж медицинских работников, даст возможность выйти на экономический рынок отечественным производителям лекарственных средств, тем самым устранив их дефицит. Преобразования помогут оживить социальную экономику и будут содействовать достижению национальных целей, таких как увеличение продолжительности жизни и повышение уровня рождаемости. Ключевым моментом устранения проблем, перечисленных в статье, будет поддержание социальной стабильности и благополучия граждан страны, рост доверия населения социально-ориентированному государству.

Ключевые слова: здравоохранение, медицина, государство, финансирование, квалификация, социальная экономика, медицинская помощь, государственные учреждения, пандемия, социально-экономическая политика.

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

HEALTH SECTOR AS AN ELEMENT OF SOCIAL ECONOMY

Health care, as an important element of the country's economy and social policy, must ensure the health of the population at a high level and cannot be financed on a leftover basis. The article presents an analysis of the problems on the basis of which the availability of professional free medicine has decreased, and doctors cannot provide a high-quality level of medical care in the required volumes. Issues of financing from public funds are described, including low wages, irregular working hours, ineffective healthcare management, and the lack of a regulated number of employees. At the moment, government spending on health care is only decreasing, and after the "optimization" there have been critical losses in the capacity of the health care system. This resulted in the loss of qualified staff due to low salaries and an increased burden on the remaining doctors. It so happened that the important functions of providing medical care are not subordinate to the Ministry of Health of Russia, and this leads to ineffective spending of scarce resources and the impossibility of monitoring professional actions from a single system.

The article proposes options for restoring the human resources of medical workers, bringing funding to the level of developed countries, improving the quality of medical care, restoring the infrastructure of medical organizations, creating and developing a systematic regulatory framework, forming and implementing targeted programs in priority areas of health care. The use of these programs and methods will raise the level of quality of medical care, lead to affordable free medicine, raise the prestige of medical workers, and provide an opportunity for domestic drug manufacturers to enter the economic market, thereby eliminating their shortage. The transformations will help revitalize the social economy and contribute to the achievement of national goals such as increased life expectancy and higher fertility rates. The key point in eliminating the problems listed in the article will be the maintenance of social stability and well-being of the country's citizens and the growth of public confidence in a socially-oriented state.

Key words: healthcare, medicine, state, financing, qualification, social economy, medical care, public institutions, pandemic, socio-economic policy.

Проблемы организации и управления здравоохранением и охрана здоровья населения являются основой социальной политики развитых стран. Сектор здравоохранения не только предоставляет гражданам соответствующие услуги, но и является важным сегментом экономики, создающим продукт с высокой добавленной стоимостью и высокотехнологичные рабочие места. Большое количество публикаций в России и зарубе-жом подтверждают значимость исследования сектора здравоохранения с разных сторон. Важными являются такие направления, как анализ ответных мер системы здравоохранения на кризисные явления [1, 2], трансформация институтов в направлении государственно-частной системы медицинского страхования [3, 4], цифровизация медико-санитарной помощи, в том числе в условиях пандемии [5], инновации в управлении здравоохранением [6]. Развитие сектора здравоохранения, с одной стороны, является важной функцией социального государства [7], а

с другой - обеспечивает его социальную безопасность [8, 9].

В настоящий момент здравоохранение в Российской Федерации имеет несколько значимых проблем, к которым нужно подобрать методы решения для полноценного функционирования системы. Среди них можно выделить финансовые и организационные:

- отсутствие достаточного и полноценного финансирования государственных медицинских учреждений.

- недостаточное количество квалифицированных специалистов;

- катастрофически низкий уровень заработной платы медицинского персонала и врачей;

- ограниченное время и длительность приема у профильных специалистов, так как запись ведется через государственную систему, без учета диагноза пациентов;

- низкая квалификация медицинских работников;

- недостаточное количество нового оборудования, использование старых технологий;

Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. № 1 (35), 2021

EcONOMicS AND MANAGEMENT iN THE iNDuSTRiES AND AREAS OF AcTiViTY

- недоступность лекарственных средств, а во многих случаях вообще отсутствие жизненно важных лекарственных средств, гарантированных государством, по показаниям.

Министерством здравоохранения Российской Федерации ведется активная работа в рамках госпрограммы «Развитие здравоохранения» на период до 2018-2025 гг. Она ориентирована на решение ключевых задач медицины, в том числе в системе обязательного медицинского страхования [10]. Для достижения указанных целей государству необходимо реализовать ряд задач, которые можно разделить по механизмам их реализации.

Для поднятия качества обслуживания нужно максимально быстро перейти на цифровой документооборот, а оценку эффективности применения лекарственных средств проводить на основании экспертного обсуждения. В цифровой реестр, доступный для всех структурных подразделений, следует вносить информацию о необходимости либо об отсутствии таковой, о составлении акта государственной закупки и реализации в бюджетных учреждениях того или иного лекарственного препарата.

Существует необходимость восстановления системного бюджетного финансирования сферы медицины и формирования перечня мер ответственности за целесообразное выполнение экономического обеспечения медицинских организаций необходимыми средствами. Одной из задач следует назвать необходимость четкого разделения платных и бесплатных медицинских услуг, гарантированных государством (это должно поднять престиж медицины и выработать у населения адекватную оценку предоставляемой бесплатной медицинской помощи).

В законодательной базе, регулирующей систему здравоохранения, необходимо устранить коллизии в праве и ликвидировать противоречия, а также привести нормативные акты в единую понятную систему без дублирующих документов. Нужно создать единую, утвержденную отчетность по финансированию, по распределению и расходованию бюджетных средств организациями, отчетность по актам контрольных проверок. Полученные сведения включались бы в статистический 26 -

анализ проделанной работы за отчетный период, таким образом можно было бы постепенно восстановить практику ежегодного государственного доклада о качестве, количестве, положительных и отрицательных методах работы и оказания медицинской помощи и реализации проводимых государственных программ.

В Республике Башкортостан наблюдается недостаток кадровых специалистов в муниципальных медицинских организациях, поликлиниках, больницах, параллельно идет низкая оплата труда и отсутствие условий для качественного выполнения врачами своей работы. Недостаточная обеспеченность сферы здравоохранения РБ медицинским персоналом фиксируется не первый год. Особенно остро это ощущалось в прошедшем году, в связи с пандемией новой корона-вирусной инфекции. Как видно по данным таблицы 1, диспансеризацию смогли пройти менее 50 % населения.

Отсутствие квалифицированных специалистов и нового оборудования не позволяет сократить очереди в больницах. В связи с этим последствия некачественной медицинской помощи отражается на пациентах, а причиной является длительное ожидание получения квалифицированной медицинской услуги и невозможность попасть к профильному специалисту из-за несоразмерного количества больных на ограниченное количество врачей. Все это нередко приводит к серьезным последствиям, которые далее отражаются и в статистике смертности населения, и в ухудшении положения всей системы здравоохранения. Конечно, в 2020 году следует в анализе делать поправку на пандемию, но итоговые результаты дают повод активизировать действия правительства в сфере здравоохранения.

Показатели развития сферы здравоохранения характеризуют качество жизни населения с позиции критерия «здоровье». Сектор здравоохранения не только предоставляет гражданам соответствующие услуги, но и является важным сектором экономики, отвечающим за качество такого экономического ресурса, как труд: здоровый работник трудится с более высокой производительностью, уменьшая издержки работодателя и государ-

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности Таблица 1. Обеспеченность медицинским персоналом сферы здравоохранения Республики Башкортостан

Наименование целевого индикатора и показателя государственной программы Единица измерения Значения целевого индикатора и показателя государственной программы

план на 2020 факт за 3 квартал 2020 года

Обеспеченность врачами, работающими в государственных медицинских организациях Республики Башкортостан, всего, в том числе: на 10 тыс. населения 37,0 36,5

оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных условиях количество врачей на 10 тыс. населения 21,1 20,8

Охват диспансеризацией взрослого населения от общего числа подлежащего диспансеризации взрослого населения, % % 100 48,1

Обеспеченность средними медицинскими работниками, работающими в государственных медицинских организациях Республики Башкортостан число среднего медицинского персонала на 10 тыс. населения 99,6 94,8

Число средних медицинских работников, приходящихся на одного врача человек 3,2 2,6

Источник: составлено авторами по данным Минздрава I

ства на рабочую силу. В этой связи, достигнутые значения целевых индикаторов и показателей сферы здравоохранения в РБ показывают, что для экономики региона появились новые вызовы, связанные с качеством и количеством рабочей силы. Негативные тенден-

Таблица 2. Достигнутые значения целевых индикаторе здравоохранения Республики Башкортостан» на 2014-

|, https://health.bashkortostan.ru/documents/reports/339956/

ции ожидаемой продолжительности жизни, смертности и естественного прироста населения могут вызвать напряженность на региональном рынке труда и в потребительском секторе (табл. 2).

> и показателей государственной программы «Развитие )20 годы

Наименование целевого индикатора и показателя государственной программы Единица измерения Значения целевого индикатора и показателя государственной программы

план на 2020 факт за 3 квартал 2020 года

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении годы 73,48 70,34

Общая смертность случаи на 1 тыс. населения 11,6 14,9

Смертность населения в трудоспособном возрасте количество умерших на 100 тыс. человек соответствующего возраста 538,0 603,5

Младенческая смертность количество умерших в возрасте до 1 года на 1 тыс. детей, родившихся живыми 5,1 5,7

Охват диспансеризацией взрослого населения от общего числа подлежащего диспансеризации взрослого населения, % % 100 48,1

Естественный прирост населения на 1 тыс. человек ед. 0,5 - 4,7

Ожидаемая продолжительность здоровой жизни лет 60,8 60,1

Источник: составлено авторами по данным Минздрава РБ, https://health.bashkortostan.ru/documents/reports/339956/

- 27

Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. № 1 (35), 2021

ECONOMIC SCIENCE_

EcONOMiCS AND MANAGEMENT iN THE iNDUSTRiES AND AREAS OF ACTiViTY

Можно сформулировать некоторые направления совершенствования сферы здравоохранения [11]:

- рост эффективности услуг, предоставляемых государственными медицинскими учреждениями через систему ОМС;

- внедрение элементов социально-экономического планирования, а также финансирование медицинской помощи, которые стимулируют увеличение производительности и эффективности использования ресурсов в сфере здравоохранения;

- рост престижа специальности медицинского работника;

- повышение квалификации и переобучение медицинского персонала.

Имеются возможность и способ восстановления кадрового обеспечения за счет оплаты труда и установления льгот для медицинских работников как для военнослужащих (поскольку врачи военнообязанные). Необходимо также установить баланс в оплате труда между руководящими кадрами и другими работниками, определив нормы трудовой нагрузки по основной должности, не превышающей 40 часов в неделю. В связи с коронавирусной инфекцией была выявлена необходимость обеспечения безопасности медицинских работников на рабочих местах и предоставления им средств защиты, что требует особых мер по инфекционной безопасности и контроля за их исполнением. Следует разработать перечень льгот для сотрудников медицинских служб в связи с профессиональными заболеваниями и обеспечить страхование профессиональных рисков, тем самым повысить заинтересованность в продолжении работы в государственных бюджетных учреждениях. Возросла необходимость в разграничении понятий «медицинская помощь» и «медицинская

услуга» для исключения дискриминации работников сферы здравоохранения. Если данные задачи будут выполняться, то к 2024 г. возможно устранить кадровый дефицит.

Существенно важным является обеспечение финансовых и материально-технических потребностей организаций в том размере, который позволит выполнять им свои функции в соответствии с регламентом. Для этого необходимы закупка новейшего оборудования, ремонт зданий медицинский учреждений и включение затрат на их амортизацию.

Вопрос недоступности фармацевтических средств является причиной подорожания препаратов первой необходимости и других важных лекарственных средств. В период пандемии многочисленные медикаменты пропали из медицинских учреждений, аптечных фондов, что демонстрирует недостаток государственного финансирования, отсутствие систематизированной структуры социальной политики и неготовность к помощи гражданам в период острой нуждаемости в лекарственных средствах. Высокие цены на лекарства отрицательно влияют на здоровье населения, особенно людей пенсионного возраста, которые больше всего испытывают необходимость в фармацевтических препаратах.

Данные проблемы необходимо быстрее ликвидировать, чтобы поднять отечественную медицину на высокий уровень. Конечно, следует обратить внимание на нуждаемость населения в новой комплексной программе по охране здоровья граждан с конкретными целевыми показателями и ответственными руководителями за их достижение. Также следует совершенствовать систему социального страхования и социального обеспечения.

Список литературы

1. Tiirinki H., Tynkkynen L.-K., Sovala M. COVID-19 pandemic in Finland - Preliminary analysis on health system response and economic consequences // health policy and technology. - 2020. - Vol.19. - Is. 4. - P. 1649-662.

2. Mokhov A.A., Svirin Y.A., Gureev V.A. Social and Legal Healthcare Models and Their Functioning During a Global Crisis // Cuestiones

28 -

politicas. - 2020. - Vol. 38. - lis. 66. - P. 1248265.

3. Bertens R.M., Vonk R.A.A. Small steps, big change. Forging a public-private health insurance system in the Netherlands // Social science & medicine. - 2020. - Vol. 266. - Article number 113418.

4. Grigorakis N., Galyfianakis G., Tsoukatos E. Assessing the responsiveness of out of pocket

healthcare spending to macroeconomy and different health financing schemes: evidence from 49 European and Oecd countries // 12th Annual Conference of the EuroMed-Academy-of-Business Местоположение: Thessaloniki, Greece публ.^ЕР 18-20, 2019.

5. Kumar M.S., Maheshwari V., Prabhu J. Social economic impact of COVID-19 outbreak in India // International journal of pervasive computing and communications. - 2020. - Vol. 16. - Is. 4. - Р 309-319.

6. Kadar B., Reicher, R. Z. Innovations in health care management: the effect of the pandemic on the labour market change // Marketing and management of innovations. -2020. - Vol. 4. - Р. 120-130.

7. Малых О.Е., Полянская И.К. Функции государства // Экономическая политика государства: новые факторы и механизмы реализации; Ответств. ред.: О.Е. Малых. -Сыктывкар, 2015. - С. 27-30.

8. Малых О.Е., Полянская И.К. Социальная безопасность как элемент долгосрочной стратегии социального развития // Социально-трудовые исследования. - 2019. - № 1. - С. 134-144.

9. Социальное предпринимательство как тренд социального развития хозяйственных систем: монография / под ред. О.Е. Малых.

- Уфа: Изд-во УГНТУ, 2019. - 219 с.

10. Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»» № 1640 от 26.12.2017 г. http://static. government.ru/media/files/hJJb4XgcAxhafiBW 27EyseBZmtCra0RH.pdf

11. Малиновская И.Н., Катыхин А.И., Иванова В.О. Модель развития регионального здравоохранения в условиях модернизации на примере Курской области // Дельта науки. - 2015. - № 1. - С. 41-43.

References

1. Tiirinki H., Tynkkynen L.-K., Sovala M. COVID-19 pandemic in Finland - Preliminary analysis on health system response and economic consequences // health policy and technology.

- 2020. - Vol.19. - Is. 4. - P. 1649-662.

2. Mokhov A.A., Svirin Y.A., Gureev V.A. Social and Legal Healthcare Models and Their

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

Functioning During a Global Crisis // Cuestiones politicas. - 2020. - Vol. 38. - Ы 66. - Р. 1248265.

3. Bertens R.M., Vonk R.A.A. Small steps, big change. Forging a public-private health insurance system in the Netherlands // Social science & medicine. - 2020. - Vol. 266. - Article number 113418.

4. Grigorakis N., Galyfianakis G., Tsoukatos E. Assessing the responsiveness of out of pocket healthcare spending to macroeconomy and different health financing schemes: evidence from 49 European and Oecd countries // 12th Annual Conference of the EuroMed-Academy-of-Business Местоположение: Thessaloniki, Greece публ.:^Р 18-20, 2019.

5. Kumar M.S., Maheshwari V., Prabhu J. Social economic impact of COVID-19 outbreak in India // International journal of pervasive computing and communications. - 2020. - Vol. 16. - Is. 4. - Р. 309-319.

6. Kadar B., Reicher, R. Z. Innovations in health care management: the effect of the pandemic on the labour market change // Marketing and management of innovations. -2020. - Vol. 4. - Р. 120-130.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Malykh O.E., Polyanskaya I.K. Functions of the state // Economic policy of the state: new factors and implementation mechanisms; Executive editor O.E. Malykh. - Syktyvkar, 2015. - Р. 27-30.

8. Malykh O.E., Polyanskaya I.K. Social security as an element of the long-term strategy of social development // Social and labor research. - 2019. - No. 1. - Р. 134-144.

9. Social entrepreneurship as a trend of social development of economic systems: monograph / ed. by O.E. Malykh. - Ufa: USNTU Publishing House, 2019. - 219 p.

10. Resolution of the Government of the Russian Federation "On approval of the state program of the Russian Federation "Development of Healthcare"" No. 1640 of 26.12.2017. http:// static.government.ru/media/files/hJJb4XgcAxh afiBW27EyseBZmtCra0RH.pdf

11. Malinovskaya I.N., Katykhin A.I., Ivanova V.O. Model of regional health care development in the conditions of modernization on the example of the Kursk region // Delta Science. - 2015. - No. 1. - Р. 41-43.

Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. № 1 (35), 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.