Научная статья на тему 'О ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННО-ЧАСТНОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИИ'

О ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННО-ЧАСТНОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
158
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ БЕСПЛАТНОГО ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ЗДРАВООХРАНЕНИИ / ПЛАТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Перхов В. И., Колесников С. И., Песенникова Е. В.

Пандемия COVID-19, угрозы техногенного и антропогенного характера, вывели на передний план нерыночные аспекты общей, корпоративной отраслевой культуры и стратегии в медицине и здравоохранении. Поэтому во многих странах, несмотря на различия в соотношениях государственной и частной собственности в инфраструктуре здравоохранения, государственным приоритетом является обеспечение их сотрудничества в рамках национальной системы здравоохранения, способной оперативно и слаженно работать в условиях крайне опасных эпидемий и угроз иных чрезвычайных ситуаций.Цель данной статьи - обсудить проблему формирования в системе здравоохранения России общественно-частной модели организации медицинской помощи.Материалы и методы. Использованы методы контент-анализа, экономико-статистического анализа, информационные и аналитические материалы российских и зарубежных информационных агентств, сводная по России форма государственного статистического наблюдения № 62 «Сведения о ресурсном обеспечении и об оказании медицинской помощи населению» (сдают юридические лица - медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере ОМС), статистические сборники Росстата, аналитические материалы и статистические данные ВОЗ (Европейский портал информации здравоохранения ВОЗ: https://gateway.euro.who.int/en/hfa-explorer/ ), статистические данные и метаданные по странам Организации экономического сотрудничества и развития(ОЭСР, https://stats.oecd.org/ ), материалы монографических исследований и периодической печати, в том числе в сети Интернет.Результаты. Родоначальником Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в России является система ОМС. Объем текста этой Программы увеличился к настоящему времени в 130 раз в сравнении с первоначальной редакцией 1998 года. При этом все еще отсутствует четкое нормативное разграничения оснований, объемов и условий оказания бесплатной и платной медицинской помощи, в результате важнейшее право человека на бесплатную медицинскую помощь остается не полностью реализованным. Число негосударственных медицинских организаций, оказывающих населению медицинскую помощь бесплатно по полису обязательного медицинского страхования, т. е. финансируемых из государственных источников, увеличилось в России за период с 2011 по 2019 гг. в четыре раза - с 648 до 2423 организаций соответственно. Это свидетельствует о формировании в России новой, «объединенной» модели здравоохранения в режиме общественно-частного партнерства по решению социальных задач, хотя в Конституции Российской Федерации бесплатное оказание гражданам медицинской помощи в частных медицинских организациях не предусмотрено. Такая интеграция позволяет задействовать производственные мощности частных медицинских структур в чрезвычайных ситуациях, а также согласуется с одной из задач ведомственной целевой программы «Развитие фундаментальной, трансляционной и персонализированной медицины».Выводы. В современной России идет формирование объединенной, общественно-частной (гибридной) модели здравоохранения, что требует разработки новых, партнёрских отношений и принципов управления в сфере организации медицинской помощи. Государственная политика в сфере финансирования здравоохранения должна быть направлена не только на конкретизацию государственных гарантий медицинской помощи, но и на сокращение разрыва в социально-экономическом неравенстве, а системы социальной защиты должны быть ориентированы, прежде всего, на людей, которые наиболее сильно нуждаются в медицинской помощи. Для защиты населения от чрезмерных («катастрофических») платежей за медицинскую помощь, целесообразно ввести в законодательство о здравоохранении понятие социальных стандартов - ряда общих правил, норм и нормативов, посредством которых государством гарантируются обеспечение конституционных прав граждан на бесплатное получение медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Перхов В. И., Колесников С. И., Песенникова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PUBLIC-PRIVATE MODEL IN RUSSIA HEALTH CARE ORGANIZATION

The pandemic of COVID-19, the threat of technogenic and anthropogenic character, brought to the foreground non-market aspects of the general, corporate branch culture and strategy in medicine and health care. Therefore, in many countries, despite differences in state and private property ratios in health infrastructure, the state priority is ensuring cooperation within the national health care system which capable quickly and well-coordinated work in the extremely dangerous epidemics conditions and other emergency situations. The purpose of this article is discussing a problem of public and private models of medical care organization in Russian health care system.Materials and methods. Content analysis methods, economical and statistical analysis, information and analytical materials of the Russian and foreign news agencies, a summary across Russia of Rosstat form No. 62 of the state statistical observation «Data on resource providing and on delivery of health care to the population» (legal entities - the medical organizations which are carrying out activity in the sphere of compulsory health insurance), analytical materials and statistical data of World Health Organization (The European portal of information of health care of WHO: https://gateway.euro.who.int/en/hfa-explorer/), statistical data and metadata on the countries of the Organization for Economic Cooperation and Development (OECD, https://stats.oecd.org/), the materials of monographic researches and periodicals including placed on the Internet were used in this article.Results: the system of compulsory health insurance is an ancestor of the program of the state guarantees of free medical care of in Russian citizens. The length of the text of this Program so far was increased in 130 times in comparison with initial edition of 1998. At the same time, there is still no clear delineation for the bases, volumes and conditions differentiation of free and paid medical care rendering. As a result, the major human right to free medical care remains not completely realized. The numbers of the non-state medical organizations to provide free of charge medical care to the population according to the policy of obligatory medical insurance (i.e. financed from the state sources) in the period of 2011 to 2019 - from 648 to 2423 organizations respectively were increased in Russia four times. This demonstrates the creation of the new, «integrated» model of health care in Russia in the mode of public and private partnership for deciding of social tasks. Although, free medical care for citizens in the private medical organizations is not mentioned in the Constitution of Russian Federation (Main Law). In emergency situations such integration allows private medical structures to involve capacities and also be coordinated with one of the tasks of the Ministry of health target program «Development of the Fundamental, Transmitting and Personalized Medicine».Conclusions. There is a formation of the integrated, public and private (hybrid) model of health care in modern Russia that needs developing of a new partnership and principles of management in the sphere of medical care organization. State policy in the health care financing sphere should be directed not only to the state guarantees of medical care specification, but also to a gap in social and economic inequality reduction. The social protection systems should be focused, first of all, on people who are most in great need of medical care. For the protecting population from catastrophic payments for medical care, it is necessary to bring the concept of the social standards - a number of the general rules, norms and standards which must guarantee the state ensuring constitutional rights of citizens to free medical care in the health care legislation.

Текст научной работы на тему «О ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННО-ЧАСТНОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИИ»

экономика и менеджмент в здравоохранении economics and management in healthcare

О ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННО-ЧАСТНОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Б РОССИИ

РЕЗЮМЕ

Перхов В.И.1, Колесников С.И. 23, Песенникова Е.В. 4

1 ФГБУ «Центральный научноисследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России (127254, Москва,

ул. Добролюбова, 11, Россия)

2 ФГБОУ ВО МГУ им. М.В. Ломоносова, (119991, Москва, Ленинские горы, д. 1, Россия)

3 ФГБНУ НЦ проблем здоровья семьи и репродукции человека, г. Иркутск (664003, г. Иркутск, ул. Тимирязева, 16, Россия)

4 ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Минздрава России (Сеченовский Университет)

(119435, Москва, Большая Пироговская ул., 2, стр. 4, Россия)

Автор, ответственный за переписку: Перхов Владимир Иванович,

e-mail: [email protected]

Пандемия COVID-19, угрозы техногенного и антропогенного характера, вывели на передний план нерыночные аспекты общей, корпоративной отраслевой культуры и стратегии в медицине и здравоохранении. Поэтому во многих странах, несмотря на различия в соотношениях государственной и частной собственности в инфраструктуре здравоохранения, государственным приоритетом является обеспечение их сотрудничества в рамках национальной системы здравоохранения, способной оперативно и слаженно работать в условиях крайне опасных эпидемий и угроз иных чрезвычайных ситуаций.

Цель данной статьи - обсудить проблему формирования в системе здравоохранения России общественно-частной модели организации медицинской помощи.

Материалы и методы. Использованы методы контент-анализа, экономико-статистического анализа, информационные и аналитические материалы российских и зарубежных информационных агентств, сводная по России форма государственного статистического наблюдения № 62 «Сведения о ресурсном обеспечении и об оказании медицинской помощи населению» (сдают юридические лица - медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере ОМС), статистические сборники Росстата, аналитические материалы и статистические данные ВОЗ (Европейский портал информации здравоохранения ВОЗ: https://gateway. euro.who.int/en/hfa-explorer/), статистические данные и метаданные по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, https://stats. oecd. org/), материалы монографических исследований и периодической печати, в том числе в сети Интернет. Результаты. Родоначальником Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в России является система ОМС. Объем текста этой Программы увеличился к настоящему времени в 130 раз в сравнении с первоначальной редакцией 1998 года. При этом все еще отсутствует четкое нормативное разграничения оснований, объемов и условий оказания бесплатной и платной медицинской помощи, в результате важнейшее право человека на бесплатную медицинскую помощь остается не полностью реализованным. Число негосударственных медицинских организаций, оказывающих населению медицинскую помощь бесплатно по полису обязательного медицинского страхования, т. е. финансируемых из государственных источников, увеличилось в России за период с 2011 по 2019 гг. в четыре раза - с 648 до 2423 организаций соответственно.

Это свидетельствует о формировании в России новой, «объединенной» модели здравоохранения в режиме общественно-частного партнерства по решению социальных задач, хотя в Конституции Российской Федерации бесплатное оказание гражданам медицинской помощи в частных медицинских организациях не предусмотрено. Такая интеграция позволяет задействовать производственные мощности частных медицинских структур в чрезвычайных ситуациях, а также согласуется с одной из задач ведомственной целевой программы «Развитие фундаментальной, трансляционной и персонализированной медицины». Выводы. В современной России идет формирование объединенной, общественно-частной (гибридной) модели здравоохранения, что требует разработки новых, партнёрских отношений и принципов управления в сфере организации медицинской помощи. Государственная политика в сфере финансирования здравоохранения должна быть направлена не только на конкретизацию государственных гарантий медицинской помощи, но и на сокращение разрыва в социально-экономическом неравенстве, а системы социальной защиты должны быть ориентированы, прежде всего, на людей, которые наиболее сильно нуждаются в медицинской помощи. Для защиты населения от чрезмерных («катастрофических») платежей за медицинскую помощь, целесообразно ввести в законодательство о здравоохранении понятие социальных стандартов - ряда общих правил, норм и нормативов, посредством которых государством гарантируются обеспечение конституционных прав граждан на бесплатное получение медицинской помощи.

Ключевые слова: Программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, государственно-частное партнерство в здравоохранении, платные медицинские услуги.

Для цитирования: Перхов В. И., Колесников С. И. Песенникова Е. В. О формировании общественно-частной модели организации медицинской помощи в России. Acta biomedica scientifica. 2021; 6 (3): 216-226. doi: 10.29413/ABS. 2021-6.3.22

Статья поступила: 18.06.2021 Статья принята: 21.06.2021 Статья опубликована: 13.08.2021

217

FORMATION OF PUBLIC -PRIVATE MODEL IN RUSSIA HEALTH CARE ORGANIZATION

ABSTRACT

perkhov V.I. 1, Kolesnikov S.I. 23, pesennikovad E.V. 4

1 Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow

(st. Dobrolyubova, 11, 127254, Moscow, Russian Federation)

2 Lomonosov Moscow state University, Moscow, Russia

(Leninskie Gory, 119991, Moscow, GSP-1, Russian Federation)

3 Scientific Center for Family Health and Human Reproduction Problems, Irkutsk, Russia

(Timiryazev str., 16, 664003, Irkutsk, Russian Federation)

4 the First Moscow state medical university of I.M. Sechenov, Russian Ministry of Health (Sechenovsky University), Moscow (Bolshaya Pirogovskaya st., 2, building 4, 119435, Moscow, Russian Federation)

The pandemic of COVID-19, the threat of technogenic and anthropogenic character, brought to the foreground non-market aspects of the general, corporate branch culture and strategy in medicine and health care. Therefore, in many countries, despite differences in state and private property ratios in health infrastructure, the state priority is ensuring cooperation within the national health care system which capable quickly and well-coordinated work in the extremely dangerous epidemics conditions and other emergency situations. The purpose of this article is discussing a problem of public and private models of medical care organization in Russian health care system. Materials and methods. Content analysis methods, economical and statistical analysis, information and analytical materials of the Russian and foreign news agencies, a summary across Russia of Rosstat form No. 62 of the state statistical observation «Data on resource providing and on delivery of health care to the population» (legal entities - the medical organizations which are carrying out activity in the sphere of compulsory health insurance), analytical materials and statistical data of World Health Organization (The European portal of information of health care of WHO: https://gateway.euro.who.int/en/hfa-explorer/), statistical data and metadata on the countries of the Organization for Economic Cooperation and Development (OECD, https://stats.oecd.org/), the materials of monographic researches and periodicals including placed on the Internet were used in this article.

Results: the system of compulsory health insurance is an ancestor of the program of the state guarantees of free medical care of in Russian citizens. The length of the text of this Program so far was increased in 130 times in comparison with initial edition of 1998. At the same time, there is still no clear delineation for the bases, volumes and conditions differentiation of free and paid medical care rendering. As a result, the major human right to free medical care remains not completely realized. The numbers of the non-state medical organizations to provide free of charge medical care to the population according to the policy of obligatory medical insurance (i.e. financed from the state sources) in the period of 2011 to 2019 - from 648 to 2423 organizations respectively were increased in

Corresponding author: Vladimir I. Perkhov,

e-mail: [email protected]

Russia four times. This demonstrates the creation of the new, «integrated» model of health care in Russia in the mode of public and private partnership for deciding of social tasks. Although, free medical care for citizens in the private medical organizations is not mentioned in the Constitution of Russian Federation (Main Law). In emergency situations such integration allows private medical structures to involve capacities and also be coordinated with one of the tasks of the Ministry of health target program «Development of the Fundamental, Transmitting and Personalized Medicine».

Conclusions. There is a formation of the integrated, public and private (hybrid) model of health care in modern Russia that needs developing of a new partnership and principles of management in the sphere of medical care organization. State policy in the health care financing sphere should be directed not only to the state guarantees of medical care specification, but also to a gap in social and economic inequality reduction. The social protection systems should be focused, first of all, on people who are most in great need of medical care. For the protecting population from catastrophic payments for medical care, it is necessary to bring the concept of the social standards - a number of the general rules, norms and standards which must guarantee the state ensuring constitutional rights of citizens to free medical care in the health care legislation.

Key words: The program of the state guarantees of free delivery of health care, public-private partnership in health care, paid medical services.

For citation: Perkhov V.I., Kolesnikov S.I., Pesennikova E.V. Formation of public-private model in Russia health care organization. Acta biomedica scientifica. 2021; 6(3): 216-226. doi: 10.29413/ABS.2021-6.3.22

Received: 18.06.2021 Accepted: 21.06.2021 Published: 13.08.2021

219

введение

Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, является одним из основных принципов охраны здоровья (ст. 4. п. 1323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Государственная система здравоохранения является основным механизмом в рамках организации медико-демографической политики, сохранения и укрепления индивидуального и общественного здоровья граждан [1].

Пандемия СОУЮ-19, угрозы техногенного и антропогенного характера, вывели на передний план нерыночные аспекты общей, корпоративной отраслевой культуры и стратегии в медицине и здравоохранении. Поэтому во многих странах, несмотря на различия в соотношениях государственной и частной собственности в инфраструктуре здравоохранения, государственным приоритетом является обеспечение их сотрудничества в рамках национальной системы здравоохранения, способной оперативно и слаженно работать в условиях крайне опасных эпидемий и угроз иных чрезвычайных ситуаций.

цель исследования

Обсудить проблему формирования в системе здравоохранения России общественно-частной модели организации медицинской помощи.

материалы и методы

Использованы методы контент-анализа, экономико-статистического анал иза, инфо рма ц ион ные ie а на-литические материалы российских и зарубежных ин-

формационных агентств, сводная по России форма государственного статистического наблюдения № 62 «Сведения о ресурсном обеспечении и об оказании медицинской помощи населению» (сдают юридические лица - медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере ОМС), статистические сборники Росстата, аналитические материалы и статистические данные ВОЗ (Европейский портал информации здравоохранения ВОЗ: https://gateway.euro.who. ¡п^еп^а-ехрЬгег/), статистические данные и метаданные по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, https://stats. oecd.org/), материалы монографических исследований и периодической печати, в том числе в сети Интернет.

результаты

В Советском Союзе граждане пользовались универсальным доступом к полностью бесплатному медицинскому обслуживанию с акцентом на профилактику по месту работы в медико-санитарных частях, либо в поликлиниках и больницах территории, где они проживали. Частных медицинских организаций не существовало. Система делала огромный акцент на контроле эпидемий и инфекционных болезней, а также на специализированной больничной помощи. Но, в результате пренебрежения профилактикой и лечением неинфекционных болезней советская медицинская инфраструктура оказалась плохо подготовленной к эпидемиологическим изменениями последних десятилетий, характеризующихся ростом распространённости хронических болезней. Несмотря на удвоение количества бол ь ничных коек и врачей на душу населения между 1950 и 1980 годами, качество и доступность медицинской помощи стали снижаться [2].

6

1998

8 2005

14 2010

20 2013

2,2 1998

3,0 2005

5,2 2010

7,4 2013

РИС. 1.

Динамика объема текста Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи по числу страниц, 1998-2021

РИС. 2.

Динамика объема текста Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи по числу слов, 1998-2021

FIG 1.

Dynamics of volume of the text of the Program of the state guarantees of free rendering medical care to citizens for number of pages, 1998-2021

FIG 2.

Dynamics of volume of the text of the Program of the state guarantees of free rendering medical care to citizens by number of words, 1998-2021

790

291,5

Экономическая нестабильность и растущие дефициты государственного бюджета 1980-х привели к серьезной нехватке денежных средств на оплату лекарств, медицинского оборудования, выплату заработной платы медицинском персоналу, а также на содержание инфраструктуры системы здравоохранения. Значительно увеличились сроки ожидания хирургических вмешательств и других медицинских процедур, началось массовое бегство квалифицированных медицинских работников в более стабильные и прибыльные профессии [3]

В последние годы существования СССР стало очевидно, что надо что-то делать, чтобы спасти здравоохранение. Правительство РСФСР ответило на этот вызов в 1991 законодательством, создающим систему универсального обязательного медицинского страхования. Основная цель этой системы заключалась в том, чтобы увеличить объем финансирования здравоохранения за счет страховых взносов, начисляемых на выплаты работающим людям. Также появилась первая Программа государственных гарантий медицинской помощи, которая была связана с системой обязательного медицинского страхования и имела название «Базовая программа ОМС».

Для администрирования страховых взносов были созданы новые структуры - самостоятельные государственные некоммерческие финансово-кредитные учреждениям (Фонды ОМС), которые не должны были конкурировать с политической точки зрения с другими бюджетными приоритетами [4]. Существовала также надежда на то, что Федеральный фонд ОМС выровняет финансовое положение регионов, а страховой механизм, через соревнование между страховщиками и между медицинскими учреждениями, поощрит основанную на рынке эффективность и качество медицинских услуг.

Первая Программа государственных гарантий медицинской то мощи появил ас ь в Росс ии в1992 год)/, в период системной дезинтеграции в народном хозяйстае, социальной с труктуре, об ществе нной и поли ти ческой сфере страны [5]. Эта Программа была сформированв с единственной целью - обеспечение конституционных прав граждан Российской Федерации на получе-

ние бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Так как Российская Федерация была государством-продолжателем и правопреемником РСФСР, указанная программа была основана на нормах закона РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР», утвержденного соответствующим постановлением Правительства России во исполнение Постановления Верховного Совета РСФСР от 28 июня 1991 г. № 1500-1 «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР» [6]. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, как документ, впервые появилась в 1998 году [7]. Эта программа состояла из 6 разделов и из 6 страниц текста (2,2 тыс. слов). За истекшие более чем двадцать лет объем рассматриваемого документа многократно увеличился.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2022 годов, утвержденная постановлением Правительства Российской Федераци и от 28 декабря 2020 г. № 2299, состоит из 9 разделов и занимает 790 страниц текста (почти 300 тыс. слов) - рис. 1, 2.

Основная причина столь значительного увеличения объема Программы - это включение в её состав вопросов, которые регулировались ранее приказами и методическими рекомендациями Минздрава России и Федерального фонда ОМС [8,9]. Но вопросы конкретизации обязательства государства по обеспечению населения медицинской помощью на полностью безвозмездной основе остались не решенными.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития, среди стран, близких к России по размеру расходов на здравоохранение в долларах с учетом паритета покупательской способностью на душу населения (в 2016 году - Мексика - 567,5, Россия - 800,1, Турция - 885,4, Латвия - 901,5, Чили - 1086,7, Греция - 348,8, Польша - 1358,0), только Мексика и Латвия опережают Россию по размеру доли (удельного веса) частных расходов (включая ДМС) от общих расходов на здравоохранение (рис. 3).

МЕКСИКА ЛАТВИЯ РОССИЯ ГРЕЦИЯ

ЧИЛИ

ПОЛЬША ТУРЦИЯ

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

РИС. 3.

Доля частных расходов (включая добровольное медицинское страхование) от общих расходов на здравоохранение, %

FIG 3.

Share of private expenses (including voluntary health insurance) from the total costs of health care, %

*ППС - паритет покупательной способности (англ. purchasing power parity) - соотношение денежных единиц разных стран, устанавливаемое по их покупательной способности

50.С

45.С

350

300

25.0

20.0

150

100

ТАБЛИЦА 1

ФАКТИЧЕСКИЕ ОБЪЁМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИЗ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ ВИДОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ОМС, 2011-2019 ГГ., МЛРД. РУБЛЕЙ.

TABLE 1

THE ACTUAL AMOUNTS OF FINANCING FROM NON-STATE SOURCES OF TYPES OF MEDICAL CARE IN THE MEDICAL ORGANIZATIONS WHICH ARE CARRYING OUT ACTIVITY IN THE SPHERE OF COMPULSORY HEALTH INSURANCE, 2011-2019, ONE BILLION RUBLES.

Вид медицинской помощи 2011 2013 2015 2017 2018 2019

Медицинская помощь в амбулаторных условиях 54,7 72,1 83,2 106,8 117,5 128,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Медицинская помощь в круглосуточном стационаре 19,3 23,6 27,9 36,4 39,4 41,5

Прочие виды медицинской помощи 11,6 14,8 27,8 47,9 51,5 52,7

Дневной стационар 0,5 0,7 1,3 2,8 3,9 4,0

Скорая медицинская помощь х х 0,0 0,1 0,2 0,3

Паллиативная медицинская помощь х х 0,3 0,4 0,3 0,3

Медицинская реабилитация х х 0,8 1,0 1,1 1,1

Общий итог 86,1 111,3 141,3 195,5 214,0 228,8

Источник информации: годовая (за соответствующий год) форма федерального статистического наблюдения № 62 «Сведения о ресурсном обеспечении и об оказании медицинской помощи населению»

За период с 2010 по 2017 года годовой темп роста размера доли частных расходов на здравоохранение в России составил 8%, выше только у Греции (29%). Одновременно с этим в Чили, Польше и Мексике размер доли частных расходов на здравоохранение за рассматриваемый период снизился на 4-9%.

По данным Росстата, доля медицинских услуг в структуре платных услуг, оказываемых населению, увеличилась с 5,1% в 2010 году до 7,0% в 2018 году, и составила 4615 рублей на душу населения [10].

Увеличивается объем платных медицинских услуг, оказываемых населению в медицинских организациях, осуществляющих деятельность в сфере ОМС (таблица 1) Объём финансовых поступлений от оказания медицинской помощи за плату в указанных медицинских организациях за период с 2011 по 2019 гг. увеличился в 2,7 раза - с 86,1 млрд. рублей в 2011 году до 228,8 млрд. рублей в 2019 году (без учета индекса-дефлятора), или в 2,7 раза. С учетом индекса-дефлятора рост данного показателя в среднем по всем видам медицинской помощи в период с 2011 по 2019 гг. составил 2,4 раза. Удельный вес объема платных медицинских услуг в медицинских организациях, участвующих в программах ОМС составлял в 2015 году 26,7% от общего объема оказываемых населению платных медицинских (228,8 из 528,4 млрд. рублей), а в 2018 году уже 31,6% (228,8 из 677,7 млрд. рублей).

Объем финансовых поступлений в медицинские организации, осуществляющих деятельность по ОМС, от оказания за плату медицинской помощи в амбулаторных условиях вырос с 54,7 млрд. рублей в 2011 году до 118,0 млрд. рублей в 2019 году, или в 2,2 раза, в условиях круглосуточного стационара - с 19,3 до 37,3 млрд.

222

рублей, или в 1,9 раза, в условиях дневных стационаров - с 0,5 до 3,7 млрд. рублей или в 7,0 раз, прочие виды медицинских и иных услуг - с 11,6 до 50,6 млрд рублей или в 4,4 раза. При этом существенно увеличилось число частных медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, особенно поликлиник (таблица 2).

Число медицинских организаций скорой медицинской помощи государственной формы собственности, сократилось с 235 в 2011 году до 169 в 2019 году, или на треть. При этом число медицинских организаций скорой медицинской помощи негосударственной формы собственности, участвующих в реализации ПГГ, увеличилось с всего одной организации в 2012 году до 28 организаций в 2019 году. Число амбулаторно-по-ликлинических учреждений государственной формы собственности, сократилось с 2581 в 2011 году до 1419 в 2019 году, или в два раза. При этом число амбула-торно-поликлинических медицинских организаций негосударственной формы собственности, участвующих в реализации программ обязательного медицинского страхования, увеличилось с 485 организаций в 2012 году до 2160 организаций в 2019 году, или в 4,5 раза.

Таким образом, в России частный производитель медицинских услуг получает новый источник дохода, что еще всего 5-7 лет тому назад было исключено, а также становится частью общественной системы здравоохранения.

обсуждение

Выплаты за медицинские услуги из личных средств населения считаются несправедливым способом фи-

нансирования здравоохранения [11,12]. Этот способ как с точки зрения накопления капитала, так и защиты от финансовых рисков рассматривается как наихудший из возможных вариантов финансирования и подвергает людей большому количеству рисков [13]. Поэтому во всех странах, несмотря на различия в способах и объемах финансирования здравоохранения, государственным приоритетом является обеспечение населения универсальным и бесплатным доступом к медицинской помощи.

В Советском Союзе частная система здравоохранения отсутствовала, и граждане пользовались полностью бесплатным медицинским обслуживанием с акцентом на профилактику либо по месту работы, либо в поликлиниках и больницах территории, где они проживали. В современной России не только государственные, но и частные медицинские организации финансируются одновременно из общественных и частных источников, что в здравоохранении является одной из самых запутанных, горячо обсуждаемых, и вызывающих озабоченность населения проблем [14, 15, 16, 17, 18, 19].

Во многих странах, несмотря на различия в способах финансирования здравоохранения, стратегическим государственным приоритетом является обеспечение населения универсальным и бесплатным доступом к медицинской помощи. При этом большое значение придается гарантиям социальной защиты граждан от чрезмерных («катастрофических») расхо-

дов на медицинскую помощь, установлению социальных норм и стандартов, развитию здравоохранения как общего социального института, сотрудничеству между организациями разной формы собственности для достижения общих целей по производству здоровья [20, 21, 22].

В России ежегодно правительством Российской Федерации утверждается Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Постановления правительства принимаются, как правило, на основе принципов и положений Конституции, законов и указов Президента, т. е. детализируют то, что сказано в этих нормативных актах.

Однако ни в Конституции, ни в Указах Президента, Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не упоминается. Даже в главе 10 базового закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», посвященной Программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, отсутствуют разъяснения о порядке утверждения и содержании этого документа. В результате неопределённости соответствующих правовых норм, данная Программа, несмотря на свою уже более чем двадцатилетнюю историю, до настоящего времени не содержит конкретизации обязательства государства по обеспечению населения медицинской помощью на полностью безвозмездной основе. За все время существования Программы, основными правовыми её установления-

ТАБЛИЦА 2

динамика числа медицинских организаций различных типов и форм собственности, осуществляющих деятельность в сфере омс

TABLE 2

DYNAMICS OF NUMBER OF THE MEDICAL ORGANIZATIONS

of various types and forms of ownership which are carrying out activity in the sphere of compulsory

HEALTH INSURANC

форма собственности и тип медицинской организации 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Негосударственные, всего, в том числе: 648 940 1124 1267 1446 1796 2026 2275 2423

Больницы 163 162 173 155 166 176 195 232 235

Медицинские организации скорой медицинской помощи 0 1 10 22 21 24 29 29 28

Поликлиники 485 777 941 1090 1259 1596 1802 2014 2160

Государственные, всего, в том числе: 7364 6952 6443 5248 5117 4896 4731 4660 4477

Больницы 4548 4459 4247 3277 3244 3105 3023 2983 2896

Медицинские организации скорой медицинской помощи 235 224 216 215 202 187 171 165 162

Поликлиники 2581 2269 1980 1756 1671 1604 1537 1512 1419

Общий итог 8012 7892 7567 6515 6563 6692 6757 6935 6900

Источник информации: форма федерального государственного статистического наблюдения № 62 «Сведения о ресурсном обеспечении и об оказании медицинской помощи населению»

ми являются средние финансовые (нормативы финансовых затрат) и объемные (подушевые нормативы объема медицинской помощи), которые нельзя применить к случаю оказания медицинской помощи конкретному человеку.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи постепенно приобретает признаки нормативного акта отраслевого министерства. Из-за включения в неё большого массива сведений о «подвиде» медицинской помощи - а именно высокотехнологичной медицинской помощи, а также других разделов (критерии доступности и качества медицинской помощи, положение об установлении тарифов на оплату медицинской помощи, перечни кли-нико-статистических групп) объем текста Программы значительно увеличился в сравнении с редакцией 1998 года.

Статья 41 Конституции Российской Федерации гласит - «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений» [23]. Таким образом, Конституция не предусматривает бесплатное оказание медицинской помощи в негосударственных медицинских организациях, но число таких организаций, оказывающих помощь по полису ОМС, увеличилось за период с 2011 по 2019 гг. почти в четыре раза.

Это свидетельствуют о формировании в России новой, «объединенной» модели системы здравоохранения в режиме общественно-частного партнерства по решению социальных задач. Это явление не укладывается в рамки отношений, основывающихся на нормах действующего законодательства о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, о концессионных соглашениях, которые в основном регулируют вопросы использования, создания и реконструкции объектов недвижимости. Рассматриваемая общественно-частная интеграция касается сложных отношений, возникающих при предоставлении медицинской услуги и, безусловно, имеет риски - сужает возможности профилактики заболеваний и сдерживания затрат на медицинскую помощь, допускает перемещение части денег казны в частный сектор и другие. Поэтому, по нашему мнению, необходима серьезная методологическая поддержка расширения общественно-частных проектов в области здравоохранения в нашей стране по таким основным направлениям, как совершенствование законодательного обеспечения солидарности государства и бизнеса по решению задач в сфере здравоохранения, рационализация использования ресурсного потенциала здравоохранения, внедрение инновационных моделей квалифицированного управления, формирование интегрированных структур, которые способствуют экономическому росту медицинской промышленности, оптимизация национальных программы профилактики болезней и т. п.

Также стоит учитывать, что расширение государственно-деловых отношений в сфере здравоохранения, является одним из важных современных направлений государственной политики в социальной сфере [24]

выводы

В современной России идет формирование объединенной, общественно-частной (гибридной) модели здравоохранения, что требует разработки новых, партнёрских отношений и принципов управления в сфере организации медицинской помощи. Государственная политика в сфере финансирования здравоохранения должна быть направлена не только на конкретизацию государственных гарантий медицинской помощи, но и на сокращение разрыва в социально-экономическом неравенстве, а системы социальной защиты должны быть ориентированы, прежде всего, на людей, которые наиболее сильно нуждаются в медицинской помощи. Для защиты населения от чрезмерных («катастрофических») платежей за медицинскую помощь, целесообразно ввести в законодательство о здравоохранении понятие социальных стандартов - ряда общих правил, норм и нормативов, посредством которых государством гарантируются обеспечение конституционных прав граждан на бесплатное получение медицинской помощи.

Финансирование

Исследование не имело спонсорской поддержки

конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

ЛИТЕРАТУРА

1. Molchanova EV. Comparative Assessment of Health Systems in Russia and Finland. The International Conference «Health and wellbeing in modern society» (ICHW 2020). - Atlantis Press. 2020; 253-258. doi.org/10.2991 /ahsr.k.201001.051

2. Tompson W. Healthcare reform in Russia: problems and prospects. - 2007; doi.org/10.1787/327014317703

3. Twigg JL. Unfulfilled hopes: The struggle to reform Russian health care and its financing. Russia's torn safety nets. 2000; 43-64. doi: 10.1007/978-1-349-62712-7_3

4. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 г. № 4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год». СПС «Консультант плюс»

5. Перхов В. И., Янкевич Д. С. Программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи: что изменилось за 20 лет? MEDICAL ACADEMIC. 2018; 18 (4): 31

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 1992 г. № 41 «О мерах по выполнению Закона РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР». СПС КонсультантПлюс

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 сентября 1998 г. № 1096 «Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи». СПС КонсультантПлюс

8. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 декабря 2013 г. № 916н «О перечне видов высокотехнологичной медицинской помощи». СПС КонсультантПлюс

9. Министерство здравоохранения Российской Федерации от 21 ноября 2018 года № 11-7/10/2-7543, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, письмо от 21 ноября 2018 года N 14525/26-1/и «О методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования». СПС КонсультантПлюс

10. Платное обслуживание населения в России. 2019: Стат. сб./П37 Росстат. 2019; 110

11. WHO. The World health report 2000: health systems: improving performance. 2000

12. WHO. What are the equity, efficiency, cost containment and choice implications of private health-care funding in western Europe? Health Evidence Network (HEN) Report. 2004

13. Aboutorabi A. et al. Factors affecting the informal payments in public and teaching hospitals. Medical journal of the Islamic Republic of Iran. 2016; 30: 315

14. Кадыров Ф. Н. Платные услуги в здравоохранении. Москва: ИД Менеджер здравоохранения. - 2013

15. Мисюлин С. С. Платные медицинские услуги в государственных учреждениях в современной системе здравоохранения России. ВестникРосздравнадзора. 2009; 1: 24-29

16. Зражевская Т. Д., Косолапов А. В. Платные медицинские услуги в бюджетных медицинских организациях в системе гарантий конституционного права на охрану здоровья. Медицинское право. 2016; 6: 39-42

17. Emery H, Gerrits K. The demand for private health insurance in Alberta in the presence of a public alternative. -November, 2005;

18. Chernichovsky D. The public-private mix in the modern health care system-concepts, issues, and policy options revisited. National Bureau of Economic Research. 2000; w7881

19. Filc D, Davidovitch N. Rethinking the private - public mix in health care: analysis of health reforms in Israel during the last three decades. Journal of health services research & policy. 2016; 21 (4): 249-256. doi.org/10.1177/1355819616650470

20. Feenberg D, Skinner J. The risk and duration of catastrophic health care expenditures. National Bureau of Economic Research. 1992; w4147.

21. Li Y. et al. Factors affecting catastrophic health expenditure and impoverishment from medical expenses in China: policy implications of universal health insurance. Bulletin of the World Health Organization. 2012; 90 (9): 664-671. doi: 10.2471/BLT.12.102178

22. Ssewanyana S, Kasirye I. Estimating Catastrophic Health Expenditures from Household Surveys: Evidence from Living Standard Measurement Surveys (LSMS) - Integrated Surveys on Agriculture (ISA) from Sub-Saharan Africa. Applied Health Economics and Health Policy. 2020; 18 (6): 781-788. doi: 10.1007/s40258-020-00609-1

23. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). СПС КонсультантПлюс

24. Совещание Президента с членами Правительства Российской Федерации по вопросам здравоохранения. Ново-Огарево. 21 января 2014 года. Доступно на: http://kremlin. ru/ events/president/news/20090. [Дата доступа: 07.06.2021]

REFERENCES

1. Molchanova EV. Comparative Assessment of Health Systems in Russia and Finland //The International Conference «Health and wellbeing in modern society» (ICHW 2020). Atlantis Press. 2020; 253-258. doi.org/10.2991 /ahsr. k. 201001.051

2. Tompson W. Healthcare reform in Russia: problems and prospects. 2007. doi.org/10.1787/327014317703

3. Twigg JL. Unfulfilled hopes: The struggle to reform Russian health care and its financing. Russia's torn safety nets. 2000; 43-64. doi: 10.1007/978-1-349-62712-7_3

4. Postanovlenie Verhovnogo Soveta Rossijskoj Federacii ot 24 fevralya 1993 g. № 4543-1 «O poryadke finansirovaniya obyazatel'nogo medicinskogo strahovaniya grazhdan na 1993 god». SPS«Konsul'tantplyus» (In Russian)

5. Perhov VI, YAnkevich DS. Programma gosudarstvennyh garantij besplatnogo okazaniya medicinskoj pomoshchi: chto izmenilos' za 20 let? MEDICAL ACADEMIC. 2018; 18 (4): 31

6. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 23 yanvarya 1992 g. № 41 «O merah po vypolneniyu Zakona RSFSR «O medicinskom strahovanii grazhdan v RSFSR». SPSKonsul'tantPlyus (In Russian)

7. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 11 sentyabrya 1998 g. № 1096 «Ob utverzhdenii Programmy gosudarstvennyh garantij okazaniya grazhdanam Rossijskoj Federacii besplatnoj medicinskoj pomoshchi». SPS Konsul'tantPlyus (In Russian)

8. Prikaz Ministerstva zdravoohraneniya RF ot 10 dekabrya 2013 g. № 916n «O perechne vidov vysokotekhnologichnoj medicinskoj pomoshchi». SPS Konsul'tantPlyus (In Russian)

9. Ministerstvo zdravoohraneniya Rossijskoj Federacii ot 21 noyabrya 2018 goda № 11-7/10/2-7543, Federal'nyj fond obyazatel'nogo medicinskogo strahovaniya, pis'mo ot 21 noyabrya 2018 goda N 14525/26-1/i «O metodicheskih rekomendaciyah po sposobam oplaty medicinskoj pomoshchi za schet sredstv obyazatel'nogo medicinskogo strahovaniya». SPS Konsul'tantPlyus (In Russian)

10. Platnoe obsluzhivanie naseleniya v Rossii. 2019: Stat. sb./P37 Rosstat. 2019; 110

11. WHO. The World health report 2000: health systems: improving performance. 2000

12. WHO. What are the equity, efficiency, cost containment and choice implications of private health-care funding in western Europe? Health Evidence Network (HEN) Report. 2004

13. Aboutorabi A. et al. Factors affecting the informal payments in public and teaching hospitals. Medical journal of the Islamic Republic of Iran. 2016; 30: 315

14. Kadyrov FN. Platnye uslugi v zdravoohranenii. Menedzherzdravoohraneniya. - 2013. (In Russian)

15. Misyulin SS. Platnye medicinskie uslugi v gosudarstvennyh uchrezhdeniyah v sovremennoj sisteme zdravoohraneniya Rossii. Vestnik Roszdravnadzora. 2009; 1: 2429. (In Russian)

16. Zrazhevskaya TD, Kosolapov AV. Platnye medicinskie uslugi v byudzhetnyh medicinskih organizaciyah v sisteme garantij konstitucionnogo prava na ohranu zdorov'ya. Medicinskoepravo. 2016; 6: 39-42. (In Russian)

17. Emery H, Gerrits K. The demand for private health insurance in Alberta in the presence of a public alternative. November, 2005; 1

18. Chernichovsky D. The public-private mix in the modern health care system-concepts, issues, and policy options revisited. National Bureau of Economic Research. 2000; w7881.

19. File D, Davidovitch N. Rethinking the private - public mix in health care: analysis of health reforms in Israel during the last three decades. Journal of health services research & policy. 2016; 21 (4): 249-256. doi.org/10.1177/1355819616650470

20. Feenberg D, Skinner J. The risk and duration of catastrophic health care expenditures. National Bureau of Economic Research. 1992; w4147

21. Li Y. et al. Factors affecting catastrophic health expenditure and impoverishment from medical expenses in China: policy implications of universal health insurance. Bulletin of the World Health Organization. 2012; 90 (9): 664-671. doi: 10.2471/BLT. 12.102178

22. Ssewanyana S, Kasirye I. Estimating Catastrophic Health Expenditures from Household Surveys: Evidence from

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Living Standard Measurement Surveys (LSMS) - Integrated Surveys on Agriculture (ISA) from Sub-Saharan Africa. Applied Health Economics and Health Policy. 2020; 18 (6): 781-788. doi: 10.1007/s40258-020-00609-1

23. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020). SPSKonsul'tantPlyus (In Russian)

24. Soveshchanie Prezidenta s chlenami Pravitel'stva Rossijskoj Federacii po voprosam zdravoohraneniya. Novo-Ogarevo. 21 yanvarya 2014 goda. Available at: http://kremlin. ru/events/president/news/20090. [date of access: 07.06.21] (In Russian)

Сведения об авторах

Перхов Владимир Иванович - доктор медицинских наук, доцент, главный научный сотрудник ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, г. Москва, ул. Добролюбова, 11; e-mail: [email protected], http://orcid.org/0000-0002-4134-3371 Колесников Сергей Иванович - доктор медицинских наук, профессор, академик РАН, заслуженный деятель науки Российской Федерации, Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека; e-mail: [email protected], http://orcid.org/0000-0003-2124-6328

Песенникова Елена Васильевна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры организации и управления в сфере обращения лекарственных средств Факультета управления и экономики здравоохранения Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова, г. Москва Большая Пироговская улица, 2, стр. 2; e-mail: e. v. [email protected]. http://orcid.org/0000-0002-6023-7734

Information about the authors

Vladimir I. Perkhov- the doctor of medical sciences, the associate professor, the chief researcher, Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Dobrolyubov St., 11; e-mail: [email protected]. http://orcid.org/0000-0002-4134-3371

Sergey I. Kolesnikov- the doctor of medical sciences, professor, the academician of RAS, the honored worker of science of the Russian Federation, Federal State Public Scientific Institution Scientific Centre for Family Health and Human Reproduction Problems, 664003 Irkutsk, Timiryazev str, 16; e-mail: [email protected]. http://orcid. org/0000-0003-2124-6328

Elena V. Pesennikova- the candidate of medical sciences, the associate professor of the organization and management in the sphere of circulation of medicines of Faculty of management and economy of health care of the First Moscow state medical university of I. M. Sechenov, Moscow Bolshaya Pirogovskaya Street, 2, building 2; e-mail: [email protected]. http://orcid.org/0000-0002-6023-7734

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.