Научная статья на тему 'ПРИНОСЯЩАЯ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСОЗНАННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ДЛЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

ПРИНОСЯЩАЯ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСОЗНАННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ДЛЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
530
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ ИСТОЧНИКИ / ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ БЕСПЛАТНОГО ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ (МУНИЦИПАЛЬНОЕ) УЧРЕЖДЕНИЕ / МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРИНОСЯЩАЯ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / ПЛАТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / ДОБРОВОЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / FINANCIAL SOURCES / THE PROGRAM OF STATE GUARANTEES OF FREE MEDICAL CARE TO CITIZENS / STATE PROVIDER / INCOME-GENERATING ACTIVITIES / COMPULSORY MEDICAL INSURANCE / PAID MEDICAL SERVICES / VOLUNTARY MEDICAL INSURANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Обухова О. В., Сененко А. Ш., Ниценко Д. И., Цыдыпов В. Ч., Чилилов А. М.

Реализация прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь на бесплатной основе, закрепленных в Конституции Российской Федерации, осуществляется государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения «…за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений». Анализ динамики объема финансовых источников за 2014-2017 годы показал значительный прирост доходов медицинских организаций, являющихся государственными бюджетными учреждениями, средствами от приносящей доход деятельности. В статье рассмотрены основные финансовые источники, которыми медицинская организация - государственное (муниципальное) учреждение может располагать для оказания медицинской помощи, а также для реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Дано обоснование недостаточности государственных средств для обеспечения необходимого уровня заработной платы медицинским работникам на примере сопоставления тарифов системы обязательного медицинского страхования и цен (тарифов) частных медицинских организаций в городе Москве. Рассмотрены нормативно-законодательные условия получения государственным учреждением средств из различных финансовых источников, обоснована актуальность разработки мер по привлечению дополнительных финансовых источников, к которым относятся доходы от предоставления населению платных медицинских услуг, в том числе в рамках добровольного медицинского страхования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Обухова О. В., Сененко А. Ш., Ниценко Д. И., Цыдыпов В. Ч., Чилилов А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Providing income activities as a conscious necessary for functioning of the state (municipal) medical providers

Realization of the rights of citizens to health care and medical care free of charge, enshrined in the Constitution of the Russian Federation, carried out by state and municipal health care institutions «… at the expense of the relevant budget, insurance premiums and other income». Analysis of the dynamics of the volume of financial sources for 2014-2017 showed a significant increase in revenues of medical organizations, which are state budgetary institutions, funds from income-generating activities. The article describes the main financial sources that a medical organization - a state (municipal) institution may have for providing medical care, as well as for implementing the Program of state guarantees of free medical care to citizens. The rationale for the insufficiency of public funds to ensure the necessary level of wages for medical workers is given on the example of comparing tariffs of the compulsory health insurance system and prices (tariffs) of private medical organizations in the city of Moscow.The regulatory and legislative conditions for obtaining funds from various financial sources by a public institution are considered, the relevance of developing measures to attract additional financial sources, which include revenues from providing paid medical services to the population, including through voluntary medical insurance, is justified.

Текст научной работы на тему «ПРИНОСЯЩАЯ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСОЗНАННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ДЛЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

О.В. Обухова,

Заведующая отделением экономики и ресурсного обеспечения здравоохранения ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, к.п.н., ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, e-mail: [email protected]

A.Ш. Сененко,

Заведующая отделением научных основ организации первичной медико-санитарной помощи, к.м.н., ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, e-mail: [email protected] Д.И. Ниценко,

Младший научный сотрудник отделения научных основ организации первичной медико-санитарной помощи ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, e-mail: [email protected]

B.Ч. Цыдыпов,

Научный сотрудник отделения научных основ организации первичной медико-санитарной помощи ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, e-mail: [email protected] А.М. Чилилов,

Научный сотрудник ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр хирургии имени А.В. Вишневского» Министерства здравоохранения Российской Федерации, e-mail: [email protected]

ПРИНОСЯЩАЯ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСОЗНАННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ДЛЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

УДК 331.221.1, 336.1, 614.2

Обухова О.В., Сененко А.Ш, Ниценко Д.И, Цыдыпов В. Ч, Чилилов А.М. Приносящая доход деятельность как осознанная необходимость для функционирования государственного (муниципального) медицинского учреждения (ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России; ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр хирургии имени А.В. Вишневского» Минздрава России, Москва, Россия) Аннотация. Реализация прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь на бесплатной основе, закрепленных в Конституции Российской Федерации, осуществляется государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения «...за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений». Анализ динамики объема финансовых источников за 2014-2017 годы показал значительный прирост доходов медицинских организаций, являющихся государственными бюджетными учреждениями, средствами от приносящей доход деятельности.

В статье рассмотрены основные финансовые источники, которыми медицинская организация - государственное (муниципальное) учреждение может располагать для оказания медицинской помощи, а также для реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Дано обоснование недостаточности государственных средств для обеспечения необходимого уровня заработной платы медицинским работникам на примере сопоставления тарифов системы обязательного медицинского страхования и цен (тарифов) частных медицинских организаций в городе Москве. Рассмотрены нормативно-законодательные условия получения государственным учреждением средств из различных финансовых источников, обоснована актуальность разработки мер по привлечению дополнительных финансовых источников, к которым относятся доходы от предоставления населению платных медицинских услуг, в том числе в рамках добровольного медицинского страхования.

Ключевые слова: финансовые источники, Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, государственное (муниципальное) учреждение, медицинская организация, приносящая доход деятельность, обязательное медицинское страхование, платные медицинские услуги, добровольное медицинское страхование.

© О.В. Обухова, А.Ш. Сененко, Д.И. Ниценко, В.Ч. Цыдыпов, А.М. Чилилов, 2019 г.

Менедже,

Мировая практика показывает, что здравоохранение всегда есть и будет затратной отраслью с неизменно сопровождающим ее атрибутом - дисбалансом имеющихся ресурсов и потребностей и/или ожиданий населения в медицинской помощи. Этому есть объективные причины - общемировые экономические кризисы, рост цен на медицинское оборудование, медицинские изделия, лекарственные препараты, увеличение охвата населения медицинской помощью, развитие дорогостоящих инновационных технологий и др. С другой стороны, и это главное, жизнь и здоровье являются важнейшим жизненным незаменимым благом, ценность которых осознается все большей частью общества, все большей частью граждан.

Есть и иные причины, которые побуждают государственные (мунициипальные) учреждения здравоохранения (далее - Г(М)УЗ) здравоохранения изыскивать дополнительные средства. На сегодняшний день российское федеральное законодательство не ставит возможность оказания гражданину бесплатной медицинской помощи Г(М)УЗ в зависимость от запланированного общего объема этих услуг в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ПГГ). Отсутствие такого правового условия зачастую приводит к недостаточности финансовых ресурсов на оказание медицинской помощи населению в рамках ПГГ и, соответственно, вынуждает Г(М)УЗ привлекать дополнительные финансовые источники.

Другой причиной, побуждающей в последнее время развивать приносящую доход деятельность, является необходимость выполнения «майских» указов Президента 2012 года по повышению уровня заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы. Сегодня выполнение показателей по уровню заработной платы является обязательным требованием, включаемым в трудовой договор руководителя МО. В соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях1 [1], предусмотренное повышение средней заработной платы работников МО должно быть обеспечено за счет всех привлеченных финансовых источников, в том числе и от приносящей доход деятельности. Очевидно, что действующие в настоящее время условия работы МО в системе обязательного

1 Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы».

медицинского страхования (ОМС), а конкретно - существующие цены (тарифы) на услуги, создают сложности в поддержании заработной платы на уровне, предусмотренном «майскими» указами 2012 года. Очевидно также, что даже при росте государственных средств наибольшая доля расходов из каждого финансового источника, которым располагает Г(М) УЗ, будет приходиться на заработную плату.

В качестве обоснования недостаточности государственных средств по оказанию медицинской помощи в части заработной платы приведем результаты выполненного сравнительного анализа цен (тарифов) на идентичные медицинские услуги из разных финансовых источников в медицинских организациях разной формы собственности методом сопоставимых рыночных цен.

Для расчета оценивалась стоимость приема врача соответствующей специальности, тариф которого в основном состоит из расходов на оплату труда. В исследование включены услуги первичного и повторного приемов врача-терапевта, врача общей практики, врача-хирурга, врача-уролога, врача-офтальмолога, врача-оториноларинголога, врача-кардиолога, врача-эндокринолога.

Тарифы на услуги были получены:

1) из Тарифного соглашения на оплату медицинской помощи, оказываемой по территориальной программе ОМС города Москвы на 2019 год;

2) из прейскурантов на предоставление платных медицинских услуг государственными бюджетными учреждениями здравоохранения (ГБУЗ) Департамента здравоохранения города Москвы (на примере ГБУЗ ГП№ 195 ДЗМ, ГБУЗ ГП№ 12 ДЗМ, ГБУЗ ГП№ 175 ДЗМ);

3) из прейскурантов на предоставление платных медицинских услуг частными медицинскими организациями г. Москвы (на примере АО «Группа компаний Медси», ООО «МК «Семейный доктор», ООО «СМ-Клиника», ООО «Он Клиник», ООО «Дирекция», АО «Семейный доктор»).

Цены (тарифы) на платные медицинские услуги усреднялись по медицинским организациям соответствующего финансового источника (таблица 1).

Полученные данные показали, что существует значительная дифференциация уровня тарифов на идентичные услуги, установленные за счет разных источников финансирования. Так, разница между тарифом системы ОМС и прейскурантом платных услуг государственной поликлиники в среднем составила 9 раз. Различия между тарифом на идентичную платную медицинскую услугу, установленную

енецжер № 5

здравоохранения 2019

Таблица 1

Сравнение цен (тарифов) на идентичные медицинские услуги в разрезе финансовых источников

Тариф Средний тариф Средний тариф

Наименование медицинской услуги ОМС, платной услуги платной услуги

РУб государственной МО, руб. частной МО, руб.

Прием врача-терапевта _ _ 108 7 1976,67

лечебно-диагностический, первичным

Прием врача терапевта лечебно-диагностический, повторный 83,55 656,67 1765,00

Прием врача общей практики (семейного врача) взрослого населения лечебно- диагностический, первичный 128,42 800,00 1990,00

Прием врача общей практики (семейного врача) взрослого населения лечебно-диагностический, повторный 85,76 600,00 1570,00

Прием врача-специалиста, первичный 102,61 888,44 2036,39

Прием врача-специалиста, повторный 78,56 710,00 1859,44

в государственной и частноИ МО, составили 2,5 раза, а между тарифом ОМС и тарифом на платную медицинскую услугу в частноИ МО - 20 раз.

Для оценки уровня заработной платы была рассчитана доля заработной платы основного персонала в тарифах каждого финансового источника (таблица 2). Так, в рамках тарифов ОМС доля на заработную плату получена из данных сводной статистической формы № 62 «Сведения о ресурсном обеспечении и оказании медицинской помощи населению» за 2017 год. Данные о значении расходов на заработную плату в тарифах платных

услуг получены путем анкетирования медицинских работников, оказывающих платные медицинские услуги в частных организациях и Г(М)УЗ. Полученные данные по соответствующим источникам применены к тарифам в разрезе услуг.

Проведенный анализ явно указывает на различие уровня заработной платы специалистов одной специальности, работающих в МО разных форм собственности. Так, расходы на оплату труда в тарифе ОМС в 5,5 ниже, чем в тарифе платной услуги Г(М) УЗ и в 13 раз ниже, чем в тарифе платной услуги частной МО. Расходы на оплату труда в тарифе

Таблица 2

Сравнение уровня заработной платы в структуре тарифов на идентичные медицинские услуги в разрезе финансовых источников

Размер оплаты труда основного персонала

Наименование медицинской услуги с начислениями, руб.

(показателя) в тарифе ОМС в тарифе платной услуги государственной МО в тарифе платной услуги частной МО

Доля расходов на оплату труда основного 50 36 35

персонала с начислениями в структуре тарифа,%

Прием врача-терапевта лечебно-диагностический, первичный 54,11 301,20 691,83

Прием врача терапевта лечебно-диагностический, повторный 41,78 236,40 617,75

Прием врача общей практики (семейного врача) взрослого населения лечебно-диагностический, 64,21 288,00 696,50

первичный

Прием врача общей практики (семейного врача) взрослого населения лечебно-диагностический, 42,88 216,00 549,50

повторный

Прием врача-специалиста, первичный 51,31 319,84 712,74

Прием врача-специалиста, повторный 39,28 255,60 650,80

Менедже,

платной услуги ГБУЗ в 2,4 раз ниже, чем в тарифе платной услуги частной медицинской организации.

Различна и нагрузка на врача при работе в организациях разной формы собственности. Так, среднемесячная нагрузка врача-терапевта в Г(М)УЗ составляет в среднем 600 посещений (на основании норм нагрузки на работника соответствующей специальности), среднемесячная нагрузка в частной клинике составляет в среднем 75-100 посещений в месяц (по данным анкетирования работников частных медицинских организаций). Т.е. достижение сопоставимого уровня заработной платы достигается за счет повышения интенсивности труда медицинских работников, работающих в системе ОМС, в среднем в 6-8 раз по сравнению с сотрудниками частных МО.

Напомним, что в соответствии со ст. 82 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - ФЗ-323) [2], основными источниками финансового обеспечения оказания медицинской помощи являются: средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства ОМС, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Анализ официальной статистики, собираемой по форме ФСГС № 62 «Сведения о ресурсном обеспечении и оказании медицинской помощи населению» (далее - форма 62) показывает, что в настоящее время наибольшая доля расходов Г(М)УЗ приходится на государственные внебюджетные источники,

основным из которых являются средства системы ОМС (рис. 1).

Напомним, что Г(М)УЗ могут получать государственные финансовые средства:

1) За счет выполнения государственного (муниципального) задания, установленного учредителем государственного учреждения (следует отметить, что в настоящее время подготовлены законопроекты, расширяющие возможность участия в выполнении государственного задания негосударственными МО на конкурсной основе). Финансирование государственного задания осуществляется в виде субсидий из средств бюджетов соответствующего уровня. Субсидии рассчитываются с учетом нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества [4].

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения, по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки [4].

Организация и схема движения финансовых средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представлена на рис. 2.

2) В рамках деятельности в системе ОМС по договору между страховой медицинской организацией

Рис. 1. Долевое распределение финансовых источников государственных (муниципальных) медицинских организаций за 2017 г, %

енецжер № 5

здравоохранения 2019

Рис. 2. Организация и схема движения государственных средств в рамках финансирования оказания медицинской помощи государственным (муниципальным) учреждением

и медицинской организацией. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [3] дает полное представление об ОМС. ОМС - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы ОМС: Базовая программа ОМС - составная часть ПГГ, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Программа определяет виды медицинской помощи, перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по ОМС в Российской Федерации, а также критерии доступности и качества медицинской помощи.

Территориальная программа ОМС (далее — ТПОМС) расширяет виды, объемы и условия оказания медицинской помощи, установленные базовой программой ОМС, и определяет на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным

лицам по ОМС, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержит реестр МО, участвующих в реализации ТПГГ, определяет условия оказания медицинской помощи в них, а также целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи [3].

Организация и схема движения финансовых средств из страховых медицинских организаций представлена на рис. 3.

Несмотря на незначительную долю средств МО от приносящей доход деятельности (в среднем 8% от всех получаемых средств) и значительное увеличение расходов из государственных источников, за период 2014—2017 годы отмечен максимальный прирост расходов в относительном выражении по негосударственным источникам, который составил за рассматриваемый период 56% (рис. 4).

По мнению ряда исследователей [6, 7], в условиях рыночной экономики предпринимательская деятельность в здравоохранении выполняет следующие основные функции:

• общеэкономическую, проявляющуюся в участии организаций здравоохранения в общественном разделении труда и обеспечении потребностей населения в дополнительных услугах медицинского назначения;

• ресурсную, направленную на эффективное использование в медицинской деятельности как воспроизводимых, так и не воспроизводимых ресурсов;

Менецже

->

--- Органы государстве

Рис. 3. Организация и схема движения финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования

Рис. 4. Динамика размера финансирования всех видов медицинской помощи в разрезе групп источников за 2014-2017 гг.

внеджер № 5

зпаввооховнения 2019

• инновационную, обусловленную потребностью в технологическом развитии организаций здравоохранения;

• социальную, направленную на обеспечение права свободного выбора врача пациентом, вариантов обследования и лечения, а также на сохранение и укрепление физического и психического здоровья граждан.

Действующее законодательство позволяет некоммерческим организациям осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Рассмотрим условия, при которых Г(М)УЗ может осуществлять приносящую доход деятельность. В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» [4] Г(М)УЗ вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения [4].

Основной деятельностью, приносящей доходы, является деятельность по оказанию платных медицинских услуг. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления МО платных медицинских услуг», платные медицинские услуги -медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования (ДМС).

При оказании платных медицинских услуг государственное бюджетное учреждение здравоохранения руководствуется перечнем работ (услуг), указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной в установленном порядке.

Организация и схема движения финансовых средств от предоставления платных медицинских услуг представлена на рис. 5.

Примерно 10% от приносящей доход деятельности Г(М)УЗ получают от договоров по оказанию услуг в рамках ДМС. Медицинское страхование относится к отдельным видам страхования, а деятельность по предоставлению медицинских услуг, входящих в пакет обслуживания по ДМС, реализуется в соответствии с Федеральным законом от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются

Рис. 5. Организация и схема движения финансовых средств от предоставления платных медицинских услуг

2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мвнедже

страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом и федеральными законами и содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о сроке осуществления страховой выплаты, а также исчерпывающий перечень оснований отказа в страховой выплате и иные положения.

Организация и схема движения финансовых средств в рамках ДМС представлена на рис. 6.

Другим значимым источником финансового обеспечения бюджетных МО (23% от негосударственных средств) в рамках приносящей доход деятельность могут выступать безвозмездные поступления в форме дарения, пожертвования и т.д., которые могут выступать альтернативой такой формы приносящей доходы деятельности, как оказание платных медицинских и иных услуг (рис. 5, позиция

«иные»). Детальному разбору понятий терминов «дарение», «пожертвование», «гранты», «спонсорство», «меценатство» и др., а также описанию законодательного и иного нормативного регулирования подобных поступлений посвящена работа проф. Кадырова Ф.Н. [5]

Наибольшая доля средств от приносящей доход деятельности отмечена в отношении Г(М)УЗ, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (рис. 7), наименьшая доля - в Г(М)УЗ, оказывающих скорую медицинскую помощь. Интересен факт, что в соответствии с положениями Ф3-323 (ст. 83 п. 3), скорая медицинская помощь не может быть оказана за счет иных финансовых источников, нежели бюджетные средства и средства ОМС, при этом, по данным формы 62, в качестве иных средств по оказанию скорой медицинской помощи указаны средства от оказания услуг в рамках ДМС.

Анализ структуры приносящей доход деятельности показал, что наибольшая доля доходов от платных услуг приходится на оказание медицинской помощи в условиях дневных стационаров (82,2%). Наибольший доход от деятельности в рамках ДМС отмечен в условиях стационара. Прочие источники негосударственного финансирования являются

Рис. 6. Организация и схема движения финансовых средств в рамках добровольного медицинского страхования.

енеджер № 5

здравоохранения 2019

Рис. 7. Доля средств от предпринимательской деятельности в общих расходах медицинских организаций в разрезе видов медицинской помощи, %

основными при оказании скорой медицинской помощи (99,5%) и паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях (32,2%). Распределение приносящей доход деятельности по формам в разрезе видов медицинской помощи представлено на рис. 8.

Средства от приносящей доход деятельности используются Г(М)У3 на увеличение фонда заработной платы. По данным за 2017 год, на данную статью пришлось около 60% всех средств от приносящей доход деятельности.

За счет средств от приносящей доход деятельности Г(М)У3 покрывают расходы по статье на увеличение стоимости нематериальных активов (26%). В среднем 15-26% средств МО покрывается по статье расходов на медицинское оборудование, медицинский инструментарий и прочие основные средства за счет средств от оказания платных медицинских услуг и ДМС. За счет средств данных финансовых источников осуществляется оплата 18% расходов на арендную плату за пользование имуществом.

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

99,5 05 14,6 6,9 78,6 13,4 16,9 9,2 8,6 82,2 32,2 67,8 47,8

69,7

--

49,7

1 1 1 1 1

Скорая

Амбулаторная Стационарная Дневной Паллиативная Прочие услуги

стационар в

стационарных условиях

1ПМУ

1 ДМС

Прочие источники

Рис. 8. Структура приносящей доход деятельности по видам медицинской помощи, %

->

№ 5 Менеджер

2019

Выводы:

1. Сравнение тарифов и уровня заработной платы на идентичные медицинские услуги в разрезе финансовых источников показало дефицит государственного финансирования медицинских организаций и вынужденную необходимость повышенной интенсивности труда медицинских работников, работающих в системе обязательного медицинского страхования для обеспечения требуемого уровня заработной платы.

2. Средства от приносящей доход деятельности являются одним из финансовых источников, за счет которого государственное (муниципальное) учреждение покрывает дефицит государственного финансирования, в том числе при реализации указов Президента Российской Федерации по повышению уровня заработной платы.

3. Средства от приносящей доход деятельности в современных финансовых условиях являются

осознанной необходимостью в работе государственных (муниципальных) медицинских организаций, поскольку они позволяют решать целый ряд задач: не только улучшение кадрового обеспечения медицинской организации, в том числе за счет обеспечения необходимого уровня заработной платы работников, но и укрепление и расширение материально-технической базы медицинской организации, а также эффективное использование дорогостоящего диагностического медицинского оборудования, обеспечение его содержания и модернизации, а в конечном итоге - удовлетворение потребности населения в различных видах медицинской помощи.

4. Анализ соотношения различных видов медицинских услуг, оказываемых Г(М)УЗ, в разрезе источников финансирования, указывает на дополнительные резервы развития их деятельности, направленных на повышение удовлетворенности населения медицинской помощью.

1. Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы».

2. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

4. Федеральный закон от 29.11.2010 № З26-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

5. Кадыров Ф.Н. Безвозмездные поступления в медицинские организации: виды, особенности учета и использования.// Менеджер здравоохранения. - 2017. - № 6. - С. 57-66.

6. Гадаборшев М.И. Проблемы оказания платных услуг медицинскими организациями государственного сектора здравоохранения.// Российская академия медицинских наук. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. - 2013. - № 2. - С. 100-103.

7. Кулакова Е.В. Правовые основы оказания платных медицинских услуг в учреждениях здравоохранения.//Замести-тель главного врача. - 2014. - № 11 (102). - С. 77-84.

UDC 331.221.1, 336.1, 614.2

Obukhova O.V., Senenko A.Sh, Nitsenko D.I, Tsydypov V.Ch, Chililov A.M. Providing income activities as a conscious necessary for functioning of the state (municipal) medical providers (Public Health at the Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russia; A. V. Vishnevsky National Medical Research Center of Surgery, Moscow, Russia)

Abstract. Realization of the rights of citizens to health care and medical care free of charge, enshrined in the Constitution of the Russian Federation, carried out by state and municipal health care institutions «... at the expense of the relevant budget, insurance premiums and other income». Analysis of the dynamics of the volume of financial sources for 2014-2017 showed a significant increase in revenues of medical organizations, which are state budgetary institutions, funds from income-generating activities.

The article describes the main financial sources that a medical organization - a state (municipal) institution may have for providing medical care, as well as for implementing the Program of state guarantees of free medical care to citizens. The rationale for the insufficiency of public funds to ensure the necessary level of wages for medical workers is given on the example of comparing tariffs of the compulsory health insurance system and prices (tariffs) of private medical organizations in the city of Moscow.

The regulatory and legislative conditions for obtaining funds from various financial sources by a public institution are considered, the relevance of developing measures to attract additional financial sources, which include revenues from providing paid medical services to the population, including through voluntary medical insurance, is justified.

Keywords: financial sources, the Program of state guarantees of free medical care to citizens, state provider, income-generating activities, compulsory medical insurance, paid medical services, voluntary medical insurance.

енеджер № 5

здравоохранения 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.