13. Сухоруков, И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи как ответ системы социального воспитания на глобальные вызовы современного мира / И.С. Сухоруков // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс. - Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2021. - С. 247-252.
14. Сухоруков, И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков средствами народного искусства: механизмы и условия перехода «внешнего» во «внутреннее» / И.С. Сухоруков // Этнокультурные феномены в образовательном процессе. - Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2020. - С. 196-204.
15. Тебуева, М.М. Развитие творческой активности учащихся 5-7 классов на занятиях декоративно-прикладным искусством (на примере использования войлока в одежде): диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Тебуева Мадина Магомедовна. - Москва, 2009. - 117 с.
16. Урусова, М.Ю. Развитие художественно-творческого мышления студентов художественно-графического факультета на занятиях декоративно-прикладным искусством (на примере вышивки национального головного платка карачаевцев и балкарцев): диссертация . канд. пед. наук: 13.00.01 / Урусова Музалифа Юсуфовна. - Карачаевск, 2010. - 201 с.
Педагогика
УДК 378.147
профессор кафедры педагогического образования Зембатова Лариса Тамерлановна
ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» (г. Владикавказ), профессор кафедры педагогики и психологии
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); аспирант кафедры педагогического образования Кириченко Кирилл Николаевич
ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» (г. Владикавказ)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ
УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Аннотация. В статье представлен анализ математической составляющей системы подготовки будущих учителей начальных классов. Описаны вопросы, при усвоении которых обучающиеся испытывают сложности, указаны причины возникновения трудностей. В настоящее время в условиях школы математическое образование переживает сложный период, связанный с изменениями целей образования, с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения. В начальной школе сложным оказалось преподавание предмета математики. Это обусловлено снижением интереса учащихся к учению, ростом неуспевающих, падением качества знаний, умений и навыков, недовольство учителей результатами своего труда, а также большой занятостью родителей. Изучив научно-методические источники по представленной теме, автор высказывает собственную точку зрения на имеющуюся проблему, предлагая ряд мероприятий. В качестве условий совершенствования математической составляющей системы подготовки будущих учителей начальных классов предложены следующие позиции: оптимизация всех сфер нагрузки студентов (учебной, психологической и физической); обеспечение принципов индивидуализации и дифференциации обучения; использование во взаимодействии педагогических и инновационных мультимедиа - технологий; активизация познавательной деятельности учащихся за счет введения в содержание образования курсов по выбору.
Ключевые слова: математическое образование, совершенствование математического образования, система подготовки, будущие учителя начальных классов, федеральный государственный образовательный стандарт.
Annotation. The article presents an analysis of the mathematical component of the system of training future primary school teachers. The questions are described, during the assimilation of which students experience difficulties, the causes of difficulties are indicated. Currently, in the conditions of the school, mathematical education is going through a difficult period associated with changes in the goals of education, with the transition to the Federal State Educational Standard of a new generation. In elementary school, teaching the subject of mathematics turned out to be difficult. This is due to a decrease in students' interest in learning, an increase in underachievers, a drop in the quality of knowledge, skills and abilities, dissatisfaction with teachers with the results of their work, as well as a large employment of parents. Having studied the scientific and methodological sources on the presented topic, the author expresses his own point of view on the existing problem, offering a number of measures. The following positions are proposed as conditions for improving the mathematical component of the system of training future primary school teachers: optimization of all areas of student workload (academic, psychological and physical); ensuring the principles of individualization and differentiation of training; the use of pedagogical and innovative multimedia technologies in interaction; activation of cognitive activity of students by introducing elective courses into the content of education.
Key word: mathematical education, improvement of mathematical education, training system, future primary school teachers, federal state educational standard.
Введение. На сегодняшний день школьное обучение математике столкнулось с весьма непростым периодом. В частности, сейчас активно меняются цели обучения, школы перешли к Федеральному государственному образовательному стандарту нового поколения. В младших классах преподавать такую дисциплину, как математика, стало весьма непросто. Это происходит потому, что интерес школьников к образованию значительно уменьшился, возросло число отстающих школьников. По этим причинам качество знаний, навыков и умений стремительно стало падать, педагоги не испытывают удовлетворения от своей деятельности. Родители же школьников очень заняты и не всегда могут помогать своим детям в учебе. В связи с указанными факторами необходимо провести новые педагогические исследования в сфере методики преподавания дисциплины.
Изложение основного материала статьи. Произошли существенные изменения в понимании школьной математической подготовки. ФГОС начального общего образования - это комплекс совокупность требований, являющихся обязательными при выполнении основной общеобразовательной программы младших классов образовательными организациями с государственной аккредитацией. В требованиях в отношении условий, системы и итогов изучения основной общеобразовательной программы младшей школыпринимается во внимание совокупность личностных и возрастных характеристик школьников, важность обучения в младших классах, которое представляет собой первооснову всего дальнейшего образования [5].
Наряду с основным предметным содержанием ФГОС приводит пояснение содержательного наполнения надпредметных знаний, умений и способов. В частности, это знания, умения и способы, которые вырабатываются каждой учебной дисциплиной и способствуют консолидации усилий всех школьных дисциплин в сфере решения единых задач образования и достичь единых целей образовательной деятельности. Кроме того, подобный подход поможет избежать узкопредметности при отборе содержания обучения, позволит интегрировать в изучение разнообразных аспектов внешней действительности.
В соответствии с ФГОС, предмет «математика» должна является одним из ключевых элементов младшей школы, потому что именно этому предмету отводится основная роль в развитии у учащихся способности к обучению. Математика позволяет заложить основание, на котором впоследствии будут выработаны навыки мыслительной деятельности.
Учащиеся начальной школы обучаются разнообразным действиям и операциям - классификации, сопоставлению, анализу. Они также обучаются выявлению закономерностей и причинно-следственных связей, формированию логических цепочек в своих размышлениях. В процессе изучения математики дети усваивают комплекс обобщенных знаний и способов действий, что обеспечивает целостное восприятие окружающей действительности. на основании обобщённых способов действий школьники учатся формировать модели конкретных процессов и явлений реальности.
Кроме того, эти способы позволяют выработать универсальные учебные действия, которые, в свою очередь, дают школьникам возможность усваивать знания по дисциплине и способствуют их умственному развитию. Кроме того, УУД учат самостоятельно искать и изучать новые сведения, новые способы действий и знания. Знания и способы действий, полученные в начальных классах, потребуются детям как в последующем качественном обучении, так и в решении большого количества прикладных задач во взрослой жизнедеятельности.
Профессионализм учителя начальных классов заключается в том, чтобы развивать математические способности учащихся, помочь им поверить в свои собственные силы, а также в умении сделать свои занятия интересными, разнообразными, творческими, продуктивными. Качественным образование становится тогда, когда достижения имеют не только учащиеся, но и учителя. Повышение качества образования - одна из приоритетных задач российского образования. Анализ научно-методической литературы по теме исследования показывает, что в качестве условий повышения качества математического образования многие исследователи определяют:
• оптимизация нагрузки учащихся (учебной, психологической и физической);
• использование принципов дифференциации и индивидуализации обучения;
• внедрение в образовательный процесс различных педагогических технологий во взаимодействии с инновационными мультимедиа - технологиями;
• использование различных методов и средств активизация познавательной деятельности учащихся.
Процесс повышения качества образования и достижение его высокого уровня требуют кардинальных преобразований в сфере образования. В качестве основы совершенствования подготовки специалистов разных сфер деятельности, в том числе и учителей начальных классов, выдвигается компетентностный подход, результатом которого является компетентный специалист. Процесс подготовки будущих учителей начальных классов в таких условиях приобретает особую актуальность в силу своей многопрофильности, так как они призваны закладывать основы общей образованности младших школьников по различным направлениям (по русскому языку, математике и др.). В современных условиях технологизации производства преподавание математики в начальных классах приобретает особое значение, поскольку именно на этой ступени закладываются основы математических знаний и умений, составляющих базу успешного овладения учащимися точными науками на последующих уровнях образования. Несмотря на данный факт, данные социологических опросов, проводимых последние годы, свидетельствуют о том, что около 54% учителей начальной школы считают, что не обладают необходимым объемом знаний и умений для преподавания математики; более
49 % учителей испытывают затруднения при подготовке конспектов уроков по математике и их проведении, 49-52% практический не проявляют интерес к преподаванию математики в начальной школе.
Как показывает моя многолетняя практика работы на кафедре педагогического образования, наблюдения за разными видами деятельности студентов (лекционные занятия, практические, тестирование, анализ текущих и итоговых контрольных работ, ответы на зачетах и экзаменах) свидетельствуют о существенных проблемах, которые возникают при изучении различных разделов математических дисциплин.
Некоторые студенты не усваивают новую терминологию (например - дизъюнкция, конъюнкция, импликация и т.д.), часть студентов путают знаки операций над множествами со знаками операций над высказываниями и предикатами, плохо справляются с решением комбинаторных задач, многие студенты не понимают различие между понятиями «доля», «дробь», не справляются с образованием дроби, часть студентов избегает решение задач с дробями и т.д. Многие из перечисленных трудностей объясняются тем, что большинство студентов, поступающих на факультет начального образования, имеют гуманитарную направленность и результаты по математике на ЕГЭ у них не высокие.
Проанализировав практику деятельности педагогов начальных классов, а также профессиональную подготовку учащихся педагогических высших учебных заведений, мы можем сделать вывод, что методическое и теоретическое обеспечение работы по развитию математических компетенций у будущих педагогов младшей школы является недостаточным.
Это указывает на то, что необходимо оптимизировать систему подготовки педагогов младшей школы, а также наращивать эффективность процесса выработки математических компетенций у обучающихся вузов.
Вопросы оптимизации математического обучения будущих педагогов рассматривались многочисленными психологами и методистами Д.Ф. Николенко, Н.Н. Лавровой, Н.В. Кузьминой, Ю.М. Колягиным, Н.Я. Виленкиным и другими. Также этим вопросам были посвящены диссертационные исследования таких авторов, как Л.П. Стойлова, К. Абдулаев, Г.И. Подгайнев, Г.П. Судибор.
Изучив названные исследования, можно говорить о том, что вопрос подготовки педагогов младшей школы рассматривался под разными углами зрения. Но методико-математическая подготовка студентов не исследовалась непосредственно, несмотря на то, что о ее важности и недостаточной проработанности говорят в своих трудах по педагогике и психологии Г.П. Судибор и Г.И. Подгайнев [2; 3].
Для того чтобы повысить качество подготовки педагогов младших классов, необходимо обосновать практические и теоретические вопросы. В частности, это вопросы организационных форм, содержания, структуры, методов и форм передачи учащимся специальных знаний и выработки у них соответствующих навыков. Государственный экзамен по математике с методикой преподавания имеет множество недочетов и пробелов, касающихся навыков, умений и знаний обучающихся. На основании проведенного анализа подготовки работающих педагогов и учащихся педагогических вузов мы можем говорить о том, чтоу них отсутствуют не столько общенаучные знания по математике, сколько профессиональные, методико-математические знания навыки и умения.
Ключевые документы (ФГОС ООО, ФГОС НОО) не обозначают задачу обеспечивать такую профессиональную педагогическую подготовку педагога, которая позволила бы ему самостоятельно, в течение всей практической деятельности, следить за тем, как развивается теория и практика, моментально откликаться на изменения учебных программ и планов. Это делает рассматриваемую проблему еще более острой. Встает вопрос о способах повышения качества методико-математического обучения педагогов младшей школы и приобщении их к самостоятельному познавательному процессу [4].
Необходимо готовить будущих педагогов так, чтобы они могли осуществлять эффективную практическую деятельность и формировать основу для последующего образования. В соответствии с данной целью, ключевые задачи обучения математике заключаются в том, чтобы студенты получили качественные и глубокие знания, на которых основывается математический курс в младших классах. Следует сформировать верное понимание будущим педагогом младшей школы вопросов преемственности в сегодняшнем образовательном процессе. Также важно выработать теоретическое понятийное мышление, разъяснить учащимся общекультурную значимость математических методов. нужно выработать навыки самостоятельной работы с учебниками и учебными пособиями. Студенты должны изучать методические, математические и психолого-педагогические источники, могли проводить анализ содержания программ. Таким образом, необходимо развить математическую культуру будущих педагогов младшей школы.
Для того чтобы студент понимал, насколько важными являются знания по математике в предстоящей работе со школьниками, и стремился к тому, чтобы улучшать свою подготовку, необходимо в первую очередь выработать в нем способность анализировать предметное содержание и работать с учебниками по предмету. С этой целью следует вести пошаговую и целенаправленную работу в сфере установления взаимосвязи между изучаемыми материалами и начальным курсом математики.
Кроме того, важно задействовать задания из альтернативных учебников по ряду причин:
а) математическая программа младших классов была значительно изменена: теперь основное значение отводится развивающим задачам в образовании;
б) в некоторых школах (в младших классах) при преподавании математики используются альтернативные, то есть развивающие, системы.
Подобная деятельность способствует реализации преемственности между курсом математики в школе и вузе.
Обязательное условие профессионально-педагогической ориентированности математической подготовки - это положение, согласно которому, математические дисциплины в педагогическом вузе должны выстраиваться на основе объединения общенаучных и методических направлений.
При реализации методической подготовки будущих педагогов младшей школы средствами математики могут использоваться разнообразные современные методы и приемы, обучать студентов использовать дидактические принципы. Важно придерживаться проблемного подхода к образованию, давать самостоятельные задания - в частности, подготовить материалы, которые будут использованы на занятиях, кружках по математике. Необходимо объяснить студентам, как эффективно применять деловые игры, готовить фрагменты занятия по заданной теме с выходом в школу.
Все студенческие разработки в совокупности должны формировать способность составлять примеры и задания, вырабатывать у школьников соответствующие математические понятия.
Выводы. Итак, профессионально-педагогическая ориентированность в преподавании математики будущим педагогам младшей школы может быть с успехом реализована, если будут соблюдены определенные условия: обеспечение мотивационной поддержки курса математики; все методы и формы преподавания математики должны быть направлены на то, чтобы подготовить учащихся к реализации профессиональной деятельности на поприще педагога младшей школы. Также необходимо направить научно-исследовательскую, внеаудиторную и аудиторную деятельность на удовлетворение практических проблем.
Литература:
1. Мордкович, А.Г. Беседы с учителями математики: Учеб.-метод, пособие / А.Г. Мордкович. - М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005. - 336 с.
2. Подгайнев, Г.И. Система математической подготовки учителя начальных классов в педагогическом институте: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук 13.00.02. / Геннадий Иванович Подгайнев - М., 1981. - 16 с.
3. Судибор, Г.П. Элементы аналитической геометрии и геометрических преобразований: Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. 2121 "Педагогика и методика нач. обучения" / Г.П. Судибор. - Минск: Вышэйш. школа, 1981. - 160 с.
4. Российская Федерация. Законы. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 и 2012 гг. / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2014. - 35 с.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат филологических наук, доцент Зырянова Ольга Николаевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» - Лесосибирский педагогический институт (г. Лесосибирск); студентка Мещерова Юлия Наилевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» - Лесосибирский педагогический институт (г. Лесосибирск); студентка Смагина Вероника Юрьевна
Лесосибирский педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТРАДИЦИЯХ И НОВАТОРСТВЕ В РУССКОЙ ДРАМАТУРГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПЬЕС А. ВАМПИЛОВА
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования представлений о традициях и новаторстве в русской драматургии у обучающихся старших классов. Авторы предлагают учитывать при изучении драматургии А. Вампилова традиции новой драмы А.П. Чехова, а именно, психологизм, особенности конфликта, символические образы-лейтмотивы и др. Анализ пьесы А. Вампилова «Утиная охота» в контексте ранее изученной пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» позволит формировать понимание новаторского характера драматургии современного автора (монтажная композиция, совмещение временных планов и т.д.) и синтезировать представление о драме как роде литературы.