Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТРАДИЦИЯХ И НОВАТОРСТВЕ В РУССКОЙ ДРАМАТУРГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПЬЕС А. ВАМПИЛОВА'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТРАДИЦИЯХ И НОВАТОРСТВЕ В РУССКОЙ ДРАМАТУРГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПЬЕС А. ВАМПИЛОВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
340
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРАМАТУРГИЯ / ТРАДИЦИИ / НОВАТОРСТВО / УРОК ЛИТЕРАТУРЫ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зырянова Ольга Николаевна, Мещерова Юлия Наилевна, Смагина Вероника Юрьевна

Статья посвящена проблеме формирования представлений о традициях и новаторстве в русской драматургии у обучающихся старших классов. Авторы предлагают учитывать при изучении драматургии А. Вампилова традиции новой драмы А.П. Чехова, а именно, психологизм, особенности конфликта, символические образы-лейтмотивы и др. Анализ пьесы А. Вампилова «Утиная охота» в контексте ранее изученной пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» позволит формировать понимание новаторского характера драматургии современного автора (монтажная композиция, совмещение временных планов и т.д.) и синтезировать представление о драме как роде литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE IMAGE OF TRADITIONS AND INNOVATION IN RUSSIAN DRAMATURGY AT THE LESSONS OF LITERATURE WHILE STUDYING THE PLAYS OF A. VAMPILOV

The article is devoted to the problem of formation of ideas about traditions and innovation in Russian dramaturgy among high school students. The authors propose to take into account the traditions of the new drama of A.P. Chekhov, namely, psychologism, features of the conflict, symbolic images-leitmotifs, etc. Analysis of A. Vampilov's play "Duck Hunt" in the context of the previously studied play by A.P. Chekhov's "The Cherry Orchard" will help to form an understanding of the innovative nature of the modern author's dramaturgy (montage composition, combination of time plans, etc.) and to synthesize the idea of drama as a kind of literature.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТРАДИЦИЯХ И НОВАТОРСТВЕ В РУССКОЙ ДРАМАТУРГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПЬЕС А. ВАМПИЛОВА»

Ключевые документы (ФГОС ООО, ФГОС НОО) не обозначают задачу обеспечивать такую профессиональную педагогическую подготовку педагога, которая позволила бы ему самостоятельно, в течение всей практической деятельности, следить за тем, как развивается теория и практика, моментально откликаться на изменения учебных программ и планов. Это делает рассматриваемую проблему еще более острой. Встает вопрос о способах повышения качества методико-математического обучения педагогов младшей школы и приобщении их к самостоятельному познавательному процессу [4].

Необходимо готовить будущих педагогов так, чтобы они могли осуществлять эффективную практическую деятельность и формировать основу для последующего образования. В соответствии с данной целью, ключевые задачи обучения математике заключаются в том, чтобы студенты получили качественные и глубокие знания, на которых основывается математический курс в младших классах. Следует сформировать верное понимание будущим педагогом младшей школы вопросов преемственности в сегодняшнем образовательном процессе. Также важно выработать теоретическое понятийное мышление, разъяснить учащимся общекультурную значимость математических методов. нужно выработать навыки самостоятельной работы с учебниками и учебными пособиями. Студенты должны изучать методические, математические и психолого-педагогические источники, могли проводить анализ содержания программ. Таким образом, необходимо развить математическую культуру будущих педагогов младшей школы.

Для того чтобы студент понимал, насколько важными являются знания по математике в предстоящей работе со школьниками, и стремился к тому, чтобы улучшать свою подготовку, необходимо в первую очередь выработать в нем способность анализировать предметное содержание и работать с учебниками по предмету. С этой целью следует вести пошаговую и целенаправленную работу в сфере установления взаимосвязи между изучаемыми материалами и начальным курсом математики.

Кроме того, важно задействовать задания из альтернативных учебников по ряду причин:

а) математическая программа младших классов была значительно изменена: теперь основное значение отводится развивающим задачам в образовании;

б) в некоторых школах (в младших классах) при преподавании математики используются альтернативные, то есть развивающие, системы.

Подобная деятельность способствует реализации преемственности между курсом математики в школе и вузе.

Обязательное условие профессионально-педагогической ориентированности математической подготовки - это положение, согласно которому, математические дисциплины в педагогическом вузе должны выстраиваться на основе объединения общенаучных и методических направлений.

При реализации методической подготовки будущих педагогов младшей школы средствами математики могут использоваться разнообразные современные методы и приемы, обучать студентов использовать дидактические принципы. Важно придерживаться проблемного подхода к образованию, давать самостоятельные задания - в частности, подготовить материалы, которые будут использованы на занятиях, кружках по математике. Необходимо объяснить студентам, как эффективно применять деловые игры, готовить фрагменты занятия по заданной теме с выходом в школу.

Все студенческие разработки в совокупности должны формировать способность составлять примеры и задания, вырабатывать у школьников соответствующие математические понятия.

Выводы. Итак, профессионально-педагогическая ориентированность в преподавании математики будущим педагогам младшей школы может быть с успехом реализована, если будут соблюдены определенные условия: обеспечение мотивационной поддержки курса математики; все методы и формы преподавания математики должны быть направлены на то, чтобы подготовить учащихся к реализации профессиональной деятельности на поприще педагога младшей школы. Также необходимо направить научно-исследовательскую, внеаудиторную и аудиторную деятельность на удовлетворение практических проблем.

Литература:

1. Мордкович, А.Г. Беседы с учителями математики: Учеб.-метод, пособие / А.Г. Мордкович. - М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005. - 336 с.

2. Подгайнев, Г.И. Система математической подготовки учителя начальных классов в педагогическом институте: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук 13.00.02. / Геннадий Иванович Подгайнев - М., 1981. - 16 с.

3. Судибор, Г.П. Элементы аналитической геометрии и геометрических преобразований: Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. 2121 "Педагогика и методика нач. обучения" / Г.П. Судибор. - Минск: Вышэйш. школа, 1981. - 160 с.

4. Российская Федерация. Законы. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 и 2012 гг. / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2014. - 35 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат филологических наук, доцент Зырянова Ольга Николаевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» - Лесосибирский педагогический институт (г. Лесосибирск); студентка Мещерова Юлия Наилевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» - Лесосибирский педагогический институт (г. Лесосибирск); студентка Смагина Вероника Юрьевна

Лесосибирский педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТРАДИЦИЯХ И НОВАТОРСТВЕ В РУССКОЙ ДРАМАТУРГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПЬЕС А. ВАМПИЛОВА

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования представлений о традициях и новаторстве в русской драматургии у обучающихся старших классов. Авторы предлагают учитывать при изучении драматургии А. Вампилова традиции новой драмы А.П. Чехова, а именно, психологизм, особенности конфликта, символические образы-лейтмотивы и др. Анализ пьесы А. Вампилова «Утиная охота» в контексте ранее изученной пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» позволит формировать понимание новаторского характера драматургии современного автора (монтажная композиция, совмещение временных планов и т.д.) и синтезировать представление о драме как роде литературы.

Ключевые слова: драматургия, традиции, новаторство, урок литературы, интерпретация, художественное произведение.

An^tatton. The article is devoted to the problem of formation of ideas about traditions and innovation in Russian dramaturgy among high school students. The authors propose to take into account the traditions of the new drama of A.P. Chekhov, namely, psychologism, features of the conflict, symbolic images-leitmotifs, etc. Analysis of A. Vampilov's play "Duck Hunt" in the context of the previously studied play by A.P. Chekhov's "The Cherry Orchard" will help to form an understanding of the innovative nature of the modern author's dramaturgy (montage composition, combination of time plans, etc.) and to synthesize the idea of drama as a kind of literature.

Key words: dramaturgy, traditions, innovation, literature lesson, interpretation, work of art

Введение. При изучении литературы в школе перед учащимися стоит одна из основных задач - изучение и обязательное освоение литературоведческих терминов. Требования программы по литературе предполагают знание старшеклассниками таких понятий как «комедия», «лирическая комедия», «драма», «социально-философская драма», «драматургический конфликт», «композиция драмы», «стилистика пьесы», «традиция» и «новаторство».

Современная драма является одним из самых сложных материалов для чтения и анализа в школе. При обращении к драме как одному из трех родов литературы, в частности, к драме современной, становится очевидным, что многие аспекты ее изучения являются спорными и неоднозначными. Изучение драматических произведений требует особого подхода, методических решений, определяемых их жанровыми особенностями.

Современная литература имеет характерную специфику обращения к литературным источникам прошлых эпох, их переосмыслению и интерпретации и впоследствии созданию нового творческого метода на базе наследуемых литературных традиций. Изучение в рамках школьного урока наследуемых современной драматургией традиций и возникновения новаторства творческого метода является оправданным, так как позволяет актуализировать представления об историко-литературных процессах, изучаемых в рамках школьного курса, а также сформировать умение глубокого прочтения драматического текста, понимания авторских интенций, осознания места и значимости драматического произведения в современной литературе. В связи с этим целесообразно исследовать традиции и новаторство в пьесах А. В. Вампилова как наиболее значимого реформатора современной драматургии.

Изложение основного материала статьи. Пьесы А. Вампилова изучаются на уроках литературы в старших классах. В программы по литературе разных авторов (В.В. Агеносова, Т.Ф. Курдюмовой, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева и др.) входят такие произведения А. Вампилова как «Утиная охота», «Старший сын», «Прошлым летом в Чулимске», «Провинциальные анекдоты».

Методике изучения творчества А. Вампилова в школе посвящены работы Н. Л. Крупининой (пьеса А.В. Вампилова «Утиная охота», XI класс), И.Х. Акуджба (пьеса А. Вампилова «Свидание»), Б.А. Ланина и Л.Ю. Устиновой, В.И. Коровина, которые в своих методических работах предлагают рассмотрение творчества драматурга в аспекте преемственности.

Исследователи отмечают отсутствие у современных школьников интереса к драматургии, что обусловлено, с одной стороны ориентированностью драмы на сценическую постановку, с другой стороны, непониманием актуальных для того времени конфликтов. Особой и трудновыполнимой задачей читателя является задача найти ключ к единству художественного мира драматурга. Попытки поиска целостного подхода к творчеству Вампилова пока только намечаются в исследовательской литературе.

Пьесы А. Вампилова как пример современной драматургии изучаются, согласно действующим УМК, в 11 классе во II полугодии. Изучение драматургии А. Вампилова является одной из последних тем курса. В связи с этим для реализации формирования представлений о традициях и новаторстве в творчестве драматурга, следует использовать принцип преемственности. Данный принцип позволит обратиться к ранее изученным учащимися произведениям с целью нахождения параллелей в мотивах, образах, теме, проблематике, приемах и композиции между обозначенными произведениями и пьесами А. Вампилова.

Уроку по пьесе «Утиная охота» предшествует обзорный урок по драматургии последней трети XX - начала XXI века. На нем акцент обучающихся делается на специфике драмы. По ходу обзорного урока необходимо концентрировать внимание обучающихся на смене тематических, жанровых, стилевых доминант в драматургических произведениях, смене характера героя в каждом из литературных периодов.

При формировании представлений о традициях и новаторстве следует установить проблемную ситуацию поиска традиций классической литературы в современной драматургии А. Вампилова и степень новаторства творческого метода автора. Стоит также упомянуть значимость для современного литературного процесса и, в частности, драматургии традиций классической литературы. Возможно использование элементов биографического метода, позволяющих охарактеризовать круг читательского интереса А. Вампилова (например, указав А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.П. Чехова и др.) и предположить влияние данного интереса на творческое становление автора.

А.С. Собенников, И.И. Плеханова, С.М. Козлова и др. исследователи отмечают, что наиболее очевидная связь прослеживается между «новой драмой» А.П. Чехова и драматургией А.В. Вампилова. A.C. Собенников, изучая творчество А. Вампилова, отмечал, что «в своей сумме театральные приемы Вампилова не сводимы к опыту русской драматургии XIX в.». Исследователь сравнивал художественное мышление Чехова и Вампилова, и пришел к выводу, что: «И Чехов и Вампилов были способны увидеть диалектическую противоречивость жизни, оба с недоверием относились к общим местам, лозунгу, фразе. Юмор, ирония Чехова и Вампилова были направлены против стереотипов, мифологизированного сознания. Их художественное мышление было адогматично» [2].

Учащимся предлагается вспомнить изученные в 10 классе пьесы («Вишневый сад», «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня») и их характерные особенности. Следует также вспомнить каноны драматического произведения, сравнить их с чертами «новой драмы» и сделать вывод о преобразованиях в принципах драматического произведения.

Учащимся можно предложить следующую карту-схему с чертами «новой драмы» А.П. Чехова:

- внутренние конфликты преобладают над внешними и отражают переживания действующих лиц;

- герои слышат, но не слушают друг друга, так как каждый сосредоточен на собственных внутренних переживаниях, возникает «многоголосье»;

- использование приема монтажа, разрушается единства времени, места и действия;

- наибольшее внимание уделяется быту, нежели описанию событий;

- герои показаны в типических, обыденных ситуациях, демонстрируется естественный ход жизни;

- сочетание в пьесе лирического, комического и драматического;

- ремарки вступают в диалог с текстом, способствуют воплощению психологического портрета героев.

Данную карту-схему можно использовать в качестве алгоритма поиска традиций «новой драмы» в драматургии Вампилова.

После прочтения пьесы «Утиная охота» и при непосредственном ее анализе, обучающимся легче будет увидеть новаторство драматурга А. Вампилова, но, несмотря на модерн, видно, что пьеса написана в чеховских традициях. Драматическое произведение «Утиная охота» - это особое произведение, которое выделяется сложностью композиционного построения и удивляет своей оригинальностью.

При помощи фронтального опроса, учитель с обучающимися воссоздаст хронологию событий в пьесе. Они отметят наличие в «Утиной охоте» трех временных пластов: настоящее время, прошлое/воспоминание, условное будущее [1]. Композиционные особенности пьесы можно охарактеризовать при помощи следующих вопросов:

1. С чего начинается пьеса «Утиная охота»?

2. Где происходят основные события пьесы?

3. Какова реакция Зилова на «шутку» его друзей?

4. Как можно охарактеризовать события, происходящие в пьесе «Утиная охота»? В чем их особенность? Являются ли они обыденными?

5. Почему А. Вампилов строит свою пьесу как цепь воспоминаний героя?

6. Какие повторы наблюдаются в пьесе «Утиная охота»?

Учащимся можно предложить раздаточный материал, на котором будут вынесены все ремарки, характеризующие дождь и степень его проявления. Из анализа цитатного плана и хронологии событий, обучающиеся сделают вывод о том, что дождь идет на протяжении всего действия и используется драматургом с целью передать душевное состояние Виктора Зилова.

После обсуждения образа-лейтмотива дождя необходимо провести параллель с комедией «Вишневый сад» А. П. Чехова и сконцентрировать внимание обучающихся на лейтмотиве звука лопнувшей струны. Пьеса «Вишневый сад» уже знакома обучающимся, поэтому обращение к ней может носить обзорный характер. Предлагаем вывести на слайде презентации ремарки, которые описывают звучание лопнувшей струны (это происходит в пьесе дважды) [4]. Обучающиеся приходят к выводу, что звук лопнувшей струны символизирует грядущую гибель сада и концентрируют внимание на преемственности традиций А.П. Чехова в творчестве А. Вампилова.

Далее необходимо сделать указание на разрыв композиционного кольца в пьесе «Утиная охота» - прекращение дождя и телефонный звонок Зилова, после которого он принимает важное решение - отправиться на охоту.

Для лучшего и более полного понимания законов построения действия и приема монтажа, можно предложить учащимся к просмотру отрывки спектакля МХАТ Чехова по пьесе А. Вампилова, режиссер - Александр Марин (2006). Необходимо подобрать те моменты, где будет ярко видна сценичность спектакля и использование сценических эффектов (свет и музыка). Например, можно предложить следующие эпизоды: 20:40 - 21:10 и 01:01:46 - 01:02:40 (здесь видны повороты круга - смена декораций, затемнение сцены, а затем ее освещение).

После просмотра видеофрагментов можно обратиться к тексту произведения «Утиная охота», а именно - к ремаркам, чтобы проследить, как драматург Вампилов прописывал визуальное и аудиальное сопровождение пьесы. После обсуждения ремарок, характеризующих сценографию, можно обратиться к ремаркам, характеризующим внутреннее, психологическое состояние героя на протяжении всего произведения. В процессе обсуждения, учащиеся придут к выводу о том, что в сценах прошлого А. Вампилов больше внимания уделяет внешнему действию, а в сценах настоящего времени - внутреннему действию и внутреннему состоянию.

Следующим этапом анализа пьесы является обращение к главному герою - Виктору Зилову. Можно предложить учащимся нарисовать словесный портрет Зилова, описать его таким, каким он им представляется, попросить охарактеризовать речь героя. Затем обратиться непосредственно к тексту пьесы и зачитать описание, представленное в произведении. В ходе обсуждения портретной характеристики, учащиеся приходят к выводу о том, что в описании Виктора Зилова четко прослеживается несоответствие внешней и внутренней характеристик героя. Исходя из описания героя, его душевных переживаний, учащиеся отмечают, что Зилов относится к рефлексирующему типу героя, так как он показан в пьесе в момент острого душевного кризиса и предстает перед читателями психологически обнаженным.

Далее обращается внимание учащихся на то, что действие в «Утиной охоте» разворачивается именно в тот момент, когда в душе главного героя наступает кульминация его внутреннего разложения. Виктор Зилов совершает попытку самоубийства, так как духовная смерть ведет к смерти физической.

Интересно рассмотреть образ Раскольникова и Зилова в идейно-тематическом плане. Так, «Преступление и наказание» и «Утиная охота» начинаются с мотива смерти (убийство старухи-процентщицы в «Преступлении и наказании», похоронный венок для Зилова в «Утиной охоте»). Мотив смерти в данном случае раскрывается не только в физической смерти (или ее метафоре), но и в духовной. Раскольников и Зилов находятся на границе, перед выбором, однако в конце повествования оба героя испытывают катарсис и духовное воскрешение. Образ Ирины в «Утиной охоте» и образ Сони Мармеладовой в «Преступлении и наказании» также имеют общие черты (воплощают мотив чистоты и невинности). Прослеживается параллель между замкнутым пространством городской квартиры Зилова и каморкой Раскольникова, символизирующих гроб и духовную смерть. Здесь важно отметить и отличительные черты Зилова, обусловленные новаторством этого образа. Драматург создает новый тип личности - деловой человек, погруженный в городскую суету.

Необходимо акцентировать внимание учащихся на том, что Виктор Зилов в течение всей пьесы оказывается перед выбором, перед нравственно-философскими испытаниями.

На раздаточном материале учащимся предлагается опорная схема, которая включает в себя основной перечень нравственных испытаний: получение письма от отца; выбор между тем, поехать в отпуск к отцу или отправиться на утиную охоту; приглашать Ирину на новоселье или не приглашать и т.д. В ходе анализа этих ситуаций, учащиеся приходят к выводу о том, что Виктор Зилов, принимая жизненные решения, руководствуется минутным желанием, страстью или выгодой, тем самым усугубляя свое положение и все больше опустошая душу.

После подробной характеристики главного героя, необходимо обратиться к ключевому образу-символу пьесы - образу утиной охоты. Для анализа данного образа (развернутой метафоры), можно предложить учащимся спорные точки зрения исследователей. Обучающиеся не будут определять, чья точка зрения верна, а на основе предложенных суждений, постараются выработать свою точку зрения. Некоторые исследователи, в том числе, Е.И. Стрельцова [3], видят в утиной охоте - стремление к фальшивому состоянию, лжеидеалу. Другие исследователи уверены, что стремление Зилова отправиться на утиную охоту - это стремление укрыться в природе как в некоем убежище и тем самым вернуть «себя утраченного».

После обсуждения ключевого образа пьесы, необходимо сконцентрировать внимание учащихся на образе-символе вишневого сада, который вынесен в заглавие одноименной пьесы А.П. Чехова.

Пьеса «Утиная охота» насыщена рядом символов, которые обозначают фальшивость и искусственность. Для более продуктивной работы с ними можно предложить учащимся составить таблицу, где в одной колонке будут указаны сами символы, в другой - контекст и ситуации, в которых они встречаются, в третьей - трактовка символа. Такими образами-

символами являются: плюшевый кот «Алик»; церковь, которая стала планетарием; деревянные утки; телефон, по которому люди лгут; бюро погоды, обладающее анонимным лживым голосом; похоронный венок; кафе «Незабудка»; ружье. Необходимо предложить ребятам подумать, а есть ли такие символы в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».

В заключительной части урока обратится к вопросам: «Получится ли у главного героя - Виктора Зилова преодолеть душевный кризис и возродиться или его ждет неминуемая гибель?»; «Что общего в финале пьесы А. Вампилова и А.П. Чехова?». Обучающиеся придут к пониманию того, что в обеих пьесах герои рефлексируют, размышляют, но кардинальных изменений в жизни не происходит. Зилов, скорее всего, станет таким, как Дима, так как духовных сил у него нет. Раневская и Гаев, несмотря на переживания о судьбе сада, ничего не предпринимают и их судьба и судьба их дома предрешена.

Таким образом, урок по пьесе «Утиная охота», проведенный в таком формате, позволит проанализировать произведение драматурга А. Вампилова в контексте традиций и новаторства. Обучающиеся в ходе урока, определят, какие характерные особенности пьесы свидетельствуют о новаторстве драматурга, а какие - о преемственности.

Выводы. Изучение знаковой пьесы «Утиная охота» А. Вампилова в 11 классе в аспекте традиций и новаторства позволяет проследить преемственность в литературе второй половины ХХ века, детально раскрыть образы героев, пространственно-временные образы и образы-символы, которые имеют большое значение в идейном содержании произведения. Проблемные ситуации, предложенные обучающимся на уроке, позволят активизировать мышление, будут способствовать формированию прочных, осознанных знаний, пробудят потребность к творческой деятельности.

Прием сопоставления пьесы «Утиная охота» А.В. Вампилова с драматическими произведениями А.П. Чехова («Вишневый сад», «Иванов»), а также использование карты-схемы с чертами «новой драмы» позволит обучающимся проследить преемственность драматурга.

Литература:

1. Вампилов, А.В. Утиная охота / А.В. Вампилов. - Санкт-Петербург: Азбука, 2020. - 416 с.

2. Собенников, A.C. Чеховские традиции в драматургии А. Вампилова // Чеховиана: Чехов в культуре XX века. -Москва, 1993. - С. 144-152.

3. Стрельцова, Е.И. Плен утиной охоты / Е.И. Стрельцова. - Иркутск: Иркутская областная типография, 1998. - 374 с.

4. Чехов, А.П. Вишневый сад / А.П. Чехов. - Москва: Эксмо, 2009. - 704 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат филологических наук, доцент Зырянова Ольга Николаевна

Лесосибирский педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студентка Смагина Вероника Юрьевна

Лесосибирский педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студентка Мещерова Юлия Наилевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» - Лесосибирский педагогический институт (г. Лесосибирск)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ В ИНТЕРПРЕТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РОМАНА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы использования иллюстраций при изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» на уроках литературы. Предлагаемые авторами выводы основаны на актуализации многогранного культурного контекста посредством организации интегрирующей деятельности обучающихся, в процессе которой текст произведения и иллюстрации к нему рассматриваются как единое целое. Обращение обучающихся к мифологическим мотивам и образам позволит актуализировать в диалоге читателя-школьника с текстом, с одной стороны, и с иллюстрацией - с другой, существенно важные для восприятия искусства переживания, среди которых - нацеленность на другого, сопереживание бытового факта как проявления бытия, ценностная самоидентификация личности. Сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению позволяет обучающимся увидеть в каждой иллюстрации не только отсылку к роману, но и картину мира художника, основанную на его толковании романа Ф.М. Достоевского.

Ключевые слова: Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание», иллюстрация, интерпретация, рецепция, сравнение, беседа, художественный мир произведения, смысл, содружество искусств.

Annоtation. The article discusses the use of illustrations in the study of F.M. Dostoevsky's novel "Crime and Punishment" in literature lessons. The methodological recommendations proposed by the authors are based on the actualization of a multifaceted cultural context through the organization of integrating activities of students, during which the text of the work and illustrations to it are considered as a whole. The appeal of students to mythological motives and images will allow actualizing in the dialogue of the student-reader with the text, on the one hand, and with the illustration, on the other, experiences that are essential for the perception of art, among which are focus on the other, empathy for everyday fact as a manifestation of being, value self-identification of the individual. Comparing illustrations by different artists to the same work allows students to see in each illustration not only a reference to the novel, but also a picture of the artist's world based on his interpretation of the novel by F.M. Dostoevsky.

Key words: F.M. Dostoevsky, "Crime and Punishment", illustration, interpretation, reception, comparison, conversation, the artistic world of the work, meaning, community of arts.

Введение. Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту среднего общего образования [8] одним из требований к предметным результатам освоения углубленного курса литературы является отражение умения «оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка)». Поскольку главным предметом изучения на уроке литературы является художественное произведение, словесный текст, то работа с иллюстрациями направлена прежде всего на более глубокое его осмысление.

Отметим, что большинство методических исследований и разработок, посвященных использованию произведений изобразительного искусства в интерпретационной деятельности обучающихся, предназначены для применения в 5-9 классах, в то время как аналогичной работе со старшеклассниками уделено сравнительно небольшое количество работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.