Научная статья на тему 'Совершенствование логистической системы мегаполиса'

Совершенствование логистической системы мегаполиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫЙ УЗЕЛ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абабкова М. Ю., Белинская И. В.

В данной статье представлен методический подход к формированию стратегии совершенствования логистической системы крупного мегаполиса, освещены вопросы использования математического моделирования на различных этапах разработки проекта транспортно-пересадочного узла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абабкова М. Ю., Белинская И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article presents a methodical approach to formation of strategy of improvement of the logistics system of a large city; the issues of the use of mathematical modeling at various stages of project development transport hub.

Текст научной работы на тему «Совершенствование логистической системы мегаполиса»

Россельхозбанк предлагает кредитные продукты для любой формы организации в зависимости от ее финансового состояния, но в то же время недостатком является невозможность определения величины кредита, несмотря на то, что максимально возможная сумма составляет 1 млн. рублей для всех малых и микроформ, составляющих кооперации, а для категории «надежный клиент» - до 3-х млн. рублей. Кроме этого, ограниченной суммы кредита может не хватить на нужды большинства малых форм сельскохозяйственных предпринимателей. Преимуществом по сравнению со Сбербанком является наличие льготного периода, в течение которого кредитуемый имеет возможность погасить выданную сумму без уплаты банковских процентов.

Сбербанк имеет достаточно четкую позицию, кредитуя от 50-ти млн. рублей по фиксированной процентной ставке, но в то же время недостатком является недоступность такой суммы для большинства малых форм, не говоря о микроформах [3].

Подводя общие итоги, необходимо отметить, что за последние годы проведена значительная работа по поддержке деятельности малых и микроформ сельскохозяйственных предпринимателей как со стороны государства, связанная с созданием государственных программ для развития, так и со стороны кредитных организаций, предоставляющих свои услуги предпринимателям, занятым в сфере сельского хозяйства. Однако суммы и большинство условий кредитования не удовлетворяют запросам всех малых и микроформ организаций, что остается областью для развития на сегодняшний день.

Литература

1. Государственная программа на 2013-2020 годы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/342.htm/

2. Кредиты для малого бизнеса. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rshb.ru/smallbusiness/.

3. «Сбербанк» - Кредиты и гарантии. [Электронный ресурс]. URL: http: //www. sberbank.ru/ru/s_m_busine ss/credits.

УДК 565.02

Канд. экон. наук М.Ю. АБАБКОВА

(СПбПУ, та-паппа(й!уапс1ех.ги) Канд экон наук И.В. БЕЛИНСКАЯ

(СПбГАУ, Ье1т8ка(й)уапс1ех.ги)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МЕГАПОЛИСА

Транспортно-пересадочный узел, логистическая система, математическое моделирование

Одним из эффективных способов развития логистической системы мегаполиса является создание транспортно-пересадочных узлов, позволяющих уменьшить «пробки», повысить пропускную способность городских магистралей, сократить время в пути, обеспечить удобство пересадок для жителей. Основной эффект от формирования транспортно-пересадочного узла выражается в улучшении условий внутригородского и пригородно-городского перевозочного процесса. В рамках транспортно-пересадочного узла становится возможным объединение графиков движения различных видов транспорта, создание наилучших условий взаимодействия видов транспорта транспортно-пересадочного узла, разгрузка уличной дорожной сети города за счёт переориентации пассажиров с индивидуальных видов транспорта на общественные, получения дополнительных доходов в связи с созданием на территории транспортно-пересадочного узла магазинов, офисов и пр.

Строительство и эксплуатация современного транспортно-пересадочного узла сопряжены с большими затратами. Поэтому, прежде чем приступить к реализации таких проектов, нужно хорошо разобраться с проблемными участками крупных городов. Для этого должны быть проведены крупномасштабные исследования пассажиропотоков и по

результатам таких исследований принято решение о строительстве транспортно-пересадочного узла. Основным способом изучения логистической ситуации является проведение аудита транспортной системы, заключающегося в следовании структурных взаимосвязей. Далее на этапе предпроектных работ разрабатывается математическая модель организации транспортных потоков, основанная на методологии сетевого планирования. Решение задач транспортной логистики в сетевой постановке позволяет решать проблемы обеспечения технической сопряженности участников перевозочного процесса, согласования их экономических интересов и последующей оптимизации [1]. Так как коммерческие перевозки и перевозки общественным транспортом имеют большую протяженность, их организаторам постоянно необходимо решать задачи выбора наиболее оптимального маршрута, которые состоят в определении наиболее экономичного маршрута по критерию времени, расстояния или стоимости проезда. На существующие логистические маршруты в крупных мегаполисах накладываются различные ограничения, обусловленные особенностями функционирования крупного мегаполиса: запрет на проезд по некоторым отрезкам пути, требование посещения всех заявленных в путевом листе объектов только один раз, передвижение с заданной скоростью с целью снижения затрат на топливо. Это определяет необходимость расчета затрат на перевозочный процесс с учетом точки зрения пользователей общественного транспорта.

Инструментом расчета затрат пассажиров и собственников коммерческого транспорта является методология теории массового обслуживания. Согласно ее теоретическим предпосылкам для сокращения времени простоев необходимо определять наиболее оптимальное соотношение операторов (пользователей) транспортной системы мегаполиса и потерь от использования конкретных логических маршрутов. Методы теории массового обслуживания позволяют определить, какое количество автомобильного транспорта целесообразно применять в конкретном районе города, чтобы минимизировать суммарные ожидаемые потери от несвоевременного обслуживания населения и коммерческих компаний.

Следующим шагом в разработке стратегии совершенствования логистической системы является разработка технико-экономического обоснования проекта транспортно-пересадочного узла, которая должна проводиться на основе принципов сетевого планирования. Использование сетевых моделей в этом направлении позволяет:

построить сетевой график, который представляет взаимосвязи работ проекта, детально анализирующий все работы, и вносить улучшения в структуру проекта еще до начала его реализации;

- построить календарный график, который определяет моменты начала и окончания каждого этапа проекта, минимально возможное время выполнения проекта, расчет времени критических работ;

- позволяет оптимизировать параметры проекта: выявить и устранить проблемы в обеспечении работ исполнителями, снизить количество одновременно занятых исполнителей, сократить длительность отдельных работ и проекта в целом;

- оперативно контролировать и корректировать ход выполнения проекта.

Основой для продвижения проекта транспортно-пересадочного узла является разработка маркетингового плана, основной целью которого выступает предоставление общественности информации о функционировании транспортно-пересадочного узла. Это позволит сохранить и укрепить лояльность пользователей, увеличить количество пассажиров и востребованность маршрутов общественного транспорта. В рамках реализации проекта транспортно-пересадочного узла формируется комплекс маркетинговых мер, позволяющих сделать данный проект более эффективным, социально значимым и востребованным. Реклама новых транспортно-пересадочных узлов способствует увеличению использования, а также ускорению темпов роста использования объекта и доходов от транзита в районах города, где такая услуга предоставляется.

Меры, направленные на продвижение транспортно-пересадочного узла в мегаполисе, можно подразделить на две группы:

- экономические (плата за перехватывающие парковки и пр.);

- психологические (формирование потребности и стимулирование спроса на пользование транспортно-пересадочным узлом). В последнем случае необходимо постоянно реализовывать комплекс мероприятий по поддержанию спроса на такой вид услуги. Реклама и маркетинг транспортно-пересадочного узла делают государственные программы по совершенствованию логистической системы известными среди населения.

Стратегия продвижения транспортно-пересадочного узла должна включать в себя:

1. Комплекс мероприятий по продвижению самого транспортно-пересадочного узла (мотивирование водителей и горожан к использованию услуг транспортно-пересадочного узла).

В мировой психологии существует направление прикладных социально-психологических исследований, связанное с поиском адекватных организационно-технологических решений, - «traffic psychology» - психология поведения в транспорте. Оно помогает выяснить воздействие на водителя оформления и расположения дорожных знаков, оптимальность работы режимов светофоров, определить влияние на участников движения состояния и размещения разметки на дорогах, технических характеристик развязок и перекрестков, а также цветового оформления рекламы, информированность водителей о наличии паркингов и исследовать, как разные социальные группы жителей относятся к общественному транспорту. Использование «traffic psychology» позволяет выбирать наиболее эффективные методы воздействия на потенциальных пользователей транспортно-пересадочного узла [2].

2. Рекламно-информационная поддержка транспортно-пересадочного узла. Основными маркетинговыми мероприятиями в рамках продвижения услуг транспортно-пересадочного узла являются:

- разработка и реализация сервисных программ транспортно-пересадочного узла;

- осуществление в режиме реального времени информирования с помощью экранной рекламы о функционировании транспортно-пересадочного узла;

- использование IVR (англ. Interactive Voice Response - интерактивные голосовые услуги) - голосовое меню, позволяющее позвонившему, общаясь с автоинформатором, получить информацию по интересующим вопросам, сделать заказ, узнать об акциях, скидках, мероприятиях и пр.;

- подготовка печатной рекламы транзитных маршрутов и расписания, брошюр, распространяемых для корпоративных клиентов;

- работа с общественностью (радио и ТВ, газеты);

- печать плакатов, флайеров, листовок, наклеек на бампер, карты, показывающие расположение транспортно-пересадочного узла;

- внедрение прямой почтовой рекламы, использование адресных баз.

Эффективность продвижения и реализации проекта транспортно-пересадочного узла

обусловлено размером предполагаемых финансовых поступлений. Так как реализация проекта транспортно-пересадочного узла имеет не только экономическую, но большую социальную значимость, разработка методов оценки его эффективности должна учитывать не только повышение его основных показателей, но изменение некоторых социально-психологических характеристик населения мегаполиса. В этой связи в качестве показателей эффективности реализации маркетинговой стратегии необходимо рассматривать не только значения показателей срока окупаемости, индекса рентабельности, чистого дисконтированного дохода, но и более обобщенные, такие, как снижение трафик-напряженности, улучшение психологического состояния жителей, увеличение скорости пассажиропотока, повышение количества пользователей общественным транспортом, снижение совокупных расходов собственников автотранспорта [3].

Расчет данных показателей строится на построении целевых многокритериальных моделей, позволяющих рассчитать наиболее оптимальные маршруты следования коммерческого и личного автотранспорта. При этом в связи с наличием различных критериев целевой функции целесообразно использование методологии имитационного моделирования, реализуемого с помощью набора математических инструментальных средств, специальных имитирующих компьютерных программ и технологий программирования, позволяющих посредством процессов-аналогов выполнить оптимизацию основных параметров разработки и оценки проекта.

Для реализации проектов по совершенствованию логистической структуры мегаполиса посредством построения транспортно-пересадочных узлов имитационное моделирование целесообразно использовать по следующим направлениям:

- для управления сложными бизнес-процессами, когда имитационная модель создаваемого транспортно-пересадочного узла используется в качестве инструментального средства в контуре адаптивной системы управления проекта, создаваемого на основе информационных (компьютерных) технологий;

при проведении анализа с дискретно-непрерывными моделями сложных транспортных систем мегаполиса для получения и отслеживания их динамики в экстренных ситуациях, связанных с рисками.

Таким образом, использование имитационного моделирования для совершенствования транспортной логистики мегаполиса позволит:

управлять процессом реализации инвестиционного проекта транспортно-пересадочного узла на различных этапах его жизненного цикла с учетом возможных рисков и тактики выделения денежных сумм;

прогнозировать финансовые результаты функционирования транспортно-пересадочного узла на конкретный период времени, включая анализ проведения динамики сальдо на счетах управляющей компании;

- проводить анализ эксплуатационных параметров распределенной многоуровневой информационной управляющей системы по управлению транспортно-пересадочным узлом с учетом неоднородной структуры, пропускной способности каналов связи и несовершенства физической организации распределенной базы данных в районах города;

- анализировать сетевую модель для наладки производственного оборудования при построении транспортно-пересадочного узла с учетом возникновения неисправностей;

- разрабатывать стратегические планы организации работы автотранспортных предприятий, занимающихся коммерческими перевозками грузов, с учетом специфики логистических потоков в мегаполисе;

- проводить аудит и гибкое адаптивное планирование организации транспортно-пересадочного узла в среднесрочной перспективе.

Литература

1. Гарнаев А. Ю. Использование MS Excel и VBA в экономике и финансах. — СПб.: БХВ-Петербург, 2000. - 536 с.

2. Абабков Ю.Н., Абабкова М.Ю., Филиппова И.Г. Маркетинг в туризме: Учебник для высш. учеб.заведений. -М.: ИНФРА - 2015. - 214 с.

3. Белинская И.В., Корабельникова С.С. Развитие инвестиционного проектирования сфере организации парковочного пространства на примере Санкт-Петербурга. - Екатеринбург: Изд-во «Дискуссия», 2015. - С. 29-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.