(Решетневскце чтения
УДК 658. 7
Р. А. Беляков, А. Ф. Гаврилов ОАО «Красноярский машиностроительный завод», Россия, Красноярск
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНСТИ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Рассмотрены особенности предприятия аэрокосмической отрасли, показаны роль и значение материально-технического обеспечения в деятельности ОАО «Красноярский машиностроительный завод».
Предприятия аэрокосмической отрасли занимают ведущее место в решении оборонных и социально-экономических задач страны. Так, согласно Стратегии развития космической деятельности России до 2030 года и на дальнейшую перспективу [1], одним из приоритетных направлений достижения основных целей долгосрочного развития - обеспечение высокого уровня благосостояния населения и закрепление геополитической роли страны как одного из лидеров, определяющих мировую политику - является развитие космической деятельности. Для предприятий аэрокосмической отрасли характерны некоторые особенности, в частности:
- системный и режимный характер работ;
- широкий спектр применяемых технологий и материалов;
- многономенклатурность производимой продукции;
- широкая кооперация;
- высокий уровень требований к качеству продукции;
- высокая наукоемкость и инновационность продукции и технологий;
- высокий уровень требований к квалификации кадров.
В связи с этим особое внимание уделяется вопросам материально-технического обеспечения. От эффективной работы всей цепи закупочной логистики -формирования заказов, закупки материально-технических ресурсов, их доставки, распределения и хранения - зависит эффективность деятельности предприятия в целом и успешное выполнение его производственных планов.
ОАО «Красноярский машиностроительный завод» входит в состав предприятий, реализующих стратегические цели космической деятельности России. Материально-техническое снабжение данного предприятия предусматривает поставку более десяти тысяч номенклатур материалов и покупных комплектующих изделий в год. В структуре ОАО «Красноярский машиностроительный завод» выделен отдел материально-технического снабжения, основной задачей которого является своевременное и бесперебойное обеспечение предприятия сырьем и материалами, комплектующими и сопутствующими изделиями, разнообразными средствами производства при использовании эффективной и рациональной схемы их закупки.
В 2008 г. на предприятии было организовано бюро транспортной логистики, отвечающее за организацию перевозок на более выгодных условиях с точки зрения
транспортно-заготовительных затрат и сроков поставки. В связи с этим бюро транспортной логистики ведет постоянный мониторинг рынка автотранспортных и железнодорожных перевозок в плане тарифной политики с целью выявления транспортных организаций для заключения договоров и последующего выгодно -го сотрудничества. В качестве примера служат графики среднего авто-, железнодорожного и общего среднего транспортного тарифа с разбивкой по годам, из которых можно увидеть динамику изменения значений тарифа. Данные для расчета среднего значения берутся из официальных прайс-листов на транспортные услуги.
Также при выборе в пользу того или иного перевозчика большое внимание уделяется срокам доставки, так как важно объективно реагировать на потребности производства в части сроков поставки материалов и комплектующих изделий для обеспечения бесперебойной плановой работы завода, что позволяет избежать дополнительных издержек при простое, а также выполнения обязательств по основным производственным контрактам. Бюро транспортной логистики ежедневно решает и эту задачу, ведя конструктивный диалог с отделами снабжения, уточняя необходимые сроки доставки, оперативно получая всю необходимую информацию в электронных заявках, которые не требуют больших временных затрат для оформления и согласования с руководством, таким образом позволяя ускорить процесс получения, обработки и последующей передачи рабочей информации контрагентам.
Помимо своих основных контрагентов-перевозчиков, бюро транспортной логистики ведет непрерывную работу по обеспечению доставки, взаимодействуя с представительством ОАО «Красмаш» в г. Москве и в г. Екатеринбурге. Таким образом, бюро транспортной логистики решает несколько задач одновременно, а именно: быстро обрабатывает и передает для исполнения информацию своим подразделениям благодаря вышеупомянутому ПО (электронные заявки), консолидирует (объединяет) грузы разных поставщиков за счет рационального территориального местонахождения представительств и осуществляет срочную вагонную отправку транзитом из г. Москвы и г. Екатеринбурга в г. Красноярск пассажирской скоростью (5 дней из г. Москвы, 2 дня из г. Екатеринбурга).
Данные изменения в структуре позволили осуществлять доставку грузов на склады предприятия точно
Логистика в аэрокосмической отрасли
в срок. Кроме того, параллельно решаются задачи оптимизации транспортно-заготовительных расходов.
В частности, изменению подвергся принцип использования транспортных средств при внутризаводских перевозках, а именно, с 2008 по 2011 гг. был сокращен собственный автопарк завода в 3,3 раза. При этом было израсходовано ГСМ на 178 т меньше по сравнению с плановыми показателями расхода ГСМ до сокращения единиц собственной автотехники.
При средней стоимости используемой марки бензина Аи-80 - 18,5 руб./л, было сэкономлено 3 293 000 руб.
Библиографическая ссылка
1. Стратегия развития космической деятельности России до 2030 года и на дальнейшую перспективу [Электронный ресурс]. URL: http://www. federalspace. ru/main. php?id=402.
R. A. Belyakov, A. F. Gavrilov Open joint-stock company «Krasnoyarsk Machine-Building Plant», Russia, Krasnoyarsk
PERFECTION OF LOGISTIC ACTIVITIES OF AEROSPACE ENTERPRISE
The aerospace enterprise features are considered; the role and importance of logistical support in activities of Open joint-stock company «Krasnoyarsk machine-building plant» are demonstrated.
© Беляков Р. А., Гаврилов А. Ф., 2012
УДК 338. 49
Е. В. Белякова, А. В. Самарцева
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
АНАЛИЗ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН В ФОРМИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ*
Представлены основные заинтересованные стороны в формировании региональной логистической инфраструктуры.
Развитие региональной логистической инфраструктуры (РЛИ) является актуальными как для органов государственной власти, так и для органов местного самоуправления, так как, во-первых, напрямую влияет на инвестиционную привлекательность региона, его конкурентоспособность в обслуживании това-ропотоков, во-вторых, ее построение актуально и для бизнес-структур, так как РЛИ создает основу для реализации бизнес-проектов. Таким образом, существует объективная необходимость для построения РЛИ на основе государственно-частных партнерских отношений.
Выделим основные заинтересованные стороны в создании логистической инфраструктуры региона:
- администрации муниципалитетов и края;
- производители (гражданские и оборонные предприятия в части конверсионной продукции);
- владельцы транспортных и экспедиционных организаций;
- владельцы складов и распределительных центров;
- логистические операторы;
- владельцы торговых сетей.
В эту группу также могут быть отнесены владельцы малого и среднего бизнеса (МСБ), действующие
на территории региона. Как правило, МСБ входит в ассоциации и союзы, что упрощает диалог власти и МСБ. Предполагается, что с его помощью будет реализована программа по формированию РЛИ.
Далее проведем анализ заинтересованных сторон, который представляет собой методику, позволяющую определить интересы и влияние различных групп, участвующих в программе, дает возможность произ -вести корректировку программы с учетом их потребностей, а также спланировать стратегию привлечения или нейтрализации групп.
Методика анализа стейкхолдеров включает следующие этапы:
- определение ключевых заинтересованных сторон;
- оценка интересов стейкхолдеров и воздействия, которое может оказать на них новая политическая мера;
- оценка влияния и значимости заинтересованных сторон;
- разработка стратегии вовлечения заинтересованных сторон в процесс разработки и реализации политики [1].
*Исследование проведено при финансовой поддержке Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности