Научная статья на тему 'Инструменты управления запасами ресурсодобывающего предприятия'

Инструменты управления запасами ресурсодобывающего предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
536
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКЛАДСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЗАПАСЫ / ОСОБЕННОСТИ ХРАНЕНИЯ И ДОСТАВКИ / ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ / ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТРАНСПОРТНАЯ МОДЕЛЬ / WAREHOUSE INFRASTRUCTURE / RESERVES / PARTICULARLY STORAGE AND DELIVERY / INVENTORY MANAGEMENT TOOLS / PRODUCTION AND TRANSPORT MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бутрина А. В.

Раскрыты особенности хранения материально-технических ресурсов на месторождениях, а также приведены инструменты управления запасами с учетом специфики деятельности ресурсодобывающих предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVENTORY MANAGEMENT TOOLS OF THE RESOURCE EXTRACTION ENTERPRISE

In the article features of storage material and technical resources in the fields, and provides inventory management tools, taking into account the specifics of the extracting enterprises.

Текст научной работы на тему «Инструменты управления запасами ресурсодобывающего предприятия»

УДК 658

ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ РЕСУРСОДОБЫВАЮЩЕГО

ПРЕДПРИЯТИЯ

А. В. Бутрина Научный руководитель - Н. В. Широченко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: [email protected]

Раскрыты особенности хранения материально-технических ресурсов на месторождениях, а также приведены инструменты управления запасами с учетом специфики деятельности ресурсодобывающих предприятий.

Ключевые слова: складская инфраструктура, запасы, особенности хранения и доставки, инструменты управления запасами, производственно-транспортная модель.

INVENTORY MANAGEMENT TOOLS OF THE RESOURCE EXTRACTION

ENTERPRISE

A. V. Butrina Scientific Supervisor - N. V. Shirochenko

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: [email protected]

In the article features of storage material and technical resources in the fields, and provides inventory management tools, taking into account the specifics of the extracting enterprises.

Keywords: warehouse infrastructure, reserves, particularly storage and delivery, inventory management tools, production and transport model.

Логистические процессы занимают ведущее положение в деятельности ресурсодобывающих предприятий. По причине активного освоения нефтегазоконденсатных месторождений, упор делается на транспортную логистику и управление грузопотоками. Принимаются серьезные логистические решения для оптимизации доставки грузов на месторождения.

Уровень развития складской инфраструктуры ресурсодобывающих предприятий в суровых климатических условиях оценивается как слабый. Причиной данного аспекта служит то, что площадки хранения материально-технических ресурсов являются временными, так как используются в период строительства и освоения месторождений.

На временных складах ресурсодобывающих предприятий существует проблема системы организации хранения материальных запасов. Причинами возникновения такой трудности являются: большие территории складов, ежемесячная смена вахтового персонала, суровые климатические условия, большой грузооборот складов (более 1,5 млн тонн в год на складах ресурсодобывающих предприятий), перепады температур от - 55 до +35, неустойчивый грунт (вечная мерзлота, болотистая местность), большое разнообразие номенклатур грузов (более 35000), отсутствие учета внутреннего перемещения груза по территории склада. Данные особенности несут за собой ряд проблем, а именно: отсутствие информации о точном местонахождении груза на складе, о подробной номенклатуре хранимого груза и о количестве хранимого груза [2].

Наиболее регулируемой причиной возникновения трудностей являются запасы или материально-технические ресурсы, ввозимые на месторождения ресурсодобывающего предприятия.

Секция «Актуальнее проблемы в логистике и управлении цепями поставок»

Для повышения качества складской логистики ресурсодобывающего предприятия необходимо использование инструментов по управлению запасами. Из-за большого грузооборота ресурсодобывающих предприятий в период освоения месторождений требуется стратегическое планирование, контроль, оперативный анализ, разработка системы материально-технического снабжения, так как для непрерывного функционирования ресурсодобывающего предприятия расчет потребности в запасах, определение оптимального размера поставки, разработка оптимальной схемы доставки (навигация, зимники, авиа доставка) является жизненно важным [2].

При разработке месторождения необходимо спланировать потребность в ресурсах, а также рассчитать ее планово-заготовительную стоимость. Исходя из отчетов геолого-разведочной группы, стратегического планирования и проектов строительства определяется потребность в необходимых ресурсах. Для расчета стоимости одной тонны продукции определяются расходы не зависящие от предприятия (оптовая цена, транспортные, складские расходы, экспедирование) и расходы, которые напрямую зависят от решений топ-менеджмента (договорные отношения по поводу скидок, взаимовыгодные условия). Все виды расходов складываются и умножаются на потребность в продукции, так определяется стоимость на материально-технические ресурсы, которые будут ввозиться на месторождения.

После расчета планово-заготовительной стоимости продукции ресурсодобывающего предприятия необходимо осуществить прогноз потребности запаса для дальнейшего планирования материально-технического снабжения на месторождения. Так как большинство месторождений территориально находятся в труднодоступных местах, транспортировка запасов приобретает мультимодальный характер (зимники, навигация, авиа доставка) [3]. В большинстве случаев снабжение ресурсодобывающих предприятий имеет мультимодальный характер в связи с различными природными факторами. Месяц осуществления поставки играет важную роль, так как природные условия определяют вид транспорта и способ доставки. Поэтому для расчета прогнозного значения потребления запаса используетсяметод взвешенной скользящейсредней. В этом методе каждому используемому в расчете скользящей средней месяцу присваивается коэффициент, отражающий значимость влияния этого периода на прогнозное значение потребления, а также учитывается специфика природных условий и объемы грузооборота, которые могут перевозиться в данный период времени [1]. Чаще всего прогноз потребности запаса ресурсодобывающего предприятия показывает, что перевозки основных видов ресурсов, необходимых для освоения месторождений, активно осуществляются в период навигации, когда материально-технические ресурсы возможно завозить в больших объемах по рекам на баржах и судах. В летнее время особенно активно строительство и разработка месторождений. Что касается зимнего периода - снабжение осуществляется меньшими объемами по зимникам с помощью автотранспорта.

Для эффективного управления логистическими процессами на ресурсродобывающем предприятии разрабатываются производственно-транспортные модели с целью оптимизации загрузки складских мощностей и маршрутов грузоперевозок. Созданные модели можно использовать как при разработке и реализации проектов новых ресурсодобывающих районов на этапе их производственного роста, так и в районах с падающей добычей. Для практического использования моделей всю номенклатуру завозимых на объекты материальных условно делят на две группы: основную и вспомогательную [4].

Оптимизация транспортной схемы завоза основных грузов позволяет получить максимальный экономический эффект. Наличие большого количества объектов, потребляющих материальные ресурсы, их территориальная разбросанность и плотность взаиморасположения приводят к необходимости введения понятия условного объекта.

Под условным объектом понимается совокупность из нескольких обычных объектов (буровые, скважины), компактно взаиморасположенных и имеющих транспортные связи друг с другом и транспортную связь хотя бы с одной из баз службы снабжения. Количество потребителей грузов, входящих в состав условного объекта, определяется индивидуально по каждой группе скважин (буровых). На практике провести объединение отдельных грузополучателей в условные объекты несложно, для этого достаточно иметь карту их расположения и схему автодорог. Месторасположение такого объекта находится в географическом центре входящих в него потреби-

телей материальных ресурсов, а годовой объем завозимых материалов каждой группы принимается равным суммарной их потребности по всем получателям [4].

При использовании алгоритма решения производственно-транспортной модели необходимо учитывать влияние сезонных, природных и погодных условий на стоимость доставки грузов от складов до объектов, в частности, периода весеннего разлива рек, осеннего бездорожья и зимних заносов. С учетом данного замечания разрабатывается алгоритм пошагового решения задачи отдельно по каждой группе материалов. Для этого все подлежащие завозу в плановом периоде на объекты грузы ранжируются в порядке снижения объемов их завоза и транспортных расходов. Весь календарный период (год) разбивается на месяцы. И затем поочередно для каждого месяца применением алгоритма транспортной задачи определяется оптимальная схема грузопотоков между пунктами отправления груза и пунктами их приема с использованием «сезонных» расценок и тарифов на складское содержание и перевозку грузов [4].

Таким образом, использование предложенных инструментов управления запасами на ресурсодобывающих предприятиях позволит не только снизить внутренние транспортные расходы, но и оптимизировать использование складских мощностей службы снабжения.

Библиографические ссылки

1. Долгов, А. П. Логистический менеджмент фирмы: концепция, методы и модели: учебное пособие. / А. П. Долгов, В.К. Козлов, С. А. Уваров. - СПб.: Изд. дом «бизнес-пресса», 2012. -384 с.

2. Дэниел, Л. Современная логистика / Л. Дэниел Вордлоу, Ф. Вуд Дональд, Джеймс Джонсон, Р. Мерфи Поль. - М.: Вильямс, 2013. - 624 с.

3. Голошубова, Н. А. Склады - важнейшая составляющая инфраструктуры товарных рынков. / Н. А. Голошубова // Современная торговля. - 2013. - № 11. - с. 36-43.

4. Electronic textbook StatSoft [Электронный ресурс]. URL: http://www.oilcareer.ru (дата обращения: 04.03.2017).

© Бутрина А. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.