УДК 658
ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ РЕСУРСОДОБЫВАЮЩЕГО
ПРЕДПРИЯТИЯ
А. В. Бутрина Научный руководитель - Н. В. Широченко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Раскрыты особенности хранения материально-технических ресурсов на месторождениях, а также приведены инструменты управления запасами с учетом специфики деятельности ресурсодобывающих предприятий.
Ключевые слова: складская инфраструктура, запасы, особенности хранения и доставки, инструменты управления запасами, производственно-транспортная модель.
INVENTORY MANAGEMENT TOOLS OF THE RESOURCE EXTRACTION
ENTERPRISE
A. V. Butrina Scientific Supervisor - N. V. Shirochenko
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: [email protected]
In the article features of storage material and technical resources in the fields, and provides inventory management tools, taking into account the specifics of the extracting enterprises.
Keywords: warehouse infrastructure, reserves, particularly storage and delivery, inventory management tools, production and transport model.
Логистические процессы занимают ведущее положение в деятельности ресурсодобывающих предприятий. По причине активного освоения нефтегазоконденсатных месторождений, упор делается на транспортную логистику и управление грузопотоками. Принимаются серьезные логистические решения для оптимизации доставки грузов на месторождения.
Уровень развития складской инфраструктуры ресурсодобывающих предприятий в суровых климатических условиях оценивается как слабый. Причиной данного аспекта служит то, что площадки хранения материально-технических ресурсов являются временными, так как используются в период строительства и освоения месторождений.
На временных складах ресурсодобывающих предприятий существует проблема системы организации хранения материальных запасов. Причинами возникновения такой трудности являются: большие территории складов, ежемесячная смена вахтового персонала, суровые климатические условия, большой грузооборот складов (более 1,5 млн тонн в год на складах ресурсодобывающих предприятий), перепады температур от - 55 до +35, неустойчивый грунт (вечная мерзлота, болотистая местность), большое разнообразие номенклатур грузов (более 35000), отсутствие учета внутреннего перемещения груза по территории склада. Данные особенности несут за собой ряд проблем, а именно: отсутствие информации о точном местонахождении груза на складе, о подробной номенклатуре хранимого груза и о количестве хранимого груза [2].
Наиболее регулируемой причиной возникновения трудностей являются запасы или материально-технические ресурсы, ввозимые на месторождения ресурсодобывающего предприятия.
Секция «Актуальнее проблемы в логистике и управлении цепями поставок»
Для повышения качества складской логистики ресурсодобывающего предприятия необходимо использование инструментов по управлению запасами. Из-за большого грузооборота ресурсодобывающих предприятий в период освоения месторождений требуется стратегическое планирование, контроль, оперативный анализ, разработка системы материально-технического снабжения, так как для непрерывного функционирования ресурсодобывающего предприятия расчет потребности в запасах, определение оптимального размера поставки, разработка оптимальной схемы доставки (навигация, зимники, авиа доставка) является жизненно важным [2].
При разработке месторождения необходимо спланировать потребность в ресурсах, а также рассчитать ее планово-заготовительную стоимость. Исходя из отчетов геолого-разведочной группы, стратегического планирования и проектов строительства определяется потребность в необходимых ресурсах. Для расчета стоимости одной тонны продукции определяются расходы не зависящие от предприятия (оптовая цена, транспортные, складские расходы, экспедирование) и расходы, которые напрямую зависят от решений топ-менеджмента (договорные отношения по поводу скидок, взаимовыгодные условия). Все виды расходов складываются и умножаются на потребность в продукции, так определяется стоимость на материально-технические ресурсы, которые будут ввозиться на месторождения.
После расчета планово-заготовительной стоимости продукции ресурсодобывающего предприятия необходимо осуществить прогноз потребности запаса для дальнейшего планирования материально-технического снабжения на месторождения. Так как большинство месторождений территориально находятся в труднодоступных местах, транспортировка запасов приобретает мультимодальный характер (зимники, навигация, авиа доставка) [3]. В большинстве случаев снабжение ресурсодобывающих предприятий имеет мультимодальный характер в связи с различными природными факторами. Месяц осуществления поставки играет важную роль, так как природные условия определяют вид транспорта и способ доставки. Поэтому для расчета прогнозного значения потребления запаса используетсяметод взвешенной скользящейсредней. В этом методе каждому используемому в расчете скользящей средней месяцу присваивается коэффициент, отражающий значимость влияния этого периода на прогнозное значение потребления, а также учитывается специфика природных условий и объемы грузооборота, которые могут перевозиться в данный период времени [1]. Чаще всего прогноз потребности запаса ресурсодобывающего предприятия показывает, что перевозки основных видов ресурсов, необходимых для освоения месторождений, активно осуществляются в период навигации, когда материально-технические ресурсы возможно завозить в больших объемах по рекам на баржах и судах. В летнее время особенно активно строительство и разработка месторождений. Что касается зимнего периода - снабжение осуществляется меньшими объемами по зимникам с помощью автотранспорта.
Для эффективного управления логистическими процессами на ресурсродобывающем предприятии разрабатываются производственно-транспортные модели с целью оптимизации загрузки складских мощностей и маршрутов грузоперевозок. Созданные модели можно использовать как при разработке и реализации проектов новых ресурсодобывающих районов на этапе их производственного роста, так и в районах с падающей добычей. Для практического использования моделей всю номенклатуру завозимых на объекты материальных условно делят на две группы: основную и вспомогательную [4].
Оптимизация транспортной схемы завоза основных грузов позволяет получить максимальный экономический эффект. Наличие большого количества объектов, потребляющих материальные ресурсы, их территориальная разбросанность и плотность взаиморасположения приводят к необходимости введения понятия условного объекта.
Под условным объектом понимается совокупность из нескольких обычных объектов (буровые, скважины), компактно взаиморасположенных и имеющих транспортные связи друг с другом и транспортную связь хотя бы с одной из баз службы снабжения. Количество потребителей грузов, входящих в состав условного объекта, определяется индивидуально по каждой группе скважин (буровых). На практике провести объединение отдельных грузополучателей в условные объекты несложно, для этого достаточно иметь карту их расположения и схему автодорог. Месторасположение такого объекта находится в географическом центре входящих в него потреби-
телей материальных ресурсов, а годовой объем завозимых материалов каждой группы принимается равным суммарной их потребности по всем получателям [4].
При использовании алгоритма решения производственно-транспортной модели необходимо учитывать влияние сезонных, природных и погодных условий на стоимость доставки грузов от складов до объектов, в частности, периода весеннего разлива рек, осеннего бездорожья и зимних заносов. С учетом данного замечания разрабатывается алгоритм пошагового решения задачи отдельно по каждой группе материалов. Для этого все подлежащие завозу в плановом периоде на объекты грузы ранжируются в порядке снижения объемов их завоза и транспортных расходов. Весь календарный период (год) разбивается на месяцы. И затем поочередно для каждого месяца применением алгоритма транспортной задачи определяется оптимальная схема грузопотоков между пунктами отправления груза и пунктами их приема с использованием «сезонных» расценок и тарифов на складское содержание и перевозку грузов [4].
Таким образом, использование предложенных инструментов управления запасами на ресурсодобывающих предприятиях позволит не только снизить внутренние транспортные расходы, но и оптимизировать использование складских мощностей службы снабжения.
Библиографические ссылки
1. Долгов, А. П. Логистический менеджмент фирмы: концепция, методы и модели: учебное пособие. / А. П. Долгов, В.К. Козлов, С. А. Уваров. - СПб.: Изд. дом «бизнес-пресса», 2012. -384 с.
2. Дэниел, Л. Современная логистика / Л. Дэниел Вордлоу, Ф. Вуд Дональд, Джеймс Джонсон, Р. Мерфи Поль. - М.: Вильямс, 2013. - 624 с.
3. Голошубова, Н. А. Склады - важнейшая составляющая инфраструктуры товарных рынков. / Н. А. Голошубова // Современная торговля. - 2013. - № 11. - с. 36-43.
4. Electronic textbook StatSoft [Электронный ресурс]. URL: http://www.oilcareer.ru (дата обращения: 04.03.2017).
© Бутрина А. В., 2017