Научная статья на тему 'Логистика в гражданской авиации и космонавтике'

Логистика в гражданской авиации и космонавтике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1941
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солонцова Т.В., Казанцева М.Ю., Широченко Н.В.

Рассматриваются современные логистические технологии в космической логистике и гражданской авиации. Российский и зарубежный опыт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Логистика в гражданской авиации и космонавтике»

лидеров рынка, демонстрирующих высокий потенциал роста бизнеса.

2. Лизинг технологического оборудования также малодоступен, как вследствие низкого уровня развития лизинговых операций, так и неспособности лизингополучателей выплатить первый взнос, составляющий 20-30 % от стоимости оборудования.

3. Основными источниками финансирования малых предприятии в других странах являются друзья или родственники, но в России не так много людей, имеющих достаточные сбережения, чтобы позволить себе финансировать развитие даже малого бизнеса.

4. Недоступность финансирования для малых предприятий приводит к криминализации малого бизнеса, так как единственным источником финансирования бизнеса становятся криминальные структуры.

5. Банковское финансирование недоступно для подавляющего большинства малых предприятий, так как у начинающих предпринимателей. Отсутствует ликвидное имущество, которое может быть представлено банку в качестве обеспечения.

Как показывает мировой опыт, формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса могут быть различными: это и благоприятное законодательство, и специальные налоговые режимы, и кредитно-финансовые рычаги, и система государственных фондов, и снижение административных барьеров, стоящих перед бизнесом, особенно в таможенной сфере, и расширение банковского кредитования, развитие микрофинансирования и лизинга.

Одним из основных факторов роста числа малых предприятий является обеспечение для них доступа к финансовым ресурсам. Это, в первую очередь, возможность кредитования.

Можно выделить 4 основных проблемы, стоящие перед предпринимателем, желающим взять кредит: высокие проценты; короткие сроки погашения; отсутствие или недостаточность стартового капитала малого предприятия; ограниченность предложения кредитов для малого бизнеса и отсутствие конкурентного рынка услуг по кредитованию;

Это те проблемы, которые пугают предпринимателя в самой процедуре кредитования. Помимо этих сложностей у предпринимателей немало своих внутренних проблем, которые также затрудняют получение банковских кредитов. В числе основных причин, сдерживающих развитие малого предпринимательства - недостаточность собственных финансовых средств и альтернативных источников финансирования как для старта, так и для развития предприятий. Трудности с привлечением капитала являются не только входным, но и постоянно действующим барьером, часто ставящим малые предприятия на грань выживания. Кредитование малого бизнеса - естественная возможность развития предприятия, будь то расширение сферы услуг, диверсификация производства или иные цели, требующие целенаправленного денежного займа. Год от года кредитование малого бизнеса становится все более популярной формой привлечения дополнительных инвестиций.

Все это говорит о несомненной актуальности разработки продуктов кредитования малого бизнеса, а также исследования проблем, связанных с упрочением положения малого предпринимательства на рынке кредитных ресурсов.

© Смородинов Р. В., Широченко Н. В., 2011

УДК 658.7

Т. В. Солонцова, М. Ю. Казанцева Научный руководитель - Н. В. Широченко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ЛОГИСТИКА В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКЕ

Рассматриваются современные логистические технологии в космической логистике и гражданской авиации. Российский и зарубежный опыт.

Логистам тема организации космического полета должна быть очень близка. Ведь задачи, схожие с теми, что стояли перед первопроходцами, они решают ежедневно.

Помимо возможности определить точное местонахождение чего бы то ни было на поверхности Земли, покорение космоса оставило людям «в наследство» ряд материалов и технологий, которые сегодня успешно и охотно используют в более приземленных отраслях промышленности. Но еще более важным оказался опыт организации самого процесса [1].

Материалы, которые сегодня специалисты по перевозкам встречают в самолетах или автомобилях, были разработаны специально для космической промышленности.

Некоторые высокотехнологичные материалы, используемые для строительства ракет и космических спутников, например, разработанное для космоса синтетическое волокно - кевлар, применяются сейчас не только в ракето-, но и авиа- и автомобилестроении.

Кроме того, само по себе строительство и запуск в космос пилотируемой ракеты - это и есть самая настоящая, очень сложная логистическая задача. Под разовый проект, под единичный продукт организуется цепь поставщиков. Эта технология в логистике сегодня называется созданием и управлением цепью поставок.

Учёные Массачусетского технологического института при содействии коллег из Лаборатории реактивного движения NASA разработали программное обес-

Секция «Современнее логистические технологии в развитии аэрокосмического комплекса»

печение, моделирующее цепочки снабжения лунной базы, которую США собираются построить к 2020 г. ПО позволяет просчитать маршруты доставки на Луну кислорода, пищи, топлива, исследовательского оборудования и запчастей для механизмов [2].

Система 8расе№1 была создана профессорами аэронавтики, астронавтики и технических систем, а также технических систем, техники строительства и моделирования условий эксплуатации. ПО позволяет рассчитать космические маршруты, по которым грузы будут доставляться на Луну.

Программа учитывает, может ли космический корабль перевозить негерметично запакованные грузы, просчитывает плотность движения «транспортного потока» и вычисляет, сколько времени и топлива необходимо затратить на каждый конкретный полёт либо на продолжительную экспедицию. Космический корабль может долететь до Луны за четыре дня, однако, для того чтобы подготовить его к запуску, требуется несколько недель.

Модель космической логистики, предложенная учёными, предполагает наличие «перевалочных пунктов» на Земле, Луне, Марсе и на стационарных орбитах вокруг них, а также определённых точек в пространстве, где гравитация одного космического тела компенсирует гравитацию другого. Такая логистика будет построена на тех же принципах, что и земная, однако следует учитывать, что по объективным причинам задержки между доставкой грузов могут составлять до девяти месяцев.

Надёжная система снабжения позволит эффективнее проводить исследовательскую деятельность и снизить стоимость и риск дальних космических экспедиций. Система 8расе№1 также возьмёт на себя многие задачи, которые приходилось раньше решать инженерам, планировщикам и другому обслуживающему персоналу.

В гражданской авиации Российской Федерации, исходя из современных тенденций развития экономики, особую актуальность приобретает применение новейших логистических технологий в управлении промышленными предприятиями, авиакомпаниями и координации их деятельности со стороны Министерства промышленности, науки и технологий и Министерства транспорта. Одно из направлений по реформированию ВПК, авиапромышленности и воздушного транспорта лежит в плоскости создания механизма, который бы гибко и эффективно обеспечивал взаимодействие элементов цепочки: «производство продукции - поставка запчастей - эксплуатация - техническое обслуживание и ремонт - утилизация». При этом должны быть решены следующие основные задачи:

- проведение каталогизации и учета выпускаемой продукции;

- определение реальных возможностей предприятий, в том числе, их ресурсной составляющей, на основе создания и поддержания электронной базы данных;

- создание системы мониторинга за изменением состояния предприятий и выпускаемой ими продукции, включая подсистему раннего предупреждения кризисных явлений;

- создание и поэтапное внедрение систем качества;

- внедрение с последующей сертификацией систем управления заказами, поставками и сервисным обслуживанием продукции и запчастей, прежде всего идущими на экспорт по государственным контрактам [3].

Государственной поддержки требует создание условий по объединению промышленных предприятий и предприятий инфраструктуры в интегрированные логистические цепочки, способные быстро, своевременно и с минимальными затратами осуществлять поставки. Для эффективного построения логистических цепочек и достижения указанных целей необходимы описание, учет и оценка выполняемых функций предприятий - участников. Наиболее актуальная проблема - максимальное использование высокодоходной сферы деятельности по поставке запчастей, включая их транспортировку и сервисное обслуживание, дающей устойчивые валютные поступления. Предприятия машиностроения функционируют на базе консолидирующих технологий, охватывая широкую сеть поставщиков. Поэтому при наличии реальной конкурентной среды, больших финансовых потоков и высоко стандартизованной продукции вероятность применения логистических механизмов управления будет высокой.

Изменение ситуации на рынках материально-технического обеспечения Вооруженных сил и экспорта запчастей, предприятий промышленности и гражданской авиации требует выработки новой стратегии, в том числе в области применения современных информационных технологий. Повышение конкурентоспособности российских предприятий, особенно экспортеров продукции военно-технического назначения, возможно по трем направлениям:

1. Ускорение рыночной реакции, на базе логистических информационных систем позволят предприятиям при координирующей роли со стороны государства решить задачи по:

- обеспечению своевременности поставки продукции, существенному снижению затрат и сроков поставок;

- созданию гибких и надежных технологий управления перевозками;

- «прозрачности» систем поставок на основе управления и контроля в реальном масштабе времени за движением материальных потоков.

2. Получение дополнительных конкурентных преимуществ за счет:

- более эффективного послепродажного сервиса;

- контроля прохождения документации, основанной на оригинальных данных производства (фильтр для «серых» поставщиков запчастей);

- обеспечения тотального (в случае необходимости - выборочного) контроля за физическим перемещением авиационных ресурсов и выполнением необходимых процедур контроля в реальном масштабе времени как со стороны поставщика, так и со стороны авиакомпаний.

3. Системная реструктуризация предприятий авиационной промышленности и авиакомпаний на основе внедрения САЬБ-техннологий и систем качества.

В настоящее время в России предпринимаются определенные шаги по внедрению CALS-технологий, которые рассматриваются как инструмент организации и информационной поддержки всех участников создания, производства и использования на всех стадиях жизненного цикла продукции, сокращения издержек в процессах производства и эксплуатации и повышения уровня сервиса. Эффективное применение этого инструментария возможно на базе интегрированной логистической поддержки (ИЛП), являющейся «ядром» концепции CALS-технологий.

Интегрированный процесс поставок обеспечивает выбор комплектующих, кодирование изделий и запчастей, планирование закупок (поставок) и оперативный контроль за выполнением заказов. Система ИЛП обеспечивает предприятия оперативной и аналитической информацией в электронной среде, что делает межотраслевое взаимодействие участников авиационного рынка более эффективным и надежным. При этом решаются основные вопросы построения логистической системы поставок: определение структуры и состава процедур в системе поставок; выбор организационной формы и информационной технологии функционирования сети поставщиков и их взаимодействия с головным координационным центром; разработка механизма отбора и оценки функционирования поставщиков с учетом уровня организации производства, качества и стоимости поставок, наличия систем качества и современной инфраструктуры товародвижения.

Построение интегрированных логистических цепочек, объединенных в сеть, охватывает процессы от

проектирования изделий, закупок сырья и комплектующих, до поставок запчастей и агрегатов. Ведущей формой организации становится сетевая распределенная структура, ориентированная на логистические технологии. Экономической основой этого процесса становится стремление к снижению общих издержек и необходимость концентрации на предприятиях только профильных технологий и ресурсов [4].

Например, в случае с авиализингом логистический информационный центр будет являться инструментом управления системой поставки авиационной техники и запчастей к ней, обеспечивая «прозрачность» финансовых потоков и мониторинг за эксплуатацией воздушных судов в авиакомпаниях.

Таким образом, анализ и оценка эксплуатационных ресурсов позволит решать не только задачи по снижению затрат, но и создать современную технологическую базу по поддержанию летной годности воздушных судов, и повышению безопасности полетов.

Библиографические ссылки

1. «ROMB Consulting» : клуб закупщиков, информационный портал. URL: http://www.rombcons.ru/

2. «Adviss logistics» : портал по логистике. URL: http://www.adviss.ru/

3. «LogLink.ru» : логистический портал. URL: http://www.loglink.ru/

4. Управление запасами в цепях поставок : учебник. М. : Инфра-М, 2008.

© Солонцова Т. В., Казанцева М. Ю., Широченко Н. В., 2011

УДК 658

Н. С. Чернякова Научный руководитель - Н. Е. Гильц Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

РОЛЬ И СОСТАВ ЗАТРАТ, СВЯЗАННЫХ С ЗАПАСАМИ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК В АЭРОКОСМИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ

Проанализированы основные статьи затрат, связанные с запасами в цепях поставок в аэрокосмическом комплексе.

Аэрокосмический комплекс - это группа предприятий машиностроения, имеющая общей целью обеспечение аэрокосмической отрасли продукцией, необходимой для ее функционирования и развития. Таким образом, основным объектом рассмотрения является машиностроительное предприятие. Данное предприятие с точки зрения системного подхода является зачастую толкающей системой, работающей по заранее составленному жесткому плану производства. Недостатки такой системы в большей своей части связаны с запасами. Это такие, как: обязательное создание страховых запасов, которые предотвращают сбои в производстве в результате изменения спроса; замедление оборачиваемости оборотных средств в результате хранения запасов [3].

Так как запасы представляют собой материальную продукцию, ожидающую вступления в процесс про-

изводственного потребления или в процесс продажи, то они оказывают отрицательное влияние на деятельность предприятия:

- замораживают значительные финансовые ресурсы, которые могли бы быть использованы на другие цели;

- тормозят улучшение качества, так как организация всегда заинтересована в реализации имеющихся запасов, что сдерживает закупки новых;

- изолируют звенья логистической цепи и стадии бизнес-процесса;

- являются причиной расходов на содержание специально оборудованных помещений, а также оплату труда специального персонала;

- создают постоянный риск потерь в связи с возможной порчей или хищением продукции [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.