Научная статья на тему 'Совершенствование конкурентной стратегии строительного предприятия'

Совершенствование конкурентной стратегии строительного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
884
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкурентоспособность / виды конкурентных стратегий / комплекс маркетинговых мероприятий / модель системы управления конкурентоспособностью / competitiveness / types of competitive strategies / complex marketing activities / model management system competitiveness

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ашинова Марина Казбековна, Чиназирова Светлана Казбековна, Пшизова Анжела Руслановна

В статье рассмотрены основные характеристики конкурентов ООО «Новое строитель‑ ство», проведен анализ конкурентной стратегии и SWOT-анализ, который позволил определить сильные и слабые стороны предприятия. Представлены результаты экспертной оценки факторов, обеспечиваю‑ щих повышение уровня конкурентоспособности строительного предприятия. Кроме того, предложена модель системы управления конкурентоспособностью ООО «Новое строительство» с использованием методов маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the competitive strategy of the building enterprise

The article describes the main characteristics of the competitors of «New Building», the analysis of competitive strategy and SWOT-analysis, which allowed us to determine the strengths and weaknesses of the company. The results of expert assessment of the factors that enhance the competitiveness of the building enterprise. In addition, a model of the system of management of competitiveness of «New Building» using marketing methods.

Текст научной работы на тему «Совершенствование конкурентной стратегии строительного предприятия»

Improving the competitive strategy of the building enterprise

должны происходить в качестве и способе предоставления услуг на всех уровнях управления государством; во-вторых, методы предоставления услуг должны быть доступны; и в-третьих, когда успех будет достигнут, полученный опыт должен перениматься всеми органами власти без исключения. Другими словами, эксперимент в области менеджмента и оказания услуг по средством электронных технологий должен проходить через все органы власти, в том числе и на муниципальном уровне.

Техника управления бенчмаркинга проявляет себя в реализации третьего указанного условия, но нынешние усилия бенчмаркинга в государственном секторе часто заканчиваются сопоставлением статистических данных и редко приводят к дальнейшему анализу операций по предоставлению услуг или взаимодействию с лидерами бизнеса в области использования в своей деятельности электронного администрирования [3].

Несмотря на то, что многие государственные органы активно внедряют практику использования электронных технологий в государственном администрировании, органы местного самоуправления гораздо медленнее реагируют на вызовы века информационных технологий. И возможности бенчмаркетинга активнее должны применяться именно на муниципальном уровне, чтобы обеспечить равный доступ всех граждан к электронным государственным услугам.

Тем не менее, открытие инновационных достижений, которые могут улучшить эффективность обслуживания и

удовлетворения растущих потребностей населения, требует от государственного сектора достаточного вложения денежных средств. Немногие субъекты Российской Федерации готовы вкладывать большие суммы денег, экспериментируя с внедрением непроверенных методов или новых технологий, которые могли бы не оправдать ожидания. Выбор лучшей практики бенчмаркинга предлагает практичный вариант в этом рискованной среды информационных технологий.

Правительства многих стран мира находятся в поиске способов, позволяющих снизить расходы, повысить эффективность государственного управления, качества предоставляемых гражданам государственных услуг. Бенчмаркетинг является технологией, благодаря которой можно использовать передовой опыт решения вышеобозна-ченных проблем. Главное предназначение бенчмаркетинга состоит в большей степени не в том, чтобы определить, в какой мере другие организации оказались успешней, а в выявлении факторов и способов работы, которые привели к более высоким показателям и результатам.

В настоящее время всё актуальней становится вопрос применения и внедрения технологий электронного администрирования в управлении государством. Именно информационная открытость органов государственной власти становится главной темой в трансформации государственного управления. В этой связи возникает необходимость усиления публичного характера государственного управления путем внедрения технологий электронного администрирования.

Список литературы:

1. Howe J. Crowdsourcing: Why the Power of the Crowd Is Driving the Future of Business. - New York: Crown Business, 2008.

2. Белокоровин Э., Маслов Д. Бенчмаркинг - большие возможности малого бизнеса.//Управление кампанией. -2005. - № 1. - С. 32.

3. Tillema Sandra. Public sector organizations’ use of benchmarking information for performance improvement: Theoretical analysis and explorative case studies in dutch water boards. - Public Performance and Management Review, 2007.

Ashinova Marina Kazbekovna, Professor of the Department of Finance and Credit FSBEIHPE «Maikop State Technological University» Chinazirova Svetlana Kazbekovna, Pshizova Anzhela Ruslanovna, Associate Professors, Department of Economics and Management,

FSBEI HPE ""Adyghe State University" E-mail: svetlana.9992015@yandex.ru

Improving the competitive strategy of the building enterprise

Abstract: The article describes the main characteristics of the competitors of «New Building», the analysis of competitive strategy and SWOT-analysis, which allowed us to determine the strengths and weaknesses of the company. The results of expert assessment of the factors that enhance the competitiveness of the building enterprise. In addition, a model of the system of management of competitiveness of «New Building» using marketing methods.

Keywords: competitiveness, types of competitive strategies, complex marketing activities, model management system competitiveness.

143

Section 12. Economics and management

Ашинова Марина Казбековна, профессор, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита ФГБОУВПО «Майкопский государственный технологический университет»

Чиназирова Светлана Казбековна, доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет»

Пшизова Анжела Руслановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет» E-mail: svetlana.9992015@yandex.ru

Совершенствование конкурентной стратегии строительного предприятия

Аннотация: В статье рассмотрены основные характеристики конкурентов ООО «Новое строительство», проведен анализ конкурентной стратегии и SWOT-анализ, который позволил определить сильные и слабые стороны предприятия. Представлены результаты экспертной оценки факторов, обеспечивающих повышение уровня конкурентоспособности строительного предприятия. Кроме того, предложена модель системы управления конкурентоспособностью ООО «Новое строительство» с использованием методов маркетинга.

Ключевые слова: конкурентоспособность, виды конкурентных стратегий, комплекс маркетинговых мероприятий, модель системы управления конкурентоспособностью.

Конкуренция обуславливает необходимость обеспечения строительными предприятиями лучших возможностей производства и сбыта своей продукции. Конечная цель любого предприятия — победа в конкурентной борьбе. Ее достижение зависит от конкурентоспособности, которая на современном этапе всё больше связывается со способностью предприятия выигрывать на рынке предложения. В этой связи требуется разработка адекватных рыночным отношениям подходов к управлению конкурентоспособностью строительных предприятий с использованием методов маркетинга, органично сочетающего новые формы маркетинговой стратегии качества и цены строительной продукции, обслуживания потребителей, сроков исполнения заказов, технологии формирования имиджа и позиционирования, оптимизации взаимосвязей различных экономических субъектов, напрямую или опосредованно, влияющих на деятельность предприятия, разработки соответствующей нормативной базы и других мер, обеспечивающих повышение конкурентоспособности. Поэтому, проблема повышения конкурентоспособности строительных предприятий, создающих базовую основу этого благосостояния через внедрение методов маркетинга является актуальной [1, 28-31].

Основными конкурентами анализируемого предприятия являются такие предприятия, как: ООО «Новый Стиль», ООО «Марк-Сервис», ООО «ЛД-Строй», ООО «Стройсервис-Динара», фирма «Адыгпромстрой».

ООО «Новый Стиль» и фирма «Адыгпромстрой» являются типичными представителями виолентной стратегии («гордыми львами»). Это связано с тем, что на рынке они являются фирмами — гигантами, занимающимися производством строительно-монтажных работ. Они делают ставку на снижение издержек производства за счет организации массового производства сравнительно недорогой, но качественной строительной продукции, что позволило им завоевывать и длительное время удерживать обширную долю рынка.

ООО «Стройсервис-Динара» является фирмой-ком-мутантом. Ее специализация на производстве строительно-монтажных, ремонтно-строительных работ, а так же выполнение капитального ремонта помогает максимально гибко удовлетворять небольшие по объему (локальные) потребности рынка по приемлемым ценам. Плюсом в деятельности ООО «Стройсервис-Динара» является способность к лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объему нужд конкретного клиента.

ООО «ЛД-Строй» делает ставку на дифференциацию продукта и на сосредоточении максимума усилий на узком сегменте рынка, а именно на ремонтно-строительные и проектно-сметные работы. Данная организация учитывает специальные запросы потребителя, что позволяет фирме уклониться от прямой конкуренции с ведущими предприятиями.

144

Improving the competitive strategy of the building enterprise

Таблица 1. - Основные характеристики конкурентов ООО «Новое строительство»

Наименование фирмы Основная деятельность предприятия Вид конкурентной стратегии

ООО «Новый Стиль» - общестроительные работы; - ремонтно-строительные работы; - производство и реализация строительных материалов; - проектно-сметные работы; - переработка и реализация отходов производства; - оказание транспортных услуг. Виолентная

ООО «ЛД-Строй» - общестроительные работы; - ремонтно-строительные работы; - проектно-сметные работы; - оказание транспортных услуг. Патиентная

ООО «Стройсервис -Динара» - строительно-монтажные работы; - ремонтно-строительные работы; - капитальный ремонт. Коммутантная

Фирма «Адыгпромстрой» - производство всего цикла строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ; - капитальное строительство, в т. ч. жилищное, гражданское и промышленное строительство. Виолентная

Из предложенных конкурентных стратегий к ООО «Новое строительство» относится патиентная стратегия.

Данная стратегия становится привлекательной, когда потребительские запросы и предпочтения становятся разнообразными и не могут более удовлетворяться стандартными товарами и услугами. Для этого ООО «Новое строительство», проанализировав рынок строительномонтажных работ, стала заниматься оказанием специализированных работ. Также плюсом анализируемой организации является расширенный ассортимент оказания различных видов строительных услуг, чем у конкурентов.

Несмотря на это, реальной проблемой, стоящей перед ООО «Новое строительство», является повышение своей конкурентоспособности и увеличение числа клиентов, посредством удовлетворения их потребностей. Это происходит за счет того, что организация не использует в своей деятельности рекламные средства [2, 78-81].

ООО «Новое строительство» придерживается в данное время патиентной стратегии. Чем меньше возможности у конкурентов быстро и с небольшими затратами скопировать действия ООО «Новое строительство», тем привлекательней для нее эта стратегия. Легко копируемые отличительные характеристики товара не создают устойчивого конкурентного преимущества. Конкуренты, обладающие определенными ресурсами, могут с течением времени создать товар и оказать любую услугу. Поэтому, поддержание патиентной стратегии должно быть связано с внутренними навыками, опытом и компетенцией. Как правило, патиентная стратегия обеспечивает длительное и более прибыльное конкурентное преимущество, когда она базируется на:

- техническом совершенстве;

- качестве изделий;

- превосходной рекламной кампании.

В настоящее время возможности превзойти конкурентов в значительной степени будут повышаться у тех строительных предприятий, которые смогут создать эффективную систему маркетинга.

Управление конкурентоспособностью ООО «Новое строительство» с использованием методов маркетинга — процесс, обеспечивающий сохранение параметров конкурентоспособности, поддержание их в состоянии, целевого их изменения в соответствие с объективными закономерностями формирования и развития рынка предложения строительной продукции. Субъектами управления конкурентоспособностью строительного предприятия с использованием методов маркетинга являются руководитель предприятия, менеджер по маркетингу, руководители структурных подразделений ООО «Новое строительство» являются ответственными за выполнение отдельных функций или задач этого процесса. Объектом управления являются параметры конкурентоспособности строительного предприятия (внешней и внутренней, стратегической и тактической). Инструментом управления выступают методы маркетинга. Процесс разработки комплекса маркетинговых мероприятий представлен на рис. 1.

Для объективной и обоснованной оценки факторов, определяющих систему управления конкурентоспособностью ООО «Новое строительство», выделим ротацию по следующим факторам. Был проведен экспертный опрос специалистов — участников рынка недвижимости, результаты которого приведены в таблице 2.

В экспертном опросе принимали участие менеджеры отделов продаж инвесторов — застройщиков жилья (20 чел.), менеджеры отделов продаж компаний, работающих на вторичном рынке жилья (10 чел.), специалисты работающие в различных изданиях (8 чел.) и социологи (4 чел.).

145

Section 12. Economics and management

Оценка, цели и задачи управления конкурентоспособностью строительного предприятия

1 этап ►

2 этап * Разработка гипотезы целевого рынка строительного

± предприятия

3 этап —► SWOT-анализ внешней среды строительного предприятия

4 э тап ► Маркетинговые исследования

1

5 этап ► Расчет и сегментирование целевого рынка

±

6 этап * Позиционирование предприятия и продукции

г

7 этап —► Рекламная компания строительного предприятия

Рис. 1. Процесс разработки комплекса маркетинговых мероприятий

Таблица 2. - Результаты экспертной оценки факторов, обеспечивающих повышение уровня конкурентоспособности строительного предприятия

Факторы Ранг экспертной оценки

Знание службой маркетинга состояния и перспектив развития рынка недвижимости, конкурентоспособности его участников (Ф1 ) 17,3

Информационно-рекламная деятельность службы маркетинга (Ф2 ) 11,2

Высокоэффективное строительное производство с применением современных строительных технологий и материалов (Ф3 ) 24,6

Разработка и реализация программ и мероприятий по источникам инвестирования (Ф4 ) 20,1

Создание профессионального коллектива и его высокого имиджа (Ф5 ) 13,5

Изучение и внедрение новых научно-технических и экономических разработок (Ф6 ) 7,2

Осуществление деловых связей с российскими и зарубежными инвесторами, компаниями и предприятиями (Ф7 ) 6,1

Результаты опроса показывают, что отдел маркетинга в строительной компании имеет наиболее высокий рейтинг, сумма оценок связанных с ней факторов Ф и Ф , обеспечивающих эффективность работы компании составляет 28,5 %. На втором месте по рейтингу (24,6 %) находится фактор Ф — высокоэффективное строительное производство с применением современных строительных технологий и материалов, что вполне закономерно, поскольку сроки возведения жилых домов, качество строительно-монтажных работ и комфортность жилья во многом определяются эффективностью работы проектных и подрядных организаций. Весьма значительным является рейтинг фактора Ф4 — разработка и реализация программ и мероприятий по источникам финансирования, поскольку от этого зависят объемы жилищного строительства. В настоящее время принципиальные изменения происходят в сфере подбора персонала (фактор Ф5). Вместо традиционного отдела кадров по найму и увольнению работников современные кадровые службы становятся центрами по профессиональному подбору и подготовке работников, обеспечивая высокий имидж строительного предприятия.

Маркетинговые исследования, организуемые и проводимые отделом маркетинга, являются основой для принятия решений в области управления предложением и осуществляются в трех формах:

1) ежегодные достаточно глубокие исследования потребительского поведения и его динамики, проводимые специализированными организациями, составляющие основу разработки стратегии и тактики маркетинга предприятия;

2) периодические (до 6 раз в год) исследования, позволяющие оперативно отследить частные изменения социального «самочувствия» потребителей, их поведения и общественного мнения по ряду вопросов;

3) организуемые собственными силами количественные исследования активных и потенциальных потребителей торговых предложений предприятия [3, 62-65].

Такая система маркетинговых исследований, учитывающая возможность проведения разовых исследований и обеспечения доступа к проводимым другими субъектами, позволяет оперативно отслеживать изменения ключевых параметров внешней среды и адаптировать деятельность предприятия ООО «Новое строительство» к ним.

146

Improving the competitive strategy of the building enterprise

На рис. 2 представлена модель системы управления конкурентоспособностью ООО «Новое строительство» с использованием методов маркетинга.

Особенностью этой модели является увязка и согласование целей, задач, функций и практических действий по управлению конкурентоспособностью руководства

подразделений в рамках комплекса маркетинговых мероприятий. Обеспечение конкурентоспособности предприятия, не может быть обеспечена деятельностью только отдела маркетинга. В предлагаемой модели выделена принципиальная роль подразделений предприятия в обеспечении внутренней и тактической конкурентоспособ-

предприятия, отдела маркетинга и других структурных ности предприятия.

Рис. 2. Модель системы управления конкурентоспособностью ООО «Новое строительство» с использованием методов маркетинга

Список литературы:

1. Ашинова М. К., Чиназирова С. К. Оценка конкурентоспособности продукции и разработка предложений по оптимизации ассортимента.//Новые технологии. - Вып. 1. - 2015 - Изд-во ФГБОУ ВПО «МГТУ», 2015. - С. 32-40.

2. Ашинова М. К. Проблемы конкурентоспособности агропродовольственного комплекса РФ и факторы ее повыше-ния./Ашинова М. К., Крылатых Э. Н., Бородин К. Г., Строков А. С., Гончаров В. Д., Семенова И. В., Рау В. В., Иванова С. В. - Москва: ВИАПИ им. А. А. Никонова, 2008. - Вып. 21. - 384 с.

3. Пшизова А. Р., Хатукай С. А. Повышение качества управления как фактор конкурентоспособности предприятий в условиях ВТО.//Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Экономика». - Майкоп: изд-во АГУ 2014. - Вып. 2 (141). - С. 201-207.

147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.