Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ С ПОМОЩЬЮ ПСИХОТЕХНИК'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ С ПОМОЩЬЮ ПСИХОТЕХНИК Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
87
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITIES / ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ (НЛП) / NEURO-LINGUISTIC PROGRAMMING (NLP) / COMMUNICATIONS / COMMUNICATIONAL COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ольхович Е.Г., Терещенко Н.Г.

Рассматриваетсяпроблемасовершенствованиякоммуникативныхкомпетенций как ведущих компонентов профессиональной компетент-ности. Изучены изменения коммуникативных компетенций студентовпод влиянием целенаправленного обучения с использованием психо-техник нейролингвистического программирования (НЛП). Разработанаи апробирована в ходе исследования авторская программа тренинговНЛП. Охарактеризованы возможности и показана конструктивностьпрограммы по отношению к решению проблемы улучшения коммуни-кации в учебно-профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ольхович Е.Г., Терещенко Н.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF COMMUNICATIONALБ COMPETENCIES OF STUDENTSBY USING PSYCHOLOGICAL EXERCISES

This research highlights the problem of improvement of communicational competencies as lead components of professional competency. The author researched the changes in students’ communicational competencies in response to directive teaching with the use of psychological exercises of Neuro-Linguistic Programming (NLP). In the course of research, the author’s programme of NLP trainings was developed and tested. Programme’s possibilities were described and its constructiveness was reflected with respect to the solution of the problem of improvement of communications in educational and professional activity.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ С ПОМОЩЬЮ ПСИХОТЕХНИК»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ С ПОМОЩЬЮ ПСИХОТЕХНИК

IMPROVEMENT OF COMMUNICATIONAL

COMPETENCIES OF STUDENTS BY USING PSYCHOLOGICAL EXERCISES

Е.Г. ОЛЬХОВИЧ,

Студент 4-го курса Набережночелнинского филиала Института экономики, управления и права (г. Казань), Набережные Челны

E.G. OLHOVICH,

student 4th year of the Naberezhnye Chelny branch

of the Institute of Economics, Management and Law (Kazan),

Naberezhnye Chelny

Научный руководитель: Н.Г. Терещенко - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и предпринимательства Набережночелнинского филиала Института экономики, управления и права (г. Казань), г. Набережные Челны.

Research supervisor: N.G. Tereshchenko - PhD. in Psychology, assistant professor of department of Psychology of Labor and Business of the Naberezhnye Chelny branch of the Institute of Economics, Management and Law (Kazan), Naberezhnye Chelny.

Аннотация

Рассматривается проблема совершенствования коммуникативных компетенций как ведущих компонентов профессиональной компетентности. Изучены изменения коммуникативных компетенций студентов под влиянием целенаправленного обучения с использованием психотехник нейролингвистического программирования (НЛП). Разработана и апробирована в ходе исследования авторская программа тренингов НЛП. Охарактеризованы возможности и показана конструктивность программы по отношению к решению проблемы улучшения коммуникации в учебно-профессиональной деятельности.

Abstract

This research highlights the problem of improvement of communica-tional competencies as lead components of professional competency. The author researched the changes in students' communicational competencies in response to directive teaching with the use of psychological exercises of Neuro-Linguistic Programming (NLP). In the course of research, the author's programme of NLP trainings was developed and tested. Programme's possibilities were described and its constructiveness was reflected with respect to the solution of the problem of improvement of communications in educational and professional activity.

Ключевые слова: учебно-профессиональная деятельность, общение; коммуникативные компетенции, нейролингвистическое программирование (НЛП).

Keywords: educational and professional activities, communications, communicational competencies, Neuro-Linguistic Programming (NLP).

В Федеральном законе «Об образовании» указано, что «Профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности» [6].

«Компетенции» (по И.А. Зимней) - это внутренние психологические новообразования (знания, представления, алгоритмы действий). Это система качеств личности (знаний, умений, навыков), позволяющая выпускнику уверенно ориентироваться в определенном круге вопросов, а «компетентность» - это владение компетенцией (или их совокупностью) и наличие опыта деятельности в данной сфере, умение использовать в нужный момент полученные знания и опыт [3].

Цель работы: изучение изменений коммуникативных компетенций студентов под влиянием обучения с использованием психотехник НЛП. Основная гипотеза исследования: использование психотехник НЛП, собранных в цикл тренингов, окажет влияние на изменение коммуникативных компетенций студентов. Задачи исследования: дать анализ литературы по заданной теме, разработать и апробировать программу тренингов НЛП, провести диагностику развития коммуникативных компетенций до и после проведения эксперимента, а также выявить структуру коммуникативной компетентности.

Анализ литературы позволил разделить компетенции на 3 группы (по А.Д. Ишкову): социально-перцептивные (эмпатические способности), интерактивно-поведенческие (умения ведения переговоров, разрешения конфликтных ситуаций) и информационно-коммуникативные (умения в области рефлексивного и нерефлексивного слушания, владение вербальными и невербальными средствами общения) [4], что в дальнейшем было учтено при составлении программы тренингов.

Метод исследования: формирующий эксперимент. Экспериментальный план (по В.Н. Дружинину): для двух рандоминизированных групп с предварительным и итоговым тестированием [2]. Выборка -студенты 3-го курса колледжа при ИЭУП, разделенные на 2 группы по 15 человек в каждой (согласно специфике тренинговой работы). Методики: тест «Умение слушать», «Методика экспертной оценки невербальной коммуникации А.М. Кузнецовой», тест КСК [10], «Диагностика эмпатических способностей В.В. Бойко» [8]. Статистическая обработка данных: вычисление ^критерия Стьюдента, углового преобразования Фишера, коэффициента корреляции Спирмена.

Исследование (согласно указанному экспериментальному плану) проведено в 3 этапа: констатирующий этап, формирующий и контрольный этап.

Констатирующий этап. В результате психодиагностики отмечаем, что в начале эксперимента уровень большинства компетенций студентов обеих групп был средним (таблица 1). Вычисления ^критерия Стьюдента и критерия Фишера позволили утверждать, что изначально группы отличались лишь по уровню невербальной коммуникации и довольно незначительно - по чувствительности и сообразительности.

Таблица 1

Распределение компетенций студентов по уровням развития, %

Компетенции Экспериментальная группа Контрольная группа

Уровни

Ниже средн. Средний Выше средн. Ниже средн. Средний Выше средн.

Общительно сть 6,7 73,3 20 6,7 73,3 20

Жизнерадо стно сть 13,3 80 6,7 33,4 53,3 13,3

Чувствительность 26,7 13,3 60 - 46,7 53,3

Асоц. поведение - 6,7 93,3 - - 100

Независимость 6,7 53,3 40 - 66,6 33,4

Компетенции Экспериментальная группа Контрольная группа

Уровни

Ниже средн. Средний Выше средн. Ниже средн. Средний Выше средн.

Самоконтроль 13,3 53,3 33,4 6,7 66,6 26,7

Сообразительность - 100 - - 73,3 26,7

Эмоц. устойчивость 26,7 53,3 20 33,4 60 6,6

Умение слушать 33,3 - 66,7 53,3 20 26,7

Эмпатия 73,3 26,7 - 80 20 -

Неверб. коммуникация - - 100 40 - 60

Формирующий этап эксперимента заключался в проведении со студентами экспериментальной группы цикла разработанных нами тренингов с использованием технологии нейролингвистического программирования (НЛП). Следует отметить, что упражнения тренингов не были придуманы автором данной работы. Все занятия проводились на основе четких рекомендаций лучших тренеров России - Сергея Го -рина, Александра Ковалева, Сергея Плигина, стенограммы многолетних обучающих семинаров которых собраны в учебные пособия по НЛП [1,5, 7].

Программа тренингов по изучению основ НЛП была реализована в форме факультатива, посещаемого студентами добровольно, чаще - во внеурочное время. Апробирование, реализация данной учебной программы проводилась в виде прохождения студентами 3 уровней обучения.

На первом уровне обучения студенты занимались совершенствованием перцептивной стороны общения - межличностного восприятия. Проходило обучение навыкам «подстройки» - подстройке к языку тела (позе, мимике, жестам) и подстройке к речи и ее модуляциям, подстройке к языку и характеру мышления с использованием глазодвигательной информации. Здесь студенты не только изучали двигательные проявления невербальной и вербальной коммуникации партнеров по общению, но и происходил процесс самопознания, познания себя и своих возможностей.

Второй уровень обучения был направлен на интерактивную сторону процесса коммуникации - умения взаимодействовать с партнерами по общению. Участники группы учились калибровать и вести партнера, используя слова-предикаты из его ведущей (репрезентативной) системы. Здесь же было проведено совершенствование слуха, зрения и осязания студентов - развитие сенсорной чувствительности.

На третьем уровне происходило развитие коммуникативных компетенций - обучении использования речевых стратегий взаимодействия. Здесь студенты научились работать с вопросами Метамодели, использовать «три позиции восприятия» для разрешения краткосрочных конфликтов, работать с убеждениями и ценностями партнера по общению, используя «врата сортировки», находить аргументы в процессе переговоров.

Цикл тренингов включал 11 занятий в течение 1 месяца. Продолжительность каждого занятия - 1 час 20 мин. Следует отметить, что состав участников тренингов не менялся, отмечена регулярность посещения и явная заинтересованность членов группы в получении новой информации.

На контрольном этапе проводилось сравнение изменений величины компетенций: студентов контрольной группы и экспериментальной группы, причем в экспериментальной группе отмечаем изменение величины большинства компетенций в сторону увеличения. Статистический анализ данных также показал значительные изменения 7 из 11 компетенций студентов экспериментальной группы (таблица 2).

Таблица 2

Сравнение значимости различий (1 эмп.) по каждой группе

Компетенции Экспериментальная Контрольная

группа группа

Умение слушать 21 0,9

Эмпатия 3,4 1,7

Невербальная коммуникация 3 1,6

Общительно сть 26 2

Жизнерадо стно сть 1,7 2

Чувствительность 1,7 1

Асоциальное поведение 28 1,6

Независимость 1,7 28

Самоконтроль 28 0,1

Сообразительность 31 0,1

Эмоциональная устойчивость 1,4 1,6

Примечание: 1кр = 2,05, для р=0,05; 1кр = 2,76, для р=0,01; 1кр =4,07, для р=0,001.

В контрольной группе произошли значительные изменения лишь по уровню независимости от группы. Между группами заметны еще более значимые отличия - по 9 из 11 компетенций (таблица 3).

Таблица 3

Значимость различий между группами после эксперимента

№ п/п компетенции t эмп.

1 Умение слушать 43

2 Эмпатия 82

3 Невербальная коммуникация 77

4 Общительность 56

5 Жизнерадо стно сть 55

6 Чувствительно сть 0

7 Асоциальное поведение 5

8 Независимость 47

9 Самоконтроль 27

10 Сообразительность 0,6

11 Эмоциональная устойчивость 42

Поскольку анализ показал наличие изменений в уровне компетенций, дополним полученный результат анализом изменений в структуре компетенций и сравним связность структур, базовые и ведущие компетенции студентов обеих групп, согласно рекомендациям А.В. Карпова [9].

Так, в контрольной группе базовые компетенции (то есть имеющие наибольший вес в структуре) - сообразительность, а также умения в области невербальной коммуникации и независимость от группы. Отметим, что в нашем случае сообразительность не только дестабилизирует структуру, но и отрицательно коррелирует с внешним критерием -профессиональной коммуникативной компетентностью (ПКК) социального работника. Вероятно, для выполнения профессиональных обязанностей социальному работнику не требуется столь высокий уровень развития логического мышления. Величина ПКК рассчитывалась как сумма сформированное™ умений в области невербальной коммуникации, навыков рефлексивного слушания, умения устанавливать первичный контакт и организовывать диалог, определенных с помощью анкетирования.

В экспериментальной группе структура более стабильна. Базовые коммуникативные компетенции - умение слушать, невербальная коммуникация (которые также являются ведущими качествами - то есть на значимом уровне положительно коррелируют с ПКК) и эмоциональная устойчивость. Кроме того, после проведения экспериментов независимость от группы резко снизилась, группа стала более дружной и спло-

ченной. Показатель групповой сплоченности, умения работы в коллективе во имя общих целей можно отнести к профессионально важным качествам социального работника.

Общий вывод: использование психотехник НЛП, собранных в цикл последовательных тренингов, оказывает положительное влияние на развитие коммуникативных компетенций студентов.

Рекомендации: в связи с доступностью и эффективностью разработанной в рамках исследования программы использования техник нейролингвистического программирования для развития коммуникативных компетенций студентов целесообразно использовать ее в учебно-воспитательном процессе сузов и вузов.

Библиографический список

1. Горин С. А. НЛП: техники россыпью / С. А. Горин. - М.: Издательство «КСП+», 2004. - 560 с.

2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. - Спб.: Питер, 2000. - 320 с.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно -целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.

4. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента. Психологические факторы успешности: монография / А.Д. Ишков. - М.: Издательство «АСВ», 2004. - 224 с.

5. Ковалев С.В. Введение в современное НЛП: психотехнологии личностной эффективности / С.В. Ковалев. - М.: Профит Стайл, 2007. - 640 с.

6. Кодексы и Законы РФ (правовая навигационная система) [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.zakonrf.info/zakon-ob-оЬ^оуапи-у-йУ, свободный. - Дата обращения: 1.06.2014.

7. Плигин А.А. НЛП - практик: руководство к курсу / А.А. Плигин, А.В. Герасимов. - М.: КСП+, 2000. - 547 с.

8. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2009. -672 с.

9. Карпов А.В., Терещенко Н.Г. Психология управленческой деятельности: монография / А.В. Карпов, Н.Г. Терещенко. - Казань: Изд-во Института экономики управления и права «Таглимат», 2006. - 288 с.

10. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Эксмо, 2002. - 344 с.

Контактная информация

423812, г. Набережные Челны, Набережночелнинский филиал ИЭУП (г. Казань) Тел.: 8-917-898-28-12

Contact links

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

423812, Naberezhnye Chelny, Institute of Economics, Management and Law (Kazan), Naberezhnye Chelny Tel.: 8-917-898-28-12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.