Научная статья на тему 'Современные пихофизиологические технологии управления подготовкой спортсменов'

Современные пихофизиологические технологии управления подготовкой спортсменов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
215
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ / ПРЕДСТАРТОВЫЕ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / НАДЕЖНОСТЬ СПОРТСМЕНА / NEUROLINGUISTIC PROGRAMMING / PRE-START AND COMPETITIVE CONDITIONS / ATHLETE''S RELIABILITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дмитренко Лариса Михайловна, Петров Александр Витальевич

В данной работе обсуждаются перспективы более широкого использования нейролингвистического программирования для повышения всех уровней надежности спортсмена (соревновательной, психической, а также надежности психофизиологических качеств). Отмечается, что в ситуации обострения допинговых скандалов и психологического давления на российских спортсменов использование технологий НЛП путем изменения привычных стратегий поведения позволит улучшать способности спортсмена, исправлять его ошибки, убирать психологические барьеры, страхи, оптимизировать свои предстартовые и соревновательные состояния, добиваться более высоких результатов при сохранении физического и психического здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дмитренко Лариса Михайловна, Петров Александр Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PYROOPHYSIOLOGICAL TECHNOLOGIES FOR MANAGEMENT OF ATHLETES TRAINING

In this paper, we discuss the prospects for a wider use of neurolinguistic programming to improve all levels of athlete reliability (competitive, psychic, and also the reliability of psychophysiological qualities). In the situation of exacerbation of doping scandals and psychological pressure on Russian athletes, the use of NLP technologies by changing habitual behavior strategies will improve the athlete's abilities, correct his mistakes, remove psychological barriers, fears, optimize his pre-start and competitive conditions, achieve higher results while maintaining physical and mental health.

Текст научной работы на тему «Современные пихофизиологические технологии управления подготовкой спортсменов»

МАТЕРИАЛЫ СЕКЦИОННЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ И КОНКУРСА НАУЧНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ «КРЕАТИВНОЕ РЕШЕНИЕ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ОЛИМПИЙСКОГО И МАССОВОГО СПОРТА»

УДК: 796.01:61

СОВРЕМЕННЫЕ ПИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

ПОДГОТОВКОЙ СПОРТСМЕНОВ

Л. М. Дмитренко, А. В. Петров1

В данной работе обсуждаются перспективы более широкого использования нейролингвистического программирования для повышения всех уровней надежности спортсмена (соревновательной, психической, а также надежности психофизиологических качеств). Отмечается, что в ситуации обострения допинговых скандалов и психологического давления на российских спортсменов использование технологий НЛП путем изменения привычных стратегий поведения позволит улучшать способности спортсмена, исправлять его ошибки, убирать психологические барьеры, страхи, оптимизировать свои предстартовые и соревновательные состояния, добиваться более высоких результатов при сохранении физического и психического здоровья.

Ключевые слова: нейролингвистическое программирование, предстартовые и соревновательные состояния, надежность спортсмена.

Психологической подготовке спортсменов наравне с другими аспектами спортивного совершенствования всегда уделялось особое внимание со стороны тренерского состава, спортивных психологов, самих атлетов, а также специалистов различного уровня в области физической культуры и спорта. С каждым годом мы можем наблюдать увеличение актуальности данной темы, что может быть связанно с решением таких проблем и задач как минимизация негативных эффектов от нарастающих нагрузок (интенсификации тренировочного процесса) на организм атлетов, ускорение протекания восстановительных процессов и стимулирование работоспособности спортсменов; их подготовка и успешное выступление на соревнованиях различного уровня с учетом возросшей конкуренции, плотным графиком спортивных состязаний и т. д. [1, 4-7].

В настоящее время проводится ряд широкомасштабных мероприятий, направленных на привлечение заинтересованных лиц к проблемам массового

1 Дмитренко Лариса Михайловна — Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

Петров Александр Витальевич — МБУ ДО ДЮСШ №4, Ростов-на-Дону

и профессионального спорта [12-14], на которых поднимаются вопросы многогранной подготовки спортсменов на протяжении всего тренировочно-соревновательного цикла, обсуждаются достигнутые результаты использования инновационных технологий, средств и методов на всех этапах спортивного совершенствования [8, 9, 15], а также перспективы внедрения и дальнейшего применения таких «рычагов воздействия», в том числе психофизиологических, на состояние и работоспособность представителей различных видов спорта, которые окажут плодотворное влияние на результативность тренировочного и соревновательного процесса.

Целю нашей работы был анализ современной литературы о перспективах использования нейролингвистического программирования для повышения всех уровней надежности спортсмена (соревновательной, психической, а также надежности психофизиологических качеств).

Результаты исследования. Анализ литературных источников показал, что несмотря на более чем сорокалетний период формирования и развития нейролингвистического программирования (НЛП) за рубежом, в нашей стране популяризация этого знания и его дальнейшее расширение насчитывает в себе период времени практически в два раза меньше (около 20 лет). В последние время мы можем говорить о распространении различных техник и приемов НЛП во многих областях деятельности человека (обучение, бизнес, психотерапия, психокоррекция и др.) [2, 3, 10, 11]. К сожалению, в сфере физической культуры и спорта потенциал данного направления либо не используется вообще, либо задействован не в полном объеме, на что, как мы считаем, следует обратить особое внимание.

И, прежде чем перейти к вопросу использования в спортивной деятельности того обширного багажа накопленных за долгие годы НЛП-знаний, мы считаем важным отметить, что те приемы, методы и техники нейролингвистического программирования, о которых далее пойдет речь, были получены благодаря моделированию «мастерства ключевых личностей». На наш взгляд, более четкое и адаптивное определение для широкой аудитории дано в работах Беловой Е. В., которая пишет: «моделирование — это процесс передачи специфических способностей одного человека другому так, чтобы последний мог их практически использовать» [16].

К одному из первых результатов сотрудничества Р. Бэндлера и Дж. Гриндера с основательницей семейной психотерапии В. Сатир можно отнести создание модели установления раппорта [17, 18]. Доверие на сознательном и/или бессознательном уровне (раппорт) является средством/механизмом общения, обеспечивающим его нормальное протекание и эффективность [17, 18].

Сегодня, данная языковая и невербальная структура (которую мы схематично представили на рисунке 1), способствующая поддержанию у собеседника чувства взаимности, ощущения доверия, — это один из ключевых критериев работы

психолога и/или тренера спортивных команд с атлетами в различных ситуациях взаимодействия, в том числе до и во время проведения НЛП-техник, которую специалисты условно делят на 5 этапов [11]:

> Калибровка — настройка на состояние человека и его внутренние операции по обработке сенсорной информации на основе предварительного наблюдения за внешними вербальными и невербальными сигналами;

> Подстройка — введение в свое поведение элементов, характерных для поведения собеседника;

> Закрепление — проверка прочности установленного раппорта;

> Ведение — перевод собеседника в эмоциональное или функциональное состояние, способствующее эффективности общения;

> Отстройка — введение в свое поведение элементов, нехарактерных для поведения собеседника.

Вербальная

Парафраз

Предикаты

Профессиональная

лексика

Невербальная

Телесная

Голосовая

Ключи глазного доступа (КГД)

Рис. 1. — Параметры подстройки к индивидуальному опыту при установлении

раппорта

В настоящее время, благодаря длительной и кропотливой работе Бэндлера и Гриндера, их учеников и последователей, а также специалистов нашей страны, мы имеем огромный арсенал различных приемов и техник НЛП («Установка кинестетического якоря», «Коллапс якорей», «Походка силы/могущества», «Интеграция логических уровней», <^.С.О^.Е. на линии времени», «Изменение личностной истории», «Круг совершенства», «6-шаговый рефрейминг» и др.),

которые могут быть применены в практике спорта, что позволит в короткие сроки понять спортсмену, какие факторы влияют на его состояние и поведение, на восприятие ситуаций, разработать пошаговый алгоритм достижения успеха [2, 11], а также могут быть полезны самим атлетам для повышения эффективности речевого общения (например, в команде), овладения навыками самопрезентации и т. д. [10].

Вывод. В ситуации обострения допинговых скандалов и психологического давления на российских спортсменов более широкое использование технологий НЛП путем изменения привычных стратегий поведения позволит улучшать способности спортсмена, исправлять его ошибки, убирать психологические барьеры, страхи, оптимизировать свои предстартовые и соревновательные состояния, добиваться более высоких результатов при сохранении физического и психического здоровья.

Литература

1. Бабаев М. А., Лысенко А. В., Петрова О. А., Трофимова С. В., Ивко О. М. Особенности профессиональной спортивной деятельности и риск развития ускоренного старения //Успехи геронтологии. — 2010. — Т.23. — №4. — С. 652-656.

2. Белова Е.В. Балинтовская группа сквозь призму модели трёхпозиционного описания // Северо-Кавказский психологический вестник. — 2015. — Т. 13. — № 4. — С. 86-88.

3. Гомонова Е. Н., Денисова Е. Г., Прокопьева Е. В. Теоретический анализ основных подходов к пониманию феномена убеждений личности // Материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы и перспективы развития педагогики психологии». — Махачкала: Апробация, 2013. — 126 с.

4. Кастанаян А. А., Батюшин М. М., Орлова С. В., Осипов Е. В., Нажева М. И., Карташева Е. А., Левицкая Е. С. Медицинская реабилитация. — Ростов-на-Дону, 2016. (2-е издание, дополненное).

5. Кафтанова И. А., Петрова О. В., Лысенко Д. С. Триада спортсменок: перспективы использования современных технологий для диагностики, профилактики, коррекции //Современные тенденции развития и перспективы внедрения инновационных технологий в машиностроении, образовании и экономике. 2017. Т. 3. № 1 (2). — С. 80-82.

6. Лысенко А. В., Таютина Т. В., Лысенко Д. С., Арутюнов В. А. Оценка влияния физической нагрузки на выраженность тревожно-депрессивных состояний // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2014. — № 11 (117). — С. 218224.

7. Лысенко А. В., Моргуль Е. В., Петрова О. А., Лебедева И. А., Лысенко Д. С., Козина Л. С., Савенко М. А. Влияние пинеалона на резервные возможности организма высококвалифицированных спортсменов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Медицина. Фармация. — 2012. — Т.18. — №10-1 (129). — С. 30-36.

8. Лысенко А. В., Петров А. В. Высокотехнологичные методы в подготовке спортсменов // Современные тенденции развития и перспективы внедрения инновационных технологий в машиностроении, образовании и экономике. — 2017.

— Т. 3, № 1 (2). — С. 70-72.

9. Менджерицкий А. М., Айдаркина М. Е., Карантыш Г. А., Дмитренко Л. М. Особенности структуры зрительных вызванных потенциалов у спортсменок с индивидуальным профилем асимметрии //Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. — 2016. — Т 11, №3. — С 178-186.

10. Плигин А. А., Герасимов А. В. Руководство к курсу НЛП-Практик. — М.: Твои книги. 2016. — 576 с.

11. Прокопьева Е. В. Динамика представлений о себе в процессе обучающего НЛП-тренинга // Северо-Кавказский психологический вестник. 2008. Т. 6. № 1. — С. 88-92.

12. Степанова Т. А., Черникова Л. А., Наумова А. А., Безуглая С. Г. Спортивно-оздоровительная деятельность в современных условиях // Таврический научный обозреватель. — 2016. — №11-3 (16). — С. 21-24.

13. Степанова Т. А., Шпакова В. А., Ващенко Е. А. V Международная олимпиада студентов по специальности «физическая культура» в Южном федеральном университете //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2015. — №5. — С. 77-79.

14. Степанова Т. А., Лысенко А. В., Атаев Ж. Д. Спортивно-образовательные фестивали и форумы как инструмент реализации государственной политики по привлечению населения к занятиям физической культурой //Олимпийская идея сегодня: материалы пятой международной научно-практической конференции. -Ростов н/Д: ЮФУ, 2015. — С. 130-136.

15. Хренкова В. В., Абакумова Л. В., Лысенко А. В., Баршай В. М., Рогинская А. А., Карсакова А. А., Журавлева М. В. Вариационная кардиоинтервалометрия как метод экспресс-оценки функционального состояния студентов с разным уровнем двигательной активности//Фундаментальные исследования. 2014. №11-5. — С. 1090-1093.

16. Белова Е. В. История формирования идей нейролингвистического программирования. Учебно-методическое пособие с диагностико-квалиметрическим обеспечением по курсу «Теория и практика нейролингвистического программирования» для студентов факультета психологии.

— Ростов-на-Дону: Издательско-полиграфический комплекс КИБИ МЕДИА ЦЕНТРА ЮФУ, 2014.

17. Бэндлер Ричард, Гриндер Джон, Сатир Вирджиния. Семейная терапия /Пер. с англ. Ю. С. Уокер — М. — Институт Общегуманитарных Исследований, 1999

— 160 с.

18. Бэндлер, Гриндер: Большая энциклопедия НЛП. Структура магии. / Ричард Бэндлер, Джон Гриндер. Москва: Издательство АСТ, 2015. — 445с.

MODERN PYROOPHYSIOLOGICAL TECHNOLOGIES FOR MANAGEMENT

OF ATHLETES TRAINING

Dmitrenko L.M., Petrov A.V.

Dmitrenko Larisa Mikhailovna — Southern Federal University, Rostov-on-Don Petrov Alexander Vitalievich — Children's and youth sports school №4, Rostov-on-Don

Abstract. In this paper, we discuss the prospects for a wider use of neurolinguistic programming to improve all levels of athlete reliability (competitive, psychic, and also the reliability of psychophysiological qualities). In the situation of exacerbation of doping scandals and psychological pressure on Russian athletes, the use of NLP technologies by changing habitual behavior strategies will improve the athlete's abilities, correct his mistakes, remove psychological barriers, fears, optimize his pre-start and competitive conditions, achieve higher results while maintaining physical and mental health.

Keywords: neurolinguistic programming, pre-start and competitive conditions, athlete's reliability.

References

1. Babaev M.A., Lysenko A.V., Petrova O.A., Trofimova S.V., Ivko O.M. Osobennosti professional'noj sportivnoj dejatel'nosti i risk razvitija uskorennogo starenija //Uspehi gerontologii. - 2010. - T.23. - №4. - S. 652-656. (in Russian)

2. Belova E.V. Balintovskaja gruppa skvoz' prizmu modeli trjohpozicionnogo opisanija //Severo-Kavkazskij psihologicheskij vestnik. - 2015. - T. 13. - № 4. - S. 86-88. (in Russian)

3. Gomonova E.N., Denisova E.G., Prokop'eva E.V. Teoreticheskij analiz osnovnyh podhodov k ponimaniju fenomena ubezhdenij lichnosti // Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Sovremennye problemy i perspektivy razvitija pedagogiki psihologii». - Mahachkala: Aprobacija, 2013. - 126 s. (in Russian)

4. Kastanajan A.A., Batjushin M.M., Orlova S.V., Osipov E.V., Nazheva M.I., Kartasheva E.A., Levickaja E.S. Medicinskaja reabilitacija. - Rostov-na-Donu, 2016. (2-e izdanie, dopolnennoe). (in Russian)

5. Kaftanova I.A., Petrova O.V., Lysenko D.S. Triada sportsmenok: perspektivy ispol'zovanija sovremennyh tehnologij dlja diagnostiki, profilaktiki, korrekcii //Sovremennye tendencii razvitija i perspektivy vnedrenija innovacionnyh tehnologij v mashinostroenii, obrazovanii i jekonomike. 2017. T. 3. № 1 (2). - S. 80-82. (in Russian)

6. Lysenko A.V., Tajutina T.V., Lysenko D.S., Arutjunov V.A. Ocenka vlijanija fizicheskoj nagruzki na vyrazhennost' trevozhno-depressivnyh sostojanij //Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. - 2014. - № 11 (117). - S. 218-224. (in Russian)

7. Lysenko A.V., Morgul' E.V., Petrova O.A., Lebedeva I.A., Lysenko D.S., Kozina L.S., Savenko M.A. Vlijanie pinealona na rezervnye vozmozhnosti organizma vysokokvalificirovannyh sportsmenov // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo

gosudarstvennogo universiteta. Serija: Medicina. Farmacija. - 2012. - T.18. - №10-1 (129). - S. 30-36. (in Russian)

8. Lysenko A.V., Petrov A.V. Vysokotehnologichnye metody v podgotovke sportsmenov // Sovremennye tendencii razvitija i perspektivy vnedrenija innovacionnyh tehnologij v mashinostroenii, obrazovanii i jekonomike. - 2017. - T. 3, № 1 (2). - S. 70-72. (in Russian)

9. Mendzherickij A.M., Ajdarkina M.E., Karantysh G.A., Dmitrenko L.M. Osobennosti struktury zritel'nyh vyzvannyh potencialov u sportsmenok s individual'nym profilem asimmetrii //Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta. - 2016. - T 11, №3. - S 178-186. (in Russian)

10. Pligin A.A., Gerasimov A.V. Rukovodstvo k kursu NLP-Praktik. - M.: Tvoi knigi. 2016. - 576 s. (in Russian)

11. Prokop'eva E.V. Dinamika predstavlenij o sebe v processe obuchajushhego NLP-treninga //Severo-Kavkazskij psihologicheskij vestnik. 2008. T. 6. № 1. - S. 88-92. (in Russian)

12. Stepanova T.A., Chernikova L.A., Naumova A.A., Bezuglaja S.G. Sportivno-ozdorovitel'naja dejatel'nost' v sovremennyh uslovijah // Tavricheskij nauchnyj obozrevatel'. - 2016. - №11-3 (16). - S. 21-24. (in Russian)

13. Stepanova T.A., Shpakova V.A., Vashhenko E.A. V Mezhdunarodnaja olimpiada studentov po special'nosti «fizicheskaja kul'tura» v Juzhnom federal'nom universitete //Fizicheskaja kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2015. - №5. - S. 77-79. (in Russian)

14. Stepanova T.A., Lysenko A.V., Ataev Zh.D. Sportivno-obrazovatel'nye festivali i forumy kak instrument realizacii gosudarstvennoj politiki po privlecheniju naselenija k zanjatijam fizicheskoj kul'turoj //Olimpijskaja ideja segodnja: materialy pjatoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. -Rostov n/D: JuFU, 2015. - S. 130136. (in Russian)

15. Hrenkova V.V., Abakumova L.V., Lysenko A.V., Barshaj V.M., Roginskaja A.A., Karsakova A.A., Zhuravleva M.V. Variacionnaja kardiointervalometrija kak metod jekspress-ocenki funkcional'nogo sostojanija studentov s raznym urovnem dvigatel'noj aktivnosti//Fundamental'nye issledovanija. 2014. №11-5. - S. 1090-1093. (in Russian)

16. Belova E.V. Istorija formirovanija idej nejrolingvisticheskogo programmirovanija. Uchebno-metodicheskoe posobie s diagnostiko-kvalimetricheskim obespecheniem po kursu «Teorija i praktika nejrolingvisticheskogo programmirovanija» dlja studentov fakul'teta psihologii. - Rostov-na-Donu: Izdatel'sko-poligraficheskij kompleks KIBI MEDIA CENTRA JuFU, 2014. (in Russian)

17. Richard Bjendler, Dzhon Grnnder, Virdzhinija Satir "Semejnaja terapija" /Per. s angl. Ju. S. Uoker — M.- Institut Obshhegumanitarnyh Issledovanij, 1999 — 160 s. (in Russian)

18. Bjendler, Grinder: Bol'shaja jenciklopedija NLP. Struktura magii. / Richard Bjendler, Dzhon Grinder. Moskva: Izdatel'stvo AST, 2015. - 445s. (in Russian)

УДК: 796/799

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.