Научная статья на тему 'Совершенствование коммуникативной компетенции курсантов военных вузов'

Совершенствование коммуникативной компетенции курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КУРСАНТЫ ВОЕННОГО ВУЗА / ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И САМООБУЧЕНИЯ / САМОУЧИТЕЛЬ КРАСНОРЕЧИЯ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевцов Игорь Олегович

В статье представлена модель формирования и совершенствования универсальной коммуникативной компетенции курсантов военных образовательных организаций, обеспечивающей незатруднительное общение как в военной среде и в общегражданском сообществе. Обоснована интеграция процессов обучения и самообучения как методологическая база формирования и совершенствование универсальной коммуникативной компетенции курсантов, а самоучитель красноречия будущего офицера представлен как эффективный инструментарий её развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевцов Игорь Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование коммуникативной компетенции курсантов военных вузов»

Совершенствование коммуникативной компетенции курсантов военных вузов

Шевцов Игорь Олегович,

подполковник, командир учебного батальона Краснодарского высшего военного училища имени генерала армии С.М. Ште-менко, olegovih1977@mail.ru

В статье представлена модель формирования и совершенствования универсальной коммуникативной компетенции курсантов военных образовательных организаций, обеспечивающей незатруднительное общение как в военной среде и в общегражданском сообществе.

Обоснована интеграция процессов обучения и самообучения как методологическая база формирования и совершенствование универсальной коммуникативной компетенции курсантов, а самоучитель красноречия будущего офицера представлен как эффективный инструментарий её развития. Ключевые слова: универсальная коммуникативная компетенция, курсанты военного вуза, формирование и совершенствование, интеграция обучения и самообучения, самоучитель красноречия будущего офицера.

В педагогической науке коммуникативная компетенция относится, как известно, к категории ключевых компетенций отечественного образования и понимается как «знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями» [Хуторской, 2007, с. 114].Проблема овладения полноценной коммуникативной компетенцией и поиски педагогических путей её оптимального решения особую актуальность приобретают в военных вузах ввиду общеизвестной специфики организации учебного процесса, своеобразных условий реализации образовательной деятельности курсантов.

Цель данной статьи -на основе гармонизации технократической и гуманистической парадигм образования, интеграции обучения и самообучения как методологической базы:

- разработать теоретическую модель формирования и совершенствования универсальной коммуникативной компетенции курсантов военных вузов, обеспечивающую им незатруднённое общение не только в военной среде, но и в других социокультурных ситуациях;

- представить содержание самоучителя красноречия будущего офицера как педагогического средства самосовершенствования курсантов в эффективном общении в различных социокультурных контекстах.

Обратимся к рассмотрению обозначенной проблематики.

В сфере формирования коммуникативной компетенции курсантов военных образовательных организаций в последнее время имеются, как известно, значительные достижения, как в теоретической военной педагогике, так и в образовательной практике. В частности, в теории разработаны основы военного ораторского искусства, обоснованы командный язык офицера, военный язык курсанта [Далецкий,2000].

Очевидны и результаты внедрения в образовательную практику военных вузов дисциплины «Русский язык и культура речи». Имеются основания утверждать, что качество коммуникативной компетенции курсантов в известной мере повысилось. Современный курсант, как правило, способен представиться, грамотно сформулировать вопрос, принять участие в дискуссии, полемике, написать деловое письмо, официальное заявление, заполнить различного рода анкеты.

со ^

0

сч

еч

01

Однако в коммуникативной деятельности курсантов ещё имеются трудности и нерешённые проблемы. В поисках их оптимального решения сформировалось самостоятельное научное направление «военная риторика». Риторике в военно-профессиональной среде посвящены исследования Н. Д. Табунова, Л. Н. Дороговой, Ч.Б. Да-лецкого. Авторы рассматривают риторические знания и умения как неотъемлемые компоненты речевой культуры военных специалистов, обеспечивающие эффективную коммуникативную деятельность на основе анализа сложившейся речевой ситуации, с учётом социальной значимости и положения собеседника для достижения главной цели: достижение взаимопонимания между собеседниками и гармонизация межличностных отношений [Табунов, 1986; Дорогова, 1995; Далецкий 2000].

Военная риторика внесла значительный вклад в повышение качества коммуникации в военном вузе, оказала существенное влияние на эффективность формирования коммуникативной компетенции курсантов и повышения культуры их речи.

Однако было бы ошибочно считать, что коммуникативная компетенция курсантов военных вузов в полной мере соответствует всё возрастающим требованиям сегодняшнего дня.

Приходится констатировать, что уровень сформированное™ коммуникативной компетентности курсантов и степень их культуры общения далеко не всегда соответствуют принятым нормативам. Наблюдения за речью курсантов показывают, что большинство из них испытывает значительные затруднения при выступлении с публичной речью, у многих курсантов обнаруживается отсутствие важных компонентов коммуникативной компетенции, в том числе, умения выстраивать логически выверенное доказательство своей точки зрения, умения привлекать и удерживать внимание слушателей и др. В групповом общении курсантов наблюдается речевая агрессия, обилие лексики сниженного регистра, жаргонных выражений, речевых штампов и клише. Военнослужащие, в том числе и молодые офицеры, курсанты испытывают значительные трудности в коммуникативной практике, которые проявляются в сбоях общения с равными по званию и выше стоящими командирами. Не меньшие трудности курсанты испытывают в общении с гражданскими лицами.

Армейский язык изобилует специальной лексикой, пропитан духом дисциплинированности и суб-орданативности, уставной регламентированностью, формализованностью. И вместе с тем коммуникация является основой профессиональной деятельности человека в военной форме. Курсант - будущий офицер не может выполнять свой профессиональный долг без коммуникативных навыков, поэтому каждый военнослужащий обязан овладеть полноценной коммуникативной компетенцией, соблюдать нормы воинского этикета, быть способным выступить с докладом о своей работе, осуществлять профессиональное коммуникативное взаимодействие с коллегами. В этой

связи коммуникативную компетенцию курсантов правомерно квалифицировать как неотъемлемый компонент профессиональной подготовки будущего офицера.

Исследуя проблему формирования универсальной коммуникативной компетенции курсантов, мы не предусматриваем отказ от сложившихся традиций общения в военной среде, который может нанести невосполнимый ущерб профессиональной подготовке будущих офицеров. Трудно себе представить общение курсанта и командира без соблюдения субординативности или отдачу приказа в виде просьбы, которую желательно было бы выполнить. Поэтому вполне оправданы в военной коммуникации и субординативность, и регламентированность, и уставная дисциплинированность.

Известно также, что для коммуникативной деятельности курсанта характерны: непродуктивное речевое поведение; нестабильность коммуникативных отношений в воинском коллективе; неоправданная шаблонность речевых продуктов курсантов; ограниченность словарного запаса курсанта.

Упомянутые факторы снижают качество коммуникации в военных образовательных организациях. Наши наблюдения свидетельствуют также о том, что по завершении учебного курса «Русский язык и культура речи» без необходимой поддержки приобретённый уровень коммуникативной компетенции курсантов снижается, сформированные речевые навыки в результате деавтоматизации утрачиваются. В этой связи особую актуальность приобретает проблема совершенствования коммуникативной компетенции курсантов военных вузов, которая неразрывно связана с проблемой её формирования.

В связи с изложенным представляется актуальным и целесообразным исследовать проблемы коммуникации в военной среде с новых методологических позиций.

Научно-педагогический поиск ответа на вопрос, как решить одну из актуальных проблем современной военной педагогики - сформировать полноценную коммуникативную компетенцию и поддерживать её на должном уровне, а также как существенно повысить уровень культуры общения курсантов привел нас к идее гуманизации военного образования, точнее сказать, реализации её первой фазы - гармонизации технократической и гуманистической парадигм образования.

Цель гуманизации военного образования - становление гармоничной личности будущего офицера, включая способность к красноречивому изложению своих мыслей в устной и письменной формах.

Гуманизация образовательного процесса в военном вузе, реализуя созидательную функцию, способствует выбору курсантом индивидуального образовательного маршрута самообучения универсальной коммуникативной компетенции, осознанию им собственной уникальности, ценности и

возможности творческой самореализации посредством общения.

Средством гуманизации военного образования вполне может служить универсальная коммуникативная компетенция.

Не менее существенное значение для формирования и совершенствования универсальной коммуникативной компетенции курсантов имеет интегративные процессы обучения и самообучения. При этом мы исходим из положения о том, что высоких результатов в овладении универсальной коммуникативной компетенции курсантов достичь практически невозможно лишь краткосрочными курсами гуманитарных дисциплин в организованном обучении.

От курсантов требуются самообучающиеся действия для активизации и совершенствования приобретённых в процессе обучения коммуникативных операций, действий, навыков, умений. Другими словами, требуется способность к самообучению, которая, как очевидно, не приобретается сама по себе.

Необходимы условия для самообучения и соответствующий педагогический инструментарий овладения и совершенствования универсальной коммуникативной компетенцией, обеспечивающей свободное общение не только в замкнутой среде военного учебного заведения, но и в другой социокультурной парадигме, а именно, в условиях гражданского общества, в котором руководствуются иными правилами коммуникативного взаимодействия.

Известно, что в общении курсантов - будущих офицеров вне военной среды с наибольшей очевидностью обнаруживаются их изъяны в коммуникативной компетентности: они по усвоенной модели общения в военной среде используют клише типа: «так точно», «разрешите обратиться», свойственные военной коммуникативной практике. Неосознанный перенос клише военного дискурса в общение с гражданскими лицами вызывает не всегда адекватную реакцию. Таким образом, очевидно, что для современного курсанта важно быть коммуникативно адекватным в различных ситуациях общения.

Идея интеграции обучения и самообучения возникла в результате анализа публикаций по профессиональной подготовке военных специалистов. Многие авторы отмечают, что самосовершенствование, самообразование, самообучение при грамотном руководстве этими процессами являются весьма эффективными в профессиональной подготовке курсантов в военном вузе [Мася-нин, 2005; Ленев, Шишков, 2015].

Понимая самосовершенствование военных специалистов как совокупность педагогических мероприятий, обеспечивающих эффективность самостоятельной работы курсантов по повышению уровня своей профессиональной компетентности, Ю.А. Ле-нев, А.И. Шишков определили основные условия активизации самосовершенствования военных специалистов: «определение индивидуально-психологических особенностей обучающегося с целью разработки системы педагогического воздействия на него; формирование здорового морально-

психологического климата в коллективах курсантских подразделений; формирование и развитие мотивации предстоящей профессиональной деятельности; высокая организация проведения самостоятельной работы курсантов; выполнение индивидуальных творческих заданий...» [Ленев, Шишков, 2015, с.165].

Сформулированные авторами условия представляется правомерным дополнить ещё одним, а именно, обеспечение самообучения и самосовершенствования адекватными педагогическими средствами овладения универсальной коммуникативной компетенцией.

Из всего изложенного можно заключить, что для организации самообучения и самосовершенствования курсантов военных вузов необходимо:

разработать теоретическую модель формирования и совершенствования универсальной коммуникативной компетенцией курсантами военных вузов;

обеспечить процесс самообучения и самосовершенствование адекватными педагогическими средствами в виде самоучителя офицерского красноречия.

Овладение курсантами универсальной коммуникативной компетенцией позволит им свободно общаться в военной среде, и, по-офицерски красиво, нетривиально общаться с представительницами прекрасного пола, без языковых затруднений принимать участие в светской беседе, общественной дискуссии, с коммуникативной лёгкостью устанавливать и поддерживать речевой контакт с членами других социальных слоёв и коллективов (юристами, педагогами, врачами, рабочими, представителями прессы и т. д. ), что требует сформированное™ не только языкового, коммуникативного, но и этического и эстетического аспектов речевого общения. (Этот аспект проблемы требует отдельного рассмотрения).

Оптимальным средством формирования коммуникативной компетенции курсантов военных образовательных организаций является, как показывают первые результаты формирующего эксперимента, самоучитель.

Разработанный нами самоучитель красноречия будущего офицера в значительной мере отличается от стандартных учебных пособий данного жанра как по структуре, так и по содержанию. Самоучитель имеет следующее композиционное построение:

Введение, в котором содержится обращение к курсантам с целью мотивировать их к самостоятельному овладению коммуникативной компетенцией, рекомендации по организации индивидуального образовательного маршрута овладения и совершенствования коммуникативной компетенции.

Раздел I. Информативно-иллюстративный, в котором содержатся общие сведения о коммуникативной компетенции, о риторике, красноречии. Представлены примеры, иллюстрирующие уровни владения коммуникативной компетенцией, которые могут быть достигнуты в результате систематического самообучения.

Раздел II. Тренинги и этюды для развития коммуникативной компетенции в военно-образовательной среде.

00 ^

0

сч

еч

01

В данном разделе имеются два подраздела:

а) тренинги и этюды для незатрудненного общения курсантов с офицерами высшего командного состава;

б) тренинги и этюды для развития способностей коммуникативного взаимодействия с равностатус-ными партнерами по общению.

Подобные тренинги созданы по модели заданий и этюдов для развития мастерства ведения межкультурного диалога студентов, обучающихся по направлению подготовки - лингвисти-ка[Барышников, 2013.].

Раздел III. Тренинги и этюды для развития коммуникативной компетенции курсантов в общегражданском социокультурном контексте, выполнение которых направлено на формирование и развитие искусства общения в молодежной среде, в клубах по интересам, на дискотеках, танцполах.

В специальную группу объединены тренинги и этюды для развития коммуникативной компетенции курсантов военных вузов в обществе представительниц прекрасного пола.

Раздел IV содержит тренинги, этюды, задания, цель которых подготовка курсантов к незатрудненному публичному выступлению (отчет о работе, беседа с подчиненными, доклад на научной конференции, участие в научной дискуссии, и т.п.).

Самоучитель красноречия будущего офицера имеет формат карманной книги, комфортный для каждодневного использования. В свободное время курсанты тренируются, самостоятельно выполняя задания, тренинги этюды, расположенные в самоучителе по принципу от простого к сложному, овладевая тем самым искусством общения в различных социокультурных ситуациях.

Самообучение, как показывает образовательная практика, наиболее результативно, если оно организовано не хаотично, а на определённой педагогической системе. Дело в том, что даже курсант, имеющий высокую мотивацию овладения универсальной коммуникативной компетенцией, не всегда способен организовать самообучение без педагогического контроля. С учётом данного объективного факта в военных вузах, в которых курсанты занимаются самообучением коммуникативной компетенции, целесообразно организовать одну из форм внеаудиторных занятий, например, кружок любителей русской словесности, салон офицерского красноречия.

Подобного рода внеаудиторные занятия проводятся не чаще одного раза в месяц, которые для курсантов являются местом, где они демонстрируют самостоятельно приобретённые умения и компетенции, а для координатора самообучения они являются своеобразными контрольными точками, позволяющими мониторить коммуникативные достижения курсантов.

Таким образом, формирование универсальной коммуникативной компетенции курсантов военных вузов вполне достижимая цель, эффективным средством реализации которой является пособие для самообучения в виде «Самоучителя красноречия будущего офицера».

Интеграция процессов обучения и самообучения обеспечивает высокую результативность овладения курсантами универсальной коммуникативной компетенцией, а работа каждого курсанта с самоучителем по индивидуальному образовательному маршруту позволяет совершенствовать все её компоненты.

Литература

1. Барышников Н.В. Основы профессиональной межкультурной коммуникации: учеб-ник.М.:Вузовский учебник:ИНФА-М,2013.-368 с.

2. Далецкий Ч.Б. Военная риторика России монография) Ч.: Моск. Гуманитар. Ин-т им. Е.Р. Даш-ковой.-200 -169 с.

3. Дорогова Л.Н. Культура древних цивилизаций и воинская деятельность. М., 1995 - ?

4. Ленев Ю.А. ,Шишков А.И. Самосовершенствование профессиональной компетентности военных специалистов//Мир образования - образование в мире.-2915.-№1,-С.165-169.

5. Масягин В.П. Военно-профессиональное самосовершенствование офицеров: сущность и со-держание^Военная мысль,-2005.-№4.-С.18-22.

6. Табунов Н.Д. Ораторское искусство и его роль в деятельности командира и военного инже-нера.-В сб.: Основы ораторского искусства офице-ра.-М.:ВА БТВ.,1986.

7. Хуторской А.В. Современная дидактика учеб пособие.-М.;Высш. шк.,2007.-639 с.

8. Салынская Т.В. Роль межкультурной коммуникации в преподавании иностранного языка // В книге: Актуальные проблемы управления - 2016. 21-я Международная научно-практическая конференция. 2016. С. 130-131.

Improvement and correction of the military university cadets'

communicative competence Shevtsov I.O.

Krasnodar highest military college of a name of the general S.M. Shtemen

The article presents a model for the formation and improvement of the universal communicative competence of the military educational organizations cadets which provides uncomplicated communication in both military and civilian environments. The integration of learning and self-education processes as a methodological basis for the formation and improvement of the cadets' universal communicative competence is justified, and the eloquence self-learning manual for the future officer is presented as an effective tool for its development. Key words: universal communicative competence, cadets of the military universities, formation and improvement, integration of education and self-education, eloquence self-learning manual for the future officer. References

1. Baryshnikov N.V. Basics of cross-cultural communication: uchebnik.M.:Vuzovskiy manual :INFA-M,2013.-368 p.

2. Daletskiy Ch.B. Military rhetoric of Russia monograph) Ch.: Mosk.Gumanitar. In-t im. E.R. Dashkovoy.-200 -169 p.

3. Dorogova L.N. Culture of ancient civilizations and military activities. M., 1995 - ?

4. Lenev Yu.A. ,Shishkov A.I. Self-improvement of professional competence of military specialists //Mir obrazovaniya -obrazovanie v mire.-2915.-№1,-P.165-169.

5. Masyagin V.P. Military-professional self-improvement of officers:

the essence and content //Voennaya mysl',-2005.-№4.-P.18-22.

6. Tabunov N.D. Oratory and his role in the activities of commander

and military engineer.-V sb.: Osnovy oratorskogo iskusstva ofitsera.-M.:VA BTV.,1986.

7. Khutorskoy A.V. Modern Didactics ucheb posobie.-M.;Vyssh. Shk.,2007.-639 p.

8. Salynskaya T.V. The role of intercultural communication in teaching a foreign language // In the book: Actual Problems of Management - 2016. 21st International Scientific and Practical Conference. 2016.S. 130-131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.