Научная статья на тему 'Совершенствование коммерческой деятельности организаций торговли в условиях неблагоприятной рыночной конъюнктуры'

Совершенствование коммерческой деятельности организаций торговли в условиях неблагоприятной рыночной конъюнктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1200
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НЕБЛАГОПРИЯТНАЯ КОНЪЮНКТУРА / СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Атяшев М.О.

В работе изучены современные условия осуществления коммерческих функций организациями торговли, которые характеризуются существенным ухудшением рыночной конъюнктуры. По результатам исследования предложены рекомендации по улучшению коммерческой деятельности торговых предприятий, предусматривающие формирование единой структуры управления коммерческой работой, документирование и упорядочение ее этапов и др. Предложения работы позволят организациям торговли сократить расходы и привлечь дополнительные источники получения доходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование коммерческой деятельности организаций торговли в условиях неблагоприятной рыночной конъюнктуры»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 339.188.22

М.О.Атяшев

Факультет менеджмента ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова», г. Москва, РФ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ РЫНОЧНОЙ КОНЪЮНКТУРЫ

Аннотация

В работе изучены современные условия осуществления коммерческих функций организациями торговли, которые характеризуются существенным ухудшением рыночной конъюнктуры. По результатам исследования предложены рекомендации по улучшению коммерческой деятельности торговых предприятий, предусматривающие формирование единой структуры управления коммерческой работой, документирование и упорядочение ее этапов и др. Предложения работы позволят организациям торговли сократить расходы и привлечь дополнительные источники получения доходов.

Ключевые слова Коммерческая деятельность, неблагоприятная конъюнктура, структура управления коммерческой деятельностью.

Деятельность российских предприятий торговли происходит в условиях ухудшения рыночной конъюнктуры, что выражается в падении реальных доходов населения, росте цен на товары и услуги и повышении нормы сбережений потребителей в различных формах. Негативное изменение рыночных условий в России стало следствием введения санкций в отношении нашей страны и ответных контрсанкций, а также падения цен на энергоносители на мировом рынке.

В сложившейся ситуации потребительский рынок показывает падение потребления: в сентябре 2015 года оборот розничной торговли в России сократился в годовом исчислении сразу на 10,4%, что стало худшим результатом с начала 2015 года [1].

В результате указанных событий в организациях торговли отмечается снижение объемов доходов и прибыли, отток капитала и сокращение инвестиций, нежелание проводить модернизацию и внедрять инновации [2].

Переход домашних хозяйств на сберегательную модель поведения неизбежно повлечет за собой пересмотр практики хозяйствования предприятиями торговли. Выходом из сложившейся ситуации может стать улучшение организации коммерческой деятельности предприятий, в первую очередь - структуры управления коммерческой деятельностью и организации товародвижения, что отмечается в отдельных исследованиях [3].

В экономической науке коммерческая деятельность рассматривается как процесс по обеспечению купли - продажи товаров с целью получения прибыли [4].

В современных условиях ведения бизнеса коммерческая деятельность заключается не только в совершении торговой сделки, но и осуществлении совокупности различных видов управленческих работ по ее обеспечению, в т.ч. изучении спроса и определении потребностей в товарах; выявлении поставщиков товаров и установлении с ними хозяйственных связей; формировании ассортимента и управлении товарными запасами; осуществлении оптовой и розничной продажи; рекламно-информационной деятельности; оказании услуг.

Совмещение маркетинга, продаж и закупок в единой структуре по управлению коммерческой деятельностью предприятия обеспечивает ему преимущества в форме знания наиболее востребованных товаров и позволяет экономить расходы в результате укрупнения аппарата управления. При этом в крупных и средних предприятиях для объединения коммерческих функций целесообразно создавать единый коммерческий отдел, а в случае малых и микропредприятий соответствующие функции могут

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

осуществляться в рамках одной должности.

Однако существуют организации, в которых значимость коммерческих функций мала. В таких организациях улучшить экономические результаты за счет совершенствования коммерческой деятельности затруднительно. Низкая роль коммерческих функций отмечается у субъектов, которые занимают на рынке монопольное положение (с учетом особого местонахождения, уникальности товарного предложения и др.). Также роль коммерческого фактора низка в организациях, которые предлагают индивидуальное либо эксклюзивное обслуживание. Поэтому в соответствующих организациях целесообразно осуществить повышение цен.

По результатам проведенного исследования автор предлагает следующие рекомендации по улучшению коммерческой деятельности торговых предприятий, обеспечивающие снижение негативного влияния сложившейся в настоящее время в России рыночной конъюнктуры.

1. Осуществлять организацию коммерческой деятельности в составе соответствующего единого структурного подразделения.

2. Определять оптимальное соотношение размера предприятия и структурного подразделения, осуществляющего коммерческие функции.

3. Документировать этапы осуществления коммерческой деятельности и назначать ответственных за их исполнение.

4. Увеличить уровень цен на продукцию и услуги в организациях с естественно низкой значимостью коммерческих функций (монопольного сегмента и сегмента индивидуального обслуживания).

5. Обеспечить поиск путей экономии затрат на осуществление коммерческой деятельности без потери качества обслуживания.

Внедрение в практику деятельности торговых предприятий предложений данной работы позволит улучшить коммерческую деятельность, в т.ч. снизить расходы за счет сокращения административно -управленческого аппарата, увеличить доходы от индивидуализированных товаров и услуг, а также упорядочить состав и последовательность этапов осуществления коммерческих работ. Список использованной литературы:

1.Россияне перешли на сберегательную модель поведения из-за падения доходов - URL: http://www.rbc.ru/economics/28/10/2015/5630d9a09a7947257d7d1820

2. Прогноз социально-экономического развития российской федерации на 2016 год и на плановый период 2017-2018 годов - URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent &RN=911755-6

3. Каращук О.С., Чибирев А.В. Перспективные направления развития собственной системы товародвижения торговых организаций. // Торгово-экономический журнал. - 2015г. - № 1. - Т.2.

4. Беляевский И.К. Коммерческая деятельность. / Учебно-методический комплекс. - М. : Изд. центр ЕАОИ, 2008. - 344 с.

© Атяшев М.О., 2016

УДК 338

А.А Бабанский, студент Юридический Институт Владимирский Государственный Университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых г. Владимир, Владимирская область, Россия

КОМПЛЕКС ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПОДСИСТЕМ

Аннотация

Логистические системы, которые распределяются в соответствии с организационной структурой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.