Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития розничного банковского бизнеса в условиях современной экономики'

Проблемы и перспективы развития розничного банковского бизнеса в условиях современной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2279
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗНИЧНЫЙ БИЗНЕС / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ РОЗНИЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / РОЗНИЧНЫЕ БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ / КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солтаханов А.У.

В статье рассмотрены особенности развития розничного бизнеса коммерческих банков на современном этапе. Подчеркнута важность и необходимость обслуживания банками именно физических лиц. Автором выделены основные проблемы российского рынка банковских розничных услуг в 2016 году и предложены мероприятия по повышению эффективности деятельности розничного подразделения коммерческого банка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития розничного банковского бизнеса в условиях современной экономики»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-1/2016 ISSN 2410-6070_

несколько торговых сетей.

Рассмотренные стратегии брендинга и развития формируют основу стратегического управления собственными торговыми марками, которое оказывает существенное влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности торговых компаний и выступает значимым инструментом повышения их конкурентоспособности и эффективности.

Список использованной литературы:

1. Комиссарова И.П., Майорова А.Н. Роль нематериальных ресурсов в обеспечении эффективности деятельности предприятия // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-2 (68-2). С. 540-542.

2. Иванов Г.Г., Майорова Е.А. Нематериальные активы в повышении эффективности розничной торговли // Экономика. Бизнес. Банки. 2016. № 3 (16). С. 68-80.

3. Майорова Е.А. Анализ динамики и структуры нематериальных активов торговли РФ // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 150-153.

4. Майорова Е.А. Тенденции развития сегмента private label в торговых сетях Европы // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Экономика. 2011. № 6. С. 134-138.

5. Калашникова И.В., Майорова А.Н. Влияние Private Label на прибыль торговых сетей // Научные труды SWorld. 2014. Т. 25. № 3. С. 14-16.

6. Mayorova A.N. Intangible assets evaluation / International innovation research. Пенза, 2016. С. 55-57.

7. Майорова А.Н. Особенности оценки нематериальных активов // Научные труды SWorld. 2014. Т. 26. № 3. С. 35-37.

© Соловьева В.А., 2016

УДК 336.71

А. У. Солтаханов, к.э.н., Кафедра Финансового менеджмента ФГБОУ ВО Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова

г. Москва, Российская Федерация

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОГО БАНКОВСКОГО БИЗНЕСА В

УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация

В статье рассмотрены особенности развития розничного бизнеса коммерческих банков на современном этапе. Подчеркнута важность и необходимость обслуживания банками именно физических лиц. Автором выделены основные проблемы российского рынка банковских розничных услуг в 2016 году и предложены мероприятия по повышению эффективности деятельности розничного подразделения коммерческого банка.

Ключевые слова

Розничный бизнес, бизнес-процессы розничного обслуживания, розничные банковские услуги, коммерческий банк

Annotation

Features of development of retail business of commercial banks at the present stage are considered in article. Importance and need of servicing by banks of physical persons is emphasized. Authors allocated the main problems of the Russian market of banking retail services in 2016 and offered actions for increase in efficiency of activities of retail division of commercial bank.

Keywords

Retail business, business processes of retail servicing, retail banking services, commercial bank

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-1/2016 ISSN 2410-6070_

Банковский бизнес сегмента «розница» в Российской Федерации на сегодняшний момент времени, не смотря на кризисные настроения основных клиентов, имеет огромный потенциал роста и развития. Коммерческие банки рассматривают физических лиц как одних из значимых поставщиков денежных средств, при этом, если внешнее окружение физических лиц позволяет говорить о росте доходов населения, то и значение этого источника появления и оседаемости пассивов растет.

Однако клиенты-физические лица потенциально являются также и активными потребителями ресурсов, например, в процессе получения в коммерческих банках разнообразных кредитных продуктов. [2, с. 45] Необходимо отметить, что в любом случае (как со стороны формирования пассивов, так и активов) рост операций физических лиц в банках обеспечивает банковскому сектору получение комиссионных доходов от услуг. Достаточно часто подобные доходы напрямую не связаны с движением денежных средств во вклады или размещением их в виде кредитов: обмена валюты, денежных переводов, операций с платежными картами, оплаты через банк услуг разнообразных компаний и т. д.

Специфической чертой розничного бизнеса так же является то, что все условия о предоставлении продуктов данного направления, в том числе их стоимость, открыто публикуются на сайтах банков, информационно-аналитических и справочных порталах (в части процентных ставок по вкладам и кредитам). В отличие, например, от формата публикации данных по продуктам и услугам, предлагаемых корпоративным клиентам, которые, как правило, требуют индивидуального согласования. [1, с.22]

Розничный банковский бизнес - это самостоятельное направление банковской деятельности, связанное с предоставлением стандартизованных услуг массовому потребителю. [7, с.47] (см. рисунок 1.)

Рисунок 1 - Характерные особенности направления розничной банковской деятельности

Совершенствование бизнес-процессов розничного обслуживания клиентов является одной из важнейших заданий развития российского банковского сектора. Это обусловлено следующими факторами. С одной стороны, розничное обслуживание клиентов в банковском секторе отображает степень экономического развития страны, а с другой стороны, розничное обслуживание в банковском бизнесе содействует развитию экономики, давая населению страны финансовые ресурсы в виде кредитов и принимая средства на депозитные вклады.

К сожалению, финансовый кризис остановил поступательное развитие российского банковского рынка и его розничного сегмента. Нарушение установившихся доверительных отношений между банками и клиентами больнее всего ударило именно по банковской рознице.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-1/2016 ISSN 2410-6070_

Можно выделить основные особенности розничного банковского рынка:

- деятельность банков по оказанию услуг находится в сфере особого внимания государства и общества, так как банковский сектор с социальной точки зрения - это сфера повышенного риска, ибо потеря банком способности нормального обращения переданных ему денег влечет за собой потерю сбережений населением, в том числе наименее социально обеспеченной его части;

- в российском законодательстве деятельность банков, связанная с привлечением и использованием денежных средств физических лиц, рассматривается как оказание услуг;

- розничные банковские услуги - это предлагаемые населению для удовлетворения личных, семейных потребностей, не связанных с предпринимательской деятельностью, такие услуги банков, в основе которых лежат стандартизированные банковские продукты.

Важнейшим фактором развития современного розничного банковского бизнеса является динамичное расширение территориального присутствия в регионах России. Розничные банковские сети организуются таким образом, чтобы обеспечить возможность оказания любой из существующих услуг в каждом отделении банка (или даже на расстоянии).

Автором статьи выделены основные проблемы российского рынка банковских розничных услуг в 2016

году:

1. Проблема базового банковского обслуживания

2. Проблема падения средней доходности по рынку депозитов (вкладов)

3. Проблема развития рынка автокредитов

4. Проблема снижения доходности на рынке ипотечного кредитования

5. Проблема роста стоимости услуг карт для розничных клиентов

6. Проблема острого роста спроса клиентов в потребительском кредитовании.

Решения по совершенствованию бизнес-процессов розничного обслуживания клиентуры банка должны быть сконцентрированы на активной разработке и внедрении инновационных продуктов, а также принятия положительных результатов международного опыта. Эти предложения будут учитывать направления сотрудничества банка в сфере коммуникации с клиентами, оформления услуг, а также дополнительных сервисов, которые помогут банку завоевать лояльность клиента и увеличить продажи.

Для решения данных задач банку необходимо создать комплексный механизм действий (см. рисунок 2).

Рисунок 2 - Алгоритм разработки мероприятий по повышению эффективности деятельности розничного

подразделения коммерческого банка

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-1/2016 ISSN 2410-6070_

1. Повышение кредитного портфеля коммерческого банка. Коммерческий банк проводит анализ поведения своих клиентов: обращения в банк, повышение или снижение активности по карте ил счету, открытие или закрытие депозита и другие.

В результате данного анализа можно выделяют основных потенциальных клиентов, которые не только смогут обеспечить увеличение кредитного портфеля банка, но и обеспечат возвратность кредита:

• Клиент, держатель платежной карты, на которую организация-работодатель начисляет заработную плату сотруднику.

• Клиент, уже пользующийся кредитными продуктами банка.

Данный подход сможет не только увеличить кредитный портфель банка, снизить риск невозврата кредита, но и повысить лояльность клиентов. [3] [4]

2. Традиционно, предпочтение большинства универсальных банков было отдано привлечению депозитов. Но в данной деятельности банк сталкивается с такими проблемами, как привлечение клиентов, разработка конкурентоспособного продукта, внедрение дополнительных сервисов.

Одним из способов не только привлечения клиентов, но и их удержания, является разработка сезонных предложений для льготных категорий граждан, например, пенсионеров, доля которых на рынке депозитных услуг представляет более 60%. В данных программах внедряются льготные условия размещения, предполагающие повышенный размер процентной ставки.

3. В условиях сильной конкуренции, перед банком стоят задачи увеличения клиентской базы, удержания клиента, повышения лояльности клиента к банку.

Одним из способов увеличения клиентской базы является заключение кобрендингового проекта с организацией, что можно рассматривать как способ повышения интереса держателей карты к новым услугам и возможностям.

Интересы банка в реализации данного проекта заключаются, прежде всего, в получении прибыли. Данная цель может быть выражена как напрямую, по средствам получения комиссии с организации за выполнение банковских операций, а также опосредовано, через использование остатков на счетах держателей платежных карт.

В данный период времени розничный банковский бизнес является одним из факторов быстрого роста банковского сектора и ключевой составляющей большинства банков. Составляющая розничного бизнеса в банковском секторе будет расти по мере повышения финансового состояния граждан и возникновении у них большей потребности во многих финансовых услугах.

Список использованной литературы:

1. Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело: розничный бизнес: учебное пособие/ кол. авторов -М.: КНОРУС, 2013 - 416с.

2. Бондаренко Т.Г. Направления кредитной политики коммерческих банков в современных условиях // В сборнике: Перспективы развития науки и образования сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации. 2014. С. 44-46.

3. Бондаренко Т.Г. Управление кредитной деятельностью банка // В сборнике: Перспективы развития науки и образования сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации. 2014. С. 46-49.

4. Бондаренко Т.Г. Проблемы и перспективы развития системы розничного кредитования коммерческих банков // В сборнике: актуальные проблемы современной науки Сборник статей Международной научно-практической конференции. Научный центр «Аэтерна». 2014. С. 71-73.

5. Гуськова М.Н., Фролова Т.В., Исаева Е.А. Современное состояние российского финансового рынка // В сборнике: Институциональные и инфраструктурные аспекты развития различных экономических систем сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 145-151.

6. Исаева Е.А., Макосов В.И. К вопросу об экономической эффективности банков в условиях кризиса // Интернет-журнал Науковедение. 2016. Т. 8. № 1 (32). С. 58.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-1/2016 ISSN 2410-6070

7. Черникова Л. И., Файзова Г.Р., Синаева А.А. методического подхода в розничном сегменте -

Роль розничного банковского бизнеса и совершенствование М.: Издательство «Русайнс», 2012г.- 180с.

© Солтаханов А.У., 2016

УДК 330.8

А.П. Суровикина

Студентка НИМИ ДГАУ г. Новочеркасск, Ростовская обл.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Аннотация

Данная статья посвящена анализу содержания основных этапов в развитии мировой экономической мысли. Отражаются главные тенденции в ее изменении, концепции наиболее крупных мыслителей, внесших наибольший вклад в экономическую науку. Рассматривая историю экономической теории древнего мира, экономические идеи периода феодализма, концепции основных теоретиков экономики капиталистического общества, излагается материал о развитии экономической мысли периода капитализма в следующие периоды: конец XVII- начало XIX века, середина XIX - начало XX века, в XX век.

Ключевые слова

Марксизм, меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, неоклассическая экономическая теория.

Развитие общества неразрывно связано с реализацией духовных и материальных потребностей людей. Присвоение средств производства - центральное звено в формировании собственности.

Первые элементы экономического мышления учёные находят в папирусах Древнего Египта и древнеиндийских трактатах. Ценные экономические заповеди содержатся в Библии. Экономическая теория как наука начинает формироваться в трудах древнегреческих мыслителей, таких как Ксенофонт, Платон, Аристотель. Именно они назвали учение об организации домашнего хозяйства в условиях рабовладения, основанного на элементах рынка и натурального хозяйства «экономия» (от древнегреч. «ойкос» - дом, хозяйство; «номос» - правило, закон).

Основной признак, по которому разграничивают человека и животное, даёт экономика. «Адам Смит отмечал, что слово «стоимость» имеет 2 значения. Иногда оно обозначает полезность какого-то предмета, а иногда - возможность приобретения других вещей.» [3].

Возвышение потребностей предполагает экономическое развитие общества. Прогресс связан с развитием материального производства, освоением новых ресурсов и сил природы. В своей основе - это локальный процесс, так как природные ресурсы расположены неравномерно. Появляется неравенство между различными хозяйственными общинами. Такая форма организации производства и обмена называется натуральным хозяйством.

Меркантилизм

В этот период основным направлением экономической мысли был меркантилизм - концепция, которая видела основу национального процветания в накоплении благородных металлов (золота и серебра), считавшимися главными формами богатства. К числу виднейших представителей этого направления можно отнести уже упоминавшегося выше А. Монкрктьена, английского экономиста Томас Мэна (1571-1641), французского экономиста и политика Жана Батиста Кольбера (1619-1683), российского экономиста и публициста Ивана Тихоновича Посошкова (1652-1726). В целом меркантилизм для своей эпохи был

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.