Научная статья на тему 'Совершенствование ключевых компетенций учителей как фактор эффективности учебно-воспитательного процесса (социологический аспект)'

Совершенствование ключевых компетенций учителей как фактор эффективности учебно-воспитательного процесса (социологический аспект) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCIES / СИСТЕМА ОЖИДАНИЙ / SYSTEM OF EXPECTATIONS / НЕФОРМАЛИЗОВАННЫЕ ОТВЕТЫ / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / КАЧЕСТВА / QUALITIES / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / CONTENT ANALYSIS / INFORMAL ANSWERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильев И.А.

В статье на основе анализа результатов ряда социологических мониторинговых исследований рассматриваются вопросы совершенствования учебновоспитательной работы в общеобразовательных учреждениях города Москвы. Автор, опираясь на контент-анализ мнений основных участников образовательного процесса, приходит к выводу о необходимости совершенствования ключевых компетенций учителей школ. Статья может представлять определенный интерес для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе общеобразовательных школ, специалистов научно-методических центров и социологов, работающих в сфере социологии образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Based on the results of a number of sociological monitoring studies, the article examines different issues of improving educational work in Moscow schools. The author uses the results of the content analysis of main educational process participants opinions to argue for the need to improve school teachers key competencies. The article may be of some interest for school deputy directors responsible for educational issues, teaching support centres specialists and sociologists working in the sphere of education sociology.

Текст научной работы на тему «Совершенствование ключевых компетенций учителей как фактор эффективности учебно-воспитательного процесса (социологический аспект)»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

И. А. Васильев

Аннотация. В статье на основе анализа результатов ряда социологических мониторинговых исследований рассматриваются вопросы совершенствования учебно-воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях города Москвы. Автор, опираясь на контент-анализ мнений основных участников образовательного процесса, приходит к выводу о необходимости совершенствования ключевых компетенций учителей школ. Статья может представлять определенный интерес для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе общеобразовательных школ, специалистов научно-методических центров и социологов, работающих в сфере социологии образования.

Ключевые слова: компетенции, система ожиданий,, неформализованные ответы, воспитание, образовательный процесс, качества, контент-анализ.

Summary. Based on the results of a number of sociological monitoring studies, the article examines different issues of improving educational work in Moscow schools. The author uses the results of the content analysis of main educational process participants' opinions to argue for the need to improve school teachers' key competencies. The article may be ofsome interest for school deputy directors responsible for educational issues, teaching support centres specialists and sociologists working in the sphere of education sociology.

Keywords: competencies, system of expectations, informal answers, education, educational process, qualities, content analysis.

357

В последнее время работники сферы образования все чаще оперируют такими понятиями, как «новая школа», «школа XXI века», «школа будущего», «школа 2100». Без сомнения, большинство понимает, что новая школа, школа будущего это не только новое здание, новые учебные классы и оборудование, новые образовательные стандарты и инновационные методики и методы обучения. В первую

очередь, как мы полагаем, школа XXI в. - это основные участники образовательного процесса, агенты этого действия - педагоги и учащиеся, которые будут работать и учиться в новых условиях. Одни должны будут преподавать, руководствуясь новыми стандартами, другие - приобретать знания по предметам, преподаваемым по современным программам и методикам. «В ходе реализации инициати-

вы «Наша новая школа», - отмечалось в Послании Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации, - уже обновлен стандарт начальной школы, подготовлены стандарты для среднего и старшего звена» [1, с. 4]. В этих условиях будут предъявляться все новые и новые требования к качеству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса. Они же напрямую зависят и от условий, в которых этот процесс осуществляется, и от компетенций, которыми обладает учитель-воспитатель. Наряду с этим, как подчеркивал И. Кант в трактате о педагогике, «воспитание и обучение не должно быть механическим, но должно основываться на принципах» [2, с. 455].

Проблемы воспитания и образования подрастающего поколения волновали и волнуют человечество с древних времен и до наших дней. «Нам кажется недостаточным оставить тело и душу в таком состоянии, в каком они даны природой, - говорил пгр древнегреческий философ Плутарх, -358 мы заботимся об их воспитании и обучении, чтобы хорошее стало лучшим, а плохое изменилось и стало хорошим» [3, с. 108].

Воспитание и образование - процессы диалектически взаимосвязанные. Л. Толстой справедливо подчеркивал, что «воспитание и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно» [3, с. 579].

Выдающийся отечественный педагог А. С. Макаренко, внесший огромный научный и практический вклад в решение вопросов образования и воспитания детей, подростков и молодежи отмечал: «Наши дети - это

наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми» [4, с. 58]. Это лишь некоторые точки зрения и позиции по многогранной проблеме воспитания и образования подрастающего поколения.

Эффективность воспитания и образования зависит от многих факторов - объективных и субъективных, внешних и внутренних. Эти факторы можно в определенных ситуациях рассматривать как индикаторы, показатели деятельности педагогических коллективов общеобразовательных учреждений. Они характеризуют, позитивно или негативно, состояние учебно-воспитательной работы в конкретных школах, в учебных округах и в системе городского общего образования в целом.

В процессе воспитания школьников очень важна роль учителя, который дает учащимся не только новые знания, но и активно воспитывает их, руководствуясь своими профессиональными компетенциями и жизненным опытом. И от того, какими качествами обладает учитель как воспитатель, во многом зависит успешность или неуспешность учебного и воспитательного процесса. Ибо, как писал Гете, «те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя» [3, с. 495].

Немаловажное значение в определении ведущих качеств учителя как воспитателя имеет мнение самих агентов воспитания - учащихся. В данном исследовании нас интересовало мнение старшеклассников. Именно вопрос о том, какими основными каче-

ствами, с их точки зрения, должен обладать учитель как воспитатель, и был поставлен перед молодыми респондентами - участниками настоящего мониторингового исследования. Вопрос носил открытый характер, следовательно, свое мнение респонденты имели возможность сформулировать в свободной форме. На этот вопрос мы получили 2322 ответа от 86 % школьников старших классов. Суммарная обследованная совокупность составила: N = 1688 чел. Контент-анализ позволил сконструировать следующие характерологические блоки наиболее значимых, с точки зрения респондентов, качеств:

- блок профессиональных качеств;

- блок общегражданских (социальных) качеств;

- блок социально-психоло ги че-ских качеств.

Приступая к контент-анализу сфор мулированных старшими школьниками ответов, мы исходили из следующего предположения: о наличии или недостатке тех или иных качеств мы будем судить по частотности их озвучивания респондентами. Причем, зависимость здесь не прямо-, а обрат-нопропорциональная. То есть, чем чаще и больше упоминаются учащимися качества той или иной направленности, тем больше дефицит этих качеств у их педагогов. Так как, на наш взгляд, молодые респонденты называют именно те качества, которых недостает их воспитателям. Через ответы учащихся наиболее четко просматривается их «система ожиданий». И наоборот, если они удовлетворены своими учителями в той или иной сфере -профессиональной, коммуникативной, межличностных отношений, -они в меньшей степени озвучивают

в неформализованных ответах необходимость обладания педагогами теми или иными свойствами и качествами.

Среди всех ответов (45 % от общего их числа на данный вопрос) преобладают качества социально-психологической направленности.

Наряду с такими качествами, как уверенность, харизматичность, отзывчивость, адекватность, чуткость, чувство юмора и собственного достоинства,, открытость, тактичность и др., все же пальма первенства принадлежит качествам, характеризующим взаимоотношения между субъектом и объектом воспитания: сдержанность, терпение, понимание, доброта, причем последняя, как считал английский философ XVII в. Френсис Бэкон, является величайшим достоинством из всех добродетелей и достоинств души. Анализ ответов респондентов по данному блоку дает нам основание предположить, что молодые люди испытывают дефицит в понимании, сдержанности, терпении и добром, доброжелательном к себе отношении не только в школьной среде, но и в среде семейной. И здесь уместно привести слова древнегреческого философа Аристотеля, который говорил: «Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие - добрую жизнь» [там же, с. 98].

Анализ неформализованных ответов старшеклассников в зависимости от учебного округа, в котором расположена их школа, позволил нам сделать следующий вывод: наибольший дефицит в указанных качествах педагогов как воспитателей испытывают учащиеся Юго-Восточного округа (58 % от общего числа ответов респондентов из школ округа). Затем Северо-

359

360

Западного (54 %), Восточного и Южного округов (по 47 %). Менее других от недостатка качеств социально-психологического характера - терпения, сдержанности, понимания, доброты и др. «страдают» учащиеся Центрального (31%) и Зеленоградского (30 %) образовательных округов.

Проведенный анализ так же показал, что 39 % молодых респондентов в перечне важнейших свойств и качеств учителя - воспитателя называют профессиональные качества. С их точки зрения, учителя в этом плане должны быть в первую очередь ответственными; строгими, но справедливыми; общительными, коммуникативными; знать свой предмет и уметь объяснять его и заинтересовывать им школьников; любить свою профессию и детей, уважать их, находить индивидуальный подход. Иными словами быть профессионалами. Они отмечали также и такие качества, как компетентность, кругозор, эрудиция, интеллект, умение слушать и считаться с мнением учеников, не навязывать свою тючку зрения, авторитетность, непредвзятость к ученикам, быть им другом.

Старшеклассники в своих ответах очертили довольно широкий спектр так называемых «профессиональных» качеств. С нашей точки зрения, это свидетельствует, во-первых, о том, что все эти качества потенциально присутствуют в их «системе ожиданий». Они ждут, что те или иные качества проявятся в их педагогах. А, во-вторых, не все желаемые и ожидаемые качества присущи их учителям, осуществляющим к тому же функцию воспитателей. Полагаем, что недостаток профессионализма снижает авторитет учителя в глазах учащихся. Такие учителя не обладают в полной мере искусством обучения, которое,

по мнению Анатолия Франса, «есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять ее» [там же, с. 751].

Больше всего на необходимость совершенствования и развития тех или иных профессиональных качеств у своих педагогов указали молодые респонденты Юго-Западного (48 %), Центрального (46 %) и Зеленоградского (45 %) учебных округов.

По всей видимости, оценивают степень профессионализма своих педагогов как достаточно высокую учащиеся школ Северо-Западного и Западного округов, так как эти качества в меньшей степени были озвучены в ответах старшеклассников этих округов (33 % и 25 % соответственно).

О качествах так называемой «общесоциальной, общегражданской» направленности, толерантности, честности, гуманности, воспитанности, вежливости, нравственности и духовности, патриотизме, человечности и добропорядочности, говорится в 15 % неформализованных ответов от их общего массива. Толерантность занимает в данном блоке ведущее место. Это обусловлено, с нашей точки зрения, в первую очередь социально-демографическими и этническими особенностями современных московских школ.

В школах Москвы учится большая доля детей различных национальностей и этносов, а следовательно -иных культур и вероисповеданий. Кроме этого, постоянно растет социальное расслоение в обществе, что не может не отражаться на школьной среде. От того, насколько учитель то-лерантен к полиэтничности и мульти-культурности во многом зависит морально-психологическая атмосфе-

□ соци<У1ьно-психологическне □ профессиональные □ общесоциапьные. общеф-тжд^н-жне

округа

ра в классе и общеобразовательном учреждении в целом.

Качества так называемого общесоциального, общегражданского характера чаще всего назывались юными респондентами Западного (32 %), Зеленоградского (22 %) и Центрального (20 %) учебных округов; реже всего -Юго-Западного, Юго-Восточного и Южного округов (соответственно 9,8 и 4 %). Более наглядно приоритеты старшеклассников в плане основных качеств учителя как воспитателя представлены на рисунке 1.

Сравнительный анализ ответов старшеклассников, участвовавших в исследованиях 20061 и 20092 гг., с ответами сегодняшних респондентов говорит о смене приоритетов. Если в нынешнем исследовании и исследовании 2006 г., на первом месте у юных респондентов стоят качества учителя социально-психологического характера, то у старшеклассников 2009 г. ведущие позиции занимали профессиональные качества их педа-го гов-воспитателей.

Такую динамику изменений во взглядах юных респондентов, с нашей точки зрения можно объяснить воз-

Рис. 1. Мнения старшеклассников об основных качествах учителя как воспитателя. Учебные округа: 1) Центральный; 2) Северный; 3) Северо-Восточный; 4) Восточный; 5) Западный; 6) Южный; 7) Юго-Восточный; 8) Юго-Западный; 9) СевероЗападный; 10) Зеленоградский

росшей потребностью молодежи в создании более благоприятной, комфортной социально-психологической обстановке, сопровождающей процесс коммуникаций. Это еще одно подтверждение напряженности, сложившейся в социуме. В этой связи педагогам, родителям, обществу следует задуматься над тем, каких граждан мы вырастим в такой сложной духовно-нравственной и морально-психологической обстановке, когда утрачены идеологические ориентиры, утеряна вера в справедливость, в правовое государство, духовность.

На рисунке 2 более конкретно представлены сравнительные данные ответов на вопрос об основных качествах учителя-воспитателя.

Древнекитайский философ Сюнь-цзы утверждал, что «учиться надо всю жизнь, до последнего дыхания!» [там же, с. 59]. Это в равной степени относится и к учащимся, и к их педагогам. И потому перед учителями в анкете был поставлен вопрос: «Какие знания, умения и навыки воспитательной работы и в каких областях Вы хотели бы получить дополнительно?». На этот вопрос ответили

361

1 Суммарная обследованная совокупность составила: N=1226.

2 Суммарная обследованная совокупность составила: N=585 чел.

Рис. 2. Старшеклассники об основных качествах учителя-воспитателя

шей степени эти проблемы волновали педагогических работников Восточного (75 %), Северного (58 %) учебных округов. В меньшей - Юго-Западного (7 %) и Южного (13 %) округов.

На втором месте оказались потребности в научно-методических рекомендациях, повышении профессионального уровня, обмене опытом - 17 %. В данном случае учителя акцентировали внимание на том, что хотели бы: ознакомиться

362

44 % респондентов-педагогов3. Они сформулировали 220 неформализованных ответов, которые были распределены в ходе контент-анализа по следующим областям знаний и направлениям педагогической деятельности.

Итак, на первом месте психология (37 % от общего числа неформализованных ответов по данному вопросу). Учителей в первую очередь интересуют: «психологические особенности гиперактивных, немотивированных детей», «работа с детьми и семьями "группы риска'», «вопросы конфликтологии», «приемы работы с детьми девиантного, неадекватного поведения», «современные методики формирования качеств личности», «тренинги по воспитанию», «знания в области индивидуального подхода, коммуникативные методы работы в группе» проблемы формирования «благоприятного социально-психологического климата в классе», особенности работы с «младшими школьниками: психологические особенности подросткового возраста, психологические основы поведения подростков, психология образования, воспитание толерантности», знания в области наркозависимости и алкоголизма, формирования мотивации и т. д. и т. п. В боль-

со «способами и методами преподавания ОПК», с «методами работы в поликультурной среде»; «повысить свой профессиональный уровень в области пропаганды здорового образа жизни, религиозного воспитания»; получить «методические разработки по проведению классных часов, дискуссий, диспутов, «круглых столов», деловых игр, мониторинговых исследований состояния детского коллектива на разных этапах его развития», «ознакомиться с последними авторскими программами, имеющими высокую результативность», получить информацию «о различных молодежных организациях», «современных методах изучения интересов учащихся», «в области воспитания патриотизма, так как далеко не все публикации, в том числе по совместным исследованиям МГПУ и Центра военно-патриотического и гражданского воспитания, до учителей доходят», прослушать лекции «по семье, нрав ствен но-духовному воспитанию и воспитанию ответственности» и др. Чаще всего эти пожелания высказывались учителями Южного (40 %), Северного (24 %) и Юго-Западного (22 %) учебных округов. Реже -Северо-Восточного (6 %) и СевероЗападного (9 %) округов.

3 Суммарная обследованная совокупность составила: N=585 чел.

Таблица 1

Динамика запросов по получению дополнительных знаний (в % к общему числу ответов)

Запросы в области Годы

20094 2010

Психологии 27 37

Организации работы в школьных коллективах и родителями учащихся 23 15

Владения современными инновационными методами 15 6

Нормативно-правовой 5 12

Повышения научно-методического и профессионального уровней 5 17

Духовно-нравственного, эстетического и религиозного воспитания - 10

Достаточно 20 3

Затруднились ответить 5 -

Третье место занимают пожелания ознакомиться с новыми направлениями совершенствования форм организации работы в школьном коллективе, а также с родителями учащихся (15 %). Здесь учителей в первую очередь интересует «создание воспитательной системы»; обретение «навыковуправления коллективом», «проведение дебатов» и т. п. Наиболее значимыми, судя по ответам респондентов, эти проблемы являются для педагогов Центрального (37 %) и Зеленоградского (21 %) образовательных округов; наименее - Юго-Восточного (3 %) и СевероВосточного (6 %) округов.

Четвертая позиция - получение дополнительных знаний в нормативно-правовой сфере (12 % ответов респондентов). Особый упор они делали на ознакомлении с «нормативными документами по вопросам воспитания подростков» и «плановой документацией классного руководителя».

И лишь на пятом месте - проблема духовно-нравственного и эстетического воспитания учащихся и получения дополнительных знаний в этой области (10 %). Особенно акцентируют на этом внимание педагоги Юго-

Западного округа (42 % от общего массива ответов по округу).

В данном случае, на наш взгляд, следует обратить внимание, что мнения учащихся и учителей принципиально расходятся. Напомним, что, по мнению учащихся, их педагогам явно не достает качеств, свидетельствующих о духовности, толерантности и т. п.Ареспонденты-учителя ставят свои потребности в развитии и совершенствовании этих качеств лишь на 5-е место.

Наконец, лишь в 6 % ответов проявляется интерес учителей к проблемам владения современными инновационными методами и технологиями. В частности, их интересовал «передовой опыт, современные технологии воспитания», «сфера театральной педагогики» и др.

Рассмотрение в динамике (см. табл. 1) запросов педагогов в получении дополнительных знаний, умений и навыков воспитательной работы показывает, что у сегодняшних педагогов (по результатам анализа 2010 г.) возросла потребность в психологических знаниях, знании нормативно-правовых положений, и лишь затем в знаниях в сфере духовно-нрав ствен но го, эстетиче-

4 Суммарная обследованная совокупность составила: N=658 чел.

363

Таблица 2

Динамика изменений потребностей учителей в получении дополнительных компетенций (в % к общему числу ответов)

364

Учебные округа Годы

2009 2010

Центральный 6 19

Северный 3 8

Северо-Восточный 21 15

Восточный 10 4

Западный 20 6

Южный 6 7

Юго-Восточный 17 13

Юго-Западный 3 12

Северо-Западный 3 10

Зеленоградский 11 6

ского, художественного и религиозного воспитания учащихся. В то же время у них заметно снизились запросы в получении дополнительной информации по организации работы в школьных коллективах и с родителями учащихся, по овладению современными инновационными методами и технологиями.

На наш взгляд, безусловно позитивен факт резкого снижения доли респондентов заявлявших, что для продолжения своей профессиональной деятельности им достаточно компетенций, которыми они уже обладают.

Данные проведенных исследований свидетельствуют о довольно широком спектре интересов учителей московских общеобразовательных школ в плане получения дополнительных компетенций, необходимых им для эффективного осуществления учебного и воспитательного процесса. Многие из них нацелены на повышение своего профессионального педагогического мастерства. Здесь педагоги следуют заветам великого

древнекитайского философа Конфуция, который писал: «учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания» [там же, с. 51]. Этим правилом с нашей точки зрения, должны руководствоваться не только состоявшиеся педагоги, но и студенты, и выпускники педагогических вузов и колледжей, поскольку от уровня, объема знаний, умения их систематически пополнять и обновлять зависит не только успешность обучения, но и престиж самой профессии учителя в обществе.

Таким образом, проведенный нами сравнительный анализ показывает, что год от года меняется не только сфера интересов и запросов педагогов в получении дополнительных знаний в той или иной области, но и доля самих педагогов, заинтересованных в пополнении этих знаний. Из таблицы 2 следует, что эта потребность значительно возросла у учителей Центрального, Северного, Юго-Западного, Северо-Западного и, отчасти, Южного округов. В остальных округах эта потребность в той или иной мере снизилась. Полагаем, что данные социологических исследований могут служить руководством к действию для руководителей и специалистов городского и окружных научно-методических центров в целях организации адресной и целенаправленной работы по повышению квалификации педагогических кадров общеобразовательных школ города.

Итак, даже сравнительно небольшой фрагмент результатов контент-

анализа, проведенного по материалам социологических исследований5, свидетельствует о том, что:

• Во-первых, мнения учащихся о «желательном наборе качеств», свойственных их учителям для того, чтобы быть эффективными воспитателями, сводятся к трем ведущим параметрам: профессионализму, развитию общегражданских, социальных качеств и качеств социально-психологической направленности, облегчающих коммуникацию в процессе образовательной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Во-вторых, чем чаще в ответах молодых респондентов называются те или иные качества учителя как воспитателя, тем больший дефицит они испытывают в наличии именно этих качеств у своих школьных наставников. И одним из ведущих «дефицитных» качеств выступает толерантность.

• В-третьих, мнения респондентов-учащихся и респондентов-учителей не совпадают. Старшеклассники полагают, что сферу духовности следует совершенствовать. Это направление они фактически считают главным. Однако учителя полагают, что это не основная их задача, и отдают совершенствованию этой сферы лишь пятое место.

• В-четвертых, запросы учителей по совершенствованию их профессиональных компетенций год от года меняются и растут. Меняются и приоритеты в их требованиях. Сама система дополнительного образования учителей и повышения квалификации не в полной мере удовлетворяет их потребности. Следовательно, она нуждается в совершенствовании в соответствии с быстрой трансформацией приоритетов и потребностей основных субъектов образовательного процесса. Адекватность решения этого вопроса может состоять том, чтобы «учителям... дать возможности для стажировки в лучших школах и повышения квалификации в ведущих вузах страны» [1, с. 4].

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. -1 декабря 2010. -№ 271 (5350).

2. Кант И. Трактаты и письма. - М.: Изд-во «Наука», 1980.

3. Мудрость тысячелетий. Энциклопедия. -М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

4. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Энциклопедия русской мудрости. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. ■

365

5 Исследования проводились научными сотрудниками лаборатории мониторинговых исследований в системе образования ГОУ ВПО МГПУ Л. Ф. Холодновой, Г. Г. Москалевым, Л. Г. Кузиной и др. при непосредственном участии автора статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.