Научная статья на тему 'Педагогическая и родительская общественность о проблемах развития школ Сибири и Дальнего Востока (сравнительный социологический анализ)'

Педагогическая и родительская общественность о проблемах развития школ Сибири и Дальнего Востока (сравнительный социологический анализ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПОНДЕНТЫ / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОПТИМИЗАЦИЯ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / RESPONDENTS / EDUCATION / SOCIALIZATION / OPTIMIZATION / CONTENT-ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильев Игорь Аркадьевич

В статье идет речь о состоянии, проблемах и перспективах развития общего среднего образования в ряде регионов РФ. Опираясь на результаты широкомасштабного социологического исследования, автор рассматривает, насколько эффективно, с точки зрения респондентов, школы выполняют свои основные функции. Материалы могут представлять определенный интерес для специалистов органов управления образования, руководителей ОУ и социологов, работающих в области социологии образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL AND PARENTAL PUBLIC OF THE KRASNOYARSK TERRITORY ABOUT PROBLEMS OF SCHOOLS OF THE TERRITORY (COMPARATIVE SOCIOLOGICAL ANALYSIS)

The article tells about the condition, problems and prospects of development of general secondary education in some of the regions of the Russian Federation. The author considers how much effectively schools carry out their basic functions from the point of view of respondents, basing on the results of a large-scale sociological research. Materials can be rather interesting for experts of the departments managing education, heads of educational institutions and sociologists working in the field of sociology of education.

Текст научной работы на тему «Педагогическая и родительская общественность о проблемах развития школ Сибири и Дальнего Востока (сравнительный социологический анализ)»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И РОДИТЕЛЬСКАЯ ОБШЕСТВЕННОСТЬ О ПРОБЛЕМАХ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

(СРАВНИТЕЛЬНЫЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)

Респонденты, воспитание, социализация, оптимизация, контент-анализ.

В конце мая — начале июня 2011 г. в Москве состоялся VI Съезд Всероссийского педагогического собрания (ВПС). Председатель Правительства РФ, выступивший на нем, подчеркнул, что «большой педсовет... должен определить программу наших действий по развитию российского образования» [Уроки фронта, 2011, с. 3]. В. Путин затронул основные проблемы отечественного образования и положения учительского корпуса в стране.

Три года назад по поручению Комитета Государственной думы РФ по образованию и науке и ВПС лабораторией мониторинговых исследований в системе образования Московского городского педагогического университета в 17 регионах РФ было проведено широкомасштабное мониторинговое социологическое исследование. Целью его являлось изучение мнений представителей родительской и педагогической общественности о проблемах и тенденциях развития общего среднего образования в регионах России. В целом выборочная обследованная совокупность составила: п = 28 398 респондентов, в том числе 50 % руководителей и учителей общеобразовательных школ и 50 % родителей учащихся. В среднем на каждый регион приходилось по 1670 респондентов. Это свидетельствует о репрезентативности проведенного исследования.

К основным задачам исследования были отнесены: изучение мнений обеих категорий респондентов по ключевым направлениям развития общеобразовательных учреждений (ОУ); проведение мониторинговой социологической экспертизы эффективности выполнения основных функций общеобразовательными учреждениями. Также планировалось получить от участников исследования их оценки качества образования, процесса воспитания и социализации личности учащегося; проанализировать и обобщить предложения и пожелания респондентов, направленные на оптимизацию системы образования в их регионах.

Премьер-министр Правительства РФ подчеркнул, что от качества и содержания работы педагогов «зависит развитие страны на десятилетия вперед» [Там же]. И вот мнение родителей учащихся Красноярского края о работе школ, в которых учатся их дети. Полностью удовлетворены работой школ 47 %; больше удовлетворены, нежели нет 41 %. Таким образом, одни из основных потребителей образовательных услуг в большей мере удовлетворены работой школ, где обучаются их дети. Наряду с этим, 11 % респондентов данной категории больше не удовлетворены, чем удовлетворены этой работой, а 1 % — вовсе не удовлетворены ею.

Для сравнения: 47 % родителей бурятских, 29 % хабаровских и 63 % новосибирских школьников вполне удовлетворены работой образовательных учреждений, где учатся их дети. Соответственно 35,43 и 31 % больше удовлетворены, чем нет, работой школ; 7, 24 и 5 % — больше не удовлетворены и 2, 4 и 1 % — вовсе не удовлетворены состоянием образовательного процесса.

В значительной степени уровень удовлетворенности учебно-воспитательным процессом определяется профессионализмом учительского корпуса ОУ. К примеру, если только 22 % родителей Хабаровского края высоко оценивают профессионализм педагогов своих школ, то в Новосибирске доля удовлетворенных составляет 63 %.

Высокий уровень профессионализма преподавателей русского языка и литературы и истории подчеркивают родители школьников из Красноярского края (67 и 55 %). В свою очередь, новосибирцы выделяют учителей математики (74 %) и биологии (56 %). Мы полагаем, что органам управления образования Хабаровского края следует наметить практические пути повышения профессионального уровня школьных педагогов.

Одним из условий повышения качества образования является реализация лич-ностно ориентированного подхода в обучении и воспитании. 32 % учителей Хабаровского края высоко оценивают эффективность работы школы в этом направлении (средняя оценка по всем регионам 27 %). В то же время 22 % родителей школьников этого региона говорят о том, что выявление и развитие интересов и способностей ребенка осуществляется в ОУ не на должном уровне. В Новосибирске, напротив, 47 % респондентов говорят о более эффективном уровне работы в этом направлении. На этом положительном факте также акцентируют внимание

39 % родителей Красноярского края (при среднем показателе по всем регионам 30 %).

Наряду с этим, 43 % педагогов-хабаровчан высоко оценивают эффективность работы своих школ по внедрению инновационных методов обучения, тогда как 66 % учителей Новосибирского региона высказываются более сдержанно о деятельности ОУ в этом направлении. При этом низко, а точнее, негативно характеризуют работу школ по использованию информационных технологий в учебно-воспитательном процессе 26 % педагогов школ Бурятии.

Возможность ОУ обеспечить высокий уровень образования во многом определяется уровнем подготовки старшеклассников к поступлению в высшие учебные заведения. В целом по обследованной совокупности 27 % педагогов считают эффективность работы школы в этом направлении высокой, 47 % — средней, 13 % — низкой. Низкую оценку по данному показателю дают руководители и учителя школ Хабаровского края (20 %) и Бурятии (23 %). В свою очередь, учителя Красноярского региона отмечают неудовлетворительное взаимодействие в системе «школа — вуз» - 51 %.

Респонденты определили факторы, которые, по их мнению, в первую очередь снижают эффективность работы общеобразовательных школ.

Учителя Новосибирска отмечают неудовлетворительное состояние МТБ школ (84 %). 85 % педагогов Красноярского края тревожит недостаточное участие родителей в воспитании школьников. Педагогические работники Хабаровского края и Бурятии акцентируют внимание на чрезмерной загруженности на работе (59 % респондентов-хабаровчан) и условиях труда (44 % - Хабаровск, 42 % - Бурятия). В качестве наиболее значимой проблемы выделяются алкоголизм и наркомания среди подростков. Этот факт нашёл отражение в 51 % ответов учителей и 41 % — родителей из Хабаровского края.

Итак, сравнительный анализ мнений руководителей, учителей и родителей учащихся о качестве образовательного процесса показал, что среди рассматриваемых регионов в лучшую сторону по этой позиции выделяются Красноярский край и Новосибирская область.

Обучение и воспитание подрастающего поколения являются неразрывными составляющими образовательного процесса. «И воспитание, и образование, — писал Л.Н. Толстой, — неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно» [Мудрость тысячелетий, 2011, с. 579]. На недостаточную реализацию физической, патриотической и нравственной компонент воспитания обращают внимание родители учащихся школ Хабаровского края (35,

40 и 47 % соответственно). В то же время 78, 79 и 80 % (соответственно) респондентов этой категории из Новосибирска положительно характеризуют реализацию данных направлений в учебно-воспитательном процессе. Эти же направления менее успешно реализуются в ОУ Бурятии. Об этом говорят сами руководители и учителя школ региона (29, 29 и 43 % соответственно).

В то же время 36 % педагогических работников Красноярского края не удовлетворены тем, как в их ОУ осуществляется нравственное воспитание. Это свидетельствует о критическом подходе учителей школ к своей деятельности в данном направлении.

Одним из важных результатов усилий школы по воспитанию и социализации учащихся является готовность выпускников вступить в самостоятельную жизнь по окончании учебы в общеобразовательном учреждении. Наиболее высоко оценивают сформированность этого качества у своих детей родители Новосибирска (79 %) и Красноярска (74 %). Наряду с этим, 42 % родителей школьников Хабаровского края отмечают, что их дети далеко не в полной мере готовы к такому шагу.

Родители учащихся красноярских школ подчеркивают важное влияние педагогических коллективов на формирование у своих детей чувства патриотизма (57 %), гуманного отношения к окружающим (62 %), бережного отношения к природе (66 %), основ здорового образа жизни (66 %). В то же время 21 % родителей из Хабаровского края отмечают полное отсутствие помощи со стороны образовательного учреждения в формировании у детей чувства патриотизма и констатируют лишь частичные успехи в формировании у учащихся бережного отношения к природе (48 %).

Неоспорим тот факт, что на процесс воспитания и социализации школьников детерминирующее влияние оказывают конкретные социально-экономические условия регионов, которые накладывают свой отпечаток на проблемы в подростковой среде. Так, к примеру, на отсутствие детских и подростковых организаций в регионе обращают внимание 60 % руководителей и учителей школ Хабаровска и 48 % Новосибирска. О проблемах безнадзорности и беспризорности детей в регионе говорят соответственно 65 % респондентов этой категории Хабаровского края и 62 % новосибирского региона.

52 % учителей Красноярского края обращают внимание на негативное влияние социально-экономических и политических процессов в обществе на воспитание подрастающего поколения. Кроме того, 82 % педагогических работников края акцентируют внимание на негативном влиянии «улицы» в деле воспитания учащихся. Однако в целом, исходя из интегрированного мнения респондентов, наиболее успешно задача воспитания и социализации учащихся решается в школах Красноярского края, Новосибирска и области. Решение организационно-управленческих вопросов в региональной системе образования оказывает самое непосредственное влияние на эффективное выполнение своих функций общеобразовательными школами.

В данном случае затрагивались такие аспекты, как работа по повышению профессионально-квалификационного уровня педагогических работников, текучесть кадров, обеспечение безопасности школьников, сформированность в ОУ постоянно

функционирующей общности основных участников образовательного процесса и др. К примеру, 55 % новосибирских учителей работу по повышению профессионально-квалификационного уровня педагогических кадров в своем учебном округе характеризуют как хорошую. А такая же доля респондентов из Хабаровска и Бурятии оценивает ее только на «удовлетворительно». Однако в целом 26 % педагогов-хабаровчан отмечают высокую эффективность управления системой школьного образования в учебном округе, тогда как 40 % учителей из Бурятии считают ее «больше низкой, чем высокой» и «низкой».

С эффективностью управления образованием тесно связан фактор стабильности педагогических коллективов. 55 % учителей и руководителей школ Красноярского края говорят об отсутствии текучести кадров в ОУ, где они работают. Наряду с этим, 61 % родителей учащихся Новосибирска и области и 58 % Красноярского края констатируют, что в их школах сформировалась и успешно функционирует общность учителей, учащихся и родителей.

На VI Съезде ВПС говорилось и о «болевых точках» российского образования, которые, как отмечал В. Путин, ликвидированы «...не все и не везде» [Уроки фронта, 2011, с. 3]. О многих проблемах образования в своих регионах говорили и участники настоящего исследования. Проблемное поле включало в себя свыше 30 тысяч сформулированных респондентами предложений и пожеланий, направленных на локализацию и устранение проблемных зон в деятельности школ, учебных округов и системы образования в целом. Контент-анализ неформализованных ответов респондентов позволил сконструировать из них ряд конкретных тематических блоков, аккумулирующих в себе интегрированное мнение и педагогов, и родителей. Так, в 40 % предложений и пожеланий руководителей и учителей Хабаровского края и в 47 % неформализованных ответов респондентов из Новосибирска и области обращается внимание на то, что в школах и учебных округах необходимо решить в первую очередь вопросы совершенствования содержания, организации и управления образовательного процесса. Об этом же говорят в своих эмоционально-вербальных высказываниях (45 %) педагоги Красноярска. В свою очередь, представители педагогической общественности Бурятии ставят вопрос о первоочередном укреплении материально-технической базы ОУ (45 %).

Респонденты акцентировали внимание на необходимости «более широкого внедрения индивидуального подхода в процессе обучения», «добровольности», а нередко «отмены сдачи ЕГЭ», «расширения сети детских общественных организаций, кружков, секций». Они просили «прекратить реформами разваливать образование», т. к. «реформа уничтожает учительство», «не мешать учителю; предоставить ему больше времени работать с детьми, а не с бумагами» и др.

Представители педагогического сообщества считают, что региональные управления образования должны больше внимания уделять учебному процессу. Ибо, как подчеркивают ряд руководителей и учителей, «Управление образования выполняет федеральную программу, а мы ему не нужны».

В плане проблем, которые требуют первоочередного решения в системе образования в целом, в 75 % неформализованных ответов руководителей и учителей ОУ Хабаровского края, 49 % - Новосибирского региона, 48 % - Красноярска и области, 45 % — Бурятии отмечается насущная потребность совершенствования содержания, организации и управления образовательного процесса. В данном случае респонденты акцентируют внимание на том, что «нет системы образования — сплошные эксперименты... не следует ими увлекаться», «отсутствует общеобразовательная идея образования». Они предлагают «сделать жизнеспособными сельские шко-

лы», «ввести единые учебники и программы обучения», «расширить самостоятельность школы в решении финансовых вопросов», «прекратить эксперименты над учителями и школьниками», «утвердить стандарты общего образования и по ним контролировать работу школ» и т. д. и т. п.

В предложениях и пожеланиях представителей родительской общественности рассматриваемых регионов также превалируют вопросы совершенствования содержания, организации учебно-воспитательного процесса и управления им (51 % Красноярский край, 41 % - Хабаровский край, 37 % - Новосибирск и область, 35 % — Бурятия). Однако в Новосибирском регионе на первое место вышли вопросы укрепления материально-технической базы школ (39 %).

Предложения и пожелания родителей, направленные на решение проблем совершенствования содержания, организации и управления образовательным процессом в ОУ, были сфокусированы на следующих моментах: расширении сети кружков и спортивных секций, улучшении качества учебников — «очень заумные», «усилении контроля за состоянием здоровья школьников», «повышении требований к учащимся в плане успеваемости и дисциплины», «укреплении связи с вузами», «внедрении новых образовательных технологий не на бумаге, а на деле». По мнению респондентов данной категории, «следует прекратить эксперименты в образовании...», предлагается «не отменять уроки в связи с уборкой урожая», а также усилить подготовку школьников к поступлению в вуз.

Мы не сомневаемся, что предложения и рекомендации, озвученные на VI Съезде Всероссийского педагогического собрания, внесут свой вклад в решение задач программы модернизации образовательной системы. Однако реализация данной программы, с нашей точки зрения, должна осуществляться с учетом социально-экономических, демографических, социокультурных особенностей конкретной системы федерального или регионального образования. При выработке управленческих решений в сфере образования, с нашей точки зрения, следует, по возможности, максимально учитывать интегрированное мнение непосредственных акторов учебного процесса и потребителей образовательных услуг.

Итоги нашего исследования свидетельствуют о том, что, по мнению респондентов обеих категорий, в целях повышения эффективности работы общеобразовательных школ в Красноярском крае в первую очередь необходимо решить вопросы совершенствования содержания, организации и управления образовательного процесса и укрепления материально-технической базы ОУ. Далее по степени значимости и злободневности стоят проблемы улучшения условий труда педагогов, вопросы кадрового обеспечения школ, улучшения социально-экономического положения учителей и обеспечения безопасности школьников [Мониторинг..., 2007].

Библиографический список

1. Уроки фронта // Российская газета. 2011. 1июня. № 116 (5492).

2. Мудрость тысячелетий: энциклопедия. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. С. 579.

3. Мониторинг мнений педагогической и родительской общественности по вопросам развития образования в регионах России. М.: Изд-во МГПУ, 2007. С. 53, 69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.