ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И РОДИТЕЛЬСКАЯ ОБШЕСТВЕННОСТЬ О ПРОБЛЕМАХ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
(СРАВНИТЕЛЬНЫЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)
Респонденты, воспитание, социализация, оптимизация, контент-анализ.
В конце мая — начале июня 2011 г. в Москве состоялся VI Съезд Всероссийского педагогического собрания (ВПС). Председатель Правительства РФ, выступивший на нем, подчеркнул, что «большой педсовет... должен определить программу наших действий по развитию российского образования» [Уроки фронта, 2011, с. 3]. В. Путин затронул основные проблемы отечественного образования и положения учительского корпуса в стране.
Три года назад по поручению Комитета Государственной думы РФ по образованию и науке и ВПС лабораторией мониторинговых исследований в системе образования Московского городского педагогического университета в 17 регионах РФ было проведено широкомасштабное мониторинговое социологическое исследование. Целью его являлось изучение мнений представителей родительской и педагогической общественности о проблемах и тенденциях развития общего среднего образования в регионах России. В целом выборочная обследованная совокупность составила: п = 28 398 респондентов, в том числе 50 % руководителей и учителей общеобразовательных школ и 50 % родителей учащихся. В среднем на каждый регион приходилось по 1670 респондентов. Это свидетельствует о репрезентативности проведенного исследования.
К основным задачам исследования были отнесены: изучение мнений обеих категорий респондентов по ключевым направлениям развития общеобразовательных учреждений (ОУ); проведение мониторинговой социологической экспертизы эффективности выполнения основных функций общеобразовательными учреждениями. Также планировалось получить от участников исследования их оценки качества образования, процесса воспитания и социализации личности учащегося; проанализировать и обобщить предложения и пожелания респондентов, направленные на оптимизацию системы образования в их регионах.
Премьер-министр Правительства РФ подчеркнул, что от качества и содержания работы педагогов «зависит развитие страны на десятилетия вперед» [Там же]. И вот мнение родителей учащихся Красноярского края о работе школ, в которых учатся их дети. Полностью удовлетворены работой школ 47 %; больше удовлетворены, нежели нет 41 %. Таким образом, одни из основных потребителей образовательных услуг в большей мере удовлетворены работой школ, где обучаются их дети. Наряду с этим, 11 % респондентов данной категории больше не удовлетворены, чем удовлетворены этой работой, а 1 % — вовсе не удовлетворены ею.
Для сравнения: 47 % родителей бурятских, 29 % хабаровских и 63 % новосибирских школьников вполне удовлетворены работой образовательных учреждений, где учатся их дети. Соответственно 35,43 и 31 % больше удовлетворены, чем нет, работой школ; 7, 24 и 5 % — больше не удовлетворены и 2, 4 и 1 % — вовсе не удовлетворены состоянием образовательного процесса.
В значительной степени уровень удовлетворенности учебно-воспитательным процессом определяется профессионализмом учительского корпуса ОУ. К примеру, если только 22 % родителей Хабаровского края высоко оценивают профессионализм педагогов своих школ, то в Новосибирске доля удовлетворенных составляет 63 %.
Высокий уровень профессионализма преподавателей русского языка и литературы и истории подчеркивают родители школьников из Красноярского края (67 и 55 %). В свою очередь, новосибирцы выделяют учителей математики (74 %) и биологии (56 %). Мы полагаем, что органам управления образования Хабаровского края следует наметить практические пути повышения профессионального уровня школьных педагогов.
Одним из условий повышения качества образования является реализация лич-ностно ориентированного подхода в обучении и воспитании. 32 % учителей Хабаровского края высоко оценивают эффективность работы школы в этом направлении (средняя оценка по всем регионам 27 %). В то же время 22 % родителей школьников этого региона говорят о том, что выявление и развитие интересов и способностей ребенка осуществляется в ОУ не на должном уровне. В Новосибирске, напротив, 47 % респондентов говорят о более эффективном уровне работы в этом направлении. На этом положительном факте также акцентируют внимание
39 % родителей Красноярского края (при среднем показателе по всем регионам 30 %).
Наряду с этим, 43 % педагогов-хабаровчан высоко оценивают эффективность работы своих школ по внедрению инновационных методов обучения, тогда как 66 % учителей Новосибирского региона высказываются более сдержанно о деятельности ОУ в этом направлении. При этом низко, а точнее, негативно характеризуют работу школ по использованию информационных технологий в учебно-воспитательном процессе 26 % педагогов школ Бурятии.
Возможность ОУ обеспечить высокий уровень образования во многом определяется уровнем подготовки старшеклассников к поступлению в высшие учебные заведения. В целом по обследованной совокупности 27 % педагогов считают эффективность работы школы в этом направлении высокой, 47 % — средней, 13 % — низкой. Низкую оценку по данному показателю дают руководители и учителя школ Хабаровского края (20 %) и Бурятии (23 %). В свою очередь, учителя Красноярского региона отмечают неудовлетворительное взаимодействие в системе «школа — вуз» - 51 %.
Респонденты определили факторы, которые, по их мнению, в первую очередь снижают эффективность работы общеобразовательных школ.
Учителя Новосибирска отмечают неудовлетворительное состояние МТБ школ (84 %). 85 % педагогов Красноярского края тревожит недостаточное участие родителей в воспитании школьников. Педагогические работники Хабаровского края и Бурятии акцентируют внимание на чрезмерной загруженности на работе (59 % респондентов-хабаровчан) и условиях труда (44 % - Хабаровск, 42 % - Бурятия). В качестве наиболее значимой проблемы выделяются алкоголизм и наркомания среди подростков. Этот факт нашёл отражение в 51 % ответов учителей и 41 % — родителей из Хабаровского края.
Итак, сравнительный анализ мнений руководителей, учителей и родителей учащихся о качестве образовательного процесса показал, что среди рассматриваемых регионов в лучшую сторону по этой позиции выделяются Красноярский край и Новосибирская область.
Обучение и воспитание подрастающего поколения являются неразрывными составляющими образовательного процесса. «И воспитание, и образование, — писал Л.Н. Толстой, — неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно» [Мудрость тысячелетий, 2011, с. 579]. На недостаточную реализацию физической, патриотической и нравственной компонент воспитания обращают внимание родители учащихся школ Хабаровского края (35,
40 и 47 % соответственно). В то же время 78, 79 и 80 % (соответственно) респондентов этой категории из Новосибирска положительно характеризуют реализацию данных направлений в учебно-воспитательном процессе. Эти же направления менее успешно реализуются в ОУ Бурятии. Об этом говорят сами руководители и учителя школ региона (29, 29 и 43 % соответственно).
В то же время 36 % педагогических работников Красноярского края не удовлетворены тем, как в их ОУ осуществляется нравственное воспитание. Это свидетельствует о критическом подходе учителей школ к своей деятельности в данном направлении.
Одним из важных результатов усилий школы по воспитанию и социализации учащихся является готовность выпускников вступить в самостоятельную жизнь по окончании учебы в общеобразовательном учреждении. Наиболее высоко оценивают сформированность этого качества у своих детей родители Новосибирска (79 %) и Красноярска (74 %). Наряду с этим, 42 % родителей школьников Хабаровского края отмечают, что их дети далеко не в полной мере готовы к такому шагу.
Родители учащихся красноярских школ подчеркивают важное влияние педагогических коллективов на формирование у своих детей чувства патриотизма (57 %), гуманного отношения к окружающим (62 %), бережного отношения к природе (66 %), основ здорового образа жизни (66 %). В то же время 21 % родителей из Хабаровского края отмечают полное отсутствие помощи со стороны образовательного учреждения в формировании у детей чувства патриотизма и констатируют лишь частичные успехи в формировании у учащихся бережного отношения к природе (48 %).
Неоспорим тот факт, что на процесс воспитания и социализации школьников детерминирующее влияние оказывают конкретные социально-экономические условия регионов, которые накладывают свой отпечаток на проблемы в подростковой среде. Так, к примеру, на отсутствие детских и подростковых организаций в регионе обращают внимание 60 % руководителей и учителей школ Хабаровска и 48 % Новосибирска. О проблемах безнадзорности и беспризорности детей в регионе говорят соответственно 65 % респондентов этой категории Хабаровского края и 62 % новосибирского региона.
52 % учителей Красноярского края обращают внимание на негативное влияние социально-экономических и политических процессов в обществе на воспитание подрастающего поколения. Кроме того, 82 % педагогических работников края акцентируют внимание на негативном влиянии «улицы» в деле воспитания учащихся. Однако в целом, исходя из интегрированного мнения респондентов, наиболее успешно задача воспитания и социализации учащихся решается в школах Красноярского края, Новосибирска и области. Решение организационно-управленческих вопросов в региональной системе образования оказывает самое непосредственное влияние на эффективное выполнение своих функций общеобразовательными школами.
В данном случае затрагивались такие аспекты, как работа по повышению профессионально-квалификационного уровня педагогических работников, текучесть кадров, обеспечение безопасности школьников, сформированность в ОУ постоянно
функционирующей общности основных участников образовательного процесса и др. К примеру, 55 % новосибирских учителей работу по повышению профессионально-квалификационного уровня педагогических кадров в своем учебном округе характеризуют как хорошую. А такая же доля респондентов из Хабаровска и Бурятии оценивает ее только на «удовлетворительно». Однако в целом 26 % педагогов-хабаровчан отмечают высокую эффективность управления системой школьного образования в учебном округе, тогда как 40 % учителей из Бурятии считают ее «больше низкой, чем высокой» и «низкой».
С эффективностью управления образованием тесно связан фактор стабильности педагогических коллективов. 55 % учителей и руководителей школ Красноярского края говорят об отсутствии текучести кадров в ОУ, где они работают. Наряду с этим, 61 % родителей учащихся Новосибирска и области и 58 % Красноярского края констатируют, что в их школах сформировалась и успешно функционирует общность учителей, учащихся и родителей.
На VI Съезде ВПС говорилось и о «болевых точках» российского образования, которые, как отмечал В. Путин, ликвидированы «...не все и не везде» [Уроки фронта, 2011, с. 3]. О многих проблемах образования в своих регионах говорили и участники настоящего исследования. Проблемное поле включало в себя свыше 30 тысяч сформулированных респондентами предложений и пожеланий, направленных на локализацию и устранение проблемных зон в деятельности школ, учебных округов и системы образования в целом. Контент-анализ неформализованных ответов респондентов позволил сконструировать из них ряд конкретных тематических блоков, аккумулирующих в себе интегрированное мнение и педагогов, и родителей. Так, в 40 % предложений и пожеланий руководителей и учителей Хабаровского края и в 47 % неформализованных ответов респондентов из Новосибирска и области обращается внимание на то, что в школах и учебных округах необходимо решить в первую очередь вопросы совершенствования содержания, организации и управления образовательного процесса. Об этом же говорят в своих эмоционально-вербальных высказываниях (45 %) педагоги Красноярска. В свою очередь, представители педагогической общественности Бурятии ставят вопрос о первоочередном укреплении материально-технической базы ОУ (45 %).
Респонденты акцентировали внимание на необходимости «более широкого внедрения индивидуального подхода в процессе обучения», «добровольности», а нередко «отмены сдачи ЕГЭ», «расширения сети детских общественных организаций, кружков, секций». Они просили «прекратить реформами разваливать образование», т. к. «реформа уничтожает учительство», «не мешать учителю; предоставить ему больше времени работать с детьми, а не с бумагами» и др.
Представители педагогического сообщества считают, что региональные управления образования должны больше внимания уделять учебному процессу. Ибо, как подчеркивают ряд руководителей и учителей, «Управление образования выполняет федеральную программу, а мы ему не нужны».
В плане проблем, которые требуют первоочередного решения в системе образования в целом, в 75 % неформализованных ответов руководителей и учителей ОУ Хабаровского края, 49 % - Новосибирского региона, 48 % - Красноярска и области, 45 % — Бурятии отмечается насущная потребность совершенствования содержания, организации и управления образовательного процесса. В данном случае респонденты акцентируют внимание на том, что «нет системы образования — сплошные эксперименты... не следует ими увлекаться», «отсутствует общеобразовательная идея образования». Они предлагают «сделать жизнеспособными сельские шко-
лы», «ввести единые учебники и программы обучения», «расширить самостоятельность школы в решении финансовых вопросов», «прекратить эксперименты над учителями и школьниками», «утвердить стандарты общего образования и по ним контролировать работу школ» и т. д. и т. п.
В предложениях и пожеланиях представителей родительской общественности рассматриваемых регионов также превалируют вопросы совершенствования содержания, организации учебно-воспитательного процесса и управления им (51 % Красноярский край, 41 % - Хабаровский край, 37 % - Новосибирск и область, 35 % — Бурятия). Однако в Новосибирском регионе на первое место вышли вопросы укрепления материально-технической базы школ (39 %).
Предложения и пожелания родителей, направленные на решение проблем совершенствования содержания, организации и управления образовательным процессом в ОУ, были сфокусированы на следующих моментах: расширении сети кружков и спортивных секций, улучшении качества учебников — «очень заумные», «усилении контроля за состоянием здоровья школьников», «повышении требований к учащимся в плане успеваемости и дисциплины», «укреплении связи с вузами», «внедрении новых образовательных технологий не на бумаге, а на деле». По мнению респондентов данной категории, «следует прекратить эксперименты в образовании...», предлагается «не отменять уроки в связи с уборкой урожая», а также усилить подготовку школьников к поступлению в вуз.
Мы не сомневаемся, что предложения и рекомендации, озвученные на VI Съезде Всероссийского педагогического собрания, внесут свой вклад в решение задач программы модернизации образовательной системы. Однако реализация данной программы, с нашей точки зрения, должна осуществляться с учетом социально-экономических, демографических, социокультурных особенностей конкретной системы федерального или регионального образования. При выработке управленческих решений в сфере образования, с нашей точки зрения, следует, по возможности, максимально учитывать интегрированное мнение непосредственных акторов учебного процесса и потребителей образовательных услуг.
Итоги нашего исследования свидетельствуют о том, что, по мнению респондентов обеих категорий, в целях повышения эффективности работы общеобразовательных школ в Красноярском крае в первую очередь необходимо решить вопросы совершенствования содержания, организации и управления образовательного процесса и укрепления материально-технической базы ОУ. Далее по степени значимости и злободневности стоят проблемы улучшения условий труда педагогов, вопросы кадрового обеспечения школ, улучшения социально-экономического положения учителей и обеспечения безопасности школьников [Мониторинг..., 2007].
Библиографический список
1. Уроки фронта // Российская газета. 2011. 1июня. № 116 (5492).
2. Мудрость тысячелетий: энциклопедия. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. С. 579.
3. Мониторинг мнений педагогической и родительской общественности по вопросам развития образования в регионах России. М.: Изд-во МГПУ, 2007. С. 53, 69.