Научная статья на тему '«Совершенствование кадровой политики судостроительного кластера»'

«Совершенствование кадровой политики судостроительного кластера» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
254
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
КАДРЫ / МОТИВАЦИЯ / СУДОСТРОЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Османова Юлия Вайсаловна, Проценко Геннадий Васильевич

В статье рассматривается актуальные подходы к кадровой политике предприятий судостроительной отрасли Российской Федерации. Кадровая политика является составной частью всей управленческой деятельности и производственной политики организации. Основной задачей кадровой политики предприятия является обеспечение в повседневной кадровой работе учета интересов всех категорий работников и социальных групп трудового коллектива, с целью создать сплоченную, ответственную, высокоразвитую и высокопроизводительную рабочую силу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Османова Юлия Вайсаловна, Проценко Геннадий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Совершенствование кадровой политики судостроительного кластера»»

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №4/2015 ISSN 2411-7161

Вместе с тем, при условии стабильности ситуации, государство всё равно придёт к повышению возраста выхода на пенсию, поскольку в относительно благоприятных условиях фактическая продолжительность жизни населения приближается к генетически обусловленной. 17 сентября 2015 года, Министерство Финансов России выдвинуло предложение повысить пенсионный возраст уже в следующем году. По расчетам Минфина такой шаг поможет сэкономить от 620 миллиардов до 1,3 триллиона рублей. Размер экономии будет зависеть от скорости повышения возраста. [5] Если воспринимать это как неизбежность, следует разработать принципиальные подходы к определению пенсионных возрастных границ. Прежде всего, подход должен быть научным. Нельзя допустить превышение интересов отдельных групп работодателей или национальных элит, поскольку оно приведёт страну на путь национальной трансформации и деградации.

Список использованной литературы

1. Градов А.П. Национальная экономика: Учебное пособие. М., ИНФРА-М, 2012, - 127 с.

2. Демография: [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http: // www .cbsd.gks.ru. (Дата обращения: 13.11.2015).

3. Степанова М.В. Региональная экономика: учебное пособие. М., Альфа-книга, 2014, - 54 с.

4. Медков В. М. Демография: Учебное пособие. Серия «Учебники и учебные пособия». — Ростов-на-Дону: ИНФРА-М, 2014. — 25 с.

5. Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] http://www.minfin.ru/ru/ (дата обращения 12.11.2015)

© Кобелева В.А., Смоляков Д.В., Золотова Е.А.,2015

Османова Юлия Вайсаловна

Заместитель декана, аспирант СПбГМТУ, г.Санкт-Петербург, РФ Е-mail: p3601@smtu.ru Проценко Геннадий Васильевич Декан, к.т.н., доцент СПбГМТУ, г.Санкт-Петербург, РФ Е-mail: p3601@smtu.ru

«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА»

Аннотация

В статье рассматривается актуальные подходы к кадровой политике предприятий судостроительной отрасли Российской Федерации. Кадровая политика является составной частью всей управленческой деятельности и производственной политики организации. Основной задачей кадровой политики предприятия является обеспечение в повседневной кадровой работе учета интересов всех категорий работников и социальных групп трудового коллектива, с целью создать сплоченную, ответственную, высокоразвитую и высокопроизводительную рабочую силу.

Ключевые слова

Кадры, мотивация, судостроение, повышение квалификации, профориентация

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №4/2015 ISSN 2411-7161_

Перспективы инновационного развития судостроения и морской техники, очерченные в ряде федеральных целевых программ, их целевые ориентиры могут быть успешно достигнуты только при надлежащем кадровом обеспечении. Исторический опыт развития отечественного судостроения, итогом которого стало создание мощного океанского военно-морского и транспортного флотов показывает, что такое возможно только при системном подходе к подготовке кадров различного уровня профессионального образования.

Решение кадровой проблемы требует поддержки и вовлечения всей отрасли, а также видится в разработке политики подготовки рабочих, инженерных и научных кадров для судостроения. В более широком смысле необходимо воссоздать в новых экономических условиях систему непрерывной подготовки и переподготовки кадров для судостроения всего спектра образовательных уровней.

Кадровая политика является составной частью всей управленческой деятельности и производственной политики организации. В наше время выигрывает и преуспевает предприятие, четко организованное, с грамотным, преданным и дисциплинированным персоналом, умеющим быстро перестраиваться и переучиваться. [2, с. 64]. Одним из направлений подготовки и формирования эффективного кадрового потенциала является сотрудничество с учебными заведениями по вопросам подготовки и обучения специалистов предприятия, а также привлечение молодых специалистов - выпускников ВУЗов.

Без четко налаженной кадровой системы сложно увеличивать возможности предприятия, реагировать на изменяющиеся требования технологии и рынка в ближайшем будущем, создавать благоприятные условия труда, обеспечивать возможность продвижения по службе и необходимую степень уверенности в завтрашнем дне. Сегодня отделам кадров важно уже добиваться не просто своевременного заполнения вакансий, чтобы поддерживать на должном уровне объем производства. Система работы с кадрами должна быть спланирована таким образом, чтобы постоянно добиваться увеличения в составе рабочей силы предприятия тех людей, кто обладает хорошими знаниями, и следить за тем, чтобы таких работников становилось больше.

Одним из основных направлений работ по совершенствованию кадровой политики является повышение эффективности профориентационной деятельности. В общем плане профориентация это комплекс мероприятий, направленных на ознакомление человека с возможностями профессиональной деятельности с трех сторон: со стороны отрасли; со стороны профессии и со стороны возможностей самого человека.

Проанализировав потребность в кадрах в судостроении и планируемой подготовки видно, что наибольшую потребность судостроительная промышленность в ближайшие годы будет испытывать в кадрах со средним уровнем профессионального образования. И величина этой потребности и темпы её роста выше, чем по высшему профессиональному образованию.

Следовательно, главные усилия специалистов по профориентации должны быть направлены на повышение интереса школьников и незанятого населения региона к рабочим профессиям.

По данным службы занятости населения спрос на специальности судостроения среди незанятого населения намного ниже потребности отрасли.

Аналогичная картина наблюдается при анализе конкурсов в ВУЗы.

Конечно, такая картина наблюдается не только в судостроении. В образовательных учреждениях, готовящих технические кадры, вообще ниже конкурс, чем в гуманитарных ВУЗах.

Исследования свидетельствуют, что большинство студентов поступают в ВУЗы по принципу близости к дому, семейных традиций, лёгкости поступления. Желания и готовности связать свою жизнь с полученной специальностью участники исследования не демонстрируют. Большая часть сегодняшних студентов ориентирована на получение диплома и надеется с ним потом найти себе интересную, престижную работу, обеспечивающую возможность решения социальных и социально-бытовых потребностей. В возможность реализации своего потенциала и достижения своих целей в судостроении будущие специалисты с высшим образованием не верят. ВУЗы не предоставляют им информации в достаточном объёме, не

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №4/2015 ISSN 2411-7161_

занимаются профагитацией в школах. В результате на предприятия поступают профессионально неадаптированные специалисты и заканчивают тоже без желания остаться корабелами. Связи учреждений образования с базовыми предприятиями ограничиваются организацией практики. И то не всегда.

Как показал вышеприведенный анализ, престиж работы в отрасли сегодня невысок. Поэтому упор в профориентационной деятельности в сегодняшних условиях необходимо сделать на профориентации, профагитации трудоспособного населения на работу в отрасли, её предприятиях и организациях, демонстрации значимости самой отрасли и профессий, в ней необходимых. Но и персонализация работы с теми, кто под влиянием проведённых профориентационных мероприятий пришёл в отрасль, на её предприятия и в её учебные заведения, является необходимым условием закрепления кадров и повышения эффективности и конкурентоспособности отрасли [3, с. 24].

Выводы: Исходя из проведенного анализа, можно сформулировать основные принципы профориентационной деятельности в отрасли: кадровая политика должна строиться на профориентационной работе, развитии мотивации, возможности карьерного роста, создании кадрового резерва, повышении квалификации, социальных гарантиях, закреплении специалистов.

Структура кадровой политики видится следующей:

- Создание системы непрерывного корпоративного обучения, направленного на формирование управленческих навыков, повышение профессиональной квалификации сотрудников, а также обеспечивающего трансляцию корпоративной культуры;

- Формирование базы опорных учебных заведений высшего образования и среднего профессионального образования, способных обеспечить судостроительную промышленности молодыми специалистами, качество подготовки которых должно соответствовать мировым стандартам;

- Создание системы ротации, построения карьеры и формирования кадрового резерва, обеспечивающей поступательный профессиональный рост специалистов;

- Реформирование системы оплаты труда и мотивации персонала, а также создание системы, обеспечивающей зависимость вознаграждения от результатов труда;

- Формирование современной корпоративной культуры - основы привлекательности работодателя, а также системы внутренних коммуникаций, обеспечивающей трансляцию культурных норм.

Возвращаясь к вопросам подготовки кадров для судостроительной промышленности с высшим образованием, хочется добавить: основа конкурентоспособности страны - экономика знаний, которая базируется на человеческом потенциале, на навыках и знаниях человека, таким образом, непременным условием для обеспечения высокого качества подготовки специалистов является участие университетов, готовящих кадры для судостроительной промышленности, в выполнении научно-исследовательских работ и разработок. Направления научных исследований и разработок складываются в результате обобщения накопленного опыта подготовки специалистов и научных работников, выполняющих НИОКР в интересах судостроительной и смежных отраслей промышленности. Они объединяют научные и учебные подразделения университета, взаимно дополняющие друг друга, что обеспечивает высокий уровень научных исследований и непрерывное обновление учебных дисциплин специальностей новейшими научными результатами.

Список использованной литературы

1. Судостроительное предприятие в условиях рынка/ Под общ. ред. В. Л. Александрова. - СПб.: Судостроение, 2003;

2. Бизюкова И.В. Кадры управления: подбор и оценка. - М.: Экономика, 2002;

3. Стратегия создания в оборонно-промышленном комплексе системы многоуровнего непрерывного образования на период до 2015 года. Приказ Минпромторга России от 13.04.2009 г. № 256.

© Османова Ю.В., Проценко Г.В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.