_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1-2/2016 ISSN 2411-7161_
3. Бузырев В.В., Гусев Е.В., Савельева И.П., Федосеев И.В. Планирование на строительном предприятии: Учебник. - М.: «КноРус», 2009.
4. Лапин Г.Н. Оценка конкурентоспособности строительных компаний // Экономика строительства.- 2000. - №7.
5. Тер-Григорьянц Р.Г. Методические подходы к оценке конкурентоспособности продукции и организации// Вестник СевКавГТУ. Серия «Экономика». - № 1(9). - 2003.
© Разумей В.Ю., Федосеев И.В., 2016
Семененко Виктория Сергеевна
канд. эконом. наук, старший преподаватель кафедры управления персоналом и экономики труда Института экономики и управления (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского», г. Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация
e-mail: [email protected]
КАДРОВЫЙ КОНСАЛТИНГ И АУТСОРСИНГ КАК ВИДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Аннотация
В рамках изучения системы управления персоналом проблема кадрового менеджмента является ключевой, ввиду того, что персонал следует рассматривать как основной ресурс предприятия, которым надо грамотно управлять и вкладывать средства в его развитие. В данной связи существует необходимость изучения кадрового консалтинга и аутсорсинга как основных структурных элементов управленческого консультирования с целью совершения системы управления персоналом, уточнения сущности данных экономических дефиниций, а также определения преимуществ и недостатков
Ключевые слова
Кадровый консалтинг, аутсорсинг, управленческое консультирование, бизнес-консультант, кадровый
менеджмент
В условиях развития новых форм организации бизнеса, а также изменения экономических отношений актуальным является практика применения кадрового консалтинга и аутсорсинга, что предопределяет решение проблем функционирования предприятий в условиях становления рыночных отношений и жесткой конкуренции между хозяйствующими субъектами. При этом необходимо отметить ряд существующих системных проблем, связанных со снижением эффективности производства вследствие острой нехватки высококвалифицированных специалистов с высоким уровнем профессиональной подготовки. Кроме того, следует заметить, что в сложившихся условиях жесткой конкуренции между хозяйствующими субъектами возникает необходимость повышение наукоемкости сферы управления персоналом, требующей от специалистов знания лучших образцов мировых достижений, имеющих навыки научной работы, опыт реализации проектов в сфере управления персоналом и других важнейших компетенций. Немаловажным является повышение управленческой компетентности руководителей различных уровней, понимание ими современных реалий с учетом применения мирового опыта управления ведущих мировых компаний. В данной связи вопрос повышения эффективности управления персоналом необходимо рассматривать через призму привлечения сторонних консультационных организаций, аутсорсеров, субподрядчиков, привлечение
_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1-2/2016 ISSN 2411-7161_
которых позволяет решить существующие проблемы кадрового менеджмента на предприятиях различных организационно-правовых форм собственности. Поэтому с целью повышения эффективности работы персонала предприятий, а также увеличения прибыльности бизнеса целесообразно строить эффективную систему работы персонала посредством HR консалтинга и аутсорсинга.
Следует отметить, что не существует единого подхода в понимании сущности экономических дефиниций «кадровый консалтинг» и «аутсорсинг», что предопределяет необходимость более углубленного изучения данных категорий, основываясь на мнениях отечественных и зарубежных ученых. По мнению П. В. Клопотовкой под кадровым консалтингом следует понимать вид деятельности, связанный с анализом, обоснованием, разработкой и внедрением организационных и методических рекомендаций, направленных на решение проблем организаций в управлении персоналом [3].
Н. Арефьева считает, что посредством применения в рамках предприятия кадрового консалтинга возможно улучшение производственных показателей хозяйствующих субъектов с учетом оптимизации психологического климата в коллективе и усиления мотивации кадровых ресурсов. Кроме того, автор считает, что под данной дефиницией необходимо понимать систему организационно-психологических мероприятий по диагностике и, при необходимости, изменения организационной структуры предприятий с целью улучшения производственных показателей деятельности хозяйствующих субъектов [1].
Принимая во внимание мировой опыт использования современных кадровых технологий все чаще в бизнес-лексиконе российских компаний встречается довольно популярный западный метод кооперирования, так называемый аутсорсинг, который подразумевает привлечение сторонних организация, фирм-аутсорсеров, посредством заключения долгосрочных договоров о сотрудничестве с целью оптимизации затрат компаний, деятельность которых регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации. По мнению Дж. Брайана Хейвуда термин аутсорсинг определяется как: «перевод внутреннего подразделения или подразделений предприятия и всех связанных с ними активов в организацию поставщика услуг, предлагающего оказывать некую услугу в течение определенного времени по оговоренной цене» [2].
Кроме того, авторы В.В. Румынина, О.А.Ларин, М. Потемкина дефиницию аутсорсинг (outsourcing) определяют как один из способов делегирования вспомогательных функций предприятия в области организации, разработки и оптимизации отдельных кадровых процессов сторонней специализированной фирме-аутсорсеру на долгосрочных договорных условиях при условии работы специалиста в фирме услугополучателя [4,5].
На наш взгляд, под кадровым консалтингом необходимо понимать вид консультационных услуг, связанный с решением задач в области управления персоналом, включая организацию, разработку, оптимизацию некоторых процедур по кадровому менеджменту, по результатам которых предприятию услугополучателю представляется обоснованное заключение с целью принятия оптимальных решений влияющих на прибыльность бизнеса. Следует отметить, что привлекая бизнес-консультантов в сфере кадрового консалтинга можно решить ряд задач, включая:
S кадровый аудит, который позволяет провести независимую экспертизу кадрового потенциала
предприятия с целью оценки его оптимального состава и структуры с учетом профессиональных компетенций работников, а также эффективности его работы, что предопределяет обеспечение прибыльности хозяйствующих субъектов;
S организацию административного управления, что предполагает содействие менеджерам в
решении вопросов связанных с подбором персонала для всех структурных подразделения хозяйствующих субъектов с учетом анализа и оценки их профессиональных компетенций, организацией системы стимулирования и мотивации, а также программ повышения квалификации;
S разработку и организацию отдельных процедур в рамках управления персоналом, включая
документальное обеспечение кадрового менеджмента, делопроизводство в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации.
Вместе с этим необходимо отметить, что аутсорсинг - это вид интеллектуальных услуг, связанный с принятием обоснованных решений с целью реализации поставленных предприятием заказчиком задач в области управления персоналом на долгосрочной договорной основе посредством постоянного нахождения
_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1-2/2016 ISSN 2411-7161_
специалиста аутсорсинговой компании на рабочем месте предприятия заказчика. Понятие аутсорсинг, в рамках работы с персоналом, включает в себя комплекс мероприятий с кадрами, включая рекрутинг, кадровое делопроизводство, ведение бухгалтерии, подбор, аттестация, повышение квалификации работников предприятия, формирование социально-психологического климата коллектива, а также мониторинг предложений на рынке труда и формирование корпоративной этики.
Принимая во внимание вышеизложенное, следует отметить преимущества и недостатки каждого из предложенных видов консультационных услуг, определив общие черты и различия кадрового консалтинга и аутсорсинга в рамках отрасли управленческого консультирования (таблица 1).
Таблица 1
Общие черты и различия кадрового консалтинга и аутсорсинга как видов управленческого
консультирования
Кадровый консалтинг | Аутсорсинг
Общие черты:
- вид интеллектуальной деятельности в области консультационных услуг преимущественно на договорной основе; - взаимоотношения между заказчиком услуг и исполнителем регламентируются Гражданским кодексом Российской Федерации, который предусматривает заключение договора на комплексные услуги, в соответствии с которым фирма-аутсорсер обязуется выполнить услуги по определенному перечню, а предприятие-заказчик обязуется их оплатить (п.1 ст.799 ГК РФ); - информационный продукт, основанный на профессиональных компетенциях бизнес-консультантов.
Различия:
В соответствие с договором на выполнение услуг возможно разовое оказание услуг или же оказание услуг с определенной периодичностью Преимущественно постоянное участие бизнес-консультанта в деятельности фирмы-заказчика, основанное на заключение договора на абонентское обслуживание от одного года с учетом предоставления отчетов об оказанных работах и услугах
Кадровый консалтинг - это вид консультационных услуг, связанный с решением задач в области управления персоналом обосновывающих принятие заказчиком оптимальных решений Кадровый аутсорсинг - это вид интеллектуальных услуг, связанный с принятием обоснованных решений с целью реализации поставленных предприятием заказчиком задач в области управления персоналом
Ответственность за принятые решения в области управления возлагается непосредственно на руководителя предприятия Ответственность за принятые решения возлагается непосредственно на бизнес-консультанта в области кадрового консалтинга
Основываясь на результатах исследования, представленных в таблице 1, можно сделать вывод о том, что нельзя достоверно определить какой из видов консультационных услуг является наиболее приемлемым для российских предприятий.
Так, например, помимо существующих преимуществ кадрового консалтинга и аутсорсинга как отрасли управленческого консультирования представленных в таблице, существует значительная часть недостатков, упустив которые хозяйствующие субъекты Российской Федерации могут нести значительные убытки. К их числу следует отнести отсутствие подобающей квалификации сотрудников консалтинговых и аутсорсинговых предприятий, что предопределяет представление некачественного сервиса в области кадрового консультирования. Кроме того, бывают случаи утечки или же намеренной кражи данных, в частности бухгалтерских, что является следствием халатности сотрудников предприятий-заказчиков в части предоставления неограниченного доступа консультантов к данным предприятия-заказчика. Вместе с этим необходимо заметить, что вследствие передачи некоторых прав бизнес-консультанту сотрудники предприятия-заказчика не могут повысить свой профессиональный уровень в некоторых сферах хозяйствующего субъекта, делегируя свои полномочия квалифицированным сотрудникам консалтинговых и аутсорсинговых компаний. Кроме того зачастую происходит рост себестоимости продукции вследствие завышения цены на услуги кадрового консультирования.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что кадровый консалтинг и аутсорсинг являются видами интеллектуальной деятельности в области консультационных услуг, преимущественно на договорной основе основанные на профессиональных компетенциях бизнес-консультантов, роль которых с каждым годом возрастает вследствие необходимости повышения эффективности работы хозяйствующих субъектов в части управления персоналом. Однако, несмотря на существующие общие черты и различия,
НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1-2/2016 ISSN 2411-7161
рынок консалтинга количественно и профессионально растет, увеличивая свои возможности по удовлетворению широкого спектра потребностей российского бизнеса. Список использованной литературы:
1. Арефьева Н. Кадровый консалтинг - что это? //Административно-управленческий портал aup.ru. Режим доступа: http://www.aup.ru/articles/personal/3.htm
2. Дж. Брайан Хейвуд. Аутсорсинг. В поисках конкурентных преимуществ. М., 2004.
3. Клопотовская П.В. Организационно-методические аспекты использования консалтинга в управлении персоналом в строительной отрасли: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05. Государственный университет управления. - Москва, 2014. - 235 с.
4. Ларин О.А. Формальный аутсорсинг превращаем в реальный //Налоговая проверка. - N 3, май-июнь 2010.
5. Потемкина М. Аутсорсинг: как определить, что именно передавать // Консультант. - N 3, февраль 2010.
© Семененко В.С., 2016
УДК 338.486.1-44(1-22)
А.Л. Чернявая
к.э.н., доцент экономического факультета ФГАОУ ВО «ТНУ имени В.И. Вернадского» Институт экономики и управления г.Симферополь, Республика Крым, РФ E-mail: [email protected]
РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ СЕЛЬСКОГО ЗЕЛЕНОГО ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ
ИЗМЕНЧИВОЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
Аннотация
В статье обосновывается необходимость разработки стратегии для предприятия сельского зеленого туризма, представлены факторы оказывающие влияние на конкурентные преимущества, разработаны и предложены этапы стратегии на основе анализа развития предприятий сельского зеленого туризма (на примере Р Крым).
Ключевые слова
Предприятие сельского зеленого туризма, стратегия, конкурентные преимущества, прогноз, анализ,
конъюнктура рынка.
Современный этап развития экономики характеризуется усилением конкурентных рынков, быстрыми темпами роста изменений во внешней среде, информатизацией общества и факторами глобализации. Значительное влияние на ситуацию в рыночной среде оказывают кризисные явления, последствия которых ощущают предприятия практически всех видов деятельности и именно в этих условиях значительно повышается роль стратегии, которая обеспечивает приоритетные направления развития предприятия. А способность предприятия разрабатывать самостоятельно стратегию делает ее более гибкой и адаптированной к условиям определенного времени и обстоятельствам.
Современные условия развития рынка формируют для предприятий сельского зеленого туризма внешнюю среду, которая отличается высокой степенью неопределенности и высоким уровнем конкуренции. И такие условия способствуют выбору и разработке таких стратегий, которые не только защищают предприятие от внешних угроз, но и позволяют использовать возможности которые предоставляет внешняя среда, то есть стратегия может в условиях изменяющейся внешней среды дать возможность создания предприятию конкурентного преимущества, обеспечить прибыльность, избежать негативного эффекта нестабильности экономики в стране и т.д.
Вопросами разработки стратегии уделено внимание многими авторами. Наиболее весомый вклад в