Научная статья на тему 'Совершенствование исполнительного производства Российской Федерации по делам, связанным с уплатой алиментов[1]'

Совершенствование исполнительного производства Российской Федерации по делам, связанным с уплатой алиментов[1] Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
771
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ДЕЛА / СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ВЗЫСКАНИЕ АЛИМЕНТОВ / СУДЕБНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ / ENFORCEMENT PROCEEDINGS / SOCIALLY SIGNIFICANT MATTERS / FAMILY LEGAL RELATIONS / RECOVERY OF ALIMONY / BAILIFF

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецов Евгений Николаевич

В статье рассматриваются системные проблемы российского исполнительного производства по делам, связанным с уплатой алиментов. Выделяются общесоциальные факторы, влияющие на эффективность современного российского исполнительного производства, и структурные проблемы неисполнения требований различных исполнительных документов. По результатам исследования предложены конкретные способы повышения эффективности российского исполнительного производства по алиментным делам, в том числе по более активному использованию косвенных способов принуждения должника к исполнению своих обязательств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование исполнительного производства Российской Федерации по делам, связанным с уплатой алиментов[1]»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ, СВЯЗАННЫМ С УПЛАТОЙ АЛИМЕНТОВ1 Кузнецов Е.Н. Email: [email protected]

Кузнецов Евгений Николаевич — кандидат юридических наук, доцент, кафедра гражданского процесса, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Уральский государственный юридический университет, г. Екатеринбург

Аннотация: в статье рассматриваются системные проблемы российского исполнительного производства по делам, связанным с уплатой алиментов. Выделяются общесоциальные факторы, влияющие на эффективность современного российского исполнительного производства, и структурные проблемы неисполнения требований различных исполнительных документов. По результатам исследования предложены конкретные способы повышения эффективности российского исполнительного производства по алиментным делам, в том числе по более активному использованию косвенных способов принуждения должника к исполнению своих обязательств.

Ключевые слова: исполнительное производство, социально значимые дела, семейные правоотношения, взыскание алиментов, судебный исполнитель.

IMPROVEMENT OF ENFORCEMENT PROCEEDING OF THE RUSSIAN FEDERATION IN CASES ASSOCIATED WITH THE PAYMENT OF ALIMENTS Kuznetsov E.N.

Kuznetsov Evgeny Nikolaevich - PhD in Law, Associate Professor, DEPARTMENT OF CIVIL PROCEDURE, FEDERAL STATE BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION URAL STATE LAW UNIVERSITY, YEKATERINBURG

Abstract: the article deals with the systemic problems of the Russian executive proceedings in cases involving the payment of alimony. General social factors affecting the efficiency of modern Russian enforcement proceedings and structural problems of non-compliance with the requirements of various executive documents are highlighted. According to the results of the study, specific ways were proposed to increase the efficiency of Russian enforcement proceedings in alimony cases, including more active use of indirect methods of coercing the debtor to fulfill its obligations. Keywords: enforcement proceedings, socially significant matters, family legal relations, recovery of alimony, bailiff.

УДК: 347.952.3 ГРНТИ: 10.31.47

Современное состояние исполнительного производства по делам, связанным с уплатой алиментов, переживает далеко не лучшие времена. Данная категория дел вызывает существенные сложности при реализации соответствующих исполнительных документов для судебных приставов-исполнителей, которые связаны с активными действиями со стороны должника, уклоняющегося от уплаты соответствующих сумм в пользу получателя алиментов. Возникает вопрос - по каким причинам складывается такое положение дел и какие можно предпринять меры, направленные на улучшение ситуации. Целью данной статьи является выявление системных особенностей проблематики российского исполнительного производства по делам, связанных с уплатой алиментов, и предложение конкретных способов совершенствования системы добровольного и принудительного исполнения в данной связи.

1 Статья выполнена в рамках выполнения государственного задания по проекту № 29.8235.2017/8.9 по теме: «Анализ состояния и разработка концепции совершенствования исполнительного производства Российской Федерации по социально-значимым делам».

Основы государственной политики в отношении регулирования семейных правоотношений заложены в Конституции Российской Федерации. Статья 38 определяет, что государство активно защищает материнство и детство. Одним из аспектов проявления такой заботы является установление в нормах как Конституции Российской Федерации, так и в нормах отраслевого законодательства положений, согласно которым родители обязаны заботиться о детях, их воспитании, а трудоспособные граждане, достигшие 18 лет, должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях.

Не останавливаясь подробно на историческом аспекте заявленной проблематики [1, с. 35-42], укажем, что сложившаяся на современном этапе развития российского государства и общества ситуация, связанная с существенными сложностями [2, с. 16-18] взыскания алиментных платежей на содержание несовершеннолетних детей или нетрудоспособных родителей, вызвана не только проблемами, предопределёнными недостаточно качественным правовым регулированием указанного вопроса. Представляется, что трудности принудительного исполнения по алиментным обязательствам являются итоговым закономерным результатом недостаточно высокой эффективности в целом всей системы исполнительного производства России. При этом важно понимать, что эти трудности имеют свои истоки даже не в этой системе, а имеют источником своего формирования иные системно обусловленные сложности взаимодействия различных отраслей права, неоднородности судебной практики на территории всей страны, недостаточно чётко проработанные вопросы организации органов принудительного исполнения и их взаимодействия с иными государственными и общественными институтами.

Так, в проекте Долгосрочной программы повышения эффективности исполнения судебных решений (2011-2020 годы) (далее по тексту - Программа) [3], представленной Министерством юстиции в 2011 году, были выделены системные трудности в реализации норм, заложенных в исполнительном праве и регулирующих сферу исполнительного производства, которые требуют адекватного разрешения, а также предложены некоторые пути их устранения. При этом были выделены как общесоциальные факторы, так и структурные проблемы самой системы принудительного исполнения.

К первым были отнесены: правовой нигилизм как основа неисполнимости требований различных исполнительных документов; чрезмерная загруженность судебного пристава-исполнителя; коррупционное поведение должностных лиц Федеральной службы судебных приставов (далее по тексту - Службы); выборочное исполнение и коммерциализация совершения отдельных исполнительных действий со стороны судебных приставов-исполнителей; пробелы в юридической техники в нормах материального и процессуального права; проблемы, возникающие в ходе судебной деятельности, проявляющиеся в ходе принудительного исполнения; невысокий уровень взаимодействия органов государственной власти по вопросам, связанным с исполнительным производством; недостаточный уровень информатизации в деятельности судебного пристава-исполнителя, существенный объём бумажного документооборота.

Ко вторым разработчики Программы отнесли: непрофессионализм судебных приставов-исполнителей, неспособность решать сложные задачи, обусловленные, в том числе, низким уровнем подготовки данных должностных лиц; отсутствие мотивации должностных лиц, задействованных в процедурах принудительного исполнения, возникающий диссонанс между размерами денежных взысканий, реализуемых судебными приставами-исполнителями, и уровнем оплаты их труда; непрестижность работы в Федеральной службе судебных приставов; недостаточность материально-технического и информационного обеспечения системы принудительного исполнения; пересечение компетенции Службы с полномочиями других органов исполнительной власти; появление стихийно развивающегося рынка коллекторских услуг; чрезмерная затратность принудительного исполнения по отдельным исполнительным документам; сложности в системе реализации арестованного имущества.

Важно, что компетентный орган государственной власти, отвечающий за эффективную реализацию системы принудительного исполнения в России, - Министерство Юстиции Российской Федерации - взял на себя смелость официально признать системность проблем исполнительного производства, выделил их и попытался наметить пути их устранения. Были предприняты попытки изменить ситуацию в отдельных направлениях (регулирование рынка коллекторских услуг, внедрение в деятельность судебных приставов-исполнителей возможности активного использования информационных технологий для взаимодействия с иными органами власти и участниками конкретных исполнительных производств, улучшена работа официального сайта Федеральной службы судебных приставов и пр.), но общий фон остался прежним.

Так, согласно данным ведомственной статистической отчётности Федеральной службы судебных приставов [4], состояние дел по взысканию алиментных платежей показывает следующую динамику:

1) по состоянию на 1-е полугодие 2018 года: из 1 196 004 исполнительных производств о взыскании алиментов на сумму 158 777 669 рублей окончено или прекращено 358 921 дел на сумму 22 980 053 рублей, из них фактическим исполнением завершено 24 682 производств на сумму 2 694 846 рублей. Добровольно исполнено должниками 19620 производств. Остаток исполнительных производств на конец отчётного периода составляет 836 306 производств на сумму 132 031 630 рублей.

2) в 2017 году из 1 579 258 исполнительных производств о взыскании алиментов на сумму 179 978 821 рублей окончено или прекращено 731 923 дел на сумму 40 509 684 рублей, из них фактическим исполнением - 55 351 производств на сумму 9 892 812 рублей. Добровольно исполнено должниками 47 884 производств. Остаток исполнительных производств на конец отчётного периода составил 844 850 производств на сумму 130 689 520 рублей.

3) 2016 год показал, что из 1 608 133 исполнительных производств на сумму 176 315 139 рублей окончено или прекращено 730 880 дел на сумму 34 434 912 рублей, из них фактическим исполнением - 58 462 производств на сумму 12 503 248 рублей. Добровольно исполнено должниками 48 468 производств. Остаток исполнительных производств на конец отчётного периода 874 810 производств на сумму составил 132 507 328 рублей.

Это показывает, что статистика исполнения по алиментным платежам остаётся стабильно высокой. Безусловно, это определяется длительным характером алиментных правоотношений, однако размер сумм, находящихся на взыскании в производстве судебного пристава-исполнителя, невысокий уровень добровольной исполнимости алиментных обязательств при наличии возбуждённого исполнительного производства, показывает, что взыскание соответствующих платежей явно «пробуксовывает».

Существующие проблемы в сфере взыскания алиментных платежей могут быть решены следующим образом (безусловно, каждый из предложенных способов требует обсуждения, дополнительной аргументации и системного поиска наиболее адекватного решения конкретного вопроса):

I. В сфере разрешения проблематики, имеющей общесоциальный характер:

1) исключительная перегруженность судебного пристава-исполнителя может быть решена путём совершенствования самой процедуры взыскания алиментных платежей, упрощения и ускорения совершения исполнительных действий, которые реально могут быть сокращены без ущерба для достижения основной цели - эффективного принудительного исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов. Кроме того, возможно введение специализации судебных приставов-исполнителей в каждом подразделении ФССП, доверив вопросы взыскания алиментов самым опытным из них. С учётом статистики по данным категориям исполнительных производств важно выведение процедуры взыскания по алиментным платежам в разряд приоритетных.

2) коррупционное поведение и выборочное исполнение по исполнительным производствам о взыскании алиментов может быть устранено путём решения вопроса о повышении материальной мотивации, увеличения размера оплаты труда, а также, при условии достижения повышенных показателей в работе, предоставления дополнительных социальных льгот, компенсируемых государством.

3) недостатки юридической техники в действующих нормативных правовых актах могут быть устранены путём детальной проработки системы исполнительного производства по алиментным платежам в разрабатываемом проекте Исполнительного кодекса, введение отдельной регламентации в нормах данного документа и приведение в соответствие с ними соответствующих положений норм материального и процессуального права.

4) невысокий уровень взаимодействия судебных приставов-исполнителей с другими органами государственной власти требует усиления контроля за исполнением запросов и поручений должностных лиц ФССП представителями других ведомств, решения вопроса о предоставлении информации судебному приставу-исполнителю, ответственному за взыскание алиментов, в приоритетном порядке. Подобное правило следует ввести при реализации требований судебного пристава со стороны не только органов государственной власти, но и иных лиц - организаций и иных субъектов, задействованных так или иначе в исполнительном производстве. Кроме того, показывают свою эффективность совместные рейды сотрудников ФССП и ГИБДД по обнаружению должников по алиментным обязательствам, аресты принадлежащих им транспортных средств непосредственно при обнаружении данных лиц;

данную практику необходимо сделать постоянной, системной и широко применяемой на территории всей страны.

5) снижение количества бумажной работы возможно за счёт разработки и постепенного введения электронного документооборота в сфере принудительного исполнения.

6) решение проблемы правового нигилизма требует системной работы государства в этом направлении, что, например, возможно через внедрение социальной рекламы и постоянной пропаганды необходимости исполнения предписаний исполнительных документов. Эффективным является распространение информации о должнике в широком формате, в круге его общения, в том числе в интернет-ресурсах (социальных сетях), что, безусловно, потребует изменения законодательства о защите персональных данных, но вынудит многих должников самостоятельно предпринимать меры по погашению просроченной задолженности и не допускать подобных ситуаций впредь.

II. По структурным проблемам системы принудительного исполнения возможно обсуждение следующих способов их решения:

1) непрофессионализм судебных приставов-исполнителей, низкий уровень подготовки и неспособность решать сложные задачи требуют комплексного подхода к вопросам образования, профессиональной переподготовки и финансовой мотивации к быстрому и правильному совершению исполнительных действий. В сфере взыскания алиментов возможно установление специальных требований к должностным лицам органов ФССП: наличие опыта работы в сфере принудительного исполнения не менее 5 лет, прохождение обучения в сфере психологии и педагогики. При этом уровень оплаты их труда должен быть существенно выше остальных представителей Службы, что, в свою очередь, будет способно решать проблему невысокого престижа работы в органах принудительного исполнения, а также незаинтересованности судебного пристава в надлежащем и своевременном исполнении трудовых обязанностей.

2) в целях повышения уровня заинтересованности судебных приставов-исполнителей следует постепенно вводить системные меры, направленные на повышение оплаты их труда: возвращение системы возврата части исполнительского сбора в ведение ФССП для распределения между самыми эффективными сотрудниками (и пусть «палочная» система оценки эффективности сыграет здесь положительную роль), продолжение обсуждения вопроса о постепенном внедрении в российское исполнительное производство отдельных элементов системы небюджетного исполнения, показывающих свою эффективность.

3) исключение в нормативных актах возможностей пересечения компетенции должностных лиц ФССП с другими органами власти, а также с коллекторскими агентствами. Вопросами взыскания алиментов должны заниматься только самые эффективные судебные приставы-исполнители, других действующих лиц здесь быть не должно в силу исключительной важности этой сферы общественных отношений.

В целом, решение проблем повышения эффективности исполнительного производства по взысканию алиментов требует комплексного подхода, решения ряда вопросов как на правовом, так и политическом, социальном и экономическом уровнях. Данные проблемы должны быть приоритетными в соответствующих направлениях государственной политики. В деятельности же судебных приставов-исполнителей должны комплексно, разумно и эффективно применяться как меры принудительного исполнения, так и меры косвенного принуждения должника к исполнению своих обязанностей, причём именно активное развитие последних будет способно существенно повысить взыскиваемость алиментов во всей стране.

Список литературы / References

1. Тихонова Е.А. Алиментные обязательства в России: история и современность. // Практика исполнительного производства. № 1, 2017. С. 35-42.

2. Исаенкова О.В. Особенности исполнения некоторых видов исполнительных документов по делам из семейных правоотношений // Исполнительное право. 2012. № 1. С. 16-18

3. Долгосрочная программа повышения эффективности исполнения судебных решений (2011 -2020 годы) // СПС «КонсультантПлюс».

4. Ведомственная статистическая отчётность Федеральной службы судебных приставов за 1 полугодие 2018 года, за 2017 год, за 2016 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: //http://fssprus.ru/statistics/ (дата обращения: 09.10.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.