Научная статья на тему 'Совершенствование инвестиционной инфраструктуры в регионе'

Совершенствование инвестиционной инфраструктуры в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
548
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Парфенова Е. Н.

В статье рассмотрены вопросы совершенствования инвестиционной инфраструктуры на региональном уровне в условиях рыночной экономики, которые должны способствовать эффективному развитию социально-экономической сферы и реального сектора экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF INVESTMENT INFRASTRUCTURE IN THE REGION

The paper deals with the problems of improvement of regional level investment infrastructure in conditions of market economy, which should facilitate effective development of the social and economic sphere and the real sector of economy.

Текст научной работы на тему «Совершенствование инвестиционной инфраструктуры в регионе»

УДК 332.1; 332.122 (1-21)

Е. Н. ПАРФЕНОВА, канд. экон. наук

Белгородский государственный национальный исследовательский университет г. Белгород, Россия

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

В РЕГИОНЕ

В статье рассмотрены вопросы совершенствования инвестиционной инфраструктуры на региональном уровне в условиях рыночной экономики, которые должны способствовать эффективному развитию социально-экономической сферы и реального сектора экономики.

У статті розглянуто питання удосконалення інвестиційної інфраструктури на регіональному рівні в умовах риночної економіки, які повинні сприяти ефективному розвитку соціально-економічной сфери і реального сектору економіки.

Введение

Решение задач ускоренного развития России, обеспечения социальной стабильности общества невозможно без соответствующей экономики в каждом регионе страны. В современных условиях, для решения задач подъема региональной экономики на долгосрочную перспективу и обеспечения экономического роста необходимо создание качественно сформированной инвестиционной инфраструктуры, которая способна создать условия для осуществления инвестиционной деятельности, снизить степень риска инвестиционных вложений, облегчить привлечение дополнительных инвестиций, аккумулируя финансовые ресурсы. Инвестиционная инфраструктура позволяет реализовать открывающиеся финансовые возможности и тем самым придает жизненность инвестиционному процессу [1].

Основная часть

С переходом к рыночным условиям в огромном масштабе возросли трансакционные издержки. Инвестиционная инфраструктура в известной мере призвана способствовать снижению этих издержек. Она, действуя как механизм реализации инвестиционного процесса, объединяет капиталы отдельных инвесторов в ассоциированные, снижая неопределенность и риск.

Именно инвестиционная инфраструктура позволяет реализовать открывающиеся финансовые возможности и тем самым придает жизненность инвестиционному процессу. Ее формирование есть одно из выражений общественной потребности в инвестициях. Заинтересованность государства в инвестициях вызвана в первую очередь потребностями экономического роста и повышения качества продукции.

В целом инвестиционная инфраструктура представляет собой организационную, материальную, финансовую, кредитную, информационную систему для создания условий, способствующих эффективному формированию, распределению реальных инвестиций и оказанию услуг для развития инвестиционной деятельности, коммерциализации инвестиционного процесса.

В наиболее общем виде к инвестиционным институтам относятся:

- коммерческие банки (универсальные и специализированные);

- небанковские кредитно-финансовые институты (финансовые и страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, кредитные союзы и товарищества);

- инвестиционные институты (инвестиционные компании и фонды, фондовые биржи, финансовые брокеры, инвестиционные консультанты и пр.).

Для начала необходимо создать Региональное Агентство по разработке и экспертизе инвестиционных проектов, в котором будет сконцентрирован весь инвестиционный потенциал региона. В целях координации деятельности с органами государственной власти создаётся Комиссия правительства области по инвестициям. Ключевым звеном в создании областной инвестиционной инфраструктуры должен стать Региональный Уполномоченный Банк или банковский пул, сформированный из действующих

региональных банков. Помимо традиционных функций этот Банк будет осуществлять реализацию конкретного инвестиционного проекта или инвестиционной программы.

Немаловажным шагом на пути формирования инфраструктуры инвестиционной сферы должно стать создание Регионального Информационного Центра, основными задачами которого будет являться формирование информационной системы в сети Интернет; обеспечение региональной информацией потенциальных российских и зарубежных инвесторов; повышение информированности региональных эмитентов рынка о технологиях и финансовых инструментах других регионов, распространение государственной (не закрытой) информации (реестры инвесторов, законодательство и т. д.)

В нынешних условиях очень важно развить весь потенциал региона и направить его на решение самых актуальных проблем. Именно этим целям должно быть подчинено создание Регионального Фонда Развития, формируемого за счет источников областного и муниципальных бюджетов, сбережений населения, внебюджетных источников, средств от реализации недвижимости ликвидного имущества области, аренды земли, средств, полученных от размещения регионального займа, иностранного капитала и собственных средств предприятий и организаций. Образованный в бюджете области Региональный Фонд Развития должен стать стимулом для инвесторов как российских, так и зарубежных.

Региональный Фонд Развития, контроль за деятельностью которого осуществляется администрацией области, вправе выступать гарантом перед иностранными и отечественными инвесторами, в том числе и за счет залоговых операций, осуществлять долевое финансирование инвестиционных программ и проектов, эффективно использовать переданные ему акции и ценные бумаги администрации и предприятий области.

Региональный банковский сектор - является кровеносной системой региональной экономики, без которой невозможно осуществление функционирования и развития реального сектора экономики региона. Тем не менее, на сегодняшний день стала проблемой дальнейшего существования и развития региональных банков, их способности конкурировать с крупными инорегиональными банками. Неравномерность экономического развития регионов России способствует формированию дисбаланса между регионами по насыщению и предоставлению банковских услуг: чем инвестиционно привлекательнее регион, тем более развита его банковская система. Из-за резкой дифференциации по размеру коммерческих банков России, влияние и роль средних и малых банков на реальный сектор экономики региона снижается. Последнее время, стратегия крупных банков, заключающаяся в расширение своего бизнеса и захвата новых рынков в регионах, представляет угрозу потери доли регионального рынка и дальнейшего функционирования региональных банков, заставляя их искать пути повышения конкурентоспособности на региональном банковском рынке [2].

В данной ситуации региональным банкам необходимо сформировать бизнес-стратегии на основе анализа спроса на банковские продукты в регионе со стороны реального сектора экономики. Четкое позиционирование региональных банков позволит им аккумулировать финансовые ресурсы и занять свою нишу на региональных рынках банковских услуг. В первую очередь, это специализация на таких банковских услугах, как потребительское кредитование, ипотека и кредитование малого и среднего бизнеса.

Отечественный опыт последних лет показывает, что большинство в структуре банковской системы страны являются малые банки, что характеризует их близость к реальному сектору региона их возможность более оперативно и индивидуально решать задачи на местном уровне, являясь немаловажным фактором развития регионального бизнеса. В отличие от крупных банков малые и средние региональные банки наиболее сосредоточены на банкинге «взаимоотношений», опираясь при принятии решений на личном знании кредитоспособности клиента и глубинном понимании нужд бизнеса на местах, позволяет им гибко подходить к взаимоотношению с заемщиком. Региональные банки - основные партнеры малого и среднего бизнеса, предприятий и организаций,

находящихся в регионе. Основными причинами предпочтения малого и среднего бизнеса работать с местными банками являются большая доступность, доверие, имидж и возможность проверить безупречность репутации. Это главнейшие конкурентные преимущества большинства региональных банков. Вся деятельность малых банков осуществляется непосредственно в регионе, в конкретном городе или районе, и все заинтересованные лица имеют возможность при необходимости получать информацию о банке. Привлеченные средства региональные банки используют для выполнения кредитных операций на территории региона, что позволяет расти ресурсной базе региона, а не выводить средства за ее пределы, как осуществляют филиалы инорегиональных банков.

Однако, региональные банки имеют и слабые стороны:

- низкий уровень капитализации;

- слабо развитая филиальная сеть

- дисбаланс структуры активов и обязательств по срокам и, следовательно, снижение уровня ликвидности при ограниченном доступе к внешним рынкам;

- низкая рентабельность активов и капитала при отсутствии эффекта экономии на масштабах;

- дефицит среднесрочных и долгосрочных ресурсов;

- недостаточное развитие банковских технологий;

- дефицит квалифицированных кадров;

- несовершенство систем внутреннего контроля и недостаточный уровень менеджмента.

Для того чтобы региональный банк существовал, нужно не только разработать и занять какие-либо рыночные ниши, необходимо за счет заполнения этих ниш наращивать объем работающих активов либо увеличивать положительное сальдо между непроцентными доходами и расходами. Региональным банкам необходимы определенные интеграционные процессы, направленные на увеличение капитализации и повышение надежности.

Поддержка государства регионального банковского сектора, на региональном уровне должна заключаться в оптимизации законодательно-нормативного регулирования инвестиционных процессов, поддержки малого бизнеса. В связи с этим необходимо:

- ускорить разработку актов, упрощающих доступ малых предприятий к источникам банковского кредитования;

- укрепить институт банковского залога, повысить эффективность процедур возврата долгов;

- способствовать эффективности существования института кредитных историй;

- упростить порядок обращения взыскания на заложенное имущество;

- расширить инструментарий банковского посредничества;

- предоставлять гарантии со стороны региональных органов власти, а также компенсировать часть банковских процентов по кредитам, предоставляемым хозяйствующим субъектам, реализующим проекты, важные для развития региона.

Со стороны Банка России, в целях конкуренции на рынке банковских услуг, необходимо провести следующие мероприятия:

- оптимизация условий для развития сети банковского обслуживания населения, субъектов малого и среднего бизнеса;

- обеспечение противодействия допуску к участию в управлении кредитными организациями лиц, не обладающих необходимыми профессиональными качествами или имеющих сомнительную деловую репутацию, включая создание механизма оценки деловой репутации руководителей и владельцев кредитных организаций;

- рационализация механизмов контроля за приобретением инвесторам акций (долей) кредитных организаций;

- расширение доступа региональных банков к инструментам рефинансирования через территориальные управления Банка России;

- выделение банкам на конкурсной основе централизованных ресурсов для

финансирования экономического роста в регионе.

Для создания стимулов развития местных банков большое влияние играют институциональные преобразования, чем рыночные методы. Необходима поддержка региональных властей в целях создания инструментов и методов, оказывающих разные стимулы к развитию разных категорий банков в зависимости от их необходимости на текущий момент. В основном ориентация на то, чтобы в регионах развивались, совершенствовались, увеличивали уровень капитализации местные банки.

Приведенные мероприятия позволят региональным банкам эффективно развиваться, обеспечивая достойную конкуренцию филиалам инорегиональных банков.

Одним из обязательных условий предоставления гарантий по проектам, имеющим особо важное значение для социально-экономического развития области, является страхование, поэтому следует предусмотреть организацию Региональной Страховой Компании.

Страхование сегодня - это та сфера экономической деятельности, которая более динамично развивается в г. Москве, чем в других регионах Российской Федерации. По данным Департамента страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации, доля московских страховых компаний в общем объеме поступлений составляет более 50 %. Объем собственных средств, которым располагают региональные компании, значительно ниже аналогичного показателя по г. Москве. На фоне успехов московских страховщиков, достижения их региональных коллег выглядят более чем скромными. В регионах России страхуется менее 10 % рисков (против 90-95 % в развитых странах). Сложившая ситуация вызвана рядом объективных причин. К ним относятся и более низкий уровень платежеспособности предприятий и населения в регионах, и отток денежных средств в федеральный центр через филиалы и представительства московских страховых компаний и банков, и неравные конкурентные условия работы местных и «федеральных» страховщиков, и слабое развитие механизмов координации деятельности страховщиков региона.

Вместе с тем потенциал страховой отрасли достаточно высок, хотя и используется в регионах лишь на незначительную часть. Этот потенциал выражается в их способности, во-первых, предоставлять страховую защиту более широкому кругу организаций и предприятий региональными страховщиками, и во-вторых, активно и конкретно участвовать в инвестиционной деятельности на областном и межрегиональном уровнях. В этой связи администрациям областей региона представляется возможность сделать местные страховые рынки одним из основных источником инвестиционного капитала. Поэтому региональные власти должны быть заинтересованы в расширении и развитии местных страховых рынков.

Повышение роли областных администраций и решение проблем защиты региональных интересов в сфере страхования можно осуществить путем дальнейшего совершенствования структуры страхового рынка. Это позволит в целом изменить денежные потоки в регионах (без задействования бюджетных средств).

Совершенствование системы заключается в создании в рамках одной межрегиональной экономической ассоциации ряда взаимосвязанных между собой координационных органов, обеспечивающих взаимодействие между всеми звеньями системы.

Территориальные органы управления - администрация области, отраслевые органы управления, а также администрации городов и муниципальных районов. Они определяют экономические и социальные интересы своего региона в сфере организации страховой защиты предприятий и населения, оказывают содействие в осуществлении страхования в рамках реализуемых программ страхования и формируют инвестиционные программы на территории области вместе со страховыми организациями.

Главный совещательный орган, позволяющий Ассоциации вырабатывать единую политику в области страхования, определять приоритетные инвестиционные направления и обеспечивать принятие необходимых и обоснованных решений в этой сфере - это Координационный совет Ассоциации по вопросам страховой и

инвестиционной деятельности. В функции Совета входит участие в разработке и экспертизе проектов решений Ассоциации, подготовка и проведение различных совещаний, консультирование по страховой и инвестиционной проблематике.

«Межрегиональный центр инновационной страховой и инвестиционной деятельности» при Ассоциации служит основным органом, координирующим деятельностьучастниковсистемынамежобластномуровне.Основныезадачиэтогоцентра

- разработка инновационных страховых программ, теоретически четкое взвешивание ожидаемых результатов, сопровождение реализации программ. Основной формой работы будет являться тесное сотрудничество с участниками страховой деятельности в регионе, областными администрациями и межрегиональной Ассоциацией. Поэтому можно сказать, что данный центр будет выполнять роль исполнительного органа по практической реализации политики Ассоциации и организации делового партнерства на страховом рынке.

Областные центры развития страховой и инвестиционной деятельности отвечают за внедрение инновационных программ на местах. Их роль - более широкое привлечение страховых компаний к работе по инвестиционным программам на тендерной основе. Кроме того, областные центры являются связующим звеном между администрацией области, организациями, реализующими региональные инвестиционные проекты (получателями инвестиций) и страховыми компаниями (поставщиками инвестиций).

Учредителями областных центров могут быть структуры администрации области по управлению имуществом, региональный центр, областные базовые структуры по вопросам страхования и инвестиционной, региональные опорные банки, другие организации и предприятия, работающие в области.

Финансовые механизмы системы развития страховой и инвестиционной деятельности закладываются в каждой конкретной программе страхования и должны отвечать следующим условиям:

- надежность схемы компенсации ущерба страхователям по наступающим страховым случаям;

- эффективность финансирования предупредительных мероприятий по снижению риска на объектах страхования;

- максимальное привлечение средств страховых компаний в эффективные инвестиционные проекты области;

- получение прибыли страховыми организациями благодаря их участию в региональной системе развития страховой и инвестиционной деятельности;

- инвестирование части прибыли страховщиков в областные инвестиционные проекты.

Порядком взаиморасчетов предполагается, что в рамках этой системы выбираются уполномоченные банки (областные и региональные). Все расчеты по движению финансовых потоков региональной системы развития страховой и инвестиционной деятельности ведутся через сеть уполномоченных (опорных) банков.

Объектами страхования могут быть не противоречащие Российской Федерации имущественные интересы, связанные: с жизнью и здоровьем граждан (личное страхование); с владением, пользованием, распоряжением имуществом (имущественное страхование); с возмещением причиненного страхователем вреда жизни и здоровью граждан и имуществу физических и юридических лиц (страхование ответственности)

[3].

Межрегиональный центр разрабатывает и утверждает базовые страховые и инвестиционные программы, рекомендуемые для реализации в областях. На основании этих программ, в соответствии с потребностями области, областные центры совместно с представителями администраций областей разрабатывают целевые программы страхования, детализированные по конкретным видам страхования и отраслям. Программы вводятся в практику путем издания соответствующих нормативных актов администраций.

Под эти программы регистрируют страховые компании. В ходе реализации

программ областные центры оказывают содействие аккредитованным компаниям в организации сотрудничества с конкретными предприятиями и организациями области через отраслевые областные органы управления. Регистрируя страховые компании, областные центры выделяют для той или иной страховой компании те или иные районы и объекты страхования.

В свою очередь зарегистрированные страховые компании заключают договоры страхования с клиентами, получают страховую премию, принимают на себя обязательства по выплате возмещений ущерба от страховых случаев и формируют страховые резервы.

Нарядусразработкойпрограммирегистрациейстраховщиков, системойстрахования предусмотрена и организация Межрегиональным центром сбалансированной перестраховочной защиты на областном и межобластном уровне и привлечение ведущих российских и зарубежных страховых и перестраховочных организаций. Важная роль при этом отводится развитию страховой инфраструктуры региона. Кроме того, в сфере внимания создаваемых центров развития страховой и инвестиционной деятельности находится проблема развития и стимулирования развития института страхового посредничества (страховых агентов и брокеров) в регионе.

Содержание системы развития страховой и инвестиционной деятельности по мере ее формирования подлежат соответствующим уточнениям и корректировке. Развитие региональной системы развития страховой и инвестиционной деятельности и соответствующая координация функционирования участников системы осуществляется в рамках действующего законодательства.

Предлагаемые меры по совершенствованию системы страхования - это оптимальный способ решения проблемы стимулирования региональных страховых рынков. Ее преимущества относительно ранее сложившейся системы страхования, не подлежавшей регулированию со стороны областных администраций, для всех ее участников очевидны.

Областным администрациям региональная система страхования дает реальные рычаги управления процессами, происходящими на региональных страховых рынках. Кроме того, деньги, перераспределяемые через страховой рынок, не уходят в федеральный центр, а остаются в регионе и под непосредственным контролем администрации инвестируются в региональные проекты. Следовательно, за счет страхового рынка можно более полно удовлетворить потребности региона в инвестициях.

Для местных страховых компаний система создает благоприятный режим работы, позволяя им не только выжить в тяжелых экономических условиях, но и сохранить и преумножить свои страховые поля. Филиалам и представительствам московских страховых компаний регистрация при вышеупомянутых центрах позволяет работать на гарантированных сегментах рынка в рамках реализуемых страховых и инвестиционных программ.

И главное, для клиентов страховых компаний предлагаемая система обеспечивает дополнительную степень защиты. Страховщики, заявляя о намерениях участвовать в программах, проходят проверку своего финансового состояния и профессионализма, что служит дополнительной гарантией для клиента. Получая возможность работать по региональной страховой программе, страховщики принимают на вооружение новые методы ведения страхового дела и страховые технологии, максимально ориентированные на потребности региональной клиентуры. Будучи подконтрольными, страховщики не смогут неограниченно завышать стоимость страхования и получать дополнительные прибыли за счет клиента.

Выводы

Таким образом, при внедрении предлагаемой системы инвестирования соблюдены интересы всех ее участников. И главным в системе является то, что она в первую очередь служит для защиты прав местных предприятий и граждан, проживающих в регионе. Региональным властям необходимо воспользоваться новыми возможностями, инвестиционная ситуация в большинстве субъектов Российской Федерации сможет

стабилизироваться сравнительно быстро, что сыграет ключевую роль в восстановлении инвестиционных возможностей России [4].

Список литературы

1. Голайдо И. М. Инвестиционный потенциал региона / И. М. Голайдо // Инновации и инвестиции. - 2008. - № 17. - С. 59-68.

2. Пчелинцев О. С. Региональная экономика в системе устойчивого развития / О. С. Пчелинцев. - М.: Наука, 2004. - С. 77.

3. Бочаров В.В. Финансово-кредитные методы регулирования рынка инвестиций/ В. В. Бочаров. - М.: Финансы и статистика, 2008. - С.144.

4. Косов Н. С. Повышение действенности государственного регулирования инвестиционной сферы/ Н. С. Косов. - Тамбов: Изд-во Тамбовского государственного технического университета, 2007. - С. 124.

IMPROVEMENT OF INVESTMENT INFRASTRUCTURE

IN THE REGION

E. N. PARFENOVA, Candidate of Economics

The paper deals with the problems of improvement of regional level investment infrastructure in conditions of market economy, which should facilitate effective development of the social and economic sphere and the real sector of economy.

Поступила в редакцию 07.10 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.