Совершенствование инструментов государственного регулирования
туризма
Криворучко Виктор Иванович
Ректор
ФГОУ ДПО «Академии повышения квалификации руководящих работников и специалистов курортного дела,
спорта и туризма», г. Сочи, apk@sochi.com
Аннотация: В работе рассмотрены направления совершенствования государственного регулирования туризма в плане повышения качества, конкурентоспособности и стабильности туристского комплекса, а также предложены адекватные инструменты государственного стимулирования субъектов туристского рынка.
Ключевые слова: государственное регулирование туризма;
инструменты государственного регулирования туризма, принципы государственной туристской политики, сертификация туристских услуг, антимонопольная политика, стимулирование инвестиционной активности.
Abstract. In work directions of perfection of state regulation of tourism by way of improvement of quality, competitiveness and stability of a tourist complex are considered, and also adequate tools of the state stimulation of subjects of the tourist market are offered.
Keywords: state regulation of tourism; tools of state regulation of tourism, principles of the state tourist politics, certification of tourist services, an antimonopoly policy, stimulation of investment activity
Развитие туризма, особенно в регионах, в современный период нестабильной экономической ситуации, показывает неоднородность туристского комплекса, что обуславливает различные подходы к разработке модели государственной поддержки и регулирования экономического механизма развития последних в условиях модернизации экономики. Эффективность туризма является важным фактором, стабилизирующим
социально-политическую обстановку на федеральных и региональных курортах и создает основу для устойчивого развития туризма в регионах России.
Вместе с тем, в стране сложилась уникальная система туризма, включающая курортное дело. При этом отрицательное воздействие на туризм оказывает несовершенство системы управления и государственной поддержки. Предпринятые в последние годы меры по законодательноправовому обеспечению туризма и рациональному использованию природных лечебных факторов и курортов на федеральном и региональном уровнях, поэтапная реализация федеральной целевой программы «Развитие курортов федерального значения» и ряд целевых программ развития туристских регионов позволили снизить потенциально возможные негативные последствия перестройки туристской отрасли страны и должны стать основой его трансформации в высокорентабельный сектор отечественной экономики (3).
Основной целью совершенствования туризма в России является создание современного и конкурентоспособного туристского комплекса, основанного на использовании уникальных туристско-рекреационных ресурсов, отечественных традициях, научных достижениях туризмоведения и обеспечивающего решение основных задач (7):
- удовлетворение потребностей россиян, граждан СНГ и других стран в высококачественных туристских услугах и отдыхе населения;
- увеличение вклада туристского комплекса в развитие экономики регионов;
- сохранение и рациональное использование природных ресурсов и курортов, научно-культурного и исторического наследия.
Для эффективного достижения поставленных целей определим ряд основополагающих принципов:
-проведение полной инвентаризации объектов частной туристской сферы, разработка и реализация системы учета этих объектов и
формирование реестра частных туристских объектов;
- разработка и создание законодательной нормативно-правовой базы развития туризма, способствующей успешному функционированию всех видов туристских организаций различной организационно-правовой формы и вида собственности;
- формирование разумной налоговой политики и экономических механизмов стимулирования развития туристских организаций в регионах;
- привлечение инвестиций в туризм путем предоставления государственных гарантий и других мер региональной поддержки;
- сохранение, рациональное использование и восстановление природных ресурсов и курортов;
- создание условий и принципов кооперации туристских организаций с транспортными, сельскохозяйственными, производственными и банковско-инвестиционными структурами, фондами социального и обязательного медицинского страхования, страховыми фирмами и рекламными агентствами в целях формирования высокотехнологичного и конкурентоспособного отечественного рынка туристских услуг;
- усиление государственной поддержки и регулирования отрасли через международную систему сертификации услуг;
- выработка единой кадровой политики через систему профессиональной подготовки, профессиональной переподготовки, повышение квалификации, сертификации, аттестации руководителей и специалистов в области туризма.
Совершенствование государственного регулирования туризма в регионе должно осуществляться через реализацию и поэтапное внедрение:
- государственных международных стандартов и положений о менеджменте качества туристских услуг;
- положения о сертификации и аттестации руководителей и специалистов всех уровней и направлений туристской сферы;
- формирования «Государственного реестра туристских организаций»,
основанного на их ранжировании в группы, что позволит каждой туристской организации занять соответствующее место на отечественном и международном рынке туризма;
- создание единой научно-учебной интегрированной системы профессиональной подготовки, переподготовки, усовершенствования и научного роста руководителей и специалистов отрасли;
- разработка положения и создание межведомственного координационного совета для научного обеспечения и внедрения новых технологий в экономику, управление, маркетинг, рекламу и другие важные направления туризма.
Поэтапное внедрение указанных мероприятий позволит вывести туризм в эффективно развивающийся сектор экономики сферы социальных услуг, приносящий реальные результаты в виде профилактики заболеваний, укрепления индивидуального и общественного здоровья, воспроизводства рабочей силы и повышения уровня занятости населения, динамичного развития курортных регионов Российской Федерации.
Наряду с этим необходимо отметить основные направления государственной политики в области развития туризма в России (4):
- дальнейшее развитие, координацию государственного регулирования деятельности сети туристских организаций всех форм собственности и ведомственной принадлежности;
- принятие мер по сохранению санаториев, предназначенных для оздоровления работающего населения, инвалидов войны, других категорий социально не защищенных групп, подростков и детей;
- осуществление жесткой системы учета и контроля природных лечебных ресурсов страны на основе государственного и регионального реестров курортно-рекреационных ресурсов.
Для реализации этих важных для развития туризма задач необходимо разработать научные подходы к содержанию государственного регулирования туризма на федеральном и региональном уровнях.
При этом в соответствии с научными разработками ученых Федеральной государственной Академии повышения квалификации руководящих работников и специалистов курортного дела, спорта и туризма г. Сочи, государственное регулирование туризма, как социального сектора экономики можно охарактеризовать как воздействие государственных органов на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночных механизмов (6). В целом, процесс государственного регулирования является сложной задачей, которая включает в себя разработку экономической политики, обоснование ее положений, выбор средств и методов осуществления этой политики.
По объекту воздействия государственное регулирование туризма в регионе означает деятельность по регулированию трех взаимосвязанных частей, а именно: туристских ресурсов, производства туристских и
финансовых потоков в этой отрасли.
Содержание государственного регулирования туризма в регионе определяется целями, стоящими перед государственными органами, а также средствами и инструментами, которыми располагают государственные органы управления туризмом в регионе при проведении экономической политики (1). В условиях рыночной экономики это содержание включает в себя:
- информирование участников туристского рынка о состоянии экономики страны в целом и данных отраслей в частности, перспектив их развития;
- обоснование важнейших пунктов экономической политики, которую намерены проводить государственные органы в области туризма на данном этапе развития экономики страны;
- мероприятия по развитию государственного сектора туристского комплекса - одного из важнейших инструментов воздействия государства на экономические процессы в стране.
При этом объектами и инструментами государственного регулирования туризма являются те условия, процессы и отношения в сфере воспроизводства туристских услуг, нормальное функционирование которых рыночный механизм обеспечивает неудовлетворительно, или не обеспечивает вообще (2). В качестве таковых можно выделить следующие:
- общехозяйственные процессы, такие как экономический цикл, денежное обращение, цены, занятость, инвестиции, НИОКР;
- развитие конкретных базовых секторов туризма через реализацию региональных целевых программ, а именно, «Развитие туристского комплекса Краснодарского края» и др.
- отдельные крупные туристские центры и курорты федерального значения, г. Сочи, Анапа;
- комплексное и пропорциональное развитие туризма в различных регионах страны.
Совокупность инструментов государственного регулирования
включает в себя следующие основные элементы (рисунок 1).
Рисунок 1 - Инструменты государственного регулирования туризма в
регионе
Как следует из материалов рисунка 1, каждый инструмент из
вышеприведенных групп имеет свои особенности и в определенных обстоятельствах может применяться отдельно. Сегодня государственные органы управления туризмом в регионе объективно вынуждены применять весь набор этих средств, не ограничиваясь одной какой-либо группой.
Эффективным средством регулирования туристской деятельности в интересах защиты прав и интересов потребителей, является сертификация туристских услуг. По определению международной организации по стандартизации (ИСО) (5), «сертификация - это процедура подтверждения соответствия результата производственной деятельности, товара, услуги нормативным требованиям, посредством которой, третья сторона документально удостоверяет, что продукция (процесс) или услуга, соответствует заданным требованиям». Документом, подтверждающим соответствие сертифицированной продукции (работы, услуги) установленным требованиям является сертификат соответствия, действующий на всей территории России.
В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» была отменена обязательная сертификация, которая заменена на добровольную, что в полной мере соответствует международным требованиям Всемирной торговой организации (ВТО), вступление в которую наша страна намерена провести в ближайшие годы.
Добровольная сертификация проводится по Правилам сертификации туристских услуг, услуг гостиниц, санаторно-курортных комплексов, утвержденным Росстандартом, предусматривающим учет и анализ выполнения обязательных требований соответствующих стандартов предприятий, направленных на обеспечение:
Безопасности жизни и здоровья туристов и отдыхающих на курортах.
Сохранения имущества.
Охраны окружающей природной среды.
Соответствия туристских, гостиничных и санаторно-оздоровительных услуг функциональному назначению, точности и своевременности
исполнения.
В настоящее время добровольную сертификацию осуществляют специальные органы, разработавшие стандарты предприятий и систему сертификации, аккредитованные в установленном порядке и зарегистрированные в Г осстандарте России, органы сертификации анализируют на соответствие утвержденным стандартам и другим нормативным документам:
- показатели туристских, гостиничных, санаторно-оздоровительных и других сопутствующих услуг;
- условия обслуживания туристов и отдыхающих;
- информационно-рекламную деятельность на основе наличия лицензии и сертификатов соответствия;
- туристские и санаторно-курортные путевки;
- карточки (паспорта) туристского и экскурсионного маршрутов;
- договоры с гостиницами, лицензированными транспортными организациями, страховыми компаниями, партнерами и т.д.
- заключения государственных служб надзора (пожарной, санитарноэпидемиологической, технической и др.)
На основе сертификационной экспертизы выдается сертификат соответствия. Сертификат соответствия является официальным документом, удостоверяющим полномочия туристской, гостиничной или санаторнокурортной организации осуществлять туристскую и санаторнооздоровительную деятельность, поскольку ее туристский и оздоровительный продукт произведен на должном уровне, а сервисное обслуживание осуществляется в соответствии с принятыми стандартами в аккредитованной системе сертификации.
Отказ туроператора, турагента или санаторно-курортного и гостиничного комплекса от сертификации своих услуг, или отрицательное заключение по результатам такой сертификации не дает возможность их рекламирования, являющейся основой любой коммерческой деятельности.
В целом, анализ системы добровольной сертификации в регулировании рынка туристских услуг показал высокую ее эффективность в плане реального воздействия на качество предоставляемых туристам и отдыхающим профильных и сервисных услуг.
Не менее важным рычагом развития рынка туристских услуг является антимонопольная политика, которая основывается на создании конкурентной среды, борьбы с монополизмом и недобросовестной конкуренцией.
Государственное антимонопольное регулирование экономики включает два связанных между собой направления: разработку и принятие
специального антимонопольного законодательства и формирование системы органов, ответственных за антимонопольное регулирование.
Антимонопольная политика государства в сфере туризма, как форма государственного регулирования, только начинает складываться (8). Не случайно, что в действующих федеральных законах о курортном деле и туризме нет упоминания об этой форме воздействия государства на развитие курортно-туристской индустрии.
Недостаточное внимание в действующей законодательной базе уделяется регулированию инвестиционной деятельности в туризме.
В качестве основных путей стимулирования государством инвестиционной активности в туристских регионах страны можно выделить:
- налоговое регулирование инвестиционной деятельности;
- институциональное преобразование экономики, связанное с созданием промышленных групп;
- реальная защита прав собственности.
В целом, государственное регулирование туризма является эффективным средством стимулирования инвестиционной активности, повышения качества предоставляемых услуг и решения социальных проблем в плане реального оздоровления нации. Однако важно учитывать, что главными направлениями государственной политики должны быть стабильность и конкурентоспособность туристского комплекса.
Библиографический список
1. Дымченко, А.С. Маркетинг и логистика в системе государственного управления санаторно-курортной сферой / А.С. ДымченЛ.В. Криворучко, А.П. Скрыпкин. - Сочи: Из-во СГУТиКД, 2000. - 112 с.
2. Карманов А. О некоторых положениях правового регулирования туристического бизнеса в Краснодарском крае / А. Карманов, А. Трифонов // Кубань-бизнес. - 2010 - № 42. - С. 4-6.
3. Криворучко, Л.В. Экономика и туризм: механизм взаимодействия и развития в условиях рынка / Л.В. Криворучко, А.П. Скрыпкин. - Азов.: Изд-во ООО «ГИВЦ», 2000. - 185 с.
4. Криворучко, В.И. Государственное регулирование санаторнокурортной сферы и туризма в условиях рыночной экономики / В.И. Криворучко - М.: Академия повышения квалификации, 2004. -76 с.
5. Криворучко В.И. Профессиональные стандарты и сертификация специалистов службы гостеприимства санаторно-курортных и гостиничных комплексов: Часть 1 / В.И. Криворучко, В.А. Кудря, М.В. Александрова. -Сочи: Академия повышения квалификации г. Сочи. - Сочи, 2005. - 172 с.
6. Рыночные механизмы управления санаторно-курортной сферой / Л.В. Криворучко, В.И. Криворучко. - М: Финансы и статистика, 2003. - 176 с.
7. Сурков С.Г. Международный туризм в России: проблемы развития и управления / С.Г. Сурков, В.И. Криворучко. - М.: Советский спорт, 2009. -214 с.
8. Экономика и организация туризма / Под ред. Е.Л. Драчева, Ю.В. Забаев, Д.К.Исмаев. - М.: КНОРУС, 2005. - 576 с.
The list of the literature
1. Dymchenko, A.S. Marketing and logistics in system of the government sanatorium sphere / A.S. Dymchenko, L.V. Krivoruchko, A.P. Skrypkin. - Sochi: SGUTIKD, 2000. - 112 with.
2. Karmanov A. About some positions of legal regulation of tourist business in Krasnodar territory / A.Karmanov, A.Trifonov // Kuban-business. -2010 - 42. - With. 4-6.
3. Krivoruchko, L.V. Economy and tourism: the mechanism of interaction and development in conditions of the market / L.V.Krivoruchko, A.P.Skrypkin. - Azov.: Publishing house of Open Company " GIVC ", 2000. - 185 with.
4. Krivoruchko, V.I. State regulation of sanatorium sphere and tourism in conditions of market economy / V.I.Krivoruchko - M.: Academy of improvement of professional skill, 2004. - 76 with.
5. Krivoruchko V.I. Professional standards and certification of experts of
service of hospitality of sanatorium and hotel complexes: the Part 1 / V.I.Krivoruchko, V.A.Kudrja, M.V.Aleksandrova. - Sochi: Academy of
improvement of professional skill of Sochi. - Sochi, 2005. - 172 with.
6. Market mechanisms of management of sanatorium sphere / L.V.Krivoruchko, V.I.Krivoruchko. - M: the Finance and statistics, 2003. - 176 with.
7. Surkov S.G. International's Marmots tourism in Russia: problems of development and management / S.G. Surkov, V.I.Krivoruchko. - M.: the Soviet sports, 2009. - 214 with.
8. Economy and the organization of tourism / E.L.Dracheva, J.V.Zabaev, D.K.Ismaev. - M.: KNORUS, 2005. - 576 with.