Формирование механизмов стимулирования экономического развития туризма в регионе
Криворучко Виктор Иванович
Ректор
Варваштян Ашот Ованесович Зав. кафедрой
ФГОУ ДПО «Академии повышения квалификации руководящих работников и специалистов курортного дела,
спорта и туризма», г. Сочи, [email protected]
Аннотация: В работе выявлены проблемы взаимодействия
хозяйствующих субъектов и государственных структур в плане стимулирования развития туристского комплекса в регионе, а также предложены методики и механизмы решения указанных проблем.
Ключевые слова: туризм; туристские услуги; государственное
регулирование туризма; стимулирование экономического развития туризма; туристская инфраструктура; взаимное сотрудничество субъектов туристского рынка; туристское пространство.
Abstract. In work problems of interaction of managing subjects and the state structures by way of stimulation of development of a tourist complex in region are revealed, and also techniques and mechanisms of the decision of the specified problems are offered.
Keywords: tourism; tourist services; state regulation of tourism; stimulation of economic development of tourism; a tourist infrastructure; mutual cooperation of subjects of the tourist market; tourist space.
Одним из адекватных механизмов эффективного развития туризма, способными эффективно регулировать туристский комплекс региона, являются механизмы взаимного сотрудничества муниципальных и региональных органов власти и частных предпринимательских структур. В новых условиях развития отечественной экономики эти отношения приобрели новые характеристики, и становятся по преимуществу системой стимулирования, координирования и согласования. Важнейшим
направлением обеспечения ее действенности является создание механизма реализации управленческих функций, которые определяются методами и формами государственного регулирования, а также теми правами и обязанностями, которыми наделены местные и региональные органы власти. Формирование такого механизма происходит под влиянием рыночных отношений в экономике региона, а также самостоятельности хозяйствующих субъектов.
В условиях приобретения самостоятельности как местными и региональными органами власти, так и хозяйствующими субъектами, в условиях рыночных отношений определяющим в какой-либо деятельности является получение прибыли, т.е. экономический интерес. В данном случае экономические интересы местных и региональных органов власти и хозяйствующих субъектов, в том числе в сфере туризма, не всегда совпадают и носят противоречивый характер.
Так, к экономическим интересам государственных органов власти в регионах относятся: формирование регионального и местного бюджетов; достижение экономической стабильности и развития приоритетных отраслей в данной местности; повышение уровня доходов и качества жизни населения (6). Содержание этих интересов тесно связано с улучшением всех условий жизнедеятельности населения туристского региона. Экономические интересы предприятий туристского бизнеса связаны, прежде всего, с получением прибыли, основная цель хозяйственной деятельности -максимизация прибыли. В связи с этим, туристские предприятия стремятся сократить затраты на социальные нужды. Конечно, их деятельность ведет к насыщению потребностей населения, улучшению качества жизни людей, повышению занятости и т.д., но все это является лишь средством для получения прибыли.
Противоречия в экономических интересах региональных органов управления и предприятий туристского бизнеса ведут к необходимости их решения путем согласования и определения возможных взаимосвязей и сфер
их пересечения. Важнейшее значение для успешного функционирования туристского предприятия приобретает внешняя среда. Несмотря на экономическую самостоятельность, предприятие тесно взаимодействует с внешней средой, она прямо и косвенно влияет на их деятельность, т.к. они функционируют на конкретной территории и потребляют в ходе своей деятельности территориальные ресурсы (1). Следовательно, их интересы также связаны с обеспечением местных хозяйственных структур квалифицированной рабочей силой, туристско-рекреационными ресурсами, развитием инфраструктуры.
Необходимым условием возможности претворения в жизнь интересов региональных органов управления является создание материальнофинансовой основы местного управления, увеличение регионального и местного бюджетов, который формируется за счет различных источников, среди которых местные и региональные налоги теоретически являются основным инструментом экономического регулирования (4).
Однако задачей региональных органов управления является не просто обложение налогами тех или иных источников поступления средств в бюджет, а создание такого механизма воздействия на субъекты хозяйствования, который стимулировал бы процесс развития малого предпринимательства, исходя из муниципальных и региональных целей его осуществления. Поскольку в региональные бюджеты поступает только часть налога на прибыль, необходимо применение регрессивного обложения налогом на прибыль с целью определения таких условий налогообложения, при которых в бюджет за счет налога на прибыль поступит максимум средств, причем у предпринимателя появляется стимул не укрывать свои доходы от государства. Это касается, прежде всего, большей части малых средств размещения туристов в Краснодарском крае.
Увеличение государственных доходов здесь должно осуществляться за счет роста капитала налогоплательщика, то есть происходит полное соответствие интересов налогоплательщика и государства. Следует
предусмотреть возможность уменьшения налогооблагаемой прибыли субъектов хозяйствования на величину средств, направляемых ими на развитие или обновление того или иного объекта, имеющего приоритетное значение для повышения аттрактивности туристского региона.
Важной проблемой во взаимодействии государственных и предпринимательских структур является проблема эффективного использования природно-рекреационного потенциала, состояние которого влияет на все субъекты, хозяйствующие на данной территории, во многом предопределяя эффективность и режим их функционирования.
Как известно, ряд районов Краснодарского края являются природными национальными парками, заповедниками, историко-архитектурными ценностями, признанными мировой общественностью, т.е. являются особо охраняемой природной территорией. Это является и одной из основных сфер пересечения экономических интересов субъектов хозяйствования с региональными органами управления.
Решение этой проблемы представляется во введении прогрессивной платы за использование природно-рекреационных и туристских объектов на территории региона.
В случае если деятельность предприятия тем или иным образом наносит ущерб ценным объектам, то необходимо предусмотреть штрафные санкции в размере, превышающем возмещения ущерба. Вместе с этим, должны быть предусмотрены льготы для предприятий, финансирующих экологические проекты и способствующих сохранению туристско-рекреационных ресурсов.
В плане охраны окружающей среды необходимо совершенствование законодательной базы на уровне регионов (5). В частности требуется разработка соответствующих методик определения вредного воздействия на туристско-рекреационные объекты в денежном выражении.
Экономический механизм взаимодействия и взаимоотношений региональных органов управления и субъектов хозяйствования,
базирующейся на совокупности и их взаимных интересов, позволяет задействовать в единый процесс развития туризма все субъекты хозяйствования, расположенные на территории региона, независимо от форм собственности и видов деятельности. Несмотря на многообразие организационно-правовых форм субъектов хозяйствования, их единство определяется внутренней средой (2). Нами предлагаются методические рекомендации по взаимодействию региональных органов власти и субъектов хозяйствования в туризме в виде организационно-экономического механизма, в основе функционирования которой лежит формирование, реализация и координирование взаимных экономических интересов.
Определяющим является нормативно-правовая и законодательная основа. Именно в границах, которые задаются элементами этого механизма, все субъекты хозяйствования осуществляют свою деятельность. От форм собственности и видов деятельности зависит характер взаимодействия региональных органов управления и хозяйствующих субъектов в развитии туризма.
Экономический механизм управления заключается в совокупности экономических регуляторов, которые через соответствующие формы связаны с экономическими интересами. Экономические отношения между региональными органами управления и хозяйствующими субъектами можно разделить (достаточно условно) на вертикально-регулирующие отношения и отношения, основанные на экономической заинтересованности хозяйствующих субъектов в определенных действиях
В зависимости от вида деятельности предприятия, принадлежности или не принадлежности к региональной собственности строятся отношения региональных органов с хозяйствующими субъектами. От взаимовыгодных, с предоставлением преимущественного пользования ресурсами, до отношений, строящихся исключительно на договорной основе с определением условий их функционирования на данной территории: обязательства по
использованию трудовых и природных ресурсов, природоохранным
мероприятиям, социального развития региона, размеры и виды налоговых льгот (8).
Управляющее воздействие, направленное на мотивацию различных экономических интересов, приводит к повышению уровня использования возможностей развития предпринимательства в сфере туризма, а также приводит к более полной реализации экономических интересов, усилению хозяйственной и трудовой мотивации, созданию необходимых социальных и экономических условий с целью стимулирования развития предпринимательства в сфере туризма региона.
В этой связи, сотрудничество региональных, местных органов управления и хозяйствующих субъектов в развитии туризма в регионе рассматривается нами в следующих аспектах.
Во-первых, должна быть поставлена задача взаимодействия между объектами и субъектами туризма в регионе, функционирующими на территориях городов и районов региона, в результате чего формируется единое туристское пространство.
Во-вторых, важной основой такого пространства должна стать политика единого ценообразования, позволяющая исключить необоснованное завышение цен индивидуальными туроператорами, занимающимися перекупкой и перепродажей туристского продукта. Политика снижения себестоимости туристского продукта сформирует необходимые условия для решения проблемы социального туризма, что особенно важно как для поддержки социально уязвимых слоев населения, так и для воспитания молодежи на традициях многогранной российской истории и культуры.
В-третьих, создание единого туристского пространства позволит более эффективно использовать существующие предприятия и учреждения туризма, предприятия общественного питания и транспорта, а также получать от туристского оборота средства для их реконструкции или нового строительства в регионе.
Однако стимулирование развития туризма в регионе лишь повышением эффективности взаимного сотрудничества между субъектами туризма в регионе является недостаточным (7). Поэтому следует выделить ряд других первостепенных конструктивных задач по устойчивому развитию туризма в регионе, в частности на курортах Краснодарского края:
1. Учет взаимных интересов региона и муниципальных образований. Отношения между регионами должны строиться с учетом специфики каждого курорта края с наделением значительной самостоятельности муниципальным образованиям для решения оперативных и тактических задач по развитию туризма в регионе.
2. Ужесточение экологического контроля за использованием туристско-рекреационных ресурсов путем придания курортам Краснодарского края особого экологического статуса. Необходимо принятие решения об особом статусе Краснодарского края, так как по числу принимаемых туристов Краснодарский край является первым регионом Российской Федерации.
3. Упорядочение экономическо-правовой основы туристской деятельности в Краснодарском крае, которое требует дополнение нормативно-правовой базы, применение международных стандартов менеджмента качества в туризме, разработка современных, отвечающих мировым уровням, программ по обучению персонала туристских фирм и создание центров непрерывного обучения в сфере туризма.
4. Вовлечение всех курортов Краснодарского края в проект создания туристского информационного центра. В настоящее время идет работа по созданию единого информационно-компьютерного пространства России -Всероссийского народного туристского общества, один из офисов которого находится в г. Сочи. Для решения этой задачи необходимо во всех, даже слабо развитых регионах Краснодарского края, совершенствовать информационные сети передачи данных.
Задача успешного развития туризма в регионе с организационной
точки зрения может быть решена лишь с помощью эффективно действующей инфраструктуры рыночного хозяйства, основанной на многообразном, комплексном и длительном взаимодействии между различными субъектами рынка.
Инфраструктура туризма обеспечивает тесное единство трёх своих видов: социального (по удовлетворению потребностей туристов),
производственного (получение прибыли от турбизнеса) и институционального (регулирование и мониторинг туристской сферы со стороны государственных и общественных структур) (3).
Рассматривая туризм, как вид предпринимательской деятельности, мы выделяем следующие основные блоки функционирования региональной туристской инфраструктуры:
- инфраструктура должна обеспечить условия не только для функционирования туристских предприятий, действующих на базе различных форм собственности, но и их эффективное и устойчивое развитие;
- инфраструктура должна способствовать возникновению и появлению новых партнёрских связей, взаимодействующих с её составляющими элементами;
- инфраструктура должна быть адекватна потребностям
туристских предприятий с учётом их функциональной специализации, пропускной способности туристских объектов и др.;
- инфраструктура должна быть не только доступна всем предпринимательским структурам туристского рынка, но и обеспечивать возможности решения важнейших проблем развития туризма в регионе (доступ к информационным системам, подготовка кадров, финансовое, налоговое, правовое консультирование и др.);
- обеспечение достоверными и своевременными статистическими данными, а также мониторинг деятельности субъектов рынка туристских услуг.
Проблемы развития региональной туристской инфраструктуры
концентрируются в трех основных направлениях. Во-первых, это специфические проблемы, возникающие в ее отдельных блоках. Во-вторых, это проблемы общего уровня развития региональной туристской инфраструктуры, который может оказаться недостаточен для полноценного функционирования регионального туристского рынка. В-третьих, это проблемы, связанные с диспропорциями в соотношении уровней развития отдельных блоков региональной туристской инфраструктуры. В последнем случае нужно иметь в виду, что эти блоки взаимно дополняют друг друга, а потому отставание одной из них практически не может быть компенсировано чрезмерным развитием остальных. Поэтому дальнейшее развитие туризма в Краснодарском крае связано с созданием здесь развитой инфраструктуры, обеспечивающей своевременную и качественную работу предприятий туристского сектора экономики.
В целом, организационно-экономический механизм развития туристского бизнеса в регионе представляет собой совокупность организационных, экономических и финансовых структур, форм и методов хозяйствования, посредством которых осуществляются увязка и согласование общественных, групповых и частных интересов, обеспечиваются функционирование и развитие рынка туристского продукта. Предлагаемые направления постановки организационных и экономических целей развития туристского бизнеса в регионе должны основываться на использовании всех составляющих туристского потенциала территории.
Используя предложенные нами механизмы стимулирования развития туризма в регионе, можно добиться устойчивого повышения качества и конкурентоспособности туристских услуг через создание единого информационного пространства, установление взаимовыгодных отношений государственных структур и рыночных субъектов хозяйствования, обучение персонала туристских фирм, установление требований к обслуживающему персоналу, внедрение международных стандартов менеджмента качества, экономическое и налоговое стимулирование и др.
Указанные инструменты выступают важнейшими рыночными механизмами управления развитием туристского комплекса региона и служат основой для разработки концепции устойчивого развития туризма в регионе. социально и экономически эффективна как для производителей, так и для потребителей туристских услуг.
Библиографический список
1. Бачурин, А. Повышение роли экономических методов управления / А. Бачурин // Экономист. - 2009. - № 4. - С. 28-31.
2. Гутман, Г.В. Управление региональной экономикой / Г.В. Гутмана. М.: Финансы и статистика, 2007 - 245с.
3. Криворучко, Л.В. Экономика и туризм: механизм взаимодействия и развития в условиях рынка / Л.В. Криворучко, А.П. Скрыпкин. - Азов.: Изд-во ООО «ГИВЦ», 2000. - 185с.
4. Криворучко, В.И. Государственное регулирование санаторнокурортной сферы и туризма в условиях рыночной экономики / В.И. Криворучко - М.: Академия повышения квалификации, 2004. -76с.
5. Кураков, Л.П., Кашурникова Г.Г. Управление социальной сферой / Л.П. Кураков, Г.Г. Кашурникова. - М.: Пресс-сервис, 2007. - 198 с.
6. Орешин, В.П. Государственное регулирование национальной экономики (в вопросах и ответах) / В.П. Орешин.- М.: ИНФРА-М, 2009. -124с.
7. Хряков, В.И. Государственное регулирование курортной отрасли в России / В.И. Хряков // Г осударственная служба. - 2011. - №3. - С. 17-20.
8. Экономика и организация туризма / Под ред. Е.Л. Драчева, Ю.В. Забаев, Д.К.Исмаев. - М.: КНОРУС, 2005. - 576 с.
The list of the literature
1. Bachurin, A. Increase of a role of economic methods of management / A.Bachurin // the Economist. - 2009. - 4. - With. 28-31.
2. Gutman, G.V. Management regional economy / G.V.Gutmana. М.: the finance and statistics, 2007 - 245 with.
3. Krivoruchko, L.V. Economy and tourism: the mechanism of interaction and development in conditions of the market / L.V. Krivoruchko, A.P.Skrypkin. -Азов.: Publishing house of Open Company " GIVC ", 2000. - 185 with.
4. Krivoruchko, V.I. State regulation of sanatorium sphere and tourism in conditions of market economy / V.I.Krivoruchko - М.: Academy of improvement of professional skill, 2004.-76 with.
5. Kurakov, L.P. Management social sphere / L.P.Kurakov, G.G.Kashurnikova. - М.: Press-service, 2007. - 198 with.
6. Oreshin, V.P. State regulation of national economy (in questions and answers) / V.P. Oreshin.-М.: INFRA-M, 2009. - 124 with.
7. Hryakov, V.I. State regulation of resort branch in Russia / V.I. Hryakov // Public service. - 2011. - №3. - with. 17-20.
8. Economy and the organization of tourism / E.L.Dracheva, J.V.Zabaev, D.K.Ismaev. - М.: KNORUS, 2005. - 576 with.