Научная статья на тему 'Совершенствование инструментов государственного регулирования тарифов на электрическую энергию для промышленных потребителей'

Совершенствование инструментов государственного регулирования тарифов на электрическую энергию для промышленных потребителей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ерыгин Юрий Владимирович, Кырова Елена Васильевна

Рассмотрены проблемы стимулирования развития промышленных предприятий на основе инструментов государственного регулирования тарифов на электроэнергию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ерыгин Юрий Владимирович, Кырова Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The improvement of instruments of government control of electrical energy's traffys for plant factilities

It is considered the problems of stimulating of development of plant facilities on basis of instruments of government control of electrical energy's tariffs.

Текст научной работы на тему «Совершенствование инструментов государственного регулирования тарифов на электрическую энергию для промышленных потребителей»

A. G. Brevnova

ASSOCIATION OF FUNCTIONAL SUBSYSTEM OF CORPARATE INFORMATION SYSTEM AND ORGANIZATIONAL MATURITY LEVELS

Comparative analysis of classifications offunctional subsystems of corporate information system is carried out. It is covered the interdependence between set of functional subsystems and organizational maturity levels.

ХЦК 622.623.

Ю. В. Ерыгин, Е. В. Кырова

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Рассмотрены проблемы стимулирования развития промышленных предприятий на основе инструментов государственного регулирования тарифов на электроэнергию.

Энергетика является базовой отраслью, определяющей потенциал развития экономики регионов и страны в целом. Современное состояние топливно-энергетического комплекса (ТЭК) во многом является следствием результатов осуществления экономических реформ, происходящих в России. Наметившийся экономический рост требует увеличения инвестиций в отрасль, без реального роста которых, согласно прогнозам, уже во второй половине нынешнего десятилетия в стране может возникнуть нарастающий дефицит резервов мощности, необходимых для устойчивого снабжения энергией в периоды максимальной нагрузки. Важнейшим источником финансирования инвестиций являются собственные средства предприятий отрасли, формируемые в основном за счет прибыли. Однако необоснованный рост тарифов в этом случае может привести к сдерживанию темпов наметившегося экономического роста и возникновению социальной напряженности.

Основные проблемы Российского ТЭК и подходы к реформированию заложены в Энергетической стратегии до 2020 г., в которой предусматривается реструктуризация электроэнергетики на основе четкого разделения учета финансовой деятельности, развитие конкуренции в отрасли с целью снижения издержек производства и обеспечение полной организационной и финансовой прозрачности деятельности предприятий на внутреннем и внешнем рынках. При этом особое внимание отводится методам государственного регулирования, направленным на обеспечение сбалансированного экономического роста и решение социальных проблем. Вместе с тем Энергетическая стратегия предусматривает отказ от перекрестного субсидирования как инструмента социальной защиты населения, являющегося одним из потребителей электроэнергии. Однако эта мера требует предварительной оценки экономических и социальных последствий, вызванных предполагаемыми изменениями тарифной политики. В сложившихся экономических условиях перекрестное субсидирование необходимо рассматривать не толь-

ко как инструмент субсидирования населения, но и как инструмент, стимулирующий развитие наиболее перспективных предприятий и отраслей экономики региона. Решение об установлении тарифов должно приниматься на основе комплексного подхода, обеспечивающего баланс интересов государства, потребителей и производителей энергии, что является главной целью государственного регулирования. В связи с изменившейся ролью и значением перекрестного субсидирования как инструмента государственного регулирования экономического и социального развития региона возникает необходимость определения условий и порядка его использования на современном этапе развития экономики [1].

Цля решения поставленной задачи необходимо исследовать факторы, оказывающие существенное влияние на процесс формирования тарифов. Опираясь на информацию, полученную в результате изучения статистических материалов и данных экспертного опроса, выявлена совокупность факторов и осуществлена их систематизация, результаты которой представлены в табл. 1.

Объединение факторов в две группы (внешние и внутренние) позволяет выявить источники возникновения, а оценка степени их влияния на формирование тарифов способствует определению значимости каждого из них.

Такие факторы, как приоритетные направления развития региона, потенциал роста отраслей промышленности в крае и их энергоемкость, динамика изменения структуры и объемов потребления электроэнергии, позволяют обосновать необходимость решения следующих задач: выбор стратегии государственного регулирования для покупателей электроэнергии, а также систему мониторинговых показателей и определение допустимых границ их изменения. Цругие факторы (уровень текущих издержек, платежеспособность потребителей продукции ТЭК, стоимость электрической энергии на ОРЭМ, структура и объем потребления электроэнергии, состояние и стабильность нормативно-правовой базы государственного регулирования тарифов на продукцию ТЭК) явля-

ются не менее важными. При этом их учет требует разработки математической модели расчета тарифов для электропотребителей. Высокий уровень неопределенности таких факторов, как приоритетные направления развития региона, стоимость электрической энергии на ОРЭМ, динамика изменения цен поставщиков на энергоресурсы и некоторых других (табл. 1), требует их учета при решении задачи регулирования тарифов на электроэнергию.

Перекрестное субсидирование оказывает прямое и косвенное воздействие на исследуемые факторы. Однако различный характер их влияния на эффективность формирования тарифов позволяет сделать вывод о необходимости учета неоднородности потребителей электроэнергии с точки зрения способов государственного регулирования. В связи с этим предложена типология потребителей электроэнергии, обеспечивающая повышение эффективности инструментов государственного регулирования, которая предполагает деление прочих потребителей на восемь подгрупп, согласно следующим признакам: доля в структуре электропотребления, энергоемкость и потенциал роста отраслей. Данная декомпозиция по предложенным признакам позволяет выявить перспективные отрасли с точки зрения экономики региона и устанавливать для них размер тарифа на электроэнергию дотационного или стимулирующего характера.

Деление потребителей по признакам характер потребления электрической энергии и источники финансирования позволяет разбить их по условиям оплаты и способности своевременно в полном объеме рассчитываться за

Факторы, влияющие на формир«

электроэнергию. В частности, население, согласно действующему законодательству, оплачивает электроэнергию по льготной цене в пределах установленной социальной нормы электропотребления и по экономически обоснованному тарифу - сверх социальной нормы потребления, а также с учетом наличия электроплит или газовых плит в жилых домах. Установление льготных тарифов для этой группы потребителей достигается, как уже отмечалось, на основе использования перекрестного субсидирования, являющегося инструментом государственной тарифной политики. Предложенная типология потребителей способствует формированию оптимальной стратегии установления энерготарифов для выделенных групп, предполагающих наличие дотационного или стимулирующего характера тарифов, что повышает эффективность работы органов государственного регулирования электроэнергетики.

Оценка состояния отрасли, результаты анализа факторов, влияющих на формирование энерготарифов, а также предложенная типология энергопотребителей позволяют сделать вывод о возрастающей роли и значении государственного регулирования в развитии энергетики и, как следствие, экономики страны. Это безусловно требует дополнительного изучения возможностей существующих инструментов государственного регулирования, а также их дальнейшего совершенствования. В первую очередь это относится к такому инструменту, как перекрестное субсидирование.

Ориентация только на затраты предприятий ТЭК не приводит к учету интересов различных групп потребите-

Таблица 1

ание тарифов на электроэнергию

Характеристики Факторы Характер информации по каждому фактору степень значимости каждого фактора Регулируемые (Р) /нерегулируемый Н) факторы

Отраслевые особенности предприятий ТЭК д 7 Р

Рентабельность операционной деятельности предприятий ТЭК д 10 Р

Уровень текущих издержек д 8 Р

Состояние основных средств д 9 Р

Потребность предприятий отрасли в инвестициях д 9 Р

Конъюнктура рынка на электроэнергию с 5 Н

Инвестиционная привлекательность отрасли с 7 Р

Финансовые возможности и приоритеты инвесторов с 5 Н

Система налогообложения д 4 Н

Уровень инфляции с 7 Н

Платежеспособность потребителей продукции ТЭК с 9 Н

Социальная обстановка в регионе (уровень жизни населения) д 10 Н

Приоритетные направления развития региона с 7 Н

Потенциал роста промышленности в регионе с 6 Р

Стоимость электрической энергии на ОРЭМ с 10 Н

Энергоемкость предприятий д 7 Н

Структура и объем потребления электроэнергии д 7 Р

Динамика изменения структуры и объемов потребления электроэнергии с 7 Р

Динамика изменения цен поставщиков на энергоресурсы с 10 Н

Состояние и стабильность нормативно-правовой базы государственного регулирования тарифов на продукцию ТЭК д 8 Н

Примечания; Характер информации: Д - детерминированный; Н - неопределенный; С - стохастический.

лей, а следовательно, не обеспечивает их сбалансированность. Одним из инструментов, позволяющих решать эту проблему до настоящего времени, выступало перекрестное субсидирование. Однако в условиях спада промышленного производства и снижения объемов энергопотребления данный инструмент приводит к увеличению доли затрат на электроэнергию в структуре дотирующих предприятий, что служит причиной снижения их рентабельности и дальнейшего сокращения объемов производства. Перекрестное субсидирование также может быть использовано в качестве инструмента стимулирования развития энергоемких отраслей промышленности. Применение этого инструмента в данном случае требует решения следующих задач: определение стратегии развития для предприятий, составляющих основу производственного потенциала региона; определение размера льготных тарифов на электроэнергию, устанавливаемую для выделенных предприятий, а также учет неопределенности их развития.

Решение первой задачи направленно на выделение отдельных отраслей (предприятий), для которых целесообразно установление льготных тарифов, позволяющих обеспечить их развитие, что является важным для достижения планируемых темпов экономического роста региона. Использование традиционных инструментов стратегического планирования для решения этой задачи, к сожалению, не обеспечивает адекватного выбора тарифной стратегии, так как в данном случае не учитываются такие факторы, как энергоемкость производства, потенциал роста отрасли, уровень цен на ОРЭМ и доля в структуре энергопотребления [2]. Для решения второй задачи могут использоваться методы линейной и нелинейной оптимизации. По мнению авторов для решения задачи определения объектов стимулирования и размеров льготного тарифа целесообразно использование метода динамического программирования, позволяющего учесть дискретный характер исходной информации. Решение третьей задачи вызвано неопределенностью развития этих предприятий. Неучет данного фактора может привести к

снижению эффективности инструментов государственного регулирования.

Существует три группы методов принятия решений в условиях неопределенности: стохастический метод, теория игр и метод адаптивного планирования. Стохастический метод основывается на закономерностях прошлого периода, что в условиях развития предприятия не приемлемо, так как его использование может внести дополнительные погрешности; теория игр, как правило, используется в случае, когда принимается решение о единовременных капитальных вложениях, которые не могут быть изменены в процессе функционирования объекта. В данном случае речь идет о процессе развития, который возможно постоянно корректировать. Поэтому наиболее целесообразным методом учета неопределенности является использование методов адаптивного планирования, одним из элементов которого является мониторинг факторов внешней и внутренней среды. Результаты анализа методов решения перечисленных задач позволяют сделать вывод о необходимости их дальнейшего развития.

Как уже было отмечено, по результатам систематизации факторов первой и важнейшей задачей является разработка инструментов формирования тарифных стратегий, в качестве которых предложены матрицы, позволяющие учитывать влияние наиболее значимых факторов, среди которых энергоемкость, потенциал роста отрасли, уровень цен на ОРЭМ и доля в структуре потребления. Первая матрица построена на учете таких факторов, как энергоемкость и потенциал роста отрасли; вторая учитывает уровень цен на ОРЭМ и долю в структуре электропотребления. Двухуровневое задание значений факторов в предложенных матрицах позволяет получить четыре квадранта, в которых представлены соответствующие виды тарифных стратегий (рис. 1).

Если отрасль (предприятие) имеет высокую энергоемкость и низкий потенциал роста (квадрант А первой матрицы), то, чтобы определить вид стратегии, необходимо рассматривать варианты дотационных стратегий второй

Энергоемкость

А Оценка доли в структуре потребления Б Стимулирование на основе льготного тарифа

В Установление тарифа, обеспечивающего покрытие издержек энергокомпании Г Установление тарифа, обеспечивающего покрытие издержек энергокомпании

Потенциал роста отрасли

--------------------------------------------------►

Уровень цен на ОРЭМ_________________________________________________________________

А Установление тарифа, обеспечивающего покрытие издержек энергокомпании Б Дотации на основе установления льготного тарифа до уровня цен конкурентов

В Установление тарифа, обеспечивающего покрытие издержек энергокомпании Г Дотации на период финансового оздоровления

Доля в структуре потребления

-----------------------------------------------------►

Рис. 1. Матрицы формирования тарифной стратегии 172

матрицы. Тарифная стратегия стимулирующего характера применяется, если отрасль (предприятие) имеет высокую энергоемкость и потенциал роста (первая матрица).

Использование представленных матриц позволяет разработать тарифные стратегии (табл. 2) для каждого из типов выделенных потребителей, полученных в результате предложенной типологии.

Для первого и пятого выделенных потребителей определена стратегия «Стимулирования на основе льготного тарифа», потому что здесь ключевую роль играет высокий потенциал их роста, и если его стимулировать посредством льготного тарифа (так как отрасли энергоемкие), то в результате в регионе будет снята проблема одного стратегического покупателя, а следовательно, увеличатся прибыль энергокомпаний и платежи в бюджет.

Второй выделенный потребитель должен покупать электроэнергию по тарифу, установленному согласно стратегии «Дотации на основе установления льготного тарифа до уровня цен конкурентов», потому что у него доля потребления электроэнергии и энергоемкость значительные, но низок потенциал роста. В случае установления высокой цены он может «уйти» на ОРЭМ, что негативно скажется на экономике региона, а также ухудшит социальную обстановку.

Формирование тарифа по стратегии «Дотации на период финансового оздоровления» подходит для третьего выделенного энергопотребителя, так как главными критериями в определении этой стратегии являются высокий потенциал роста отрасли и большой удельный вес в структуре потребления электроэнергии, а в случае установления экономически обоснованного тарифа для этой подгруппы возможно снижение темпов роста предприятий.

Для оставшихся выделенных групп потребителей (4, 6, 7, 8) устанавливается тариф на электроэнергию, обеспечивающий покрытие издержек энергокомпании, потому что их энергоемкость и/или доля в структуре электропотребления незначительны, а значит, установление льготного тарифа для них не имеет стимулирующего эффекта.

Данные инструменты позволяют более эффективно проводить государственное регулирование электроэнергетики в области ценообразования.

Реализация стратегии «Стимулирования на основе льготного тарифа» требует либо разработки нового инст-

румента государственного регулирования, либо совершенствования существующих. Как уже было отмечено выше, в качестве такого инструмента предлагается использовать перекрестное субсидирование. Однако содержание и характер этого инструмента существенно отличается от перекрестного субсидирования, применяемого для реализации дотационных стратегий. Отличие связано с необходимостью трансформации перекрестного субсидирования путем изменения характера частичного финансирования затрат одной группы потребителей за счет другой.

Решение другой задачи связано с определением состава предприятий, которым устанавливаются льготные тарифы на электроэнергию, а также размер этих тарифов предлагается осуществлять с помощью модели динамического программирования [3]. Постановка задачи динамического программирования состоит в следующем: пусть группе предприятий устанавливают льготные тарифы на электрическую энергию с целью стимулирования роста производства в рамках Программы социально-экономического развития региона. По каждому из п промышленных предприятий, выделенных на этапе формирования тарифных стратегий государственного регулирования, известен возможный прирост £\(х) (I = 1, п ) продаж от реализации продукции в зависимости от суммы средств, предоставляемых предприятию в рамках льготного тарифа на электроэнергию х.. Требуется так установить тарифы для предприятий, чтобы общая сумма денежных средств (С), привлекаемых в результате перекрестного субсидирования, обеспечила наибольший прирост объемов производства и, как следствие, энергопотребления/ (С).

Для этого необходимо:

- разбить на шаги искусственным образом. В качестве п-го шага принимается определение суммы средств, предоставляемых предприятию в рамках льготного тарифа для п-предприятий;

- от параметра, характеризующего состояние системы 5 перед каждым шагом, отнять запас не вложенных денежных средств С, определяемый исходя из уровня льготного тарифа на электрическую энергию;

- от параметров «шагового управления» для выделенных предприятий данной модели отнять размер суммы средств, предоставляемых предприятию в рамках льготного тарифа х1, х2, ...., хп;

Таблица 2

Тарифные стратегии государственного регулирования для выделенных типов потребителей электрической энергии

'"Ч. Стратегии Типы Ч.. потребителей \ Стимулирование на основе льготного тарифа Дотации на основе установления льготного тарифа до уровня цен конкурентов Дотации на период финансового оздоровления Установление тарифа, обеспечивающего покрытие издержек энергокомпании

1 +

2 +

3 +

4 +

5 +

6 +

7 +

8 +

- выигрыш на i шаге определяется приростом выпуска продукции g(x), i-го предприятия в зависимости от выделенной для него суммы средств, предоставляемых ему в рамках установленного льготного тарифа (шагового управления);

- под действием «шагового управления» х. на i шаге система S переходит в новое состояние С' = С - х. Обозначим через^ (C) - максимальное значение прироста продукции при распределении суммы С между n предприятиями;

- рекуррентное соотношение имеет вид

f. (C) = max (g. (x) + ft l (C - X.)) при 0 < X. < С.

При построении модели в каждом конкретном случае формируется система ограничений, учитывающая влияние всех наиболее значимых факторов.

Применительно к данной модели ограничение связанно с тем, что для установления льготных тарифов выделяется сумма, которая не должна приводить к нарушению устойчивости функционирования энергоснабжающей организации:

С < а • П, где П - чистая прибыль энергоснабжающей организации; б - коэффициент, устанавливаемый в соответствии с принятой в энергоснабжающей организации политикой распределения прибыли.

Разработанные инструменты являются основой предлагаемой методики определения льготного тарифа и состава потребителей, для которого он устанавливается (рис. 2).

Предложенные инструменты формирования тарифных стратегий государственного регулирования для выделенных типов потребителей и модель определения льготных тарифов являются ключевыми этапами предло-

женной методики (этапы 1-5). Вместе с тем остается нерешенной проблема учета неопределенности развития энергопотребителей, для которых устанавливается льготный тариф. Для ее решения предлагается введение системы мониторинга.

Формирование системы мониторинговых показателей осуществляется на основе результатов выявления и систематизации наиболее значимых регулируемых и нерегулируемых факторов, влияющих на формирование тарифов на электроэнергию и имеющих неопределенный характер информации. В качестве основного показателя рекомендуется использовать объем продаж продукции предприятия.

Для внедрения мониторинга необходимо решить проблему определения границ допустимых отклонений контролируемого показателя. Для этого устанавливаем границы эффективности и границы устойчивости. Значения границ эффективности определяются на основе статистических методов обработки данных. Это обусловлено тем, что мониторинг показателя объема продаж продукции осуществляется преимущественно на основе уже накопленной выборки состояний. С помощью этих методов можно установить математическое ожидание и дисперсию для значения каждого предприятия, а также функцию их распределения. Определение границ устойчивости допустимого интервала значений показателя вытекает из условия безубыточного функционирования предприятия, эти границы как раз и определяют границы устойчивости для контролируемого показателя. Процесс мониторинга обеспечивается работой представленного ниже алгоритма (рис. 3).

Постановка цели

Выявление факторов, влияющих на формирование тарифов на электроэнергию

Разработка типологии потребителей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выбор тарифной стратегии для выделенных типов потребителей 4

1 г

Определение льготного тарифа и состава потребителей, для которых он устанавливается 5

Определение мониторинговых показателей 6

Рис. 2. Этапы методики регулирования тарифов на электроэнергию, обеспечивающих стимулирование развития промышленных предприятий

В соответствии с определенными интервалами для мониторинговых показателей осуществляется анализ динамики их изменения. В случае если границы эффективности и устойчивости не нарушаются, осуществляется дальнейший мониторинг показателя в рамках установленного временного интервала. В случае выхода наблюдаемого показателя за границы эффективности и устойчивости включается механизм генерации корректирующих мероприятий с последующей оценкой их эффективности и расчета прогнозных значений выходных показателей. Если реализация корректирующих мероприятий обеспечивает сохранение тенденции развития предприятия, осуществляется дальнейшее наблюдение за ходом реализации плана. Если разработанные мероприятия не обеспечивают данных тенденций, то возникает необходимость пересмотра стратегии его развития. Таким образом, обеспечивается реализация плана устойчивого развития предприятия и региона в целом.

Данный алгоритм мониторинга выполнения плана развития предприятия учитывает возможность быстро-

го реагирования на изменение условий, что делает его более привлекательным для практического использования.

Установление тарифов с учетом результатов, полученных на основе использования предложенной методики, позволяет обеспечить баланс интересов государства, потребителей и производителей в условиях реформирования отрасли.

Библиографический список

1. Любимова, Н. Г. Государственное регулирование электроэнергетикой (проблемы и пути решения) / Н. Г. Любимова. М. : Вестник, 1998.

2. Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ани-софф. М. : Экономика, 1989.

3. Исследование операций в экономике : учебн. пособие для вузов / Н. Ш. Кремер [и др.]; под ред. проф. Н. Ш. Кремера. М. : ЮНИТИ, 2000. 407 с.

Рис. 3. Схема алгоритма мониторинга показателей выполнения плана развития предприятия

Yu. V Erygin, E. V. Kyrova

THE IMPROVEMENT OF INSTRUMENTS OF GOVERNMENT CONTROL OF ELECTRICAL ENERGY’S TRAFFYS FOR PLANT FACTILITIES

It is considered the problems of stimulating of development ofplant facilities on basis of instruments of government control of electrical energy s tariffs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.