Кузнецова Е.С., Гафуров А.Р. Оптовый рынок электроэнергии (мощности) региона...
УДК 621.31 : [339.13.012:338.516.54] (470.21)
Оптовый рынок электроэнергии (мощности) региона: проблемы, риски и перспективы развития
Е.С. Кузнецова, А.Р. Гафуров
Экономический факультет МГТУ, кафедра менеджмента, коммерции, маркетинга и рекламы
Аннотация. В статье исследуются проблемы развития рынка электроэнергии и мощности. Показаны роль, перспективы и риски развития оптового рынка электроэнергии Мурманской области. Авторы определяют перечень приоритетных мероприятий, необходимых для развития энергогенерации и недопущения социальной напряженности в регионе.
Abstract. The paper investigates problems of electric power and capacity market development. The role, prospects and risks of development of wholesale market of the electric power of the Murmansk region has been shown. The authors have defined the list of priority actions necessary for development of power generation and non-admission of social intensity in the region.
Ключевые слова: энергетическая безопасность, стратегические ресурсы, производственный потенциал, топливные ресурсы страны, топливный баланс, рынок электроэнергии и мощности, валовой региональный продукт
Key words: energy safety, strategic resources, productive potential, country fuel resources, fuel budget, the electric power and capacity market, Gross Regional Product
1. Введение
31 августа 2006 г. в соответствие с Постановлением Правительства РФ от № 529 "О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)" и Постановлением Правительства № 530 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии" был сформирован новый оптовый рынок электроэнергии и мощности (НОРЭМ), который, в отличие от оптового рынка электроэнергии переходного периода, имеет ряд преимуществ:
1. С введением новой модели ОРЭМ через систему регулируемых двухсторонних договоров (РДД) для генерирующих компаний устанавливаются постоянные партнеры-потребители и их обязательства по оплате электроэнергии и мощности, что, несомненно, приостанавливает процесс накопления неоплачиваемого потребления электроэнергии (тарифно-стоимостного небаланса).
2. Новый рынок отражает фактическую стоимость электроэнергии в конкретный момент времени, исходя из соотношения спроса и предложения.
3. В зависимости от наличия топлива и его цены происходит загрузка генерирующего оборудования, то есть выработка осуществляется по цене не ниже затрат на топливо, а в некоторых режимах возможно даже получение генерирующими компаниями дополнительной прибыли за счет разгрузки собственных мощностей. Это значительно уменьшает объем платежного небаланса и положительно сказывается на денежном потоке энергокомпаний и, как следствие, на инвестиционной привлекательности.
4. Новая модель оптового рынка электроэнергии и мощности сделала отношения его участников более прозрачными и понятными, что создает здоровую конкуренцию среди поставщиков, а также среди потребителей электроэнергии.
5. Преимуществом данной модели является возможность сотрудничества продавцов и покупателей электроэнергии и мощности на долгосрочной основе.
6. Вступление в силу Правил функционирования розничных рынков электроэнергии заставляет крупных розничных потребителей следовать правилам оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ), тем самым, вынуждая их переходить из розничного на оптовый рынок.
Однако необходимо отметить, что для энергокомпаний введение НОРЭМ означает как новые возможности и преимущества, так и дополнительные серьезные риски.
2. Проблемы формирования оптового рынка электроэнергии (мощности)
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.08.06 г. № 529 "О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)" и Постановлением Правительства РФ от 31.08.06 г. № 530 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии" был сформирован оптовый рынок электроэнергии (мощности) - торговая площадка "Администратор торговой системы" (АТС), что позволило запустить в действие рыночные механизмы оборота электроэнергии (О совершенствовании порядка..., 2006; Об утверждении правил..., 2006).
52
Вестник МГТУ, том 14, №1, 2011 г.
стр.52-55
Однако выход на оптовый рынок обернулся для ТЭК Мурманской области серьезными проблемами. В связи с тем, что ТГК-1 и Кольская АЭС, поставляющие электроэнергию на оптовый рынок, не являются региональными компаниями, а в области действуют их филиалы, то возникает некоторое противоречие: с одной стороны, электроэнергия, которую они поставляют на оптовый рынок, формально потребляется не только в Мурманской области, но и далеко за ее пределами. Из мощности около 3000 МВт, генерируемой Кольской энергосистемой, около 550 МВт передается в период максимальных нагрузок в Карелию и около 75-90 МВт по экспорту в Финляндию и Норвегию. То есть генерирующие компании формально поставляют за пределы области значительно большие объемы дешевой (генерируемой АЭС и ГЭС) электроэнергии, чем это возможно фактически по условиям пропускной способности транзитных линий.
С другой стороны, электроэнергия, потребляемая внутри области, формально производится не только на Кольском полуострове ТГК-1 и Кольской АЭС, но и за его пределами, цена которой может быть значительно дороже, чем на внутреннем рынке.
В результате, из-за того, что усредненные тарифы поставщиков на оптовом рынке по регулируемым договорам, устанавливаемые с 1 января 2007 года Федеральной службой по тарифам, оказываются значительно выше тарифов на розничном рынке, устанавливаемых Управлением по тарифному регулированию (даже с учетом инфляции), возникает дисбаланс оптовых и розничных тарифов на электроэнергию. Так, в соответствии с решением Федеральной службы по тарифам (ФСТ) для Колэнергосбыта, рост тарифов на оптовом рынке электроэнергии с начала 2007 года составил 76,7 %, в то время как средние тарифы для потребителей на розничном рынке увеличились только на 9 % (О некоторых итогах..., 2008).
Подобный дисбаланс оптовых и розничных тарифов на электроэнергию устраняется при помощи механизма федерального субсидирования, предусматривающего компенсации расходов гарантирующим поставщикам, энергосбытовым компаниям или территориальным сетевым организациям по приобретению электрической энергии (мощности) на оптовом рынке и неучтенных расходов в тарифах на розничных рынках (Преснов, 2008). Однако субсидии выделяются не всегда и далеко не в полном объеме. В результате установленный порядок формирования тарифов на оптовом рынке привел к тому, что Мурманская область, являясь энергоизбыточным регионом, превратилась из донора дешевой электроэнергии в субсидируемую область, что привело к глобальной проблеме - межтерриториальному перекрестному субсидированию, как вынужденной мере тарифного регулирования, направленной на сдерживание роста тарифов в отдельных субъектах страны.
Кроме того, на розничном рынке электроэнергии существует еще одна нерешенная и, самое главное, реально не обозначенная в действующем правовом поле проблема перекрестного субсидирования населения за счет предприятий, которая также снижает инвестиционную привлекательность отрасли - бремя платежей за электроэнергию не соответствует затратам на ее производство и транспортировку группам потребителей.
Социальное перекрестное субсидирование в региональной электроэнергетике выражается в компенсации относительно низких тарифов на потребляемую электроэнергию для потребителей, получающих ее на низком напряжении, за счет более высоких тарифов для потребителей, получающих электроэнергию на высоком и среднем напряжении. Это в первую очередь крупные и средние промышленные предприятия, составляющие основу экономики регионов.
Наличие социального перекрестного субсидирования на территории Мурманской области повлекло за собой ряд негативных последствий:
1. Отсутствие стимулов к экономии ресурсов со стороны населения и других субсидируемых потребителей привело снижению энергоэффективности региональной экономики.
2. Уменьшение налоговых поступлений от основных потребителей электроэнергии высокого напряжения привело к снижению прироста ВРП.
3. Вследствие того, что завышенные расходы по оплате коммунальных ресурсов и электроэнергии закладывались в себестоимость производимой продукции, произошло снижение конкурентоспособности коммерческих потребителей электроэнергии.
Одновременно происходит либерализация оптового рынка - постепенное повышение доли электроэнергии, продаваемой на свободном рынке, так называемом "рынке на сутки вперед" (РСВ), который в отличие от системы двухсторонних регулируемых договоров, отражает фактическое производство и потребление электроэнергии, а не формальное, виртуально придуманное по неким усредненным схемам. Кроме того, заявки на РСВ подаются на весь объем электроэнергии, который произвел генератор или который требуется покупателю.
Однако и здесь возникают некоторые противоречия. Дело в том, что основной транзит Кольская ЭС - Карельская ЭС - Ленинградская ЭС протяженностью около 1000 км обеспечивается одиночными
53
Кузнецова Е.С., Гафуров А.Р. Оптовый рынок электроэнергии (мощности) региона...
ЛЭП 330 кВ, которые на участке п/с Онда - п/с Петрозаводск - п/с Свирские ГЭС усилены одноцепной ЛЭП 220 кВ. Пропускная способность электрической сети на головном участке при передаче мощности из Кольской ЭС в Карельскую ЭС равна 500-550 МВт, а при передаче мощности из Ленинградской ЭС в Карельскую ЭС - 600 МВт. При указанных пропускных способностях связи с ОЭС Северо-запада более 400 МВт мощности Кольской АЭС оказывается "запертой", а при выводе в ремонт любой ЛЭП транзита Кольская ЭС - Карельская ЭС объемы "запертой" мощности возрастают многократно. Поэтому нет возможности продавать свою электроэнергию. На свободном рынке Мурманской области она часто стоит меньше, чем по регулируемым тарифам. Так, в 2007 году цены на РСВ были примерно на 35 % ниже, чем в среднем по Европейской части России, и на столько же ниже, чем отпускные розничные цены в регионе (О совершенствовании порядка..., 2006; О некоторых итогах производственной..., 2008).
В то же время мощность, которая также торгуется по свободным ценам, на свободном рынке стоит дороже, чем на регулируемом, несмотря на то, что реально существующий избыток мощности никуда не продается, а, значит, при избытке предложения цена на мощность должна также падать. Но в таком случае будут ущемлены интересы Кольской АЭС с ее дорогой "запертой" мощностью. В результате цены на энергию будут расти еще больше.
3. Перспективы развития оптового рынка электроэнергии (мощности) региона
Совершенно очевидно, что новая модель оптового рынка электроэнергии (мощности) создает благоприятные условия для поэтапного перехода на свободный рынок, ежегодные темпы либерализации которого утверждаются Правительством РФ. А это значит, что и розничным покупателям электроэнергия будет поставляться по свободным ценам, для которых, в первую очередь, важны следующие показатели:
- цена поставляемой электроэнергии, с одной стороны, должна быть достаточной для получения энергопредприятиями необходимых средств на обновление основных фондов и своего развития, а с другой - не слишком высокой, то есть доступной для разных групп потребителей (населения, предприятий, бюджетных учреждений);
- доступность, бесперебойность, надежность электроснабжения, что говорит об уровне отлаженности работы сбытовых компаний с сетями.
В результате полной либерализация оптового рынка к 2011 году, продажи электроэнергии и мощности по регулируемым ценам уже не будет: вся энергия на оптовом рынке всеми участниками как гарантирующими, так и рядовыми энергосбытовыми компаниями будет покупаться на конкурентном рынке "на сутки вперед" по свободным ценам. Поэтому и розничным покупателям вся энергия будет поставляться по свободным ценам. Это означает, что будет сформирована конкурентная среда.
В то же время по причине ухода крупных потребителей на оптовый рынок электроэнергии возникает риск снижения платежеспособного спроса. С изменением системы отношений в электроэнергетике и изменением тарифной политики, возникают риски, связанные с неустойчивостью платежей со стороны сбытовых компаний или генерирующего поставщика, а также с разрывом в планировании электрического и теплового баланса регионов и риском потери рынка сбыта тепловой и электрической энергии. Причем, риск, связанный с ростом тарифов на тепло- и электроэнергию в связи с выводом генерирующих компаний из системы перекрестного субсидирования, может привести не только к прекращению деятельности отдельных энергогенерирующих компаний, но и к возникновению социальной напряженности в регионе.
Для недопущения риска потери тепловой и электрической энергии необходимо создание в управляющих компаниях структурных подразделений по изучению рынка сбыта и проведению агрессивной маркетинговой политики. Введение гибкой тарифной политики позволит за счет установления рыночного тарифа обеспечивать сбыт вырабатываемой энергии. При этом необходимо учесть, что в Мурманской области к надежности энергоснабжения предъявляются более высокие требования, чем в других регионах России. Особенности географического, стратегического положения и природноклиматических условий области сформировали экстремальную среду функционирования для топливноэнергетического комплекса, тем самым наложили существенные ограничения на функционирования ТЭК. Все это в конечном итоге и определяет высокий уровень энергопотребления (особенно, для целей отопления) и низкий уровень энергоэффективности по сравнению с другими регионами.
В связи с этим, согласно закону "Об электроэнергетике" для некоторых категорий потребителей, перечень которых определяется Правительством и органами исполнительной власти субъектов РФ (Об электроэнергетике, 2003), предусматривается особый порядок предоставления обеспечения
обязательств по оплате электрической энергии с учетом возможных экономических, экологических, социальных последствий, к которым может привести ограничение режима электроснабжения этих объектов. Однако этот особый порядок может стать одним из неустранимых условий, сдерживающих развитие конкурентных отношений в электроэнергетике и рынка электроэнергии Мурманской области.
54
Вестник МГТУ, том 14, №1, 2011 г.
стр.52-55
Существует еще ряд обстоятельств, мешающих развитию рынка электроэнергии и мощности в Мурманской области:
1. В Кольской энергосистеме электроэнергия производится с использованием разных типов генерирующих мощностей. Более 40 % электроэнергии вырабатывается Кольской АЭС, функционирующей в режиме базовых нагрузок, и столько же приходится на долю ГЭС, каскады которой функционируют в период покрытия пиковых и полупиковых нагрузок. Системный оператор, задавая режимы, руководствуется именно технологическими ограничениями, но никак не экономическими интересами потребителей. Такое регулирование нагрузки в условиях избыточности генерации энергии становится препятствием для свободной конкуренции производителей и не способствует формированию полноценного рынка электроэнергии на территории Мурманской области.
2. Из-за недостаточной пропускной способности имеющихся ЛЭП невозможна полная загрузка генерирующих мощностей Кольской энергосистемы, и часть из них оказывается как бы "запертой". Именно слабая связь с республикой Карелия, Объединенной энергосистемой Северо-запада России, а так же с Финляндией и Норвегией препятствует экспорту электроэнергии, а значит, затрудняет включение генерирующих мощностей Кольской энергосистемы в российский рынок электроэнергии. Ликвидация сетевых ограничений возможна не ранее 2018 г. - после ввода в эксплуатацию ВЛ 330 кВ от Кольской АЭС до Киришской ГРЭС.
3. Введение и функционирование оптового рынка электроэнергии будет сдерживаться слабым развитием внутренних магистральных сетей Мурманской области, а также отсутствием разветвленных сетей всех напряжений, что является главным условием конкуренции производителей электроэнергии между собой. Кроме того, неразвитость сетей может явиться причиной возникновения сбоев в энергоснабжении.
4. Введению рынка электроэнергии в Мурманской области должно предшествовать создание условий для его эффективного функционирования: создание институтов, организующих торговлю на рынке, диспетчерского управления, а так же создание технологической инфраструктуры рынка электроэнергии, и, в первую очередь, развитие магистральных электрических сетей.
5. Изношенность основных фондов предприятий электроэнергетики, для модернизации и замены которых потребуется значительные денежные вложения, является серьезным препятствием для создания и успешного функционирования рынка электроэнергии.
Поэтому, для создания и развития рынка электроэнергии и мощности Мурманской области необходимо провести, с учетом вышеизложенных ограничений и особенностей региона, тщательную подготовку всей электроэнергетической отрасли к работе в новых условиях (обновление их основных фондов, создание инфраструктуры рынка электроэнергии и т.д.), при этом необходимо учитывать риски, которые были выявлены по итогам первых месяцев работы в ОРЭМ.
4. Заключение
Таким образом, необоснованная тарифная политика как следствие политических угроз -слабость государственного и регионального механизма регулирования и контроля экономической деятельности энергетических компаний, с одной стороны, и чрезмерное вмешательство органов власти в управлении энергетикой - с другой, порождают такие факторы снижения энергетической безопасности, как диспропорция цен на энергоносители, и, как следствие, неэффективное использование энергоресурсов и снижение производственной эффективности; отсутствие рыночных отношений и конкуренции в производстве; недополучение энергоресурсов и необходимость диверсификации топливных ресурсов; инфляцию и повышение цен на продукцию.
Литература
О некоторых итогах производственной деятельности энергетики Мурманской области (по данным за 20052007 гг.). Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области, Мурманск, 13 с., 2008.
О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности).
Постановление Правительства РФ от 31.08.2006 № 529, 2006.
Об утверждении правил функционировании розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики. Постановление Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.07.2007 № 450, от 29.12.2007 № 951, от 29.12.2007 № 996), 2006.
Об электроэнергетике. Федеральный закон от 26.03.2003 № 35 Ф3, 2003.
Преснов А.В. Реформа электроэнергетики в Мурманской области еще не завершена. 2008. URL: http://www. kolregion/ru/news.
55