DOI: 10.25702/KSC.2307-5252.2018.16.3.132-139 УДК 621.311
О. Е. Коновалова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ НА РОЗНИЧНОМ РЫНКЕ И ИЗОЛИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
Аннотация
В статье дан анализ механизма поддержки возобновляемых источников энергии (ВИЭ) на розничном рынке электроэнергии. Выявлены причины, препятствующие развитию ВИЭ в изолированных регионах страны. Рассмотрен механизм расчета тарифа на электроэнергию на розничном рынке на период окупаемости проектов на ВИЭ. Приведены примеры уже введенных в строй электростанций. Ключевые слова:
оптовый и розничный рынок электроэнергии, возобновляемые источники энергии, механизм государственной поддержки ВИЭ, тариф на срок возврата инвестированного капитала.
O. E. Konovalova
THE STATE SUPPORT OF RENEWABLE ENERGY IN THE RETAIL MARKET AND ISOLATED AREAS
Abstract
The article analyzes the mechanism of support for renewable energy sources (RES) in the retail electricity market. The reasons preventing the development of RES in isolated regions of the country are revealed. The mechanism of calculation of the tariff for electricity in the retail market for the payback period of RES projects is considered. Examples of already commissioned power plants are given. Keywords:
wholesale and retail electricity market, renewable energy sources, mechanism of state support of RES, tariff for the period of return of invested capital.
В настоящее время определены механизмы поддержки использования возобновляемых источников энергии. На оптовом рынке мощности и энергии (для объектов генерации более 6МВт) используются:
- специальный механизм торговли мощностью от установок возобновляемых источников энергии (ВИЭ);
- предоставление субсидий на компенсацию технологического присоединения в размере, не превышающем 50% стоимости и не более 30 млн. руб.
- на розничном рынке (для объектов генерации ВИЭ мощностью до 25 МВт) сетевые компании обязаны покупать энергию ВИЭ по регулируемым ценам в объеме 5 % от планируемых в очередном году потерь, а для изолированных энергосистем устанавливаются долгосрочные тарифы на покупку энергии от объектов ВИЭ на период окупаемости (15 лет).
Принятие в последующем дополнительных приказов и распоряжений Правительства РФ привело к тому, что в настоящее время механизм господдержки на оптовом рынке благополучно работает. Существующие узкие места, недоработки постепенно устраняются, и инвесторы начинают вкладывать деньги в строительство возобновляемых источников энергии. Хотя темпы строительства не так велики, как ожидалось. Так, в 2015 году в России было введено 57 МВт генерирующих объектов на возобновляемых источниках энергии,
в 2016 году — 70 МВт, а в 2017 году — 140 МВт, из которых более 100 МВт это солнечные электростанции и 35 МВт — крупный ветропарк [1].
В отличие от этого на розничном рынке механизм поддержки практически еще не начал работать. В настоящее время деятельность субъектов электроэнергетического розничного рынка определяется нормативно — правовыми документами, отраженными в таблице 1.
Основная роль здесь отводится администрациям субъектов РФ, где будут возводиться генерирующие объекты на основе ВИЭ. Им необходимо разработать региональные нормативно-правовые акты, определяющие порядок проведения конкурсных отборов инвестиционных проектов и включение их в схемы и программы территориального развития электроэнергетики. Во многих регионах это еще не сделано. Местные власти вправе самостоятельно решать, какие объемы мощностей в какие сроки и на каких видах возобновляемых источников энергии вводить (в пределах утвержденных федеральных норм).
На сегодняшний день меры поддержки распространяются на электростанции, работающие на основе следующих видов энергии: солнца, ветра, гидроэнергии, биомассы, биогаза и свалочного газа, мощностью до 5 МВт, которые не могут продавать свою энергию нигде, кроме розничного рынка, а также на генерирующие объекты мощностью от 5 до 25 МВт, которые приняли решение стать субъектами именно розничного рынка. В конце 2017 года правительство утвердило план мероприятий по стимулированию развития микрогенерации (до 15 кВт) на основе ВИЭ, установленной у потребителей (включая физических лиц). Ожидается, что будет упрощена процедура размещения объектов микрогенерации (солнечные панели, ветроустановки), и их владельцы получат возможность продавать излишки электроэнергии гарантирующему поставщику, действующему на данной территории. При этом владельцы будут освобождены от налогов.
К апрелю 2018 года правительство должно подготовить проект постановления об упрощенном технологическом присоединении объектов микрогенерации к сети.
Чтобы стать участником розничного рынка проект инвестиционного генерирующего объекта должен пройти конкурсный отбор и затем быть включен в схему и программу территориального развития электроэнергетики. После этого инвестор и администрация региона заключают соглашение о реализации проекта, которое гарантирует исполнение обязательств каждой стороны (инвестора — возведение объекта, администрации — установление повышенного тарифа на электроэнергию от ВИЭ). Этот момент должен быть прописан в нормативно-правовых актах о проведении конкурсного отбора. Важно также, чтобы в соглашении оговаривались правоотношения инвестора и территориальной сетевой компании (ТСО), которая в будущем будет покупать электроэнергию по повышенной цене у объекта генерации для компенсации сетевых потерь. После этого можно приступать к строительству. По завершении строительства генерирующий объект должен пройти процедуру квалификации и получить экспертное заключение в НП «Совет рынка». Важным условием получения квалификации является выполнение требований по локализации основного и вспомогательного оборудования электростанции. Этим занимается Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг РФ). Но не для всех видов генерации пока утверждены показатели степени локализации оборудования, так для генерирующих объектов, функционирующих на основе биогаза, биомассы и свалочного газа они отсутствуют. Это дает инвестору некоторые преимущества и свободу выбора энергетического оборудования.
1 Таблица 1.
— Нормативно- правовая база, действующая на розничном рынке электроэнергии для различных субъектов
Процедура Субъект"^^^^ Конкурсный отбор инвестиционных проектов Квалификация генерирующего объекта ВИЭ Установка тарифа Выпуск сертификатов на электроэнергию ВИЭ / купля-продажа
Организатор конкурсного отбора (Администрация субъекта РФ) ПП РФ № 823 «О схемах и програм-мах перспективного раз-вития электроэнергетики» РП РФ 1-р Определяет предельные значения капитальных и эксплуатационных затрат
НП «Совет Рынка» ПП РФ № 426 «О квалификации генерирующего объекта ВИЭ» Положение НП «Совет рынка» о квалификации ПП РФ № 442 «О функционировании рознич-ных рынков электроэнергии» ПП РФ №117 «О сертификации объемов электроэнергии, производимой ВИЭ»
Минпромторг РФ ПП РФ № 426 «О квалификации...» Приказ Минпромторга РФ № 1556 «Порядок определения степени локализации в отношении ВИЭ»
Региональный орган тарифного регулирования ПП № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» Приказ ФАС № 900/15* «Методические указания по установлению тарифов на электрическую энергию (мощность), ВИЭ» ПП РФ № 442 «О функционировании розничных рынков электроэнергии»
Сетевая организация ПП РФ № 117 «О сертифика-ции объемов электроэнергии, производимой ВИЭ» ПП РФ № 442 «О функционировании рознич-ных рынков электроэнергии»
*Не распространяется на изолированные энергосистемы
Затем на основании квалификационного свидетельства местные органы власти, отвечающие за тарифное регулирование в регионе в лице «региональных энергетических комиссий» или «департаментов тарифной политики», утверждают тарифы для покупки электроэнергии у генераторов на основе доказанных капитальных и эксплуатационных затрат по проекту генерирующего объекта. Для расчета тарифа на электроэнергию используется метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на срок возврата инвестированного капитала (15 лет). При этом генерирующий объект заключает договор купли-продажи электроэнергии с территориальной сетевой компанией (ТСО) по утвержденному тарифу в пределах 5 % сетевых потерь. По факту произведенного объема электроэнергии НП «Совет рынка» выдает сертификаты, которые в последующем оплачивает ТСО. Описанный алгоритм механизма поддержки ВИЭ на розничном рынке представлен на рис. 1.
Тариф на электроэнергию и мощность от ВИЭ на розничном рынке определяется на основе Приказа Федеральной антимонопольной службы России (ФАС) от 30 сентября 2015 г. № 900/15 «Об утверждении методических указаний по установлению тарифов на электрическую энергию (мощность) от ВИЭ в целях компенсации потерь в электрических сетях ».
Ставка платы за электроэнергию рассчитывается по формуле:
ггт Э _
1 ВИЭ ~
0,5 • П + ПР
Г^ВИЭ
( руб/кВт-ч ).
Рис. 1 Алгоритм механизма поддержки ВИЭ на розничном рынке [2]
Ставка платы за мощность:
НВВВИЭ - 0,5 • П - ПР , „ ч
(кВт-ч),
ГТ! М _
1 ВИЭ ~
уееоо ^ м мощ
где
ЭГ = шах {коэфкИУМ; коэфПИ )• ЧЧ1 • УЩЩ (кВтч);
Э^аяв. — объем полезного отпуска электроэнергии генерирующего объекта ВИЭ
в ьм году, кВт-ч; НВВВИЭ — необходимая валовая выручка на производство электроэнергии квалифицированного генерирующего объекта в ьм году,
тыс. руб.; I — год регулирования; коэфКИУМ — нормативные индикаторы коэффициента использования установленной мощности равные: 0,14 — для генерирующих объектов солнечной генерации 0,27 — для генерирующих объектов ветровой генерации 0,38 — для генерирующих объектов гидрогенерации 0,50 — для генерирующих объектов на основе использования биомассы 0,65 — для генерирующих объектов на основе использования биогаза и газа, выделяемого отходами производства и потребления на свалках таких отходов;
коэфпИ — величина проектного индикатора коэффициента использования установленной мощности для соответствующего генерирующего объекта; ЧЧ; — число часов в ьм году равное 8784 для високосных лет и 8760 для остальных лет; УщОщ — установленная электрическая мощность генерирующего объекта ВИЭ,
кВт; П — прибыль генерирующего объекта ВИЭ относимая на производство электрической энергии (мощности), тыс. руб.; ПР — переменные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку в объеме, определяемом региональными органами, тыс. руб.; М — число месяцев в периоде регулирования.
Тариф устанавливается на долгосрочный период первоначально на срок не менее 3-х лет и далее не менее 5 лет в течение 15 лет (срока возврата инвестированного капитала). Основной составляющей при расчете тарифа является необходимая валовая выручка НВВвИЭ, которая определяется отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования [3] и зависит от следующих параметров:
• базового размера инвестированного капитала, рассчитываемого на основе капитальных затрат в строительство, но не выше предельного уровня, установленного Правительством;
• размера приведенного инвестированного капитала;
• базового уровня доходности долгосрочных государственных обязательств (8,5 %);
• базового уровня нормы доходности капитала, инвестированного в квалифицированный генерирующий объект ВИЭ (12 %);
• срока возврата инвестированного капитала;
• эксплуатационных постоянных и переменных затрат на производство электроэнергии (не выше предельного уровня, установленного Правительством).
По истечении срока возврата инвестированного капитала для расчета тарифа используется метод экономически обоснованных расходов.
Как мы видим, в методике определяется цена на электроэнергию и мощность, но в Постановлении Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (ред. от 11.10.2016) Правила функционирования розничных рынков электрической энергии такое понятие как мощность в виде товара отсутствует и не обеспечивается сертификатами. Поэтому и продать ее по установленному тарифу нельзя. Примером является Белгородская биогазовая электростанция, которая столкнулась с такой проблемой. Необходимы изменения в методике расчетов. Как
утверждают специалисты, логичнее было бы оставить одноставочный тариф только на электроэнергию.
Также при подсчете тарифа учитываются фактические капитальные затраты в строительство генерирующего объекта, а не заявленные в проекте при прохождении конкурсного отбора. Это не стимулирует инвестора к оптимизации затрат. Но в тоже время применительно к капитальным вложениям не учитывается валютный коэффициент (для части оборудования, закупаемого за рубежом), как это принято на оптовом рынке.
К тому же методика не может быть применена к генерирующим объектам, расположенным в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах или на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и с технологически изолированными территориальными энергетическими системами (изолированными внутри энергосистемы). В настоящее время в РФ существует семь технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем. Такие системы встречаются в Архангельской области в Ненецком автономном округе, в Республике Саха (Якутия). В этом плане требуется дополнительная доработка методики.
Пока в таких местах отбор инвестиционных проектов на основе ВИЭ производится по принципу снижения стоимости электроэнергии для данной территории. При этом срок возврата инвестированного капитала и уровни капитальных и эксплуатационных затрат ничем не ограничены. Они определяются только на основе конкурсного отбора. И это может быть особенно интересно инвесторам. Но при этом большая ответственность лежит на местных властях в оптимальном выборе проектов на основе различных технологий ВИЭ.
В конце ноября 2017 года Правительство РФ вынесло на рассмотрение законопроект, «позволяющий предоставлять органам исполнительной власти субъектов Федерации полномочия устанавливать предельные (минимальный и максимальный) уровни цен на электрическую энергию в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах в целях заключения двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии на срок не менее пяти лет» [4]. Это позволит устанавливать долгосрочные цены на электроэнергию в таких системах и будет способствовать повышению их инвестиционной привлекательности.
А пока на розничном рынке реализованы единичные проекты на основе ВИЭ, и хотя не все удачные, но они уже есть. Так в Ненецком автономном округе в поселке Амдерма в 2016 году запущена первая ветродизельная установка мощностью 200 кВт. Ветродизельная электростанция состоит из четырех ветрогенераторов по 50 кВт каждый, работающих в одной системе с дизель — генераторами мощностью 460 кВт. Построена она с использованием международных инвестиций, составивших более 3 млн евро. Ветрогенераторы установлены на специальных свайных фундаментах в вечной мерзлоте. Диаметр ветроколеса — около 15 м. Башни высотой 20 м могут складываться при помощи гидравлических подъемников для обслуживания. Для предотвращения обледенения лопасти выкрашены в черный цвет и имеют гидрофобное покрытие.
Рис. 2. Ветродизельный комплекс в Амдерме [5]
Эффект за счет сокращения объема привозного топлива и экономически обоснованного тарифа составил 45 млн руб. в год.
Отрицательный опыт, к сожалению, получен на Терском берегу Кольского полуострова, где в селах Пялица, Чапома, Чаваньга и Тетрино были смонтированы гибридные установки, включающие ветроэнергетические установки, солнечные панели и дизель — генераторы, суммарной установленной мощностью 92, 258,4, и 71,4 кВт соответственно. В настоящее время из-за обледенения лопастей ВЭУ вышли из строя и работают только дизель — генераторы.
Рис. 3. Гибридная электростанция в селе Пялица [6]
Выводы
1. В настоящее время проекты на основе ВИЭ на розничных рынках остаются пока единичными. Реализуются преимущественно те из них, которые финансируются за счет субсидий из федеральных и региональных бюджетов.
2. Меры господдержки ВИЭ реализуются, но слабо. Многое зависит от администраций регионов РФ.
3. Методика по установлению тарифов на электрическую энергию (мощность) от ВИЭ разработана, но имеет ряд недостатков и не охватывает всю территорию России.
4. Ведется доработка методики, готовятся новые законопроекты и изменения в уже утвержденные законы, что позволит заинтересовать инвесторов и ускорить выполнение программы развития альтернативной энергетики, довести объем производства и потребления электрической энергии с использованием ВИЭ к 2024 году до 4.5 %.
Литература
1. Информационное агентство RNS : сайт URL: https://ms.onHne/energy/Rossiiskie-kompanii-vveli-v-ekspluatatsiyu-v-2017-godu- 140-MVt-vozobnovlyaemoi-generatsii-2018-01-15/ (дата обращения 16.01.2018 г.)
2. А. Жихарев Поддержка ВИЭ на розничных рынках: сигнал к действию. URL: https://vygon.consulting/upload/iblock/411/vygon_consulting_res_retail.pdf (дата обращения 27.12. 2017 г.)
3. Коновалова О. Е., Победоносцева В. В. Возможности малой гидроэнергетики Архангельской области // Север и рынок: формирование экономического порядка, 2017. № 5. С. 181-190.
4. Распоряжение от 23 ноября 2017 года № 2602-р. URL: http://government.ru/activities/selection/301/30260/ (дата обращения 19.12.2017)
5. Возобновляемые источники энергии в изолированных населенных пунктах Российской Арктики / В. Х. Бердин, А. О. Кокоркин, Г. М. Юлкин, М. А. Юлкин. М.: Всемирный фонд дикой природы (WWF), 2017. 80 с.
6. Минин В. А., Кузнецов Н. М. Гибридные установки с применением ВИЭ в энергообеспечении удаленных потребителей Мурманской области // Возобновляемая энергетика XXI век: Энергетическая и экономическая эффективность, 2016: Материалы Международного конгресса REENCON-XXI «Возобновляемая энергетика XXI век: Энергетическая и экономическая эффективность», Сколково, 13-14 октября 2016 г. С. 184-189.
Сведения об авторах: Коновалова Ольга Евгеньевна,
младший научный сотрудник Центра физико-технических проблем энергетики Севера КНЦ РАН,
Россия, 184209, Мурманская область, г. Апатиты, мкр. Академгородок, д. 21А Эл. почта: [email protected]