Научная статья на тему 'Анализ эффективности государственной поддержки возобновляемых источников энергии (ВИЭ)'

Анализ эффективности государственной поддержки возобновляемых источников энергии (ВИЭ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
742
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЭ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / РАЗВИТИЕ / ОПТОВЫЙ РЫНОК ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ И МОЩНОСТИ / РОЗНИЧНЫЙ РЫНОК ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цахаева Камиля Набиевна

В статье представлен анализ целей и задач энергетической политики государства по развитию ВИЭ на оптовом и розничном рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности государственной поддержки возобновляемых источников энергии (ВИЭ)»

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ (ВИЭ)

ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS STATE SUPPORT FOR RENEWABLE

ENERGY

ЦахаеваКамиляНабиевна,

к.э.н., доцент

Московский государственный индустриальный университет. Институт экономики и

управления. Кафедра экономики предприятий и организаций

Аннотация

В статье представлен анализ целей и задач энергетической политики государства по развитию ВИЭ на оптовом и розничном рынках.

Ключевые слова: ВИЭ, государственная поддержка, развитие, оптовый рынок электроэнергии и мощности, розничный рынок электроэнергии

Abstract

In the article presents analysisof thegoals and objectives of energy policy for the development of renewable energy in the wholesale and retail markets.

Key words: renewable energy, state support, development, retail electricity market, wholesale electricity market

Введение

До недавнего времени по целому ряду причин, прежде всего из-за огромных запасов традиционного энергетического сырья, вопросам развития использования возобновляемых источников энергии в энергетической политике России уделялось сравнительно мало внимания. В последние годы ситуация стала заметно меняться. Необходимость борьбы за лучшую экологию, новые возможности повышения качества жизни людей, участие в мировом развитии прогрессивных технологий, стремление повысить энергоэффективность экономического развития, логика международного сотрудничества - эти и другие соображения способствовали активизации национальных усилий по созданию более зеленой энергетики, движению к низкоуглеродной экономике.

Во всем мире самый быстрорастущий сегмент ВИЭ - малая гидрогенерация, слегка уступают ей ветрогенерация и солнечная энергия. В некоторых странах ветряные установки

оказываются настолько прибыльными по сравнению с традиционными источниками топлива, что уже не требуют государственного субсидирования для развития.

В России ситуация иная. Наряду с многочисленными областями нашей страны, богатыми природными источниками топлива, у нас есть регионы, где именно развитие ВИЭ является наиболее выгодным и целесообразным, но даже там без государственной поддержки инвесторы не смогут самостоятельно запустить по-настоящему серьезный проект на базе ВИЭ.

По данным Международного энергетического агентства (МЭА), уже к 2015 году возобновляемые источники энергии (ВИЭ) во всем мире будут производить в 2 раза больше энергии, чем газ, а к 2016 году - в два раза больше, чем атомная генерация. Цели и задачи энергетической политики по развитию ВИЭ

В 2013 году в России начали предприниматься первые реальные шаги, направленные на расширение производства электроэнергии на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Был дан старт проектам на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ). Такие проекты реализуются за счет мер государственного стимулирования — механизма договоров на поставку мощности для энергоисточников на ВИЭ (ДПМ на ВИЭ). Развитие проектов ВИЭ на розничных рынках электроэнергии пока не носит системного характера; меры, направленные на стимулирование развития ВИЭ на данных рынках, разрабатываются, но пока не приняты. При этом на территории удаленных и изолированных районов такие проекты уже могут быть экономически эффективными. Другим способом решения вопросов энергоснабжения ряда районов могло бы стать развитие торфяной промышленности. Надо полагать, что улучшение правовой базы, аккуратный учет издержек альтернативного энергоснабжения и государственная поддержка могли бы существенно улучшить положение в отрасли.

К основополагающим документам, регулирующим использование ВИЭ в России, следует отнести:

1. Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике». Этот закон дает определение возобновляемым источникам энергии, устанавливает полномочия государственных органов власти в области регулирования и поддержки использования ВИЭ, приводит механизмы государственного регулирования использования ВИЭ:

1. обязательное возмещение (покупка) сетевыми компаниями потерь электрической энергии в сетях, в первую очередь, за счет энергии, произведенной на квалифицированных генерирующих объектах на основе ВИЭ;

2. предоставление из федерального бюджета субсидий в порядке компенсации стоимости технологического присоединения генерирующих объектов на основе ВИЭ мощностью до 25 МВт и признанных квалифицированными объектами;

3. установление надбавки, прибавляемой к равновесной цене оптового рынка, для электроэнергии, произведенной на основе ВИЭ;

4. осуществление другой поддержки использования ВИЭ в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации [1].

2. Распоряжение Правительства РФ от 08.01.2009 № 1-р «Об основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года». Данное распоряжение определяет цели и принципы использования ВИЭ, содержит целевые показатели объема производства и потребления электроэнергии, произведенной на ВИЭ, а также включает меры по достижению этих целевых показателей [4, 5].

3. Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 22.02.2008 № 215-р). Данная схема содержит прогноз возможностей развития электростанций на базе нетрадиционных и возобновляемых источников энергии и рекомендации по вводу генерирующих мощностей объектов на основе ВИЭ в период до 2030 г. [6].

4. Распоряжение Правительства РФ от 04.10.2012 № 1839-р «Об утверждении комплекса мер стимулирования производства электрической энергии генерирующими объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии». Данный комплекс мер предусматривает:

1. внесение изменений в Правила квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе ВИЭ;

2. утверждение методических указаний расчета цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на основе ВИЭ и приобретаемую на розничных рынках в целях компенсации потерь в электрических сетях;

3. разработку Правил выдачи, обращения и погашения сертификатов ВИЭ;

4. выработку предложений по локализации производства оборудования [3].

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2013 г. №449 «О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности» [2].

Поддержка развития ВИЭ на федеральном уровне (рисунок 1):

Поправки в Федеральный закон «Об электроэнергетике» № 35-фэ от 26.03.2006

Внесены Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию единой энергетической системы России» № 250-ФЗ от 04.11.2007

Субсидирование затрат на подключение к сетям для генераторов установленной мощностью меньше 25

МВт за счет средств федерального бюджета

Возложение на сетевые организации обязательства покупки электроэнергии ВИЭ по фиксированному тарифу, устанавливаемому Правительством РФ, для

компенсации своих технологических потерь

Введение механизма надбавок к цене электроэнергии ВИЭ сверх цены оптового рынка

Федеральные целевые программы

Использование бюджетных средств в рамках Федеральных целевых программ для финансирования инфраструктурных затрат, связанных с реализацией проектов

Рисунок 1. Поддержка развития ВИЭ на федеральном уровне [8]

Кроме того, Министерство энергетики Российской Федерации разработало проект государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики», которая включает в себя подпрограмму «Развитие использования ВИЭ». Основные мероприятия подпрограммы предполагают стимулирование развития использования ВИЭ в субъектах РФ, реализацию мер по привлечению внебюджетных средств на развитие использования ВИЭ и создание инфраструктурных условий развития использования ВИЭ. В России на уровне государства поставлена цель по росту доли ВИЭ в выработке электроэнергии до 2,5% к 2020 году, что потребует ввода 6,2 ГВт мощностей на основе ВИЭ (что соответствует заданным показателям по развитию ВИЭ на ОРЭМ).

Развитие ВИЭ в России направлено на повышение энергоэффективности, улучшение экологической ситуации, развитие перспективных технологий и оборудования, диверсификацию источников энергии в топливно-энергетическом балансе страны. При этом расширение использования ВИЭ сталкивается с рядом барьеров: высокими капитальными затратами, низким уровнем развития отечественных технологий, сложностью

прогнозирования выработки электроэнергии на ВИЭ, относительно низким коэффициентом использования мощности. Для развития ВИЭ в России принимаются стимулирующие меры, которые в перспективе поспособствуют расширению использования ВИЭ, но параллельно могут привести к росту ценовой нагрузки на потребителей.

В настоящее время доля энергетических источников на ВИЭ в совокупной выработке электроэнергии России составляет не более 1%, за последние годы не наблюдается увеличение роли ВИЭ в балансе (совокупная мощность станций на ВИЭ составляет около 350 МВт). При этом, по оценкам НП «Совет рынка», экономический потенциал развития ВИЭ в России с учетом мер господдержки составляет более 25 ГВт (около 24 ГВт - на территории Единой энергетической системы России (ЕЭС России), около 1 ГВт - на территориях изолированных энергосистем) [10].

Развитие ВИЭ на оптовом рынке электроэнергии и мощности

В 2013 году была дополнена нормативная база1, что позволило с этого же года применять механизм торговли мощностью в рамках ДПМ для электростанций на основе ВИЭ. При реализации данного механизма на основе конкурса выбираются объекты генерации на ВИЭ установленной мощностью более 5 МВт. Проекты отбираются для строительства в ценовых зонах оптового рынка в рамках подаваемых заявок, в которых среди ключевых критериев указываются полные и предельные капитальные затраты на строительство мощности, предельные эксплуатационные затраты, а также вид ВИЭ (ветровая, солнечная или гидроэнергия - актуально для малых ГЭС мощностью от 5 МВт до 25 МВт). Также важным условием для реализации проекта на основе ВИЭ в рамках механизма ДПМ является выполнение требования по соблюдению степени локализации, которое предполагает использование определенной доли отечественных оборудования и инжиниринговых услуг при реализации проекта (таблица 1). В случае невыполнения обязательств к генерирующей компании применяются штрафные санкции (штрафной коэффициент варьируется от 0,35 до 0,45 к величине платы за мощность в зависимости от вида ВИЭ). Данное требование способствует достижению одной из основных целей развития ВИЭ на ОРЭМ - развитию современных технологий ВИЭ в России, обеспечению производства необходимого оборудования (сейчас большинство проектов на основе ВИЭ в России реализуются преимущественно за счет установки импортного оборудования). По итогам конкурса выбирается набор проектов, соответствующих требованиям. Для них, по данным Минэнерго России, при выполнении всех условий срок действия ДПМ будет

1Основные новые документы: постановление Правительства Россиискои" Федерации от 28.05.2013 N0 449 «О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрическои" энергии и мощности», распоряжение Правительства Россиискои" Федерации от 28.05.2013 N0 861-р «О внесении изменении" в распоряжение Правительства Россиискои" Федерации от 08.01.2009 N0 1-р».

составлять 15 лет, норма доходности - 12-14% (показатель с приобретением опыта будет сокращаться, что должно нацеливать инвесторов на повышение эффективности деятельности).

Уже есть первые результаты: конкурсы проектов ВИЭ провели в 2013 году и в 2014 году. В 2013 году были отобраны проекты суммарной мощностью 504 МВт, в 2014 году в сумме было отобрано уже 577 МВт мощности. В сентябре 2014 г. был введен один из таких проектов: в селе Кош-Агач (Республика Алтай) завершили строительство СЭС мощностью в 5 МВт (в 2015 году введут вторую очередь в 5 МВт).

Таблица 1. Ключевые плановые показатели и требования к реализации проектов ВИЭ на ОРЭМ

Вид ВИЗ Планавы« показатели отбора на 2014-2020 годы. Г Вт Предельные капитальные затраты, ТЫС- руб /1 кВт Год ввода и целевой показатель степени локализации производства Планируемые вводи новых заводов по производству оборудования ВИЗ

,, _ 2014 ГОД — 35% , ГВ . Щ Ш - й'5 2015 год 55% 1 ГВТ/Г0Д ' 2020 год - 65,4 2016_20М годы _ Ь5% новых производства

1,52 2014 год - 116,5 2020 ГОД 103,2 2014-2015 годы 50% 2016-2020 годы 70% 0.2 ГВт/год или 3 новых производства

-кил ал*, п 2014-2015 годы - 10% _ , гс , § , Л-7С 2014 год 146,0 1п., 1Л„ 0,1 ГВт/год или 1 2020 год -146,0 Ц^гггЯ Иовов произвол™

Источник: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.05.2013 N0 861-р, Минэнерго России

По оценкам Минэнерго России [9], в результате проведения ежегодных конкурсных отборов проектов ВИЭ до 2020 года максимальный объем инвестиций может составить до 466 млрд. руб. за весь период. При этом положительные результаты по реализации проектов на основе ВИЭ не останутся полностью безболезненными для потребителей, которые покупают электроэнергию на ОРЭМ. Для них, по данным Минэнерго России, дополнительный предельный рост цены на электроэнергию за счет развития ВИЭ в ценовых зонах оптового рынка к 2020 году составит около 2%, а суммарная дополнительная нагрузка на потребителя будет равна около 70 млрд. руб. в год.

Несмотря на развитие ВИЭ на ОРЭМ, данное направление характеризуется рядом проблем, связанных с недостаточно высокой квалификацией трудовых ресурсов, качеством и количеством отечественного оборудования и др. По оценкам экспертов, одним из ключевых затруднений является выполнение требования по локализации производства в поставленные сроки. Отрасли по производству оборудования для ВИЭ характеризуются разным стартовым

уровнем. Оборудование для малых ГЭС производится на территории России, но используемые технологии проигрывают в конкуренции с импортными аналогами. Оборудование для СЭС также производится, но производственная способность на основе современных технологий недостаточно высокая (около 130 МВт в год на базе производства ООО «Хевел»). С наибольшими проблемами в связи с требованием по локализации сталкиваются ветроэнергетические проекты: на 2013 год производство оборудования в требуемом объеме и требуемого качества в России отсутствовало. При этом для привлечения производителей (новый завод), обладающих новыми технологиями, размеры годового рынка в России должны быть не менее 0,6-1 ГВт/год по ВЭС; 0,15-0,25 ГВт/год для СЭС; 0,05-0,1 ГВт/год для малых ГЭС4. Таких объемов спроса в настоящее время нет.

Развитие ВИЭ на розничных рынках электроэнергии

Проекты на розничных рынках электроэнергии являются единичными, преимущественно реализуются проекты, полностью или частично финансируемые за счет субсидий из федерального или регионального бюджетов. Меры стимулирования предусмотрены в рамках предоставления субсидий из федерального бюджета для компенсации стоимости технологического присоединения источников на основе ВИЭ мощностью не более 25 МВт - около 95 млн. руб. в год (только на 2014 и 2015 годы). Также закреплено обязательство сетевых компанийпокупать электроэнергию, выработанную на основе ВИЭ, по заданным тарифам с целью компенсации потерь в электрических сетях. Однако требования для расчета таких тарифов еще не приняты [7].

На территории ЕЭС России развитие ВИЭ потенциально может быть как экономически эффективным, так и нести дополнительную финансовую нагрузку на потребителей. Во многом поэтому пока не утверждены общие правила по надбавкам к тарифам для ВИЭ на розничных рынках - это правило может привести к общему росту цен для потребителей. При этом на уровне розничного рынка существует предельный уровень роста цен для населения и приравненных к нему групп. Соответственно стимулирование ВИЭ может привести как к росту перекрестного субсидирования между промышленностью и населением, так и к увеличению финансовой нагрузки для региональных бюджетов (из-за требования по компенсации разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами для населения).

В России много районов, население которых изолировано от централизованных систем электроснабжения (отдельные районы Республики Саха, Камчатского края, Мурманской области и др.). Снабжение потребителей электроэнергией в данных районах преимущественно осуществляется за счет привозного топлива (дизтоплива, мазута, угля), что ведет к высокой себестоимости производства электроэнергии на таких территориях, поэтому

здесь развитие ВИЭ, несмотря на высокие удельные капитальные затраты, может быть экономически оправданно (экономия на топливе).

Несмотря на экономическую целесообразность, развитие проектов ВИЭ на таких территориях в настоящее время также осуществляется преимущественно за счет субсидирования (из средств федерального и региональных бюджетов). Данная ситуация объясняется тем, что тарифы для потребителей на удаленных территориях (как и требования для квалификации участников) устанавливаются по тем же принципам, что и для других розничных рынков электроэнергии. Ресурсоснабжающим организациям (РСО), работающим на удаленных территориях, из бюджета компенсируется разница между экономически обоснованными тарифами и тарифами для населения. Для промышленности тарифы устанавливаются общими для всего субъекта Федерации - как для изолированных, так и для централизованных зон; компенсация происходит за счет перекрестного субсидирования между районами одного региона. Данная система может снижать стимулы РСО к реализации даже эффективных проектов. Также данные тарифы являются краткосрочными, что не позволяет инвесторам вкладывать в проект и одновременно быть уверенными в его окупаемости [10].

Выводы

В настоящее время в России проекты на основе ВИЭ развиваются преимущественно за счет потребителей на ОРЭМ, которые ежегодно до 2020 года будут переплачивать около 70 млрд. руб. (по оценкам Минэнерго России). На уровне розничного рынка действуют единые подходы для централизованных и изолированных систем, и правила стимулирования для реализации проектов на данном уровне еще не приняты. Существует требование, в соответствии с которым регионы должны ограничивать рост тарифов на электроэнергию для населения, следовательно, при вводе стимулирующих льгот для ВИЭ нагрузка увеличится не только на промышленных потребителей регионального уровня, но и на региональные бюджеты, что ограничивает принятие нормативных документов по стимулированию ВИЭ в рамках централизованных систем. Реализация проектов ВИЭ на изолированных территориях ограничена действующими методами тарифного регулирования - есть необходимость в долгосрочном регулировании тарифов.

Благодаря комплексу мер господдержки до 2020 года в стране должно быть введено 6,2 ГВт генерирующих мощностей на основе ВИЭ, что позволит увеличить долю ВИЭ в энергобалансе с 0,8% до 2,5%.

Литература

1. Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2013 г. №449 «О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности».

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 № 1839-р «Об утверждении комплекса мер стимулирования производства электрической энергии генерирующими объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии».

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.01.2009 № 1-р «Об основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года».

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.05.2013 N0 861-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.01.2009 № 1-р».

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации 22.02.2008 №215-р «О Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года».

7. Проект распоряжения Правительства Российской Федерации «Об установлении величины предельных капитальных и эксплуатационных затрат на производство электроэнергии квалифицированными генерирующими объектами, осуществляющими производство электроэнергии с использованием ВИЭ и функционирующими на розничных рынках электроэнергии» (сентябрь 2013 г.).

8. Возобновляемые источники энергии как объекты инвестиций: проекты строительства малых ГЭС. // Презентация ОАО «ГидроОГК», 2008.

9. Развитие нормативной правовой базы в области ВИЭ на ближайшую перспективу. // Презентация Минэнерго России, 2013 г.

10. Стимулирование развития возобновляемой энергетики. // Энергетический бюллетень, № 17, 2014.

11. Козловская Э. А., Яковлева Е.А., Бучаев Я. Г., Гаджиев М. М. Управление стоимостью организации в инновационном процессе: эффективность инноваций в производственной сфере (монография) Махачкала: ИД «Наука плюс». 2012. с. 242 .

12. Гаджиев М. М., Яковлева Е. А., Методы и модели эффективного управления предприятием в условиях инновационного развития: анализ рыночной стоимости предприятия. ГОУ ВПО "Дагестанский гос. ин-т народного хоз-ва Правительства РД". Махачкала, 2008

13. Магомедов А.М. Эффективность региональной политики по развитию логистической

инфраструктуры // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12 (ч 2). С. 337-340.

14. Магомедов А.М. Государственно-частное партнерство в основу развития логистической инфраструктуры региона // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. С. 398.

15. Магомедов А.М. Природопользование региона на основе логистики (на примере Республики Дагестан) // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 17. С. 20-26.

16. Магомедов А.М. Логистическая концепция природопользования региона // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 3 (51). С. 18.

17. Магомедов А.М., Магомедов М.А. Эффективная система отбора социально-экономических проблем региона для программной разработки // Вопросы структуризации экономики. 2006.№1. С. 27-32.

18. Яковлева Е.А. Управление стоимостью промышленного предприятия в условиях инновационного развития. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Санкт-Петербургский университет экономики и финансов. Санкт-Петербург, 2009. с.400

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.