ФИНАНСЫ. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ. КРЕДИТ
Совершенствование институциональной модели российской системы акцизного налогообложения
Калабин Константин Юрьевич
аспирант, кафедра финансов и банковского дела, Саратовский экономический институт Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А. E-mail: [email protected]
Система налогообложения в Российской Федерации таит в себе достаточно много спорных и неоднозначных моментов. Одной из самых противоречивых категорий в данной области являются акцизные платежи, которым и посвящена данная статья. Как часть косвенного налогообложения, акцизы являются, с одной стороны, очень эффективным средством регулирования спроса на определенные товары и способом пополнения бюджетной системы, а с другой - очень сложным в правильной реализации налоговым платежом. Здесь рассматриваются некоторые спорные и неоднозначные аспекты российской системы акцизного налогообложения, существование которых сопряжено с нарушением налогового равновесия. Показаны некоторые проблемы по основным группам подакцизных товаров. Раскрывается взаимосвязь данных налоговых парадоксов с низким уровнем собираемости акцизов и появлением социальных проблем.
Ключевые слова: акцизы, акцизное налогообложение, налоги, налоговые парадоксы, налоговое бремя, подакцизные товары.
а. в
см со
Российская система налогообложения по праву может считаться одной из самых противоречивых в мире ввиду того, что в ней существует достаточно много парадоксов, применимых ко многим сферам налоговых отношений. Один из самых видных российских теоретиков в области налогообложения профессор Барулин С.В., рассматривая всю совокупность налоговых отношений, определял термин «парадоксы налогообложения» как определенные налоговые решения, действия и их результаты, которые не соответствуют общепринятым, традиционным подходам и способам достижения поставленных налоговых целей или противоречащие нормальной логике. [4, с. 48]
Тема противоречий российской системы налогообложения остается очень актуальной и представляет собой значительный практический интерес, однако в данной статьей будет рассмотрено более узкое направление - парадоксы акцизного налогообложения.
Итак, рассмотрим ряд проблем современного российского налогообложения, касающихся акцизов. Прежде всего, стоит отметить, что акцизы являются одним из самых низкособираемых налогов на территории Российской Федерации.
Доля акцизов среди статей доходов консолидированного бюджета страны на 2020 год составляет 4,71% (таблица 1); в списке ниже данного источника доходов находятся лишь таможенные пошлины, а на третий квартал 2021 года доходы по данной статье составили 1552,9 млрд руб., что составляет 4,58% в общей сумме доходов консолидированного бюджета (рис. 1).
Причиной такой низкой собираемости во много является высокий уровень налоговых ставок, которые ежегодно пересматриваются в сторону их повышения. Особенно остро эта проблема касается налогообложения алкогольной и табачной продукции, где доля акцизов в продажной цене товара может превышать 80%. Ситуация такова, что государство, постоянно повышая акцизные ставки, обосновывает свои действия противодействием алкоголизму и табакокурению, что также может помочь восполнить потери от недоимок. В какой-то мере это и правда может повлиять на потребление товаров специфического спроса. Тем не менее, необходимо учитывать тот факт, что алкоголь и табачная продукция представляют
собой товары с низкой эластичностью спроса, так как повышение цен незначительно сказывается на их на объеме спроса на них. Все это приводит к тому, что потребители переходят на различные суррогаты алкоголя, самолично произведенный
алкоголь и другие более дешевые аналоги. Кроме того, это сказывается на качестве производимых алкогольных напитков не в лучшую сторону, так как производители стремятся извлечь для себя наибольшую выгоду.
Таблица 1. Динамика поступлений по акцизам в походах консолидированного бюджета Российской Федерации [6]
Показатель 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Доходы 26766,08 26922,01 28181,54 31046,67 37320,35 39497,59 38205,71
Акцизы 1072,20 1068,37 1355,96 1521,27 1589,51 1792,32 1800,27
Доля акцизов 4,01% 3,97% 4,81% 4,90% 4,26% 4,54% 4,71%
Рис. 1. Доля акцизов в доходах консолидированного бюджета [6]
В конечном счете, слишком высокие налоговые ставки на алкогольную и табачную продукцию провоцируют производителей на различные действия по уклонению от уплаты акцизов. Еще более важным фактом является то, что те действия, к которым могут прибегать производители и потребители алкогольной продукции сказывается не только на собираемости налога, но и на здоровье граждан страны и далеко не в лучшую пользую, как, вероятно, представляют это себе контролирующие органы. Алкогольные суррогаты и низкое качество крепких напитков наносит немалый вред здоровью, в результате чего возрастают затраты на здравоохранение.
Определенные парадоксы можно наблюдать, анализируя содержание и экономическую обоснованность перечня подакцизной продукции. Разберем несколько примеров. Прежде всего, перенесемся на несколько лет назад в 2017 год, когда подакцизными товарами были признаны электронные системы доставки никотина и жидкость для них. Не совсем ясна логика законодательства в данном направлении. В настоящий момент использование электронных систем доставки никотина уже практически окончательно приравнено к табакокурению, что не совсем справедливо, так как продукты распада при использовании электронных сигарет (не считая никотина) не наносят какого-либо существенного вреда здоровью. Если рассмотреть эту проблему с социальной точки зрения, то электронные системы доставки никотина - скорее выбор людей, которые стремятся выбрать менее вредный вариант курению аналоговой табачной продукции. Более того, многие из них используются в пищевых добавках или в лекарственных препаратах. Вполне логично бу-
дет сделать вывод о том, что это ни что иное, как метод повышения доходов бюджета, путем расширения перечня подакцизных товаров, что только повысит налоговое бремя в РФ. Отчасти данный парадокс можно отнести и к подпункту 24 ст. 193 НК РФ, который касается табачных изделий, предназначенных для потребления путем нагревания.
Изначально в 2017 г. при внесении данного изменения в ст. 181 НК РФ власти руководствовались принципом причиненного ущерба окружающей среде, то есть акцизом облагались только системы доставки никотина одноразового действия и жидкость, содержащая никотин, но не системы многоразового действия. Стоит отметить, что сам термин «ЭСДН» в корне не верен, так как не все устройства используются для поступления данного никотина в организм человека, и не вся жидкость содержит в себе данное вещество. Тем не менее, данный факт никак не учитывается законодательством, так как твердой налоговой ставкой по отношению на единицу продукции облагаются любые устройства и жидкости, в чем и наблюдается парадоксальность такого решения.
Следующий налоговый парадокс, касающийся перечня подакцизной продукции, связан с одновременным существованием в российской налоговой системе акциза на легковые автомобили, акциза на топливо и другие нефтепродукты и транспортного налога. Проблема заключается в том, что фактически автовладельцы несут на себе тройную налоговую нагрузку. [4, с. 56] На взгляд автора, обоснованным и справедливым является лишь существование акцизов на топливо и нефтепродукты. По поводу функционирования транспортного налога уже давно ведутся споры, ведь взимается он независимо от того, используется ли транспортное средство или нет.
Существование акцизов на легковые также сложно обосновать с точки зрения логики, ведь автомобиль уже давно перестал быть предметом роскоши или товаром специфического спроса. Данное благо может позволить себе значительная часть населения. Кроме того, зависимость размера налога от мощности автомобиля тоже вызывает определенные вопросы. Вместе с тем, нельзя не отметить, что определенная логика в существовании налога на роскошь по отношению как авто-
сз о
со £
гп Р сг
СТ1 А ш
о. в
еч со
мобилям есть, но система должна быть несколько иной. Автор считает, что акцизы на легковые автомобили имеют право на существование, если размер налога будет зависеть от цены транспортного средства. К примеру: ставка налога на легковой автомобиль будет комбинированной, состоящей из твердой составляющей и процентной, зависящей от продажной стоимости автомобиля. Твердая часть будет различаться в зависимости от ценового диапазона, в который попадает транспортное средства. Кроме того, необходимо выделить автомобили, которые будут освобождены от акциза, так как являются товарами массового пользования (например, легковые автомобили стоимостью до полутора миллионов рублей). Подобная система была бы более справедливой, чем существующая, и вносила бы определенный элемент прогрессивности в российское налогообложение.
Еще одним парадоксальным моментом в сфере акцизного налогообложения на территории Российской Федерации является массовое использование твердых (специфических) налоговых ставок в отношении всей подакцизной продукции. При этом, единицы товаров облагаются по комбинированной ставке, а процентные (адвалорные) и вовсе игнорируются. Вместе с тем, процентная налоговая ставка обладает рядом преимуществ:
- простота исчисления налога;
- обеспечивает стабильный уровень национального рынка при разных стоимостях продукции;
- подходит для обложения товаров, которые имеют разную стоимость;
- не противоречит принципам справедливой конкуренции;
- способствует уменьшению убытков от недоплаты платежей.
При всем при этом, если цены на внутреннем рынке падают, адвалорная ставка становится менее востребованной. Исходя из этого, было бы разумно установить на некоторые подакцизные товары адвалорные ставки в период значительных инфляционных влияний, а во время снижения инфляции снова переходить к проиндексированным твердым ставкам. Также расчет оптимальной ставки в процентах представляется более простым и объективным, в отличие от большого объема необходимой информации, при установлении твердых ставок.
Вместе с тем, одним из главных недостатков специфических ставок является то, что сумма налога не будет зависит от цены товара. Например, при реализации единицы дорогого алкоголя сумма налога не будет отличаться от его более дешевого аналога. Это не только несколько противоречит принципу свободной конкуренции, что ставит одного производителя в более выгодное положение на рынке, чем других, но что еще более важно - значительно снижает налоговые поступления по данному налогу.
Говоря о принципе причиненного ущерба, указанного несколько ранее, необходимо отметить еще несколько видов подакцизной продукции, по-
литика налогообложения по которым могла быть пересмотрена. Здесь можно выделить пиво, сидр, пуаре и медовуху. В первую очередь, данный парадокс касается именно пива. Суть в том, что на данный период времени в статье 193 НК РФ существует диверсификация налоговых ставок по данному продукту в зависимости от крепости напитка, и при этом выделяется три подраздела:
- пиво с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5%;
- пиво с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта от 0,5% до 8,6%;
- пиво с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта от 8,6%. [2]
На каждую из этих подкатегорий уставлена своя твердая ставка, но закономерно встает вопрос о справедливости ее применения при подобной классификации. Гораздо более логично и справедливо было бы установить на данный товар ставку, которая зависела бы от крепости по аналогии с другой алкогольной продукцией, то есть за один литр безводного этилового спирта. При этом, налогом также будет облагаться пиво с крепостью до 0,5% пропорционально ей. Такая же система могла бы быть применима и по отношению к сидру, пуаре и медовухе.
Определенные парадоксальные решения властных органов коснулись российской системы акцизного налогообложения уже в конце 2021 года. Речь идет об очередном расширении перечня подакцизной продукции. Ситуация такова, что с последнего квартала 2020 года во всем мире начался резкий рост цен на металлургическую продукцию. Российская Федерация не стала исключением: цены на стальные конструкции за последние два года в общем выросли более чем на 90% (рис. 2).
Рис. 2. Динамика цен на стальные конструкции [7]
За таким резким ростом цен последовала незамедлительная реакция государственных органов в виде внесения жидкой стали, которая используется для получения полупродуктов металлургического производства путем литья, в перечень подакцизной продукции с 2022 года. [1] Принятый закон устанавливает налоговую ставку в 2,7% от среднемесячной экспортной цены на металлические слябы. При этом, если цена будет менее
300 долларов за тонну, то ставка принимается равной нулю. Для стали, выплавляемой в мартеновских, индукционных или электрических печах, если доля массы лома черных металлов в общей массе сырья, использованного для производства, за налоговый период составляет не менее 80% ставка налога будет находится на уровне 30%.
Логика законодательства в данном направлении также не совсем ясна, если она не продиктована лишь фискальными нуждами, ведь куда более целесообразно было бы урегулировать данный вопрос ввозными пошлинами, а не косвенным налогом. Несомненно, государственный бюджет получит дополнительные источники дохода, однако данный акциз, вероятно, негативно скажется на налоговом равновесии. Данная мера, которая приведет к увеличению налогового бремени, еще большему росту внутренних цен на металлические конструкции и строительный товары, в итоге может вызвать спад производства и огромный инфляционный виток.
Рассмотрев подобные частные случаи парадоксальности российской системы акцизного налогообложения можно к более глобальному противоречию данной сферы налоговых отношений. Из общей теории налогообложения известно, что налоги объективно выполняют четыре функции:
- функцию совокупного эквивалента ценности
публичных услуг;
- фискальную функцию;
- регулирующую функцию;
- контрольную функцию. [3, с. 144]
Суть в том, что выделение какой-либо из этих функций в качестве превалирующей представляется нецелесообразным, так как все они в тесной взаимосвязи, а если какая-либо из них не будет нормально выполняться, то это нарушает налоговое равновесие. Тем не менее, применительно к акцизам, очевидно, выделяется регулирующая функция, так как данный налог теоретически является мощным инструментом влияния на потребление определенных товаров, например, через антитабачное или антиалкогольное законодательство. Таким образом, не приходится сомневаться в его изначальной социальной ориентированности. Парадокс заключается в том, что несмотря на указанную выше сущность данного платежа, в настоящее время фискальная функция акцизов значительно превалирует над всеми остальными, что и находит свое отражение в многих товарах, включаемых в список подакцизной продукции и в чрезмерно завышенных налоговых ставках.
Более того, акциз из изначально социально ориентированного налога становится все больше антиобщественным, так как за счет расширения перечня подакцизной продукции налоговое бремя все больше перекладывается на менее обеспеченные слои населения. Все это, прежде всего, связано с «излишней фискальностью» данного налога.
С одной стороны, данная ситуация в налоговых отношениях абсолютно закономерна, ведь на-
логи своим историческим происхождением должны выполнять свое фискальное предназначение. Но сложность фискальной функции заключается в том, что эффективность ее выполнения точно выражена в каком-либо абсолютном значении или через темп роста налоговых поступлений в бюджет. Данные параметры необходимо сопоставлять с результирующими экономическими показателями.
Там образом, в данной статье были рассмотрены некоторые спорные и парадоксальные аспекты российской системы акцизного налогообложения. В качестве итога можно заключить, что акцизы в настоящий момент в большей степени ориентированы на выполнение своей фискальной функции, что приводит к нарушению налогового равновесия, которое выражается в низкой собираемости, уклонениях от уплаты и увеличенном налоговом бремени. Существующей курс налоговой политики в данном направлении должен быть пересмотрен для более сбалансированного функционирования данного налога.
Литература
1. Федеральный закон от 29.11.2021 N 382-Ф3 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Консультант Плюс. - 2022. -Электрон.дан. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_401510/ (дата обращения 18.01.2022)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) [Электронный ресурс] - Консультант Плюс. - 2022. - Электрон.дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_28165/ (дата обращения 18.01.2022)
3. Барулин, С.В. Теория и история налогообложения: учебник [Электронный ресурс] / С.В. Барулин. - Москва: КноРус, 2020. - 403 с. -ISBN 978-5-406-02238-2. - Режим доступа: https://book.ru/book/935929 (дата обращения: 19.01.2022)
4. Барулин С.В. Парадоксы российской системы налогообложения / С.В. Барулин, Е.В. Барулина // Международный бухгалтерский учет. -2021. - № 22 (220). - С. 48-57.
5. Калабин К.Ю. Анализ роли акцизов в структуре доходов консолидированного бюджета Российской Федерации / К.Ю. Калабин // Научно-практические исследования. - 2019. - № 5.1 (20). - С. 23-28.
6. Ежегодная информация об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации (данные с 1 января 2006 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minfin. gov.ru/ru/statistics/conbud/ (дата обращения 15.01.2022)
7. Динамика цен [Электронный ресурс]. - ИИС "Металлоснабжение и сбыт". - 2022. - Элек-
сз о со от m Р от
от А
=Е
трон.дан. - Режим доступа: https://www. metalinfo.ru/ru/metalmarket/statistics (дата обращения: 10.01.2022)
IMPROVING THE INSTITUTIONAL MODEL OF THE RUSSIAN SYSTEM OF EXCISE TAXATION
Kalabin K. Yu.
Saratov State Technical University named after Yuri Gagarin
The taxation system in the Russian Federation is fraught with quite a lot of controversial and controversial issues. One of the most controversial categories in this area are excise payments, to which this article is devoted. As part of indirect taxation, excises are, on the one hand, a very effective means of regulating the demand for certain goods and a way to replenish the budget system, and on the other hand, a tax payment that is very difficult to implement correctly. Here some controversial and ambiguous aspects of the Russian system of excise taxation are considered, the existence of which is associated with a violation of the tax balance. Some problems are shown for the main groups of excisable goods. The relationship between these tax paradoxes and the low level of collection of excises and the emergence of social problems is revealed.
Keywords: excises, excise taxation, taxes, tax paradoxes, tax burden, excisable goods.
References
1. Federal Law of November 29, 2021 N 382-FZ "On Amendments to Part Two of the Tax Code of the Russian Federation" [Electronic resource] - Consultant Plus. - 2022. - Electronic data. -Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_401510/ (accessed 01/18/2022)
2. The Tax Code of the Russian Federation (part two) dated 05.08.2000 N 117-FZ (as amended on 11/29/2021) (as amended and supplemented, effective from 01/01/2022) [Electronic resource] - Consultant Plus. - 2022. - Electronic data. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28165/ (accessed 01/18/2022)
3. Barulin, S.V. Theory and history of taxation: textbook [Electronic resource] / S.V. Barulin. - Moscow: KnoRus, 2020. - 403 p. -ISBN 978-5-406-02238-2. - Access mode: https://book.ru/ book/935929 (date of access: 01/19/2022)
4. Barulin S.V. Paradoxes of the Russian taxation system / S.V. Barulin, E.V. Barulina // International Accounting. - 2021. -No. 22 (220). - pp. 48-57.
5. Kalabin K. Yu. Analysis of the role of excises in the structure of revenues of the consolidated budget of the Russian Federation / K. Yu. Kalabin // Scientific and practical research. - 2019. - No. 5.1 (20). - S. 23-28.
6. Annual information on the execution of the consolidated budget of the Russian Federation (data since January 1, 2006) [Electronic resource]. - Access mode: https://minfin.gov.ru/ru/statis-tics/conbud/ (accessed 01/15/2022)
7. Dynamics of prices [Electronic resource]. - IIS "Metal Supply and Sales". - 2022. - Electronic data. - Access mode: https:// www.metalinfo.ru/ru/metalmarket/statistics (date of access: 01/10/2022)
a.
e
CM CO