Научная статья на тему 'Перспективные направления развития акцизного налогообложения в современной экономической ситуации'

Перспективные направления развития акцизного налогообложения в современной экономической ситуации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Human Progress
Область наук
Ключевые слова
КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ / INDIRECT TAXES / АКЦИЗЫ / EXCISE TAXES / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / TAX POLICY / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / BUDGET REVENUES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шадурская Мария Михайловна, Прокофьева Елена Николаевна

Статья посвящена обоснованию возможности пополнения бюджета страны за счет использования косвенных налогов. Главная цель изменений, предлагаемых авторами настоящей статьи, пополнить доходную часть бюджета страны за счет тех налогоплательщиков, материальное положение которых позволяет понести дополнительные расходы. Для сокращения негативизма со стороны предполагаемых налогоплательщиков авторы не рекомендуют вводить отдельные налоги, подчеркивающие их уникальность, например, налог на роскошь, а предлагают воспользоваться имеющимися в налоговой системе РФ налогами, например, акцизами. В работе дается характеристика акцизной системы налогообложения. Сделана попытка доказать целесообразность преобразований в данной области. Отмечены особенности современной практики взимания акцизов в Российской Федерации, структура подакцизных товаров, проанализировано соотношение использования прямых и косвенных налогов. Предложены альтернативные варианты изменения системы налогообложения, позволяющие сохранить баланс между интересами налогоплательщиков и государства с учетом опыта прошлых лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perspective directions of excise tax development in the present economic situation

The article is devoted to the justification of the possibility of replenishing the state budget by using indirect taxes. The main objective of the changes proposed by the authors of this article is to fill up the state budget income at the expense of taxpayers, which financial position allows bearing the additional costs. The authors do not recommend introducing some taxes, emphasizing their uniqueness, such as a luxury tax, in order to reduce taxpayers’ negativism; they offer to take advantage of available tax system taxes, such as excise taxes. The paper gives a detailed description of the excise tax system. An attempt was made to prove the feasibility of reform in this area. The features were noted of levying excise duties modern practice in the Russian Federation, the structure of excise goods; the ratio of direct and indirect taxes using was analyzed. Alternatives have been proposed of tax systems changing based on the experience of previous years, that allow to maintain a balance between the interests of taxpayers and the state.

Текст научной работы на тему «Перспективные направления развития акцизного налогообложения в современной экономической ситуации»

redactor@ progress-human.com

УДК 336

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АКЦИЗНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

Шадурская Мария Михайловна

Доцент кафедры финансов, денежного обращения и кредита Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

mshdom@yandex.ru ул. Крестинского, 63 г. Екатеринбург, Россия, 620073 +7 (343) 221-27-14

Прокофьева Елена Николаевна

Доцент кафедры финансовых рынков и банковского дела Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный экономический университет»

7004prokofev-av@mail.ru ул.Восточная, 30 г. Екатеринбург, Россия, 620027 +7 (343)221-27-15

Аннотация. Статья посвящена обоснованию возможности пополнения бюджета страны за счет использования косвенных налогов. Главная цель изменений, предлагаемых авторами настоящей статьи, - пополнить доходную часть бюджета страны за счет тех налогоплательщиков, материальное положение которых позволяет понести дополнительные расходы. Для сокращения негативизма со стороны предполагаемых налогоплательщиков авторы не рекомендуют вводить отдельные налоги, подчеркивающие их уникальность, например, налог на роскошь, а предлагают воспользоваться имеющимися в налоговой системе РФ налогами, например, акцизами.

В работе дается характеристика акцизной системы налогообложения. Сделана попытка доказать целесообразность преобразований в данной области. Отмечены особенности современной практики взимания акцизов в Российской Федерации, структура подакцизных товаров, проанализировано соотношение использования прямых и косвенных налогов. Предложены альтернативные варианты изменения системы налогообложения, позволяющие

redactor@ progress-human.com

сохранить баланс между интересами налогоплательщиков и государства с учетом опыта прошлых лет.

Ключевые слова: косвенные налоги; акцизы; налоговая политика; доходы бюджета.

1ЕЬ коды: Н210; Н220.

Введение.

Современное финансово-экономическое положение страны требует активизировать поиск дополнительных источников финансирования расходов бюджета. Осложняется ситуация замедлением экономического роста и как следствие снижением реальных доходов большинства юридических и физических лиц. Следовательно, стандартное увеличение налоговой нагрузки бесперспективно. Увеличение налоговой нагрузки на юридических лиц может вызвать их количественное сокращение и, как следствие, увеличение безработицы, или, как минимум, сокращение доходов населения. Физические лица, в силу сложившихся обстоятельств, в своем большинстве, не готовы, в финансовом плане, к повышению налогов. Таким образом, налоговые преобразования должны носить избирательный характер.

Целью статьи является обоснование направлений совершенствования системы акцизного налогообложения в России для пополнения доходной части бюджета.

1. Обоснование необходимости и возможности использования акцизной системы налогообложения в качестве механизма пополнения доходной части бюджета

Акцизы имеют богатый исторический опыт применения и зарекомендовали себя как эффективный налог во всем мире [6-10]. В условиях сложной социально-экономической ситуации, как в национальном, так и мировом масштабах повышается роль государства, как гаранта стабильности и поступательного развития общества. Роль государства является определяющей и в части социально-нравственной жизни общества, и в области финансово-экономических отношений.

Последнее предполагает, что в условиях экономической нестабильности замедляются темпы роста национальной экономики, растет безработица, снижается жизненный уровень населения и т.д. Об этом свидетельствуют данные таблиц 1 и 2.

И, несмотря на это, необходимо обеспечить стабильность социально значимых статей бюджета, а также проводить мероприятия по реформированию реального сектора экономики. Первое минимизирует социальную напряженность в обществе. Второе обеспечит условия для стабилизации экономики и дальнейшего ее развития.

redactor@ progress-human.com

Табл.1: Уровень безработицы в РФ, в %1

Показатель 2015 год 2016 год

1 кв 2 кв 3 кв 4 кв 1 кв 2 кв

Уровень безработицы 5.7 5.6 5.3 5.7 5.9 5.7

2 Табл. 2: Среднемесячная начисленная зарплата работников за 2012-15 гг.

Показатель 2012 2013 2014 2015

Номинальная среднемесячная зарплата, тыс.р. 26 629 29 792 32 495 34 030

Реальная среднемесячная зарплата (темп роста), % 108,4 104,8 101,2 91,0

Все вышесказанное определяет значимость бюджетной и налоговой политики государства. Основные задачи, которых состоят в укреплении доходной части бюджета и повышении эффективности функционирования налоговой системы.

Сложность решения данной задачи в условиях экономического спада или стагнации экономики состоит в том, что снижение объемов производства и доходов населения неизбежно способствуют сокращению большинства налоговых поступлений. Вследствие этого представляется необходимой систематизация научно-практических знаний в области прямого и косвенного налогообложения для выявления основных перспективных направлений реформирования налоговой системы. Большее внимание должно быть уделено тем налогам и действиям государства, которые в историческом аспекте уже доказывали свою актуальность. Это утверждение исходит из понимания цикличности экономики и, следовательно того, что экономический спад, кризис, стагнация, дефицит бюджета это явления неоднократно переживаемые мировой и национальной экономикой.

На взгляд авторов приоритетное внимание заслуживает акцизная система налогообложения. Она вызывает интерес по следующим причинам:

Во-первых, изменения в области акцизной системы налогообложения могут носить избирательный характер, так как воздействие оказывается на отдельные группы товаров и как следствие, отдельных потребителей.

Во-вторых, существует возможность обезопасить незащищенные слои населения от дополнительных расходов и, соответственно, оказать влияние на обеспеченные слои населения, как потенциально способных нести дополнительные издержки.

В-третьих, для государства данный вид налогов представляется более выгодным в плане экономии на издержках взимания, организации контрольной работы налоговых органов.

1 Составлено авторами по данным Федеральной Службы Государственной Статистики.

2 Составлено авторами по данным Федеральной Службы Государственной Статистики.

redactor@ progress-human.com

2. Исследование роли акцизов в современной налоговой и бюджетной системах. Обоснование целесообразности дальнейшего реформирования данного направления

«Акцизы представляют собой вид косвенного налога, который весьма широко используется в мировой налоговой практике». [2, стр. 104]

«Акциз представляет собой косвенный налог, включаемый в цену товаров и оплачиваемый покупателями, которые по существу, выступают носителями данного налога». [3, стр.85]

«Акцизы делятся на индивидуальные, взимаемые с конкретных видов товаров и универсальные, к которым относится НДС, налог с оборота и налог с продаж» [5, стр.14].

На сегодняшний день акцизы взимаются с 14 групп товаров, к ним в соответствии с главой 22 НК РФ относятся: алкогольная продукция, табачная продукция, спирт и спиртосодержащая продукция, бензин, дизельное топливо, моторные масла, прямогонный бензин, автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 лошадиных сил, топливо, средние дистилляты, бензол, параксилол, ортоксилол, авиационный керосин, природный газ (в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации). Сравнивая ранее действующие системы акцизного налогообложения, очевидно, что акцент современная практика делает на природных ресурсах, используемых потребителями.

Оценивая роль акцизов в современных условиях, обратимся к таблице 3.

Табл. 3: Структура доходов консолидированного бюджета РФ январь-август 2015-2016 гг., млрд. руб.3

Виды налогов 2015 г. структура 2015 г., % 2016 г. структура 2016 г., %

Налог на прибыль 1 861,4 21,05 1 935,3 21,81

НДФЛ 1 744,5 19,73 1 873,9 21,11

НДПИ 2 233,6 25,26 1 827,4 20,61

НДС 1 621.9 18,30 1 702,0 19,19

Акцизы 661,8 7,48 830,5 9,35

Имущественные налоги 718,5 8,18 704,3 7,93

Итого налоговых доходов 8 841,7 100 8 873,4 100

Анализируя данные таблицы 3, следует отметить, что доля акцизов в доходах консолидированного бюджета составляет всего 9,35% по состоянию на январь-август 2016 гг., что выше поступлений аналогичного периода 2015 года на 20,3%. Такое повышение может быть вызвано как ростом ставок акцизов, так и инфляционной составляющей.

3 Составлено автором на основе данных, представленных на сайте ФНС России . Электронный ресурс [Режим доступа: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm]

© М.М.Шадурская, Е.Н.Прокофьева 4

redactor@ progress-human.com

Рис. 1: Соотношение прямых и косвенных налогов, взимаемых на территории РФ за январь-август 2015-2016 гг., %4

100806040200-

25,33

74,67

□ Косвенные налоги

□ Прямые налоги

2015

2016

Если рассматривать долю прямых и косвенных налогов в доходах консолидированного бюджета, то в РФ преобладают прямые налоги. Соотношение отражено на рисунке 1.

Проведем оценку влияния акцизов, взимаемых в Российской Федерации, на уровень экономического развития страны, или, как минимум, на установление стабильности экономики. Если рассматривать влияние акцизов на алкогольную и табачную продукцию, то оно во все времена оценивалось как дестимулирующее для потребления данной продукции. Безусловно, слишком высокие акцизы на данные товары могут сократить доходы их производителей, что впоследствии может привести к снижению иных налоговых поступлений от указанной группы налогоплательщиков. Но, характеризуя акцизы на алкогольную и табачную продукцию, следует заметить, что при уровне разумных ставок, преимуществ гораздо больше, чем недостатков. К преимуществам следует отнести: стабильные налоговые поступления в бюджетную систему; охват определенной категории потребителей, что не провоцирует инфляции, как НДС, например, предполагающий общий охват; сокращение потребления вредных для здоровья веществ, что благоприятно влияет на здоровье населения.

Акцизы на автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 лошадиных сил, также как и акцизы на алкоголь, охватывают лишь определенные группы потребителей. Кроме того, данный вид товаров не является необходимым или жизненно важным, что существенное облегчает нагрузку его на экономику.

Если рассматривать акцизы на природные ресурсы в переработанном виде, такие как бензин, дизельное топливо и прочие, то здесь очевидно негативное влияние на экономическое развитие. Входя в цену всех товаров, работ, услуг, производимых в стране,

4 Составлено автором

© М.М.Шадурская, Е.Н.Прокофьева

связанных с транспортными перевозками, а таких большинство, акцизы провоцируют их удорожание, и как следствие инфляцию. Поэтому акцизное налогообложение данного направления требует повышенного внимания, учитывающего негативные последствия для экономики.

В современных условиях остро стоит вопрос пополнения бюджета страны. Обсуждаются такие вопросы как увеличение налоговой нагрузки юридических лиц, введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц, введение налога на роскошь, акциза на напитки содержащие сахар и т.д.

Оценивая текущую ситуацию, следует заметить, что повышать налоги с организаций категорически недопустимо, т.к. многие из них находятся в критическом финансовом положении. Банкротство предприятий отрицательно сказывается не только на доходах бюджета, и уровне ВВП страны, но и на социальной составляющей, вызывая рост безработицы и сокращение доходов населения. Население, в сложившейся ситуации, не готово к увеличению налогового бремени, так как доходы большинства сократились, и повышение налогов для физических лиц может вызвать массовые недовольства.

Альтернативным вариантом, позволяющим сохранить баланс между интересами налогоплательщиков и государства, является расширение перечня подакцизных товаров. Но, следует учесть, что включать в него необходимо лишь дорогостоящие товары, не являющиеся товарами первой необходимости. Например, ювелирные изделия, меха, ковры, яхты, вертолеты, квадроциклы и прочие предметы роскоши. Аналогичная система акцизного налогообложения применялась в 90-е годы, но с другой целью - сократить дефицит данных товаров и оправдать повышение цен. Такими акцизами, в современной ситуации, можно решить сразу несколько проблем: пополнение бюджета, отсутствие негативного влияния на экономику, обложение налогом богатейших слоев населения, которые могут позволить себе покупку данных видов товаров.

Заключение

Следует заметить, что изучаемый вопрос имеет практическую направленность. В теоретическом плане, проблемы исчисления и уплаты акцизов изучены достаточно широко, но, вопросы расширения перечня подакцизных товаров, направленного на товары не первой необходимости, и, по сути, заменяющего налог на роскошь, не рассматривались.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть важность внесения изменений в действующее законодательство по налогам и сборам. Изменения должны быть адекватны текущей ситуации, а именно, не оказывать дополнительной нагрузки на предприятия и население, не

иметь тяжких последствий для экономики страны, приносить дополнительный доход в бюджетную систему. Такие изменения, по мнению авторов, должны касаться акцизного налогообложения, акцентирующего внимание на отдельных видах товаров, потребляемых гражданами, имеющими доход выше среднего - во-первых; и во-вторых, сокращающих ставки по акцизам на производные природных ресурсов, оказывающих отрицательное влияние на экономическое развитие в стране.

Литература

1. Истомина Н.А. Становление и развитие бюджетного планирования в России в XVI-XX веках Екатеринбург: Изд. УрГЭУ 2013

2. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для академического бакалавриата /Л.Н. Лыкова - М.: Издательство Юрайт, 2015 - 353с.

3. Налогообложение физических лиц: учеб. пособие /под ред. проф. Н.И. Малис - М.: Магистр : ИНФРА - М., 2014, 128 с.

4. Налоговые системы. Методология развития: монография для магистрантов/ Под редакцией Майбуров И.А., Иванов Ю.Б. Москва: ЮНИТИ-ДАНА 2012

5. Смородина Е.А. Налоги и налогообложение [Текст]: /Е.А. Смородина, М.М. Шадурская; М-во образования и науки РФ, урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург: [Изд-во Урал. гос. экон.ун-та], 2013. - 151 с.

6. Penu, D. Indirect taxes (value added tax and excises) in Romania // Metalurgia International. -2008. - Т.: 13. - Вып.: 10. - С.: 81-83

7. Chiou, L.; Muehlegger, E. Consumer Response to Cigarette Excise Tax Changes // National Tax Journal. - 2014. - Т.: 67. - Вып.: 3. - С.: 621-650

8. Campbell, R. B.; Balbach, E. D. Cigarette Excise Taxes in Context: Cautionary Lessons from the US Experience // International Journal of Health Services. - 2015. - Т.: 45. - Вып.: 3. - С.: 564577

9. Zheng, Yu.; McLaughlin, E. W.; Kaiser, H. M. Taxing Food and Beverages: Theory, Evidence, and Policy // American Journal of Agricultural Economics. - 2013. - Т.: 95. - Вып.: 3. - С.: 705723

10. Siegel, M.; Grundman, J.; DeJong, W.; и др. State-Specific Liquor Excise Taxes and Retail Prices in 8 US States, 2012 // Substance Abuse. - 2013. - Т.: 34. - Вып.: 4. - С.: 415-421

PERSPECTIVE DIRECTIONS OF EXCISE TAX DEVELOPMENT IN THE PRESENT ECONOMIC SITUATION

Abstract. The article is devoted to the justification of the possibility of replenishing the state budget by using indirect taxes. The main objective of the changes proposed by the authors of this article is to fill up the state budget income at the expense of taxpayers, which financial position allows bearing the additional costs. The authors do not recommend introducing some taxes, emphasizing their uniqueness, such as a luxury tax, in order to reduce taxpayers' negativism; they offer to take advantage of available tax system taxes, such as excise taxes.

The paper gives a detailed description of the excise tax system. An attempt was made to prove the feasibility of reform in this area. The features were noted of levying excise duties modern practice in the Russian Federation, the structure of excise goods; the ratio of direct and indirect taxes using was analyzed. Alternatives have been proposed of tax systems changing based on the experience of previous years, that allow to maintain a balance between the interests of taxpayers and the state.

Key words: indirect taxes; excise taxes; tax policy; budget revenues. JEL Code: Н210; Н220.

References

1. Istomina, N.A. Formation and development of budget planning in Russia in XVI-XX centuries Yekaterinburg: Izd. USUE 2013

2. Lykov, L.N. Tax: tutorial and workshop for academic undergraduate /L.N. Lykov - M.: Publisher Yurayt 2015 - 353 s.

3. Taxation of individuals: Proc. manual / Ed. prof. NI Malis - M .: Master INFRA - M., 2014, 128 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Tax system. Development methodology: a monograph for undergraduates / Edited Mayburov I.A., Ivanov Y.B. Moscow: UNITY-DANA 2012.

Marija Shadurskaja Assistant Professor in Ural Federal University named after the first Russian President Boris Yeltsin

Elena Prokofieva

Assistant Professor in Ural State University of Economics

5. Currants, E.A. Tax [Text]: /E.A. Currants, M.M. Shadurskaja; M of Education and Science of Russia, the Urals. state. ehkon. Univ. - Yekaterinburg: [Publ Ural. state. ekon.un-ta], 2013. - 151 p.

6. Penu, D. Indirect taxes (value added tax and excises) in Romania // Metalurgia International. -2008. - T.: 13. - V.: 10. - P.: 81-83

7. Chiou, L.; Muehlegger, E. Consumer Response to Cigarette Excise Tax Changes // National Tax Journal. - 2014. - T.: 67. - V.: 3. - P.: 621-650

8. Campbell, R. B.; Balbach, E. D. Cigarette Excise Taxes in Context: Cautionary Lessons from the US Experience // International Journal of Health Services. - 2015. - T.: 45. - V.: 3. - P.: 564577

9. Zheng, Yu.; McLaughlin, E. W.; Kaiser, H. M. Taxing Food and Beverages: Theory, Evidence, and Policy // American Journal of Agricultural Economics. - 2013. - T.: 95. - V.: 3. - P.: 705-723

10. Siegel, M.; Grundman, J.; DeJong, W.; u gp. State-Specific Liquor Excise Taxes and Retail Prices in 8 US States, 2012 // Substance Abuse. - 2013. - T.: 34. - V.: 4. - P.: 415-421

Contact

Maria Shadurski Ural Federal University

named after the first Russian President Boris Yeltsin 63, Str. Krestinsky, 620073, Yekaterinburg, Russia mshdom@yandex.ru

Elena Prokofieva

Ural State University of Economics

30, Str.Vostochnaya, 620027, Yekaterinburg, Russia

7004prokofev-av@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.