Научная статья на тему 'Управление унификацией налогового законодательства в рамках реализации проекта "шелковый путь"'

Управление унификацией налогового законодательства в рамках реализации проекта "шелковый путь" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Human Progress
Область наук
Ключевые слова
ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ / МОРСКОЙ ПУТЬ / НАЛОГИ / УПРАВЛЕНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕМ / ДВОЙНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЯСА / SILK ROAD / SEA ROUTE / TAXES / TAX MANAGEMENT / DOUBLE TAXATION / IMPLEMENTATION PROBLEMS OF THE ECONOMIC BELT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Катаева Ксения Дмитриевна, Шадурская Мария Михайловна

Статья рассматривает вопросы реализации концепции Экономического пояса Шелкового и Морского пути, что является актуальной темой для взаимодействия России и Китайской Народной Республики. Авторы определили наиболее важные проблемы реализации данной концепции, одной из которых является устранение двойного налогообложения между РФ и Китаем. В статье авторами проведен сравнительный анализ налоговых систем России и КНР: налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций по основным элементам: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, ставки налога, порядок исчисления и уплаты налога. Далее проанализированы основные положения Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы. В заключении проведен SWOT-анализ ведения бизнеса российскими предпринимателями на рынке Китая и китайскими предпринимателями в России, выделены возможности и ограничения. Авторами определены пути совершенствования системы налогообложения в России, что позволит развивать иностранный бизнес и будет способствовать экономическому развитию России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX LEGISLATION UNIFICATION WITHIN THE FRAMEWORK OF THE SILK ROAD PROJECT

The article examines the Economic Belt concept implementation of the Silk and Sea Route, which is a topical issue for interaction between Russia and China People’s Republic. The authors identified the most important problems in this concept implementation, one of which is the double taxation elimination between the Russian Federation and China. In the article, the authors carried out a comparative analysis of the tax systems in Russia and PRC: value added tax, excise taxes, personal income tax, and corporate income tax by the main elements: taxpayers, tax object, tax base, tax rates, procedure for calculating and paying tax. Further, the main provisions of the Agreement between the Government of Russian Federation and the Government of China People’s Republic on the avoidance of double taxation and the tax evasion prevention with respect to income taxes are analyzed. In conclusion, a SWOT analysis was carried out of doing business by Russian entrepreneurs in the Chinese market and Chinese entrepreneurs in Russia; the opportunities and limitations were highlighted. The authors have identified ways to improve the Russian tax system, which will allow developing foreign business and will contribute to the economic development in Russia.

Текст научной работы на тему «Управление унификацией налогового законодательства в рамках реализации проекта "шелковый путь"»

redactor@ progress-human.com

Ссылка для цитирования этой статьи:

Катаева К.Д., Шадурская М.М. Управление унификацией налогового законодательства в рамках реализации проекта «шелковый путь» // Human Progress, 2018, Том 4, № 9. URL: http://progress-human.com/images/2018/Tom4_9/Kataeva.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

УДК 336.221: 338.28

УПРАВЛЕНИЕ УНИФИКАЦИЕЙ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ»

Катаева Ксения Дмитриевна

Магистрант ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»

kkkataeva@mail. т ул. 8-е Марта, 62 - 662, г.Екатеринбург, РФ, 620219 +7 (343) 221-27-14

Шадурская Мария Михайловна

Доцент кафедры государственных и муниципальных финансов ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»

[email protected] ул. 8-е Марта, 62 - 662, г.Екатеринбург, РФ, 620219 +7 (343) 221-27-14

Аннотация. Статья рассматривает вопросы реализации концепции Экономического пояса Шелкового и Морского пути, что является актуальной темой для взаимодействия России и Китайской Народной Республики. Авторы определили наиболее важные проблемы реализации данной концепции, одной из которых является устранение двойного налогообложения между РФ и Китаем. В статье авторами проведен сравнительный анализ налоговых систем России и КНР: налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций - по основным элементам: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, ставки налога, порядок исчисления и уплаты налога. Далее проанализированы основные положения Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на дохо-

redactor@ progress-human.com

ды. В заключении проведен SWOT-анализ ведения бизнеса российскими предпринимателями на рынке Китая и китайскими предпринимателями в России, выделены возможности и ограничения. Авторами определены пути совершенствования системы налогообложения в России, что позволит развивать иностранный бизнес и будет способствовать экономическому развитию России.

Ключевые слова: Шелковый путь; Морской путь; налоги; управление налогообложением; двойное налогообложение; проблемы реализации экономического пояса.

1ЕЬ коды: E 62; H 25.

Введение

В настоящее время, как отмечается многими научными исследователями (Разгуляева Е.Ф. [1], Франк Ф.К. [2], Барулин С.В. [3] и д.р.) актуальной проблемой является взаимодействие Российской Федерации с экономически развитыми странами. А именно, проблема в создании единой налоговой системы для реализации совместных проектов с другими странами. Налоговая система России находится на стадии становления и стремления к зарубежным моделям налоговой системы. Налоговый Кодекс РФ с частой периодичностью претерпевает изменения, дополнения, которые связаны со многими факторами - экономическая ситуация как внутри страны, так и за ее территорией, уровень инфляции и безработицы, рядом вводимых санкций по отношению России. Данный факт свидетельствует о том, что экономическая ситуация в стране нестабильна. А, следовательно, Правительство не может создать благоприятный климат для развития иностранного бизнеса на территории РФ.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты данной проблемы позволил выделить ряд проблем:

1. отсутствие стабильного экономического положения в стране;

2. неразвитая налоговая система;

3. отсутствие условий для ведения иностранного бизнеса на территории РФ;

4. отсутствие возможности обучения иностранных предпринимателей ведению бизнеса в России;

5. ограниченное количество высококвалифицированных специалистов в налоговой системе, которые смогут проконсультировать иностранный хозяйствующий субъект по необходимым для них вопросам.

Целями данной статьи являются:

1. сравнение налоговой системы РФ и КНР как в целом, так и в части отдельных налогов;

2. выявление возможных возникающих проблем при ведении иностранного бизнеса на

redactor@ progress-human.com

территории РФ;

3. предложения по усовершенствованию налоговой системы России и устранению двойного налогообложения в рамках концепции «Один пояс - один путь».

Сравнительный анализ налоговых систем России и КНР и Соглашения об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения

Три десятилетия структурных изменений и быстрого роста в сравнении со многими странами мира сделали Китай локомотивом мировой экономики и одной из двух ведущих экономик мира. Страна также стала крупнейшим мировым производителем и экспортером большинства видов промышленной продукции. Нельзя не отметить и тот факт, что Китай является одним из ключевых торгово-экономических партнеров Казахстана и других членов ЕАЭС (Евразийский Экономический Союз).

В нынешних экономических условиях, страны пытаются найти наиболее выгодные коридоры для:

1. расширения товарооборота;

2. привлечения инвестиций в экономику государства;

3. установления доступа к общей инфраструктуре.

В связи с вышеперечисленным, в 2013 году во время своего визита в страны Юго-Восточной Азии президент КНР (Китайская Народная Республика) Си Цзиньпин предложил концепцию совместного строительства экономического пояса Шелкового и Морского пути членам АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии) [4; 5]. Обе идеи были объединены в одну концепцию «Один пояс - один путь».

Концепция «Один пояс - один путь» является открытой для всех стран и международных организаций, и будет создавать основу сотрудничества КНР с заинтересованными странами [6, с.53].

Россия является ключевым звеном в реализации данного проекта. Для Российской Федерации участие в экономическом поясе шелкового пути дает возможность модернизировать малоимущие регионы Сибири и Дальнего Востока, которые значительно отстают в различных сферах по сравнению с центральными регионами. А также, развивать экономические отношения со странами - участниками экономического пояса, в том числе с КНР [7, с.61]. Идея Шелкового пути активно обсуждается в различных странах [8; 9].

Следует заметить, что на сегодняшний день, Фонд Шелкового пути не столь активно финансирует проекты России. Были вложены инвестиции в российские компании, а именно - покупка 9,9% акций «Ямал СПГ» по производству сжиженного природного газа и 10% ак-

redactor@ progress-human.com

ций нефтехимического холдинга «Сибур». На этом финансирование проектов закончилось. Экономический пояс шелкового пути дает огромную возможность развивать не только политические связи, но и экономические. Развитие бизнеса в России - актуальный вопрос в настоящее время [10, с.76] . Предприниматели готовы выходить на новый уровень [11]. Особую актуальность в этой связи приобретает вопрос унификации налогового законодательства между странами, которая позволит отношениям стать более простыми и понятными обеим сторонам.

Авторами статьи будет проведен сравнительный анализ налоговых систем России и КНР по ее основным элементам, с целью разработки направлений по созданию единого налогового пространства в рамках экономического пояса Шелкового пути (таблица 1).

Табл. 1:- Сравнительная характеристика некоторых видов налогов РФ и КНР1

Показатели для сравнения Российская Федерация Китайская Народная Республика

1 2 3

Налог на добавленную стоимость

Налогоплательщики -организации -ИП (индивидуальные предприниматели) -физические и юридические лица, являющиеся плательщиками НДС в рамках перемещения через границу Юридические и физические лица, производящие продукцию, а так же -режим импорта

Объект нало-го-обложения Реализация товаров, работ и услуг на территории РФ, а так же его перемещения Реализация товаров и услуг на территории КНР, импорт продукции

Налоговая база Исчисляется как стоимость товаров, работ и услуг, исходя из их цены без учета налогов Стоимость реализованных товаров (работ, услуг) с учетом налога на потребление (акциз) и без включения в них налога на прибыль.

Ставки налога 18% - основная ставка 10% - некоторые виды продовольственных и детских товаров, медицинской и печатной продукции; 0%-товары, отгружаемые в режиме экспорта. 17% - основанная ставка 13% - молочная продукция, яйца, хлеб, мясо птицы и т.д 0% - товары перемещаемые через границу КНР

Порядок исчисления и уплаты налога Сумма процентных долей налоговой ставки. Порядок исчисления налоговой ставки каждого налогового периода (календарный месяц (для некоторых предприятий-квартал)) исходя из фактической реализации (передачи) товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом -обычные налогоплательщики: Сумма налога = НДС (Налог на добавленную стоимость) полученный - НДС уплаченный -предприятия малого бизнеса: исчисляется с полученного дохода от реализации товаров, работ или услуг: - 4% - коммерческий сектор; - 6% - остальное. Формула расчета налога: НДС = V продаж х %

Акцизы (в КНР: «налог на потребление»)

Налогоплательщики -организации -ИП - физические и юридические лица, являющиеся плательщиками акциза в рамках перемещения через границу Физические и юридические лица, занимающиеся производством нижеуказанных товаров, импорт товаров

1 Составлено авторами © К.Д.Катаева, М.М. Шадурская

_2_

-табачная продукция

-бензин -автомобильные масла -спиртосодержащая продукция и т.д.

Налоговая база определяется на единицу выпущенной

подакцизной продукции а^ выпущенной и реализованной подакцизной продукции в натуральном выражении б) стоимость реализованных подакцизных товаров без

_учетов акцизов, НДС и прочих налогов_

Применяются твердые, процентные и смешанные ставки на единицу произведенной подакцизной про_дукции_

При твердых ставках: Сумма акциза = единица произведенной подакцизной продукции , увеличенных на процентную ставку по данному виду подакцизной продукции При % ставках: Сумма акциза = соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы Уплата акциза производится исходя из фактической реализации (передачи) за истекший налоговый период:

1) не позднее 25-го числа отчетного месяца (авансовый платеж) - по алкогольной продукции, реализованной с 1-го по 15-е число включительно отчетного месяца;

2) не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, - по алкогольной продукции, реализованной с

16-го по последнее число отчетного месяца Налоговая декларация представляется в налоговые органы в срок не позднее 15-го числа месяца, следу_ющего за истекшим налоговым периодом_

1

Объект налогообложения

Налоговая база

Ставки налога

Порядок исчисления и уплаты налога

Налогоплательщики

Объект налогообложения

Налог на доходы физических лиц

_Продолжение табл.1

3

-алкогольная продукция -табачная продукция -ювелирные изделия -автотранспортные средства -бензин

Стоимость реализованных подакцизных товаров умноженных на процентную ставку

Применимы процентные ставки на единицу произведенной подакцизной _продукции_

Исчисляется, исходя из объемов реализуемой подакцизной продукции увеличенных на процентную ставку

Физические лица, имеющие постоянное местожительство в Китае, или не имеющие такового, но проживающие на территории КНР в течение года или более (налоговые резиденты). Физические лица, не имеющие китайского гражданства и(или) постоянного местожительства в КНР и(или) проживающие на территории страны менее года - не являются

_налоговыми резидентами_

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: 1) от источников в КНР и (или) от источников за пределами КНР - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами КНР; 2) от источников в КНР - для физических лиц, не являющихся налого-_выми резидентами КНР._

физические лица, которые являются резидентами Российской Федерации, фактически находящиеся на

территории РФ не менее 183 календарных дней, а также нерезиденты получающие доход от источников

РФ

Объектом налогообложения признается: 1. доходы от реализации движимого и недвижимого имущества; 2. страховые выплаты: 3. дивиденды и проценты, полученные от российских хозяйствующих субъектов; 4. вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей;

redactor@ progress-human.com

Продолжение табл.1

1 2 3

Налоговая база Доходы налогоплательщика в виде: 1. материальной выгоды; 2.денежная форма (плата по трудовым договорам); 3. натуральная форма. Доходы налогоплательщика в виде: 1. материальной выгоды; 2.денежная форма (плата по трудовым договорам); 3. натуральная форма.

Ставки налога Пропорциональные налоговые ставки 13%-по основным видам дохода 35%-выигрыши и призы 30%-доходы нерезидентов РФ 9%- доходы в виде дивидендов Прогрессивные ставки, зависят от объема доходов налогоплательщика Доходы от заработной платы облагаются по прогрессивной шкале, ставка при этом изменяется от 5 до 45% Доход от предпринимательской деятельности - по ставкам от 5% до 35% Доходы от авторских прав, процентов, дивидендов, продажи имущества - по фиксированной ставке 20%. Нерезиденты уплачивают налог от доходов, превышающих 4000 юаней по прогрессивной шкале со ставками от 5 до 45%

Порядок исчисления и уплаты налога Налог исчисляется как процентная доля налоговой базы Общая сумма налога исчисляется по всем видам полученного дохода за последний отчетный период - календарный год Физические лица предоставляют в налоговые органы налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом а)доходы от зарплаты: Ежемесячная сумма налога= (Совокупный размер заработной платы за месяц - 1600 юаней)*соответствующую ставку налога -предоставляемый вычет б) доходы от предпринимательской деятельности: Ежегодная сумма налога = (Совокупный ежегодный доход от предпринимательской деятельности - затраты, связанные с его извлечением) * Соответствующую ставку налога - Предоставляемый вычет в) Проценты, дивиденды и прочие поступления: Сумма налога = Общая сумма дохода от каждого источника * 20%. Сумма налога с заработной платы уплачивается ежемесячно, доходы от предпринимательской деятельности - ежегодно

Налог на прибыль организаций

Налогоплательщики 1. юридические лица - резиденты РФ; 2. юридические лица - нерезиденты РФ; 3. участники консолидированной группы налогоплательщиков. Все юридические лица (резиденты и нерезиденты), осуществляющие свою предпринимательскую деятельность на территории Китайской Народной Республики

Объект налогообложения Прибыль, которая определяется как разница между полученными доходами и произведенными расходами. Прибыль, источники которой, находятся на территории КНР, а также прибыль, возникшая за пределами КНР, но фактически связанная с деятельностью данных структур на территории КНР

Налоговая база Признается денежное выражение прибыли, определяемое в соответствии со статьей 247 НК РФ Остаток от всего дохода, полученного предприятием в течение налогового года, за вычетом дохода, в отношении которого не взимается налог, освобожденного от налогов дохода, различного рода удержаний, а также суммы дохода, которую допускается направить на покрытие убытков предыдущих лет.

redactor@ progress-human.com

Продолжение табл. 1

1 2 3

Ставки налога 20% от налогооблагаемой базы 13% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями; - 15% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями. - 0% - депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50% общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов. 20% - малорентабельных мелких предприятий 15% - Налог на прибыль предприятий новых и высоких технологий, являющихся объектами государственной поддержки 10% - для предприятий - нерезидентов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Порядок исчисления и уплаты налога Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года. 2. Для остальных налогоплательщиков отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Организация самостоятельно выбирает способ уплаты ежемесячных авансовых платежей. По итогам года не позднее 28-го марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, предоставляется налоговая декларация. Налоговый агент должен перечислить сумму налога в государственное казначейство в течение 7 дней после его начисления, а также представить в налоговый орган по месту нахождения отчет о удержании налога на прибыль предприятий.

Анализируя данные таблицы 1, можно заметить, что налоговая система КНР находится в более развитом состоянии, чем в РФ. КНР построила налоговую систему таким образом, что ставки по большинству налогов являются прогрессивными, то есть ставка налога увеличивается по мере увеличения налоговой базы [12, с.91].

Прогрессивная система налогообложения в настоящее время является эталоном налоговой системы, которая позволяет государству пополнять государственный бюджет посредством налоговых поступлений в большей мере. Данные системы применятся в экономически развитых странах. Прогрессивные налоговые ставки позволяют не только пополнять бюджет, но и решать социальные проблемы.

На сегодняшний день, главной проблемой налогообложения в рамках экономического пояса шелкового пути является устранение двойного налогообложения [13, с.75; 14, с.47].

Было создано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы.

По статье 2 Соглашения к таким налогам в Российской Федерации относятся [15, с.57]:

1. налог на прибыль организаций;

2. налог на доходы физических лиц.

К налогам Китайской Народной Республики относятся следующие налоги:

1. подоходный налог с физических лиц;

redactor@ progress-human.com

2. местный подоходный налог;

3. налог на доходы предприятий с иностранными инвестициями и иностранных юридических лиц.

В отношении уплаты налога от предпринимательской деятельности установлено следующее:

Лицо одного Договорившегося государства уплачивает в бюджет другого государства налог от ведения предпринимательской деятельности, если данное лицо осуществляет свою работу через представительство, которое находится там на постоянной основе.

Налог на доходы от использования имущества при взаимодействии Китая и России уплачивается следующим образом [3, с.237]:

1. налог на доходы от использования недвижимого имущества уплачивается лицом Договорившегося государства в бюджет того государства, на территории которого находится объект налогообложения - недвижимое имущество;

2. доходы лица Договорившегося государства от использования воздушного и морского транспорта облагаются налогом только в этом государстве.

Налогообложение доходов физических лиц в рамках Соглашения происходит следующим образом:

1. доходы полученные от трудовых договоров лицами Договорившегося государства облагаются налогом подобно международной практики - физические лица уплачивают налог в бюджет того Договорившегося государства, на территории которого он находится свыше 183 календарных дней в течение 12 месяцев [16, с.47];

2. доходы лица Договорившегося государства (резидент иностранного государства), заключившего соглашение с Российской Федерацией и выполняющего работы на территории стороннего государства не подлежат налогообложению на территории РФ.

Налогообложение процентов регулируется Протоколом №429-р от 14 марта 2015 года о внесении изменений в Соглашение от 13 октября 2014 года [15, с.1].

Данный протокол разъясняет, что выплачиваемые проценты облагаются налогом на доходы только на территории государства, резидентом которого являются получатели «пассивного» дохода.

Заключение

Создание единого Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики значительно улучшило налогообложение в рамках данного сотрудничества. Но не решило многих основных проблем.

redactor@ progress-human.com

В апреле 2017 года компания EY провела опрос среди российских предпринимателей, имеющий опыт ведения бизнеса на рынке КНР. Более 60% респондентов положительно оценивали рынок Китая и отметили его значительный потенциал. Респонденты также выделили возможности и сложности ведения бизнеса на территории Китая [18, с.247].

Возможности ведения бизнеса российскими предпринимателями на рынке Китая следующие:

1. большой спрос на отечественную (российскую) продукцию;

2. инновационные технологии, которые еще не применяются на территории КНР;

3. существенная возможность долгосрочного планирования;

4. отсутствие замещающих товаров, которые производятся на территории Китая.

Сложности, которые чаще всего возникают у предпринимателей РФ на территории КНР

заключаются:

1. в отличиях менталитета;

2. проблемы, возникающие с защитой авторских прав;

3. отличный от российского стиль управления (авторитарный);

4. отсутствие возможности корректного трактования нормативно-правовой базы [18, с.103].

Проведение SWOT-анализ бизнеса Китая на территории РФ показало следующее:

1. сильными сторонами являются достаточная обеспеченность природными ресурсами и значительный объем внутреннего рынка;

2. слабыми сторонами являются:

- недостаточная осведомленность и понимание российского законодательства;

- отсутствие сведений о конкурентах на том или ином рынке, их преимуществах и недостатках;

- отсутствие развитой инфраструктуры на территории Российской Федерации;

- недостаточная развитость технологического процесса на территории России;

- макроэкономическая турбулентность.

SWOT-анализ бизнеса России на территории Китайской Народной Республики показывает следующее [1, с.287]:

1. сильными сторонами являются:

- высокая производительность;

- низкие цены;

- вовлеченность;

- широкие масштабы.

Журнал «Human Progress» Том 4, № 9 (сентябрь 2018)

2. слабыми сторонами будут являться:

- языковой барьер;

- большие транспортные затраты;

- длительный процесс сертификации;

- необходимость поиска партнера - резидента КНР;

- длительный процесс запуска производства.

В настоящее время до сих пор не решены множество проблем взаимодействия Российской Федерации и Китайской Народной Республики в рамках экономического пояса шелкового и морского пути.

До сих пор остается актуальной проблемой устранение двойного налогообложения. До конца не изучены тонкости системы налогообложения в Китайской Народной Республике [2, с.51].

Еще одной актуальной проблемой ведения бизнеса являются различия в менталитете и стиле управления этих двух стран, которые влияют на темп развития предпринимательской деятельности в этих странах, а так же - увеличения предложений на рынке, так как предприниматели-нерезиденты больше времени уделяют анализу рынка сбыта, его механизмов и нормативно-правовой базы.

Для устранения данных проблем со стороны Российской Федерации предлагается принять следующие меры:

1. введение налоговых льгот для хозяйствующих субъектов из КНР, открывающих свой бизнес или уже работающих на территории РФ;

2. введение в высших учебных заведениях курсов повышения квалификации и (или) обучения предпринимателей-резидентов Китайской Народной Республики нормативно-правовой базе РФ и основным аспектам российского налогообложения. Данный пункт поможет гражданам Китая, желающим начать свой бизнес в России, быть более грамотными в ведении предпринимательской деятельности и избежать двойного налогообложения, доначисления и прочих штрафов, пеней по налогам и сборам, существующих на территории Российской Федерации [18, с.74];

3. усовершенствование налоговой системы Российской Федерации в части налоговых ставок, а именно - введение прогрессивной шкалы по ряду налогов (например: НДФЛ (налог на доходы физических лиц)). А так же, использование опыта построения налоговой системы ряда экономически развитых стран для достижения высокого уровня экономического развития страны.

redactor@ progress-human.com

Литература

1. Разгуляева, Е.Ф. Налоговое планирование как фактор совершенствования финансовой деятельности субъекта предпринимательства. Москва: ИНФРА-М, 2016. 448 с.

2. Франк, Ф.К. Влияние конституционных принципов налогового права на развитие законодательства о налогах и сборах // Законодательство и экономика. 2014. № 7. С. 49-51.

3. Барулин, С.В.; Барулина, Е.В. Парадоксы российской системы налогообложения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/paradoksy-rossiyskoy-sistemy, свободный.

4. Singh, G. China's Asian Dream-Empire Building Along the New Silk Road // India Quarterly-A Journal of International Affairs. 2018, Том: 74, Выпуск: 4. Стр.: 496-499.

5. Chong, A.; Ling, L.H.M. The Silk Roads: Globalization before neoliberalization: Introduction to the special issue // Asian Journal of Comparative Politics. 2018, Том: 3, Выпуск: 3, SI. Стр.: 189193.

6. Кругляк, З.И. Оптимизация налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей // Всё для бухгалтера. 2016. № 14(206). С.51-57.

7. Налоги и налоговая система Российской Федерации / под науч. ред. Л. И. Гончаренко. Москва: Издательство Юрайт, 2015. 541 с.

8. Shenin, S.Yu. "The Silk Road" of the 21st Century: Debate in the USA // Mirovaya Ekonomika I Mezhdunarodnye Otnosheniya, 2018, Том: 62, Выпуск: 9. Стр.: 60-70.

9. Zhang, K. Right to Information about, and Involvement in, Environmental Decision Making along the Silk Road Economic Belt // Chinese Journal of Comparative Law, 2017, Том: 5, Выпуск: 1, Стр.: 58-78.

10. Налоговая политика государства / под ред. Н. И. Малис. Москва: Издательство Юрайт, 2015. 388 с.

11. O'Meara, S. Taking the silk road to high-tech growth // Nature. 2018, Том: 563, Выпуск: 7729. Стр.: S25-S27.

12. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика в 2 т. том 1: Учебник и практикум для академического бакалавриата. Люберцы: Юрайт, 2016. 336 c.

13. Александров, И.М. Налоги и налогообложение. Москва: Дашков и К, 2015. 227 с.

14. Моисеенко, И.А. Оценка бюджетной эффективности реформирования налогообложения прибыли хозяйствующих субъектов // Финансы и кредит. 2015. № 22. С. 59-67.

15. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении

уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы" (с изм. от 13.10.2014) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/minfin/701190, свободный.

16. Лыкова, Л.Н. Налоги и налогообложение. Москва: Издательство Юрайт, 2015. 353 с.

17. Ряднов, М. А. Налогообложение малого бизнеса в России / Аналитические и финансово-экономические аспекты развития региональной экономики : сб. науч. тр. по материалам 81 ежегодной науч.-практ. конф. молодых ученых. Ставрополь , 2016. С. 239-242.

18. Дадашев, А.З.; Мешкова, Д.А.; Топчи, Ю.А. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 2015. 175 с.

19. Лапин, В.Н. Методология и механизмы развития системы налогообложения реального сектора экономики России. Москва : БЕК, 2016. 460 с.

Abstract. The article examines the Economic Belt concept implementation of the Silk and Sea Route, which is a topical issue for interaction between Russia and China People's Republic. The authors identified the most important problems in this concept implementation, one of which is the double taxation elimination between the Russian Federation and China. In the article, the authors carried out a comparative analysis of the tax systems in Russia and PRC: value added tax, excise taxes, personal income tax, and corporate income tax - by the main elements: taxpayers, tax object, tax base, tax rates, procedure for calculating and paying tax. Further, the main provisions of the Agreement between the Government of Russian Federation and the Government of China People's Republic on the avoidance of double taxation and the tax evasion prevention with respect to income taxes are analyzed. In conclusion, a SWOT analysis was carried out of doing business by Russian entrepreneurs in the Chinese market and Chinese entrepreneurs in Russia; the opportunities and limitations were highlighted. The authors have identified ways to improve the Russian tax system,

TAX LEGISLATION UNIFICATION WITHIN THE FRAMEWORK OF THE SILK ROAD PROJECT

Kseniya Kataeva Master student in Ural State University of Economics Yekaterinburg, Russia

Marija Shadurskaja Assistant Professor in Ural State University of Economics Yekaterinburg, Russia

redactor@ progress-human.com

which will allow developing foreign business and will contribute to the economic development in Russia.

Key words: Silk Road; Sea route; taxes; tax management; double taxation; implementation problems of the economic belt. JEL Code: E 62; H 25.

References

1. Razgulyaeva, E.F. Tax planning as a factor in improving the financial activities of a business entity. Moscow: INFRA-M, 2016. 448 p.

2. Frank, F.K. Influence of the constitutional principles of tax law on the development of legislation on taxes and fees // Legislation and Economics. 2014. No. 7. P. 49-51.

3. Barulin, S.V.; Barulin, E.V. Paradoxes of the Russian taxation system. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/paradoksy-rossiyskoy-sistemy, free.

4. Singh, G. China's Asian Dream-Empire Along the New Silk Road // India Quarterly-A Journal of International Affairs. 2018, Vol.: 74, Issue: 4. P.: 496-499.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Chong, A.; Ling, L.H.M. The Silk Roads: Globalization Before Neoliberalization: Introduction to the special issue // Asian Journal of Comparative Politics. 2018, Vol.: 3, Issue: 3, SI. P.: 189-193.

6. Kruglyak, Z.I. Optimization of taxation of agricultural commodity producers // Everything for an accountant. 2016. No. 14 (206). P.51-57.

7. Taxes and tax system of the Russian Federation / under scientific. ed. L.I. Goncharenko. Moscow: Yurait Publishing House, 2015. 541 p.

8. Shenin, S.Yu. "The Silk Road" of the 21st Century: Debate in the USA // Mirovaya Ekonomika I Mezhdunarodnye Otnosheniya, 2018, Vol.: 62, Issue: 9. P.: 60-70.

9. Zhang, K.Childar, Roadmap for Economic Decision, Chinese Journal of Comparative Law, 2017, Vol.: 5, Issue: 1, P.: 58-78.

10. State tax policy / ed. N.I. Malis. Moscow: Yurait Publishing House, 2015. 388 p.

11. O'Meara, S. Taking the road to high-tech growth // Nature. 2018, Vol.: 563, Issue: 7729. P.: S25-S27.

12. Panskov, V.G. Taxes and taxation: theory and practice in 2 volumes. Volume 1: Textbook and workshop for academic bachelor. Lyubertsy: Yurayt, 2016. 336 p.

13. Aleksandrov, I.M. Taxes and taxation. Moscow: Dashkov and K, 2015. 227 p.

14. Moiseenko, I.A. Assessment of the budgetary efficiency of reforming the taxation of profits of business entities // Finance and credit. 2015. № 22. P. 59-67.

redactor@ progress-human.com

15. Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Chinese People's Republic for the avoidance of double taxation and prevention of tax evasion with respect to taxes on incomes (from amendment of October 13, 2014). URL: http: // www .garant.ru / hotlaw / minfin / 701190, free.

16. Lykova, L.N. Taxes and taxation. Moscow: Yurait Publishing House, 2015. 353 p.

17. Ryadnov, MA. Taxation of small businesses in Russia / Analytical and financial-economic aspects of the development of the regional economy: Coll. scientific tr. Based on 81 annual scientific and practical works. conf. young scientists. Stavropol, 2016. p. 239-242.

18. Dadashev, A.Z.; Meshkov, D.A.; Topchi, Yu.A. Taxes and taxation in the Russian Federation: Textbook. M.: UNITI, 2015. 175 p.

19. Lapin, V.N. Methodology and mechanisms for the development of the taxation system of the real sector of the Russian economy. Moscow: BEK, 2016. 460 p.

Contact

Kseniya Kataeva

Ural State University of Economics

662-62, 8th of March Str., Yekaterinburg, Russia, 620219

kkkataeva@mail .ru

Marija Shadurskaia

Ural State University of Economics

662-62, 8th of March Str., Yekaterinburg, Russia, 620219

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.