Акцизное налогообложение: эволюция и перспективы развития
^ ПРОКОФЬЕВА Елена Николаевна
Кандидат экономических наук, доцент кафедры финансовых рынков и банковского дела
Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Тел.: (343) 221-27-15 E-mail: [email protected]
► ШАДУРСКАЯ Мария Михайловна
Кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, денежного обращения и кредита
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
620002, РФ, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19 Тел.: (343) 350-75-68 E-mail: [email protected]
^ ПРИВАЛОВА Светлана Геннадьевна
Кандидат экономических наук, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов
Санкт-Петербургский государственный экономический университет 191023, РФ, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21 Тел.: (812) 310-96-71 E-mail: [email protected]
JEL classification
Аннотация
В условиях сложных международных отношений и отсутствия роста национальной экономики от государства требуется обеспечение финансовой стабильности бюджета. В ситуации снижения реальных доходов юридических и физических лиц этот вопрос оказывается достаточно острым. Увеличение налоговой нагрузки на юридических лиц может вызвать их количественное сокращение и, как следствие, рост безработицы и снижение доходов населения. В статье обосновывается необходимость селективного подхода к налоговым изменениям. В качестве одной из мер авторами предлагается пополнение доходной части бюджета за счет отдельных категорий налогоплательщиков.
Исследование направлено на систематизацию теоретических и прикладных аспектов акцизного налогообложения. Обоснована необходимость и возможность использования данной группы косвенных налогов для решения задачи пополнения доходной части бюджета без резкого увеличения налоговой нагрузки налогоплательщиков. На основе эволюции российской акцизной системы налогообложения определены критерии результативности институциональных изменений акцизной системы в разные периоды. Дается характеристика современной акцизной системы налогообложения. В результате обобщения теории и практики взимания акцизов в России предложены возможные варианты изменений налоговой политики. Доказана целесообразность изменений в порядке взимания определенных видов акцизов.
В15, Е62, Н22
ВВЕДЕНИЕ
Современное финансово-экономическое положение страны требует активизировать поиск дополнительных источников финансирования расходов бюджета. Последнее предполагает, что в условиях экономической нестабильности замедляются темпы роста национальной экономики, растет безработица, снижается жизненный уровень населения и т.д. Таким образом, возникают основания для сокращения платежеспособного спроса и дальнейшего сжатия емкости внутреннего рынка. Соответственно, обеспечивать экономике недостающий платежеспособный спрос должно государство. А государство не может не испытывать сложности в доходной части бюджета, так как значительная доля налоговых поступлений зависит от уровня благосостояния налогоплательщиков.
Исходя из вышесказанного становится очевидной взаимосвязь и взаимозависимость растущей потребности государства в денежных средствах и сложности реализации данной задачи без дальнейшего увеличения налоговой нагрузки и ухудшения жизненного уровня населения, что в конечном итоге через иные механизмы приведет к сокращению ВВП и доходов бюджета. Это и определяет актуальность исследования.
Цель нашего исследования состоит в систематизации отечественного опыта
в области акцизного налогообложения для выявления механизмов, способствующих пополнению доходной части бюджета без усиления негативных тенденций в экономике.
Задачи исследования, определившие структуру работы:
1) рассмотреть экономическую сущность акцизов и определить их характерные особенности, позволяющие решить задачу пополнения доходной части бюджета без воздействия на широкие слои наименее защищенных налогоплательщиков;
2) представить примеры из истории налоговой системы России, подтверждающие эффективность использования акцизов для пополнения бюджета в условиях его дефицитности и стагнации экономики;
3) оценить современную роль акцизов в налоговой и бюджетной системе России и определить конкретные механизмы, позволяющие повысить результативность данного направления пополнения доходов бюджета.
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКЦИЗОВ ПРИ РЕФОРМИРОВАНИИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
В условиях отсутствия социально-экономической стабильности, как в национальном, так и в мировом масштабе,
Excise Duties:
Evolution and Development Prospects
Abstract
In the context of strained international relations and the lack of growth of the national economy, the issue of ensuring the financial stability of budgets turns out to be rather acute. At that, the rising tax burden can cause a decline in the number of legal entities and consequently create high unemployment and reduce real incomes of the population. The article proves that a selective approach is necessary when introducing amendments to tax regulation. The authors suggest increasing government revenue at the expense of particular categories of taxpayers.
The study aims to systematize theoretical and applied aspects of excise duties. The authors prove the necessity and possibility of applying this group of indirect taxes in order to boost government revenues avoiding a sharp increase in the tax burden. Having considered the evolution of excise taxes in Russia, the criteria for assessing the effectiveness of institutional changes in the excise system are determined. In the paper a content analysis of the current excise tax system is conducted. After systematizing the theory and practice of collecting excise duties in Russia, the possible options for transforming the tax policy which is based on collecting certain types of excise taxes were offered.
► Yelena N. PROKOFYEVA
Cand. Sc. (Econ.), Associate Professor of Financial Markets and Banking Dept.
Ural State University of Economics 620144, RF, Yekaterinburg, 8 Marta/Narodnoy Voli St., 62/45 Phone: (343) 221-27-15 E-mail: [email protected]
► Mariya M. SHADURSKAYA
Cand. Sc. (Econ.), Associate Professor of Finance, Money Circulation and Credit Dept.
Ural Federal University
named after the first President of Russia
B.N. Yeltsin
620002, RF, Yekaterinburg, Mira St., 19
Phone: (343) 350-75-68 E-mail: [email protected]
■o a
H
в m Я
повышается роль государства как гаранта поступательного развития общества. Роль государства является определяющей и в части социально-нравственной жизни общества, и в области финансово-экономических отношений. Это требует от государства активизации поиска дополнительных доходных источников. Но пополнение доходов бюджета через стандартное увеличение налоговой нагрузки бесперспективно. Таким образом, налоговые преобразования должны носить избирательный характер. Главная цель изменений - пополнить доходную часть бюджета за счет тех налогоплательщиков, материальное положение которых позволяет понести дополнительные расходы.
По данным Федеральной службы государственной статистики за 20152016 гг. размеры безработицы в РФ весьма значительны - от 5,3 до 5,9% в отдельные периоды. Снижается жизненный уровень населения, при этом отмечается определенная стабиль-
ность номинальных доходов в условиях серьезного падения индекса реальных доходов граждан (табл. 1).
Несмотря на это государству необходимо обеспечить стабильность социально значимых статей бюджета, а также проводить мероприятия по реформированию реального сектора экономики. Первое минимизирует социальную напряженность в обществе. Второе обеспечит условия для стабилизации экономики и дальнейшего ее развития.
Все вышесказанное определяет значимость бюджетной и налоговой политики государства, основные задачи которой состоят в укреплении доходной части бюджета и повышении эффективности функционирования налоговой системы. Вследствие этого представляется необходимой систематизация научно-практических знаний в области прямого и косвенного налогообложения для выявления основных перспективных направлений реформирования налоговой системы. Большее внимание должно
Таблица 1 - Среднемесячная начисленная зарплата работников за 2012-2015 гг.
Показатель 2012 2013 2014 2015
Номинальная среднемесячная зарплата, р. 26 629 29 792 32 495 34 030
Темп роста реальной среднемесячной зарплаты,% 108,4 104,8 101,2 91,0
^ Svetlana G. PRIVALOVA
Cand. Sc. (Econ.), Associate Professor of State and Municipal Finances Dept.
Saint Petersburg State University of Economics
191023, RF, Saint Petersburg, Sadovaya St., 21 Phone: (812) 310-96-71 E-mail: [email protected]
Ключевые слова
КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ
РЕГАЛИЯ
АКЦИЗ
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ДОХОДЫ БЮДЖЕТА
Keywords
INDIRECT TAX REGALIA EXCISE DUTY TAX POLICY
GOVERNMENT REVENUE
JEL classification
Составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики.
В15, Е62, Н22
5 быть уделено тем налогам и действиям 8 государства, которые в историческом <о аспекте уже доказывали свою эффектив-
2 ность. Это утверждение исходит из пони-¡2 мания цикличности экономики и, следо-ш вательно, того, что экономический спад,
3 кризис, стагнация, дефицит бюджета это явления, неоднократно переживаемые мировой и национальной экономикой.
На взгляд авторов, первоочередного внимания заслуживает акцизная система налогообложения. Акцизы представляют собой вид косвенного налога, который весьма широко используется в мировой налоговой практике [10. С. 104; 15].
Обратимся к экономической сущности косвенных налогов. Косвенные налоги представляют собой перелагаемые на покупателя налоги, включаемые в стоимость товаров в виде надбавки к цене или тарифу. И. А. Майбуров выделяет следующие разновидности косвенных налогов.
«Косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются ограниченные виды сырья и товаров. Таковыми являются акцизы.
Косвенные универсальные налоги, которыми облагаются операции по реализации всех товаров (работ, услуг) безотносительно к каким-либо их группам и видам (за исключением некоторого их числа). К таковым относится налог на добавленную стоимость, а в других странах - налог с продаж.
Фискальные монополии - это исключительные права полной или частичной монополии государства на доходы от производства отдельных видов товаров (работ, услуг).
Таможенные пошлины - это обязательные сборы, взимаемые таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию, транзите через нее или вывозе товаров с этой территории и являющиеся неотъемлемым условием их ввоза, транзита или вывоза» [11. С. 279].
Авторы статьи считают, что косвенные индивидуальные налоги и косвенные универсальные налоги в данной интерпретации не имеют названия, следовательно, они должны рассматриваться как обобщающие группы, включающие в себя и фискальные монополии, и таможенные пошлины. Авторская позиция склоняется к более классическому варианту принятой классификации косвенных налогов, в которой выделяются: акцизы (индивидуальные и универсальные), фискальные монополии и таможенные пошлины.
Индивидуальные акцизы взимаются с определенных видов товаров. В современной России данный вид косвенных налогов охватывает 14 наименований товаров в соответствии со ст. 181 НК РФ.
К универсальным акцизам теория относит налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота [13. С. 14]. Все эти налоги имеют единую экономическую сущность и предполагают общий охват объектов за некоторым исключением. Налог на добавленную стоимость применяется в российской практике по настоящее время. Налог с продаж является практикой зарубежных стран и в период с 1999 по 2004 г. взимался в РФ.
«Налог с оборота - один из основных видов косвенных налогов; универсальный акциз, взимаемый с оборота товаров, произведенных внутри страны (в некоторых государствах - с товаров иностранного производства). Налог с оборота взимается со стоимости валового оборота предприятий; облагаются преимущественно товары массового потребления и услуги предприятий сферы обслуживания. По сути представляет разновидность акцизного налога. Широко использовался в бывшем Советском Союзе, где составлял основную долю поступлений в государственный бюджет. Разновидностью налога с оборота является налог на добавленную стоимость» [1. С. 895].
Фискальные монополии - вид косвенных налогов, монополия государства на производство и реализацию товаров и (или) оказание услуг. Фискальные монополии активно применялись в Царской России и в Советском Союзе. Современная практика реализует принципы взимания фискальных монополий через государственную пошлину.
Таможенные пошлины - вид косвенных налогов, взимаемых при перемещении товаров (работ, услуг) через таможенную границу государства. С 2005 г. таможенные пошлины в РФ относятся к разряду неналоговых доходов бюджета и не регулируются налоговым законодательством. Но по своей экономической сути они не перестают быть косвенными налогами.
Экономическая сущность акциза достаточно полно раскрыта в следующей трактовке: «Акциз представляет собой косвенный налог, включаемый в цену товаров и оплачиваемый покупателями, которые, по существу, выступают носителями данного налога» [12. С. 85].
Внимание авторов сосредоточено именно на индивидуальных акцизах, предполагающих избирательный охват налогоплательщиков.
Индивидуальные акцизы вызывают интерес по следующим причинам:
во-первых, изменения в области акцизной системы налогообложения могут носить избирательный характер, так как воздействие оказывается на отдельные группы товаров и как следствие, отдельных потребителей;
во-вторых, существует возможность обезопасить незащищенные слои населения от дополнительных расходов и, соответственно, оказать влияние на обеспеченные слои населения как потенциально способные нести дополнительные издержки;
в-третьих, для государства данный вид налогов представляется более выгодным в плане экономии на издержках взимания, организации контрольной работы налоговых органов.
ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АКЦИЗОВ В РОССИИ В ХУИ-ХХ ВЕКАХ
Как отмечают экономисты и историки, акцизы являются исторически наиболее ранними и значимыми налогами из всех косвенных налогов [3; 5-7; 10].
При изучении истории налогообложения обращает на себя внимание тот факт, что повышение доходов государственного бюджета в целом и доли доходов от косвенных налогов в структуре бюджета в частности связано с зарождением основ будущей акцизной системы налогообложения1. Речь идет о появлении в XVII веке регалий - монопольного права государства на производство или реализацию продукции, которое первоначально реализовывалось через систему откупов. Именно регалии считаются базой акцизной системы налогообложения. Товары, которые были отнесены к числу государственных регалий в XVII веке, и сегодня являются подакцизными, это алкоголь, табак, пушнина, драгоценные металлы и т.д.
Кроме того, в период царствования Петра I, которое известно масштабными преобразованиями и дефицитностью бюджета, также использовали регалии как механизм пополнения доходной ча-
1 Одной из особенностей общегосударственной росписи 1679 г. является то, что она показывает изменение в структуре доходов государства. Большие доходы казна начала получать от косвенных налогов, они составляли 53% доходов бюджета. Основные поступления обеспечивала винная регалия и таможенные пошлины [4. С. 438].
А
Таблица 2 - Соотношение прямых и косвенных налогов в доходах бюджета, % [2. С. 124]
Период Прямые налоги Косвенные налоги
Конец XVII века (1679 г.) 40,0 53,0
Конец XIX века (1891 г.) 13,0 63,0
Начало XX века (1913 г.) 22,0 59,0
Таблица 3 - Структура прямых и косвенных налогов в доходах бюджета, % [14. С. 361]
Страна Прямые налоги Косвенные налоги
Россия 13,0 63,5
Англия 19,4 44,7
Франция 19,0 55,3
Германия 13,6 24,8
Италия 15,6 24,1
Испания 10,8 12,8
Австро-Венгрия 19,2 31,4
сти. В данный период в числе товаров, производство или реализацию которых государство стало отдавать на откуп, были мед, деготь, рыбий жир, музыкальные инструменты и т.д.
Переход к акцизной системе налогообложения произошел в 1835-1839 гг. Взамен винной регалии (винный откуп) вводится акциз на пиво, брагу и медовый квас. Введение акцизной системы повлекло за собой предоставление свободы при производстве и торговле спиртными напитками, а также установление государственного контроля над этими процессами. В 1839 г. вводят акциз на нюхательный и курительный табак, в 1848 г. - акциз на сахар, в 1849 г. - акциз на спички. В дальнейшем вводятся акцизы на дрожжи, медоварение, продукты из нефти и т.д.
Реформирование акцизной системы продолжается и во второй половине XIX века. С 1863 г. до 90-х годов XIX века периодически меняется практика взимания акциза на алкогольную продукцию. Заканчиваются преобразования в данной сфере введением государственной винной монополии. За 30 лет доходы бюджета от этого источника выросли в 2,5 раза [9. С. 6].
Акцизная система налогообложения в целом способствовала росту доходов бюджета и повышению роли косвенных налогов в его структуре (табл. 2).
Каждая страна выбирает собственную стратегию в бюджетной и налоговой политике государства. Для России значимость косвенных налогов была велика. Это показано в табл. 3 (данные за 1891 г.)
Однако необходимо отметить, что на пути становления и развития косвенного
налогообложения в целом и акцизной системы в частности временами встречались серьезные трудности. Просчеты и недальновидность налоговой политики приводили к недополучению государством доходов, а иногда и к народным бедствиям и бунтам.
Как было сказано выше, система регалий относилась к «окладным» налогам1. Соответственно, сумма, выплачиваемая откупщиком, определялась заранее и была фиксированной. Размер выплат планировался на будущий год2. Таким образом, откупщик обязывался уплатить определенную сумму налога, которая складывалась из оклада на текущий год и небольшого процента сверх этой суммы (1,0-1.5% от оклада - суммы установленного налога текущего года). Главным недостатком подобной практики взимания налога было то, что действительные объемы реализации не учитывались. Следовательно, государство недополучало денежные средства, а откупщики, напротив, имели возможность дополнительных доходов.
Особо сложная судьба была у соляной регалии, которая сформировалась на базе взимаемой соляной пошлины. Идея замены части прямых налогов повышенной пошлиной на соль В. Ключевский объясняет следующими мыслями реформаторов XVII века: «плательщик лучше заплатит лишнее за товар, чем внесет прямой налог, там он за переплату получает хоть что-либо годное к употреблению, а в прямых налогах ничего, кроме платежной отписки, квитанции»
1 «Оклад» - размер.
2 Близкими по сути к так называемым окладным доходам являются реальные прямые налоги.
[8. С. 650]. Вследствие этого Указ 1646 г. повышает пошлину на соль с 5 до 60 копеек с пуда. «Указ оправдывал простодушно-грубые соображения: пошлина будет всем равна, в избылых никого не будет, все будут платить сами собой, без правежа, без жестких взысканий, будут платить и проживающие иноземцы, ничего в казну не платящие» [8. С. 651] Но результатом данных преобразований стал бунт 1647 г., так как тысячи пудов дешевой рыбы, которой питалось простонародье, сгнили на Волге, поскольку рыбопромышленники не в состоянии были посолить ее. Государство также понесло убытки, так как дорогой соли было продано значительно меньше [8. С. 651]. В 1648 г. данный Указ был отменен.
Но и более цивилизованная налоговая политика конца XIX века не стала исключением. Критике политиков и финансистов подвергались преобразования С. Ю. Витте в области взимания акцизов при производстве и реализации спиртных напитков и введении винной монополии. Данный вид доходов государства считали неправильным, исходя из того, что государство тем больше получает доходов из данного источника, чем больше потребление алкогольной продукции. Таким образом, возникало основание для обвинений в спаивании народа. Логично предполагалось, что рост вышеназванных доходов государства может обеспечить значительные социально-экономические проблемы в будущем. Главным оправданием ошибочности подобных выводов могла быть только статистика по объемам реализации алкогольной продукции, в том числе на душу населения, и отсутствие роста данных показателей.
Стабилизация экономики, бюджетной и финансовой системы в советский период также связаны с формированием системы косвенных налогов в целом и акцизов в частности. С 1921 г. вводится акциз на виноградные и плодово-ягодные вина. В 1922 г. акцизы на табак, папиросы, спички, пиво, чай, кофе, сахар, соль, керосин и др. Именно данная статья доходов показывала наибольшие темпы роста доходов бюджета. Об этом свидетельствуют данные табл. 4.
В 1990-е годы акцизное налогообложение охватывало широкий перечень подакцизных товаров. Помимо таких распространенных, как алкогольная и табачная продукция, в перечень входили: меховые и кожаные изделия,
■о я
т
Н
е т я
Таблица 4 - Налоговые поступления в государственный бюджет, млн р. [2. С. 49]
%
Статья доходов 1922/23 1923/24 1924/25 1925/26
Прямые налоги 342,80 557,5 814,9 962,4
Акцизы 103,50 240,7 507,8 841,6
Доля акцизов в налоговых поступлениях, % 23,19 30,16 38,39 46,67
Таблица 5 - Структура доходов консолидированного бюджета РФ за январь-август2015 и 2016 гг.
Вид налогов 2015 2016
млрд р. % млрд р. %
Налог на прибыль 1 861,4 21,05 1 935,3 21,81
НДФЛ 1 744,5 19,73 1 873,9 21,11
НДПИ 2 233,6 25,26 1 827,4 20,61
НДС 1 621.9 18,30 1 702,0 19,19
Акцизы 661,8 7,48 830,5 9,35
Имущественные налоги 718,5 8,18 704,3 7,93
Итого налоговых доходов 8 841.7 100,00 8 873,4 100,00
Составлено авторами на основе данных, представленных на сайте ФНС России. URL: https://analytic. nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm.
ковры и ковровые изделия, изделия из фарфора и хрусталя, ювелирные изделия, икра осетровых и лососевых рыб, деликатесная продукция из морепродуктов и ценных видов рыб, шоколад и пр. Указанный период характеризовался дефицитом многих товаров, и государство посредством акцизов пыталось повлиять на спрос, провоцируя его снижение за счет возрастания цены на данные группы товаров. Взимание акцизов с охватом большого перечня подакцизных товаров, снижая спрос на последние, также способствовало пополнению доходов бюджетной системы и оправдывало повышение цен, произошедшее в январе 1992 г., главным образом связанное с их либерализацией.
РОЛЬ АКЦИЗОВ В СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ
На сегодняшний день акцизы взимаются с 14 групп товаров, к ним в соответствии с главой 22 НК РФ относятся: алкогольная продукция, табачная продукция, спирт и спиртосодержащая продукция, бензин, дизельное топливо, моторные масла, прямогонный бензин, автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 лошадиных сил, топливо, средние дистилляты, бензол, параксилол, ортоксилол, авиационный керосин, природный газ (в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации). Сравнивая ранее действующие системы акцизного налогообложения, можно ви-
100 80 60 40 20
25,33
74,67
28,54
71,46
деть, что современная практика делает акцент на природных ресурсах, используемых потребителями.
Оценивая роль акцизов в современных условиях, обратимся к табл. 5.
Анализируя представленные данные, следует отметить, что доля акцизов в доходах консолидированного бюджета составляет всего 9,35% за январь-август 2016 гг., что выше поступлений аналогичного периода 2015 г. на 20,3%. Такое повышение может быть вызвано как ростом ставок акцизов, так и инфляционной составляющей.
Если рассматривать долю прямых и косвенных налогов в доходах консолидированного бюджета, то в РФ преобладают прямые налоги. Соотношение отражено на рисунке.
Проведем оценку влияния акцизов, взимаемых в Российской Федерации, на уровень экономического развития страны, или как минимум на установление стабильности экономики. Если рассматривать влияние акцизов на алкогольную и табачную продукцию, то оно во все времена оценивалось как дести-мулирующее для потребления данной продукции. Безусловно, слишком высокие акцизы на данные товары могут сократить доходы их производителей, что впоследствии может привести к снижению иных налоговых поступлений от указанной группы налогоплательщиков. Но, характеризуя акцизы на алкогольную и табачную продукцию, следует заметить, что при разумном уровне ставок пре-
2015 2016
□ Прямые налоги
□ Косвенные налоги
Соотношение прямых и косвенных налогов, взимаемых на территории РФ, за январь-август 2015 и 2016 гг., %
имуществ гораздо больше, чем недостатков. К преимуществам следует отнести: стабильные налоговые поступления в бюджетную систему; охват определенной категории потребителей (что не провоцирует инфляции, как НДС, например, предполагающий общий охват); сокращение потребления вредной продукции, что благоприятно влияет на здоровье населения.
Акцизы на автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 лошадиных сил, так же как и акцизы на алкоголь, охватывают лишь определенные группы потребителей. Кроме того, данный вид товаров не является необходимым или жизненно важным, что существенно облегчает нагрузку на экономику.
Если рассматривать акцизы на природные ресурсы в переработанном виде, такие как бензин, дизельное топливо и пр., то здесь очевидно негативное влияние на экономическое развитие. Входя в цену всех производимых в стране товаров, работ, услуг, связанных с транспортными перевозками, а таких большинство, акцизы провоцируют их удорожание и как следствие инфляцию. Поэтому акцизное налогообложение данного направления требует повышенного внимания, учитывающего негативные последствия для экономики.
В современных условиях остро стоит вопрос пополнения бюджета страны. Обсуждаются такие вопросы, как увеличение налоговой нагрузки юридических лиц, введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц, введение налога на роскошь, акциза на напитки, содержащие сахар, и т.д.
Оценивая текущую ситуацию, следует заметить, что повышать налоги с организаций категорически недопустимо, так как многие из них находятся в критиче-
0
А
ском финансовом положении. Банкротство предприятий отрицательно сказывается не только на доходах бюджета, и уровне ВВП страны, но и на социальной составляющей, вызывая рост безработицы и сокращение доходов населения. Население в сложившейся ситуации не готово к увеличению налогового бремени, так как доходы большинства сократились, и повышение налогов для физических лиц может вызвать массовые недовольства.
Альтернативным вариантом, позволяющим сохранить баланс между интересами налогоплательщиков и государства, является расширение перечня подакцизных товаров. Но следует учесть, что включать в него необходимо
лишь дорогостоящие товары, не являющиеся товарами первой необходимости. Например, ювелирные изделия, меха, ковры, яхты, вертолеты, квадро-циклы и прочие предметы роскоши. Такими акцизами можно решить сразу несколько проблем: пополнение бюджета, отсутствие негативного влияния на экономику, обложение налогом обеспеченных слоев населения, которые могут позволить себе покупку данных видов товаров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, необходимо подчеркнуть важность внесения изменений в действующее законодательство по налогам и сборам. Изменения должны быть
адекватны текущей ситуации: не оказы- р
вать дополнительной нагрузки на пред- §
приятия и население, не иметь тяжких N
последствий для экономики страны, при- 3
носить дополнительный доход в бюджет- Н
ную систему. Такие изменения, по мне- ^
нию авторов, должны касаться акцизного |
налогообложения, акцентируя внимание £
на отдельных видах товаров, потребляе- г
мых гражданами, имеющими доход выше 6
среднего, и сокращая ставки по акцизам -2
на производные природных ресурсов, 1
оказывающие существенное влияние на ^ экономическое развитие страны.
Источники
1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2003.
2. Государственные финансы России. XIX - первая четверть XX века / под ред. И.В. Караваевой. М.: ЮНИТИ, 2003.
3. Истомина Н.А. Становление и развитие бюджетного планирования в России в XVI-XX веках. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2013.
4. История СССР. М.: Изд-во АН СССР, 1988.
5. История финансового законодательства России / под ред. Р. И. Рукавишникова. Ростов н/Д: ИЦ «МарТ», 2003.
6. Казак А.Ю., Прокофьева Е.Н. История финансово-кредитных отношений в России. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2016.
7. Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Наука, 1991. Т. 2-3.
8. Ключевский В. Курс русской истории. М.: Альфа-книга, 2011.
9. Лушин С.И. Водка и финансы. Немного истории // Финансы. 1996. № 7. С. 6-10.
10. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение. М.: Юрайт, 2015.
11. Налоговые системы. Методология развития / под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
12. Налогообложение физических лиц / под ред. проф. Н.И. Ма-лис. М.: Магистр; ИНФРА-М, 2014.
13. Смородина Е.А., Шадурская М.М. Налоги и налогообложение. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2013.
14. Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. СПб., 1904.
15. Campbell R.B., Balbach E.D. Cigarette Excise Taxes in Context: Cautionary Lessons from the US Experience // International Journal of Health Services. 2015. Vol. 45. № 3. P. 564-577.
References
1. Borisov A.B. Bol'shoy ekonomicheskiy slovar' [The big economic dictionary]. Moscow, Knizhnyy mir Publ., 2003.
2. Karavaeva I.V. (ed.) Gosudarstvennye finansy Rossii. XIX - pervaya chetvert'XXveka [Russia's public finances. The 19th - the first quarter of the 20th centuries]. Moscow, YuNITI Publ., 2003.
3. Istomina N.A. Stanovlenie i razvitie byudzhetnogo planirovaniya v Rossii v XVI-XX vekakh [Formation and development of budget planning in Russia in the 16th - 20th centuries]. Yekaterinburg, USUE Publ., 2013.
4. Istoriya SSSR [The history of the USSR]. Moscow, Academy of Sciences of the USSR Publ., 1988.
5. Rukavishnikov R. I. (ed.) Istoriya finansovogo zakonodatel'stva Rossii [History of the financial legislation in Russia]. Rostov-on-Don, MarT Publ., 2003.
6. Kazak A.Yu., Prokof'eva Ye.N. Istoriya finansovo-kreditnykh ot-nosheniy vRossii [The history of financial and credit relations in Russia]. Yekaterinburg, USUE Publ., 2016.
7. Karamzin N.M. Istoriya gosudarstva Rossiyskogo [The history of the Russian government]. Moscow, Nauka Publ., 1991. Vol. 2-3.
8. Klyuchevskiy V. Kurs russkoy istorii [The course of the Russian history]. Moscow, Al'fa-kniga Publ., 2011.
9. Lushin S.I. Vodka i finansy. Nemnogo istorii [Vodka and finances. A bit of history]. Finansy - Finances, 1996, no. 7, pp. 6-10.
10. Lykova L.N. Nalogi i nalogooblozhenie [Taxes and taxation]. Moscow, Yurayt Publ., 2015.
11. Mayburov I.A., Ivanov Yu.B. (eds.) Nalogovye sistemy. Metodologiya razvitiya [Tax systems. Development methodology]. Moscow, YuNITI-DANA Publ., 2012.
12. Malis N.I. (ed.) Nalogooblozhenie fizicheskikh lits [Taxation of individuals]. Moscow, Magistr; INFRA-M Publ., 2014.
13. Smorodina Ye.A., Shadurskaya M.M. Nalogi i nalogooblozhenie [Taxes and taxation]. Yekaterinburg, USUE Publ., 2013.
14. Yanzhul I.I. Osnovnyenachala finansovoy nauki [Basic principles of the financial science]. St Peterburg, 1904.
15. Campbell R.B., Balbach E.D. Cigarette Excise Taxes in Context: Cautionary Lessons from the US Experience. International Journal of Health Services, 2015, vol. 45, no. 3, pp. 564-577.