Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУТОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУТОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
84
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА / КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ / ЗАЩИТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Арсакаев Ильяс Шаманович

Экономическая безопасность в настоящее время ориентирована не только на интересы и потребности российского общества и государства, но и выступает важнейшим элементом системы национальной безопасности в целом. Несмотря на готовность российской системы экономической безопасности к динамичным процессам современного развития мирового сообщества, в условиях происходящих глобализационных процессов возникают новые вызовы и угрозы экономической стабильности государства. Среди таковых следует выделить рост преступлений экономической направленности в целом и распространение отдельных противоправных деяний, причиняющих существенный экономический ущерб, в частности - легализация доходов, полученных незаконным путём. Вышеназванное преступление характеризуется в настоящее время трансграничным характером совершения, что существенно осложняет процесс борьбы с данным противоправным поведением. Ошибочно полагать, что противодействие легализации преступных доходов осуществляется лишь в рамках правоохранительной деятельности. В настоящее время особое значение для эффективной борьбы в данным преступным явлением имеет деятельность отдельных финансовых институтов, которые обладают широкими полномочиями в сфере контроля и надзора за перемещением денежных средств как в рамках территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Целью написания исследовательской работы является анализ деятельности институтов противодействия легализации доходов, полученных преступным путём, в системе экономической безопасности, выявление существующих проблем и определение способов их решения. Автор приходит к выводу о том, противодействие легализации преступных доходов является важным направлением обеспечения экономической безопасности. Акцентируется внимание на необходимости совершенствования деятельности отдельных финансовых институтов в рамках российской национальной системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и отдельных аспектов реализации международных стандартов в указанной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Арсакаев Ильяс Шаманович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING INSTITUTIONS FOR COUNTERACTION TO LEGALIZATION OF CRIMINAL PROFITS IN THE SYSTEM OF ECONOMIC SECURITY

Economic security is currently focused not only on the interests and needs of the Russian society and the state, but also acts as an essential element of the national security system as a whole. Despite the readiness of the Russian system of economic security for the dynamic processes of modern development of the world community, in the conditions of the ongoing globalization processes, new challenges and threats to the economic stability of the state arise. Among these, it is necessary to single out the growth of economic crimes in general and the spread of individual illegal acts causing significant economic damage, in particular - the legalization of illegally obtained income. The above mentioned crime is currently characterized by a cross-border nature of the commission, which significantly complicates the process of combating this illegal behavior. It is a mistake to believe that the counteraction to legalization of criminal profits is carried out only within the framework of law enforcement. Currently, the activities of individual financial institutions, which have broad powers in the field of control and supervision of the movement of funds both within the territory of the Russian Federation and abroad, are of particular importance for the effective fight against this criminal phenomenon. The purpose of writing a research paper is to analyze the activities of institutions of counteraction to legalization of criminal profits in the system of economic security, identify existing problems and determine ways to solve them. The author comes to the conclusion that counteraction to legalization of criminal profits is an important area of ensuring economic security. Attention is focused on the need to improve the activities of individual financial institutions within the framework of the Russian national system for counteraction to legalization of criminal profits, and certain aspects of the implementation of international standards in this area.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУТОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

2.11. Совершенствование институтов противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, в системе обеспечения экономической безопасности

©Арсакаев И. Ш. Чеченский государственный университет, Российская Федерация e-mail: [email protected]

Аннотация. Экономическая безопасность в настоящее время ориентирована не только на интересы и потребности российского общества и государства, но и выступает важнейшим элементом системы национальной безопасности в целом. Несмотря на готовность российской системы экономической безопасности к динамичным процессам современного развития мирового сообщества, в условиях происходящих глобализационных процессов возникают новые вызовы и угрозы экономической стабильности государства. Среди таковых следует выделить рост преступлений экономической направленности в целом и распространение отдельных противоправных деяний, причиняющих существенный экономический ущерб, в частности - легализация доходов, полученных незаконным путём. Вышеназванное преступление характеризуется в настоящее время трансграничным характером совершения, что существенно осложняет процесс борьбы с данным противоправным поведением. Ошибочно полагать, что противодействие легализации преступных доходов осуществляется лишь в рамках правоохранительной деятельности. В настоящее время особое значение для эффективной борьбы в данным преступным явлением имеет деятельность отдельных финансовых институтов, которые обладают широкими полномочиями в сфере контроля и надзора за перемещением денежных средств как в рамках территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Целью написания исследовательской работы является анализ деятельности институтов противодействия легализации доходов, полученных преступным путём, в системе экономической безопасности, выявление существующих проблем и определение способов их решения. Автор приходит к выводу о том, противодействие легализации преступных доходов является важным направлением обеспечения экономической безопасности. Акцентируется внимание на необходимости совершенствования деятельности отдельных финансовых институтов в рамках российской национальной системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и отдельных аспектов реализации международных стандартов в указанной сфере.

Ключевые слова: экономическая безопасность, экономическая политика российского государства, контроль и надзор за деятельностью финансовых институтов, защита экономических интересов, противодействие легализации преступных доходов.

Для цитирования: Арсакаев И. Ш. Совершенствование институтов противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, в системе обеспечения экономической безопасности // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. №5. С. 91-95.

Improving institutions for counteraction to legalization of criminal profits in the system of economic security

©I. Sh. Arsakaev The Chechen State University, Russian Federation e-mail: [email protected]

Abstract. Economic security is currently focused not only on the interests and needs of the Russian society and the state, but also acts as an essential element of the national security system as a whole. Despite the readiness of the Russian system of economic security for the dynamic processes of modern development of the world community, in the conditions of the ongoing globalization processes, new challenges and threats to the economic stability of the state arise. Among these, it is necessary to single out the growth of economic crimes in general and the spread of individual illegal acts causing significant economic damage, in particular - the legalization of illegally obtained income. The above mentioned crime is currently characterized by a cross-border nature of the commission, which significantly complicates the process of combating this illegal behavior. It is a mistake to believe that the counteraction to legalization of criminal profits is carried out only within the framework of law enforcement. Currently, the activities of individual financial institutions, which have broad powers in the field of control and supervision of the movement of funds both within the territory of the Russian Federation and abroad, are of particular importance for the effective fight against this criminal phenomenon. The purpose of writing a research paper is to analyze the activities of institutions of counteraction to legalization of criminal profits in the system of economic security, identify existing problems and determine ways to solve them. The author comes to the conclusion that counteraction to legalization of criminal profits is an important

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ / NATIONAL ECONOMY AND MANAGEMENT

area of ensuring economic security. Attention is focused on the need to improve the activities of individual financial institutions within the framework of the Russian national system for counteraction to legalization of criminal profits, and certain aspects of the implementation of international standards in this area.

Keywords: economic security, economic policy of the Russian state, control and supervision over the activities of financial institutions, protection of economic interests, counteraction to legalization of criminal profits.

For citation: Arsakaev I. Sh. Improving institutions for counteraction to legalization of criminal profits in the system of economic security // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. 16. №5. P. 91-95.

ВВЕДЕНИЕ

Большинство стран в настоящее время стремится к устойчивому росту показателей в экономической сфере, так как эффективное удовлетворение данных потребностей является первостепенной задачей для любого государства. Экономические показатели влияют на все сферы жизнедеятельности современных государств, и многие вопросы эффективно разрешаются в рамках международного экономического сотрудничества.

В современных условиях глобализации актуальность приобретают проблемы обеспечения экономической безопасности, которые имеют особое значение как для отдельных государств и регионов, так и для мирового сообщества в целом. Активизация транснациональных экономических процессов не только положительно отражается на росте экономических показателей, но и имеет ряд негативных последствий, например, таких как существенное увеличение уровня преступности в экономической сфере. Среди наиболее серьезных угроз экономическим интересам современных государств следует выделить легализацию доходов, полученных преступным путём.

ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Экономическая безопасность выступает системообразующим фактором развития современного российского государства, так как именно от эффективного ее обеспечения напрямую зависит эффективность удовлетворения экономических потребностей общества и состояние экономики в целом [1, с. 38]. Динамичность совершенствования хозяйственных и финансовых отношений в современном мире, а также происходящие глобализационные процессы, создают новые вызовы и угрозы экономической безопасности отдельных государств и регионов, среди которых следует выделить транснациональную организованную преступность.

Современные преступники достаточно давно не ограничивают свою деятельность территорией одного государства, и криминальные процессы наносят серьезный экономический ущерб мировому сообществу в целом. Однако особую угрозу в настоящее время для экономической безопасности многих государств представляет легализация преступных доходов, при которой происходят операции с денежными средствами, полученными незаконным путём, в правомерных формах посредством использования финансовых институтов. Весьма часто правомерность данных процессов сохраняется лишь при их перемещении с момента преступного получения до использования в дальнейших противоправных целях (например, через банки). Таким образом, преступные капиталы в современном мире выступают основой для иных преступлений, в том числе экономической направленности. В данном контексте особое значение приобретает контроль государства за движе-

нием и использованием денежных ресурсов, а также защита экономических интересов российского государства на национальном и международном уровнях в рамках обеспечения экономической безопасности.

Важно отметить, что в настоящее время создана весьма масштабная система борьбы с указанным преступлением в Российской Федерации. Развитие механизмов противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, не является новым процессом для Российской Федерации, так как с начала 2000-х годом система противодействия данному преступления подвергалась множеству изменений. Механизмы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, напрямую связаны с правовыми и экономическими реалиями современного развития российского государства, в связи с чем процесс совершенствования регулирования финансовых институтов, ответственных за соблюдение требований соответствующего профильного законодательства носит в некоторой степени постоянный характер. Россия в настоящее время характеризуется весьма динамичными экономическими процессами и законодательством, которое также часто подвергается изменениям. Данная динамика в экономической и правовой сфере не носит негативный характер, а наоборот свидетельствует о постоянном совершенствовании с целью соответствия современным реалиям [3, с. 115].

Центральным звеном международной системы противодействия легализации преступных доходов является межправительственная организация «Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег» (далее - ФАТФ). Отдельные механизмы борьбы с нелегальным использованием денежных средств также реализуются в рамках иных международных организаций, например, на базе Совета Европы действует Комитет экспертов по оценке мер противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

На уровне российского государства основными регуляторами в сфере противодействия легализации преступных доходов выступают Федеральной служба по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг), являющийся ключевым государственным институтом в данной области, и Банк России, отвечающий за соблюдение норм антиотмывочного законодательства поднадзорными организациями в финансовой системе.

Действующая система экономической безопасности как на уровне российского государства, так и в рамках международного сообщества в целом уделяет особое внимание проблемам противостояния негативным факторам внешнего и внутреннего формата, в том числе и таким как преступления экономической направленности. Несмотря на развитость вышеназванной системы представляется необходимым выделить несколько аспектов ее функционирования, которые нуждаются в совершенствовании с учетом современных экономических и правовых реалий.

Анализируя процесс совершенствования деятельности финансовых институтов, направленных на противодействие лега-

лизации доходов, полученных преступным путем, в контексте обеспечения экономической безопасности представляется целесообразным в первую очередь определить основные направления данной деятельности. Определять их необходимо руководствуясь не только конкретными проблемами в данной сфере, но и с учетом будущих вызовов и угроз современному экономическому развитию российского государства. Учитывая тот факт, что в целом система противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, состоит не только из национального (внутригосударственного) уровня, а особое значение для ее развития имеют международно-правовые стандарты в данной сфере, представляется целесообразным выделить в качестве основных направлений совершенствование международных стандартов в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и развитие национальной системы противодействия вышеназванному преступному явлению.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

На сегодняшний день в современных условиях мировая и национальные экономики находятся в постоянной зоне риска, в частности, в отношении использования их с целью легализации преступных доходов и финансирования террористической деятельности [2, с. 175]. Нельзя однозначно определить данную проблему лишь в отношении финансовых институтов отдельного государства, в связи с чем в настоящее время активно развиваются международно-правовые стандарты в данной сфере. Документы, принятые в рамках деятельности универсальных (ООН) и региональных международных организаций (Совет Европы, Европейский союза, СНГ и др.), составляют правовую базу построения и функционирования всех национальных систем противодействия анализируемом преступлению по всему миру.

По нашему мнению, актуальность развития международных механизмов противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, подчеркивается и тем, что в условиях современной глобализации преступная деятельность выходит далеко за рамки отдельного государства и региона. Учитывая сущностные характеристики анализируемого преступного деяния, следует отметить возможность его трансграничного характера распространения, когда само преступление может быть совершенно на территории одного государства, а доходы от него легализуются в другой. Тесную связь в настоящее время имеют такие доходы и с процессом финансирования террористической деятельности по всему миру, что представляет угрозу не только экономическому развитию отдельных регионов, но и существованию международного порядка в целом [6, с. 61].

В рамках совершенствования международных стандартов в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, следует обратить внимание на целый ряд проблем, актуальных для современного мирового сообщества.

Во-первых, в настоящее время все еще существуют государства, которые недостаточно внимания уделяют данной проблеме и игнорируют участие в международных системах противодействия отмыванию доходов. Данная ситуация давно стала предметом оценки ФАТФ, которая ежегодно составляет «черный» список государств, в отношении которых призывает применять контрмеры в целях защиты международной и

национальной финансовой системы. Такими государствами в настоящее время являются Корейская Народно - Демократическая Республика и Иран [5, с. 302].

Отметим, что Росфинмониторингом разработаны коды видов операций, информация о которых предоставляется в виде формализованного электронного сообщения в надзорный орган. Операции с данным кодом влекут за собой составление внутреннего сообщения и присвоения соответствующего уровня «риск клиента».

Что касается списка государств, которые находятся в режиме текущего мониторинга со стороны ФАТФ («серый» список), имеющих стратегические недостатки, для защиты национальной финансовой системы предлагается введение дополнительного номера общего кода операции, информация о котором будет представляться ЦБ и Росфинмониторинг. Разработанное нововведение позволит проводить более детальный анализ перед присвоением уровня риска клиенту и соответствующему уровню надзора в организации с целью предотвращения ее вовлечения в операции, направленные на отмывание доходов, полученных преступным путем.

Во-вторых, как и во многих сферах сохраняется проблема унификации международного законодательства, которая существует в двух формах. Первая ситуация, когда международно-правовые стандарты в том или ином государстве приняты, но не адаптированы под национальную правовую систему, в связи с чем они не действуют на территории данного государства. И иная ситуация, когда международно-правовые акты приняты, активно применяются на практике, но национальная система создана с учетом специфики правового поля и экономических процессов и как следствие отличается уникальными механизмами противодействия, которые сложно совместимы с аналогичными в других государствах в рамках международной системы.

Одним из направлений совершенствования в данной сфере должна стать работа по выявлению среди клиентов, принимаемых на обслуживание, так и ранее принятых на обслуживание, публичных должностных лиц. В настоящее время существуют различные понимания об отнесении тех или иных лиц к категории публичных не только в рамках отдельных национальных систем борьбы с легализацией преступных доходов, но и в рамках деятельности международных организаций в данной сфере. Так, в России в настоящее время допускается прием на обслуживание иностранных публичных должностных лиц только на основании письменного решения со стороны руководства кредитной организации, где осуществляется операция с денежными средствами [8, с. 29]. Однако ни на международном уровне, ни на национальном уровне до сих пор не выработано четких правил как должен быть организован данный процесс. Данный организационно-правовой пробел приводит к различному применению указанных международных рекомендаций в рамках отдельных национальных систем, что в целом делает данный механизм неэффективным. Представляется необходимым разработать в рамках деятельности Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег соответствующие требования к организации данного процесса.

Схожая ситуация возникает и в информационной сфере, где в настоящее время частично сохраняется проблема запретов в отношении распространения отдельной информации, содержащихся в национальных законодательствах. Несмотря на то, что в 2018 году текст 2-й Рекомендации ФАТФ дополнен положением о том, что национальное законодательство о защите

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ / NATIONAL ECONOMY AND MANAGEMENT

информации и персональных данных не должно препятствовать межведомственному сотрудничеству, координации и обмену информации, не все национальные системы государств-членов учитывают данное положение в практике.

В-третьих, для развития международных стандартов серьезное значение имеет функционирование государств в данной сфере и в форме двусторонних договоров. Данный механизм, как правило, используется с целью определения правовых основ сотрудничества специализированных контрольно-надзорных организаций и позволяет быстрее достичь договоренности по отдельным вопросам (например, обмен необходимой информацией и т.д.).

Таким образом, в случае совершенствования обозначенных выше проблем существенно повысится эффективность обеспечения экономической безопасности в России, так как будет устранен целый ряд практических проблем, которые не получили должного решения до настоящего момента.

Развитие национальной системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.

Учитывая особенности анализируемого преступления и масштабность негативных последствий от его совершения для экономической безопасности, невозможно представить эффективные механизмы борьбы с легализацией преступных доходов без соответствующей комплексной организации данного процесса на уровне государства. Однако анализируя развитие национальной системы в качестве основного направления совершенствования регулирования и надзора финансовых институтов, обладающих соответствующими полномочиями, следует акцентировать внимание не только на финансовых институтах, но и серьезном значении в данной системе правоохранительных органов [4, с. 65].

Анализ судебной практики позволяет сделать вывод о том, что несмотря на то, что количество судебных решений по легализации доходов, полученных преступным путем, крайне небольшое в сравнении с общим количеством преступлений, совершенных в сфере экономики за последние несколько лет, наблюдается положительная тенденция снижения их количества [7, с. 139]. Данный факт, по нашему мнению, свидетельствует об активном процессе функционирования субъектов, осуществляющих противодействие легализации доходов, полученных преступным путем.

Говоря о развитии национальной системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, следует отметить наиболее уязвимые ее места. Так, в настоящее время Банк Росси наделен компетенцией надзора за осуществлением рядом уполномоченных банков трансграничных переводов наличных денежных средств без открытия банковских счетов. В рамках данной деятельности выделяется целый ряд признаков, при которых существуют серьезные риски нанесения существенного ущерба экономической безопасности российского государства посредством сокрытия осуществления отдельными лицами предпринимательской деятельности и соответствующего их уклонения от постановки на учет с целью дальнейшего осуществления валютного контроля [9, с. 169].

Проблемой в данном контексте выступает и низкий уровень организации и осуществления внутреннего противолегализа-ционного контроля, осуществляемого в отдельных кредитных организациях, что подчеркивается частым допущением на практике проведения сомнительных операций даже в случае наличия очевидных признаков противоправности их оснований. В связи с этим представляется необходимым изменить подобным кредитным организациям соответствующие внут-

ренние процедуры по контролю за переводами денежных средств с учетом рискориентированного подхода.

Серьезным вызовом экономической безопасности российского государства в настоящее время становится и все больший переход граждан и организаций в виртуальное пространство, требующее как формирования признаваемой государством цифровой идентичности, так и существенного расширения системы оперативных, безопасных и удобных для потребителя способов идентификации [10, с. 85].

В этих условиях основные риски составляет анонимность пользователей новых виртуальных платежных систем и виртуальных валют. Сейчас было бы преждевременно называть их средствами платежа, но они принимаются на рынке отдельными субъектами хозяйственных отношений и представляют особый интерес для преступного сообщества. Сами системы, работающие на базе этих технологий, не всегда могут быть квалифицированы как финансовые организации привычных форм, в связи с чем не регулируются анти отм ывочным законодател ьством.

Проблема анонимности в децентрализованных криптовалю-тах обусловлена тем, что здесь нет центрального контрагента. Данный сектор не существует изолированно, а связан с регулируемым рынком, а значит механизмы снижения рисков существуют. Децентрализованные криптовалюты, возможно, будут широко применяться в финансовой сфере, поэтому регуляторам необходимо оценить риски и внедрить механизмы их минимизации. Мировой опыт внедрения разных механизмов идентификации дает широкий выбор вариантов без риска нарушить Рекомендации ФАТФ.

Еще одним перспективным аспектом развития российской национальной системы в контексте обеспечения экономической безопасности следует выделить совершенствование деятельности субъектов противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, в рамках Личных кабинетов Росфинмониторинга. В настоящее время законодательством РФ предусмотрен целый ряд обязательных и факультативных действий для таких субъектов в их личных кабинетах. С учетом современной информатизации российского общества, данный механизм в целом является весьма распространенным. В данных кабинетах размещается информация о замороженных счетах, отнесении отдельных юридических лиц к террористическим организациям и иные сведения в соответствии с требованиями в сфере противодействия легализации преступных доходов. Так, физические и юридические лица могут ознакомиться с раскрытыми схемами легализации доходов, полученных преступным путем.

По нашему мнению, данный механизм функционирования Личных кабинетов Росфинмониторинга необходимо дополнить возможностью самостоятельного внесения информации физическими и юридическими лицами о возможных схемах совершения преступлений в заявленной сфере. Данная информация будет полезна специализированным органам для проверки с целью предотвращения преступления и возможности вовлечения кредитной организации в данную противоправную деятельность или перетекания данных нарушений в другие финансовые институты.

Таким образом, в настоящее время имеется ряд наиболее уязвимых мест в российской национальной системе, работа над которыми повысит эффективность противодействия легализации преступных доходов и положительно отразится на эффективности обеспечения экономического безопасности государства.

ВЫВОДЫ

Учитывая масштабность негативных последствий преступных действий с денежными средствами для экономического потенциала российского государства, в рамках системы экономической безопасности особое значение приобретают действующие механизмы противодействия вышеназванному преступлению, которые нуждаются в совершенствовании с учетом существующих экономических и правовых реалий.

Анализ действующей в Российской Федерации системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, позволил выделить в качестве основных направлений ее совершенствования развитие национальной системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и совершенствование международных стандартов в указанной сфере. Актуальность развития международных механизмов противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, подчеркивается и тем, что в условиях современной глобализации преступная деятельность выходит далеко за рамки отдельного государства и региона.

В рамках национальной системы противодействия легализации преступных доходов не до конца учтены все организационно-функциональные элементы данного процесса. Представляется целесообразным достижение качественного и количественного баланса среди мер, применяемых с целью

Список литературы:

1. Анищенко Е.В. Отток капитала - системная угроза устойчивости обеспечения экономической безопасности России // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. № 4. С. 38-42.

2. Анфиногенов В.А. Отдельные аспекты экономической безопасности российского государства в современных условиях // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 4. С. 175-176.

3. Богатырев С.И. Обеспечение экономической безопасности финансовой системы России на основе цифровых финансовых технологий в условиях развития теневого банкинга: монография. М., 2018. 210 с.

4. Василенко О.А. Вопросы экономической безопасности и государственного управления в контексте стратегии экономической безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2020. Т. 16. № 1 (382). С. 60-79.

5. Мамбетова Ф.А., Факов А.М. Новые вызовы и угрозы экономической безопасности территории // Пробелы в российском законодательстве. 2020. № 4. С. 300-303.

6. Мамбетова Ф.А., Факов А.М. Оценка обеспечения экономической безопасности региона в условиях глобализации: проблемы и перспективы // Проблемы экономики и юридической практики. 2019. № 5. С. 60-62.

7. Потапова С.А. К вопросу об организации взаимодействия правоохранительных органов в сфере обеспечения экономической безопасности // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 1. С. 137-140.

8. Смирнова Л.Я., Шамаев А.М. Экономическая безопасность страны: угрозы и направления ее обеспечения // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. № 3. С. 27-30.

9. Экономическая безопасность (основные аспекты, проблемы и перспективы): Монография / И.В. Попова [и др]; под редакцией И.В. Поповой. Молодежный: Изд-во Иркутский ГАУ имени А.А. Ежевского, 2020. 216 с.

10. Экономическая безопасность в условиях цифровой экономики: коллективная монография / под ред. Т.И. Безденежных, Р.В. Дронова, Е.Е. Шарафановой. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. 196 с.

Статья поступила в редакцию 17.09.2020, принята к публикации 12.10.2020 The article was received on 17.09.2020, accepted for publication 12.10.2020

борьбы с легализацией преступных доходов, в связи с чем отсутствует необходимость выделения приоритетных мер предотвращения, пресечения данного преступления, устранения его негативных последствий или предупреждения его повторного совершения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях глобализации рост транснациональной организованной преступности и распространение отдельных деяний создают существенные угрозы для экономической безопасности государств, и Российская Федерация в данном случае не является исключением. Анализ практических аспектов обеспечения экономической безопасности позволяет выделить деятельность институтов противодействия легализации доходов, полученным преступным путем, в качестве элемента данной системы. Совершенствование выявленных проблем позволит серьезно снизить имеющиеся риски экономической безопасности российского государства.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 81,37%.

Рецензент: заведующий кафедрой финансов и налогообложения Саратовского государственного университета имени Гагарина Ю.А., доктор экономических наук, профессор Е.А. Нестеренко

Reference list:

Anishchenko E. V. capital Outflow-a systemic threat to the stability of Russia's economic security // Problems of Economics and legal practice. 2020. No. 4. Pp. 38-42.

Anfinogenov V. A. Certain aspects of economic security of the Russian state in modern conditions // Problems of Economics and legal practice. 2018. no. 4. P. 175-176.

Bogatyrev S. I. Ensuring the economic security of the financial system of Russia based on digital financial technologies in the development of shadow banking: monograph. M., 2018. 210 p.

Vasilenko O. A. Questions of economic security and public administration in the context of the strategy of economic security of Russia / / National interests: priorities and security. 2020. Vol. 16. No. 1 (382). Pp. 60-79. Mambetova F. A., Fakov a.m. New challenges and threats to the economic security of the territory // Gaps in Russian legislation. 2020. no. 4. Pp. 300303.

Mambetova F. A., Fakov a.m. Assessment of the region's economic security in the context of globalization: problems and prospects // Problems of Economics and legal practice. 2019. No. 5. Pp. 60-62.

Potapova S. A. On the organization of interaction between law enforcement agencies in the field of economic security // Problems of Economics and legal practice. 2017. No. 1. Pp. 137-140.

Smirnova L. Ya., Shamaev a.m. Economic security of the country: threats and directions of its provision // Problems of Economics and legal practice. 2020. No. 3. Pp. 27-30.

Economic security (main aspects, problems and prospects): Monograph / I. V. Popov [and other]; under the editorship of I. V. Popova. Youth: publishing house of Irkutsk state UNIVERSITY named after A. A. Ezhevsky, 2020. 216 p. Economic security in the digital economy: a collective monograph / ed. by T. I. Bezdenezhnykh, R. V. Dronov, E. E. Sharafanova. SPb.: Spbgeu publishing House, 2019. 196 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Арсакаев Ильяс Шаманович, кандидат экономических наук, доцент кафедры учета анализа и аудит в цифровой экономике Чеченского государственного университета, заместитель начальника управления кадровой службы, Чеченский государственный университет, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Ilyas Sh. Arsakaev, Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor of the Department of Accounting, Analysis and Audit in the Digital Economy, The Chechen State University, Deputy Head of Human Resources Department of The Chechen State University, Russian Federation, e-mail: [email protected]

1

2

3.

4

5.

6

7.

8.

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.