Совершенствование
инновационного развития агропромышленных предприятий Республики Татарстан
С. А. Шарипов,
д. э. н., профессор, ректор Татарского института переподготовки кадров агробизнеса
Г. К. Шарафутдинова,
аспирант Татарского института переподготовки кадров агробизнеса
В статье раскрывается содержание модели инновационного развития агропромышленного комплекса Республики Татарстан на основе развития бизнес образования на селе, показаны его социально экономические особенности в условиях рынка, детально проанализирована тесная связь между инновационных развитием АПК, реформированием села, подготовкой кадров рыночного профиля и темпами роста экономики региона.
Рассчитана на широкий круг читателей, специалистов и руководителей сельскохозяйственных предприятий и других отраслей экономики.
В настоящее время в Республике Татарстан сформировалась многоукладная экономика, в которой производством сельхозтпродукции занимаются свыше 700 крупных сельхозформирова-ний, 2,5 тыс. фермерских хозяйств и более 400 тыс. частных подворий населения.
В сельской местности проживает около 960000 человек. Размер обрабатываемых сельхозугодий составляет 4,5 млн га, из них 3,5 млн га — пашни. Насчитывается более 1,5 млн условного поголовья скота и имеется соответствующая материально-техническая база.
Половина земли и скота находится в собственности инвесторов, которыми создаются вертикальноинтегрированные агрохолдинги с законченным циклом — от производителя до конечного потребителя, имеющие самые передовые технологии, технику, высокопродуктивный скот, мощную переработку и аг-росервисные предприятия.
В 2006 г. в Татарстане произведено сельхозпродукции на 76 млрд рублей, что на 4,8% больше по сравнению с 2005 г. В последние годы республика стабиль-
The perfection of innovational development in Tatarstan’s agro industrial enterprises.
Key words: innovational policy, innovational development in agro industrial complex, vertically integrated agro holdings, commercial education for agro industrial complex, effective marketing and management within agro industry, swift growing of Tatarstan’s agro industrial complex, federal budget’s active support for regional educational innovations.
This article provides the research of the development model of Tatarstan’s agro industrial complex, taking the commercial education’s development as an example. Authors analyze the model’s social and economic features and show how tightly are connected within this model the agro industrial innovational development, the village reformation, the commercial education, and the speed of regional economy’s grow.
The article is addressed to agro industrial enterprise’s management, and to other concerned readers, both specialists and amateurs alike.
но собирает по 4,5 млн т зерна, 2 млн т сахарной свеклы, 1,8 млн т картофеля, 300 тыс. т овощей, 112 тыс. т семян рапса. В рамках реализации Национального проекта «Развитие АПК» ведется большая работа по развитию животноводства. Сегодня оно имеет устойчивую тенденцию роста объемов производства. Производство мяса скота и птицы в 2006 г. по сравнению с 2005 г. увеличилось на 5,7%, молока — 5,4%.
На поддержку АПК ежегодно из бюджета выделяются значительные средства. На эти цели в 2007 г. выделено 2,5 млрд руб. (табл. 1).
Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан совместно с инвесторами подготовлен перечень строительства объектов животноводства и инженерной инфраструктуры к крупным животноводческим комплексам в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» (табл. 2).
Так, ОАО «Красный Восток-Агро» запланировал строительство и реконструкцию 15 молочных комплексов, 6 площадок по интенсивному откорму крупного рогатого скота, ОАО «ВАМИН-Татарстан» —
ИННОВАЦИИ № 7 (105), 2007
ИННОВАЦИИ № 7 (105), 2007
Таблица 1
Бюджетная поддержка сельхозтоваропроизводителей РТ
строительство 15 и реконструкцию 14 молочных комплексов, ЗАО «ХК «Золотой колос» — строительство и реконструкцию 15 объектов — 7 молочных комплексов и другие.
Строительство животноводческих комплексов позволит ввести дополнительно 114,5 тыс. скотомест для крупного рогатого скота и 237,3 тыс. — для свиней. Значительные инвестиции предполагаются в строительство объектов птицеводства.
Проводимые меры в республике по реформированию АПК и созданию интегрированных предприятий позволят достигнуть к 2012 г. следующих показателей (табл. 3).
Дальнейшее устойчивое развитие аграрного производства, обеспечивающее увеличение объемов сель-хозпроизводства может происходить, на наш взгляд, путем индустриализации аграрного комплекса, интенсификации использования земли с привлечением высоких технологий.
Условия хозяйствования в АПК на современном этапе ориентированы на получение экономической выгоды от вложенных средств в новые технологии, современную технику, оборудование, применение иных инновационных разработок. Ограниченность материальных и финансовых ресурсов требует очень жестких условий оценки предполагаемого эффекта, экономической эффективности нововведений, целесообразности вложений в них. Становится все более очевидным, что традиционные методы ведения хозяйства, применение высокозатратных, энергоемких технологий, устаревших моделей машин, несовершенного оборудования, неэффективных форм организации труда не могут обеспечить получение конкурентоспособной продукции. В рыночных условиях инновационная стратегия конкретного предприятия становится важнейшим фактором «выживания».
Участие агробизнеса в инновационном процессе сопряжено с существенными материальными, финан-
Таблица 2
Объемы инвестиционных вложений в РТ (2006-2008 гг.)
Наименование объекта Кол-во объектов Сметная стоимость, млрд руб.
Строительство:
молочных комплексов 46 16,1
свиноводческих комплексов 23 5,5
площадок по интенсивному откорму 6 0,8
птицеводческих объектов 12 4,7
Реконструкция различных животноводческих ферм 98 9,25
Всего 188 37,15
совыми и трудовыми затратами, поэтому сохранение и преобладание в России крупных сельскохозяйственных предприятий является существенным, весьма положительным моментом потенциальной возможности активации инновационной деятельности. Возникновение различных еще более крупных агропромышленных формирований, их соединение с иными сферами бизнеса, банковскими, инвестиционными структурами еще более повышает возможность активации инновационной деятельности в агропромышленной отрасли.
По экспертным оценкам региональных статистических органов Республики Татарстан, доля коммерческого капитала сельхозпроизводителей составила уже в 2006 г. 60% всех средств, полученных сельским хозяйством, и она имеет устойчивую тенденцию ежегодного роста. Примером стремительного вхождения в агропромышленный бизнес можно назвать холдинговые компании, успешно работающие на республиканском рынке продовольствия такие как ОАО «Кама-Бекон», ОАО «Челны-Бройлер», «Вамин-Та-тарстан» и др. Так ЗАО «ХК «Золотой колос» — строительство и реконструкцию 15 объектов — 7 молочных, 9 свиноводческих комплексов, строительство и реконструкцию 12 птичников на птицефабрике «Юбилейная», Это не первое вложение холдинга, который в ближайшие годы предполагает производить продукцию на площади более чем 1 млн га (зерно, пивоваренный ячмень, племенное животноводство и др.). АПХ «Агросила-групп» имеет в управлении пакеты акций более сорока акционерных обществ, составляющих вертикальную интегрированную корпорацию с замкнутым циклом производства и реализации зерна, птицы, свинины. На первую половину 2007 г. у крупнейших сельхозпроизводителей республики в обработке высокотехнологичными методами ведения сельского хозяйства находилось практически 3 млн сельхозугодий или практически 70% земель сельскохозяйственного назначения.
Создание агрохолдингов, иных хозяйственных структур с участием банков, крупных и эффективных промышленных компаний позволяет обеспечить доступ к рынкам капитала, минимизировать издержки и обеспечить экономию на масштабах производства. Агрохолдинги применяют лучшую технику и самые высокоэффективные, современные технологии. Специалисты уверены, что будущее российского агропро-ма — за вертикально интегрированными холдингами,
Таблица 3
Прогноз развития сельского хозяйства РТ
Наименование 2006 г. 2012 г. (прогноз)
Зерно, млн т 4,5 5,5
Сахарная свекла, млн т 2,1 3,0
Рапс, тыс т 112,0 300,0
Картофель, млн т 1,6 2,0
Среднегодовой надой на 1 корову, кг 3838 5000
Мясо, тыс. т 332,0 500,0
Корма, млн т корм. ед. 3,3 5,0
Показатели Ед. изм. 2007 г.
Бюджетная поддержка млрд руб. 2,5
Стоимость дизтоплива тыс. руб./т 17,0
Можно купить на бюджетную поддержку дизтоплива тыс. т 147
Бюджетная поддержка на 100 руб. денежной выручки руб. 9
Удельный вес аграрного бюджета от расходной части республиканского руб. 9
имеющими относительно замкнутый цикл «производство - переработка - реализация», которые в перспективе будут обеспечивать до 70% рынка сельхозпродукции.
Практика зарубежных стран показывает, что господствующее положение в инновационном процессе крупного бизнеса не только не снижает и не угнетает развитие мелких и средних предприятий, а даже представляет им некоторое преимущество, так как большие предприятия из-за их макроэкономических интересов концентрируют свое внимание на крупных инвестиционных проектах, отказываясь от небольших, распыляющих их внимание и ресурсы, направлений. Таким образом, образуется «ниша», где возможно доминирование мелких и средних предприятий (фермеров, кооперативов и т. д.). Такое же положение постепенно возникает и в Республике Татарстан, где крупные агропромышленные формирования предпочитают работать в зерновом, племенном животноводстве, сахарном бизнесе, освобождаясь от иных отраслей, таких как овощеводство, ягодниче-ство и т. п., где все более активно работают мелкие структуры.
Наравне с разделением сфер в производстве происходит разделение и в научных интересах, где крупные предприятия используют масштабные научные разработки, а мелкие — менее капитальные, эффективные при небольших объемах производства, инновации, не требующие крупных инвестиций. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнений, что современная предпринимательская деятельность в АПК должна основываться на производстве конкурентоспособной продукции, производство которой становится невозможным по устаревшим, не обеспечивающим экономический эффект технологиям. Максимальную отдачу могут обеспечить только освоение научных достижений, гибкость производства с учетом изменения спроса, современные технологии, основой которых являются ресурсосбережение и интенсификация.
В последнее время агропродовольственная политика в республике, по мнению российских и зарубежных экспертов, проводится еще более эффективно и целенаправленно, ведь как справедливо отмечал еще 1920 г. А. В. Чаянов: «...Экономическая политика есть прежде всего искусство осуществления, а не искусство строить планы» [1].
Разработка и старт процесса реализации регионального проекта «Развитие АПК» стали по существу кардинальным поворотом в социально-экономической жизни татарстанских сел и деревень. Важнейшая стратегическая цель государственной агропро-довольственной политики республики в преддверии вступления России в ВТО — создание эффективного, конкурентоспособного сельскохозяйственного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны, наращивание экспорта отдельных видов сельхозпродукции и животноводства.
Активизация инновационной деятельности — ключевая проблема аграрной экономики не только на ближайшие годы, но и на перспективу. Рыночные условия хозяйствования с широким аспектом товар-
но-денежных отношений требуют непрерывного кругооборота средств и формирования в оптимальных пропорциях основных и оборотных фондов, их наиболее рационального и эффективного использования с целью получения максимального дохода. Это и вполне понятно, поскольку ни одна сфера производства, а тем более такая капиталоемкая, как сельское хозяйство, не может успешно функционировать и развиваться, если отсутствуют необходимые условия для экономического роста на основе высоких темпов и масштабов накопления капитала, расширенного воспроизводства, внедрения инноваций. В настоящее время в республике Татарстан за счет различных источников финансирования реализуются порядка 150 приоритетных инвестиционных проектов в агропромышленной сфере на общую сумму 18,5 млрд руб.
По оценочным данным, среднегодовая потребность республиканского агропрома в инвестициях оценивается в сумме около 10 млрд руб. С учетом дальнейшего стратегического развития, дефицит инвестиционных ресурсов в АПК по Республике Татарстан составляет 3,5 млрд руб. в год. И это не является пределом возможностей для республиканской агропромышленной отрасли, в которой создана целостная инвестиционная система, имеется Инновационно-венчурный фонд, финансирующий на льготных условиях новые направления деятельности АПК.
Сейчас в качестве примера удачной инновационной стратегии на уровне государственного регулирования очень часто приводится опыт США, где правительство выступило в роли идеолога, устанавливавшего новые национальные цели развития науки и образования. В своих последних работах, в 60-х годах прошлого века, Э. Хансен отмечал: «Даже в Соединенных Штатах, как подсчитано, 100 долларов, вложенные в дело образования, вызовут более высокий рост производительности труда, чем 100 долларов, вложенные в производственные здания, сооружения, машины и оборудование» [2].
Ориентация на инновационный тип поведения должна стать частью идеологии российского общества, как это было сделано в Японии в 1960-е, а в США — в 1980-1990-е гг. Резко изменившееся социально-экономические условия и внедрение перспективных инновационных технологий и систем требует подготовки руководителей, специалистов, кадров массовых профессий новой формации, с другим уровнем мышления, материально-технического оснащения образовательного процесса, выдвигают перед республиканским АПК множество проблем, связанных с планированием и финансированием образовательной деятельности.
Федеральные органы власти оказывают большую помощь в переподготовке повышения квалификации кадров, прежде всего в реализации Федеральной программы по подготовке управленческих кадров для отраслей народного хозяйства. Отрадно, что одним из участников этой программы определен Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса (ТИПКА).
Практика показывает, что за качественное образование товаропроизводители готовы платить и немало, в этих условиях растет спрос на образователь-
ИННОВАЦИИ № 7 (105), 2007
Таблица 4
Финансирование института, руб.
Наименование 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. (прогноз)
1. Бюджет РФ 2069200 4883900 4937900 5648800
2. Прямые договора (обучение) с заказчиками 3847836 12788495 10733487 9683240
3. НИР - 100000 59000 200000
4. Прямые хоз. договора с заказчиками 300000
5. Использование основных оборотных фондов 2855839 5836082 5887100 6000000
6. Итого: 8772875 24560847 21617487 21832040
ные услуги. Развитие предпринимательства в сфере образовательных услуг заставляет нас прилагать усилия по усилению конкурентных преимуществ, заботиться о качестве услуг, ориентироваться на клиента, работать с различными партнерами, заниматься
консалтинговой деятельностью, изыскивать средства на основе межбюджетных отношений и бюджетирования. В настоящее время сформировалась форма взаимоотношений с партнерами по схеме «заказчик-исполнитель», где институт является исполнителем (табл. 4).
Бизнес-образование — это, сложная и многогранная работа, и выделение его в отдельную категорию дает возможность охватывать различные тематики и разную степень глубины проработки материала, в зависимости от продолжительности обучения. Опыт Татарстана в инновационном развитии может быть применен и в других субъектах федерации с учетом региональных особенностей.
Литература
1. А. В. Чаянов. Основные идеи и формы организации крестьянской кооперации. М., 1920.
2. Э. Хансен . Послевоенная экономика США. М.: Прогресс, 1966.