Научная статья на тему 'Совершенствование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства'

Совершенствование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL BUSINESS / БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / BUSINESS INCUBATOR / ТЕХНОПАРК / TECHNOLOGY PARK / ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / INFRASTRUCTURE OF SMALL BUSINESS SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бургонов Олег Викторович, Кяримова Анна Джалаловна, Торгунаков Евгений Анатольевич

Малое предпринимательство не только играет существенную роль в экономике, но и является важным социальным феноменом, обеспечивая самозанятость населения. Если во многих зарубежных странах малое предпринимательство является одним из основных источников инноваций, то развитие малого бизнеса в России ориентировано, в первую очередь, на торговлю. В связи с этим поддержка наукоемкого производства и предпринимательства является определяющей задачей экономической политики государства для обеспечения устойчивого развития страны. Цель. Провести анализ малого предпринимательства и инфраструктуры его развития в условиях глобальных вызовов, разработать подходы к формированию системы поддержки наукоемкого производства и инновационного предпринимательства. Результаты. Проведен анализ существующих институтов поддержки малого предпринимательства. В результате выявлены положительные и отрицательные моменты существующей инфраструктуры развития малого бизнеса и описано ее влияние на конкурентоспособность инновационного сектора. Рассмотрены специфика поддержки и перспективы развития малого предпринимательства в Северо-Западном регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бургонов Олег Викторович, Кяримова Анна Джалаловна, Торгунаков Евгений Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the Infrastructure of Small Business Support

Small business not only plays a significant part in the national economy, but also acts as an important social phenomenon, providing opportunities for self-employment and implementation of industrial policies. In many countries, small business is one of the primary sources of innovations. In Russia, however, the development of the small business is mainly focused on the trade. Therefore, the support of science-driven production and business is a crucial challenge for the national economic policy in terms of the country’s sustainable development. Aim. This study aims to analyze the development of the small business and infrastructure of its support amid global challenges, develop approaches to the formation of a system for the support of science-driven production and innovative business. Results. The existing institutes of small business support are analyzed, revealing positive and negative features of the existing infrastructure of small business development and its influence on the competitiveness of the innovative sector. Methodological approaches to the implementation of a business idea through the infrastructure of business support are proposed. The specific aspects of the support and prospects for the development of small business in the Northwest region are examined.

Текст научной работы на тему «Совершенствование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства»

Совершенствование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства

Improving the Infrastructure of Small Business Support

Ш

*

CI

Ш I Ш

УДК 334.7

Бургонов Олег Викторович

заведующий кафедрой Санкт-Петербургского академического университета, доктор экономических наук, профессор

190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит А

Oleg V. Burgonov

St. Petersburg Academic University Lermontovskiy Ave 44/А, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

Торгунаков Евгений Анатольевич

профессор Санкт-Петербургского академического университета, доктор экономических наук, профессор 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

Evgeniy A. Torgunakov

St. Petersburg Academic University Lermontovskiy Ave 44/А, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

Малое предпринимательство не только играет существенную роль в экономике, но и является важным социальным феноменом, обеспечивая самозанятость населения. Если во многих зарубежных странах малое предпринимательство является одним из основных источников инноваций, то развитие малого бизнеса в России ориентировано, в первую очередь, на торговлю. В связи с этим поддержка наукоемкого производства и предпринимательства является определяющей задачей экономической политики государства для обеспечения устойчивого развития страны.

Цель. Провести анализ малого предпринимательства и инфраструктуры его развития в условиях глобальных вызовов, разработать подходы к формированию системы поддержки наукоемкого производства и инновационного предпринимательства.

Результаты. Проведен анализ существующих институтов поддержки малого предпринимательства. В результате выявлены положительные и отрицательные моменты существующей инфраструктуры развития малого бизнеса и описано ее влияние на конкурентоспособность инновационного сектора. Рассмотрены специфика поддержки и перспективы развития малого предпринимательства в Северо-Западном регионе.

Ключевые слова: малое предпринимательство, бизнес-инкубатор, технопарк, инфраструктура поддержки малого предпринимательства

Small business not only plays a significant part in the national economy, but also acts as an important social phenomenon, providing opportunities for self-employment and implementation of industrial policies. In many countries, small business is one of the primary sources of innovations. In Russia, however, the development of the small business is mainly focused on the trade. Therefore, the support of science-driven production and business is a crucial challenge for the national economic policy in terms of the country's sustainable development.

Кяримова Анна Джалаловна

старший преподаватель Санкт-Петербургского академического университета 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

Anna J. Kyarimova

St. Petersburg Academic University Lermontovskiy Ave 44/А, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

Aim. This study aims to analyze the development of the small business and infrastructure of its support amid global challenges, develop approaches to the formation of a system for the support of science-driven production and innovative business. Results. The existing institutes of small business support are analyzed, revealing positive and negative features of the existing infrastructure of small business development and its influence on the competitiveness of the innovative sector. Methodological approaches to the implementation of a business idea through the infrastructure of business support are proposed. The specific aspects of the support and prospects for the development of small business in the Northwest region are examined.

Keywords: small business, business incubator, technology park, infrastructure of small business support

Малым предпринимательством принято считать инициативную деятельность фирм и организаций по созданию продукции и оказанию услуг, которые подпадают под классификационные признаки национального законодательства (для России см. ст. 4 федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ). Согласно законодательству к малым относятся потребительские кооперативы, коммерческие организации (за исключением ГУП и МУП), индивидуальные предприниматели, фермеры при соблюдении трех условий:

1) количество работников не превышает 100 человек (250 человек для средних); выделяются также микропредприятия с количеством занятых до 15 человек;

2)предельная годовая выручка без НДС не превышает 800 млн руб. (для средних предприятий — 2 млрд руб., для микроорганизаций — 120 млн руб.). При этом предельные значения выручки периодически пересматриваются правительством в сторону увеличения. Оба условия должны выполняться в течение 2 календарных лет подряд. В соответствие с федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 156-ФЗ, если фактические значения не будут соответствовать предельным значениям в течение 3 календарных лет, идущих подряд друг за другом, то отнесение к типам организаций будет меняться согласно названным выше критериям;

3) доля участия в уставном капитале государства, фондов, общественных и религиозных организа-

о;

S I ш с; со с о.

с

>

с

с 0. с

о; s 0. О ш

< ций, крупного бизнеса не должна превышать 25%. ш С 30 июня 2015 г. доля участия крупного бизнеса

и иностранного капитала не должна превышать ^ 49%.

ш

Следует отметить, что ранее предельная числен-2 ность работников устанавливалась по отраслям: в про-х мышленности, строительстве, на транспорте она х составляла 100 человек, в сельском хозяйстве и наш учно-технической сфере — 60 человек, в оптовой т торговле — 50 человек, в розничной торговле и быто-£ вом обслуживании населения — 30 человек, в осталь-> ных отраслях и при осуществлении других видов 2 деятельности — 50 человек [1]. н Предпринимательство, его развитие отражают

< экономическую активность населения, а также ин-с= новационный потенциал экономики страны, пер-^ спективы модернизации как отдельных отраслей ^ народного хозяйства, так и всей экономики в целом. о Важнейшая роль предпринимательства заставляет н- государство предпринимать шаги для того, чтобы

стимулировать производственно-экономическую деятельность домохозяйств и оказывать поддержку бизнесу, особенно вновь образуемому. На XVI Петербургском международном экономическом форуме Президент России В. В. Путин по этому поводу отметил: «Для формирования совершенной системы государственных услуг для бизнеса необходимо время. А текущие проблемы, когда предприниматель сталкивается с нарушением своих прав, бюрократическим давлением, коррупцией, административными барьерами, — нужно решать уже сегодня все эти проблемы» [2].

По итогам 2014 г. была зафиксирована следующая структура предпринимательства, которая определила основные отрасли, в которых задействованы малые предприятия. Большое количество малых предприятий сосредоточено в сфере оптовой и розничной торговли — 815 762, операций с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг — 428 398, транспорте и связи — 142 964. В качестве сравнения: в сфере научных исследований и разработок осуществляют свою деятельность лишь 15 220 российских малых предприятий [3, с. 12]. Наукоемкие производства, машиностроение, информационные технологии не являются приоритетом для малых предприятий в России, что существенно осложняет инновационное развитие.

В противоположность этому в США малые и средние предприятия активно участвуют в научно-исследовательской деятельности, разработке и создании образцов новой продукции. Основная часть изобретений и инноваций приходится на малый и средний бизнес, сотрудничающий как с учреждениями образования, так и с крупными корпорациями. В качестве примеров можно привести освоение выпуска авиационной техники (самолеты и вертолеты), персональных компьютеров, ноутбуков, планшетов, техники для вентиляции, кондиционирования и создания климата. В США к малому бизнесу относятся предприятия с одним или несколькими собственниками, на которых занято до 100 человек (предприятия на которых трудятся до 500 работников относятся к промежуточным), размер активов составляет менее 5 млн долл. США и ежегодная прибыль не превышает 2 млн долл. Подобные показатели характерны для большинства стран [4].

Россия — страна с федеративным устройством государственного управления. Говоря о содействии государства развитию малого предпринимательства,

следует выделить федеральные и региональные программы поддержки предпринимательства. На современном этапе в России создана разветвленная сеть поддержки малого предпринимательства. В первую очередь, это фонды поддержки малого предпринимательства. В Санкт-Петербурге действует СПб ГУП «Центр развития и поддержки предпринимательства», основными направлениями деятельности которого являются консультации (по субсидиям, инновационным проектам и т.д.), обучающие семинары, кон-грессная деятельность и кооперация.

Переход к инновационной экономике остается одной из ключевых проблем развития страны. Поддержка малого и среднего бизнеса на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений становления инновационного вектора предпринимательской деятельности. В ходе опросов руководителей крупных организаций более трети заявили, что их компании ведут инновационную деятельность и в 2012-2014 гг. запустили производство новых продуктов, однако в большинстве случаев нововведения связаны с использованием инновационных технологий и бизнес-процессов. Однако кризис, девальвация рубля, санкции 2015-2016 гг. замедлили эти процессы [5, с. 137].

Одним из ключевых элементов инфраструктуры развития малого и среднего инновационного предпринимательства являются такие формы его поддержки, как технопарки и бизнес-инкубаторы. Технопарк — это научно-производственный комплекс, деятельность которого направлена на разработку и коммерциализацию, внедрение в производство научно-технических разработок, создание благоприятной среды для малых и средних инновационных фирм. Бизнес-инкубатор представляет собой комплекс или организацию, деятельность которых заключается в поддержке и сопровождении стартапов начинающих предпринимателей, включая весь процесс от формулирования бизнес-идеи до ее реализации и внедрения. Один из крупнейших на Северо-Западе бизнес-инкубатор «Ингрия» поддерживает деловые связи с 38 компаниями, 17 вузами и 21 технопарком.

В рамках инновационного направления деятельности предусмотрен механизм передачи инновационной идеи от разработчика к производителю. Ключевое преимущество технопарков и бизнес-инкубаторов заключается в возможности интеграции научно-исследовательской деятельности и предпринимательства. В связи с этим новые возможности появляются у вузов. Такие крупнейшие вузы Санкт-Петербурга, как ИТМО и Политехнический институт, имеют в своей структуре технопарки. Таким образом, научно-исследовательская деятельность вуза, в том числе научно-технические разработки и бизнес-идеи студентов и аспирантов, находит свое применение в производстве и коммерческую реализацию.

Механизмы поддержки бизнес-инкубаторов наиболее востребованы с точки зрения развития наукоемкого инновационного предпринимательства, что имеет важнейшее значение для повышения конкурентоспособности российской экономики. Процесс содействия малому инновационному предпринимательству, на взгляд авторов, включает в себя несколько ключевых этапов, которые реализуются с помощью соответствующих институтов поддержки и программ (рис. 1).

На первом этапе формулируется бизнес-идея. Начинающему предпринимателю необходима помощь

Бизнес-идея

>

Вузы Консультативные центры Центры поддержки предпринимательских инициатив

> г ч ' У Г -

Технопарки, бизнес-инкубаторы

Государственная поддержка (программы поддержки, гранты)

Инвесторы

Внедрение и коммерциализация научно-технических и инновационных разработок

Общественные организации предпринимателей

> <

Рис. 1. Схема реализации бизнес-идеи через инфраструктуру поддержки предпринимательства

в создании бизнес-плана, определении целей, задач и направлений реализации и развития фирмы. Второй этап заключается в экспериментальной апробации научно-технических разработок с целью определения возможностей коммерциализации инновационного продукта. На третьем этапе осуществляется поиск и заключаются контракты с потенциальными инвесторами, а также обеспечивается юридическое сопровождение предпринимательской деятельности.

Важным элементом инфраструктуры поддержки малого предпринимательства являются специализированные консалтинговые структуры — негосударственные предприятия, работающие при поддержке федеральных, региональных и муниципальных властей. Консалтинговые фирмы представляют большой ассортимент услуг малому предпринимательству (регистрация учредительных документов, подготовка и переподготовка кадров, составление стратегического плана развития и бизнес-плана, поиск контрагентов, инвесторов и инвестиций). Кроме того, они предоставляют квалифицированную правовую, техническую и справочную информацию и текущие консультации по всем направлениям бизнес-операций: юридическим, бухгалтерского учета, финансовой политики, снабжения, продажам продукции, логистики и др.

В Санкт-Петербурге с 1995 г. функционирует созданный при поддержке Правительства РФ Санкт-Петербургский фонд развития бизнеса, задачей которого является оказание информационных, консультационных и учебных услуг предприятиям малого и среднего бизнеса Северо-Западного федерального округа. За время сосуществования фонда было реализовано порядка 500 различных проектов.

Помимо государственных программ, бизнес-инкубаторов, технопарков и консалтинговых структур существуют общественные объединения предпринимателей, такие как общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России», Торгово-промышленная палата, Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России и др.

В ряде регионов страны запущены проекты, связанные с мотивацией к предпринимательской деятельности, начиная с системы среднего общего образования. Они являются одной из основных составляющих развития предпринимательской деятельности в России. В высшей школе очень важна поддержка предпринимательских инициатив, поскольку она способствует поиску дополнительных источ-

ников финансирования, заказов на научно-исследовательские работы и стимулирует развитие академической науки.

Помимо производственной деятельности предпринимательство — это еще и социальное явление. Оно способствует реализации творческих замыслов, использованию экономической свободы, повышению социального статуса и престижа предпринимателей, созданию возможности заниматься благотворительностью и меценатством и др.

Проведенный анализ показал, что инфраструктура поддержки малого предпринимательства на сегодняшний день имеет два основных вектора своего развития. Во-первых, это государственная поддержка. Она осуществляется посредствам специфических механизмов, в число которых входят совершенствование нормативно-правовой базы с целью формирования в стране благоприятной предпринимательской среды, экономические механизмы регулирования через льготное налогообложение, регулирование банковского сектора. Отдельно отметим предоставление грантов, что наиболее актуально для инновационного предпринимательства, и систему государственного заказа, позволяющую осуществлять бизнес-идеи в различных не очень распространенных в нашей стране направлениях предпринимательской деятельности, таких как социальное предпринимательство.

Во-вторых, это взаимодействие предпринимательских структур через собственные общественные объединения. Оно необходимо, главным образом, для конструктивного диалога власти и бизнеса. Модель инфраструктуры поддержки малого предпринимательства с использованием технопарков и бизнес-инкубаторов получила широкое распространение, прежде всего, в США, доказав свою эффективность.

Россия остается страной с преобладанием государственного сектора экономики, основы которого составляют государственные и квазигосударственные корпорации. Отчасти поэтому предпринимательская деятельность не является приоритетным направлением жизненного пути подрастающего поколения, что является проблемой для развития бизнеса. Предприниматели являются немногочисленной и разнородной группой населения [6]. По разным данным, они составляют менее 5% экономически активного населения России. Подавляющая часть трудоспособного населения страны, в том числе молодежь, не хочет заниматься предпринимательством и не стремится к созданию собственного бизнеса.

< В рамках системы образования, в первую очередь ш высшей школы, должна быть предоставлена возмож-| ность для реализации предпринимательских иници-^ атив. Так, в Институте экономики, менеджмента и

информационных технологий Санкт-Петербургского 2 академического университета студенты профиля х «Управление малым бизнесом» направления «Менедж-

1 мент» имеют возможность проверить свои идеи как ш в процессе обучения с использованием деловых игр m [7, c. 113], так и на практике в бизнес-инкубаторе CL «Ингрия».

> Инфраструктура поддержки малого предпринима-

2 тельства представляет собой сложную систему, вклю-н чающую в себя такие заинтересованные субъекты, как

< государство, гражданское общество, бизнес, науку и i= образование. За последние 20 лет в ее формировании х были сделаны значительные шаги, что отражается х в ассимиляции европейского и американского опыта о поддержки бизнеса, реализации собственных нара-н- боток. В современных условиях России — снижение

бюджетных доходов, реальных доходов населения, отрицательные темпы роста — основной упор следует сделать на совершенствовании подходов к поддержке предпринимательства в регионах.

Региональная экономическая политика обусловлена традициями хозяйственной деятельности регионов, имеющимися природными и трудовыми ресурсами, геополитическим положением. Специфика развития предпринимательства в Северо-Западном регионе обусловлена научным, образовательным потенциалом, наличием крупных предприятий, научно-исследовательских центров и вузов, возможностей сотрудничества с европейскими партнерами (в перспективе), что делает его одной из самых перспективных, с точки зрения развития инновационного малого и среднего предпринимательства, территорий.

Литература

1. О Государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями): Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// base.garant.ru/10102305/.

2. Из выступления Президента РФ Владимира Путина на XVI Петербургском международном экономическом форуме: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// ombudsmanbiz.ru/?page_id=17.

3. Малое и среднее предпринимательство в России. 2015: Стат. сб. / Росстат. М., 2015. 96 с.

4. Малый и средний бизнес в США: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.damu.kz/8003.

5. Кяримова А. Д. Векторы развития предпринимательства в России // Модернизация российской экономики. Прогнозы и реальность: Сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. (25 марта 2015 г.). СПб.: Изд-во СПбУУиЭ, 2015. 478 с.

6. Кошелева Т. Н., Ачба Л. В. Подходы к формированию стратегии инновационного развития малого предпринимательства // Экономика и управление. 2015. № 9 (119). С. 26-31.

7. Бургонова Г. Н., Бургонов О. В. Развитие профессиональных компетенций при подготовке бакалавров на основе интерактивного метода обучения // Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2013. № 2 (42). С. 113-120.

References

1. Federal Law of June 14, 1995 № 88-FZ "On State Support of Small Business in the Russian Federation" (as amended). Available at: http://base.garant.ru/10102305/. (in Russ.).

2. From the speech of Russian Federation President Vladimir Putin at the 16th St. Petersburg International Economic Forum. Available at: http://ombudsmanbiz.ru/?page_id=17. (in Russ.).

3. Maloe i srednee predprinimatel'stvo v Rossii. 2015: Stat. sb. [Small and medium-sized business in Russia. 2015: Stat. coll.]. Moscow, Rosstat Publ., 2015. 96 p.

4. Small and medium-sized businesses in the US. Available at: http://www.damu.kz/8003. (in Russ.).

5. Kyarimova A. D. Vektory razvitiya predprinimatel'stva v Rossii [Vectors of development of business in Russia]. Moder-nizatsiya rossiyskoy ekonomiki: Prognozy i real'nost'. Sb. nauch. tr. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 25 marta 2015 g. [The modernization of the Russian economy: Forecasts and reality. Proc. int. sci.-pract. conf. March 25, 2015]. St. Petersburg, St. Petersburg University of Management and Economics Publ., 2015 . 478 p.

6. Kosheleva T. N., Achba L. V. Podkhody k formirovaniyu strate-gii innovatsionnogo razvitiya malogo predprinimatel'stva [Forming a strategy of innovative small business development]. Ekonomika i upravlenie, 2015, no. 9 (119), pp. 26-31.

7. Burgonova G. N., Burgonov O. V. Razvitie professional'nykh kompetentsiy pri podgotovke bakalavrov na osnove inter-aktivnogo metoda obucheniya [The development of professional competencies in the preparation of bachelors on the basis of an interactive method of teaching]. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo universiteta upravleniya i ekonomiki [Scientific notes of St. Petersburg University of Management and Economics], 2013, no. 2 (42), pp. 113-120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.