Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / КОМПОНЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриев Ю.А.

Статья посвящена проблеме формирования и развития информационной компетентности педагога дошкольного образования. Рассмотрены сущность, формы и методы развития информационной компетентности педагога дошкольного образования. Определены важнейшие компоненты информационной компетентности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриев Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPROVEMENT OF INFORMATION COMPETENCE OF FUTURE PRESCHOOL TEACHERS

The article is dedicated to the problem of forming and development of pre-school teacher’s information competency. The explored aspects are: the essence, forms, and methods of pre-school teacher’s information competency development. The most important teacher’s information competency components are defined.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ю. А. ДМИТРИЕВ, доктор педагогических наук,

профессор кафедры дошкольной педагогики МПГУ (Москва) 4230000@rambler.ru

Статья посвящена проблеме формирования и развития информационной компетентности педагога дошкольного образования. Рассмотрены сущность, формы и методы развития информационной компетентности педагога дошкольного образования. Определены важнейшие компоненты информационной компетентности педагога.

The article is dedicated to the problem of forming and development of pre-school teacher's information competency. The explored aspects are: the essence, forms, and methods of pre-school teacher's information competency development. The most important teacher's information competency components are defined.

Ключевые слова: информационная компетентность, информационная культура, компоненты информационной компетентности педагога

Key words: information competency, information culture, information awareness, teacher' information competency components

Сегодня в условиях объективной необходимости модернизации отечественного образования особую актуальность приобретает проблема подготовки высококомпетентных педагогических кадров, которые способны эффективно реализовать традиционные и инновационные технологические подходы в образовательном процессе на основе использования возможностей новых информационных технологий (НИТ). Педагогам в качестве важнейшего ориентира обучения, воспитания и развития детей важно представлять себе стратегическую цель образования современного информационного общества — подготовку детей и подростков к личностно ориентированному сознательному, инициативному самообразованию, комфортной жизни в условиях все более широкого использования НИТ во всех

сферах жизни для решения разнообразных задач.

Эту задачу может успешно реализовать педагог, обладающий высоким уровнем информационной компетентности.

Можно без преувеличения утверждать, что эффективному овладению будущими педагогами дошкольного образования профессионально значимыми видами деятельности прямо или косвенно содействует освоение и использование ими новых информационных технологий.

Во ФГОС ВПО к важнейшим компетенциям бакалавров, как академических, так и прикладных, отнесены: способность к самоорганизации и самообразованию, умение решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информацион-

но-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности. Овладение данными компетенциями невозможно без освоения информационной культуры будущим педагогом дошкольного образования, которая в свою очередь содействует формированию у бакалавров всех компетенций, необходимых ему в профессиональной деятельности.

Многие исследователи считают, что информационная культура человека является важным условием и результатом успешного информационного развития общества, необходимой предпосылкой социально-экономического развития страны [4]. Информация и ИКТ играют важнейшую роль во всех сферах современного общества и определяют развитие науки, техники, экономики, образования и др. ИКТ рассматриваются как перспективное, стратегическое и определяющее направление развития образования. Сегодня информационная компетентность является важнейшим качеством любого профессионала, в том числе педагога дошкольного образования, необходимым условием достижения им педагогического мастерства. Нужно подчеркнуть, что информационные технологии не заменяют традиционные, ставшие классическими образовательные технологии, формы и методы обучения, а органично сочетаются с ними и значительно повышают их эффективность, усиливают воспитательный, развивающий, образовательный эффект, поднимают образование на новую более высокую качественную ступень. Информационная культура — это умение целенаправленно работать с информацией: находить, обрабатывать, передавать, отбирать, систематизировать, хранить, творчески использовать, способность эффективно применять средства информационных технологий в актуальных

Многие исследователи считают, что информационная культура человека является важным условием и результатом успешного информационного развития общества, необходимой предпосылкой социально-экономического развития страны.

для человека видах деятельности (учебе, профессии, общении, релаксации, самообразовании и др.).

Информационная культура человека XXI века проявляется в:

3 умении использовать различные технические устройства (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);

3 способности владеть информационными технологиями;

3 умении искать информацию;

3 знании различных методов обработки информации;

3 способности представлять информацию в понятном виде [5].

В структуре информационной компетентности педагогов дошкольного образования также можно условно выделить мотивационно-ценностный, когнитивный и практико-ориентированный компоненты. Содержательное наполнение этих компонентов представлено ниже.

Мотивационно-ценностный компонент связан с преобладающими профессиональными качествами специалиста, определяющими высокомотивированное избирательное отношение к различным аспектам и направлениям эффективного использования НИТ в образовательной деятельности ДОО, готовность к освоению новых информационных технологий и их реализации в образовательной работе с детьми и родителями, а также для педагогического самообразования, изучения передового опыта.

Когнитивный компонент предполагает информированность специалиста о значительных возможностях информационных технологий для повышения педагогического мастерства, освоение системы технологий, необходимой для осуществления образовательной деятельности, знание программных и аппаратных средств, возможностей мультимедийных технологий, используемых в образовании детей дошкольного возраста. Информационная компетентность педагога дошкольного образования основывается на широком круге

представлений и знаний, к которым относятся:

3 основы работы с персональным компьютером: знание устройства и возможностей компьютерной техники для самообразования, образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ, взаимодействия с родителями дошкольников;

3 возможности современных компьютерных телекоммуникаций, информационных технологий;

3 содержание учебной программы, методика и организация дополнительного образования детей с использованием компьютерной техники, содержание исследовательской научно-технической деятельности детей;

3 технологии педагогической диагностики с компьютерной поддержкой;

3 правила по охране здоровья воспитанников в процессе компьютерно-игровой и учебной деятельности.

Практико-ориентированный компонент включает в себя владение специалистом информационными умениями (поиск, критический анализ и отбор, систематизация и хранение, творческое использование, передача, защита информации), умение интегрировать новые информационные и традиционные педагогические технологии, в том числе в осуществлении инклюзивного образования. Педагог дошкольного образования способен:

3 обеспечивать педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения и воспитания), используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;

3 использовать НИТ для планирования, реализации и оценки эффективности образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста, а также коррекционной работы с детьми;

3 вести поиск, а по возможности разрабатывать и использовать в образовательном процессе электронные учебные материалы (обучающие игры, программы,

мультимедийные презентации, слайд-шоу, оценочно-диагностические средства образования, тесты);

3 применять современные информационные и педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего, проблемного, программированного обучения, реализо-вывать компетентност-ный подход к образованию воспитанников;

3 уметь пользоваться текстовым редактором (печатать текст, копировать, выделять, менять шрифт, цвет и т. д.); создавать таблицы, диаграммы и презентации; освоить слепой 10-паль-цевый метод печатания, создавать электронные таблицы и работать с ними, пользоваться электронной почтой и браузерами, работать над совершенствованием сайта ДОО, осуществлять оперативное взаимодействие с родителями с использованием возможностей ИТ;

3 широко использовать мультимедийное оборудование в своей профессиональной деятельности (презентации, видео, мультипликация, слайд-шоу, видеоэкскурсии и др.);

3 реализовывать возможности интернета для повышения педагогического мастерства и совершенствования своей информационной компетентности, изучения передового педагогического опыта, сотрудничества с родителями детей;

3 учитывать специфику развития интересов и потребностей детей (в том числе детей с ОВЗ), а также их потребности в поисковой, творческой образовательной деятельности.

Можно выделить критерии информационной культуры педагога, в частности педагога дошкольного образования [2]:

3 уметь адекватно формулировать свою потребность в информации;

3 эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов;

Практико-ориентированный компонент включает в себя владение специалистом информационными умениями (поиск, критический анализ и отбор, систематизация и хранение, творческое использование, передача, защита информации).

3 перерабатывать информацию и создавать качественно новую;

3 вести индивидуальные информационно-поисковые системы;

3 адекватно отбирать и критически оценивать информацию;

3 быть способным к информационному общению при наличии необходимой компьютерной грамотности;

3 творчески использовать информацию в профессиональной деятельности.

Овладение информационной культурой — необходимое условие эффективного образования и последующей успешной профессиональной деятельности педагога, развития творческого потенциала его личности.

Для обеспечения наиболее благоприятных условий подготовки педагогов дошкольного образования возникает необходимость в целевом многоаспектном обучении студентов, реализовать которое возможно, используя различные формы и методы. К ним можно отнести подготовку и защиту различных творческих студенческих проектов, презентаций, фрагментов занятий с детьми дошкольного возраста с использованием информационных технологий. В период педагогических практик на основе сетевого взаимодействия вуза и ДОО студенты широко используют возможности информационных технологий в образовательной работе с детьми дошкольного возраста. Значительные потенциальные возможности для формирования информационной компетентности педагога дошкольного образования предоставляют темы творческих проектов, рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ, посвященных использованию НИТ в условиях ДОО и в процессе взаимодействия с родителями.

В реализации подготовки педагогов дошкольного образования на факультете

Овладение информационной культурой — необходимое условие эффективного образования и последующей успешной профессиональной деятельности педагога, развития творческого потенциала его личности.

дошкольной педагогики и психологии МПГУ на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и дошкольного образования, особое внимание было обращено на формирование и совершенствование их информационной компетентности. Студенты получали широкие возможности для освоения и использования НИТ в будущей профессиональной деятельности, например в процессе изучения дисциплины «Современные образовательные технологии (психолого-педагогический практикум). Данный предмет ориентирован на создание условий для осмысления будущими педагогами ДОО сути и характера образовательных технологий и возможностей их эффективной реализации в дошкольном образовании.

Студенты приобретали умения и первоначальный опыт анализа возможностей различных образовательных технологий в условиях ДОО, учитывая достоинства и недостатки НИТ и образовательных технологий. Будущие педагоги были включены в творческую работу по моделированию и проектированию образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста на основе применения и синтеза различных образовательных технологий. Создавались условия для проявления и развития у студентов педагогической рефлексии и коррекции результатов воспитательной работы в условиях ДОО на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и дошкольного образования.

В процессе изучения дисциплины студенты знакомились с сущностью и значением образовательных технологий. Они рассматривали понятия и важнейшие признаки образовательных технологий, задумывались над определением их преимуществ и недостатков, изучали возможные границы применения в зависимости от целей, содержания образования детей дошкольного возраста.

В ходе лекционных занятий осуществлялось изложение нового материала с компьютерной поддержкой. На экране демонстрировались важнейшие понятия и их содержание, базовые термины и названия технологий и подходов, фамилии ученых. В результате параллельного восприятия студентами слуховой и зрительной информации их знания стали более осмысленными, четкими, основательными. Значительно сократилось число ошибок в употреблении сложных педагогических терминов и фамилий ученых в устной и письменной речи студентов. Например, это касалось названий зарубежных и отечественных психолого-педагогических концепций, традиционно вызывавших затруднения у студентов, таких как бихевиоризм (Э. Л. Торндайк, Б. Ф. Скин-нер, Д. Уотсон), прагматизм (Д. Дьюи, У. X. Килпатрик и др.), открытое обучение (Ф. Г. Кумбс, Ч. Сильберман), экзистенциализм (К. Гоулд, М. Марсель, Ж. П. Сартр и др.), неотомизм (Ф. Ак-винский, Ж. Маритен), общество без школ (И. Иллич), психоанализ (З. Фрейд, Э. Фромм), вальдорфская педагогика (Р. Штейнер), развивающее обучение (Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эль-конин, В. В. Давыдов), поэтапное формирование умственных действий (П. Я. Гальперин), проблемное обучение (М. И. Мах-мутов, А. М. Матюшкин, В. Оконь), программированное обучение (Н. Ф. Талызина, Т. А. Ильина и др.) и т. д.

Освоению образовательных технологий студентами на практических занятиях содействовали разработка и последующая компьютерная презентация творческих проектов по одной или нескольким образовательным технологиям по следующему плану: краткие сведения об основоположниках (портреты, фотографии, основные работы), суть теории и ее существенные признаки, возможности использования в дошкольном образовании, положительные и возможные отрицательные стороны концепции (плюсы и мину-

сы), список литературы. В своих презентациях бакалавры широко использовали видеоматериалы, фрагменты фильмов.

После освоения теоретического материала перед выходом студентов на практику в ДОО проводились тре-нинговые занятия [1], позволяющие систематизировать и уточнить знания. Бакалавры выполняли задания как письменно, так и с использованием компьютерной программы.

Во время выхода на практику бакалавры наблюдали и анализировали непосредственную образовательную деятельность в ДОО, выполняли практические задания по определению эффективности применения НИТ и педагогических технологий в образовательной работе с детьми и в процессе сотрудничества с родителями. По итогам изучения дисциплины студенты подготовили портфолио, куда вошли конспекты изученной психолого-педагогической литературы, презентации и творческие проекты, видеоматериалы.

По итогам первого года реализации подготовки педагогов дошкольного образования (практический бакалавриат) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций можно сделать выводы о том, что студенты научились анализировать и критически оценивать современные образовательные технологии, проектировать и осуществлять наиболее рациональный выбор технологий обучения и развития детей с учетом конкретных условий ДОО, уверенно применять различные образовательные технологии в работе с детьми дошкольного возраста, анализировать, оценивать и корректировать полученные результаты. Они получили опыт в разработке и управлении образовательной деятельностью в ДОО на основе технологического подхода, использовании новых информационных и образовательных технологий.

В результате параллельного восприятия студентами слуховой и зрительной информации их знания стали более осмысленными, четкими, основательными.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Дмитриев, А. Е. Тренинговый подход к изучению дидактики начальной школы : учебное пособие / А. Е. Дмитриев, Ю. А. Дмитриев. — М. : Перспектива, 2010. — 252 с.

2. Калинина, Т. В. Информационная компетентность педагога дошкольного образования / Т. В. Калинина, Ю. А. Дмитриев // Преподаватель XXI век. — 2014. — № 1. — С. 101—107.

3. Рудой, О. Ф. Подготовка педагогов к реализации современных технологий дошкольного образования : монография / О. Ф. Рудой, Ю. А. Дмитриев, Н. Н. Михайлова. — М. : МПГУ, 2013. — 181 с.

4. http://www.slideshare.net/semaicon/ss-9958678#btnNext.

5. http://fit2008.mirbb.net/t34-topic.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОО В КОНТЕКСТЕ ФГОС ДО

О. В. ГУРОВА,

кандидат психологических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования НИРО gurova2605@yandex.ru

Статья посвящена проблеме развития игровой компетентности педагогов ДОО в контексте требований федерального государственного стандарта дошкольного образования. Представлены современные подходы к определению содержания и составляющих игровой компетентности воспитателей. Анализируются особенности развития игровой компетентности педагогов в современной практике. Рассматриваются основные профессиональные компетенции специалистов ДОО, обеспечивающие своевременное формирование полноценной психологической готовности детей к игровой деятельности.

The article is devoted to a problem of the teachers' game competence in terms of the federal state standard's requirements of the preschool education. Modern approaches to the definition of the content and components of tutors' game competence are presented. It is analyzed the features of teachers' game competence in modern practice. The main professional competences of experts in the kindergartens providing timely formation of full-fledged psychological readiness of children for game activity are considered.

Ключевые слова: ФГОС ДО, игровая компетентность, социальная ситуация развития, психологическая готовность детей к игре, составляющие игровой компетентности, способность играть, способность управлять игрой, профессиональная позиция, личностная позиция, профессиональное самосознание, игровая деятельность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.