Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АПК ЗА СЧЕТ РАСШИРЕНИЯ ПЕРЕЧНЯ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АПК ЗА СЧЕТ РАСШИРЕНИЯ ПЕРЕЧНЯ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ СЛУЖБА / ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / АУТСОРСИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котанс Светлана Сергеевна

Рассмотрены предпосылки создания информационно-консультационной службы (ИКС) в России. Проведен анализ функционирования информационно-консультационной службы Рязанской области. За анализируемый период выявлено сокращение числа запросов от пользователей консультационных услуг. При этом лидирующее положение по количеству запросов остается у сельскохозяйственных организаций. За анализируемый период произошло также изменение структуры распределения запросов по отраслям знаний. Отдельно стоит отметить появление интереса у сельских товаропроизводителей к таким отраслям знаний как программное обеспечение, социальное развитие села, альтернативная занятость сельского населения. Выделены четыре группы предоставляемых ИКС услуг. Предложено расширить перечень оказываемых услуг платными услугами на базе аутсорсинга: бухгалтерский аутсорсинг, обслуживание информационных систем, правовое обеспечение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Котанс Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF AGRICULTURAL INFORMATION AND ADVISORY SERVICE AT THE EXPANSE OF EXPANDING THE LIST OF SERVICES

We have reviewed the background of information and advice service in Russia. We have also analyzed information and advice service functioning in Ryazan' oblast. We have found out a reduction in the number of consumers' requests for the period being analyzed. Herewith agricultural organizations remain to have the leading position in terms of requests number. We have also noticed structural changes in science-wise distribution of requests for the same period. It is worth mentioning agricultural producers' interest increase towards such subject areas as software, social development of rural areas and alternative employment of rural population. We have estimated 4 groups of information and advisory services being provided. We have offered to extend the list of services being provided with paid services on the outsourcing base: accounting outsourcing, IT-systems service and legal coverage.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АПК ЗА СЧЕТ РАСШИРЕНИЯ ПЕРЕЧНЯ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ»

Ryazanskogo gosudarstvennogo agrotehnologicheskogo universiteta im. P.A. Kostycheva. - 2012. - № 4. - s. 101-105

3. Konkina, US. Teoreticheskie osnovy upravleniya zatratami na sel'skohozyaistvennykh predpriyatiyakh [Tekst]/ V.S. Konkina. - Ryazan: Izdatel'stvo GATU, 2010. - 101 s.

4. Konkina VS. Finansovyy mekhanizm upravleniya oborotnym kapitalom v sel'skom khozyaistve [Tekst]: dis. - kand. ekon. nauk/V.S. Konkina. - Ryazan', 2004. - 154 s.

5. Kurochkina, E.N. Organizatsionno-ekonomicheskoe obosnovanie prinyatiya marketingovykh resheniy na predpriyatiyakh APK (na materialakh molochnogo podkompleksa Ryazanskoy oblasti) [Tekst]: dis. kand. ekon.nauk/E.N. Kurochkina. - Ryazan', 2005. - 150 s.

6. Martynushkin, А.B. Mekhanizm provedeniya ekspertnoi otsenki riska [Tekst] / А.B. Martynushkin // Sbornik nauchnykh trudov molodykh uchenykh Ryazanskoy GSKHA. - Ryazan, 2006 g. - 458 s.

УДК 338.242.2

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АПК ЗА СЧЕТ РАСШИРЕНИЯ ПЕРЕЧНЯ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ

КОТАНС Светлана Сергеевна, аспирант каф. информационных технологий в экономике Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева e-mail: kotans-ss@yandex.ru

Рассмотрены предпосылки создания информационно-консультационной службы (ИКС) в России. Проведен анализ функционирования информационно-консультационной службы Рязанской области. За анализируемый период выявлено сокращение числа запросов от пользователей консультационных услуг. При этом лидирующее положение по количеству запросов остается у сельскохозяйственных организаций. За анализируемый период произошло также изменение структуры распределения запросов по отраслям знаний. Отдельно стоит отметить появление интереса у сельских товаропроизводителей к таким отраслям знаний как программное обеспечение, социальное развитие села, альтернативная занятость сельского населения. Выделены четыре группы предоставляемых ИКС услуг. Предложено расширить перечень оказываемых услуг платными услугами на базе аутсорсинга: бухгалтерский аутсорсинг, обслуживание информационных систем, правовое обеспечение.

Ключевые слова: информационно-консультационная служба, информационно-консультационные услуги, аутсорсинг.

Введение

Агропромышленный комплекс играет огромную роль в развитии и сохранении независимости каждого государства. Эффективно работающий АПК обеспечивает продовольственную безопасность страны, то есть способность государства самостоятельно обеспечивать себя необходимыми продуктами питания в полном объеме.

Проблема эффективного управления АПК в нестабильной рыночной среде в нашей стране по-прежнему остается актуальной.

Переход на принципы многоукладной рыночной экономики обусловил создание новых структур, в том числе информационно-консультационных служб, призванных обеспечить производителей сельхозтоваров информацией, необходимой для их устойчивого функционирования в условиях рынка. При этом в эффективной работе ИКС заинтересованы не только сельскохозяйственные предприятия, но и органы управления АПК, поскольку через службы они проводят аграрную политику и обеспечивают научно-технический прогресс в отрасли путем освоения в производстве достижений науки, передового опыта.

© Котанс С.

Материал и методика исследований

Непосредственное создание системы информационно-консультационной службы в Рязанской области началось с принятием 9 августа 1996 года постановления №364 Главы администрации Рязанской области "О реализации проекта АРИС в Рязанской области".

В ходе реализации проекта АРИС в областном и районных управлениях сельского хозяйства Рязанской области была создана информационно-консультационная служба в составе областного управления сельского хозяйства, имеющего филиалы (информационно-консультационные пункты) во всех районах (рисунок 1). В настоящее время на территории Рязанской области функционируют только 10 информационно-консультационных пунктов в следующих районах области: Сасов-ском, Ермишинском, Сапожковском, Ухоловском, Шиловском, Чучковском, Милославском, Касимовском, Сараевском, Рязанском

Результаты исследований

Число сотрудников ИКС Рязанской области с 2002 по 2012 постоянно менялось. Максимальное

С. 2015 г.

количество работников ИКС было в 2003 году -218 человек, в том числе 178 человек, работающих в районах. По сравнению с 2003 годом в 2012 году численность сотрудников ИКС сократилась на 54 человека, в том числе численность работников, работающих в районах, на 96 человек. Стоит отметить, что в 2012 г. по сравнению с 2002 годом численность сотрудников ИКС увеличилась всего на 21 человека (от 123 человек в 2002 г. до 154 человек в 2012 г.), в том числе численность работников, работающих в районах, увеличилась на 40 человек (с 42 в 2002 году до 82 в 2012 году).

Число запросов от пользователей консультационных услуг уменьшилось на 36% (с 28155 в 2002 г. до 18085 в 2012 г.). Максимальное количество запросов от пользователей консультационных услуг наблюдалось в 2004 году - 44415.

Лидирующее положение по количеству запросов на протяжении анализируемого периода занимают сельскохозяйственные организации (рисунок 2). Количество запросов от них в 2012 году по сравнению с 2002 годом уменьшилось на 10454,

то есть на 45% (с 23451 в 2002 году до 12997 в 2012 году). Наибольшее количество запросов от сельскохозяйственных организаций было зафиксировано в 2004 году - 34819.

Количество запросов от крестьянско-фермер-ских хозяйств в 2012 году соответствует уровню данного показателя 2002 года (1398 - в 2002 год, 1391 - в 2012 год). Максимальное количество запросов от хозяйств данной формы собственности поступило в 2010 году - 2566, что больше, чем в 2012 году, на 46%.

За анализируемый период сократилось количество обращений от малых сельскохозяйственных предприятий и личных подсобных хозяйств на 627 (с 749 в 2002 году до 122 в 2012 году) и на 776 (с 1465 в 2002 до 689 в 2012 году) соответственно.

При этом увеличилось количество обращений от органов управления АПК на 1514 (с 1092 в 2002 году до 2606 в 2012), и появились запросы от перерабатывающих, обслуживающих и иных предприятий и организаций.

Рис. 1 - Структура информационно-консультационной службы на момент создания (1996 год).

Рис. 2 - Запросы от пользователей консультационных услуг

Сравнительный анализ информации, запрашиваемый пользователями консультационных услуг, в 2002 году и в 2012 году показал изменение структуры распределения запросов по отраслям знаний (рисунки 3, 4).

Лидирующее положение в общей структуре как в 2002 году так и в 2012 году занимают запросы по растениеводству, животноводству и бухгалтерскому учету. При этом произошло сокращение числа обращений по растениеводству на 3079, то есть на 50% (с 6136 в 2002 году до 3057 в 2012 году) и по животноводству на 1890, то есть на 39% (с 4812 в 2002 году до 2922 в 2012 году). Количество запросов по бухгалтерскому учету возросло на 623, то есть на 19%(с 3292 в 2002 году до 3915 в 2012 году).

Значительно снизилось количество запросов по следующим отраслям знаний: первичная переработка сельскохозяйственной продукции - на

96%(с 1348 в 2002 году до 53 в 2012 году), маркетинг - на 60%(с 2296 в 2002 году до 928 в 2012 году), механизация - на 66% (с 3419в 2002 году до 1173 в 2012 году), экономика - на 46% (с 3229в 2002 году до 1753в 2012 году), цены, финансы, кредиты - на 61% (с1540в 2002 году до 597 в 2012 году), правоведение - на 82% (с748 в 2002 году до 135 в 2012 году), экология - на 98% (с 184 в 2002 году до 3 в 2012 году).

Количество запросов по строительству увеличилось в два раза (с 104 в 2002 году до 211 в 2012 году).

Стоит отметить прекращение поступления запросов по управлению производством и приватизации, а также появление запросов по следующим отраслям знаний: программное обеспечение, социальное развитие села, альтернативная занятость сельского населения.

Рис. 3 - Распределение запросов по отраслям знаний в 2002 году

Рис. 4. - Распределение запросов по отраслям знаний в 2012 году

Основной задачей в деятельности ИКС является содействие решению проблем организаций АПК и оказание им различных услуг. Проведенный нами анализ деятельности ИКС позволил разделить оказываемые услуги на 4 группы (рисунок 5).

Рис. 5 - Услуги, оказываемые ИКС

Как правило, услуги оказываются сельским товаропроизводителям на бесплатной основе. Однако в Положении «Об информационно-консультационной службе Рязанской области» предусмотрена возможность получения финансовых поступлений с целью частичного возмещения эксплуатационных и основных затрат по функционированию ИКС за предоставление информационно-консультационных услуг по индивидуальным заказам.

Для повышения эффективности деятельности ИКС в Рязанской области мы предлагаем расширить перечень услуг, предоставляемых в настоящий момент сельским товаропроизводителям, добавив в него несколько платных услуг на базе аутсорсинга:

- бухгалтерский аутсорсинг;

- обслуживание информационных систем;

- правовое обеспечение.

Бухгалтерский аутсорсинг может быть востребован в КФХ. В этих сельскохозяйственных организациях его внедрение позволит сократить затраты, повысить качество ведения бухгалтерского учета. Обслуживание информационных систем предприятия и юридические услуги бесспорно нужны каждой организации, но держать в штате юриста и системного администратора или программиста могут позволить себе не все. Наличие таких услуг в ИКС сделает их доступным для всех организаций АПК. Для успешного внедрения данных услуг необходимо будет разработать нормативную базу и прежде всего механизмы определения цены на услуги.

Выводы

Проведенный нами анализ выявил спад интереса сельских товаропроизводителей к деятельности ИКС, что можно объяснить неэффективной организационной структурой ИКС области, в том числе неопределенной организационно-правовой формой службы и недостаточным уровнем финансирования.

Расширение перечня услуг, предоставляемых ИКС региона, услугами, оказываемыми на плат-

ной основе, позволит обеспечить смешанное финансирование работы ИКС, так как оно будет осуществляться не только за счет средств областного бюджета, но и за счет средств сельских товаропроизводителей.

Список литературы

1. Шашкова И.Г. Аграрное консультирование как фактор повышения информационного обеспечения сельхозтоваропроизводителей [Текст] / Шашкова И.Г., Денисова Н.И., Шашкова С.И. // Вестник АПК Ставрополья. - 2014.- - № 2. - С. 240-244;

2. Шашкова И.Г. Конкурентоспособность предприятий АПК как фактор реализации экономических интересов региона [Текст] / Шашкова И.Г., Гравшина И.Н., Шашкова С.И., Фомин Ф.А. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2014. - №5. - С. 41-43;

3. Шашкова И.Г., Зызина М.А. Использование информационных технологий в деятельности ИКС [Текст] // Сборник научных трудов ученых Рязанской ГСХА (160-летию проф. П.А.Костычеву посвя-щяется) - Рязань, 2005. - С. 452-455.

4. И.Г.Шашкова, И.Н.Гордеев, С.И.Шашкова, П.С.Вершнев Особенности инвестиционных процессов в АПК России. Рязань, «Вестник РГАТУ», №4 2012

5. Шашкова И.Г., Гравшина И.Н. О создании условий формирования конкурентоспособных сельхозпредприятий в рязанской области // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2011. № 7. с. 36-38.

6. Шашкова И.Г., Денисова Н.И. Обеспечение продовольственной безопасности региона в отрасли животноводства. \\ Вестник Рязанского государственного агротехнологического университета имени П.А. Костычева, Рязань, №4 (16), 2012, с.130-132.

7. Шашкова, И.Г., Елисеев, С.М., Шашкова, С.И. Влияние организационных и социально-экономических аспектов на развитие деятельности организаций АПК (по материалам социологического исследования реализации госпрограммы)

[Текст]/ И.Г. Шашкова, С.М. Елисеев, С.И. Шашко- ния информационно-консультационного обеспе-

ва//Вестник Рязанского государственного агротех- чения сельхозтоваропроизводителей в Рязанской

нологического университета им. П.А. Костычева.- области [Текст]/И.Г. Шашкова, С.М. Елисеев, С.И.

2009.-№1.-С. 31-33. Шашкова.//Вестник Рязанского государственно-

8. Шашкова, И.Г., Елисеев, С.М., Шашкова, го агротехнологического университета им. П.А.

С.И. Состояние и перспективы совершенствова- Костычева.-2009.-№3-С. 13-14.

IMPROVEMENT OF AGRICULTURAL INFORMATION AND ADVISORY SERVICE AT THE EXPANSE OF

EXPANDING THE LIST OF SERVICES

Kotans Svetlana Sergeevna, graduate student of information technology in the economy, e-mail: kotans-ss@yandex.ru, Ryazan State Agrotechnological University Named after P.A. Kostychev

We have reviewed the background of information and advice service in Russia. We have also analyzed information and advice service functioning in Ryazan' oblast. We have found out a reduction in the number of consumers' requests for the period being analyzed. Herewith agricultural organizations remain to have the leading position in terms of requests number. We have also noticed structural changes in science-wise distribution of requests for the same period. It is worth mentioning agricultural producers' interest increase towards such subject areas as software, social development of rural areas and alternative employment of rural population. We have estimated 4 groups of information and advisory services being provided. We have offered to extend the list of services being provided with paid services on the outsourcing base: accounting outsourcing, IT-systems service and legal coverage.

Key words: information and advisory service, information and advisory services, outsourcing

Literatura

1. Shashkova I.G. Agrarnoe konsul'tirovanie kak factor povysheniya informacionnogo obespecheniya sel'khoztovaroproizvoditeley [Tekst] / Shashkova I.G., Denisova N.I., Shashkova S.I. // Vestnik APK Stavropol'ya. - 2014.- - № 2. - S. 240-244;

2. Shashkova I.G. Konkurentosposobnost' predpriyatiy APK kak factor realizacii ehkonomicheskikh interesov regiona [Tekst] / Shashkova I.G., Gravshina I.N., Shashkova S.I., Fomin F.A. // Ehkonomika sel'skokhozyaystvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatiy. - 2014. - №5. - S. 41-43;

3. Shashkova I.G., Zyzina М.А. Ispol'zovanie informacionnykh tekhnologiy v deyatel'nosti IKS [Tekst] // Sborniknauchnykh trudovuchenykh Ryazanskoy GSKhA (160-letiyuprof. P.A. Kostychevaposvyashchyaetsya) - Ryazan', 2005. - S. 452-455.

4. Shashkova I.G., Gordeev I.N, Shashkova S.I., Vershnev P.S. Osobennosti investicionnykh procesov v APK Rossii. Ryazan', «Vestnik RGATU», №4, 2012

5. Shashkova I.G., Gravshina I.N. О sozdanii usloviy formirovaniya konkurentosposobnykh sel'khozpredpriyatiy v Ryazanskoy oblasti // Ehkonomika sel'skokhozyaystvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatiy. 2011. № 7. s. 36-38.

6. Shashkova I.G., Denisova N.I. Obespechenie prodovol'stvennoy bezopasnosti regiona v otrasli zhivotnovodstva. \\ Vestnik Ryazanskogo gosudarstvennogo agrotekhnologicheskogo universiteta imeni P.A. Kostycheva, Ryazan', №4 (16), 2012, s.130-132.

7. Shashkova I.G., EliseevS.M., Shashkova S.I. Vliyanie organizacionnykhi social'no-ehkonomicheskikh aspektov na razvitie deyatel'nosti organizaciy APK (po materialam sociologicheskogo issledovaniya realizacii gosprogrammy) [Tekst] /I.G. Shashkova, S.M. Eliseev, S.I. Shashkova // Vestnik Ryazanskogo gosudarstvennogo agrotekhnologicheskogo universiteta im. P.A. Kostycheva. -2009. - №1. - S. 31-33.

8. Shashkova I.G., Eliseev S.M., Shashkova S.I. Sostoyanie i perspektivy sovershenstvovaniya informacionno-konsul'tacionnogo obespecheniya sel'khoztovaroproizvoditeley v Ryazanskoy oblasti [Tekst] / I.G. Shashkova, S.M. Eliseev, S.I. Shashkova // Vestnik Ryazanskogo gosudarstvennogo agrotekhnologicheskogo universiteta im. P.A. Kostycheva. - 2009. - №3. - S. 13-14.

УДК 338.439.68:330.131.7

РЕСУРСЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ

МАРТЫНУШКИН Алексей Борисович, канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева, e-mail: martinyshkin@mail.ru

КОСТРОВА Юлия Борисовна, канд. экон. наук, доцент, заведующая кафедрой менеджмента

Рязанского института экономики Санкт-Петербургского университета управления и экономики, e-mail: ubkostr@mail.ru

В представленной статье исследуются ресурсы продовольственного рынка Рязанской области, анализируются объёмы производства и реализации агропромышленной продукции в длительном периоде. На основании проведенного исследования выявляются основные тенденции, проблемы и перспективы развития продовольственного рынка Рязанской области. Выделяется тот факт,

© Мартынушкин А. Б.,Кострова Ю. Б. 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.