Совершенствование государственной политики в области обеспечения транспортной безопасности
Н. Ю. Захряпин,
заместитель министра транспорта РФ
защита транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства входит в число задач первостепенной важности для обеспечения национальной безопасности нашего государства. при этом в условиях финансовых ограничений и избыточных норм в профильном законодательстве необходимо сосредоточить усилия на вопросе оптимизации подходов к реализации требований транспортной безопасности.
Трагические события в Санкт-Петербурге еще раз показали, что реальные угрозы совершения актов незаконного вмешательства на транспорте сохраняются, и Минтрансу России совместно с другими заинтересованными ведомствами необходимо еще больше консолидировать усилия для защиты наших граждан и транспортной инфраструктуры от актов терроризма. В число основных задач в области обеспечения транспортной безопасности входит дальнейшее совершенствование законодательства в направлении повышения эффективности системы мер по защите от актов незаконного вмешательства. Разрабатываются новые нормативные правовые акты в области обеспечения транспортной безопасно-
сти, в существующие документы вносятся коррективы на основании мониторинга нормативной правовой базы и анализа для ее актуализации, а также практического применения с учетом изменяющихся реалий. Работа проводится с участием представителей федеральных органов исполнительной власти и транспортного сообщества.
В последние годы мы акцентируем внимание на вопросе оптимизации подходов к реализации требований транспортной безопасности в условиях финансовых ограничений и устранения избыточных норм, не оказывающих существенного влияния на состояние антитеррористической защищенности объектов транспорта. Вопрос финансирования мероприятий по реализации законодательства в сфере транспортной безопасности - один из самых важных при обеспечении защищенности транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Особую актуальность он приобрел в настоящее время, в период сложной экономической ситуации в стране, когда введение секторальных санкций в отношении ключевых элементов нашей экономики негативно отражается на финансовом состоянии хозяйствующих субъектов транспортного комплекса, на которые возложена ответственность за реализацию требований в области обеспечения транспортной безопасности.
нормативное правовое обеспечение транспортной безопасности
По результатам работы в 2016 г. совместно с заинтересованными федераль-
ными органами исполнительной власти, организациями и учреждениями были приняты семь постановлений правительства РФ, которыми определены требования к обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта, а также дорожного хозяйства. Внесены изменения в правила аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и в положения федеральных агентств по видам транспорта, наделяющие их полномочиями по утверждению результатов оценки уязвимости транспортных средств, которая была проведена субъектом транспортной инфраструктуры самостоятельно. Кроме того, скорректирован перечень объектов, подпадающих под действие закона «О транспортной безопасности».
В частности, следует выделить следующие меры:
• утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства и требования по обеспечению транспортной безопасности тех объектов (зданий, строений, сооружений), которые не являются объектами транспортной инфраструктуры и расположены на земельных участках, прилегающих к объектам транспортной инфраструктуры и отнесенных в соответствии с земельным законодательством РФ к охранным зонам земель транспорта;
• утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского, речного, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, а также объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства;
• утверждены требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правила обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности;
• утвержден Перечень участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также иных обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений, устройств и оборудования,
являющихся объектами транспортной инфраструктуры;
• внесены изменения в правила аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
• федеральные агентства по видам транспорта наделены полномочиями по утверждению результатов оценки уязвимости транспортных средств, проведенной субъектами транспортной инфраструктуры самостоятельно.
Кроме того, изданы девять приказов Минтранса России, которые определяют перечень документов, предоставляемых в целях поверки в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу. Приказами внесены изменения в отдельные нормативные правовые акты Минтранса России, направленные на совершенствование системы мер по обеспечению транспортной безопасности.
В этой части необходимо отметить следующие новшества:
• внесение изменений в административные регламенты Федерального дорожного агентства о предоставлении государственной услуги по утверждению результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также в планы обеспечения транспортной безопасности в установленной сфере деятельности;
• внесение изменений в некоторые нормативные правовые акты Министерства транспорта РФ по вопросам социальной защиты инвалидов;
• внесение изменений в порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденный приказом Министерства транспорта РФ от 12 апреля 2010 г. № 87;
• внесение изменений в перечень документов, представляемых для аттестации сил обеспечения транспортной безопасности в орган аттестации субъектом транспортной инфраструктуры, подразделением транспортной безопасности или организацией, претендующей на аккредитацию в качестве подразделения транспортной безопасности;
• внесение изменений в форму свидетельства об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденную приказом Минтранса России
от 14 октября 2015 № 307;
• внесение изменений в некоторые акты Минтранса РФ в части предоставления государственной услуги аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
• внесение изменений в требования к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности;
• утверждение перечня документов, представляемых для проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу;
• утверждение перечня охраняемых объектов подразделениями федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации».
законопроект федерального закона «о внесении изменений в федеральный закон о транспортной безопасности»
Отдельная тема - вопрос о внесении изменений в закон «О транспортной безопасности». Соответствующий законопроект был разработан в 2016 г. специалистами Минтранса и представителями ряда причастных организаций. Хотелось бы подчеркнуть, что новации носят существенный и принципиальный характер.
В частности, предлагается исключить из определений, норм и требований закона необходимость категориро-вания, проведения оценки уязвимости и разработки планов обеспечения транспортной безопасности в отношении транспортных средств по всем видам транспорта. Установить для транспортных средств разработку паспортов обеспечения транспортной безопасности, подлежащих утверждению субъектами транспортной инфраструктуры. При реализации указанного подхода сокращаются расходы субъекта транспортной инфраструктуры на оплату услуг специализированных и иных организаций или специалистов, осуществляющих практическую реализацию данных процедур.
Новый подход формирует иной уровень взаимодействия между владельцами транспортных средств и федеральными органами исполнительной власти и предоставляет больше самостоятельности перевозчикам в вопросах планирования и реализации организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение транспортной безопасности.
Кроме того, предусматривается наделение подразделения транспортной безопасности полномочиями по задержанию нарушителей для передачи их правоохранительным органам, установлению личности по документам, удостоверяющим личность. Это позволит эффективнее воздействовать на нарушителей законодательства о транспортной безопасности в условиях снижающейся штатной численности сотрудников органов внутренних дел на объектах транспорта.
Стоит напомнить, что указанные задержания проводятся в отношении физических лиц, нарушивших требования в области обеспечения транспортной безопасности, в действии (бездействии) которых имеются признаки административного правонарушения и (или) преступления. Данные правонарушения и (или) преступления подразумевают попытку перемещения в зону транспорт-
ной безопасности запрещенных предметов и веществ в отсутствие законных оснований для их ношения или хранения. При этом уполномоченным работникам подразделений транспортной безопасности для передачи правоохранительным органам лиц, совершивших правонарушение и (или) преступление, необходимо устанавливать личность физического лица, находящегося и (или) пересекающего зону транспортной безопасности, по документам, удостоверяющим личность.
В рамках предлагаемых изменений планируется определить возможность использования электрошоковых устройств и искровых разрядников при осуществлении защиты от актов незаконного вмешательства. Применение указанных технических средств позволит в большем объеме обеспечить возможность подразделений транспортной безопасности пресекать противоправные действия и задерживать лиц, нарушающих требования закона, а также исключит возможность причинения вреда третьим лицам при задержании нарушителей. Кроме того, в качестве специальных средств могут использоваться служебные собаки, которые в комплексе с техническими средствами позволят эффективнее выявлять предметы и вещества, в отношении которых
установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности.
Следующее предложение содержит требование уточнения мероприятий, проводимых в ходе досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности. Так, в частности:
• конкретизируются лица, осуществляющие досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности;
• уточняются условия, при которых проводится повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности, а также конечный результат, на который направлена процедура наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности;
• дополняются и конкретизируются цели и задачи применяемых средств досмотра при проведении досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра;
• осуществляются мероприятия по распознаванию предметов и веществ, обнаруженных в ходе досмотра или повторного досмотра, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства, путем сверки сопроводительных документов
без проведения процедуры идентификации.
Указанные уточнения направлены на оптимизацию мероприятий, проводимых сотрудниками подразделений транспортной безопасности в рамках процедур, связанных с распознаванием и идентификацией оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или в ее часть.
В законопроекте предлагается определить, что к объектам транспортной инфраструктуры в значениях закона о транспортной безопасности относятся не все объекты системы связи, навигации и управления движением транспортных средств, а только определяемые Минтрансом России по согласованию с ФСБ России и МВД России. Такой подход позволит конкретизировать и определить исчерпывающий перечень объектов систем связи и управления движением в значениях закона и, как следствие, оптимизировать затраты субъекта транспортной инфраструктуры на реализацию мероприятий, предусмотренных его планами.
Наконец, предлагается внести изменения в часть 1 статьи 8 закона, предусматривающие обязательность исполнения требований по обеспечению транспортной безопасности перевозчиками иностранного государства, осуществляющими перевозки в РФ, из РФ, через территорию РФ. Иными словами, совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти сформирован единый подход к вопросу распространения требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности на иностранных перевозчиков, осуществляющих перевозки в нашу страну или следующие транзитом.
Данный подход включает в себя разработку отдельных требований либо особенностей по обеспечению транспортной безопасности для иностранных перевозчиков с учетом их специфики. Предусматриваются меры для реализации законодательства РФ по транспортной безопасности в отношении автомобильного и железнодорожного транспорта иностранных перевозчиков в пунктах пропуска через государственную границу. Указанный подход распространяет ответственность на
иностранных перевозчиков за невыполнение отдельных требований, которые будут в целом аналогичны требованиям к транспортной безопасности, предъявляемым российским перевозчикам.
Распространение требований законодательства о транспортной безопасности на иностранных перевозчиков позволит обеспечить защиту транспортных средств иностранных транспортных компаний от актов незаконного вмешательства и создать равные условия для отечественных и иностранных перевозчиков в плане выполнения требований законодательства о транспортной безопасности в части транспортных средств.
В заключение хотел бы подчеркнуть, что ключевыми элементами в системе мер обеспечения транспортной безопасности являются подразделения транспортной безопасности. Они должны быть сформированы из числа подготовленных и аттестованных работников, которые обладают необходимыми знаниями, навыками, профессиональными качествами, позволяющими с высокой степенью готовности выполнять задачи по защите объектов транспорта от актов незаконного вмешательства. □
Виктор Олерский
щ заместитель министра
транспорта Российской Федерации
ш Водный тоа нспоот