Научная статья на тему 'Совершенствование государственной политики Санкт-Петербурга по социальной защите семьи и детства'

Совершенствование государственной политики Санкт-Петербурга по социальной защите семьи и детства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2224
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / МАЛОИМУЩИЕ КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СЕМЬИ И ДЕТСТВА / ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / STATE POLICY / LOW-INCOME CITIZENS / SOCIAL PROTECTION OF A FAMILY AND CHILDHOOD / CENTER OF THE SOCIAL HELP TO A FAMILY AND CHILDREN / CHARITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Охапкина М. А.

Дана характеристика современного состояния сферы социальной защиты населения в Санкт-Петербурге. Рассмотрены способы повышения эффективности оказания социальной помощи малоимущим категориям граждан. Определена взаимосвязь между государственной социальной политикой и благотворительной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of the state policy of st.petersburg on social protection of the family and the childhood

The characteristic of a current state of the sphere of social protection of the population in St. Petersburg was given. The ways of increase of efficiency of rendering the social help to the low-income citizens were considered. The interrelation between the state social policy and charity was defined.

Текст научной работы на тему «Совершенствование государственной политики Санкт-Петербурга по социальной защите семьи и детства»

Совершенствование государственной политики санкт-петербурга по социальной

защите семьи и детства

Improvement of the state policy of st.petersburg on social protection of the family and the

childhood

Охапкина М.А.

магистрант 3 курса направления «Современное публичное управление»

СЗИУ РАНХиГС, г. Санкт-Петербург e-mail: [email protected]

Ohapkina M.A.

3 course magistrate of Modern public management in NWIMRANEPA,

Saint-Petersburg e-mail: [email protected]

Аннотация.

Дана характеристика современного состояния сферы социальной защиты населения в Санкт-Петербурге. Рассмотрены способы повышения эффективности оказания социальной помощи малоимущим категориям граждан. Определена взаимосвязь между государственной социальной политикой и благотворительной деятельностью.

Annotation.

The characteristic of a current state of the sphere of social protection of the population in St. Petersburg was given. The ways of increase of efficiency of rendering the social help to the low-income citizens were considered. The interrelation between the state social policy and charity was defined.

Ключевые слова: государственная политика; малоимущие категории граждан; социальная защита семьи и детства; центр социальной помощи семье и детям; благотворительность.

Key words: state policy; low-income citizens; social protection of a family and childhood; center of the social help to a family and children; charity.

На протяжении всего своего развития общество, так или иначе, сталкивается с проблемой, что те или иные его члены не могут самостоятельно обеспечить свое полноценное существование и нуждаются в помощи и поддержке со стороны. Более того, изменения, произошедшие за последние десятилетия в российском обществе, привели к еще большему расширению круга таких людей. А так как к ним в первую очередь относят детей, стариков и инвалидов, то данная тема не теряет свою актуальность и по сей день.

Особенно хочется уделить внимание проблеме социальной защищенности детей, в частности семей с детьми, ведь независимо от социально-политического устройства, основой любого общества всегда являлась семья, от степени стабильности и защищенности которой, в конечном итоге, зависит благополучие и успешное развитие страны. Но, к сожалению, сейчас статистика такова, что малоимущие семьи с несовершеннолетними детьми более чем на 30% беднее малоимущих бездетных семей [6,c.37].

Таким образом, на сегодняшний день исследование как социальной защиты семьи и детства, так и направлений совершенствования данного явления выступает довольно актуальной научной и практической проблемой. Неслучайно в последнее время улучшение положения детей, семей с детьми являются приоритетными направлениями государственной социальной политики России и в частности Санкт-Петербурга.

Одним из основных элементов социальной политики в отношении семьи и детей является социальная защита. Однако в нашей стране до сих пор нет общего официально закрепленного определения данного понятия. Термин «социальная защита», как правило, закрепляется к определенным категориям граждан (например: социальная защита инвалидов), вследствие чего его содержание трактуется авторами в зависимости от их

субъективного понимания социально-экономических явлений и институтов, которые должны быть охвачены данной категорией, поэтому к настоящему моменту в литературе имеется значительное количество подходов к определению данного понятия. Но в общем виде все они сводятся к тому, что под социальной защитой понимаются экономические, социальные, правовые гарантии соблюдения и реализации прав и свобод человека. Иными словами -социальная защита обеспечивает гражданам достойный уровень и качество жизни, защищая их от социально-рисковых ситуаций.

Что касается социальной защиты семьи и детства, то, несмотря на различные подходы и к данной теме, позиции многих ученых совпадают в том, что сущность социальной защиты семьи и детства состоит в обеспечении поддержки и помощи ребёнку, его семье с целью удовлетворения их потребностей и интересов [6,с.12].

Государственная политика в интересах семьи и детей основана на принципах законодательного обеспечения их прав, в целях полноценного воспитания и развития детей, путем установления и соблюдения государственных минимальных социальных стандартов с учетом региональных различий; ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; государственной поддержки органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

На сегодняшний день сложился целый ряд концептуальных подходов к проблеме защиты семьи и детства. Так, исследованием проблем социальной политики в целом занимаются такие авторы, как Е.И. Холостова, Г.И. Осадчая, М.К. Горшков, А.М. Старостенко и др. При этом теорию и практику государственной социальной политики в современной России рассматривали А.Н. Аверин, Д.С. Львов, В.В. Моисеева, С.А. Глотова и др. Анализу влияния социальной политики на жизнедеятельность семьи посвящены работы А.Г.Волкова, Г.И.Осадчей и др.

В современном российском законодательстве этой проблеме также уделяется немалое внимание. Нормативно-правовая база включает в себя положения Конституции РФ и Семейного кодекса РФ, а также различных Федеральных законов. Более того, в соответствии с Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» был принят ряд важных решений по поддержке семьи и детства в нашей стране, которые, в свою очередь, дополняются региональными программами и нормативными актами по поддержке детства, разрабатывающимися и реализующимися субъектами РФ и включающими собственные меры поддержки семей с детьми. В Санкт-Петербурге к их числу относятся: государственная программа Санкт-Петербурга «Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы; Закон Санкт-Петербурга от 09.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» и др.

В целом же, государственная политика Санкт-Петербурга в области социальной защиты формируется в соответствии с положениями Конституции РФ, в которой определено, что в Российской Федерации развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В области поддержки семьи и детства она предусматривает, прежде всего, дополнительную социальную поддержку малообеспеченных семей с детьми, введение льгот для отдельных категорий семей с детьми, развитие системы социального обслуживания семей с детьми, организацию летнего отдыха детей, нуждающихся в особом внимании государства[1,с.16].

Расходы бюджета Санкт-Петербурга на предоставление мер социальной поддержки ежегодно возрастают и в

2016 году по Проекту закона Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2016 год и на плановый период

2017 и 2018 годов» на реализацию государственной программы «Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге» заложено более 57 млрд рублей (по сравнению на 2015 год — 54,7 млрд). Также город выделит 6,3 млрд рублей на социальную поддержку семей с детьми и на выплату ежемесячных пособий на ребёнка.

Но, не смотря на это, проблема бедности среди семей с детьми в Санкт-Петербурге сохраняется. Многие семьи в силу тех или иных причин так и продолжают испытывать настоятельную необходимость в помощи и

поддержке, а рождение ребенка, как правило, увеличивает для семьи риск попасть в категорию бедных (малоимущих).

В условиях ограниченности бюджета, первостепенное внимание уделяется, конечно же, поддержке тех категорий семей с детьми, которые находятся в особо сложных условиях (малообеспеченные, одинокие, многодетные). Тем более, что с 1 января 2015 года, после вступления в силу нового Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в деятельность учреждений социальной сферы был введен адресный подход к предоставлению социальной поддержки, основанный на оценке нуждаемости, что означает обеспечение целевой направленности мер социальной поддержки с учетом специфики положения тех, кому они предназначаются.

Данный подход, с одной стороны, должен способствовать переходу деятельности учреждений социальной сферы на принцип качества, а не количества, однако на практике зачастую все сводится к подсчету количества услуг, оказываемых учреждениями, и повышающимися год от года показателям, демонстрирующим «эффективность» работы.

С другой стороны, он может отпугнуть многих людей, реально нуждающихся в помощи. А ведь в сложившихся экономических и социально-политических условиях органы и учреждения социального обслуживания нередко оказываются единственными структурами, обращение к которым оставляет человеку надежду на получение поддержки и помощи в разрешении его трудных жизненных проблем.

Но сейчас реальность такова что для того, чтобы человек был признан нуждающимся, необходимо пройти определенную процедуру, а именно: гражданин или его законный представитель должен подать заявление, подкрепленное необходимым набором документов, в администрацию по месту своей регистрации, а затем на их основании будет принято решение о признании/отказе его нуждающимся в социальном обслуживании. В случае признания нуждаемости для человека составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг, с которой он может обратиться в любую организацию, включенную в единый реестр поставщиков социальных услуг Санкт-Петербурга, который на сегодняшний день содержит 111 различных учреждений.

Кроме того, граждане, находящиеся по-настоящему в бедственном положении, в общем-то, зачастую и не знают куда обратиться за помощью, а Администрации разных уровней, как правило, сталкиваются с представителями уже более социально-адаптированного слоя нуждающихся.

Вообще, стоит отметить, что в целях обеспечения социальной поддержки семей с детьми в Санкт-Петербурге создана и работает двухуровневая система учреждений (городской и районный уровни) социального обслуживания населения, включающая в себя отделы социальной защиты населения, сектора защиты семьи и детей, центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и др. Такая система многопрофильной социальной защиты должна включать все амортизаторы негативных влияний на человека и способствовать как профилактике их возникновения, так и ликвидации [5;С.45].

На сегодняшний день практически в каждом районе Санкт-Петербурга функционируют Центры социальной помощи семье и детям, основными направлениями повседневной деятельности которых являются улучшение социального благополучия семей и детей, реализация их права на защиту и помощь со стороны государства, развитие и укрепление семьи как социального института, установление гармоничных внутрисемейных отношений.

Несомненным достижением системы социальной защиты, выстроенной в Санкт-Петербурге, является ее функционирование на межведомственной основе. Поэтому специалисты Центров в пределах своих компетенций осуществляют деятельность по организации взаимодействия с органами опеки и попечительства, органами образования, социальной защиты, здравоохранения, культуры, комиссиями по делам несовершеннолетних и другими организациями и учреждениями с целью профилактики безнадзорности несовершеннолетних, а также выявления семей, находящихся в социально-опасном положении.

Так, например, в результате межведомственного взаимодействия и проведения информационной работы в январе 2016 года на социальном обслуживании в Центре социальной помощи семье и детям Московского района находилось 338 семей с 562 несовершеннолетними.

Наряду с межведомственным взаимодействием, одним из достижений системы социальной защиты Санкт-Петербурга по профилактике кризисных проявлений в жизни семьи является социальный патронат, предусматривающий разработку и реализацию индивидуальной программы оказания помощи и реабилитации каждого члена семьи. В процессе социального патроната с семьями проводится работа по выявлению причин личного, семейного, социального неблагополучия; осуществляется социальная реабилитация; решаются вопросы, связанные с образовательным маршрутом несовершеннолетних детей, проблемы с учебной мотивацией; проводятся социально-педагогические и социально-медицинские консультации; организуется работа по формированию здорового образа жизни и организации досуга несовершеннолетних и т.д. Регулярное патронирование необходимо, прежде всего, в отношении асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и препятствовать возникновению кризисных ситуаций.

Немаловажным фактором в решении проблем семьи и детства является также наличие компетентных специалистов, взаимодействующих с семьей, уровень их образованности и профессионализма. Социальная работа с семьей включает в себя такие аспекты, как экономический, юридический, психологический, социальный, поэтому требует от специалиста знаний основ этих наук и владения технологиями их применения. Поэтому работникам учреждений социальной сферы было бы неплохо повышать свою квалификацию каждые 3-5 лет, т. к. от этого во многом зависит качество оказываемой ими помощи [3,с.276].

В последнее время также все больше актуализируется вопрос о более активном вовлечении благотворительного сектора в решение задач социальной защиты семьи и детства, т. к. мероприятий, проводимых в рамках одной только государственной политики, недостаточно, чтобы снять всю остроту социальных проблем. При этом, власть, ни при каких условиях, не должна административными средствами решать, кто, когда, в каких формах и в каком объеме должен заниматься благотворительностью.

Благотворительные организации достаточно осведомлены в этом вопросе и им удается достичь адресной помощи гражданам за счет знания их реальных потребностей и трудностей. Следовательно, для организации комплексной деятельности по оказанию социальной помощи семье и детям, государственным социальным учреждениям необходимо наладить более широкое взаимодействие с благотворительными организациями.

Таким образом, изучение политики социальной защиты семьи и детей показало, что в городе реализован целый ряд дополнительных законодательных норм, целевых социальных программ, мер и гарантий, функционирует целая сеть учреждений социального обслуживания с целью обеспечения доступности социальных услуг.

При этом для организации эффективной работы, направленной на социальную защиту семьи и детства, важное значение имеет раннее выявление неблагополучных семей и оказание этим семьям необходимого комплекса мер, направленных на профилактику и коррекцию взаимоотношений как внутри семьи, так и с обществом в целом, а также разработка и реализация программ (мероприятий), направленных на профилактику социального неблагополучия семей с детьми.

В Санкт-Петербурге для этих целей создана целая сеть учреждений, однако для лучшего ее функционирования необходимо ориентировать ее на защиту от социальных рисков потери или ограничения экономической самостоятельности и социального благополучия человека.

Для повышения информированности населения о деятельности социальных служб, эффективно было бы выделять дополнительные средства на «рекламу» в средствах массовой информации, так как на данный момент эта информация распространяется преимущественно в сети Интернет, и поэтому доступна ограниченному числу лиц

(тем, кто знает что искать).

Для повышения качества оказываемых специалистами социальных услуг Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению «Городской информационно-методический центр «Семья» необходимо расширить учебные программы подготовки и переподготовки профессиональных кадров (они должны быть хорошо осведомлены об особенностях функционирования социальной сферы). Необходимо также установить меры социальной поддержки и стимулирования труда работников организаций социального обслуживания населения Санкт-Петербурга, т. к. на сегодняшний день относительно низкие заработки отпугивают молодежь от работы в данной сфере, а также специалистов с высоким уровнем квалификации, которые имеют возможность найти более высокооплачиваемую работу.

Осуществляя мероприятия, направленные на социальную защиту, надо помнить о том, что произвольное вмешательство в семью недопустимо, но правовое регулирование семейных отношений необходимо, на это и должна быть направлена главным образом политика государства.

Современная государственная социальная политика в целом и система государственной политики и государственного управления в сфере социальной защиты в Санкт-Петербурге в частности должны основываться на правильно выстроенной системе приоритетов, поэтапном решении социальных проблем. При этом очевидно, что наращивание государственных расходов в сфере социальной политики не является единственным путем решения проблем, напротив, в условиях бюджетного дефицита усилия должны быть в первую очередь направлены на повышение эффективности использования ресурсов, расходуемых на социальные нужды.

Список используемой литературы:

1. Бердникова, З. А. Социальная работа по защите семьи, материнства и детства на региональном уровне / З. А. Бердникова, О. И. Спесивцева; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Челябинский гос. ун-т». - Челябинск: Изд-во Челябинского гос. унта, 2011. - 175 с.

2. Благотворительность в России и государственная политика: монография / С.С. Сулашкин [и др.]. - М.: Научный эксперт, 2013. - 224 с.

3. Вопросы организации государственной социальной поддержки различным типам семей с детьми: Результаты исслед.проекта / В.В. Елизаров, Е.Н. Феоктистова, Г.И. Климантова и др.; Ред.совет.: М.В. Гордеева и др.; М-во труда и социал. Развития Рос.Федерации, Департамент по делам детей, женщин и семьи; Рос.фонд социал.реформ. - М.: Просвещение, 2003. - 544 с.

4. Зеленова, Е.А. Благотворительность: понимание роли и места в структуре социальной политики. Монография / Е.А. Зеленова. - М.: Издательство «Проспект», 2012. - 224 с.

5. Пахомов, А.А. Современная семья и реальная региональная социальная политика в отношении семей с детьми / А.А. Пахомов; АН РС(Я), Рос.акад.гос. Службы при Президенте РФ. - Якутск: ЯФ ГУ «Изд-во СО РАН», 2004. - 264 с.

6. Поддубная, Т.Н., Поддубный, А.О. Социальная защита семьи и детства в РФ: справочник социального педагога и социального работника /Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный. - М.:Феникс, 2015.- 511 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.