Научная статья на тему 'Систематизация терминологии, используемой в области социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации'

Систематизация терминологии, используемой в области социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
781
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / SOCIAL PROTECTION / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ / SOCIAL SUPPORT TO THE FAMILIES / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / SOCIAL SPHERE / СОЦИАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ / SOCIAL CATEGORY / ПОНЯТИЕ / СЕМЬЯ / FAMILY / СЕМЬЯ С ДЕТЬМИ / THE FAMILY OF CHILDREN / МАЛООБЕСПЕЧЕННАЯ СЕМЬЯ / LOW-INCOME FAMILY / DEFINITION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кораблева Ольга Владимировна

В статье систематизирован понятийно-терминологический аппарат в области социальной поддержки семей с детьми на основе анализа нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Актуальность данного анализа обусловлена тем, что в Российской Федерации наблюдается отсутствие единства подходов к используемой в области социальной поддержки семей с детьми терминологии. От решения данного вопроса, при прочих равных условиях, зависит точность и достоверность определения числа получателей социальной поддержки, обоснованность условий предоставления мер социальной поддержки, возможность осуществления контроля и оценки результативности и эффективности предоставления социальной поддержки семьям с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кораблева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Систематизация терминологии, используемой в области социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Regimentation of the terminology used in the social support to families with children in the Russian Federation Korableva O.

Систематизация терминологии, используемой в области социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации

Кораблева О. В.

Кораблева Ольга Владимировна /Korableva Olga - кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Центр финансов социальной сферы, Научно-исследовательский финансовый институт, г. Москва

Аннотация: в статье систематизирован понятийно-терминологический аппарат в области социальной поддержки семей с детьми на основе анализа нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Актуальность данного анализа обусловлена тем, что в Российской Федерации наблюдается отсутствие единства подходов к используемой в области социальной поддержки семей с детьми терминологии. От решения данного вопроса, при прочих равных условиях, зависит точность и достоверность определения числа получателей социальной поддержки, обоснованность условий предоставления мер социальной поддержки, возможность осуществления контроля и оценки результативности и эффективности предоставления социальной поддержки семьям с детьми.

Abstract: in the article the conceptual and terminological system in the field of social support for families with children, based on the analysis of normative legal acts of the Russian Federation and the subjects of the Russian Federation. The relevance of this analysis stems from the fact that in Russia there is a lack of unity of approaches used in the field of social support for families with children terminology. By addressing this issue depends on the accuracy and reliability of determining the number of recipients of social assistance, the validity of the terms of the measures of social support, the ability to monitor and evaluate the effectiveness and efficiency of social support to families with children.

Ключевые слова: социальная защита, социальная поддержка семьи, социальная сфера, социальная категория, понятие, семья, семья с детьми, малообеспеченная семья.

Keywords: social protection, social support to the families, social sphere, social category, definition, family, the family of children, low-income family.

УДК332.1; 316.356.2

Современная демографическая ситуация в нашей стране требует улучшения социально-экономического потенциала семьи. Согласно Государственному докладу за 2014 год «О положении детей и семей, имеющих детей в Российской Федерации» на 1 января 2015 года, по оценке Росстата, численность детей и подростков в возрасте до 18 лет, постоянно проживающих в России, составила 27 374 тыс. человек (с учетом сведений по Крымскому федеральному округу - 28 358 тыс. человек). Таким образом, доля детей в общей численности населения - 19,4 %. При этом на стабильность семьи, репродуктивное поведение и здоровье членов семьи оказывает влияние уровень и качество их жизни. По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, располагаемые ресурсы в домохозяйствах с детьми в возрасте до 16 лет в 2014 году составили 19 845 рублей в среднем на одного члена домохозяйства в месяц. Доходы многодетных семей существенно ниже, чем в других категориях семей с детьми. Так, располагаемые ресурсы в 2014 году в домохозяйствах с четырьмя и более детьми составили 7 395 рублей в среднем на одного члена домохозяйства в месяц, в домохозяйствах с тремя и более детьми - 11 946 рублей, в домохозяйствах с двумя детьми - 17 972 рубля, а в домохозяйствах с одним ребенком - 22 352 рубля. В 2014 году численность домохозяйств с детьми в возрасте до 16 лет в общей численности домохозяйств с уровнем располагаемых ресурсов ниже величины прожиточного минимума составила 62,9 % [1].

Несмотря на то, что к настоящему времени в Российской Федерации сформирована система социальной поддержки семей с детьми, объектами которой являются семьи, имеющие детей -получатели мер социальной поддержки, приведенные ранее данные, свидетельствуют о том, что результативность и эффективность мер социальной поддержки семей с детьми остаются невысокими относительно целей их предоставления. Как следствие, эффективность увеличения расходов

бюджетной системы на обеспечение мер социальной поддержки семей с детьми не достигается в полной мере.

Меры социальной поддержки семей, имеющих детей, устанавливаются как на федеральном уровне, так и на региональном.

При этом можно отметить такие особенности сформировавшейся системы социальной поддержки семей с детьми как:

1) множественность мер, определенных федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации;

2) многоканальность финансирования и значительное число операторов, участвующих в назначении и предоставлении мер социальной поддержки семей с детьми;

3) дифференциация мер социальной поддержки семей с детьми, предусматривающая их предоставление в денежной форме, либо в форме предоставления товаров, услуг и/или прав/преимуществ, при их предоставлении, льгот/скидок и компенсаций, в форме морального поощрения [2].

Одним из первостепенных вопросов, требующих решения, является то, что в нормативных правовых актах Российской Федерации и/или субъектов Российской Федерации в связи с вопросами предоставления мер социальной поддержки используется множество базовых терминов, но при этом отсутствует единство в их понимании.

В перечень этих терминов входят:

- семья, в том числе отдельные категории семей;

- социальная поддержка, в том числе социальная поддержка семей с детьми;

- меры социальной поддержки семей с детьми.

Определение термина «семья»

В федеральном законодательстве единое определение понятия «семья» отсутствует. Федеральным законом от 24.10.1997 г. № 134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» под семьей понимаются «лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство». В Жилищном кодексе Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ содержится расширительное определение, согласно которому к членам семьи собственника жилого помещения отнесены «проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи».

Целям социальной поддержки более соответствует первая формулировка. Однако представляется целесообразной ее уточнение и конкретизация и использование, например, такой редакции термина «семья»: «Семья - группа лиц, связанных родством, совместно проживающих и совместно ведущих хозяйство на основе общего дохода».

Одной из причин отсутствия в Семейном кодексе Российской Федерации общего определения семьи считается то, что понятие семьи имеет социологический, а не правовой характер [3].

На региональном уровне термин «семья» определяется в законодательстве только 9 субъектов Российской Федерации (Волгоградская область, Владимирская область, г. Москва, Мурманская область, Самарская область, г. Санкт-Петербург, Тульская область, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Марий Эл), при этом имеющиеся формулировки различаются. Общими характеристиками для большей части формулировок является совместное проживание и ведение совместного/общего хозяйства, что вытекает из норм федерального законодательства. Иные характеристики семьи в региональном законодательстве различаются, при этом используются такие недостаточно корректные и трудно оцениваемые признаки, как «общность быта» и/или «общность жизни», «взаимная ответственность». В результате категории лиц, включаемых в состав семей, различаются в субъектах Российской Федерации: в одних регионах в состав семей включаются только супруги и их дети, в других также родители супругов, братья, сестры и др.

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в настоящее время региональным законодательством закрепляется территориальная дифференциация количественного состава семей в субъектах Российской Федерации, которая в свою очередь с учетом объективных различий прожиточных минимумов отдельных социально-демографических групп населения при прочих равных условиях порождает недостаточно объективно обусловленные региональные различия:

- среднедушевых прожиточных минимумов семей и, соответственно, уровней их малообеспеченности/бедности/нуждаемости;

- объемов потребности в средствах на финансирование мер социальной поддержки семей, особенно в условиях их предоставления на основе учета нуждаемости.

Наглядно данные положения подтверждают результаты расчетов среднедушевых прожиточных минимумов семей различного состава (таблица 1).

Кол-во членов семьи, чел. Состав семьи Прожиточный минимум семьи, рублей в месяц

1 1 родитель, 1 ребенок (10436+9396)/2 = 9916,0

2 1 родитель, 1 ребенок, 1 пенсионер (10436 + 7951 + 9396)/3 = 9261,0

2 родителей, 1 ребенок (10436 * 2 + 9396)/3 = 10089,3

1 родитель, 1 ребенок, 2 пенсионеров (10436 + 9396 +7951 * 2)/4 = 8933,5

3 1 родитель, 2 ребенка, 1 пенсионер (10436 + 9396*2 +7 951)/4 = 9294,75

2 родителей, 2 ребенка (10436*2 + 9396*2)/4 = 9916,0

2 родителей, 1 ребенок, 1 пенсионер (10436*2 + 9396 + 7951)/4 = 9554,75

1 родитель, 2 ребенка, 2 пенсионеров (10436 + 9396*2 +7951 *2)/5 = 9026,0

1 родитель, 3 ребенка, 1 пенсионер (10436 + 9396*3 +7 951)/5 = 9315,0

4 2 родителей, 3 ребенка (10436*2 + 9396*3)/5 = 9812,0

2 родителей, 1 ребенок, 2 пенсионеров (10436*2 + 9396 + 7951 *2)/5 = 9234,0

2 родителей, 2 ребенка, 1 пенсионер (10436*2 + 9396*2 + 7951)/5 = 9523,0

1 родитель, 3 ребенка, 2 пенсионеров (10436 + 9396*3 +7 951 *2)/6 = 9087,67

5 2 родителей, 2 ребенка, 2 пенсионеров (10436*2 + 9396*2 + 7951 *2)/6 = 9261,0

2 родителей, 3 ребенка, 1 пенсионер (10436*2 + 9396*3 + 7951)/6 = 9501,83

6 2 родителей, 3 ребенка, 2 пенсионеров (10436*2 + 9396*3 + 7951*2)/7 = 9280,29

Источник: Рассчитано на основе данных Росстата [4].

Как видно из таблицы 1, при равной численности, но разном социально-демографическом составе, величины среднедушевых прожиточных минимумов семей различаются: минимальная величина - в семье, состоящей из одного родителя, одного ребенка, двоих пенсионеров (8 933,5 рублей в месяц), максимальная величина - в семье, состоящей из двух родителей и одного ребенка (10 089,3 рубля в месяц). В результате вероятность попадания в категорию бедных при равной сумме доходов в первой группе семей оказывается более высокой, что потребует предоставления им мер социальной поддержки в той или иной форме и их финансового обеспечения.

Уже одно это свидетельствует о необходимости унификации определения «семья» в законодательстве Российской Федерации, в том числе с позиций повышения эффективности бюджетных расходов на финансирование социальной поддержки семей.

Схожая ситуация сложилось и с определением различных категорий семей. Так, в Семейном кодексе Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 222-ФЗ не сказано, какую семью следует считать многодетной, а в региональном законодательстве единое определение понятия «многодетная семья» отсутствует.

Понятие «многодетная семья» определено законодательством большинства субъектов Российской Федерации, но они самостоятельно устанавливают, какую семью считать многодетной с учетом национальных и культурных особенностей социально-экономического и демографического развития того или иного региона. Отсутствие унифицированных подходов к определению понятия «многодетная семья» усложняет сравнительный анализ норм регионального законодательства, регулирующего отношения в области социальной поддержки семей с детьми, оценку мер их социальной поддержки и их объективное бюджетирование.

«Малоимущая семья» определяется федеральным законодательством как «...семья, которая по независящим от нее причинам имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации» (Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

В региональном законодательстве наряду с термином «малоимущая семья» в качестве аналога используется термин «малообеспеченная семья». При этом, термин «малоимущая/малообеспеченная семья» определен в законодательстве лишь 17 субъектов Российской Федерации (Брянская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Кемеровская область, Кировская область, Курская область, г. Москва, Московская область, Ненецкий автономный округ, Новгородская область, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Тыва, г. Санкт-Петербург, Томская область, Тюменская область, Хабаровский край). В остальных регионах страны он зафиксирован в нормативных правовых актах органов исполнительной власти. Общим критерием, используемым для отнесения семей к малоимущим/малообеспеченным, является соотношение среднедушевого дохода

семьи с прожиточным минимумом семьи. В 10 субъектах Российской Федерации к малоимущим/малообеспеченным отнесены семьи с доходом ниже величины прожиточного минимума семьи (Вологодская область, Воронежская область, г. Москва, Кемеровская область, Курская область, Московская область, Новгородская область, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Тыва, Тюменская область). В Санкт-Петербурге к данной категории отнесены семьи (неполные семьи), имеющие среднедушевой доход семьи ниже полуторакратного размера величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленного в Санкт-Петербурге за квартал, предшествующий месяцу обращения. В 6 субъектах Российской Федерации к малоимущим/малообеспеченным отнесены семьи с доходом, не превышающим величины прожиточного минимума семьи (Брянская область, Волгоградская область, Кировская область, Ненецкий автономный округ, Томская область, Хабаровский край).

Различие критериев отнесения семей к малоимущим/малообеспеченным при прочих равных условиях обусловливает дифференциацию их численности в субъектах Российской Федерации, видов/форм социальной поддержки данной категории семей и расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на их предоставление, что малопродуктивно в условиях их дефицитности в преобладающей части регионов страны.

Под «приемной семьей» федеральное законодательство согласно Семейному кодексу Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 222-ФЗ понимает «опеку или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре». Региональное законодательство предусматривает в отдельных случаях иные, по сравнению с федеральным, формулировки термина «приемная семья». Например, областным законом Ленинградской области от 17.11.2006 г. № 134-оз «О социальной поддержке многодетных и приемных семей в Ленинградской области» приемная семья определяется как «семья, воспитывающая трех и более несовершеннолетних детей, один или более из которых принят на воспитание по договору о приемной семье в соответствии с действующим законодательством». А законом Брянской области от 20.02.2008 г. № 12-З «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Брянской области» данная категория семьей определена как «одна из форм устройства ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей, образуемая на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, заключенного между органами опеки и попечительства и приемными родителями».

Федеральное законодательство не содержит определения такой категории семей как «неполная семья», а в законодательных актах ряда субъектов Российской Федерации содержатся определения понятия «неполная семья», формулировки которых различаются. В Томской области к неполной семье относят семьи, «воспитанием ребенка (детей) в которой занимается одинокая мать или один из родителей (усыновителей), в том числе в связи с расторжением брака либо в случаях, когда другой родитель (усыновитель) умер, объявлен умершим, признан безвестно отсутствующим, лишен родительских прав (ограничен в родительских правах) или у него отменено усыновление, отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы» (закон Томской области от 16.12.2004г. № 253-03 «О социальной поддержке граждан, имеющих несовершеннолетних детей»). В Брянской области к неполным семьям относят «семьи, состоящие из матери (отца) с ребенком (детьми)» (закон Брянской области от 20.02.2008 г. № 12-3 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Брянской области»). В Ненецком автономном округе к неполным семьям относят семьи, «состоящие из одного родителя, имеющего на своем содержании и воспитании ребенка (детей)» (закон Ненецкого автономного округа от 20.12.2013г. № 121-О3 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Ненецкого автономного округа»).

В федеральном законодательстве отсутствуют определения других, помимо вышеперечисленных, категорий семей. При этом, региональное законодательство, регулирующее отношения в области социальной поддержки семей с детьми, содержит определения ряда категорий семей, отсутствующие в федеральных законах, например: молодая семья, студенческая семья, семья, находящаяся в социально опасном положении, семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации, семья группы риска. Определения этих категорий семей не единообразны и различаются в субъектах Российской Федерации, что при прочих равных условиях осложняет сравнительный анализ предоставляемых им мер социальной поддержки.

Определение термина «социальная поддержка»

Термин «социальная поддержка» был введен в правовой оборот в Российской Федерации в начале 90-х годов ХХ века. Тогда законом Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-15 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» социальная поддержка была определена как «система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Затем в 1992 году в целях усиления социальной защищенности граждан Российской Федерации

в условиях либерализации цен правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы, Санкт-Петербурга было предоставлено право «... самостоятельно определять формы организации социальной поддержки малообеспеченных групп населения.» (указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 1991 г. № 328 «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году»). Термин «социальная поддержка» также был использован позднее в Федеральном законе от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в формулировке, сходной с использованной в законе о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: «Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения».

В последующие годы термин «социальная поддержка» стал широко использоваться в нормативных правовых актах Российской Федерации, охватывая все новые группы населения (больные туберкулезом; медицинские работники; граждане, занятые на работах с химическим оружием; граждане, получившие профессиональные заболевания в результате проведения указанных работ; потерпевшие, свидетели и иные участники уголовного судопроизводства; члены семей спасателей; работники организаций почтовой связи; прокуроры; сотрудники органов федеральной службы безопасности и органов внешней разведки; доноры; члены семей сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при выполнении служебных обязанностей и др.). В настоящее время перечень мер социальной поддержки групп получателей/реципиентов, их уровни/размеры и условия представления существенно дифференцируются [5].

Таким образом, термин «социальная поддержка» как название одного из инструментов социальной защиты, обеспечения социальных гарантий отдельных, наименее защищенных и особо уязвимых групп населения со временем стал использоваться применительно к все более широким слоям граждан и, по существу, утратил селективный, избирательный характер. При этом почти все социальные льготы предоставляются по категориальному принципу [6].

При этом как понятие «социальная поддержка», его цель/назначение, так и понятие «социальные гарантии» не были определены. Не определены они и в настоящее время ни в одном законодательном акте Российской Федерации, в том числе, регулирующем отношения в области социальной поддержки семей с детьми.

Отсутствие законодательного определения на федеральном уровне терминов «социальные гарантии» и «социальная поддержка» порождает их неединообразное толкование и, главное, неединообразное правоприменение, что может повлечь за собой серьезные, в том числе негативные правовые, социально-экономические и финансовые последствия.

Анализ региональный нормативно-правовых актов показал, что законодательство только 6 субъектов Российской Федерации содержит определение понятия «социальная поддержка» (Владимирская область, Воронежская область, Республика Марий Эл, г. Санкт-Петербург, Тюменская область, Ярославская область). Общим для большинства определений является фиксация категориального принципа представления социальной поддержки. Иные характеристики данного понятия в законодательных актах субъектов Российской Федерации различаются: в одних случаях раскрывается содержание, формы предоставления (Санкт-Петербург, Ярославская область), в других -назначение (цель предоставления) социальной поддержки (Владимирская область, Воронежская область, Республика Марий Эл, Тюменская область).

При этом, назначение/цели представления, фиксируемые в законодательных определениях термина «социальная поддержка» некоторых субъектов Российской Федерации (Владимирская и Воронежская области, Санкт-Петербург) носят неоправданно оптимистический характер, сложно поддающийся оценке по фактическим результатам. Так во Владимирской области в соответствии с законом от 02.10.2007 г. № 120-О3 «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области» под социальной поддержкой понимается «комплекс специальных социальных мер, направленных на создание достойных условий существования для граждан, испытывающих нужду в удовлетворении жизненных потребностей, на оказание помощи в их самоопределении», в Воронежской области - «комплекс специальных социальных мер, направленных на создание и поддержание достойных условий существования граждан, нуждающихся в удовлетворении жизненных потребностей (закон Воронежской области от 14.11.2008г. № 103-О3 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области»), в Санкт-Петербурге - «система мер социальной поддержки.с целью повышения качества жизни отдельных категорий граждан» (закон Санкт-Петербурга от 22.11.2011 г. № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»). Подобные формулировки могут способствовать возникновению завышенных, не соответствующих возможностям государства ожиданий у граждан относительно объемов социальной поддержки.

Кроме того, федеральное законодательство не определяет значение термина «социальная поддержка семей». В законодательных актах только трех субъектов Российской Федерации раскрывается содержание термина «социальная поддержка семьи» - при том, что эта поддержка осуществляется во всех субъектах Российской Федерации. При этом, подходы к определению понятия «социальная поддержка семьи» в законодательных актах субъектов Российской Федерации различаются: в одних случаях определяется набор мер (закон Тульской области от 07.03.2002г. № 285 -ЗТО «О реализации государственной семейной и демографической политики в Тульской области»), в других - наличие причин, обусловливающих предоставление поддержки (закон Республики Северная Осетия-Алания от 02.12.1997г. № 15-З «О семейной политике в Республике Северная Осетия-Алания»), в третьих - ее назначение/цель (закон Воронежской области от 02.08.2000г. № 176-П-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства»). В отдельных случаях, например, в Тульской области в качестве аналога используется термин «государственная поддержка семьи».

В ряде регионов законодательство определяет также иные понятия: социальная поддержка многодетной семьи, социальная поддержка малообеспеченных семей, государственная поддержка молодых семей.

Таким образом, проведенный анализ позволяет констатировать отсутствие унифицированных подходов к определению термина «социальная поддержка семей».

Определение термина «меры социальной поддержки семей с детьми»

Федеральным законодательством термин «меры социальной поддержки семей с детьми» не определен.

Законодательство только 5 субъектов Российской Федерации содержит определения данного термина, к тому же различающиеся. В одних случаях меры социальной поддержки определяются с позиций целей их предоставления (Владимирская область, Курская область, Республика Ингушетия), в других - с точки зрения форм предоставления и/или с позиций контингентов получателей (Омская область, Воронежская область).

Обращает на себя внимание, отсутствие в используемых определениях мер социальной поддержки мер, носящих нематериальный характер, в том числе морального поощрения в различных формах, используемых на практике.

Кроме того, можно отметить не единообразное определение в законодательстве субъектов Российской Федерации не только понятия «меры социальной поддержки», но и конкретных однородных форм их предоставления. Существует, например, 10 различных формулировок такой меры социальной поддержки, как «ежемесячное пособие на ребенка»; 14 формулировок «регионального материнского капитала»; 36 различных определений «ежемесячной денежной выплаты семье при рождении третьего ребенка или последующих детей» и т.п. [2]. Региональные различия формулировок одних и тех же мер социальной поддержки носят не только терминологический характер, они могут порождать и социально-экономические последствия. Подобные различия при прочих равных условиях порождают дифференциацию объемов расходных обязательств субъектов Российской Федерации, что представляется необоснованным. Заключение

Проведенный анализ нормативной правовой базы показал, во-первых, значительное число различных категорий семей, являющихся получателями мер социальной поддержки; во-вторых, региональную дифференциацию категорий семей - получателей социальной поддержки, в-третьих, отсутствие единых унифицированных подходов к определению терминов «семья» и различных категорий семей в федеральном и региональном законодательстве. Наблюдаемая дифференциация терминологии носит не только юридико-технический характер, она является основой возникновения региональных различий в категориях получателей мер социальной поддержки, их численности, объемов их финансирования. С учетом вышеизложенного необходимо законодательное закрепление на федеральном уровне терминов «семья» и различных категорий семей - получателей социальной поддержки.

Литература

1 Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации. 2014 год / Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/256.

2 Трубин В. В., Буранкова М. А., Журавлева Л. В., Кораблева О. В. Научный доклад Анализ правовых механизмов предоставления мер социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации: Научный доклад / Под редакцией В. В. Трубина. Москва, 2015.

3 Рашидова А. И. Семья в российском праве // Universum. № 3, 2012, с.58-63.

4 Уровень жизни // Росстат, 2015 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/#.

5 Золотарева А. Б. Закон о монетизации льгот: разграничение полномочий и нефинансируемые мандаты // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. № 4, 2014, с. 94-104.

6 Андреева Е. И., Бычков Д. Г. Универсальное пособие по бедности: опыт зарубежных стран и перспективы в России // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. № 6, 2015, с. 24-33.

Influence of factors of external environment on the number of entrants to higher educational institutions of Kazakhstan Azhibaeva A.1, Tleppaev A.2, Муртазалиева М.3 Влияние факторов внешней среды на количество абитуриентов в высших учебных заведениях Казахстана Ажибаева А. А.1, Тлеппаев А. М.2, Муртазалиева М. Р.3

'Ажибаева Асель Ауэзовна /Azhibaeva Asel' - кандидат экономических наук, декан, доцент;

2Тлеппаев Арсен Молдагалиевич / Tleppaev Arsen - PhD, доцент; 3Муртазалиева Мадина Руслановна /Murtazalieva Madina - магистрант, Казахстанско—немецкий университет, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в статье авторами раскрывается необходимость применения современных методов исследования для объективной оценки влияния факторов внешней среды на развитие высших учебных заведений. Одним из таких методов является эконометрическое моделирование. При помощи использования программы IBM SPSS Statistics бът проведен анализ социально—демографических и экономических показателей Республики Казахстан за период с 1997 г. по 2014 г. Полученную модель предлагается использовать при разработке сценарно-стратегического плана вуза. Abstract: the authors reveals the need to use modern research methods to objectively assess the impact of environmental factors on the development of higher education. One of these methods is the econometric modeling. By using IBM SPSS Statistics software was analyzed socio-demographic and economic indicators of the Republic of Kazakhstan for the period from '997 to 20'4. The resulting model is proposed to use in the development of scriptwriting-the strategic plan of the university.

Ключевые слова: влияние, факторы внешней среды, сценарно—стратегическое планирование, стратегия, корреляционный анализ, регрессионный анализ.

Keywords: impact, factors of the external environment, scenario-strategic planning, strategy, correlation analysis, regression analysis.

В современных рыночных условиях для развития вуза в конкурентной среде необходима разработка сценарно-стратегического плана. Использование стандартных методов анализа внутренней и внешней среды на сегодняшний день является малоэффективными. Внешняя среда - динамична, и для вуза большая часть показателей играет ключевую роль. Однако использование стандартных инструментов для проведения анализа и оценки того или иного фактора не дают в полной мере полностью понять, насколько фактор влияет на развитие вуза в целом. Одним из главных показателей для стратегических менеджеров при университете является количество будущих студентов. Набор которых во многом зависит от текущей ситуации в стране, а также необходимым является рассмотрение и анализ данных за предыдущие годы, позволяющие разработать сценарно-стратегический план развития вуза.

Традиционные методы планирования являются малоэффективными, так как они не предполагают рассмотрение 1-2 и более сценариев развития. Выбирая за основу один сценарий, и строго следуя намеченным целям и задачам, не отходя от плана. Стратегия аккумулирует все средства организации для достижения поставленной цели. Разработка стратегии позволяет организациям преуспеть в экономической деятельности, развивая способность усиливать сильные стороны и устранять слабые стороны компании, направлять усилия компании на достижение единой цели с учетом интенсивно развивающейся внешней среды.

Для того чтобы точно понять сущность сценарно-стратегического планирования, необходимо определить значение термина «стратегия». Понятие «стратегия» имеет греческое происхождение и означает «наука ведения войны» [1]. В маркетинге и менеджменте стратегия подразумевает под собой план, программу управления и работу всей организации в выбранном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.