Научная статья на тему 'Совершенствование государственной политики развития как условие повышения безопасности российской экономики'

Совершенствование государственной политики развития как условие повышения безопасности российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ECONOMIC SYSTEM / DEVELOPMENT STRATEGY / ECONOMIC SECURITY / STATE POLICY / SYSTEM APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слива Светлана Вячеславовна

Исследование современной государственной политики позволяет выявить механизмы управления развитием российской экономической системы. Обосновывается необходимость переориентации политики регулирования на поддержку стратегических приоритетов, отражающих потребность в устойчивом и безопасном развитии экономической системы. В качестве проблемной области, требующей внимания, рассматривается нарушение системности развития, для преодоления которого предложено сосредоточить усилия государства в направлении формирования приоритетов сбалансированного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Слива Светлана Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of the state development policy as a condition of enhancement of the Russian economy security

The study of the modern state policy allows to reveal the mechanisms of economic development management. The author substantiates the necessity of reorientation of the management policy on the support of strategic priorities that reflect the need for sustainable and safe development of economic systems. As a problem area requiring special attention, the author considers the violation of the system character of development. To overcome this problem it is proposed to focus the government efforts on the priorities of balanced development.

Текст научной работы на тему «Совершенствование государственной политики развития как условие повышения безопасности российской экономики»

УДК 338.2(470 + 571)

Слива Светлана Вячеславовна

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и экономической безопасности Южно-Уральского государственного университета (Национального исследовательского университета)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Sliva Svetlana Vyacheslavovna

PhD in Economics, Assistant Professor, Economics and Economic Security Department, Southern Ural State University (National Research University)

IMPROVEMENT OF THE STATE DEVELOPMENT POLICY AS A CONDITION OF ENHANCEMENT OF THE RUSSIAN ECONOMY SECURITY

Аннотация:

Исследование современной государственной политики позволяет выявить механизмы управления развитием российской экономической системы. Обосновывается необходимость переориентации политики регулирования на поддержку стратегических приоритетов, отражающих потребность в устойчивом и безопасном развитии экономической системы. В качестве проблемной области, требующей внимания, рассматривается нарушение системности развития, для преодоления которого предложено сосредоточить усилия государства в направлении формирования приоритетов сбалансированного развития.

Ключевые слова:

экономическая система, стратегия развития, экономическая безопасность, государственная политика, системный подход.

Summary:

The study of the modern state policy allows to reveal the mechanisms of economic development management. The author substantiates the necessity of reorientation of the management policy on the support of strategic priorities that reflect the need for sustainable and safe development of economic systems. As a problem area requiring special attention, the author considers the violation of the system character of development. To overcome this problem it is proposed to focus the government efforts on the priorities of balanced development.

Keywords:

economic system, development strategy, economic security, state policy, system approach.

Практика последних десятилетий показала, что последовательное и поступательное развитие российской экономики во многом определяется продуманной, взвешенной политикой государства с выверенными приоритетами и конструктивными действиями. Особую актуальность приобретают вопросы теории и практики функционирования экономики России в критериях безопасного состояния, а также поиск механизмов и инструментов, способных придать этому процессу системный характер.

Структура экономической безопасности включает в себя три ключевых элемента: независимость экономики, ее устойчивость и способность к саморазвитию. Независимость, устойчивость, саморазвитие прямо определяются тем, насколько эффективно используются экономические ресурсы, реализуются процессы социально-экономических взаимодействий, насколько продуктивны экономические отношения. Кроме того следует понимать, соответствует ли государственная политика задаче безопасного развития экономики.

Существующая государственная политика развития представлена комплексом направленных действий стратегического характера, установленных федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [1]. Согласно этому документу стратегическое планирование и обеспечение национальной безопасности реализуются через разработку и принятие актов, отражающих целеполагание, прогнозирование, планирование и программирование развития российской экономики.

Рамки целеполагания определены ежегодным посланием президента Федеральному собранию РФ, стратегией социально-экономического развития РФ, стратегией национальной безопасности РФ, стратегией пространственного развития РФ, стратегиями социально-экономического развития макрорегионов. Рамки прогнозирования развития российской экономики формируются посредством стратегического прогноза, прогнозов научно-технологического и социально-экономического развития РФ на долго- и среднесрочный периоды. Планирование и программирование осуществляются в документах, регламентирующих основные направления деятельности правительства РФ, государственных программах и др.

Практика разработки и реализации документов стратегического планирования свидетельствует о несоблюдении ряда основополагающих принципов стратегического планирования. В част-

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2016, № 5)

ности, нарушены сбалансированность и согласованность документов по заявленным целям и задачам. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию среди ключевых направлений указаны изменение структуры российской экономики, поддержка отраслей, оказавшихся в зоне риска, справедливая социальная помощь, сбалансированность бюджета, улучшение делового климата [2].

Стратегическими национальными приоритетами, согласно указу президента «О стратегии национальной безопасности РФ», являются оборона страны, государственная и общественная безопасность, повышение качества жизни, экономический рост, наука, технологии, стратегическая стабильность [3]. Разрабатываемая Стратегия социально-экономического развития до 2030 г. предполагает преобразования, нацеленные на увеличение эффективности государственного управления, повышение качества государственных услуг и улучшение условий их предоставления, создание условий и стимулов для развития человеческого капитала, совершенствование инфраструктуры, обеспечение конкурентоспособности [4].

Прогноз социально-экономического развития РФ на период до 2030 г. в качестве стратегических целей предполагает инновационное обновление обрабатывающих производств, модернизацию транспортной и энергетической инфраструктуры, развитие институтов, регулирующих предпринимательскую и инвестиционную активность, эффективность государственных институтов, повышение качества человеческого капитала [5].

Широкая вариативность целеполагания и прогнозирования в документах стратегического планирования не содействует формированию единой платформы устойчивого и безопасного развития российской экономики. Отсутствие преемственности в разработке и реализации актов стратегического планирования обусловливает нарушение принципа результативности и эффективности стратегического планирования.

Так, ожидаемые результаты реализации Стратегии-2020 выражаются в показателях среднего прироста, %: ВВП - 6,9; промышленного производства - 5,6; реальных доходов населения -8,6 [6]. В то время как по прогнозу Минэкономразвития к 2020 г. в рамках консервативного сценария среднегодовой рост ВВП составит 3,6 %, реальные доходы возрастут в 1,9 раза, объем промышленного производства увеличится на 2,7 %. По инновационному и форсированному сценариям рост ВВП составит 4,4 и 6,8 %, промышленного производства - 3,4 и 5,2 % соответственно [7].

В стратегии развития российской экономики отсутствует системный подход к развитию инфраструктуры. Несмотря на признание правительством необходимости ускорения этого процесса через модернизацию старых объектов и создание новых [8], инфраструктура по-прежнему не является базовой составляющей современных технологий, имеет состояние новации. Переход инфраструктуры в структуру современной экономики будет отражать реальность инновационных процессов отечественной экономики. Развитие инфраструктуры - трансформационной, энергетической, информационной, инновационной - создает основу для повышения эффективности и снижения уровня издержек всех секторов экономики. Государственная поддержка здесь представляет действенный инструмент достижения стабильного состояния и стимулирования безопасного развития экономики страны.

Продвижением в направлении обеспечения безопасности является сформулированная в Стратегии долгосрочного развития идея о необходимости активизации развития регионов, которая подкреплена комплексом подобных стратегий. В настоящее время в регионах реализуются собственные стратегии, принимающие специфические формы, обусловленные имеющимися предпосылками и условиями регионального развития. Анализ концепций показывает, что на ме-зоуровне российской экономической системы отсутствует системная методика развития. Имеет место стимулирование приоритетных отраслей и сфер региональных экономик, сложилась автономность стратегий развития регионов, отсутствует механизм корреспонденции региональных стратегий между собой и со Стратегией-2020.

Стратегия долгосрочного развития РФ и обеспечение национальной безопасности дополняются комплексом государственных долгосрочных программ. В задачах большинства из них не учтен принцип единства и целостности. Очевидно, что успешность таких программ, как «Развитие здравоохранения», «Развитие образования», «Социальная поддержка граждан», «Содействие занятости населения», «Развитие науки и технологий», «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Развитие авиационной промышленности», «Развитие судостроения», «Информационное общество», «Развитие транспортных систем», «Региональная политика и федеративные отношения», зависит от системности их выполнения.

В государственных программах отсутствуют комплексная постановка задач; анализ взаимосвязи конкретной программы с другими; изучение программ, оказывающих влияние на реализацию определенной программы; корреляция показателей программ с факторами Стратегии социально-экономического развития РФ до 2020 г., Прогноза долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 г. и др. Например, в государственных программах «Содействие занятости населению», «Экономическое развитие и инновационная экономика» предусмотрено увеличение

уровня безработицы в 2020 г. до 5,8 %, тогда как в Стратегии-2020 отражено снижение уровня общей безработицы к 2020 г. до 2,0-3,0 %. Присутствует несбалансированность показателей производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест в программах «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Развитие авиационной промышленности», «Развитие судостроения», «Развитие науки и технологий».

Нарушение системности организации выполнения стратегических программ закладывается уже на этапе разработки стратегий развития, когда игнорируется программно-целевой принцип. Анализ 15 стратегий долгосрочного государственного планирования показал соответствие 8 из них критерию наличия конкретных мер по реализации; 10 - прогнозных оценок увеличения объемов производства; 4 - раздела территориального развития; 6 - анализа рынков сбыта и конкурентоспособности; 2 - показателю наличия мер по прогнозной оценке потребности в услугах транспорта. Ни в одной из программ не выявлены соответствия по прогнозной оценке потребностей в трудовых ресурсах и услугах энергетики, а также по фактору присутствия раздела взаимодействия с субъектами частного бизнеса.

Ухудшение экономической ситуации в России сделало необходимой разработку плана «первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г.» [9]. Анализ мер и действий, а также ожидаемых результатов реализации плана приводит к выводу о несоблюдении принципа соответствия целям. План представляет собой реакцию на санкции западных экономик и резкое снижение цен на нефть. Очевидно и то, что предлагаемые меры не смогут создать долгосрочный эффект безопасного развития.

При достигнутом уровне российской экономической системы, с одной стороны, и неустойчивом характере ее развития - с другой, курс государственной политики развития нуждается в корректировке. В отечественной экономике особое значение приобретают положения системной теории, влияющие на выработку концепции политики. Последняя должна предполагать не только воздействие на отдельные элементы системы и возникающие отношения, но и достижение ими способности быть организованной структурой.

Оценивая состояние экономической системы России как неустойчивое и нестабильное, необходимо обратить внимание на отражающие их проявления деструкции, определяемые низкой степенью интеграции и высоким уровнем изоляции элементов ее внутреннего содержания. В силу чего система государственного планирования развития должна содержать мероприятия, направленные на формирование долговременного процесса одновременного противодействия дезинтеграции и стимулирования интеграции.

Государство должно способствовать созданию динамической траектории, максимально приближенной к устойчивому функционированию элементов экономической системы. Учитывая иерархичность последней, мероприятия государственной политики, реализуемые в отношении конкретного уровня системы или ее элемента, должны продуцировать положительные результаты и на следующий уровень или на другие элементы, закрепляя поведение системы как прочной, устойчивой, крепкой организационной структуры.

Практическая плоскость конструктивной коррекции государственной политики конкретизируется в согласованности и сбалансированности документов стратегического планирования при решении следующих задач, способствующих безопасному развитию экономики: обеспечение интенсивного использования имеющихся ресурсов; повышение качества человеческого капитала; развитие конкуренции; сбалансированное развитие трансформационного и трансакционного секторов экономики; соблюдение пропорций распределения капитала между секторами; справедливое распределение и перераспределение доходов; развитие правоотношений собственности; расширение взаимодействия государства и частных экономических субъектов посредством усиления инициативы последних; преодоление экономической нестабильности и посткризисное развитие экономики.

Ссылки:

1. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 28 июня 2014 г.№ 172-ФЗ. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».

2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 13 дек. 2015 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. О стратегии национальной безопасности РФ [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 31 дек. 2015 г. № 683. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Фомченков Т. Заглянуть в 2030-й [Электронный ресурс] // Российская газета. 2016. 18 февр. URL: http://rg.ru/2016/02/18/mihail-abyzov-razvitie-rossii-ne-budet-nikogda-odnobokim.html (дата обращения: 11.05.2016).

5. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 г. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/media/files/41d457592e04b76338b7.pdf (дата обращения: 11.05.2016).

6. Стратегия долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития ...

8. Там же.

9. План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/16639/ (дата обращения: 11.05.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.