Научная статья на тему 'Совершенствование государственной поддержки предпринимательства в сфере защиты персональных данных в условиях цифровой экономики'

Совершенствование государственной поддержки предпринимательства в сфере защиты персональных данных в условиях цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
568
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РЫНОК УСЛУГ ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / PERSONAL DATA PROTECTION / SPECIALIZED ORGANIZATION / SERVICE MARKET IN INFORMATION SECURITY / STATE SUPPORT OF ENTREPRENEURSHIP / SIBERIAN FEDERAL DISTRICT / DIGITAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самостроенко Георгий Максимович, Сулима Евгений Павлович

В среднесрочной перспективе в России ускоренными темпами будет развиваться рынок услуг по защите персональных данных, необходимых для полноценного функционирования элементов инфраструктуры информационного общества. Усиление поддержки предпринимательской деятельности на рынке услуг по защите персональных данных объективно становится одной из важнейших задач, связанных с реализацией программы «Цифровая экономика». На основе интеграционного подхода к менеджменту авторами выявлены проблемы предпринимательской деятельности в сфере защиты конфиденциальной информации. Проведенный анализ позволил предложить комплекс мер по развитию системы государственной поддержки микро-, малых и средних специализированных предприятий, работающих на рынке услуг по защите персональных данных, что будет способствовать повышению информационной безопасности в условиях цифровой экономики.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Самостроенко Георгий Максимович, Сулима Евгений Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the medium term, in Russia the market for personal data protection services will develop at an accelerated pace, which is necessary for the full functioning of the information society infrastructure elements. Strengthening support for entrepreneurial activity in the market of personal data protection services is objectively becoming one of the most important tasks related to the implementation of the Digital Economy program. On the basis of the integration approach to management, the authors identified the problems of entrepreneurial activity in the field of protecting confidential information. The analysis allows to propose a set of measures to develop a system of state support for micro, small and medium-sized specialized enterprises operating in the market for personal data protection services, which will contribute to improving information security in the digital economy.

Текст научной работы на тему «Совершенствование государственной поддержки предпринимательства в сфере защиты персональных данных в условиях цифровой экономики»

УДК: 339.1 DOI: 10.22394/2071-2367-2017-12-4-155-167

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Самостроенко Г.М., Сулима Е.П.1

В среднесрочной перспективе в России ускоренными темпами будет развиваться рынок услуг по защите персональных данных, необходимых для полноценного функционирования элементов инфраструктуры информационного общества. Усиление поддержки предпринимательской деятельности на рынке услуг по защите персональных данных объективно становится одной из важнейших задач, связанных с реализацией программы «Цифровая экономика». На основе интеграционного подхода к менеджменту авторами выявлены проблемы предпринимательской деятельности в сфере защиты конфиденциальной информации. Проведенный анализ позволил предложить комплекс мер по развитию системы государственной поддержки микро-, малых и средних специализированных предприятий, работающих на рынке услуг по защите персональных данных, что будет способствовать повышению информационной безопасности в условиях цифровой экономики.

Ключевые слова: защита персональных данных, специализированная организация, рынок услуг по защите информации, государственная поддержка предпринимательства, Сибирский федеральный округ, цифровая экономика.

IMPROVEMENT OF STATE SUPPORT OF ENTREPRENEURSHIP IN THE SPHERE OF PERSONAL DATA PROTECTION IN TERMS OF THE DIGITAL ECONOMY

SAMOSTROENKO G.M. - Doctor of Economic Sciences, Professor, Orel State University named after I.S. Turgenev (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]

SULIMA E.P. - Applicant , Senior Engineer of Agency of Special Communication and Information of the Federal Guard Service in the Siberian Federal District (Russian Federation, Novosibirsk), email: [email protected]

In the medium term, in Russia the market for personal data protection services will develop at an accelerated pace, which is necessary for the full functioning of the information society infrastructure elements. Strengthening support for entrepreneurial activity in the market of personal data protection services is objectively becoming one of the most important tasks related to the implementation of the Digital Economy program. On the basis of the integration approach to management, the authors identified the problems of entrepreneurial activity in the field of protecting confidential information. The analysis allows to propose a set of measures to develop a system of state support for micro, small and medium-sized specialized enterprises operating in the market for personal data protection services, which will contribute to improving information security in the digital economy.

Keywords: personal data protection, specialized organization, service market in information security, state support of entrepreneurship, Siberian Federal District, digital economy.

Самостроенко Георгий Максимович - доктор экономических наук, профессор, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, адрес: 302026, Россия, г. Орёл, ул. Комсомольская, д. 95, e-mail: [email protected]

Сулима Евгений Павлович - соискатель на получение ученой степени, старший инженер Управления специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, адрес: 630007, Россия, г. Новосибирск, ул. Сибревкома, д. 7, e-mail: [email protected]

О необходимости всестороннего использования возможностей цифровой экономики1, развитие которой обусловлено широким распространением компьютеров, информационных технологий, телекоммуникационных средств, в последнее время активно заговорили российские власти. Повышенное внимание со стороны государства к современным информационным решениям обусловлено тем, что они способны вывести все стороны жизнедеятельности человека на принципиально новый уровень, начиная от управления производством и завершая частной жизнью. Эффективное функционирование элементов инфраструктуры информационного общества в условиях цифровой экономики неизбежно вызывает рост объема сведений конфиденциального характера, нуждающихся в полноценной защите, что, в свою очередь, ведет к ускоренному развитию рынка услуг по защите конфиденциальной информации. Объективным следствием развития цифровой экономики и информационного общества в соответствии с принятыми правительством программами2 является усиление поддержки предпринимательской деятельности на рынке услуг по защите персональных данных, на котором преимущественно работают микро-, малые и средние предприятия.

С учетом уровня современного развития научной базы в данной сфере, а также основываясь на опыте стран, имеющих развитую экономику, в России в настоящее время в качестве государственной поддержки предпринимательства используется программно-целевой метод, который признан во многих странах одним из основных инструментов осуществления государственной политики.

Важнейшие вопросы применения программно-целевого метода в системе государственного регулирования экономики России и ее регионов, а также для развития предпринимательства нашли отражение в работах Н.Г. Агурбаша, В.Ю. Бурова, Е.М. Бухвальда, А.В. Виленского, М.А. Винокурова, В.Д. Грибова, В.А. Елькина, Н.В. Елькиной, В.А. Ильина, А.П. Киреенко, Т.Г. Красновой, С.И. Кретова, М.Г. Лапусты, М.В. Лычагина, А.В. Орлова, В.И. Самарухи, Л.Г. Соколовой, Д.Е. Сорокина, Н.Г. Сычева, К.И. Таксира, О.В. Чистяковой, А.Ф. Шуплецова и др. Несмотря глубокую и разностороннюю проработку данного вопроса, накопленный опыт других стран, поставленные перед властными структурами в отношении развития микро-, малого и среднего предпринимательства цели пока еще не достигнуты, а полученные результаты нельзя признать соответствующими ожидаемым.

Так, в настоящее время оценка эффективности действия государственных программ поддержки осуществляется в том числе в соответствии с одним из таких критериев, как количество вновь открываемых предприятий микро-, малого и среднего ранга по отношению к уже существующим3. При этом органами статистики и мониторинга отмечается

1 Замахина Т. Цифры и факты // Российская газета (вып. № 7315) - 2017 г. - 09 июля: https://rg.ru/2017/07/09/reg-urfo/putin-rasskazal-o-znachenii-peredovyh-tehnologij-dlia-razvitiia-rossii.html (Дата обращения: 16.07.2017); Латухина К. Путин поручил заняться цифровой экономикой // Специальный проект rg.ru Петербургский Международный Экономический Форум 2017 - 15 июня 2017 г.: https://rg.ru/ 2017/06/15/putin-poruchil-zaniatsia-cifrovoj-ekonomikoj.html (Дата обращения: 16.07.2017); Латухина К. Цифры и факты // Специальный проект rg.ru Петербургский Международный Экономический Форум 2017 - 04 июня 2017 г.: https://rg.ru/2017/06/04/reg-szfo/vladimir-putin-vnedrit-cifrovye-tehnologii-vo-vse-sfery-zhizni.html (Дата обращения: 16.07.2017).

2 О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)»: Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 № 65 // Собрание законодательства Российской Федерации от 2002 г. - № 5 , ст. 531.

Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (20112020 годы): Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 313 // Собрание законодательства Российской Федерации от 2014 г. , № 18 , ст. 2159 (Часть II).

3 Территориальные ресурсы субъектов Сибирского федерального округа. Федеральный портал малого и

количественный рост параметра оценки с благоприятным прогнозом на будущее. Между тем реальная ситуация такова, что наблюдается сокращение количества действующих предприятий рангом до среднего включительно, а величина, характеризующаяся отношением среднего количества вновь открываемых предприятий данного ранга к уже существующим, растет вследствие закрытия ранее созданных предприятий в связи с неэффективностью их деятельности или же по иным причинам.

Следует подчеркнуть, что организация государственной поддержки предпринимательской деятельности на рынке услуг по защите конфиденциальной информации требует особого внимания и подходов, что обусловлено как ее повышенной значимостью, так и специфическими особенностями. В связи с развитием цифровой экономики и выходом информации как материального продукта со всеми присущими материальному объекту свойствами на первый план целью написания данной статьи является и выработка предложений по частичному (или полному) купированию проблем развития предпринимательской деятельности в области оказания услуг по защите конфиденциальной информации. Достижение поставленной цели обусловливает необходимость решения двух задач: во-первых, оценки поддержки предпринимательства в сфере оказания услуг по защите конфиденциальной информации (персональных данных) со стороны государства на основе анализа существующих в открытом доступе данных, в том числе и данных по распределению адресной помощи среди предпринимательских структур Сибирского федерального округа; во-вторых, определения существующих проблем развития предпринимательской деятельности в области оказания услуг по защите конфиденциальной информации в условиях цифровой экономики.

С учетом особенностей предпринимательской деятельности на рынке услуг по защите конфиденциальной информации для реализации поставленных в статье цели и задач нами был применен интеграционный подход к менеджменту, который согласно Р.А. Фатхутдинову1, нацелен на исследование и усиление взаимосвязей между отдельными подсистемами и компонентами менеджмента; между стадиями жизненного цикла объекта управления; между уровнями управления по вертикали; между субъектами управления по горизонтали.

Так, интеграционный подход к менеджменту в предметном поле исследования позволил очертить круг взаимосвязей между субъектами управления по горизонтали, которые необходимо учитывать в системе поддержки предпринимательской деятельности. Он обусловлен существующими направлениями цифровизации экономики, которые включают, во-первых, производство продуктов и услуг цифровой экономики, во-вторых, потребление данных продуктов и услуг. Оба направления тесно взаимосвязаны и не могут полноценно развиваться без использования услуг по защите конфиденциальной информации. Отсюда следует вывод о том, что поддержка предпринимательства на данном рынке должна учитывать выявленную взаимосвязь. Кроме того, следует учитывать также взаимосвязь потребления продуктов и услуг цифровой экономики с состоянием и изменениями в различных секторах экономики.

Еще один аспект исследования, который позволяет обозначить интеграционный подход к менеджменту, касается необходимости учета взаимосвязи между уровнями управления по вертикали. Данный аспект касается необходимости учитывать взаимосвязь решений по поддержке предпринимательской деятельности, принимаемых на уровне страны, федеральных округов, регионов и муниципальных образований.

среднего предпринимательства Министерства экономического развития Российской Федерации: [Электронный ресурс]: - URL: http://smb.gov.ru (Дата обращения: 01.08.2017).

1 Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. - С. 188-191.

Следует выделить также важность учета взаимосвязи между стадиями жизненного цикла объекта управления. Здесь прежде всего возникает необходимость выявления и учета жизненного цикла развития цифровой экономики. Так, К. Перес называет период с 2010 по 2025 год «Синергией. Золотым веком» цифровой революции, при которой цифровая экономика проникает в традиционную промышленность, а интегральная производительность реального сектора начинает резко расти1. При этом максимальную отдачу цифровая экономика будет обеспечивать после 2025 года, вступая в стадию зрелости. В идеальном варианте развитие рынка услуг по защите конфиденциальной информации должно соответствовать жизненному циклу развития цифровой экономики. Следовательно, выявленная взаимосвязь должна быть учтена в процессе организации государственной поддержки предпринимательства в данной сфере.

По результатам проведенного анализа информации, размещенной на официальных источниках (порталах) глав и администраций субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа2, о способах, мерах и объемах государственнох поддержки малого и среднего предпринимательства в соответствии с реализацией положений Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»3, а также закончившихся и в настоящее время начавшихся новых государственный долгосрочных и целевых программ поддержки, в том числе подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»4, четко прослеживается тенденция софинансирования, предоставления микрозаймов, грантов, таргетированных субсидий, а также оказания других видов помощи, направленных на сокращение издержек, по таким направлениям деятельности «молодых» предпринимателей, как: оптовая и розничная торговля, строительство, оказание услуг (бытовых, коммунальных, первой необходимости, грузоперевозок и т.п.) населению и т.п.5. Данные направления предпринимательской деятельности можно объединить в единую группу, характеризующуюся схожими параметрами, в том числе выходом на быструю окупаемость.

Направления предпринимательской деятельности, требующие «длинных» денег, выгода от функционирования которых прогнозируется только в долгосрочной перспективе, в настоящее время, на наш взгляд, не пользуются популярностью. В подобном положении находится даже наукоемкое производство, поддержка которого осуществляется в рамках государственных программ за счет предоставления под данные цели производственных площадок, оборудования, испытательных и опытных лабораторных комплексов, а также за счет предоставления помощи по разработке технических заданий и документации, созданию опытных образцов и т.п. (то есть предоставления для ведения инновационной деятельности мощностей бизнес-инкубаторов, технопарков, инжиниринговых центров и т.п.). Это также

1 Грамматчиков А., Гурова Т. Золотой век «цифры» наступает //Эксперт. - 2017. - № 30-33. - С. 10.

2 Федеральный портал малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития Российской Федерации : [Электронный ресурс] : - URL : http://smb.gov.ru (Дата обращения 01.08.2017).

3 О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 2007 г. , № 31, ст. 4006.

4 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»: Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 316 // Собрание законодательства Российской Федерации от 2014 г. , № 18 , ст. 2162 (Часть II).

5 Территориальные ресурсы субъектов Сибирского федерального округа. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития Российской Федерации:

[Электронный ресурс] : - URL : http://smb.gov.ru (Дата обращения: 01.08.2017).

подтверждается статистическими данными, размещенными на официальных источниках (порталах) глав и администраций субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа1. В то же время предпосылок, ограничивающих и/или запрещающих предпринимателям получать государственную поддержку в различной форме для ведения своей деятельности в других областях, нами не обнаружено. Единственное косвенное упоминание данного фактора нашло свое отражение в нормативных актах как цель государственной поддержки деятельности, соответствующей общей тенденции развития экономики регионов2.

Обобщая вышеизложенное, а также учитывая тот факт, что в условиях современного информационного общества присутствуют нерешенные проблемные вопросы, оказывающие влияние на морально-психологический климат социума и обусловленные существованием самого информационного общества и присущей ему информационной среды как одной из сред жизнедеятельности индивидуумов общества, мы можем сказать, что в настоящее время в регионах Сибирского федерального округа, предпринимательская деятельность микро-, малых и средних предприятий в области оказания услуг по защите конфиденциальной информации (в том числе персональных данных граждан) не имеет достаточной (а в большей своей массе и никакой!) государственной поддержки в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации3, что в условиях заинтересованности со стороны властных структур в дальнейшем формировании и развитии цифровой экономики в России является не совсем приемлемым. Существование данной заинтересованности находит свое отражение в проводимых в последнее время мероприятиях по тематике развития цифровой экономики в России с участием представителей властных структур различного уровня4, а также принятой (утвержденной) недавно Программе развития цифровой экономики России 5.

В то же время, как уже упоминалось, влияние государства на развитие ситуации по защите сведений конфиденциального характера (в том числе и персональных данных граждан) в условиях их большой востребованности в будущем (в процессе реализации утвержденных положений Программы развития цифровой экономики в России), на наш взгляд, недостаточно. В том числе и на поддержку предпринимательства в области защиты сведений, относящихся к персональным данным граждан. В соответствии с исследованиями автора, к основным проблемам в данной области предпринимательской деятельности относятся:

1 Территориальные ресурсы субъектов Сибирского федерального округа. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития Российской Федерации: [Электронный ресурс] : URL : http://smb.gov.ru (Дата обращения: 01.08.2017.).

2 Официальный сайт полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе: [Электронный ресурс] : URL : http://sfo.gov.ru/okrug/ekonomika/predprinim/ podderzhka/ (Дата обращения: 01.08.2017).

3 Территориальные ресурсы субъектов Сибирского федерального округа. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития Российской Федерации: [Электронный ресурс] : URL : http://smb.gov.ru (Дата обращения: 01.08.2017).

4 Замахина Т. Цифры и факты // Российская газета (вып. № 7315) - 2017 г. - 09 июля: https://rg.ru/2017/07/09/reg-urfo/putin-rasskazal-o-znachenii-peredovyh-tehnologij-dlia-razvitiia-rossii.html (Дата обращения: 16.07.2017); Латухина К. Путин поручил заняться цифровой экономикой // Специальный проект rg.ru Петербургский Международный Экономический Форум 2017 - 15 июня 2017 г.: https://rg.ru/ 2017/06/15/putin-poruchil-zaniateia-cifrovoj-ekonomikoj.html (Дата обращения: 16.07.2017); Латухина К. Цифра и факты // Специальный проект rg.ru Петербургский Международный Экономический Форум 2017 - 04 июня 2017 г.: https://rg.ru/2017/06/04/reg-szfo/vladimir-putin-vnedrit-cifrovye-tehnologii-vo-vse-sfery-zhizni.html (Дата обращения: 16.07.2017).

5 Кузьмин В. В зоне доступа // Российская газета (вып. № 7334) - 2017 г. - 31 июля: https://rg.ru/2017/07/31/medvedev-utverdil-plan-razvitiia-cifrovoj-ekonomiki.html (Дата обращения: 01.08.2017).

Во-первых, высокий входной барьер на рынок оказания услуг в области защиты информации, обусловленный потребностью в значительных первоначальных вложениях, направленных на создание производственной базы (технической части лабораторного комплекса), что предопределяет монополистический характер региональных рынков с уклоном к олигополии при переходе к национальному рынку услуг в данной области1.

Во-вторых, существенные затраты на содержание значительных площадей лабораторного комплекса в соответствии с требованиями, предъявляемыми к испытательным площадкам и изложенными в действующих нормативно-правовых актах, для проведения специальных работ (исследований) по оценке критерия защищенности обрабатываемой информации.

В-третьих, высокий уровень требований к квалификации персонала, способного выполнять поставленные задачи в соответствии с направлениями деятельности в области защиты конфиденциальной информации (персональных данных), от чего зависит возможность получения лицензии на данные виды деятельности2.

К данным положениям мы пришли на основе анализа сложившейся ситуации в современном обществе. Так, если рассматривать модель рынка услуг по защите конфиденциальной информации в пределах одного субъекта Российской Федерации, то он явно обладает всеми признаками существования монополистической конкуренции в связи присутствием на нем значительного количества «игроков» - специализированных организаций в области защиты информации, которые в состоянии выполнить весь перечень требуемых работ в пределах субъекта РФ в интересах локальных потребителей (муниципалитеты, администрации и правительства субъектов, организации, локализованные в пределах субъекта РФ, и т.п.). В то же время при увеличении зоны охвата выполнения работ от территории федерального округа до страны в целом, в связи с распределенной структурой у потребителя защищаемых элементов системы защиты конфиденциальной информации (операторы персональных данных, имеющие филиалы, представительства и аффилированных лиц в других субъектах РФ, в том числе и во всех субъектах страны), и повышенных требований к срокам выполнения работ, характеристика существующей конкуренции на рынке услуг по защите конфиденциальной информации имеет тенденции к склонению к такому типу, как олигополия.

Очевидно, что первоначальная зона охвата территории, на которой специализированная организация сможет осуществлять свою предпринимательскую деятельность с максимальной эффективностью, то есть реализовывать свой конкурентный потенциал и, как следствие, создавать конкуренцию уже действующим на данном рынке услуг организациям, непосредственно зависит от стартового капитала, которые в большей своей части являются, или невозвратными, или возвратными с большим дисконтом. К таким затратам можно отнести техническое оснащение лабораторий, в которых будут проводиться специальные работы для обеспечения выполнения заключаемых договоров на оказание услуг по защите конфиденциальной информации, а также подготовку необходимого количества специалистов по различным направлениям для выполнения требований законодательства России в области лицензирования заявленной деятельности.

1 Груничев А.С. Современная теория конкуренции и усиление конкурентоспособности компаний / А.С. Груничев. -Казань: Казан. гос. ун-т, 2009; Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство / пер. с англ. А.В. Куряева и Д.А. Бабушкина, под ред. А.В. Куряева. - Челябинск: Социум, 2010 (Серия: «Австрийстая школа». Вып. 23).

2 О лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации: Постановление Правительства Российской Федерации от 03 марта 2012 г. № 171 // Собрание законодательства Российской Федерации от 2012 г., № 11, ст. 1297.

Таким образом, мы находим подтверждение мнению ученых, таких как: В.А. Быков, А.С. Груничев, Н.В. Еремеева, С.Л. Калачев, И. Кирцнер, М. Портер, Т.Г. Философова, А.Г. Шмелев, В.П. Шпалтаков, что «как правило, рынки в современной экономике находятся во власти нескольких крупных фирм, иногда всего двух или трех»1, при анализе перечня организаций-лицензиатов в области защиты конфиденциальной информации, актуальная версия которого представлена на официальном сайте ФСТЭК России2, осуществляющих свою деятельность, в частности на территории Сибирского федерального округа, где лидирующие позиции по объему выполняемых работ на рынке оказания услуг по защите конфиденциальной информации занимают именно крупные специализированные предприятия, зачастую имеющие разветвленную сеть по всей территории страны. В последнее время наметились тенденции предпочтения крупных специализированных предприятий в стремлении к работе с организациями и предприятиями - операторами персональных данных - федерального уровня и, как следствие, высвобождения региональных рынков от своего «присутствия» на них. На наш взгляд это будет иметь положительное влияние на развитие предпринимательства в данной сфере именно на региональных рынках. Учитывая исследования развития предпринимательства в данной области, можно утверждать, что решение на государственном уровне проблемы минимизации первоначальных затрат для успешного начала своей деятельности вновь создаваемыми и существующими специализированными организациями в области защиты сведений личного характера3, то есть реальной помощи со стороны государства микро-, малому и среднему предпринимательству, позволит реализовать механизмы монополистической конкуренции на национальном рынке.

В-четвертых, нереализованный потенциал рынка оказания услуг по защите сведений конфиденциального характера, очевидный из анализа повседневной деятельности граждан современного общества, связанной с использованием (созданием, изменением, хранением, уничтожением, распространением, опубликованием, раскрытием и т.п.) персональной информации личного характера, требующего на законодательной основе, исходя из здравого смысла и/или этичности, выполнения мероприятий, направленных на повышение защищенности такой информации от неправомерного использования. На основе данного анализа мы определяем области информационной сферы, где необходима защита персональных данных, в том числе:

- медицинская область, в автоматизированных системах которой присутствует информация личного характера, отнесенная к медицинской тайне, распространение которой может сказаться в виде нанесения тяжелого морального вреда и/или привести к значительным экономическим потерям граждан;

- регистрационные данные граждан и иная информация личного характера, обрабатываемые в автоматизированных системах ФМС России, ФСБ России, МВД России, ФССП России, ФНП России и других операторов персональных данных (операторы связи, агенты (субагенты) платежных систем и кредитных организаций, предпринимательских структур, осуществляющих свою деятельность посредством электронной коммерции и т.п.) и др.;

1 Портер М. Конкуренция. Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.

2 Официальный сайт Федеральной службы по техническому и экспортному контролю Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу : [Электронный ресурс] : URL : http://fstec.ru/territorialnye-organy/sibirskij-federalnyj-okrug/182-territorialnye-organy/sibirskij-federalnyj-okrug (Дата обращения: 01.08.2017).

3 Сулима Е.П. Факторы, влияющие на рынок услуг и предпринимательство в области защиты персональных данных. Science: discoveries and progress. Proceedings of articles the international scientific conference Czech Republic, Karlovy Vary. - Russia, Moscow. - 2016. - С. 77-86.

- сведения о доходах и имуществе граждан, то есть персональные данные (сведения личного характера), циркулирующие в автоматизированных системах ФНС России, МВД России, ФСБ России, ФРС России, ФССП России и др.

- большой пласт персональных данных, требующих пристального внимания в отношении их защищенности, находится (циркулирует) в автоматизированных системах кредитных организаций (банках, микрофинансовых организациях, платежных системах, ломбардах и близких по роду деятельности к ним структурах) в связи с реализацией проектов, направленных на уход от устаревших методов идентификации клиентов и внедрение современных технологий в процесс идентификации/аутентификации1, а также нотариальной палаты Российской Федерации;

- значительное количество данных, требующих защиты, составляют другие конфиденциальные (личные) сведения (сведения о деловой репутации, о предпочтениях, о взаимоотношениях граждан с окружающими людьми, о слабых и сильных сторонах личности, о семейных данных и дружеских связях, о расовой принадлежности, о возрастной категории, об ареале жизнедеятельности и т.п.), циркулирующие в существующих системах обработки информации на основе сервисов сети Интернет, а также персональных интеллектуальных инфраструктур2.

Данный нереализованный потенциал рынка услуг по защите информации, обусловленный в том числе недостаточной мерой государственного регулирования вопросов личной информационной безопасности своих граждан, тогда как, согласно исследованиям3, в том числе и авторов, современное информационное общество выдвигает повышенные требования к сохранности главного его продукта - информации - со стороны правообладателей (владельцев). А в условиях развития цифровой экономики, когда все элементы инфраструктуры экономического пространства государства, и ее объекты, и ее субъекты тесно взаимосвязаны за счет информационного обмена и в значительной мере зависят от стабильности существования информационной среды общества, защита любой значимой информации и каналов ее распространения выходит на первый план. При этом значимость информации определяется и подтверждается государственными властными структурами на законодательной основе4.

В-пятых, недостаточная правовая и техническая грамотность населения, обусловленная их низкой информированностью в области личной информационной безопасности, включая существующие современные угрозы их моральному и материальному состоянию при использовании возможностей в процессе жизнедеятельности в условиях информационного общества5. В рамках данной проблемы следует отметить, что государство в лице своих управляющих структур в настоящее время прилагает усилия к максимальному развитию

1 Глава ВТБ 24 призвал отказаться от архаики при идентификации клиентов банков // Информационное агентство REGNUM: [Электронный ресурс]: - URL: https://regnum.ru/news/2301088.html (Дата обращения 16.07.2017).

2 Самостроенко Г.М., Сулима Е.П. Условия развития предпринимательской деятельности в области защиты персональных данных. Успехи современной науки. - 2017. - № 3. - Том 4. - С. 129-138.

3 Дупан (Гутникова) А.С., Жулин А.Б., Жарова А.К. и др., Новая парадигма защиты и управления персональными данными в Российской Федерации и зарубежных странах в условиях развития систем обработки данных в сети Интернет / под ред. А.С. Дупан (Гутниковой); Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016.

4 О персональных данных: ФЗ Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 2006 г., № 31, ст. 3451 (Часть I).

5 Васильев В. Информационная безопасность критически важных объектов // Сетевое издание PC Week Review: ИТ-безопасность, сентябрь 2013: URL: https://www.pcweek.ru/security/article/detail.php?ID=155219 (Дата обращения: 01.08.2017 г.).

информационного общества и его информатизации1, субсидирует региональные программы в данной области, но в то же время уделяет недостаточно внимания реализации заложенных потенциальных возможностей в создаваемых сервисах и продуктах.

К примеру, государственная единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА)2 является «вместилищем» огромного количества информации конфиденциального характера, обработкой которой занимаются государственные и муниципальные органы, причем подключение новых пользователей к ней идет высокими темпами. Реализация данного проекта положительно сказывается на степени сохранности персональных данных граждан, а также создает дополнительные возможности и комфортность при потреблении услуг самими гражданами. Между тем банки, платежные системы и иные государственные и частные структуры не используют единое информационное пространство и мощности ЕСИА и создают для идентификации своих клиентов аналогичные сервисы. В настоящее время государственные структуры переводят на единое информационное пространство ЕСИА с целью реализации концепции развития цифровой экономики в современном информационном обществе, озвученной руководством страны, что не может не сказаться на ее дальнейшем росте.

Также в банковской сфере, в связи с продолжающейся разработкой и реализацией проектов идентификации граждан на основе использования их биометрических данных, наметились определенные тенденции. Так, в настоящее время предлагается использование «селфи»3, то есть автопортрета, в режиме реального времени как инструмента идентификации при обращении граждан в кредитную организацию (банк). В качестве методов аутентификации предлагается использование сервисов и инструментария на базе средств мобильной связи, используемых клиентом. В связи с существующим проектом создания единой базы биометрических данных граждан - пользователей услуг банковской сферы - при идентификации и аутентификации граждан4 нами уже рассматривалась возможность закрепления на законодательном уровне использования в составе средств электронной цифровой подписи5 конструктивных элементов, позволяющих производить «считывание» биометрических данных владельца, таких как: «отпечаток» пальца, рисунок сетчатки глаза и т.п.6. При этом обработка самих сведений конфиденциального характера (персональных данных граждан, к которым относятся их биометрические данные) предлагалась за счет мощностей ЕСИА. Результатом явится положительное влияние на сферу научной деятельности по разработке новых средств защиты, модернизации уже существующих и в

1 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (20112020 годы): Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 313 // Собрание законодательства Российской Федерации от 2014 г. , № 18 , ст. 2159 (Часть II).

2 О федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»: Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. № 977 // Собрание законодательства Российской Федерации от 2011 г. , № 49 , ст. 7284 (Часть V).

3 Горчаков Д. Российские банки начнут распознавать клиентов по селфи // Новости Hi-Tech Mail.Ru: https://hi-tech.mail.ru/news/bank-selfie/?frommail=1 (Дата обращения: 01.08.2017).

4 Банки в РФ намерены создать единую базу биометрических данных клиентов: [Электронный ресурс]: URL: http://www.securitylab.ru/news/485090.php/ (Дата обращения: 01.08.2017).

5 Об электронной подписи: ФЗ Российской Федерации от 06 апреля 2011 г. № 1-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 2011 г., № 15, ст. 2036.

6 Самостроенко Г.М., Сулима Е.П. «Цифровое» наследство как фактор развития предпринимательства в области защиты персональных данных. Среднерусский вестник общественных наук. - 2017. - № 1. - С. 271-278.

целом сферу производственной деятельности организаций, задействованных в научно-производственном секторе средств защиты информации и специального программного обеспечения, плодотворная деятельность которого значительно расширит перечень представленной на рынке услуг по защите персональных данных специальной продукции и технологий1, что даст дополнительный импульс (стимул) рынку и его участникам к их дальнейшему развитию и, как следствие, приведет к росту здоровой конкуренции, в том числе и в условиях развития цифровой экономики. Следует ожидать также положительное влияние и на сферу услуг по предоставлению права использования электронной цифровой подписи, в том числе личной цифровой подписи граждан на основе передовых технологий и при этом отечественного производства, положительное влияние на которую будет осуществлено за счет бурного развития системы (сети) взаимоувязанных удостоверяющих центров, как государственной принадлежности (например, в качестве головного (корневого) удостоверяющего центра в данной системе можно предложить использовать ресурсы единой системы идентификации и аутентификации - ЕСИА), так и частной (частно-государственной) принадлежности (при этом в качестве того же головного (корневого) удостоверяющего центра также возможно использование ресурсов ЕСИА, что позволит осуществить финансовую «разгрузку» малого и среднего предпринимательства в данной области оказания услуг, оставив им только область предоставления доступа (регистрация, поддержка, предоставление специальной продукции) к данной системе на основании действующих лицензий, то есть предусмотреть лицензирование деятельности в данной области.

В настоящее время для осуществления глобального межбанковского взаимодействия планируется создание и эксплуатация Национальной биометрической платформы2. На базе каких информационного пространства и мощностей будет осуществлено развертывание данной платформы, пока не известно, но неиспользование существующего единого информационного пространства и мощности ЕСИА, на наш взгляд, является по крайней мере неразумным.

В связи с вышеизложенным автором в качестве государственной поддержки микро-, малого и среднего предпринимательства в области оказания услуг по защите конфиденциальной информации (персональных данных граждан) на территории Сибирского федерального округа, обрабатываемой операторами персональных данных, в том числе государственной федеральной и муниципальной принадлежности, предлагается следующее.

Во-первых, предусмотреть возможность создания на территории действующих технопарков лабораторий (лабораторных комплексов), измерительных и испытательных площадок и т.п. с подготовленным для работы на данных объектах квалифицированным в области защиты информации персоналом с целью оказания услуг в сфере защиты конфиденциальной информации по подготовке к созданию систем защиты информации предпринимателям на льготных основаниях или сдаче комплексов в аренду с тарифицируемой по времени оплатой их использования.

Во-вторых, в качестве альтернативы создания лабораторных комплексов предусмотреть на базе действующих бизнес-инкубаторов размещение для проведения необходимых испытаний и исследований технологических площадок или субсидирование платы за арендуемые предпринимателями площади, а также предоставление на льготных условиях

1 Философова Т.Г., Быков В.А. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Т.Г. Философовой. - 2 изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

2 Горчаков Д. Российские банки начнут распознавать клиентов по селфи // Новости НМесИ Mail.Ru: Мрз://Ы-tech.mail.ru/news/bank-selfie/7frorrirTiaiM (Дата обращения: 01.08.2017).

возможности аренды наиболее дорогостоящего оборудования с тарифицируемой по времени оплатой его использования.

Как упоминалось выше, одной из основных проблем развития предпринимательства в области оказания услуг защиты конфиденциальной информации является высокий входной барьер на данный рынок услуг. Реализация предложенного значительно облегчит задачу предпринимателям по развитию предприятий в указанной сфере деятельности за счет исключения наиболее дорогостоящих вложений и инвестиций для вхождения на рынок оказания услуг по защите конфиденциальной информации.

В-третьих, создание за счет государственных (или привлекаемых государством в фонды развития предпринимательства) средств резерва квалифицированного в области защиты информации технического и административного персонала, который может быть привлечен начинающими (и действующими) предпринимателями для выполнения полного объема работ по взятым на себя договорным обязательствам, в том числе и по совместительству и/или на условиях почасовой оплаты труда.

В-четвертых, в качестве альтернативы создания кадрового резерва специалистов в сфере защиты информации автор предлагает предусмотреть государственную поддержку в рамках одной из существующих программ развития экономики и предпринимательства России и ее субъектов (регионов) предпринимателей в области создания учебных центров по подготовке (повышению квалификации) данных специалистов, а также повышении правовой грамотности населения всех возрастов, в том числе школьного, путем введения в состав обязательной образовательной программы предметов (факультативных курсов) по вопросам правовой грамотности, личной информационной безопасности и информатизации в современных условиях. При этом реализацию данных учебных программ целесообразно возложить на указанные учебные центры на возмездной основе за счет средств Минобрнауки России.

В-пятых, приложить усилия к скорейшей реализации потенциала, заложенного в рынок услуг по защите конфиденциальной информации (персональных данных), обусловленного развитием информационного общества и, как следствие, информационной среды жизнедеятельности граждан, информационно-телекоммуникационной взаимоувязанной сети обмена данными и предоставляемых ими сервисов и возможностей, что придаст необходимый импульс (стимул) к развитию рынка за счет создания увеличенного спроса на системы защиты персональных данных, в том числе и за счет инновационных технологий и решений.

В настоящее время наблюдается стремительная тенденция роста количества сетей информационного обмена как за счет ввода в эксплуатацию нового оборудования коммутации абонентов и строительства структурированных сетей на основе проводных и беспроводных технологий, так и включения уже существующих физических и виртуальных сетей передачи данных в единое информационное пространство. Данной тенденции полностью соответствует курс государственных властных структур на «цифровизацию» экономики, который является стратегическим. Успешность и своевременность его реализации во много зависят от эффективной государственной поддержки микро-, малого и среднего предпринимательства в сфере оказания услуг по защите конфиденциальной информации (персональных данных), развитие которых окажет положительное влияние на динамику региональных и национального рынков услуг в данной области, а также позволит решать задачи защищенности сведений конфиденциального характера, используемых при взаимодействии элементов инфраструктуры информационного общества в условиях цифровой экономики, в режиме реального времени за счет достаточных для выполнения этой задачи производственных мощностей.

Развитие предпринимательства в области защиты конфиденциальной информации, в том числе и персональных данных граждан, в конечном итоге будет положительно сказываться и на доступности данных услуг (как во временном, так и в материальном плане), что, несомненно, окажет благотворное влияние на морально-психологическое состояние общества и его членов, не без оснований опасающихся за сохранность и правомерность использования принадлежащих им на праве собственности сведений личного характера операторами персональных данных, а также третьими лицами.

Библиография/References:

1. Васильев В. Информационная безопасность критически важных объектов // Сетевое издание PC Week Review: ИТ-безопасность, сентябрь 2013: - URL: https://www.pcweek.ru/security/article/detail.php?ID=155219.

2. Горчаков Д. Российские банки начнут распознавать клиентов по селфи // Новости Hi-Tech Mail.Ru. - URL: https://hi-tech.mail.ru/news/bank-selfie/?frommail=1.

3. Груничев А.С. Современная теория конкуренции и усиление конкурентоспособности компаний. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2009.

4. Дупан (Гутникова) А.С., Жулин А.Б., Жарова А.К. и др. Новая парадигма защиты и управления персональными данными в Российской Федерации и зарубежных странах в условиях развития систем обработки данных в сети Интернет / под ред. А.С. Дупан (Гутниковой). - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016.

5. Замахина Т. Цифры и факты // Российская газета. - 2017. - 09 июля. - № 7315. - URL: https://rg.ru/2017/07/09/reg-urfo/putin-rasskazal-o-znachenii-peredovyh-tehnologij-dlia-razvitiia-rossii.html.

6. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство / пер. с англ. А.В. Куряева и Д.А. Бабушкина под ред. А.В. Куряева. - Челябинск: Социум, 2010.

7. Кузьмин В. В зоне доступа // Российская газета. - 2017. - 31 июля. - № 7334. - URL: https://rg.ru/2017/07/31/medvedev-utverdil-plan-razvitiia-cifrovoj-ekonomiki.html.

8. Латухина К. Путин поручил заняться цифровой экономикой // Специальный проект rg.ru Петербургский Международный Экономический Форум 2017 - 15 июня 2017 г. - URL: https://rg.ru/ 2017/06/15/putin-poruchil-zaniatsia-cifrovoj-ekonomikoj.html.

9. Латухина К. Цифра и факты // Специальный проект rg.ru Петербургский Международный Экономический Форум 2017 - 04 июня 2017 г. - URL:https://rg.ru/2017/06/04/reg-szfo/vladimir-putin-vnedrit-cifrovye-teh nologi i-vo-vse-sfery-zhizni.html.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Портер М. Конкуренция / пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.

11. Самостроенко Г.М., Сулима Е.П. Условия развития предпринимательской деятельности в области защиты персональных данных // Успехи современной науки. - 2017. - Том 4. - № 3. -С. 129-138.

12. Философова Т.Г., Быков В.А. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Т.Г. Философовой. - 2 изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

1. Vasil'ev, V. Informatsionnaia bezopasnost' kriticheski vazhnykh ob"ektov [Information Security of Critical Objects] // Setevoe izdanie PC Week Review: IT-bezopasnost', sentiabr' 2013: - URL: https://www.pcweek.ru/security/article/detail.php?ID=155219. (In Russ.)

2. Gorchakov, D. Rossiiskie banki nachnut raspoznavat' klientov po selfi [Russian banks will begin to recognize customers on selfi] // Novosti Hi-Tech Mail.Ru. - URL: https://hi-tech.mail.ru/news/bank-selfie/?frommail=1. (In Russ.)

3. Grunichev, A.S. (2009) Sovremennaia teoriia konkurentsii i usilenie konkurentosposobnosti kompanii [Modern theory of competition and strengthening the competitiveness of companies]. -Kazan': Kazan. gos. un-t. (In Russ.)

4. Dupan (Gutnikova), A.S., Zhulin, A.B., Zharova, A.K. i dr. (2016) Novaia paradigma zashchity i upravleniia personal'nymi dannymi v Rossiiskoi Federatsii i zarubezhnykh stranakh v usloviiakh razvitiia sistem obrabotki dannykh v seti Internet [A new paradigm for the protection and management of personal data in the Russian Federation and foreign countries in the development of data processing systems on the Internet] / pod red. A.S. Dupan (Gutnikovoi). - M.: Izd. dom Vysshei shkoly ekonomiki. (In Russ.)

5. Zamakhina, T. (2017) Tsifry i fakty [Figures and facts] // Rossiiskaia gazeta. - 09 iiulia. - № 7315. -URL: https://rg.ru/2017/07/09/reg-urfo/putin-rasskazal-o-znachenii-peredovyh-tehnologij-dlia-razvitiia-rossii.html. (In Russ.)

6. Kirtsner, I. (2010) Konkurentsiia i predprinimatel'stvo [Competition and entrepreneurship] / per. s angl. A.V. Kuriaeva i D.A. Babushkina pod red. A.V. Kuriaeva. - Cheliabinsk: Sotsium. (In Russ.)

7. Kuz'min, V. (2017) V zone dostupa [In the access zone] // Rossiiskaia gazeta. - 31 iiulia. - № 7334. - URL: https://rg.ru/2017/07/31/medvedev-utverdil-plan-razvitiia-cifrovoj-ekonomiki.html. (In Russ.)

8. Latukhina, K. Putin poruchil zaniat'sia tsifrovoi ekonomikoi [Putin instructed to engage in digital economy] // Spetsial'nyi proekt rg.ru Peterburgskii Mezhdunarodnyi Ekonomicheskii Forum 2017 -15.07.2017. - URL: https://rg.ru/ 2017/06/15/putin-poruchil-zaniatsia-cifrovoj-ekonomikoj.html. (In Russ.)

9. Latukhina, K. Tsifra i fakty [Figures and Facts] // Spetsial'nyi proekt rg.ru Peterburgskii Mezhdunarodnyi Ekonomicheskii Forum 2017 - 04 iiunia 2017 g. - URL:https://rg.ru/2017/06/04/reg-szfo/vladimir-putin-vnedrit-cifrovye-tehnologii-vo-vse-sfery-zhizni.html. (In Russ.)

10. Porter, M. (2005) Konkurentsiia [Competition] / per. s angl. - M.: Izdatel'skii dom «Wiams». (In Russ.)

11. Samostroenko, G.M., Sulima, E.P. (2017) Usloviia razvitiia predprinimatel'skoi deiatel'nosti v oblasti zashchity personal'nykh dannykh [Conditions for the development of entrepreneurial activities in the field of personal data protection] // Uspekhi sovremennoi nauki [Modern Science Success]. - Tom 4. - № 3. - P. 129-138. (In Russ.)

12. Filosofova, T.G., Bykov, V.A. (2008) Konkurentsiia. Innovatsii. Konkurentosposobnost': ucheb. posobie dlia studentov vuzov [Competition. Innovation. Competitiveness: Textbook. manual for university students] / Pod red. T.G. Filosofovoi. - 2 izd., pererab. i dop. - M.: IuNITI-DANA. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.