Научная статья на тему '«Цифровое» наследство как фактор развития предпринимательства в области защиты персональных данных'

«Цифровое» наследство как фактор развития предпринимательства в области защиты персональных данных Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1345
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНТЕРНЕТ / ЗАЩИТА ДАННЫХ / ЦИФРОВОЙ АКТИВ / ЦИФРОВОЕ НАСЛЕДСТВО / ЭЛЕКТРОННАЯ ЦИФРОВАЯ ПОДПИСЬ / PERSONAL DATA / GOVERNMENT REGULATION / INTERNET / PROTECTION OF DATA / DIGITAL VERSATILE / DIGITAL HERITAGE / DIGITAL SIGNATURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самостроенко Георгий Максимович, Сулима Евгений Павлович

В статье рассматривается вопрос наследования «цифровых» активов граждан современного информационного общества как фактор развития предпринимательства в области защиты персональных данных. Обосновывается, что развитие «Интернета» объективно приводит к сосредоточению у владельцев ресурсов и электронных сервисов колоссального количества конфиденциальной информации, в том числе и персональных данных населения. Данное обстоятельство ставит на повестку дня проблему не только защиты информации, имеющей для населения материальную, духовную и социальную ценность, но и наследования прав на нее. Решение вопроса наследования «цифровых» активов граждан современного информационного общества рассматривается в статье с точки зрения развития предпринимательства, а также изучения в данном контексте проблем в области защиты персональных данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Самостроенко Георгий Максимович, Сулима Евгений Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the question of succession of "digital" assets of the modern information society of citizens as a factor of development of business in the field of personal data protection. It is proved that the development of the "Internet" objectively leads to the concentration of the owners of resources and electronic services of colossal amounts of sensitive information, including personal data of the population. This situation puts the problem of not only protection of information of the population material, spiritual and social value, and inheritance rights to it on the agenda. The issue of succession "digital" assets of the citizens of the modern information society is considered in the article in terms of business development, and in this context, the problems in the field of personal data protection.

Текст научной работы на тему ««Цифровое» наследство как фактор развития предпринимательства в области защиты персональных данных»

УДК: 334:004.056 DOI: 10.12737/24800

«ЦИФРОВОЕ» НАСЛЕДСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Самостроенко Г.М., Сулима Е.П.1

В статье рассматривается вопрос наследования «цифровых» активов граждан современного информационного общества как фактор развития предпринимательства в области защиты персональных данных. Обосновывается, что развитие «Интернета» объективно приводит к сосредоточению у владельцев ресурсов и электронных сервисов колоссального количества конфиденциальной информации, в том числе и персональных данных населения. Данное обстоятельство ставит на повестку дня проблему не только защиты информации, имеющей для населения материальную, духовную и социальную ценность, но и наследования прав на нее. Решение вопроса наследования «цифровых» активов граждан современного информационного общества рассматривается в статье с точки зрения развития предпринимательства, а также изучения в данном контексте проблем в области защиты персональных данных.

Ключевые слова: персональные данные, государственное регулирование, Интернет, защита данных, цифровой актив, цифровое наследство, электронная цифровая подпись.

DIGITAL INHERITANCE AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURSHIP IN THE SPHERE OF PROTECTING PERSONAL DATA

SAMOSTROENKO G. M. - Doctor of Economic Sciences, Professor, Orel State University named after Turgenev I.S. (Russian Federation, Orel), e-mail: z47sam@yandex.ru

SULIMA E. P. - Applicant, Senior Engineer, Agency of Special Communication and Information of the Federal Guard Service in the Siberian Federal District (Russian Federation, Novosibirsk).

The article deals with the question of succession of "digital" assets of the modern information society of citizens as a factor of development of business in the field of personal data protection. It is proved that the development of the "Internet" objectively leads to the concentration of the owners of resources and electronic services of colossal amounts of sensitive information, including personal data of the population. This situation puts the problem of not only protection of information of the population material, spiritual and social value, and inheritance rights to it on the agenda. The issue of succession "digital" assets of the citizens of the modern information society is considered in the article in terms of business development, and in this context, the problems in the field of personal data protection.

Keywords: personal data, government regulation, Internet, protection of data, digital versatile, digital heritage, digital signature.

Самостроенко Георгий Максимович - доктор экономических наук, профессор, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, адрес: 302026, Россия, г. Орёл, ул. Комсомольская, д.95, e-mail: z47sam@yandex.ru

Сулима Евгений Павлович - соискатель на получение ученой степени, старший инженер, Управление специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, адрес: 630007, Россия, г. Новосибирск, ул. Сибревкома, д. 7, e-mail: souleemao@mail.ru

В настоящее время выделяют такую сферу жизнедеятельности современного общества, как информационная, в которой подразумевается существование особого продукта деятельности - информации. Последняя по ценности и значимости выходит на лидирующие позиции, а информационная среда стоит в одном ряду с социальной и экологической, и ей присущи все признаки среды обитания человека.

Это находит свое подтверждение в колоссальном росте предпринимательской деятельности, связанной с распространением информации, в увеличении в XX веке возможностей разведки (термин «разведка» рассматривается как отрасль деятельности), расширением интересов потребителей информации и постоянным трансформированием действующего законодательства в области защиты конфиденциальной информации.

Таким образом, можно утверждать, что человек существует в информационной среде, он находит в ней удовлетворение многих своих потребностей, в том числе и в межличностном общении. При невозможности его реализации «традиционным» способом в силу причин различного характера (психологических, физиологических и др.) в глобальной сети «Интернет» (далее - «Интернет») существуют такие актуальные для информационного общества сервисы, как социальные сети, мессенджеры и т.п.

В связи с высокими темпами развития технологий, выразившими в модернизации оборудования провайдеров глобальной сети обмена информацией1, а также общим повышением компьютерной грамотности населения России за последние 10-15 лет все большему количеству людей становятся доступными сервисы «Интернета» и ^-сервисы, осуществляющие информационный обмен за счет существующих телекоммуникационных сетей. Важную роль в этом плане сыграло и привлечение новых клиентов нетарифицируемым трафиком пакетной передачи данных в рамках сервисов межличностного общения.

Считается очевидным, что в начале XXI века произошел всплеск развития электронной коммерции в России2, что наложило свой «отпечаток» и на сервисы межличностного общения. В настоящее время для владельцев сервисов данный вид деятельности носит предпринимательский характер. На это указывает предоставление дополнительных, не обязательных для общения, услуг и подвидов сервиса на платной основе: закрытие просмотра своего аккаунта, виртуальные подарки, внутренние электронные счета и т.п., что принуждает пользователей сервисов вкладывать реальные денежные средства в «развитие» своей учетной записи, то есть затрачивать не только интеллектуальные, но и материальные ресурсы.

Одна из целей такого развития аккаунта - моральное удовлетворение, а также дальнейшее получение материальных и духовных благ, в том числе получение статуса «блогге-ров»3, что, в свою очередь, подразумевает наличие относительно большой аудитории читателей мнения пользователя по тому или иному интересующему их вопросу.

Повышение компьютерной грамотности населения, технологическое развитие, изменение менталитета граждан, доступные высшее образование и курсы повышения квалификации в сфере информационных технологий и веб-программирования, деятельность провайдеров хостинга по бесплатному предоставлению личного Интернет-пространства - неболь-

1 Стандарт связи 4G: URL: http://itkompik.ru/intemet/standart-4g.html (Дата обращения: 08.01.2017 г.)

2 Мясникова Л.А. Коммерция информационного общества: Учеб. пособие / Л.А. Мясникова. - СПб.: СПбГУЭФ, 2000; Давыдов В.М. Электронная коммерция: [учебное пособие] / В. М. Давыдов, А. В. Рудецкая. - Хабаровск: Издательство Тихоокеанского государственного университета, 2015.; Корень А.В. Налогообложение субъектов электронной коммерции: проблемы и перспективы / А. В. Корень. - Владивосток: Издательство ВГУЭС, 2011.

3 О персональных данных: ФЗ Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 2006 г. , № 31, ст. 3451 (Часть I).

ших по объему виртуальных серверов - все это привело к появлению в «Интернете» большого количества личных сайтов. К использованию таких ресурсов проявляется интерес не только со стороны государственных структур, отслеживающих тенденции развития общественного мнения во всех сферах жизнедеятельности, но и со стороны рекламных агентств, предлагающих на платной основе размещать свои продукты, что позволяет получать относительно регулярный доход и реализовать гражданам свою потребность в предпринимательской деятельности.

В процессе предпринимательской деятельности многие компании, занимающиеся электронной коммерцией, с целью расширения клиентской базы и удержания зарегистрированных клиентов разрабатывают и развивают программы лояльности. Данные программы направлены на повышение спроса со стороны потребителей за счет проведения рекламных акций и предоставления как именных, так и неименных, постоянных скидок зарегистрированным пользователям.

Как уже упоминалось, в «Интернете» существует такой вид деятельности, как предоставление услуг по созданию и ведению электронных счетов платежных систем. Развитие локальных и глобальных платежных систем «Интернета» является следствием роста предпринимательской деятельности в такой сфере, как электронная коммерция. В процессе пользования платежными системами происходит аккумулирование материальных благ - реальных денежных средств и их ликвидных электронных эквивалентов на открытых пользователями электронных счетах. В условиях глобальной информатизации общества имеется тенденция к дальнейшему росту объемов использования платежных систем «Интернета».

Еще одним аспектом, влияющим на развитие Интернет-сервисов, является естественная потребность современного члена информационного общества оставаться всегда в курсе интересующих его событий и новостей, а также в мгновенном доступе к информации, имеющей, с его точки зрения социальную значимость, материальную и/или духовную ценность, которой он может распоряжаться на законных основаниях1. Это выразилось в бурном развитии мобильного Интернета - возможности пользователей получить доступ к сервисам и ресурсам «Интернета» посредством не только стационарных, но и всевозможных мобильных устройств, используя «облачные» сервисы. «Облако», или «облачный сервис», представляет собой не что иное, как хранилище информации, владельцем которого являются физические и юридические лица, предоставляющие доступ к данным сервисам с использованием уникальных идентификаторов и средств их аутентификации. При этом использование их большей части для конечных пользователей сервисов является бесплатным.

Таким образом, граждане в ходе своей жизнедеятельности в рамках доступных ресурсов «Интернета», используя возможности, предоставленные инструментами самих ресурсов, за счет информационного обмена аккумулируют информацию, имеющую для них материальную и/или духовную ценность и социальную значимость, как-то: личная переписка, развитый «блогг» или членство в форуме, учетная запись в различных группах социальных сетей и т.п., а также «зарабатывают» привилегированный статус в рамках программ лояльности различных организаций, осуществляющих свою деятельность с использованием сервисов и ресурсов сети «Интернет», что определяет возможность получения ими преференций и материальных благ в пределах использования таких сервисов и ресурсов. Все вышеописанное можно рассматривать как «цифровые» активы субъекта данных, обладающие всеми призна-

1 О персональных данных: ФЗ Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 2006 г. , № 31, ст. 3451 (Часть I).

ками материальности: они существуют, и ими можно распоряжаться - обменять, потратить, продать и т.п. Также следует отметить, что требования действующих международных и российских законодательных актов по использованию всех электронных сервисов «Интернета» привели к аккумулированию у владельцев ресурсов колоссального количества конфиденциальной информации, в том числе и персональных данных1, как-то: фамилия, имя и отчество; почтовый адрес; информация о банковских картах и электронных счетах, а также их реквизитах; номер телефона; идентификационные данные средств электронной коммуникации и т.п. Очевидно, что ее объемы будут расти вслед за объемами роста использования самих сервисов.

В отличие от материальных (физических), «цифровые» активы обладают эфемерностью и подвержены постоянным изменениям как структурно, так и «физически» (содержание «цифровых» активов - величина не постоянная, а зависит от актуальности существующих вопросов). Анализируя законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации и европейских государств2 с явно выраженной информационной сферой общества в области наследования прав на персональные данные и «цифровые» блага и ценности, мы считаем очевидным, что регулирование в данной сфере недостаточно отражает актуальность существующей проблемы.

Во-первых, в законодательной базе отсутствует понятие «цифрового» наследства. В связи с этим все результаты деятельности субъектов информационной сферы после смерти субъекта прав оказываются утраченными.

Во-вторых, скрытая при жизни деятельность пользователей - субъектов прав на различные информационные ресурсы в «Интернете», связанная с какими-либо причинами, предопределяет сложность в определении правообладателя того или иного информационного ресурса (сайты, страницы и аккаунты сервисов «Интернета», ^-сервисы и т.п.).

В-третьих, отсутствие системы в данной сфере в целом и законодательно закрепленных инструментов, описанных разрешенных способов и методов поиска, в том числе объектов «цифрового» наследования, в частности. Можно утверждать, что в настоящее время поиском объектов наследования в рамках существующего законодательства занимаются сами потенциальные наследники прав, а не определенные государственные и/или коммерческие структуры.

Таким образом, «цифровое» наследование прав в настоящее время представляет собой нерешенную проблему в силу свое сложной структуры и ее запутанности. Это находит свое отражение в сложности, а зачастую и в невозможности составления перечня «цифровых» активов. Мы считаем, что без коренных изменений задача по урегулированию данного вопроса не имеет решений, в связи с чем мы можем сформулировать основные направления деятельности в области государственного регулирования, определения необходимого набора инструментов и исполнителей для решения рассматриваемого вопроса.

Во-первых, для решения существующей проблемы необходимо в действующие нормативно-правовые акты внести изменения в части, касающейся основных определений и понятий, однозначно определяющих и описывающих понятийный аппарат в области «цифрового» наследства. Это позволит законодательно закрепить основания для потенциальных наследников «цифровых» активов.

1 «Политика конфиденциальности» // Компания Яндекс: URL: https://yandex.ru/legal/confidential/ (Дата обращения: 20.11.2016 г.).

2 О персональных данных: ФЗ Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 2006 г. , № 31, ст. 3451 (Часть I); Директива Европейского союза от 24 октября 1995 г. № 95/46/ЕС.

Во-вторых, мы рассматриваем возложение функций исполнителя на Федеральную нотариальную палату Российской Федерации (ФНП России), что отвечает здравому смыслу, так как наследники в первую очередь для открытия наследственного дела обращаются именно в нотариальные конторы, при этом деятельность нотариусов в том числе должна быть направлена на поиск «цифровых» активов. Для осуществления эффективного поиска данных активов у нотариусов должен быть доступ к данным министерств и ведомств, подчиненных им государственных учреждений, а также большому количеству баз данных.

Для реализации функций поиска мы предполагаем, что на базе ФНП России должно быть создано подразделение, на которое будет возложено функционирование удостоверяющего центра (УЦ) электронной цифровой подписи (ЭЦП), которая будет являться подтверждением легитимности запроса на получение информации из интересующих источников, а также обобщение и сопоставление получаемых из них больших данных с последующим формированием перечня «цифровых» активов умершего гражданина с некой гарантированной достоверностью. Цепочка функционирования, на наш взгляд, выглядит следующим образом (рис. 1). После получения нотариусом запроса от наследников на открытие наследственного дела он осуществляет в свою очередь запрос в УЦ на получение для них ЭЦП. Одновременно с этим из органов регистрации записей гражданского состояния во все министерства и ведомства, осуществляющие обработку уникальной персональной информации граждан (ИНН, СНИЛС, паспортные данные и т.п.), проходит уведомление о смерти гражданина. На основании данного уведомления, запроса из нотариальной конторы, в которой наследниками открыто наследственное дело, а также подтверждения подлинности ЭЦП и легитимности запроса происходит предоставление сведений для дальнейшей их обработки в ответственное подразделение ФНП России. Используя полученные персональные данные, производится запрос на получение сведений от операторов связи и провайдеров «Интернета» о зарегистрированных на гражданина средствах идентификации (номера сим -карт, используемые ¡р-адреса доступа и т.п.).

Подразделение ФНП России, используя полученные персональные данные и идентификаторы, производит запрос на получение больших данных от владельцев средств виртуального общения, «облачных» сервисов, провайдеров хостинга, электронных платёжных систем и т.п., на основании обобщения и сопоставления которых формирует перечень «цифровых» активов. Наследники принимают решение о наследовании активов из данного перечня на основании анализа их духовной, материальной или социальной ценности.

В качестве подразделения фНп России авторы видят созданное на ее базе федеральное государственное унитарное предприятие, основными задачами которого будут обеспечение функционирования удостоверяющего центра и содержание технологических мощностей для обработки конфиденциальной информации1. Примерная структурная схема минимальных взаимосвязей для осуществления такой деятельности представлена на рисунке.

Важно отметить, что все запросы подтверждены ЭЦП, что с большой вероятностью исключит действия злоумышленников на получение такого рода информации в обход действующего законодательства, что позволит выполнить требования законодательства о сохранении конфиденциальности обрабатываемых сведений2.

1 О персональных данных: ФЗ Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 2006 г. , № 31, ст. 3451 (Часть I).

2 Там же.

CEDMff. ЭКОНОМИКА

обмен данными о легитимности и подлинности ЭЦП

ЗАГС

ФМС России

ИФНС России

ПФ России

операторы связи

провайдеры доступа

владельцы ресурсов виртуального общения

владельцы платежных

запрос

с ЭЦП запрос с

ЭЦП

запрос с

"ЗЦП"

Персональные данные

персональные данные

персональные данные

персональные данные —идентификаторы—

персональные данные

владельцы «облачных» сервисов и серверов

идентификаторы

персональные данные

Нотариальная палата РФ

УЦ и обработчик запросов

Нотариус

Идентификаторы

данные о «цифровых»

ресурсах

лЭ сЭ

ае

ыт ул р ло

идентификаторы

Рисунок 1 - Структурная схема взаимосвязей поиска «цифровых» активов Figure 1 - Block diagram of the relationships for search for "digital" assets

Наследник

Для более эффективной загрузки технологических мощностей (в качестве параллельного проекта) можно предусмотреть разработку и использование базы данных операций, осуществляемых нотариальными конторами в процессе их профессиональной деятельности (регистрация сделок, выдача доверенностей, составление завещаний и т.п.), при этом доступ к базе данных осуществлять по каналам связи, в отношении которых выполнены все требования по защите конфиденциальной информации.

Об актуальности рассматриваемой задачи свидетельствуют следующие данные. Так, только в Сибирском федеральном округе в 2016 году зарегистрировано от 19,4 до 20,5 млн. человек1, при этом на территории округа, по данным ФНП России, в этот же период действуют 994 нотариуса2, что в среднем означает наличие у каждого нотариуса 20 тыс. потенциальных клиентов. На самом деле, на наш взгляд, в условиях реальной мобильности современного

1 Лаборатория обработки изображений Института вычислительной математики и математической геофизики СО РАН (Сибирский федеральный округ): —URL: http://loi.sscc.ru/bdm/nso/attr/sfo/sfo.htm (Дата обращения: 30.12.2016 г.); Запрос на получение сведений из Росстата России, редактор электронных таблиц «Microsoft Excel 2007»: -URL: http://www.webcitation.org/6gJeknmJ4 (Дата обращения: 30.12.2016.).

2 Официальный сайт Федеральной Нотариальной палаты Российской Федерации - URL: https://data.notariat.ru/directory/chambers/ (Дата обращения: 30.12.2016 г.).

человека эта цифра минимум в два раза выше, а число операций каждого клиента колеблется от одной до нескольких сотен в год.

Выполнение требований по защите сведений, которые можно классифицировать как персональные данные граждан, при решении проблемы «цифрового» наследства и объединении действующих нотариальных контор в единую телекоммуникационную сеть передачи данных потребует значительных ресурсов как со стороны заказчиков, так и со стороны исполнителей данных требований. В совокупности это даст мощный толчок развитию предпринимательства в данной области, в том числе за счет расширения производственных мощностей существующих и вновь открываемых организаций-лицензиатов в данной сфере предпринимательской деятельности. В ходе решения проблемы по передаче сведений конфиденциального характера для производителей средств криптографической защиты информации (СКЗИ) будут созданы также условия для модернизации и развития производственных мощностей, что положительно скажется на динамике показателей в данной сфере деятельности во всех ее аспектах.

Библиография/ References:

1. Стандарт связи 4G.-URL: http://itkompik.ru/internet/standart-4g.html (Дата обращения: 08.01.2017).

2. Мясникова Л.А. Коммерция информационного общества: Учеб. пособие. - СПб.: СПбГУЭФ, 2000.

3.Давыдов В.М., Рудецкая А. В. Электронная коммерция: учебное пособие. - Хабаровск: Издательство Тихоокеанского государственного университета, 2015.

4. Корень А.В. Налогообложение субъектов электронной коммерции: проблемы и перспективы. - Владивосток: Издательство ВГУЭС, 2011.

5. «Политика конфиденциальности» // Компания Яндекс: - URL: https://yandex.ru/legal/confidential/ (Дата обращения: 20.11.2016.).

6.Лаборатория обработки изображений Института вычислительной математики и математической геофизики СО РАН (Сибирский федеральный округ). - URL: http://loi.sscc.ru/bdm/nso/attr/sfo/sfo.htm (Дата обращения: 30.12.2016.).

7. Запрос на получение сведений из Росстата России, редактор электронных таблиц «Microsoft Excel 2007». - URL: http://www.webcitation.org/6gJeknmJ4 (Дата обращения: 30.12.2016.).

1. Standart sviazi 4G [4G communication standard]. - URL: http://itkompik.ru/internet/standart-4g.html (Data obrashcheniia: 08.01.2017 g.). (In Russ.)

2. Miasnikova, L.A. (2000) Kommertsiia informatsionnogo obshchestva [Commercial Information Society]: Ucheb. posobie. - SPb.: SPbGUEF. (In Russ.)

3. Davydov, V.M., Rudetskaia, A. V. (2015) Elektronnaia kommertsiia: uchebnoe posobie [E-commerce: a tutorial]. - Khabarovsk: Izdatel'stvo Tikhookeanskogo gosudarstvennogo universiteta. (In Russ.)

4. Koren', A.V. (2011) Nalogooblozhenie sub"ektov elektronnoi kommertsii: problemy i perspektivy [Taxation of subjects of e-commerce: problems and prospects]. - Vladivostok: Izdatel'stvo VGUES. (In Russ.)

5. «Politika konfidentsial'nosti» ["Privacy Policy"] // Kompaniia landeks: -URL: https://yandex.ru/legal/confidential/ (Data obrashcheniia: 20.11.2016 g.). (In Russ.)

6. Laboratoriia obrabotki izobrazhenii Instituta vychislitel'noi matematiki i matematicheskoi geof-iziki SO RAN (Sibirskii federal'nyi okrug) [Image Processing Laboratory of the Institute of Computational Mathematics and Mathematical Geophysics SB RAS (Siberian Federal District)]. -URL: http://loi.sscc.ru/bdm/nso/attr/sfo/sfo.htm (Data obrashcheniia: 30.12.2016 g.). (In Russ.)

7. Zapros na poluchenie svedenii iz Rosstata Rossii, redaktor elektronnykh tablits «Microsoft Excel 2007» [A request for information from the Russian Federal State Statistics Service, spreadsheet editor «Microsoft Excel 2007"]. - URL: http://www.webcitation.org/6gJeknmJ4 (Data obrashcheniia: 30.12.2016 g.). (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.