Научная статья на тему 'Совершенствование государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в Иркутской области'

Совершенствование государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в Иркутской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
271
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
крестьянские (фермерские) хозяйства / государственная поддержка К(Ф)Х / стратегические ориентиры развития К(Ф)Х / инновационный сценарий развития К(Ф)Х / государственная инновационная политика / конкурентоспособность К(Ф)Х / peasant farm enterprises / state support of peasant farm enterprises / strategic guidelines of peasant farm enterprises development / innovative scenario of farm development / state innovation policy / farm competitiveness

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гец Роман Валерьевич

Рассмотрены основные направления совершенствования государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в Иркутской области. Показано, что единственным сценарием, способным обеспечить достижение стратегических ориентиров развития К(Ф)Х в области, является инновационный, на реализацию которого и должна быть нацелена региональная аграрная политика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гец Роман Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article studies the basic directions of improvement of the state support of peasant farm enterprises in the Irkutsk region. It is shown that the only scenario that is able to provide the achievement of the strategic guidelines of peasant farm enterprises development in the region is an innovative scenario and the regional agricultural policy should be aimed at this scenario implementation.

Текст научной работы на тему «Совершенствование государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в Иркутской области»

УДК 631.115.11.(571.53) Р.В. ГЕЦ

ББК 65.32-21 аспирант

Иркутской государственной сельскохозяйственной академии

e-mail: [email protected]

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассмотрены основные направления совершенствования государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в Иркутской области. Показано, что единственным сценарием, способным обеспечить достижение стратегических ориентиров развития К(Ф)Х в области, является инновационный, на реализацию которого и должна быть нацелена региональная аграрная политика.

Ключевые слова: крестьянские (фермерские) хозяйства, государственная поддержка К(Ф)Х, стратегические ориентиры развития К(Ф)Х, инновационный сценарий развития К(Ф)Х, государственная инновационная политика, конкурентоспособность К(Ф)Х.

R.V. GETS

post-graduate student, Irkutsk State Academy of Agriculture e-mail: [email protected]

IMPROVEMENT OF GOVERNMENT SUPPORT OF PEASANT FARM ENTERPRISES IN IRKUTSK REGION

The article studies the basic directions of improvement of the state support of peasant farm enterprises in the Irkutsk region. It is shown that the only scenario that is able to provide the achievement of the strategic guidelines of peasant farm enterprises development in the region is an innovative scenario and the regional agricultural policy should be aimed at this scenario implementation.

Keywords: peasant farm enterprises, state support of peasant farm enterprises, strategic guidelines of peasant farm enterprises development, innovative scenario of farm development, state innovation policy, farm competitiveness.

Сектор крестьянских (фермерских) хозяйств (К(Ф)Х) в Иркутской области, как и в целом по России, обладает значительным потенциалом развития. Но существует ряд проблем, которые препятствуют повышению производительности и устойчивому развитию таких хозяйств. Поэтому стоит задача создать экономические и институциональные условия для повышения производительности данной формы хозяйствования.

Адаптация большинства крестьянских (фермерских) хозяйств к современным условиям деятельности возможна только за счет создания равных режимов развития

К(Ф)Х, находящихся в различных природных и экономических условиях функционирования [2, с. 27]. Поэтому целесообразно установить норматив субсидирования для каждого хозяйствующего субъекта с учетом природно-экономических условий. Сначала его следует рассчитать для групп хозяйств с однородными природно-экономическими условиями, затем применить к конкретным хозяйствам.

Механизмы субсидирования и выделения средств из фондов поддержки необходимо дифференцировать по группам хозяйств в зависимости от сложившихся воспроизводс-

© Р.В. Гец, 2011

твенных условий. Для хозяйств с расширенным воспроизводством достаточно существующих механизмов и средств поддержки, для хозяйств с простым воспроизводством целесообразно увеличить субсидии и определить дополнительные условия их предоставления, для хозяйств с суженным воспроизводством требуется особый комплекс мероприятий по выводу их из кризиса. Бюджетная поддержка может быть направлена на развитие малых форм предпринимательства, решение проблем с занятостью населения, сохранение поселений, а также благодаря ей крестьянские (фермерские) хозяйства осваивают новые как сельскохозяйственные, так и несельскохозяйственные виды деятельности. Такая дифференциация создаст равные возможности в получении доходов субъектами сельскохозяйственного производства, обеспечит финансовые предпосылки для роста заработной платы работников отрасли и повышения качества жизни на селе.

Целями государственной инновационной политики в сфере К(Ф)Х, как и во всем народном хозяйстве, становятся прежде всего создание и поддержка соответствующих институтов и механизмов, обеспечивающих продвижение в производство ресурсосберегающих проектов и разработок, стимулирование инновационной активности предприятий путем страхования рисков, налоговых послаблений и осуществления эффективной таможенно-тарифной политики, создание объектов с высоким научным и производственным потенциалом.

В секторе К(Ф)Х выделяется по меньшей мере четыре основных направления инноваций: селекционно-генетические, производственно-технологические, организационно-управленческие, экономико-социоэко-логические, внедрение которых все более конкретно выступает как фактор, реально воздействующий на развитие агропродоволь-ственных систем и отражающий объективно существующую многофункциональность К(Ф)Х. При этом в настоящее время всевозрастающее значение в методологическом плане приобретают разработка способов встраивания научно-технических факторов в общую стратегию развития К(Ф)Х, выявление и оценка инновационных рисков при создании и реализации аграрных проектов и программ.

Кроме того, в современных условиях наряду с собственными научно-техническими разработками важной задачей инновационного развития, в том числе в области биотехнологий, генетики и селекции растений и животных, является заимствование наиболее прогрессивных идей и решений у других стран мира. Решение данных задач необходимо для построения национальной и региональной инновационных систем — сетей институтов, учреждений и организаций в секторе К(Ф)Х, инициирующих, заимствующих, импортирующих и адаптирующих инновационные технологии в целях повышения научно-технического уровня сельскохозяйственного производства. С этих позиций внедрение инноваций выступает определяющим фактором преодоления текущих кризисных явлений, а сами инновации — стратегическим ресурсом долгосрочного развития К(Ф)Х.

Опыт передовых К(Ф)Х региона и страны в целом наглядно подтверждает, что в стратегическом плане именно повышение научно-технологического уровня сельскохозяйственного производства является фундаментальным условием устойчивого роста конкурентоспособности и эффективности [3, с. 93]. И хотя современная макроэкономическая ситуация и ограниченные инвестиционные возможности государства и предприятий существенно затрудняют инновационную активность, в конечном счете именно нововведения способны дать решающий импульс преодолению спада и переходу к фазе активного роста посредством технологического подъема [1, с. 42].

Следующим сдерживающим фактором развития К(Ф)Х региона выступает значительный объем импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. В связи с этим целесообразно осуществить географическую и продуктовую диверсификацию экспорта, а также перенести акцент с экспорта сельскохозяйственного сырья на поставки продовольственных товаров. На уровне государства необходимо расширять его участие в глобальной производственной кооперации на аграрном рынке.

В долгосрочном периоде можно прогнозировать безусловную обоснованность и эффективность аграрной политики, ориентированной на сокращение расходов на импорт продуктов питания и направление вы-

свобождающихся финансовых ресурсов на модернизацию и обновление отечественного АПК, в том числе К(Ф)Х, укрепление производственной и социальной инфраструктуры российского села.

В целях стимулирования процесса диверсификации экономики малых форм хозяйствования необходимо осуществление мер государственной поддержки по следующим направлениям:

- предоставление субсидируемых кредитов на развитие несельскохозяйственных видов бизнеса как сельскохозяйственным товаропроизводителям, так и всем заинтересованным К(Ф)Х на селе;

- создание гарантийных фондов для финансового обеспечения возвратности кредитов, полученных К(Ф)Х на развитие альтернативных видов деятельности;

- развитие рыночной инфраструктуры, обеспечивающей продвижение на рынок продукции К(Ф)Х под местными торговыми марками;

- расширение сети информационно-консультационных служб для предоставления правовых, экономических и технологических консультаций субъектам сельского предпринимательства.

Для реализации комплексного подхода к социально-экономическому развитию сельских территорий руководству региона также целесообразно осуществить меры государственной поддержки, предусматривающие:

- улучшение качества социальной среды и условий жизни сельского населения за счет повышения доступности и качества предоставляемых услуг в области образования, здравоохранения, культуры, повышения уровня инженерного обустройства жилищного фонда и обеспеченности им, развития транспортной и энергетической инфраструктуры, средств связи в сельской местности;

- преодоление информационной изолированности села на основе формирования отвечающей современным требованиям системы информационно-консультационной поддержки сельских сообществ, обеспечивающей инновационный путь развития сельских территорий.

Проблема повышения эффективности воспроизводства в секторе К(Ф)Х Иркутской области со стороны государства должна

решаться путем совершенствования системы экономического регулирования отрасли, корректировки проводимой экономической политики, а на уровне К(Ф)Х — путем рационального использования финансовых, трудовых, земельных ресурсов и широкого внедрения инноваций в производство.

Научно обоснованная аграрная политика, безусловно, должна учитывать ярко выраженную многофункциональность крестьянских (фермерских) хозяйств, их системное воздействие на реализацию важнейших социальных, демографических, экологических и политических задач государственного управления. Такой комплексный подход позволяет по-новому взглянуть и на реальную окупаемость бюджетных затрат на поддержание и развитие аграрного сектора российской экономики, учесть синергетический эффект функционирования сельскохозяйственной отрасли в системе народного хозяйства, заложить основы ее инновационного роста.

В долгосрочном плане можно прогнозировать безусловную обоснованность аграрной политики, ориентированной на сокращение расходов на импорт продуктов питания, в результате чего возможно направление высвобождающихся финансовых ресурсов на модернизацию и обновление сектора К(Ф)Х, укрепление производственной и социальной инфраструктуры села.

Достижение комплексной конкурентоспособности К(Ф)Х Иркутской области по социальной, экономической, экологической, инновационной, информационной и другим составляющим должно являться стратегической задачей научно обоснованной аграрной политики региона.

Учитывая, что модернизация сельскохозяйственного производства и переход на ресурсосберегающие технологии могут сопровождаться массовым высвобождением работников, большое внимание, особенно в трудоизбыточных районах, следует уделять диверсификации экономики, созданию новых рабочих мест, переобучению персонала, организации альтернативных видов деятельности в сельской местности.

Для восстановления производственной и социальной инфраструктуры наряду с бюджетными средствами, вероятно, потребуются значительные частные инвестиции, в

том числе средства компаний и холдингов, ведущих производство на определенной территории. Это достижимо путем установления для них льготного кредитования и налогообложения, вплоть до временного освобождения от уплаты налогов на прибыль при условии крупных инвестиционных вложений в развитие села.

Таким образом, единственным приемлемым сценарием, способным обеспечить устойчивую многофункциональную конкурентоспособность и достижение стратегических ориентиров развития К(Ф)Х в Иркутской области, является инновационный. На его реализацию и должна быть нацелена региональная аграрная политика.

Список использованной литературы

1. Гуськова Н.Д. Многоуровневый подход к оценке инвестиционной привлекательности // Проблемы социально-экономического развития региона: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Саранск, 24 февр. 2009 г. Саранск, 2009. С. 41—45.

2. Карлова Н., Кобута И., Прокопьев М. Агропродовольственная политика и международная торговля: российский аспект // Научные труды института экономики переходного периода. 2001. № 37. С. 23—30.

3. Колошин А., Разгуляев К., Тимофеева Ю., Русинов В. Анализ зарубежного опыта повышения отраслевой, региональной и национальной конкурентоспособности на основе развития кластеров // Материалы Института региональных инновационных систем. СПб., 2009.

Bibliography (transliterated)

1. Gus'kova N.D. Mnogourovnevyi podkhod k otsenke investitsionnoi privlekatel'nosti // Problemy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf., Saransk, 24 fevr. 2009 g. Saransk, 2009. S. 41-45.

2. Karlova N., Kobuta I., Prokop'ev M. Agroprodovol'stvennaya politika i mezhdunarodnaya torgovlya: rossiiskii aspekt // Nauchnye trudy instituta ekonomiki perekhodnogo perioda. 2001. № 37. S. 23-30.

3. Koloshin A., Razgulyaev K., Timofeeva Yu., Rusinov V. Analiz zarubezhnogo opyta povysheniya otraslevoi, regional'noi i natsional'noi konkurentosposobnosti na osnove razvitiya klasterov // Materialy Instituta regional'nykh innovatsionnykh sistem. SPb., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.