ЭКОНОМИКА
УДК 338.47
A.M. Исупов, С.А.Мартышкин *
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ)
В данной статье изучаются проблемы безопасности транспортных средств, выпускаемых предприятиями автомобильного кластера Самарской области, анализируются предложения по совершенствованию методов промышленной политики в части эксперимента по утилизации подержанных автомобилей на территории Самарского региона.
Ключевые слова и фразы: кластер, автомобилестроение, Самарская область, государственная поддержка, безопасность автомобиля.
Государственное регулирование машиностроительной отрасли экономики служит важным направлением государственной деятельности. Среди прочих отраслей машиностроения особенно выщеляется по своему значению для всей хозяйственной системы транспортное машиностроение, в частности, автомобильная промышленность. Для нашей страны высокий уровень травматизма в результате дорожно-транспортныгх происшествий является чрезвыгаайно актуальной проблемой, необходимость решения которой озвучивается государственными и политическими деятелями самого высокого уровня. Как отметил в одном из своих выступлений Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, главная причина аварий на дорогах — это нарушение правил дорожного движения, поведение водителей во время управления транспортными средствами. «С другой стороны, ошибки человека должны максимально компенсироваться системой безопасности транспортный средств. За последнее время в этом направлении многое сделано... Но очень важно... автопроизводителям — более активно использовать технологические новинки. ... если речь идет о безопасности, ... это все равно важнее, даже в сравнении с таким показателем, как цена» [17].
Формирование кластерной модели экономики — комбинации конкуренции и кооперации, благодатной среды для инноваций шестого технологического уклада — представляется необходимым для того, чтобы сложившаяся на сегодняшний день модель регулирования экономики и социальной сферы региона работала более эф-
* © Исупов А.М., Мартышкин С.А., 2010
Исупов Андрей Михайлович ([email protected]), Мартышкин Сергей Алексеевич ([email protected]), кафедра государственного и муниципального управления Самарского государственного университета, 443011, Россия, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
фективно, социально-экономическое развитие носило системный характер.
Построение кластерной модели экономики в России позволит развиваться всему экономическому пространству. Относительно равномерное хозяйственное освоение территории — одна из основный характерный черт развитый в экономическом отношении государств. Усилия по развитию кластера должны идти через достижение конкурентный преимуществ и специализацию, что требует построения кластеров с учетом местный различий. Чтобы не создавать нездоровую специализацию в экономике, совершенствование всех кластеров следует осуществлять одновременно. Тогда они будут представлять оптимальное структурирование экономики: конкурентоспособность повысится, а конкуренция станет более действенной.
Для России кластеры хороши еще и тем, что позволяют малым и средним фирмам комбинировать малосерийное производство с крупномасштабным подходом, достигать значительных результатов в снижении стоимости трансакций благодаря тому, что фирмы, входящие в кластер, и их поставщики работают рядом, и частота их взаимных контактов весьма высока. Развитие кластера представляется управляющим фактором в движении от низшего среднедушевого дохода к развитой экономике.
Правительствам стран с экономиками, находящимися в пассивной фазе структурной перестройки переходного периода, необходимо понимать, что хорошо работающий кластер — обязательный атрибут развитой экономики. Экономика США практически полностью кластеризована [см. 19; 20]. В ФРГ в одной только Баварии 19 кластеров. В настоящее время полностью кластеризованы финская и скандинавская промышленность. Конкурентоспособность Швеции в целлюлозно-бумажном секторе распространяется на оборудование по деревообработке и производству бумаги, конвейерные линии и некоторые смежные отрасли-потребители (производство спичек). Дания разработала специфические промышленные технологии для агробизнеса и пищевой промышленности. В Италии специальные кластеры сформировались в промышленных районах, где сложились отраслевые комбинации. Это металлообработка — режущий инструмент; индустрия моды — дизайн; кожевенное производство — обувь; деревообработка — мебель [12, с. 11—12].
Стратегически целесообразные для российской экономики типы кластеров в соответствии с моделью отношений «государство — промышленный бизнес» — это кластеры с активной государственной инициативой. Пока российская экономика остается переходной, основной ориентир — это кластеры азиатского типа: государственные органы в странах Азиатского региона считают своим долгом активно и целенаправленно вмешиваться в экономические процессы, обеспечивая защиту национальной экономики и помогая в экспансии на внешних рынках. Это определенная историческая специфика государственной экономической политики Азиатского региона, страны которого должны быши бороться за уже занятые «ниши» на мировыгх рынках.
Кластерная структура экономики в том или ином виде сформировалась и в российских регионах. Для Самарской области системообразующим является автомобильный кластер. В нем сконцентрировано около 40 % производства, 40 % занятый, 65 % основный фондов промышленности, 25 % затрат на исследования и разработки, 20 % экспорта Самарской области [3]. «Ядром» автомобильного кластера Самарской области является крупнейшая российская автомобильная компания ОАО «АвтоВАЗ». Его доля в российском производстве легковых автомобилей к середине 2010 г. составляла около 27 % [16]. ОАО «АвтоВАЗ» является предприятием, которое по классификации выщающегося американского экономиста М. Портера относится к внешне ориентированным отраслям региональной хозяйственной системы [19, с. 130]. Внешне ориентированные отрасли продают продукты и услуги в различных регионах и часто — в других странах. Их размещение в отдельных регионах определяется не наличием природныгх ресурсов, а более широким набором факторов, определяющих конкурентоспособность региона. Очень важно отметить, что, по мнению М. Портера, внешне
ориентированные отрасли являются фундаментом для экономического процветания [19, с. 133].
Одной из наиболее острый проблем российского автомобилестроения в предшествовавшие кризису годы стал рост импорта подержанного автотранспорта. В 2008 г. в нашу страну бышо ввезено более 753 тыс. подержанный легковыгх автомобилей, более 43 тыс. подержанный грузовиков и более 3 тыс. автобусов, что составляет порядка 44 % от объема внутреннего рынка за тот же период. При этом возрастная структура автопарка нашей страны неудовлетворителыная — возраст более 54 % ис-полызуемого автотранспорта превышает 10 лет [4]. В связи с этим на федералыном уровне быт разработан проект утилизации подержанных автомобилей. Предполагалосы, что в рамках проекта будут приниматыся к утилизации автомобили старше 10 лет как отечественного, так и импортного производства, которые были зарегистрированы на последнего владелыца не менее одного года. При сдаче автомобиля на утилизацию потребителы должен был получиты сертификат номиналом 50 тыс. руб., который мог быты исполызован толыко на приобретение нового автомобиля отечественного производства, включая машины, производимые в режиме промышленной сборки. В 2010 г. для решения этой проблемы начала работаты государственная программа утилизации порядка 200 тыс. подержанный автомобилей общей стоимостыю 10 млрд руб. В настоящее время (август 2010 г.) уже можно говориты о ее промежуточных итогах1.
Из 200 тыс. запланированных свидетелыств об утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств 161 354 бышо выщано на автомобили «АвтоВАЗа», 10 722 — на автомобили марки «Рено» (Renault), на третыем месте по количеству выщаннык сертификатов оказалисы автомобили марки «Форд» (Ford) [18]. Власти Улыяновской области решили дополнителыно стимулироваты производство на ОАО «Улыяновский автомобилыный завод» и удвоили утилизационную премию тем жителям региона, которые приобретут автомобили, произведенные на данном предприятии [13].
Одним из итогов первого этапа программы утилизации старых автомобилей стало заметное оживление потребителыского спроса на продукцию ОАО «АвтоВАЗ»; в особенности это коснулосы классических моделей LADA 2105/2107 [7]. В связи с этим руководство Волжского автозавода озвучило планы по возможному увеличению выпуска именно автомобилей семейства 2105/2107, а также по переносу производства LADA 2105/2107 на конвейер ОАО «Ижевский автомобилыный завод» (ОАО «ИжАвто») (г. Ижевск). Последнее, по словам президента ОАО «АвтоВАЗ» И.А. Комарова, связано с тем, что «в Толыятти все мощности уже задействованы»; кроме того, в цехе по сборке «классики» предполагается установиты оборудование для сборки автомобилей на платформе В0 Renault [5; 16].
Если рассматривать происходящие на ОАО «АвтоВАЗ» процессы с экономических позиций, то рост объемов производства вазовской «классики» можно толыко привет-ствоваты, т. к. это ведет у увеличению оборота, прибыли, выплате в полном объеме заработной платы работникам градообразующего предприятия г. Толыятти. Кроме того, автомобили LADA 2105/2107 в определенном смысле удобны потребителям: они относителыно дешевы, их простая конструкция досконалыно изучена, а значит, проблем с техническим обслуживанием не возникает [15]. Однако с точки зрения соци-алыной политики наращивание объемов производства LADA 2105/2107 нелызя расце-
1 Первоначально программа («эксперимент по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию») быта рассчитана на период с 1 января по 31 декабря 2010 г. [1, п. 1], однако уже к июню были выщаныг все запланированные 200 000 свидетельств об утилизации вышедших из эксплуатации транспортный средств. Тогда бышо принято решение о начале «второго этапа» государственный мероприятий по стимулированию приобретения новых автотранспортный средств уже без ограничений в сроках реализации [2, п. 3 Приложения].
нивать однозначно положительно. В самом деле, упомянутые автомобили являются не просто технологически устаревшими (без каких-либо глобальный изменений находятся на конвейере с 1980 и 1982 гг. соответственно). Уровень пассивной безопасности этих машин крайне низок [14]. Это означает, что люди, находящиеся внутри LADA 2105/2107, при столкновении в реальный дорожныгх условиях на относительно невысокой скорости (64 км/ч) получат очень серьезные травмы, обусловленные конструктивными особенностями классических моделей LADA. Примерно то же самое можно сказать о пассивной безопасности автомобиля Chevrolet Niva [9], что несколько удивляет, т. к. выпуск данной модели начался сравнительно недавно, в 2002 г. В наибольшей степени отвечающими современным требованиям безопасности можно назвать только две модели, выпускаемые на территории Самарской области: LADA Kalina и, в особенности, LADA Priora [см. 6; 8].
Таким образом, по нашему мнению, нельзя положительно оценивать повышенный спрос на автомобили LADA 2105/2107 в рамках государственной программы утилизации автомобилей с точки зрения их безопасности: они оказались наиболее востребованными из-за своей изначально низкой цены. Эксплуатация таких машин вряд ли будет способствовать решению одной из важнейших задач социальной политики российского государства: снижение смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий. В связи с этим мы предлагаем, используя опыт Ульяновской области, производить дополнительные выплаты из областного бюджета проживающим на территории Самарской области покупателям автомобилей, отвечающих европейским требованиям пассивной безопасности на уровне не ниже «удовлетворительно», произведенным на территории Самарского региона. Полагаем, что целесообразно отталкиваться от доли, которую занимает скидка в размере 50 тыс. руб. в цене самого дешевого автомобиля, выпускаемого ОАО «АвтоВАЗ» — LADA-2105 в комплектации 21054-30-010, рекомендованная цена на 15. 08. 2010 г. — 168 926 руб. Это примерно 30 %. По нашему мнению, в цене более совершенный с технической точки зрения LADA Kalina и LADA Priora скидка также должна составлять не менее 30 %. Получается, соответственно, 100 и 110 тыс. руб. Из таблицы видно, что предлагаемая мера значительно повысит ценовую доступность наиболее безопасных автомобилей, производимых ОАО «АвтоВАЗ».
В настоящее время органы государственной власти Самарской области в силу своих возможностей осуществляют поддержку предприятий автомобильного кластера путем разработки и реализации мероприятий по обеспечению занятости населения региона. В частности, проводится мониторинг увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности работников, а также неполной их занятости. Организуются работы консультационных пунктов и «горячих линий», проводятся предувольнительные консультации для работников организаций. Увеличиваются объемы финансирования мероприятий по реализации активной политики занятости населения с учетом ситуации на региональном рынке труда [10]. В Самаре по решению региональный органов власти уже три года подряд проводятся экономические форумы «Самарская инициатива: кластерная политика — основа инновационного развития национальной экономики». Третий форум, который проходил 4—5 декабря 2009 г., стал, помимо прочего, площадкой для обсуждения проблем автомобильной промышленности. Данное мероприятие, где происходит обмен мнениями между ведущими учеными и государственными деятелями с целью принятия в том числе новых антикризисные управленческих решений, также можно считать одним из инструментов государственной поддержки автомобильного кластера Самарской области.
Таблица
Эффект от введения дополнительных мер по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию на территории Самарской области
Модель Начальная Цена Цена Цена
автомобиля цена автомобиля автомобиля с автомобиля
автомобиля2, руб. с учетом скидки в 50 тыс. руб., руб. учетом скидки в 100 тыс. руб., руб. с учетом скидки в 110 тыс. руб., руб.
LADA 2105
Комплектация 175 000 125 000 Не применяется Не применяется
21054-30-010
LADA Kalina седан
Комплектация 333 000 283 000 233 000 Не применяется
11184-33-0163
LADA Kalina седан
Комплектация 338 000 288 000 238 000 Не применяется
11186-33-016
LADA Kalina хэтчбек
Комплектация 333 000 283 000 233 000 Не применяется
11194-33-016
LADA Kalina хэтчбек
Комплектация 338 000 288 000 238 000 Не применяется
11196-33-016
LADA Kalina универсал Комплектация 338 000 288 000 238 000 Не применяется
11174-33-016
LADA Kalina универсал Комплектация 343 000 293 000 243 000 Не применяется
11176-33-016
LADA Priora седан
Комплектация 372 000 322 000 Не применяется 262 000
21703-03-018
LADA Priora седан
Комплектация 378 000 328 000 Не применяется 268 000
21703-03-020
LADA Priora хэтчбек
Комплектация 377 000 327 000 Не применяется 267 000
21723-03-018
LADA Priora хэтчбек
Комплектация 383 000 323 000 Не применяется 273 000
21723-03-020
LADA Priora универсал Комплектация 382 000 332 000 Не применяется 272 000
21713-03-018
LADA Priora универсал Комплектация 388 000 338 000 Не применяется 278 000
21713-03-020
2 Приведены рекомендованные цены, размещенные на официальном сайте ОАО «АвтоВАЗ» по состоянию на 1 октября 2010 г. URL: http://www.lada-auto.ru.
3 Комплектации LADA Kalina и LADA Priora подобраны с максимальным учетом кри-
терия «безопасность». Например, каждый из автомобилей оснащен двумя подушками безо-
пасности, преднатяжителем ремней безопасности передних сидений; кузов усилен допол-
нительными элементами, повышающими пассивную безопасность [6; 8].
Представляется, что реализация предложенных в настоящей статые мер по стимулированию развития автомобилыного кластера Самарской области в совокупности с уже применяемыми действиями органов власти будет способствоваты достижению целей как промышленной, так и социалыной политики.
Библиографический список
1. О проведении эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств: Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1194 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 3. Ст. 319.
2. О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1194: Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. № 622 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. №33. Ст. 4441.
3. Стратегия социально-экономического развития Самарской области до 2020 года. Утверждена Постановлением Правительства Самарской области от 9 октября 2006 г. №129. URL: http://www.economy.samregion.ru/social_no_ekonomicheskoe_razvi/9178/
4. Автомобильная промышленность: отчет Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. URL: http://www.minprom.gov.ru/activity/auto/return/0.
5. Беликов Д. Классика переедет на «ИжАвто». URL: http://www.kommersant.ru/ doc.aspx?fromsearch=962837bf-9ee1-44a5-8b99-f390bee8efcb&docsid=1475695.
6. Ветров Ю. Фазы Приоры. URL: http://www.autoreview.ru/_archive/section/ detail.php?ELEMENT_ID=70647&SECTI0N_ID=2029&print=Y.
7. Волжский автозавод получил прибыль в размере 1 млрд рублей по итогам первого полугодия. URL: http://www.echo.msk.ru/news/695186-echo.phtml.
8. Голованов Л. Калина битая. URL: http://www.autoreview.ru/archive/2005/20/kalina.
9. Голованов Л. Краш-тест. Совместное предприятие. URL: http://www.autoreview.ru/ archive/2003/19/krush_nivy/index.php?print=Y.
10. Зыкова Т. Двенадцатый донор. URL: http://www.rg.ru/2009/12/23/artyakov-dz.html.
11. Исупов А.М. Основные направления государственной поддержки гражданского авиастроения в условиях перехода к рыночной экономике (на примере Самарской области) // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. 2006. № 8. С. 80-86.
12. Карманова Н.Е. В переходной экономике и кризисы «переходные» // ЭКО. 2009. № 11. С. 2-12.
13. Колычева Е. УАЗ выкатывается из минуса // Коммерсантъ (Самарский выпуск). 2010. 21 мая. С. 8.
14. Краш-тест «классики»: ВАЗ-2107 и ВАЗ-2106. URL: http://www.autoreview.ru/ video/crash/.
15. Леонов П. Автомобили до 300 тысяч рублей: слуги народа. URL: http://www.zr.ru/ a/123884/.
16. Моржаретто И. Игорь Комаров: точка возврата пройдена. URL: http://www.zr.ru/ a/249609/print/.
17. Первая всемирная министерская конференция по безопасности дорожного движения. URL: http://www.kremlin.ru/news/6037.
18. Подведены итоги первого этапа реализации программы утилизации автомобилей. URL: http://www.minprom.gov.ru/activity/auto/news/195/print.
19. Портер М.Е. Экономическое развитие регионов (начало) // Пространственная экономика. 2006. № 4. С. 115-139.
20. Портер М.Е. Экономическое развитие регионов (окончание) // Пространственная экономика. 2007. № 1. С. 108-132.
A.M. Isupov, S.A. Martyshkin*
IMPROVING OF STATE SUPPORT OF AUTOMOBILE INDUSTRY (ON SAMARA REGION EXAMPLE)
In this article we attempted to discover the problem of safety of vehicles made by Samara region automobile cluster. We give advances on improving methods of state industrial policy about the experiment on utilization of old cars in Samara region.
Key words: cluster, automobile producing, Samara region, state support, automobile safety.
* Isupov Andrey Mihailovich ([email protected]), Martyshkin Sergey Alekseevich ([email protected]), the Dept. of State and Municipal Management, Samara State University, Samara, 443011, Russia.