Научная статья на тему 'Исследование потребности в автомобилях жителей Республики Мордовия: социально-экономический аспект'

Исследование потребности в автомобилях жителей Республики Мордовия: социально-экономический аспект Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
154
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОВЛАДЕЛЕЦ / АВТОМОБИЛЬ / РЕГИОН / СТОИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зеленеева Екатерина Алексеевна

В статье рассматривается социально-экономический аспект автомобилизации в Республике Мордовия. На основе опроса автовладельцев и анализа цен на региональном автомобильном рынке были выявлены предпочтения в выборе автомобиля жителями республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the socio-economic aspect of car ownership in Mordovia Republic. A survey among car owners and a price analysis at the regional automotive market showed the priorities in choosing a car by the Republic inhabitants.

Текст научной работы на тему «Исследование потребности в автомобилях жителей Республики Мордовия: социально-экономический аспект»

ЗЕЛЕНЕЕВА Е. А.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В АВТОМОБИЛЯХ ЖИТЕЛЕЙ

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье рассматривается социально-экономический аспект автомобилизации в Республике Мордовия. На основе опроса автовладельцев и анализа цен на региональном автомобильном рынке были выявлены предпочтения в выборе автомобиля жителями Республики.

Ключевые слова: автомобиль, автовладелец, стоимость, регион.

ZELENEEVA E. A.

A SURVEY OF CAR DEMAND IN MORDOVIA REPUBLIC: SOCIO-ECONOMIC ASPECT

Abstract. The article considers the socio-economic aspect of car ownership in Mordovia Republic. A survey among car owners and a price analysis at the regional automotive market showed the priorities in choosing a car by the Republic inhabitants.

Keywords: car, car owner, cost, region.

С каждым годом автомобильный транспорт в нашей стране приобретает все большую значимость. Он становится более конкурентоспособным по сравнению с другими видами транспорта. Возрастает качество транспортной инфраструктуры, что способствует увеличению перевозок грузов и пассажиров.

Всего лишь 80 лет назад было сложно представить, что практически каждая вторая семья в России (по данным ВЦИОМ) будет владеть автомобилем. Этому способствует рост экономического благосостояния граждан, личная потребность, статусность. Также рост количества автомобилей связан с увеличением их производства в России - все большее количество зарубежных автоконцернов открывают свои филиалы в разных регионах страны.

В Республике Мордовия, как и в целом по России, количество автомобилей стремительно возрастает. В 2014 году в Республике количество автомобилей на 1000 жителей равняется 222. На улицах г. Саранска и других населенных пунктах Мордовии можно видеть большое количество, как отечественных автомобилей, так и иномарок. Выбор автомобиля того или иного производителя зависит от количества денежных средств, которые потратятся на его покупку и содержание автомобиля, а также от личных предпочтений потребителя.

В июле 2014 года был проведен социологический опрос автовладельцев г. Саранска. В

ответах на такой вопрос как средний доход автовладельца, количество автомобилей в семье,

1

респонденты указывали марки и модели своих автомобилей, каким образом покупка автомобиля была оплачена, в каком регионе он был куплен, устраивает он или нет, и если нет, то какой бы автомобиль хотелось бы приобрести. Особый упор в исследовании был сделан на вопросы, связанные с выбором модельного ряда автомобилей и на региональную принадлежность покупки.

В данном анкетировании приняло участие 115 человек. Опрос проводился на территории предприятия ООО «САРАНСКМОТОРС», а также на улицах г. Саранска и в парке культуры и отдыха им. А.С.Пушкина. Все респонденты - автовладельцы разного возраста с различным ежемесячным доходом. В представленной таблице 1 перечислены все те марки и модели автомобилей (в том числе, средние рыночные цены на них), которыми обладают опрошенные респонденты.

Таблица 1

Средняя рыночная стоимость распространенных автомобилей в Республике Мордовия

(в расчет берется и средняя стоимость автомобиля на вторичном рынке) [2; 3; 4]

Марки и модели автомобилей Кол-во, шт. Средняя рыночная стоимость, тыс. руб.

ВАЗ 2114 10 122

ВАЗ 21116(Lada Priora) 9 290

Renault Sandero 8 375

Renault Megan 6 300

ВАЗ 2121 "Нива" 6 190

Shevrolet Niva 6 297

ВАЗ 2110 5 110

Renault Duster 5 630

Volkswagen Polo 4 380

Hyundai Solaris 4 420

AUDI 100 4 109

Suzuki SX4 4 425

Ford Focus 3 473

Nissan Almera 3 275

KIA Rio 3 413

Hyundai I30 3 547

Волга 2130 2 87

YAZ PATRIOT 2 461

Toyota Corolla 2 741

Lada Granta 2 280

AUDI 80 2 102

Nissan Qashqai 2 654

Chevrolet Spark 2 444

Volkswagen Touareg 1 890

Продолжение Таблицы 1

Toyota Land Cruiser 1 1027

ОКА 1 77

Москвич 412 1 -

Ваз 21099 1 98

Ваз 2108 1 80

Ваз 2106 1 79

ВАЗ 2105 1 68

Volvo S40 1 698

Volswagen Transporter 1 1092

UZ-Daewoo Nexia 1 250

Subaru Forester 1 457

Shevrolet Orlando 1 601

Shevrolet Lacetti 1 301

Mitsubishi Galant 1 591

BMW X1 1 805

BMW 5 1 901

Alfa Romeo 156 1 420

Российский автомобильный рынок растет с каждым месяцем. И каждые тридцать дней в стране хозяина обретают примерно 250 тысяч автомобилей. Самой распространенной маркой автомобиля в России, так и в Мордовии, согласно объемам продаж, остается отечественная Lada [5]. Достойное место по продажам занимает Renault. С каждым месяцем отмечается рост спроса на этот автомобиль. В лидеры так же попали Toyota, Volkswagen, Hyundai, Nissan, Ford и Daewoo. Стоит отметить, что снижение объема продаж специалисты наблюдают у автомобиля марки Daewoo.

Согласно результатам анкетирования (табл. 1) самыми распространенными автомобилями являются представители Волжского автомобильного завода - ВАЗ 2114 и Lada Priora. Но спрос на данные модели постепенно снижается. Это связано со снятием с производства семейства Lada Samara, куда и входила ВАЗ 2114 и с увеличением продаж новой модели АвтоВАЗа - ВАЗ 2190 (Lada Granta), которая по итогам прошлого года является самым продаваемым автомобилем в России. Одной из самых популярных иномарок является Renault Logan. Покупателей Renault Logan/Megan/Sandero и сейчас сильно привлекает «много автомобиля за такие деньги». Путь даже и дизайн машины оставляет желать лучшего, зато присутствует просторный салон с надежными силовыми агрегатами. Еще один автомобиль, который может составить достойную конкуренцию Renault Logan -это Hyundai Solaris. В прошлом году это была самая продаваемая иномарка на российском рынке [5].

Почему именно эти автомобили стали такими распространенными в Мордовии? В первую очередь это связано с классом данных автомобилей. Все они относятся к малобюджетным и среднебюджетным, то есть их ценовой диапазон колеблется от 250 до 470 тыс. рублей. Автомобили финансово доступны, их часто приобретают в кредит. Вторым фактором, который влияет на выбор автомобиля в Республике, является появление за последнее пятилетие достаточного количества дилерских центров и автосалонов, которые занимаются продажей, ремонтом и обслуживанием автомобилей известных брендов. К ним относят:

• Луидор Саранск

• Империя Авто

• Саранскмоторс автосалон-техцентр

• Автосалон Renault

• Юкон - Авто

• Автомобильный салон Автостиль

• МордовУАЗсервис

• Магазин Салон

• ОАО Саранск-Лада

• Все авто - официальный дилер Nissan в Саранске

• СЦ АвтоБизнесЦентр

• ООО Авто в миг

• Саранскмоторс +

• Автосалон Агат (дилер ОАО ГАЗ)

• Саранск-ИЖ Авто

• ООО Авто-лига

• Инвест-Автоцентр

Каждый из них занимается продажей отечественных или иностранных автомобилей, обслуживанием и ремонтом. Появление точек продаж связано с экономической заинтересованностью продавцов и автовладельцев, так как нет необходимости ехать в соседний регион и ждать длинной очереди.

Немаловажным вопросом анкетирования явилось выявление региона, где была произведена покупка автомобиля. Как и ожидалось, больше всего автомобилей было куплено в родной Республике - 75 из 115. На втором месте оказалась Пензенская область - 13, затем Самарская область - 11, Нижегородская область - 5, Москва - 5, Ивановская область - 3, Челябинская область, Чувашия и Иркутская область по 1 шт. Как показывают результаты

опроса, раньше жители Мордовии покупали автомобили преимущественно в Москве, Пензенской и Самарской областях. Почему же жители Саранска стали реже ездить в другой регион за новым автомобилем?

Постараемся ответить на данный вопрос. В столичном регионе большое количество автомобилей, как новых, так и на вторичном рынке, тем самым разнообразнее выбор. Но есть большой минус при покупке поддержанных автомобилей в Москве - зимой реагенты портят не только внешний вид транспортного средства, но и ходовые агрегаты, автомобили подвергаются большему износу.

Пензенская область - это соседний с Мордовией регион, который отличается более высокими доходами населения и более диверсифицированной сферой сервиса. Но сейчас и в г. Саранске есть достаточное количество точек продаж новых автомобилей, которые в ценовом диапазоне не многим выше, чем в соседнем регионе.

Для сравнения приведем ценовой ряд на автомобили АвтоВАЗа (базовые комплектации) в трех регионах - Республика Мордовия, Пензенская и Самарская области (табл. 2).

Таблица 2

Цена автомобилей LADA базовой комплектации в разных регионах, руб. [1; 6; 7]

Модель автомобиля Республика Мордовия Пензенская область Самарская область

LADA Granta 293600 289000 289000

LADA Kalina 331300 330500 327500

LADA Priora 375400 375400 355600

LADA Largus 363000 363000 354500

LADA 4x4 364500 364500 364500

Таким образом, проведенное исследование показало, что ехать за новым автомобилем в соседний регион не всегда выгодно. Разница в цене популярных марок и моделей автомобилей практически минимальна, а с учетом поездки в другой регион (оплата горючего и прочее) выгодно купить «на месте». Можно предположить, что с ростом доходов населения в Республике увеличится количество центров продажи разных моделей автомобилей и их обслуживающих предприятий, что и происходит в настоящее время. Жители Республики Мордовия предпочитают и более дорогие по цене автомобили (табл. 1), в семье число автомобилей увеличивается, что говорит о росте экономического благосостояния граждан, личной потребности и статусности мужского и женского населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. АвтоЦентрТольятти ВАЗ. Официальный сайт дилерского центра. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.atv.volga.ru/.

2. АвтоЯндекс. Цены и автомобили. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://auto.yandex.ru/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Расчет рыночной стоимости поддержанного автомобиля. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://autokadabra.ru/shouts/51299.

4. Расчет средней стоимости автомобиля. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pochem-avto.ru/.

5. Самые популярные автомобили в России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uznayvse.ru/interesting-facts/samyie-populyarnyie-avtomobili-v-rossii.html.

6. СураЛада. Официальный сайт дилерского центра. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.suralada58.lada.ru/.

7. СаранскМоторс. Официальный сайт дилерского центра. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.region-13.lada.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.