Научная статья на тему '50 лет АвтоВАЗ: пао "АвтоВАЗ" сегодня и перспективы развития'

50 лет АвтоВАЗ: пао "АвтоВАЗ" сегодня и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1199
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / AUTOMOBILE INDUSTRY / ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ / CARS / БРЕНД / BRAND / ДОЛЯ РЫНКА / MARKET SHARE / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ / STRATEGIC GOALS / ОБЪЕМ ПРОДАЖ / SALES VOLUME / САНКЦИИ / SANCTIONS / СТАГНАЦИЯ / STAGNATION / КОРРЕЛЯЦИЯ / CORRELATION / МОНОЗУКУРИ / MONOZUKURI / РЕБРЕНДИНГ / REBRANDING / КУРС НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ / NATIONAL CURRENCY EXCHANGE RATE / СТОИМОСТЬ БАРРЕЛЯ НЕФТИ / OIL BARREL COST / ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ / GROSS PROFIT / ОПЕРАЦИОННАЯ ПРИБЫЛИ / OPERATING PROFIT / ПРИБЫЛЬ ДО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / PROFIT BEFORE TAXATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курилов Кирилл Юрьевич, Курилова Анастасия Александровна

ПАО «АВТОВАЗ» является крупнейшим производителем легковых автомобилей и крупнейшей производственной площадкой в Европе. История ПАО «АВТОВАЗ» началась 20 июля 1966 года с принятием правительством СССР постановления о начале в городе Тольятти строительства автомобильного завода обеспечивающего выпуск более полумиллиона автомобилей класса «B» в год. Данная дата используется как дата дня рождения ПАО «АВТОВАЗ», который в то время именовался Волжским автомобильным заводом. Первоначальным донором технологий стала компания FIAT c которым министерство автомобильной промышленности СССР заключило протокол, о научно-техническом сотрудничестве предусматривающий использование технологий компании для производства автомобиля на базе FIAT 124. Причина создание в СССР нового предприятия по производству автомобилей было связано с низкой автомобилизацией населения СССР до запуска производственных мощностей Волжского автомобильного завода в стране производилось меньше 150 тыс. шт автомобилей в год. Также строительство нового автомобильного завода в СССР позволило преодолеть структурный кризис плановой экономики за счет появления нового сегмента потребительского рынка связанного с продажей запасных частей, техническим обслуживанием автомобилей и другими сопутствующими товарами и услугами. В настоящее время ПАО «АВТОВАЗ» входит в состав Альянса Рено-Ниссан и является его крупнейшей производственной площадкой в России. На производственной площадке в Тольятти осуществляется выпуск автомобилей четырех брендов Datsun, LADA, Nissan и Renault. Финансовое состояние общества досочно сложная, но в 2016 году реализуется эффективная программа стратегического развития компании, которая предусматривает укрепление имиджа бренда, сокращение затрат и обеспечение уровня безубыточности к 2018 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

50 YEARS AVTOVAZ: PJSC AVTOVAZ TODAY AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT

JSC AVTOVAZ is the largest manufacturer of passenger cars and the largest production site in Europe. The history of PJSC AVTOVAZ began on July 20, 1966, with the adoption by the USSR government of a decree on the construction of an automobile plant in Togliatti that provides the production of more than half a million cars of class "B" per year. This date is used as the date of birth of PJSC AVTOVAZ, which at that time was called the Volzhsky Automobile Plant. The initial donor of technologies was FIAT, with which the Ministry of Automotive Industry of the USSR signed a protocol on scientific and technical cooperation envisaging the use of the company's technologies for the production of a car based on FIAT 124. The reason for the creation of a new car manufacturing enterprise in the USSR was due to the low motorization of the population of the USSR The launch of production facilities of the Volga Automobile Plant in the country produced less than 150 thousand cars per year. Also, the construction of a new automobile plant in the USSR made it possible to overcome the structural crisis of the planned economy through the appearance of a new segment of the consumer market associated with the sale of spare parts, the maintenance of cars and other related goods and services. Currently, PJSC AVTOVAZ is a part of the Renault-Nissan Alliance and is its largest production site in Russia. At the production site in Togliatti, four brands are produced: Datsun, LADA, Nissan and Renault. The financial condition of the company is very complex, but in 2016 an effective program of strategic development of the company is implemented, which provides for strengthening the brand image, reducing costs and ensuring the breakeven level by 2018.

Текст научной работы на тему «50 лет АвтоВАЗ: пао "АвтоВАЗ" сегодня и перспективы развития»

УДК 338.24.01

50 ЛЕТ АВТОВАЗ: ПАО «АВТОВАЗ» СЕГОДНЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

© 2017

Курилов Кирилл Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Курилова Анастасия Александровна, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Финансы и кредит» Тольяттинский государственный университет (445667, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: [email protected])

Аннотация. ПАО «АВТОВАЗ» является крупнейшим производителем легковых автомобилей и крупнейшей производственной площадкой в Европе. История ПАО «АВТОВАЗ» началась 20 июля 1966 года с принятием правительством СССР постановления о начале в городе Тольятти строительства автомобильного завода обеспечивающего выпуск более полумиллиона автомобилей класса «В» в год. Данная дата используется как дата дня рождения ПАО «АВТОВАЗ», который в то время именовался Волжским автомобильным заводом. Первоначальным донором технологий стала компания FIAT c которым министерство автомобильной промышленности СССР заключило протокол, о научно-техническом сотрудничестве предусматривающий использование технологий компании для производства автомобиля на базе FIAT 124. Причина создание в СССР нового предприятия по производству автомобилей было связано с низкой автомобилизацией населения СССР - до запуска производственных мощностей Волжского автомобильного завода в стране производилось меньше 150 тыс. шт автомобилей в год. Также строительство нового автомобильного завода в СССР позволило преодолеть структурный кризис плановой экономики за счет появления нового сегмента потребительского рынка связанного с продажей запасных частей, техническим обслуживанием автомобилей и другими сопутствующими товарами и услугами. В настоящее время ПАО «АВТОВАЗ» входит в состав Альянса Рено-Ниссан и является его крупнейшей производственной площадкой в России. На производственной площадке в Тольятти осуществляется выпуск автомобилей четырех брендов - Datsun, LADA, Nissan и Renault. Финансовое состояние общества досочно сложная, но в 2016 году реализуется эффективная программа стратегического развития компании, которая предусматривает укрепление имиджа бренда, сокращение затрат и обеспечение уровня безубыточности к 2018 году.

Ключевые слова: автомобильная промышленность, легковые автомобили, бренд, доля рынка, стратегические цели, объем продаж, санкции, стагнация, корреляция, Монозукури, ребрендинг, курс национальной валюты, стоимость барреля нефти, валовая прибыль, операционная прибыли, прибыль до налогообложения.

50 YEARS AVTOVAZ: PJSC AVTOVAZ TODAY AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT

© 2017

Kurilov Kirill Yuryevich, candidate of economic sciences, associate professor of «Finance and Credit» Kurilova Anastasia Alexandrovna, Ph.D., professor of «Finance and Credit» Togliatti State University (445667, Russia, Togliatti, Belorusskaya street, 14, e-mail: [email protected])

Abstract. JSC AVTOVAZ is the largest manufacturer of passenger cars and the largest production site in Europe. The history of PJSC AVTOVAZ began on July 20, 1966, with the adoption by the USSR government of a decree on the construction of an automobile plant in Togliatti that provides the production of more than half a million cars of class "B" per year. This date is used as the date of birth of PJSC AVTOVAZ, which at that time was called the Volzhsky Automobile Plant. The initial donor of technologies was FIAT, with which the Ministry of Automotive Industry of the USSR signed a protocol on scientific and technical cooperation envisaging the use of the company's technologies for the production of a car based on FIAT 124. The reason for the creation of a new car manufacturing enterprise in the USSR was due to the low motorization of the population of the USSR - The launch of production facilities of the Volga Automobile Plant in the country produced less than 150 thousand cars per year. Also, the construction of a new automobile plant in the USSR made it possible to overcome the structural crisis of the planned economy through the appearance of a new segment of the consumer market associated with the sale of spare parts, the maintenance of cars and other related goods and services. Currently, PJSC AVTOVAZ is a part of the Renault-Nissan Alliance and is its largest production site in Russia. At the production site in Togliatti, four brands are produced: Datsun, LADA, Nissan and Renault. The financial condition of the company is very complex, but in 2016 an effective program of strategic development of the company is implemented, which provides for strengthening the brand image, reducing costs and ensuring the breakeven level by 2018.

Keywords: automobile industry, cars, brand, market share, strategic goals, sales volume, sanctions, stagnation, correlation, Monozukuri, rebranding, national currency exchange rate, oil barrel cost, gross profit, operating profit, profit before taxation.

История ПАО «АВТОВАЗ» началась 20 июля 1966 года с принятием правительством СССР постановления о начале в городе Тольятти строительства автомобильного завода обеспечивающего выпуск более полумиллиона автомобилей класса «B» в год. Данная дата используется как дата дня рождения ПАО «АВТОВАЗ», который в то время именовался Волжским автомобильным заводом.

Процесс создания ПАО «АВТОВАЗ» происходил в тесной взаимосвязи с крупнейшим в то время итальянским производителем автомобилей FIAT на основании подписанного между компанией FIAT и министерством автомобильной промышленности СССР протоколом о научно-техническом сотрудничестве.

Создание в СССР нового предприятия по производству автомобилей было связано с низкой автомобилизацией населения СССР - до запуска производственных мощностей Волжского автомобильного завода в стране производилось меньше 150 тыс. шт автомобилей в год. Поэтому в стране была острая потребность в доступном

и комфортном массовом автомобиле.

Следует также упомянуть значительной технологическое отставание автомобильной промышленности СССР от автомобильной промышленности развитых стран, обусловленное необходимостью ликвидации последствий второй мировой войны и концентрацией финансовых и материальных ресурсов на оборонном секторе.

Строительство Волжского автозавода было осуществлено в достаточно сжатые сроки. Начало работ по строительству производственных мощностей датируется 1967 годом, а уже в 1970 году был выпущен первый автомобиль марки ВАЗ первой модели под брендом «Жигули», который дал начало популярному в СССР, а затем и в России бренда «LADA».

Развитие производственных мощностей ПАО «АВТОВАЗ» позволило обеспечить эффективное развитие многих отраслей промышленности в СССР, но также других предприятий автомобильной промышленности страны. Постоянная работа по обновлению модельного

ряда предприятия обеспечило развитие предприятий по производству комплектующих для автомобилей марки «LADA». Также были организованы производства автомобилей мелкими сериями, а также специальных автомобилей. Открыты автосборочные предприятия по выпуску автомобилей под маркой LADA в Казасхстане, Египте, а также в других регионах России.

Хронология развития ПАО «АВТОВАЗ» представлена в таблице 1

Таблица 1 - Хронология развития ПАО «АВТОВАЗ»

Год Событие

1966 Правительством СССР принято решение о строительстве Волжского автомобильного завода в городе Тольятти. В качестве директора строящегося Волжского автомобильного завода иазначенПоляков Виктор Николаевич.

1970 Выпухцен первый автомобиль марки ВАЗ-2101.

1977 Осуществлена сборка первого автомобиля марки «Нива».

1984 Сооранпервый автомобиль марки «LADA Samara». На Волжском автомобиле началось производство линейки переднеприводных моделей.

1986 В соответствии срешеннем правительства СССРв объединении «АВТОВАЗ» создан отр а с л евой научно -т ехнич г с кий центр:

1993 Волжский автомобильный завод преобразован в открытое акционерное общество -АВТОВАЗ»:

1996 Началось производство автомобилей десятой мод ели (ВАЗ-2110)

2004 Старт производства нового семейства автомобилей— «LADA Kalina»';

2007 Старт производства нового семейства автомобилей- LADA Priora:

2008 Проведена работа по подписанию соглашения, определяющие основные параметры стратегического партнёрства с Рено.

2012 Произведен автомобиль LADA Largus - первый автомобиль спроектированный на платформе Рено-Ниссан;

2015 Осуществление стратапродаж автомобиля LADA Vesta относящегося к новому поколению производимых на ПАО 'АВТОВАЗ» автомобилей.

2016 Старт продаж автомобиля LADA XRAY являющегося компактным городским корссовероы.

дарта «Евро-5», а экспортируемые в страны ЕС - «Евро-

6».

Рассмотрим текущую динамику финансово-хозяйственной деятельности ПАО «АВТОВАЗ».

Во первых рассмотрим динамику изменения продаж на российском рынке которая представлена на рисунке 1.

Как видно из рисунка 1 на протяжении периода с 2032 по 2016 год наблюдается стагнация российского автомобильного рынка. При этом наибольшие темпы стагнации приходились на период 2013 по 2015 год. За три года этого периода объем продаж транспортных средств упал с 3,1 млн. шт. автомобилей до 1,4 млн. автомобилей т.е. почти в три раза.

Это говорит о значительных проблемах в российской экономике вызванных падением цен на нефть, санкциями США и Евросоюза, а также структурными проблемами в российской экономике.

Необходимо отметить, что ПАО «АВТОВАЗ» представляет собой уникальное предприятие, так как является крупнейшей производственной площадкой Альянса Рено-Ниссан в России. При этом производственный комплекс ПАО «АВТОВАЗ» расположенный в городе Тольятти может считаться крупнейшим автозаводом во всем мире.

Также производственная площадка в городе Тольятти представляет собой единственный завод Альянса Рено-Ниссан осуществляющий выпуск автомобилей с использованием полного цикла четырех брендов - Datsun, LADA, Nissan и Renault.

Дополнительной производственной площадкой является производственная площадка в городе Ижевске.

Данные годового отчета свидетельствуют, что численность работников по итогам 2016 года составила более чем 50 тыс. человек из них 42,7 тыс. человек в основном обществе, а именно ПАО «АВТОВАЗ».

Основным акционером Общества является нидерландская компания Альянс Ростек Ауто Б.В. которой на данный момент принадлежит более половины акций ПАО «АВТОВАЗ» (64,6 %).

Производственная статистика ПАО «АВТОВАЗ» показывает, что начиная с момента выпуска первого автомобиля предприятие произвело более чем 28,5 млн. автомобилей марки LADA сорока различных моделей.

Реализацию продукции под маркой LADA осуществляют более чем триста официальных дилерских точек по России и более тридцати во всем мире.

Шесть семейств автомобилей представляют модельный ряд LADA, в том числе:

Vesta - выпускается с 2015 года и существует пока только в модификации седан;

Автомобиль марки LADA на платформе B0.

Во-первых, это Largus производство, которого начато с 2012 года, а также Xray который выпускается с 2015 года и представляет собой компактный кросовер;

Granta - выпуск этой модели начат с 2011 года;

Priora - выпуск этого семейства осуществляется с 2007 года;

Kalina - выпуск этого семейства производится с 2004 года, второе поколение с 2014 года;

4x4 - полноприводной, автомобиль находящийся в производстве с 1977 года.

Следует отметить, что все автомобили ПАО «АВТОВАЗ» выполняют международные нормы стан-

Рисунок 1 - Динамика изменения продаж транспортных средств на российском рынке

Следует отметить корреляцию которую нетрудно между ценой на нефть и изменениями объема производства транспортных средств которую нетрудно заметить, осуществляя сравнение рисунков 1 и 2.

Рисунок 2 - Динамика изменения цены нефти Брент на мировом рынке

Принимая во внимание тенденцию к росту стоимости нефти, которая происходит на данный момент на рынке можно сделать вывод о том, что при сохранении этой тенденции рынок автотранспортных средств в России может вырасти. Сохранение негативной динамики цены на нефть повергнет рынок как минимум в стадию депрессии, а дальнейшее падение цен на нефть может вызывать дальнейшее сжатие рынка, так как к цене на нефть привязана стоимость российской валюты, значительно влияющая на стоимость транспортных средств на российском рынке. Причина этого заключается в значительной доле импортных комплектующих используемых отечественными и зарубежными производителями автотранспортных средств на территории России, а также прямая зависимость между стоимостью автомобилей иностранного производства от курса национальной валюты.

Рассмотрев динамику развития российского рынка перейдем к оценке динамки хозяйственной деятельности ПАО «АВТОВАЗ» в условиях стагнирующего авто-

мобильного рынка.

Рисунок 3 - Динамика изменения объема производства автомобилей ПАО «АВТОВАЗ» тыс. шт.

Из рисунка 3 отражающего динамку изменения объемов производства автомобилей производства ПАО «АВТОВАЗ» видно что после 2008 года динамика производственных показателей предприятия стагнирует и объемы производства приближаются к наименьшему объему производства который был достигнут в 2009 году. При этом рост автомобильного рынка, который произошёл с 2009 по 2013 год хотя и положительно повлиял на производственную деятельность ПАО «АВТОВАЗ», но при этом темпы роста производства ПАО «АВТОВАЗ» оказались ниже темпов прироста объемов продаж на рынке. Это говорит о постепенной утрате ПАО «АВТОВАЗ» своего положения на российском рынке.

Рисунок 5 - Динамика изменения прибыли (убытка _от продаж) млн. руб._

Что касается прибыли от продаж, то ее динамика тоже имеет отрицательное значение, при этом отрицательного значения прибыль от продаж достигла уже в 2013 году.

Динамика изменения чистой прибыли предприятия также является отрицательной. Последний раз компания получала прибыль в 2012 году но при этом не выплачивала дивиденды. Все это говорит о глубоком кризисе в финансово-хозяйственной деятельности ПАО «АВТОВАЗ» который усугубляется общей стагнацией на рынке автотранспортных средств в России.

В заключении подведем итого хозяйственной деятельности ПАО «АВТОВАЗ» в 2016 году.

По данным отчетности предприятия в 2016 году российский автомобильный рынок продолжил свое снижение. Продажи новых легковых автомобилей сократились на 12%. Однако, несмотря на сложные обстоятельства, бренд LADA продемонстрировал хорошие объемы продаж, которые сохранились практически на уровне 2015 года с незначительным снижением в 1%.

Рисунок 4 - Динамика изменения объема валовой прибыли млн. руб.

Проведем оценку динамики финансово-хозяйственной деятельности ПАО «АВТОВАЗ». Как видно из рисунка 4 динамика объема валовой прибыли отрицательная, при этом в 2015 году была пересечена своеобразная точка безубыточности, когда валовая прибыль предприятия стала отрицательной.

Рисунок 6 - Динамика изменения прибыли (убытка от продаж) млн. руб.

ПАО «АВТОВАЗ» удалось увеличить долю на российском рынке легковых автомобилей до 20%, т.е. каждый пятый автомобиль, проданный в прошлом году в России, - это автомобиль под брендом LADA. Как показывает анализ показателя доля рынка которую занимает ПАО «АВТОВАЗ» за последние пять лет, в 2016 году был достигнуто наибольшее значение этого показателя. При этом в условия неблагоприятной макроэкономической ситуации в 2016 году, ПАО «АВТОВАЗ» смогло увеличить консолидированную выручку на 4,8% до 184,9 млрд. руб. Операционный убыток группы сократился на 37 %.

Улучшение финансовых результатов в 2016 году было достигнуто за счет ряда интенсивных мер по оздоровлению, а именно:

- использование технологии японской технологии «Монозукури» для снижения затрат за счет дополнительной локализации производства комплектующих и мероприятий с поставщиками;

- оптимизация использования производственных площадей на производственной площадке в Тольятти за счет перевода производства с пяти сборочных линий на три, что привело как к улучшению качества, так и к повышению коэффициента использования мощностей;

- повышение эффективности работы персонала и оборудования за счет применения системы производства Альянса Рено-Ниссан, а также других эффективных практик бережливого производства;

- снижение общих и административных затрат во всей группе, включая сокращение консалтинговых расходов;

- снижение уровня запасов и оптимизация других элементов рабочего капитала.

По заверениям руководства общества безубыточный

операционный результат будет, достигнут в 2018 году. Также ожидается будущий эффект от рекапитализации ПАО «АВТОВАЗ» который будет проводиться акционерами ПАО «АВТОВАЗ».

Стратегическими целями руководства ПАО «АВТОВАЗ» в долгосрочной перспективе будет сохранение и увеличения доли рынка в России, а также увеличение экспорта на 50 %. При этом планируется дальнейшее улучшение имиджа бренда с помощью новой политики в сфере коммуникаций, ребрендинга нашей дилерской сети, а также улучшения стандартов обслуживания.

Компания активно готовится к запуску новых моделей, таких как универсал LADA Vesta SW и LADA Vesta SW Cross, которые по заверениям руководства компании, появятся на рынке во второй половине 2017 года.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод о том, что ПАО «АВТОВАЗ» является крупнейшим производителем в России и крупнейшей производственной площадкой в Европе. В настоящее время предприятие находится в затруднительном финансовом положении, однако реализация эффективной антикризисной программы может в конечном счете привести к финансовому оздоровлению предприятию и достижению им заявленных стратегических целей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Материалы сайта ПАО «АВТОВАЗ» // официальный сайт ПАО «АВТОВАЗ» [сайт]: URL: http:// http:// info.avtovaz.ru/ (дата обращения: 30.05.2017)

2. Материалы сайт OICA // официальный сайт OICA [сайт]: URL: http://www.oica.net/category/production-statistics/ (дата обращения: 30.05.2017)

Статья подготовлена в рамках работы над исследовательским проектом «К 50-летию ВАЗа: Влияние автомобилизации на социально-экономическое развитие Поволжья», поддержанным грантом Российского гуманитарного научного фонда № 16-12-63003 по результатам регионального конкурса «Волжские земли в истории и культуре России - 2016, Самарская область»

Статья поступила в редакцию 30.03.2017.

Статья принята к публикации 22.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.