Научная статья на тему 'Жизнь после ВТО'

Жизнь после ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жизнь после ВТО»

CL

о

ш

-0 л -0

с

<

Виктория МУСОРИНА

С 2008-го по 2015 год импортные пошлины на новые автомобили должны снизиться с 25 до 15%. В результате конкуренция в низшем ценовом сегменте, в котором пока еще доминирует «АвтоВАЗ», ожесточится.

Жизнь после ВТО

о

Дым Отечества

Присутствие отечественных автозаводов на рынке легковых автомобилей сокращается год от года. Если в 2005 году брэнды российских производителей занимали две трети рынка новых машин, то в 2006-м отечественных авто было продано практически столько же, сколько иномарок, при том что общий рост рынка составил 11%. По данным Объединения автопроизводителей России, производство отечественных легковых автомобилей сократилось с 1,68 млн. в 2005 году до 1,15 млн. по итогам минувшего года.

Технологическое отставание, ненадежность техники и сокращение ценового разрыва по отношению к иномаркам того же класса — вот основные претензии автолюбителей к отечественным автозаводам.

«АвтоВАЗ», например, переживает жесточайший кризис перепроизводства — авто-

заводу, судя по всему, придется остановить конвейер. По оценкам гендиректора Международной ассоциации дилеров (МАД) Юрия Целикова, запасы приблизились к 85 тыс. машин, превысив норму вдвое. Объемы продаж в сентябре-октябре падали. По информации МАД, в сентябре на внутреннем рынке было продано 46696 машин (на 24% меньше, чем в сентябре 2005 года), в октябре - 49927 (-10%).

По мнению дилеров, причина кризиса — сентябрьское повышение цен на весь модельный ряд на 4 тыс. руб. (кроме Niva, подорожавшей на 1 -3 тыс. руб.). В итоге Lada сравнялись или даже обогнали по стоимости недорогие иномарки. Для сравнения: Renault Logan можно купить сейчас за $9,5 тыс., Chevrolet Lanos — за $9 тыс., а Kalina стоит около $9,7 тыс., «десятки» — от $9,4 тыс. Правда, выпускается и продается их значительно меньше, чем «ВАЗов»: за девять ме-

сяцев 2006 года таганрогский ТагАЗ продал 25759 Hyundai Accent, а московский завод «Автофрамос» — 48818 Renault Logan. План «АвтоВАЗа» на 2006 года по «десяткам» — 197 тыс. штук.

По словам Олега Наумова, президента Российской ассоциации дилеров, у «АвтоВАЗа» был бы шанс сохранить стабильный спрос на «десятки» и Kalina, если бы их цена снизилась до $7-8 тыс. Но чтобы сделать Lada дешевле хотя бы на $1 тыс., необходима очень серьезная программа сокращения издержек, а ее нет.

Неудачным оказался запуск на СП «GM-АвтоВАЗ» старого Opel Astra под брэндом Chevrolet Viva. Продажи автомобиля так и не превысили отметку 2 тыс. машин в год. Технологически устаревшая машина оказалась слишком дорогой.

Пытаясь выйти из кризиса, еще в марте 2006 года «АвтоВАЗ» начал переговоры с

французским концерном PSA Peugeot Citroen. Через некоторое время Игорь Еси-повский, занимавший тогда пост гендиректора завода, заявил, что Peugeot Citroen выставляет недопустимое требование, претендуя на 25% акций «АвтоВАЗа».

Дешевое преимущество

Впрочем, в низшем ценовом сегменте «АвтоВАЗ» все еще остается бесспорным лидером: автомобили «классического семейства» Lada 21053 и Lada 2107 можно купить примерно за $5 тыс. Около $8 тыс. стоит Lada Samara, также находящаяся практически вне конкуренции.

Из машинокомплектов «АвтоВАЗа» на Серпуховском автозаводе (СеАЗ) собирается единственный отечественный автомобиль класса A — «Ока». После введения в июле стандарта «Евро-2» выпуск «Оки» на второй площадке — Заводе микролитражных автомобилей (ЗМА) — был прекращен, так как владелец предприятия, «Северсталь-авто», счел нецелесообразным инвестировать в модернизацию машины.

А вот СеАЗ оснащает «Оку» китайскими двигателями Tian Jin FAW и доработанными двигателями «АвтоВАЗа». В результате «Ока» стала стоить $5,5 тыс., сравнявшись по цене с «классикой» «АвтоВАЗа». Во втором полугодии 2006 года планировалось выпустить 8 тыс. машин, при том что в 2005 году на двух площадках было произведено 60 тыс. автомобилей.

В сегменте внедорожников «АвтоВАЗ» представлен «Нивой» (Lada 4x4). По первоначальному соглашению с General Motors завод должен был прекратить производство этой машины к 2006 году. Однако еще в прошлом году объем выпуска «Нивы» вырос на 37,7%, составив 29,6 тыс. Столько же планировалось произвести и в 2006 году.

В конце минувшего года руководству ВАЗа удалось сделать то, чего от него уже никто не ожидал. 23 декабря председатель совета директоров «АвтоВАЗа», гендиректор «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов и вице-президент Magna Хуберт Хедль подписали рамочное соглашение о сотрудничестве по разработке новой платформы Lada и организации в Тольятти сборочного завода. По словам г-на Чемезова, вторая очередь завода, на которой еще в середине декабря планировалось разместить сборочное производство, будет выпускать десять новых моделей самого АвтоВАЗа. Помочь в их создании и взялась канадская Magna.

Для начала канадцы завершат создание концепт-кара Lada 2116 — это обойдется российской стороне более чем в 7 млн. евро. На базе этой платформы «АвтоВАЗ» и Magna планируют разработать три автомобиля: седан (запуск на новом заводе намечен на декабрь 2009 года), универсал (июль 2010 го-

о

3 ■D

о

да) и хетчбэк (декабрь 2010 года). Стоимость всех трех машин в базовой комплектации должна вписаться в диапазон $10-12 тыс. — с учетом транспортных расходов, дилерской маржи и НДС. С конца 2010-го до 2012 года на базе этой же платформы могут быть созданы еще семь моделей: высокий хетчбэк, универсал 4х4, мини-вэн, кроссовер 4х4, мини-вэн 4х4, а самыми последними — короткий хетчбэк и спортивный хетчбэк. Впрочем, пока можно говорить о разработке лишь первых трех моделей. Планируется, что на заводе будут действовать две очереди по 220 тыс. машин в год каждая. Общая стоимость всего проекта — $1,6-1,7 млрд. Президент управляющей компании группы «АвтоВАЗ» Владимир Артяков заявил, что завод, у которого таких денег нет, может обратиться за финансированием в инвестфонд. «С новыми моделями к 2010 года доля «АвтоВАЗа» на рынке составит 28%, в 2015 году — 23%», — считает аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова. Однако пока планы остаются на бумаге, а в реальности ВАЗ скоро столкнется с серьезной проблемой ужесточения конкуренции в низшем ценовом сегменте.

Запчасти для запасного выхода

А вот для группы компаний «СОК» — многолетнего, порой скандального, партнера «АвтоВАЗа» — новые экономические реалии могут обернутся даже расширением деятельности. Еще с появлением на заводе «Рособоронэкспорта» для группы началась эпоха «рыночных» отношений. Напомним, что до этого большую часть доходов «СОК» получал на ВАЗе неофициально. Бизнес «СОКа» на ВАЗе основывался на том, что группа, контролировавшая до 50% поставок комплектующих и запчастей (вся вазовская классика на 100% собиралась из поставок «СОКа»), могла диктовать руководству завода свои условия. К примеру, распределять квоты на ма-

«Вазовская» классика по-прежнему пользуется большим спросом, но с 2008 года выпускаться не будет

шины в интересах «соковских» дилеров.

Часть прибыли от автомобильного бизнеса «СОК» инвестировал в покупку «ИжАвто» (в 2000 году) и провел его модернизацию, другую вложил в создание разветвленной дилерской сети. Была предпринята попытка запустить сборку вазовской классики на заводе «РосЛада» в Сызрани. Благодаря универсальности конвейера завода в ноябре 1999 года к «шестеркам» добавился выпуск модели BA3-21093, ставшей основной для предприятия. Однако в 2003 году производство «девяток» было перенесено на Украину, а «Нивы» — в Казахстан. «РосЛада» продолжала работать на грани рентабельности: в последние годы здесь выпускались только «шестерки», производство которых после введения требований «Евро-2» потеряло всякий смысл. По словам вице-президента «СОКа» Андрея Фролова, сегодня производственные площадки «РосЛа-ды» заморожены, а планов по их использованию у группы нет. Руководство не исключает, что завод будет продан.

B тоже время на «Ижавто» (также входит в СОК) все еще собирают «каблук» ИЖ-27175 и BA3-2104. Летом прошлого года была организована лицензионная сборка Kia Spectra—снятой с основного производства корейской модели.

Лишившись бизнеса на перепродаже комплектующих, «СОК» сконцентрировал усилия на поставке запчастей. По светотехнике, тормозным системам, радиаторам, шаровым опорам, системам отопления самарская группа завоевывает все более уверенные позиции. Запчасти «соковских» производителей покупает всеволожский Ford. Известно также, что на эту тему идут переговоры и с Volkswagen. Уже сегодня в груп-

О

о

пе строят планы о создании совместных предприятий с поставщиком светотехники для Fiat и итальянской компанией Avel, с крупным западным производителем автокомпонентов Magna International. К тому же «СОК» создал СП со словенским производителем комплектующих TRV Group — чтобы совместно наладить выпуск автомобильных сидений.

Обрыв «Волги»

Не переживет вступления России в ВТО весьма престижная в советские времена «Волга»: ориентировочные сроки снятия ее с конвейера — 2010-2011 годы.

Впрочем, такие планы обсуждались намного раньше—летом 2005 года, после прихода в группу ГАЗ Эрика Эбер-хардсона в качестве заместителя гендиректора по стратегическому развитию. Однако уже в марте 2006 г. под давлением дилеров гендиректор УК «Руспромавто» Максим Авдеев заявил, что выпуск будет продолжен. По его словам, ГАЗ модернизирует автомобиль, в частности усовершенствует задний мост и коробку передач, а также обновит дизайн и интерьер салона. Теперь ГАЗ наращивает долю автомобилей «Волга» с двигателем Chrysler. Эта модификация должна была составить треть в общем объеме выпуска 2006 года (19 тыс. автомобилей). Тем не менее в группе осознают, что дни «Волги» уже сочтены.

В качестве замены было решено приобрести лицензию на производство одноплат-форменников Chrysler Sebring и Dodge Stratus. О покупке оборудования для выпуска этих машин (также снятых с основного производства) ГАЗ объявил весной. Произ-

Горьковский автозавод решил попробовать себя в более высоком ценовом сегменте: вместо «Волги» по цене $8,4 тыс. выпускать Chrysler по $17-20 тыс.

водство автомобилей, модернизированных канадской группой Magna и снабженных собственным брэндом ГАЗа, должно начаться на Горьковском автозаводе в 2008 году. Новые автомобили окажутся в более высоком ценовом сегменте: в то время как «Волга» стоит от $8,4 тыс., ориентировочная стоимость автомобилей на платформе Chrysler — $17-20 тыс. Эта же платформа должна послужить основой для разработки легкого коммерческого автомобиля грузоподъемностью около 1 тонны, сроки постановки которого в производство пока не называются.

Корейские «Патриоты»

Управляющая компания «Северсталь-авто» (ОАО «УАЗ», ОАО «ЗМЗ», ОАО «ЗМА») сегодня представлена собственными моделями в сегменте внедорожников. Это — UAZ Patriot и Hunter , а также LCV («буханка» с кузовом фургон, микроавтобус, малотоннажный грузовой автомобиль). Именно внедорожники компания сделала основой стратегического развития. Свою долю на рынке, составляющую сейчас около 16%, «Северсталь-авто» собирается довести до 25%. При этом планируется сокращать присутствие в низшем ценовом сегменте и увеличивать в высшем.

Hunter, который стоит от $9,5 тыс., постепенно должен уступить место Patriot (от $15 тыс.). А наращивание выпуска корейских внедорожников SsangYong (от $30 тыс.) должно улучшить и без того самую образцовую в отрасли финансовую отчетность

холдинга.

Сейчас, как сообщили нам на предприятии, рассматривается возможность использования платформы SsangYong для «УАЗа». Это позволит технологически усовершенствовать модель, при этом эффект синергии должен предотвратить серьезный рост цены на Patriot. Сегодня на машину уже ставится иранская панель приборов.

Кроме того, на площадке ЗМА «Северсталь-авто» начал лицензионную сборку автомобилей Fiat. 1 декабря стартовало производство первой модели — малолитражного седана Fiat Albea стоимостью от 315 тыс. руб. Позже планируется начать выпуск коммерческой модели Fiat Doblo и седана Fiat Linea. Также ОАО «Северсталь-авто» получило права эксклюзивного импортера SsangYong и Fiat, что позволяет компании зарабатывать и на производстве, и на розничных продажах автомобилей этих марок.

Лучше поздно, чем никогда

Российское правительство все еще готово тратиться на поддержку отечественной автомобилестроительной промышленности. В ближайшие три года автопром получит более миллиарда долларов бюджетных средств. Предполагается, что на эти деньги на отечественных заводах внедрят современные технологии, разработают новые модели. В результате чиновники надеются увеличить экспорт отечественных машин на 30% и сохранить для российского автопрома половину внутреннего рынка.

Цель программы, разработанной на 2007-2011 годы, — поднять технологический уровень производства. Планируется, в частности, разработать энергосберегающие установки, которые бы отвечали требованиям экологической безопасности. Кроме того, предлагается создать перспективные модели автомобилей, работающих на альтернативных видах топлива. В Минпромэнерго сообщили, что в 2007 году на выполнение поставленной задачи будет выделено 11,3 млрд. руб., а в 2008-м — уже 21,9 млрд. руб. Рассчитывать на эти деньги сможет любая российская автопромышленная компания, которая подаст заявку о рассмотрении своего инвестиционного проекта.

Эксперты отмечают, что заниматься поддержкой автопрома нужно было еще несколько лет назад. «Автопром находится сейчас в ужасном состоянии. Однако не хотелось бы, чтобы он «загнулся», ведь иначе без работы могут остаться 15 млн. человек, — считает депутат Геннадий Селезнев. — Себестоимость наших машин очень высока, поэтому они и неконкурентоспособны, однако если поощрять производителей автомобилей за их инновации, то выиграют от этого и государство, и автопром».

реальный сектор | npßmüe инвестиции / №pi (57) дрр7|

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.