Научная статья на тему 'Совершенствование государственного управления в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами РФ в контексте политической культуры общества'

Совершенствование государственного управления в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами РФ в контексте политической культуры общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
492
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ГРАЖДАНАМИ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / TUTORSHIP AND GUARDIANSHIP AUTHORITIES OVER MINOR CITIZENS / POLITICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хорошкевич Наталья Геннадьевна

В статье рассматривается государственное управление сферой опеки и попечения несовершеннолетних граждан в России как социальный институт в контексте общественного развития. Последнее всегда отражается в политических ценностях, господствующих в обществе. В работе сделаны выводы, касающиеся функционирования социального института опеки и попечения детей-сирот. Рассмотрены его основные акторы. Постиндустриальный тип общества признан как наиболее благоприятный тип общества в сравнение с ранее существовавшими обществами для опеки и попечения детей-сирот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Хорошкевич Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvementof state and municipal management in the field of guardianship over minor citizens in Russia in the contextofthe historical development of society

To article public administration by the sphere of guardianship and care of minor citizens in Russia as social institute in the context of social development is considered. The last is always reflected in the political values dominating in society. In work the conclusions concerning functioning of social institute of guardianship and care of orphan children are drawn. His main actors are considered. The post-industrial type of society is recognized as optimum type of society in comparison with earlier existing societies for guardianship and care of orphan children.

Текст научной работы на тему «Совершенствование государственного управления в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами РФ в контексте политической культуры общества»

УДК 31

Хорошкевич Наталья Геннадьевна

кандидат социологических наук, доцент кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

natali.khoroshckewitch@yandex.ru

Natalya G. Horoshkevich

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of Theory, Methodologies and Legal Support State and Municipal Administration, Ural Federal University of the First President of Russia B.N. Yeltsin

natali.khoroshckewitch@yandex.ru

Совершенствование

государственного управления в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами рф в контексте политической культуры общества

Improvementof state

and municipal management in the field of guardianship over minor citizens in russia in the contextofthe historical development of society

Аннотация. В статье рассматривается государственное управление сферой опеки и попечения несовершеннолетних граждан в России как социальный институт в контексте общественного развития. Последнее всегда отражается в политических ценностях, господствующих в обществе. В работе сделаны выводы, касающиеся функционирования социального института опеки и попечения детей-сирот. Рассмотрены его основные акторы. Постиндустриальный тип общества признан как наиболее благоприятный тип общества в сравнение с ранее существовавшими обществами для опеки и попечения детей-сирот.

Ключевые слова: органы опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами, политическая культура.

Annotation. To article public administration by the sphere of guardianship and care of minor citizens in Russia as social institute in the context of social development is considered. The last is always reflected in the political values dominating in society. In work the conclusions concerning functioning of social institute of guardianship and care of orphan children are drawn. His main actors are considered. The post-industrial type of society is recognized as optimum type of society in comparison with earlier existing societies for guardianship and care of orphan children.

Keywords: tutorship and guardianship authorities over minor citizens, political culture.

В настоящее время проблема защиты интересов детей, оставшихся без опеки и попечения родителей, актуальна во многих странах. В России, по данным многочисленных исследований, очень большое количество детей остается без опеки и попечения родителей. Проблема опеки детей-сирот касается не только данной группы населения, она касается всего общества. Общество не может быть гуманным, если не заботится о слабозащищенных слоях населения. Это может коснуться любой семьи, даже очень благополучной на данный момент времени. Таким образом, сегодня актуально проведение активной политики со стороны государственных органов власти в сфере опеки и попечительства несовершеннолетних граждан.

В статье проблема опеки и попечения детей рассматривается с социологических позиций, а

именно: с позиции работы социального института опеки и попечения в отношении детей, оставшихся сиротами или без опеки и попечения со стороны родителей. В нем действуют три наиболее активных актора: дети, оставшиеся без опеки и попечения родителей, опекуны или попечители и государственные органы власти.

Автор статьи - сторонник линейных теорий развития. В статье исследуется развитие опеки и попечения несовершеннолетних граждан как социальный институт, в контексте общественного развития, где сменяются три типа общества, согласно концепции Д. Белла: традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. Наиболее важные моменты, особенности общественного развития всегда выносятся на политический уровень. В этой связи общественное развитие можно достаточно четко просте-

лить через изменение политических ценностейв обществе, основных компонентов политической культуры. Именно изменение политических ценностей и норм в наиболее гуманную сторону -одни из важнейших показателей развития общества и на фоне всего вышеназванного развития социального института опеки и попечения детей-сирот в России.

Опека и попечительство несовершеннолетних граждан - это социальный институт. Это можно доказать, если сравнить деятельность субъектов в этой сфере с характеристиками социального института.

Сегодня, чаще всего, выделяют следующие характеристики социального института: сложная социальная практика - это отклик на общественную потребность, жесткий социальный контроль посредством санкций (позитивных и негативных), многочисленность, выполняет определенные функции, это устоявшаяся во времени практика.

Если рассматриватьсоциальное явление опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами, то можно сказать, что это , действительно, социальная практика. Так, по мнению Э. Гидденса, социальные практики - это использование индивидом разных методов и техник в той или иной тематической ситуации [1, с. 123].

Как известно, социальный контроль состоит из нормативных образцов и санкций. При этом санкции есть как положительные, так и отрицательные. В настоящее время на законодательном уровне закреплены нормы, регулирующие социально-партнерские отношения в трудовой сфере. Также законодательно определены санкции за несоблюдение законодательно установленных норм.

В статье рассматривается история деятельности органов государственной власти в сфере опеки и попечения детей-сирот, начиная с Киевской Руси и до настоящего времени. Хотя нужно заметить, что институт опеки и попечительства сирот появился раньше, чем в эту сферу стала вмешиваться государственная власть.

На Руси к детям-сиротам оно было двойственным. С одной стороны, в традиционном обществе, в период, когда население занято в сельском хозяйстве, производительность труда низкая, хозяйство зависит от капризов погоды, сложно выжить даже взрослому человеку. Основная масса населения проживают большой семьей и ведут собственное хозяйство. Однако хозяйство дает мало прибыли [2, с. 169]. Взять чужого ребенка на воспитание, тем более проблематично. Но, с другой, бросить его на произвол судьбы -большой грех. В этой ситуации сироту брали на воспитание ближайшие родственники, даже если сами жили бедно. В семье родни сироты часто оказывались в положении прислуги. Но все-таки их кормили, они не мерзли на улице, им доставалась одежда [3].

Но, уже в период Киевской Руси государство начинает вмешиваться в процесс опеки и попе-

чения сирот, что отражено в нормативно-правовых актах того периода. Это - Церковный устав (996 г.). Согласно данному документу, духовенство должно было заботиться о сиротах [4, с. 101]. Согласно дошедшим до сегодняшнего времени сведениям, вначале «необходимость в опеке возникала ради соблюдения имущественных интересов родственников осиротевшего ребенка в случае его смерти и представляла собой «право этих родственников». Об этом упоминается в Русской Правде, сборнике правовых норм Киевской Руси 1016 г.

Постепенно права опекуна детализируются в правовом плане. Расширяется круг возможным опекунов. Возникает опека по назначению органами, у которых были властные полномочия. Опекун из полновластного распорядителя имуществом опекаемого становится представителем интересов этого сироты [5, с. 3-9]. Многие русские князья также занимались благотворительностью, в том числе, помогали и детям-сиротам. Однако в этот период еще отсутствует государственная система опеки и попечительства над детьми-сиротами. Только в период правления Ивана Грозного забота о детях сиротах стала одной из функций государства. Это было поручено церковному патриаршему приказу [6].

В 1724 г. Петр I издает Инструкции о магистратах. Теперь, согласно этому документу, магистраты будут осуществлять надзор за детьми-сиротами. Для детей назначали опекунов из числа их родственников или тех, кто выражал желание о них заботиться. При госпиталях открывать детские комнаты, куда принимать брошенных матерями младенцев. Так постепенно государственная власть берет себе заботу о сиротах. Роль церкви в опеке сирот стала снижаться [3].

В период правления Екатерины II вышел Указ «Учреждения для управления губерний», где также говорилось об опеке над сиротами. Опекой стали заниматься особые учреждения. Это зависело от сословной принадлежности ребенка-сироты и его опекуна. Наиболее тщательно регламентировалась опека в дворянском сословии. В Указе определялись требования к кандидатуре опекуна, противопоказания к опеке. Теперь цель у опекунов и попечителей была одна - охрана интересов несовершеннолетнего [7]. Однако законодательство того периода не было детализировано. Среди опекунов и попечителей часто встречались бесчестные люди, злоупотреблявшие своими опекунскими правами. В крестьянской среди законодательство об опеки и попечительстве еще чаще нарушалось чем в других сословиях [8].

Однако, несмотря на все преобразования в сфере опеки и попечения сирот, в период существования традиционного общества было гораздо больше нарушений в работе государственных служащих, в том числе, и в сфере опеки и попечения детей-сирот. Период соответствия их деятельности занимаемой должности, контроль за нарушениями с их стороны, начнется только в XIX в., в период становления «веберовской бюрократии». Государство в этот период только

пытается контролировать процесс опеки и попечения детей, оставшихся сиротами.

Политическое равенство, равенство всех перед законом, социальная справедливость, гуманизм -эти ценности не выносятся на политическое обсуждение на данном этапе развития общества. Это ценности следующего этапа - этапа индустриального общества. Госслужащие не аполитичны. Материально они зависят от непосредственного руководства. Широко действует принцип личной преданности [9, с. 62-63]. Государственные служащие, занятые в сфере опеки и попечения детей сирот не были исключением среди данной социально-профессиональной группы этого периода развития общества.

Однако общество продолжает развиваться. В XVI1—Х1Х ряде европейских стан совершаются буржуазные революции, основными лозунгом которых был: «Свобода, равенство и братство». Постепенно отменяются законы о сословном неравенстве. Граждане уравниваются в правах. С развитием капиталистических отношений происходит укрупнение производства, которое требует четких знаний, квалифицированных сотрудников, в том числе и в сфере государственного управления. В этой связи меняется система органов государственной власти. Увеличиваться численность государственных служащих, спектр их должностей. Возрастают требования к чиновникам. В XIX веке в европейских странах, США и России стала создаваться, так называемая, бюрократическая административная система управления. Конкретизируются и ужесточаются требования к государственным служащим в России дореволюционного периода.

В целях обеспечения государственной службы компетентными исполнителями система подготовки и отбора на государственную службу продолжает совершенствоваться. Для этого в России были приняты такие нормативно-правовые акты, как: Указ «О правилах производства в чины по государственной службе и об испытаниях в науках для производства в коллежские асессоры и статские советники», «Устав о службе гражданской». «Положение о порядке производства в чины по гражданской службе». Был определен-порядок прохождения государственной службы, профессиональные характеристики государственных служащих» [10].

Все вышеизложенные факторы создают более благоприятные условия для развития сферы и опеки и попечения детей-сирот. Требования к государственным служащим, осуществляющими управление сферой опеки и попечения детей-сирот, становятся более определенными и строгими.

Увеличивается количество учреждений, где воспитываются дети, оставшиеся без родителей. XIX век был рассветом приютов в России. Стали открываться частные приюты, т.е. не государственные и не монастырские. К 1889 году только в Москве было 42 учреждения для детей-сирот. С 1895 по 1917 год в России действовала система детских семейных приютов трудолюбия. Их на-

звали «Ольгинские», в честь рождения княгини Ольги. В эти учреждения принимали детей вне зависимости от их сословной принадлежности и вероисповедания. Это было новым решением в сфере опеки со стороны государственных органов власти [3].

После Октябрьской революции советское правительство ликвидировало все приюты, открытые в царской России, и были учреждены детские дома. Нужно отметить, что Октябрьская революция в России также преследовала благую цель, и тоже пыталась воплотить идеи равенства, братства, справедливости. Другое дело, как эти идет воплощались в сфере опеки и попечения, особенно в первые годы существования СССР.

В 1920-е годы стала развиваться система детских домов. В этих учреждениях внедрялся новый тип государственного воспитания детей. Он должен был воплотить главную идею коммунистического воспитания - воспитание детей за счёт государства. Согласно Декрета об охране здоровья матери и ребёнка, вышедшего 31 января 1918 года, материнство было признано социальной функцией женщины [11]. Семейное воспитание считалось временным. Ему на смену должно было прийти общественное или социальное воспитание. По этой причине ребёнка чаще всего помещали в любое социальное учреждение, а не искали для него семью, готовую взять его на воспитание [11].

После Великой Отечественной войны и в последующие годы существование Советского Союза сфера опеки и попечения детей продолжала развиваться. Стали открывают школы-интернаты. Они были предназначены не только для детей-сирот, но и для детей, воспитываемых одинокими матерями, инвалидами войны и труда, пенсионерами, а также детей, чьим родителям по разным причинам (плохие жилищные условия, проблемы со здоровьем, и т.д.) была необходима помощь государства [11].

В РСФСР опека над несовершеннолетними регулировались достаточно подробно Кодексом законов. Это - Брачный, Семейный Кодексы и Опекунское право. Перемены в нормативно-правовом регулировании деятельности по опеке (попечительству) произошли в Кодексе о браке и семье РСФСР 1969 г. В нем не упоминается опека. В тексте присутствует понятие «цели опеки (попечительства)». Четко определены его органы и их функции. Большей детализации подверглись правила, регулирующие процесс освобождения от роли опекуна (попечителя). Кодекс стал более качественным [7].

XX век - для России - это век индустриального развития. В нашей стране, также как и в США, европейских странах развивается индустриальное производство. В политическом плане - это век демократических преобразований. На этом этапе общественного развития на политическое обсуждение выносятся и претворяются в жизнь такие ценности как: права и свободы личности, равноправие, законность, гласность, открытость,политический плюрализм, парламента-

ризм, высшая власть в государстве принадлежит народу, выборность представительных органов, гражданское общество, патриотизм, правовое государство [12, с. 243-247].

Меняются ценности в обществе и способы их реализации. Сегодня в России действуют такие демократические институты как: всеобщее тайное голосование, всенародный референдум, многопартийность, регламентирована деятельность политических партий и общественных организаций, установлены нормы, касающиеся предвыборной агитации, пропаганды и т.д., что закреплено на законодательном уровне. Принят комплекс нормативно-правовых актов, регламентирующих процесс выборов. Например, Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральный закон от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», Федеральный закон от 12 мая 2009 года № 95-ФЗ «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами» и т.д.

Сфера работы с детьми, особенно с детьми-сиротами, требует более чуткого отношения к ним, и учетов интересов, в первую очередь, ребенка. В 1990 г. Россия ратифицировала Конвенцию о правах ребёнка и тем самым признала приоритетным воспитание ребенка в семье.

В настоящее время на территории РФ деятельность в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами регулируют следующие нормативно-правовые акты: Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ, Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ, Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и т.д.

Но это - достижения индустриального общества. Сегодня западные страны и Россия пытаются построить постиндустриальное общество, которое признается многими учеными более прогрессивным в сравнении с более ранними типами обществ. Постиндустриальное общество предполагает доминирование абстрактных, интенсивное развитие новых технологий, инноваций, ведущих к интенсивному развитию производства; ускорение темпа жизни в обществе; и если индустриальное общество определяется уровнем жизни, то «постиндустриальное обще-

ство определяется качеством жизни, измеряемым услугами и различными удобствами - здравоохранением, образованием, отдыхом и культурой, - которые становятся желанными и доступными для каждого» [2, с. 171]. В ценностном плане осуществляется переход от материалистических ценностей к ценностям постматериальным. Сегодня «... исторически беспрецедентная степень экономической безопасности, ... в индустриальных обществах, вела к постепенному сдвигу приоритета от «материалистических ценностей (когда упор делается, прежде всего, на экономической и физической безопасности ) к ценностям «постматериальным» (когда на первый лан выдвигаются самовыражение и качество жизни) [13, с. 7].

В постиндустриальном обществе главная ценность - это человек. И политические ценности также меняются. К ним можно отнести: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, мир, на достоинство, равенство перед законом, инновационность, социальную справедливость, глобализм, патриотизм, самореализацию личности и т.д. [14]. Происходит переосмысление давно существующих ценностей, таких как: социальная справедливость, свобода и ряд других.

Все сферы жизни общества становятся важными. В пользу вышеназванного утверждения свидетельствует международное законодательство. Уже Хартия Европейского Союза об основных правах от 07.12.2000: «.сводит все личные, политические и социально-экономические права воедино, признает их в качестве основных. Социальные права по своей природе хотя и сохраняют во многом программный характер, но они более не считаются второстепенными» [15]. Таким образом, можно сказать, что идет процесс уравнивания прав и отхода от деления их на основные и неосновные.

На политический уровень, все чаще стали, выносить вопросы экологии, вопросы качества жизни, проблемы культурного развития личности и общества, в том числе, и права ребенка. Именно в постиндустриальном обществе могут быть созданы наиболее благоприятные условия для защиты интересов детей, как в семьях, так и оставшихся без родителей, что обеспечено развит и е м общего благосостояния общества и нормативно-правовой базы в таких странах.

В современной России существует ряд проблем, связанных со сферой опеки и попечения несовершеннолетних граждан, приоритетным считается помещение детей-сирот в семьи. Основной проблемой здесь является выбор опекуна или попечителя. Здесь необходимы не только здоровье, дееспособность попечителей, но и важны их моральные качества, чтобы они могли воспитать ребенка достойным гражданином, подавали личный пример. Необходимо, чтобы опекуны и попечители не злоупотребляли своей властью над несовершеннолетними, не проявляли жестокости по отношению к ребенку, а последние же чувствовали себя в безопасности в новой семье. Оценка органов опеки и попечительство при вы-

боре опекунов и попечителей в этом вопросе бывает субъективной [16].

В качестве наиболее важных проблем опеки и попечительства несовершеннолетних граждан, касающихся работы органов опеки и попечения сегодня выделяют [17]:

- недостаточное кадровое обеспечение органов опеки и попечительства;

- невысокий уровень квалификации специалистов, работающих в этих структурах;

- недостаток методических рекомендаций по организации защиты прав детей;

- отсутствие образовательных учреждений, где бы осуществлялась подготовка подобных специалистов;

- недостаток средств у властных структур для повышения квалификации сотрудников органов опеки и попечительства несовершеннолетних граждан;

- недостаточный уровень материально-технического обеспечения органов опеки и попечительства по работе с несовершеннолетними гражданами;

- отсутствие единой нормативной базы, которая бы регулировала деятельность по опеке и попечительству, межведомственное взаимодействие и межмуниципальное в этой сфере, обеспечивала бы контроль за деятельностью законных представителей интересов детей.

Постиндустриальному обществу необходимы государственные служащие другой формации. Это касается и государственных гражданских служащих сферы опеки попечения детей сирот. Это должны быть служащие, в первую очередь, граждане постиндустриального общества, отвечающие всем требованиям этого общества, разделяющие его передовые ценности и нормы культуры, политической культуры, экономической культуры и т.д.

Постиндустриальное общество предполагает раскрытие способностей, удовлетворение потребностей всех граждан. В этой связи возможна наиболее полная реализация в профессиональном плане, непосредственная связанная с призванием.

В сферу работы с детьми должны идти работать граждане, не равнодушные к детям, идти работать по призванию. Когда происходит иначе, то это, более всего, сказывается на детях-сиротах, т.е., детях, защитником которых является государство. В этом состоит специфика работы государственных гражданских служащих в данной сфере. Работа по призванию в сфере опеки и попечения также лучше станет соответствовать и интересам самих государственных гражданских служащих. Это же можно сказать и обо всех остальных государственных гражданских служащих. Тогда, можно будет отметить начало нового этапа в развитии социальных институтов,

во всяком случае, касающихся государственного управления.

Итак, проанализировав развитие деятельности государственных органов власти в сфере опеки и попечительства, можно сделать следующие выводы:

- преобразования в сфере опеки и попечения детей-сирот в России всегда осуществлялись в контексте общественного развития, менялось общество - изменялись его ценности и нормы, что находило отражение в политических нормах и ценностях;

- в постиндустриальном обществе, где главная ценность - человек - наилучшие условия в сравнении с предыдущими условиями, для развития института опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами;

- в настоящее время сфера опеки и попечительства является сложившимся социальным институтом, где основную роль в регулировании его функционирования принадлежит государству;

- органы государственной власти в сфере опеки и попечительство постоянно структурировались, -увеличивалось количество их функций, и их деятельность постоянно детализировалась;

- институт опеки и попечения детей-сирот постоянно возрастал по численности;

- стала вестись специальная подготовка сотрудников для работы в государственных органах власти и непосредственно для воспитания детей-сирот;

- в ходе исторического развития общество становится более гуманным. В политическом плане -главная ценность - это человек.

- в соответствие с гуманизацией общества, изменяются нормы права. Процесс опеки и попечения детей-сирот становится все более контролируемым со стороны государства;

- политика государства направлена на определение детей, оставшихся без опеки и попечения родителей, в семьи, и если нет такой возможности, то только тогда определяет в соответствующие государственные учреждения;

- сегодня есть различные проблемы у всех акторов социального института опеки и попечительства несовершеннолетних граждан: опекаемых (находящихся на попечении), опекунов и попечителей, органов по опеке и попечительству несовершеннолетних граждан в РФ;

- входе исторического развития возросла численность этих нормативно-правовых актов, регулирующих отношения опеки и попечительства [18, с. 99];

- расширялся круг требований к опеку-ну(попечителю);

- процесс опеки(попечительства) все более законодательно регламентировался [18, с. 99];

- законодательство постоянно развивалось в сторону расширения прав опекаемого [18, с. 99];

- в постиндустриальном обществе решается проблема поступления на государственную гражданскую службу по призванию, что наиболее благоприятно скажется на детях-сиротах и государственных гражданских служащих, и на работе всего данного социального института.

В целях обеспечения работы на государственной службе по призванию, в том числе, в сфере опеки и попечения несовершеннолетних граждан, необходимо следующее:

- в настоящее время целесообразно использовать в качестве главных стимулов государственных гражданских и муниципальных служащих, предлагают в научной литературе, и используют на практике, с одной стороны, - это жесткий контроль за их деятельностью, с другой, хорошее материальное стимулирование, чтобы послед-

Литература:

1. Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс; При участии К. Бердсолл. М. : Единториал УРСС. 2005.

2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М. : Академия. 1999. С. 169.

3. Сироты на Руси: какие тяготы выпадали на долю беспризорников, и как о них заботились. URL : //https://kulturologia.ru/blogs/261217/37196/ (дата обращения 28.09.2018).

4. Лядов Л. Юридические обычаи крестьян Шуйского уезда // Ежегодник Владимирского статистического комитета. Вып. 2. Владимир, 1877. Т. I.

5. Нечаева А.М. История законодательства об опеке и попечительстве над несовершеннолетними // Законы России: опыт, анализ, практика, М., 2013. № 4.

6. Опека и попечительство как форма семейного устройства детей-сирот в РФ. URL : // http://pravo.bobrodobro.ru/54932 (дата обращения 28.09.2018).

7. Общая характеристика опеки и попечительства над несовершеннолетними. URL : //https:// studbooks.net/560447/pravo/obschaya_harakterisik a_oheki_popechitelstva_nesovershennoletnimi (дата обращения 04.03.2018).

8. Институт опеки и попечительстаа в России. URL : https://otherreferats.allbest.ru/law/00192436_ 0.Мт!(дата обращения 28.09.2018).

9. Хорошкевич Н.Г. История развития социально-профессиональной группы государственных гражданских и муниципальных служащих и ее политической культуры // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Краснодар, 2018. № 8.

ние боялись потерять работу на государственной службе. Также, пытаются применять психологические теории в управлении государственным и муниципальным аппаратом;

- в качестве основного и долгосрочного направления работы можно рассматривать повышение общего уровня благосостояния населения.

Такое решение проблемы, в какой-то мере даже является закономерным. Пусть с большими трудностями, медленно, но страна движется в сторону постиндустрии. Тогда быстрее станет развиваться государственная гражданская и муниципальная служба. Граждане станут только какую-то часть своих доходов тратить на удовлетворение жизненно важных потребностей, а остальные средства - на удовлетворение производных потребностей. Такой уровень жизни предполагает более достойный уровень оплаты труда для всего работающего населения.

Literature:

1. Giddens E. Sociology / E. Giddens; with the assistance of K. Berdsoll. M. : Edintorial URSS. 2005.

2. Bell D. Future post-industrial society. Experience of social forecasting. M. : Academy. 1999. P. 169.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Orphans in Russia: what burdens fell to lot of homeless children and as URL cared for them://https://kulturologia.ru/blogs/261217/37196/(d ate of the address 28.09.2018).

4. Lyadov L. Legal customs of peasants of the Shuysky County//Year-book of the Vladimir statistikchesky committee. Iss. 2. Vladimir, 1877. T. I.

5. Nechayeva A.M. History of the legislation on guardianship and guardianship over minors // Laws of Russia: experience, analysis, practice. M., 2013. № 4.

6. Guardianship and guardianship as a form of the family device of orphan children in the Russian Federation. URL : //http://pravo.bobrodobro.ru/ 54932 (date of the address 28.09.2018).

7. A general characteristic of guardianship and guardianship over minors. URL : //https:// studbooks.net/560447/pravo/obschaya_harakterisik a_oheki_popechitelstva_nesovershennoletnimi (дата обращения 04.03.2018).

8. Institute of guardianship and popechitelsta in Russia. URL : https://otherreferats.allbest.ru/law/ 00192436_0.html (date of the address 28.09.2018).

9. Horoshkevich N.G. History of development of social professional group of the public civil and municipal servants and its political culture // Humanitarian, social and economic and social sciences. Krasnodar, 2018. № 8.

10. Государственная (гражданская) служба конца XVIII и начала XX вв. URL : http://helpiks.org/7-50937.html (дата обращения 18.04.2018).

11. Опека и попечительство в РФ. История попечительства в РФ. Социально-экономическое положение детей в современной России. Современная государственная система защиты детей-сирот. URL : //https://lektsii.com/214238.html (дата обращения 28.09.2018).

12.Хорошкевич Н.Г. Политические ценности государственных гражданских и муниципальных служащих в современной России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. Рстов-н/Д., 2010. № 4.

13. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. 1997. № 4.

14. Богдан И.В. Политические ценности в современной России: когнитивные, эмоциональные и поведенческие аспекты // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование 2015. Т. 8. № 3.

15. Хартия европейского Союза об основных правах от 07.12.2000. URL : https://studopedia.su/ 14_42680_hartiya-evropeyskogo-soyuza-ob-osnovnih-pravah-g-obshchaya-harakteristika.html (дата обращения 18.04.2019).

16. Проблемы опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми. URL : //https:// studbooks.net/1082027/pravo/problemy_opeki_pop echitelstva_nesovershennoletnimi_detmi (дата обращения 28.09.2018).

17. Современные проблемы в системе органов опеки и попечительства. URL : //https:// studbooks.net/642287/sotsiologiya/sovremennye_pr oblemy_sisteme_organov_opeki_popechitelstva (дата обращения 10.09.2018).

18.Хорошкевич Н.Г. Совершенствование законодательства об опеке и попечительстве над несовершеннолетними гражданами в России в контексте исторического развития общества / Н.Г. Хорошкевич, С. А. Кунгурцева // Всероссийская научно-практическая молодежная конференция «Мобильность как измерение мягкой силы: теория, практика, дискурс». Екатеринбург, 2018.

10. Public (civil) service of the end XVIII and beginning of XX вв. URL : http://helpiks.org/7-50937.html (date of the address - 18.04.2018).

11. Guardianship and guardianship in the Russian Federation. Guardianship history in the Russian Federation.Economic and social situation of children in modern Russia.Modern state system of protection of orphan children. URL : //https://lektsii.com/ 214238.html (date of the address 28.09.2018).

12. Khoroshkevich N.G. Political values of judicial civil servants and municipal employees in modern Russia//State and municipal administration. SCAGS notes scientists. Rostov-on/D., 2010. № 4.

13. Inglkhart R. Postmodern: the changing values and the changing societies // Policy, 1997. № 4.

14. Bogdan I.V. Political values in modern Russia: cognitive, emotional and behavioural aspects // Problem analysis and state and administrative design. 2015. T. 8. № 3.

15. The charter of the European Union about basic rights from 07.12.2000. URL : //https://studopedia. su/14_42680_hartiya-evropeyskogo-soyuza-ob-osnovnih-pravah-g-obshchaya-harakteristika.html (date of the address 18.04.2019).

16. Problems of guardianship (guardianship) over minor children. URL : //https://studbooks.net/ 1082027/pravo/problemy_opeki_popechitelstva_nes overshennoletnimi_detmi (date of the address 28.09.2018).

17. Modern problems in the system of tutorship and guardianship authorities. URL : //https://studbooks. net/642287/sotsiologiya/sovremennye_problemy_si steme_organov_opeki_popechitelstva (date of the address 10.09.2018).

18. Horoshkevich N.G. Improvement of the legislation on guardianship and guardianship over minor citizens in Russia in the context of historical development of society / N.G. Horoshkevich; S.A. Kungurtseva // All-Russian scientific and practical youth conference «Mobility as measurement of soft power: theory, practice, discourse», Yekaterinburg, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.