Научная статья на тему 'Совершенствование государственного регулирования вопросов пожарной безопасности'

Совершенствование государственного регулирования вопросов пожарной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
170
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование государственного регулирования вопросов пожарной безопасности»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

С.В. Никонишин, Г.И. Сметанкина, к.т.н., ФГБОУ Воронежский институт ГПС МЧС России

Законодательством Российской Федерации в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений определен специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемой должностными лицами Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - ГПС).

К числу основных задач, решаемых при осуществлении ГПН, относятся:

• совершенствование государственного регулирования вопросов пожарной безопасности. Создание современной нормативно-технической базы, позволяющей поддерживать приемлемый уровень противопожарной защиты;

• непосредственная организация и осуществление мероприятий по контролю (надзору) за выполнением требований пожарной безопасности, пресечение выявленных нарушений в установленном законом порядке;

• выполнение функций органа государственного регулирования пожарной безопасности при использовании атомной энергии;

• проведение единой технической политики по гармонизации норм и правил пожарной безопасности.

В настоящее время функции по непосредственному осуществлению ГПН, выполняются личным составом ГПС МЧС России. Доля численности государственных инспекторов в общей структуре ГПС составляет около 11%. Примерно аналогичное соотношение численности органов, занимающихся контролем за выполнением требований пожарной безопасности, имеет место в Австрии, Германии, Франции, Канаде, Великобритании. Однако, например, в Японии численность личного состава, наделенного контрольными функциями, достигает 18%.

Ежегодно при осуществлении ГПН должностными лицами ГПС обследуется более 4 млн. объектов различного назначения с подготовкой соответствующих мероприятий по устранению выявленных нарушений, а также приостанавливается полностью или частично эксплуатация около 100 тыс. предприятий и 900 тыс. отдельных производственных участков, агрегатов, находящихся в пожароугрожаемом состоянии. За совершенные правонарушения к административной ответственности ежегодно привлекается до 1,2 млн человек.

Использование надзорных полномочий, в том числе административного характера, в отношении должностных лиц

организаций, юридических лиц и граждан позволило стабилизировать обстановку с пожарами в промышленности, объектах торговли и в зданиях общественного назначения. Проведенная оценка показывает, что ежегодно этими действиями предотвращается около 900 тыс. пожаров, с возможными суммарными материальными потерями в размере 75 - 85 млрд рублей.

Вместе с тем, обеспечить контроль над ситуацией с пожарами в целом не удается. Ежегодно в Российской Федерации регистрируется около 300 тыс. пожаров, которыми наносится материальный ущерб до 40 млрд рублей. При пожарах погибает свыше 18 тыс. человек, столько же получает травмы.

Наиболее сложная обстановка на протяжении последнего десятилетия отмечается в жилом секторе, где рычаги влияния государственного пожарного надзора по объективным причинам существенно ограничены. Именно на этот сектор приходится 80-90% погибших от пожаров людей и около 70% от всех пожаров.

Такое положение дел, прежде всего, обусловлено обстоятельствами экономического, социального характера, несовершенством законодательства в области пожарной безопасности. Недостаточное развитие противопожарного страхования делает невозможным задействование экономических рычагов влияния на уровень защищенности граждан и имущества от пожаров. В целом следует отметить низкий уровень защищенности интересов личности, общества и государства от пожаров.

Угроза пожара представляет собой вероятность воздействия опасных факторов пожара на человека, его собственность и среду обитания, могущие привести к гибели или травмированию людей и нанесению материального, социального или экологического ущерба.

Исходя из данного определения, проблему угрозы пожаров следует рассматривать относительно интересов конкретного человека, собственника, общества и государства.

Интересы конкретного человека (индивидуума) состоят в обеспечении личной безопасности от угрозы пожара, причем в любом месте и времени его нахождения (на работе, дома, в общественном месте и т.д.).

Интересы собственника состоят в обеспечении не только собственной безопасности от угрозы пожара, но и безопасности принадлежащей ему собственности. При этом важно принимать во внимание право собственника рисковать своим имуществом.

Интересы общества заключаются в обеспечении безопасности от пожаров среды обитания человека, предотвращении экологического ущерба, поддержании социальной стабильности и защищенности человека в обществе, создании системы обязательного и добровольного страхования ответственности.

Интересы и ответственность государства состоят в обеспечении выполнения обязательств государства перед гражданами в области пожарной безопасности и защите жизненно важных государственных объектов и систем от огня.

Поскольку интересы перечисленных выше социальных институтов и групп по отношению к проблеме пожаров далеко не всегда совпадают, это не позволяет в полной мере отказаться от форм государственного регулирования в области пожарной безопасности и административного контроля исполнения установленных требований.

Ключевым фактором в вопросе обеспечения пожарной безопасности на сегодняшний день является поиск приемлемого для государства и общества уровня затрат финансовых и материальных ресурсов, на которые граждане и государство согласны пойти, внедряя в зданиях и сооружениях, в том числе и жилом секторе, системы и средства противопожарной защиты.

Список использованной литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

2. О пожарной безопасности: федер. закон Российской Федерации от 21.12.1994 № 69-ФЗ.

3. О техническом регулировании: федер. закон Российской Федерации от 27.12.2002 № 184-ФЗ.

4. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: федер. закон Российской Федерации 22.07.2008 № 123-ФЗ.

5. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федер. закон Российской Федерации от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

6. О государственном пожарном надзоре: постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 № 820.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.