i
можностей влиять на грузоперевозки, что вызвано дополнительной стандартизацией сферы грузовых перевозок, поскольку в соответствии с законодательством регулирование данного вида перевозок проводится без дополнительной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности. Тем не менее, общие условия перевозки грузов определены транспортными уставами, кодексами, и иными документами. Ключевым является Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, в развитие которого утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом [4].
Итак, транспортная отрасль регламентирована большим количеством нормативно-правовых актов, законов, кодексов, инструкций, постановлений и прочих документов. Недостатком является отсутствие их единства (Воздушный кодекс, Водный кодекс и т. д.), например Транспортного кодекса (по аналогии с Налоговым кодексом),
который бы объединял все нормативные акты, регулирующие отрасль в целом, а не по видам транспорта.
Для эффективной государственной политики необходимо рациональное сочетание всех трех важных элементов: оценки, усиление влияния и регулирования. Таким образом, можно констатировать, что это сложный и длительный процесс, направленный на решение общественных проблем, достижение и реализация общественно значимых целей, развитие государства и его отраслей и сфер. Для этого исполнительная власть применяет правовые, экономические, административные и другие методы государственного управления исходя из ресурсного потенциала, в его распоряжении. Определена главная цель государственной политика в сфере транспортной сфере, снижение уровня травматизма и стремление к исключению случаев гибели на транспорте, в том числе от угроз террористического характера.
Литература
1. Дамдын О.С. Государственное регулирование транспортной деятельности // Молодой ученый. - 2020. -№12. - С. 193-197.
2. Евгений Дитрих представил проект новой транспортной стратегии РФ до 2035 года [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.mintrans.gov.ru/press-center/news/9465 (дата обращения: 19.09.2022).
3. Министр транспорта РФ Игорь Левитин провел заседание Совета по реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. mintrans.gov.ru/press-center/news/4856 (дата обращения: 19.09.2022).
4. Серебрякова М.Ю. Анализ рынка транспортных услуг // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. ХЬ междунар. студ. науч.-практ. конф. - №3 (40) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://sibac.info/archive/economy/3(40).pdf. (дата обращения: 19.09.2022).
УДК 338.47
DOI 10.21661/r-557598
Федорова А.А.
Научный руководитель: Антоновская Е.А.
Совершенствование государственного регулирования транспортной системы в Республике Татарстан_
Аннотация
Статья посвящена актуальному на сегодняшний день вопросу транспортной безопасности, включающей в себя целый комплекс проблем нормативно-правового, финансового, материально-технического, социального, информационного и научно-технического характера, которые своевременно не решались. Автор рассматривает понятие транспортной безопасности как составной части национальной безопасности и анализирует проводимую государством политику в транспортной системе.
I Ключевые слова: государственное регулирование, транспортная система, транспортное обслуживание, транспортная стратегия РФ.
В управлении транспорта, связи и дорожной деятельности Республики Татарстан важное место занимает установление факторов, влияющих на увеличение эффективности
транспортного обслуживания населения, а также выявление резервов [2, с. 16].
По результатам проведенных нами наблюдений рекомендуется классификация основных факторов, влия-
Основные факторы, влияющие на увеличение эффективности транспортного обслуживания
населения
Внешние факторы
ж
1. Государственные программы по развитию транспорта
2. Местоположение, в связи с которым имеется большая
плотность транспортных потоков
3. Количество бюджетных средств выделяемых из регионального и федерального бюджета
4. Количество жилых комплексов
5. Качество подготовки бакалавров и магистров в высших учебных заведениях
Внутренние факторы
1. Состояние автомобильных дорог, соблюдение технологий укладки асфальта и ямочного ремонта
2. Состояние обслуживаемого пассажирского транспорта_
3. Создание новых маршрутов для общественного транспорта_
4. Выявление приоритетных направлений для финансирования.
5. Работа с обращениями жителей, позволяющая быстрее реагировать на проблемы
6. Контроль подрядных организаций по всем направлениям транспортного обслуживания в округе
7. Регулярное автобусного парка
обновление
К. Контроль тарифов на проезд
Рис. 1. Внешние и внутренние факторы
ющих на улучшение транспортной ситуации в Республике Татарстан. Она представлена на рисунке 1.
Резервы совершенствования организации транспортного обслуживания населения подразделяются на текущие, а также перспективные. К текущим резервам относятся те, что можно реализовывать в течение короткого промежутка времени. Для их реализации не требуется больших финансовых трат. Применительно к управлению транспорта связи и дорожной деятельности к ним можно отнести реорганизацию работы светофоров на сильно загруженных перекрестках, создание новых остановочных пунктов в густонаселенных районах Республики Татарстан, а также введение дополнительных рейсов всех видов наземного транспорта.
Перспективные резервы требуют специальных исследований, связанных с изменением факторов. Так, если необходимо существенно разгрузить тот или иной участок дороги, следует провести серьезные исследования с привлечением финансовых ресурсов и экспертов для принятия правильного решения.
Кроме того, в теории и на практике делят резервы на явные и скрытые. К явным относят те резервы, которые без особого труда можно использовать. Так, например, строительство нового путепровода или развязки, позволяющее решить вопросы, связанные высоким трафиком [4, с. 87].
Скрытые резервы связаны, прежде всего, с использованием достижений науки и техники, а также прогрессивного опыта в РФ и в странах с развитой
рыночной экономикой. К ним относится изменение способа движения железнодорожного транспорта на аналогичные варианты из Японии и Китая, что позволит преодолевать расстояния в разы быстрее и увеличит комфорт поездки.
Совершенствование организации транспортного обслуживания в Республике Татарстан, определенно, не стояло на месте. За последние 10 лет силами управления транспорта, связи и дорожной деятельности было достигнуто большое количество положительных изменений. Все они были эффективно реализованы и в лучшую сторону повлияли на жизнь граждан.
Нами предлагаются следующие пути совершенствования государственного регулирования транспортной сферы Республики Татарстан. Отдать приоритет строительству и обустройству, а также озеленению прилегающих территорий наземных пешеходных переходов, вместо надземных. Так как вторые имеют большое количество недостатков, такие как большая занимаемая площадь, которая портит облик республик, увеличение времени перехода и расстояния перехода и крупные затраты на строительство и содержание. Тогда как их наличие не гарантирует безопасность на дороге и снижение показателей пропускной способности транспорта и количества ДТП, связанных с пешеходами [1, с. 99].
Создать все возможные условия для граждан, чтобы они сделали свой выбор в пользу общественного транспорта, взамен личному хотя бы в часы
пик. А именно: создание полос для общественного транспорта, появление велодорожек, реорганизация движения в пользу общественного транспорта, строительство платных парковок. Эти способы решения могут быть использованы на начальном этапе совершенствования организации транспортного обслуживания и в дальнейшем меняться в зависимости от ситуации в Республике Татарстан.
С ростом городов значительно увеличивается их автомобилизация, появляются сопутствующие проблемы: пробки, загрязнение воздуха и непрекращающийся шум, который вызывает у людей депрессию.
Автомобильные пробки - бич всех густонаселенных городов. Продолжительное время управление транспорта, связи и дорожной деятельности борется классическими методами: более тонкой настройкой светофоров, расширением и пробивкой новых дорог, а также постройкой развязок.
Нами предлагается следующая политика: «Республика Татарстан - регион для людей, а не для машин». Теперь приоритет следует отдать пешеходам, затем велосипедистам, потом общественному транспорту и в последнюю очередь - личному автотранспорту. Привилегии, которые получают первые, так или иначе, урезают права последних.
Логика радикального изменения взглядов довольно проста. Новые дороги и развязки стоят десятки миллиардов рублей, жители не рады, что их дома сносят, а расширять дороги остается только за счёт газонов, парков, детских и спортивных площадок. В итоге освободившееся место всё равно займут новые автомобили и, в конце концов, республика превратится в бетонное гетто, где цикл жизни населения строится по кругу «дом - офис - торговый центр».
Из-за обновления республики малый и средний бизнес должен расти. Согласно международному опыту на улицах, где раньше были только парковки и проезжая часть с узким тротуаром, а теперь широкие тротуары и велодорожки, значительно увеличивает-
ся переходный трафик. Обычно от этого выигрывает местный бизнес, что тоже немаловажно [3, с. 65].
Предлагается в сильнозагруженных местах вдоль проезжей части обустроить зоны платной парковки. Они необходимы чтобы избавиться от беспорядочно припаркованных автомобилей в центральной части г. Казань, при этом не породить проблему забитых дворов и переулков, хоть и проблема решаема установкой шлагбаумов. Также необходимо начать принуждать автопарки обновлять подвижной состав общественного транспорта. Новый транспорт должен быть оснащен не только низкопольной конструкцией, а также пандусами для пассажиров и людей с ограниченными возможностями, но и системой кондиционирования в обязательном порядке.
Совершенствование транспортного обслуживания Республики Татарстан на сегодняшний день является довольно сложной задачей. Количество жителей нарастает с каждым днем, благодаря очень удобному местоположению, уровню жизни населения, экономической ситуации, доступности всех необходимых нужд, услуг и развлечений и одновременно с этим очень хорошей экологии, красивой природе и просто спокойного ритма жизни. Но из-за высокого роста населения появляется ряд проблем в сфере транспорта. Занимается данными проблемами отдел транспорта и связи, управления транспорта, связи и дорожной деятельности органов власти Республики Татарстан. Они рассматривают заявления, предложения, жалобы граждан и организаций по вопросам транспортного обслуживания и организации дорожного движения; разрабатывают рекомендации по повышению эффективности организации дорожного движения, осуществляет координацию работы индивидуальных предпринимателей, предприятий и организаций различных форм собственности, осуществляющих пассажирские перевозки, организуют освещение деятельности отдела в средствах массовой информации и многое другое.
Литература
1. Вейхер А.А. Особенности спроса на услуги городского транспорта при сильной социальной защите больших групп населения // Финансы и бизнес. - 2022. - №4. - С. 92-105.
2. Зябиров Х. Транспортная интеграция // Современная торговля. - 2020. - №10. - С. 15-19.
3. Куречка А.Г. Транспортный фактор - основа межрегиональных грузопотоков // Российский внешнеэкономический вестник. - 2021. - №12. - С. 60-71.
4. Морозов В.В. Транспортная безопасность: вопросы юридической регламентации. - М.: ЮМИДА, 2020. - 113 с.