Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорова Анастасия Александровна

Основное содержание статьи составляет изучение государственного контроля сферы транспорта и модернизации транспортной системы. Автор также анализирует основные факторы, влияющие на увеличение эффективности транспортного обслуживания населения, и изучает вопрос взаимодействия органов государственной и республиканской власти с целью обеспечения комплексного социально-экономического развития регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Федорова Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН»

i

можностей влиять на грузоперевозки, что вызвано дополнительной стандартизацией сферы грузовых перевозок, поскольку в соответствии с законодательством регулирование данного вида перевозок проводится без дополнительной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности. Тем не менее, общие условия перевозки грузов определены транспортными уставами, кодексами, и иными документами. Ключевым является Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, в развитие которого утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом [4].

Итак, транспортная отрасль регламентирована большим количеством нормативно-правовых актов, законов, кодексов, инструкций, постановлений и прочих документов. Недостатком является отсутствие их единства (Воздушный кодекс, Водный кодекс и т. д.), например Транспортного кодекса (по аналогии с Налоговым кодексом),

который бы объединял все нормативные акты, регулирующие отрасль в целом, а не по видам транспорта.

Для эффективной государственной политики необходимо рациональное сочетание всех трех важных элементов: оценки, усиление влияния и регулирования. Таким образом, можно констатировать, что это сложный и длительный процесс, направленный на решение общественных проблем, достижение и реализация общественно значимых целей, развитие государства и его отраслей и сфер. Для этого исполнительная власть применяет правовые, экономические, административные и другие методы государственного управления исходя из ресурсного потенциала, в его распоряжении. Определена главная цель государственной политика в сфере транспортной сфере, снижение уровня травматизма и стремление к исключению случаев гибели на транспорте, в том числе от угроз террористического характера.

Литература

1. Дамдын О.С. Государственное регулирование транспортной деятельности // Молодой ученый. - 2020. -№12. - С. 193-197.

2. Евгений Дитрих представил проект новой транспортной стратегии РФ до 2035 года [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.mintrans.gov.ru/press-center/news/9465 (дата обращения: 19.09.2022).

3. Министр транспорта РФ Игорь Левитин провел заседание Совета по реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. mintrans.gov.ru/press-center/news/4856 (дата обращения: 19.09.2022).

4. Серебрякова М.Ю. Анализ рынка транспортных услуг // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. ХЬ междунар. студ. науч.-практ. конф. - №3 (40) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://sibac.info/archive/economy/3(40).pdf. (дата обращения: 19.09.2022).

УДК 338.47

DOI 10.21661/r-557598

Федорова А.А.

Научный руководитель: Антоновская Е.А.

Совершенствование государственного регулирования транспортной системы в Республике Татарстан_

Аннотация

Статья посвящена актуальному на сегодняшний день вопросу транспортной безопасности, включающей в себя целый комплекс проблем нормативно-правового, финансового, материально-технического, социального, информационного и научно-технического характера, которые своевременно не решались. Автор рассматривает понятие транспортной безопасности как составной части национальной безопасности и анализирует проводимую государством политику в транспортной системе.

I Ключевые слова: государственное регулирование, транспортная система, транспортное обслуживание, транспортная стратегия РФ.

В управлении транспорта, связи и дорожной деятельности Республики Татарстан важное место занимает установление факторов, влияющих на увеличение эффективности

транспортного обслуживания населения, а также выявление резервов [2, с. 16].

По результатам проведенных нами наблюдений рекомендуется классификация основных факторов, влия-

Основные факторы, влияющие на увеличение эффективности транспортного обслуживания

населения

Внешние факторы

ж

1. Государственные программы по развитию транспорта

2. Местоположение, в связи с которым имеется большая

плотность транспортных потоков

3. Количество бюджетных средств выделяемых из регионального и федерального бюджета

4. Количество жилых комплексов

5. Качество подготовки бакалавров и магистров в высших учебных заведениях

Внутренние факторы

1. Состояние автомобильных дорог, соблюдение технологий укладки асфальта и ямочного ремонта

2. Состояние обслуживаемого пассажирского транспорта_

3. Создание новых маршрутов для общественного транспорта_

4. Выявление приоритетных направлений для финансирования.

5. Работа с обращениями жителей, позволяющая быстрее реагировать на проблемы

6. Контроль подрядных организаций по всем направлениям транспортного обслуживания в округе

7. Регулярное автобусного парка

обновление

К. Контроль тарифов на проезд

Рис. 1. Внешние и внутренние факторы

ющих на улучшение транспортной ситуации в Республике Татарстан. Она представлена на рисунке 1.

Резервы совершенствования организации транспортного обслуживания населения подразделяются на текущие, а также перспективные. К текущим резервам относятся те, что можно реализовывать в течение короткого промежутка времени. Для их реализации не требуется больших финансовых трат. Применительно к управлению транспорта связи и дорожной деятельности к ним можно отнести реорганизацию работы светофоров на сильно загруженных перекрестках, создание новых остановочных пунктов в густонаселенных районах Республики Татарстан, а также введение дополнительных рейсов всех видов наземного транспорта.

Перспективные резервы требуют специальных исследований, связанных с изменением факторов. Так, если необходимо существенно разгрузить тот или иной участок дороги, следует провести серьезные исследования с привлечением финансовых ресурсов и экспертов для принятия правильного решения.

Кроме того, в теории и на практике делят резервы на явные и скрытые. К явным относят те резервы, которые без особого труда можно использовать. Так, например, строительство нового путепровода или развязки, позволяющее решить вопросы, связанные высоким трафиком [4, с. 87].

Скрытые резервы связаны, прежде всего, с использованием достижений науки и техники, а также прогрессивного опыта в РФ и в странах с развитой

рыночной экономикой. К ним относится изменение способа движения железнодорожного транспорта на аналогичные варианты из Японии и Китая, что позволит преодолевать расстояния в разы быстрее и увеличит комфорт поездки.

Совершенствование организации транспортного обслуживания в Республике Татарстан, определенно, не стояло на месте. За последние 10 лет силами управления транспорта, связи и дорожной деятельности было достигнуто большое количество положительных изменений. Все они были эффективно реализованы и в лучшую сторону повлияли на жизнь граждан.

Нами предлагаются следующие пути совершенствования государственного регулирования транспортной сферы Республики Татарстан. Отдать приоритет строительству и обустройству, а также озеленению прилегающих территорий наземных пешеходных переходов, вместо надземных. Так как вторые имеют большое количество недостатков, такие как большая занимаемая площадь, которая портит облик республик, увеличение времени перехода и расстояния перехода и крупные затраты на строительство и содержание. Тогда как их наличие не гарантирует безопасность на дороге и снижение показателей пропускной способности транспорта и количества ДТП, связанных с пешеходами [1, с. 99].

Создать все возможные условия для граждан, чтобы они сделали свой выбор в пользу общественного транспорта, взамен личному хотя бы в часы

пик. А именно: создание полос для общественного транспорта, появление велодорожек, реорганизация движения в пользу общественного транспорта, строительство платных парковок. Эти способы решения могут быть использованы на начальном этапе совершенствования организации транспортного обслуживания и в дальнейшем меняться в зависимости от ситуации в Республике Татарстан.

С ростом городов значительно увеличивается их автомобилизация, появляются сопутствующие проблемы: пробки, загрязнение воздуха и непрекращающийся шум, который вызывает у людей депрессию.

Автомобильные пробки - бич всех густонаселенных городов. Продолжительное время управление транспорта, связи и дорожной деятельности борется классическими методами: более тонкой настройкой светофоров, расширением и пробивкой новых дорог, а также постройкой развязок.

Нами предлагается следующая политика: «Республика Татарстан - регион для людей, а не для машин». Теперь приоритет следует отдать пешеходам, затем велосипедистам, потом общественному транспорту и в последнюю очередь - личному автотранспорту. Привилегии, которые получают первые, так или иначе, урезают права последних.

Логика радикального изменения взглядов довольно проста. Новые дороги и развязки стоят десятки миллиардов рублей, жители не рады, что их дома сносят, а расширять дороги остается только за счёт газонов, парков, детских и спортивных площадок. В итоге освободившееся место всё равно займут новые автомобили и, в конце концов, республика превратится в бетонное гетто, где цикл жизни населения строится по кругу «дом - офис - торговый центр».

Из-за обновления республики малый и средний бизнес должен расти. Согласно международному опыту на улицах, где раньше были только парковки и проезжая часть с узким тротуаром, а теперь широкие тротуары и велодорожки, значительно увеличивает-

ся переходный трафик. Обычно от этого выигрывает местный бизнес, что тоже немаловажно [3, с. 65].

Предлагается в сильнозагруженных местах вдоль проезжей части обустроить зоны платной парковки. Они необходимы чтобы избавиться от беспорядочно припаркованных автомобилей в центральной части г. Казань, при этом не породить проблему забитых дворов и переулков, хоть и проблема решаема установкой шлагбаумов. Также необходимо начать принуждать автопарки обновлять подвижной состав общественного транспорта. Новый транспорт должен быть оснащен не только низкопольной конструкцией, а также пандусами для пассажиров и людей с ограниченными возможностями, но и системой кондиционирования в обязательном порядке.

Совершенствование транспортного обслуживания Республики Татарстан на сегодняшний день является довольно сложной задачей. Количество жителей нарастает с каждым днем, благодаря очень удобному местоположению, уровню жизни населения, экономической ситуации, доступности всех необходимых нужд, услуг и развлечений и одновременно с этим очень хорошей экологии, красивой природе и просто спокойного ритма жизни. Но из-за высокого роста населения появляется ряд проблем в сфере транспорта. Занимается данными проблемами отдел транспорта и связи, управления транспорта, связи и дорожной деятельности органов власти Республики Татарстан. Они рассматривают заявления, предложения, жалобы граждан и организаций по вопросам транспортного обслуживания и организации дорожного движения; разрабатывают рекомендации по повышению эффективности организации дорожного движения, осуществляет координацию работы индивидуальных предпринимателей, предприятий и организаций различных форм собственности, осуществляющих пассажирские перевозки, организуют освещение деятельности отдела в средствах массовой информации и многое другое.

Литература

1. Вейхер А.А. Особенности спроса на услуги городского транспорта при сильной социальной защите больших групп населения // Финансы и бизнес. - 2022. - №4. - С. 92-105.

2. Зябиров Х. Транспортная интеграция // Современная торговля. - 2020. - №10. - С. 15-19.

3. Куречка А.Г. Транспортный фактор - основа межрегиональных грузопотоков // Российский внешнеэкономический вестник. - 2021. - №12. - С. 60-71.

4. Морозов В.В. Транспортная безопасность: вопросы юридической регламентации. - М.: ЮМИДА, 2020. - 113 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.